На перепись в Башкортостане и Марий Эл будут призывать и на марийском

Государственная телерадиокомпания «Башкортостан» по заказу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан изготовила аудиоролики к Всероссийской переписи населения, которая будет проходить в октябре нынешнего года.

Дикторы башкирского радио и телевидения информируют о сроках проведения переписи. Озвучен и слоган ВПН-2010 — «России важен каждый!», звучит призыв к слушателям  принять участие в предстоящей  переписи населения. Все это на пяти языках: русском, башкирском, татарском, чувашском и марийском.

Аудиозаписи размещены на сайте Башкортостанстата (http://www.bashstat.ru/perepis2010/Sections/Аудиоролики.aspx), доступны для копирования и широкого использования во время проведения различных культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, а также для трансляции по различным радиосетям, сообщает ИА «Башиинформ».

В Республике Марий Эл готовится выпуск красочных цветных плакатов на марийском и русском языках, настольных календарей, отпечатаны листовки для размещения на информационных щитах многоэтажных домов, размещается реклама в троллейбусах и автобусах, сообщает сайт правительства Марий Эл.

В тоже время, как мы уже писали, в этот раз переписные бланки впервые не переведены на марийский язык. Во время предыдущих переписей в Марий Эл документы были доступны и на марийском языке.

Аудиоролик на марийском >>

MariUver

5 комментариев

Filed under Новости

5 responses to “На перепись в Башкортостане и Марий Эл будут призывать и на марийском

  1. Александр

    Представляю сколько миллионов россиян мы недосчитаемся.
    По моему у всех народов России демография очень хреновая, разве что кавказ каким то чудом еще держится.

  2. Рафис Кашапов

    Сохраним единство!

    Обращение писателей Татарстана к татарскому народу в связи с предстоящей в октябре 2010 года переписью населения Российской Федерации.

    Дорогие соплеменники!

    Осенью этого года нас ждет очередная перепись населения Российской Федерации. Совершенно естественно, что мы в очередной раз задумываемся: сколько же нас на самом деле? Это очень важный для нашего народа вопрос. Габдулла Тукай писал о «10 миллионах поволжских татар». А в наши дни насколько верно происходит подсчет народонаселения? И насколько соответствуют действительности обнародованные данные?

    Результаты переписи населения последнего времени породили тревогу за будущность нашего народа. Мы, писатели Татарстана, как и весь татарский народ, обеспокоенные за нашу общую судьбу, вынуждены выступить с этим обращением.

    Кто-то может сказать, пусть, мол, пересчитывают себе, не в первый же раз, что в этом плохого? Но опыт показывает, что методы и результаты постоянных — каждые девять-десять лет — переписей в многонациональной стране с различными языками, обычаями, культурными и религиозными особенностями — это не просто бесстрастный статистический процесс, но и чрезвычайно важное общегосударственное политическое событие. Ведь не секрет, что численность напрямую влияет на государственные основы, количество и качество социального, культурного, образовательного обеспечения представителей того или иного этноса.

    Нашему народу, имеющему многовековую историю, надо понимать, что мы стоим на пороге серьезных испытаний. Практика показывает: перепись населения из десятилетия в десятилетие ведется по изменяющимся в угоду политическому моменту технологиям. И они, эти технологии, с каждым разом по отношению к нам ужесточаются. Тенденция их неуклонно направлена на размежевание и разделение татарского народа. С учетом территориальной разбросанности татар по всей России данный вопрос имеет особую актуальность и принципиальное значение.

    Первая полная перепись населения в России состоялась в 1897 году.

    Процедура переписи в СССР в целом соответствовала методологии первой полной переписи населения России. На практике, однако, имела место политика постоянного занижения численности татар.

    После распада СССР первая перепись населения Российской Федерации прошла в 2002 году. К сожалению, упомянутые выше методы и новые перегибы в исчислении народонаселения сыграли свою роль. Если в демократических странах делается все возможное для получения объективных результатов, то у нас была выработана особая методология подсчета чиcленности, по которой татарский народ был раздроблен на 45 (!) этнических групп. Безусловно, все это не могло не сказаться на результатах переписи. Для снижения общей численности татарского народа были применены и другие технологии.

    Но все эти псевдометоды, направленные якобы на более точное народоисчисление, не смогли внести раскол в сознание нашего народа. Если не считать всем известной специфической переписи в Башкортостане, то мы по сути дела нигде не понесли значительных потерь и, по сравнению с результатами переписи 1989 года, даже получили некоторое увеличение общего числа татар. Один из идеологов Института этнологии и антропологии Академии наук РФ, в стенах которого и была разработана методология российской переписи населения, вынужден был признать: «Татары воспользовались переписью и еще больше консолидировались».

    Нынешней переписи населения предстоит пройти в обстановке, когда рамки национального образования и просвещения сужены до предела. Сегодня имеются все предпосылки того, что нынешняя перепись населения будет использована для дальнейшего нивелирования народов России. Но это не повод для безропотной сдачи позиций. Наш ответ должен быть общим и определенным: все мы, к истокам какой бы этнической или религиозной части народа ни принадлежали, являемся татарами, и наш родной язык — татарский. И еще надо понять следующее: быть представителем татарской нации — это вовсе не значит отказаться от своего рода-племени — то есть этнографической группы. Напротив, лишь оставаясь вместе, единым народом, мы сможем сохранить свой язык, культуру, свои традиции и обычаи. Это надо разъяснить всем, включая детей наших и внуков. Всех нас объединяют одна великая история, общий язык, культура… От нашего осознания проблемы, от нашей активной позиции в деле всенародного единения будет зависеть наше будущее.

    Известная татарская пословица гласит: «Аерылганны аю ашар, бүленгәнне бүре ашар», что означает «Отделившегося медведь съест, обособившегося — волк». Наступают ответственные времена, когда татарский народ, второй по численности в России, будет испытан на прочность. Нельзя допустить, чтобы нашу монолитную нацию разбили на небольшие историко-этнические кусочки. Надо постоять за наше единство, за нашу здоровую общую будущность.

    ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ ЕДИНЫ!

  3. Идрисов Рустам

    УФА, ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ
    БАШКОРТСТАН

    Р. З. ХАМИТОВУ

    Хөрмәтле Рөстәм Зәкиевич!
    Многоуважаемый Рустем Закиевич!
    Примите самые сердечные поздравления по случаю Вашего избрания на высокий пост Президента родной Республики Башкортстан и разрешите пожелать Вам всего доброго и, как говорится, попутного ветра в реабилитации былого авторитета родного края. Примите также добрые пожелания в адрес Вашей семьи, Вашим родным, близким, всему Вашему роду, терпения, такта и взаимного уважения, предельно необходимые в столь нелегкий и ответственный для нашего Отечества час. Многие люди, звонившие мне после Вашего назначения, говорили о вас с уважением как о настоящем демократе, добропорядочном человеке. Я и сам думаю так и уверен в этом, что создает между нами мост для сотрудничества во имя расцвета нашей республики. Одновременно разрешите мне, как сыну и поэту-публицисту родной земли, считайте почти семидесятилетнему ветерану, выросшему сиротой военных лет без куска хлеба, вынужденному по известным Вам причинам вот уже двадцать лет жить вне пределов своей республики, но ни там, ни здесь на йоту не уступавшему низменным чувствам ради сиеминутной выгоды, выразить Вам свою готовность служить своему народу и родной земле — не сочтите эти слова за высокопарные! — до конца своей жизни, до последнего вздоха, чтобы наш родной народ, наша родная земля жили и чувствовали себя в единой экологической среде обитания, любви к нам мира и народов.
    Я принялся за письмо к Вам писал письмо сразу после Вашего назначения. Писал-писал да и остановился. Зачем, подумалось мне, ему разве до того, чтобы читать длиннющие письма в двадцать-тридцать страниц? А мыслей — целых на сто. И я ограничился тогда лишь поздравительной телеграммой на Ваше имя. Надеюсь, она дошла до вас. Во всяком случае, при честной организации труда вашего Аппарата, должна была дойти. Но люди продолжали мне звонить и писать, ставить острейшие для ситуации в Башкирии вопросы, какие грядущие изменения ожидаются в республике, как будто я заведовал канцелярией Башкортстана. В то же время, не скрою, меня одолевало внутреннее сомнение: с кем мы имеем дело в Вашем лице? Кто Вы? Очередной функционер федерального назначения, сушеный до потери сознания великорусский интернационалист или человек-мыслитель, гуманитарий духа или же, как выражались французы времен Конвента, человек-гражданин республики, имеющий собственную программу КОРЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ и РЕКОНСТРУКЦИИ? Поверьте, даже этот сокращенный вариант письма, спешащий из самых добрых побуждений хоть немного помочь Вам и всем нам как-то относительно безболезненно выйти из создавшейся ситуации, дается мне нелегко, ведь зающий наше прошлое человек понимает, что каждая фраза этого послания зарезервирована судьбой.
    Но проблемы надо решать. Как-то надо оголиться чувством человеческого достоинства и очиститься от мерзости совершенной несправедливости властями Башкирии в отношении целых народов. Чтобы не мучать себя за то, что так и не решился отправить Вам то длиннющее письмо и ни за то, что в случае отправления, вымучил Вас с сердечными излияниями двадцатилетней давности в двадцать страниц, я, кажется, нашел оптимальный путь: решил недописать письмо и направить Вам библиотеку своих произведений, в которых в более квалифицированной форме изучены проблемы, которые поднимались в нашем письме. Там представлена основная, но малая толика — часть моих произведений по жанрам — прозы, поэзии, драматургии, публицистики и т.д. Это и вовсе не говорит о том, что их надо все вычитать. Для этого даже года времени не хватит. Вы тоже не читайте их, хотя бы пролистайте!.. Вам —на выбор. Поэзия, проза и драматургия — ради отдыха. Книги публицистики для размышления и обобщений. Книги разных эпох. Нашумевших. Весьма в свое время известных. На татарском и русском. И потом, как человек тоже хоть немного честолюбивый, не могу же себя лишить мечты о том, что и мои книги, возможно, имеют право быть рядом с Вами в Вашей личной библиотеке. Многие из них представлены в библиотеках мира, в том числе библиотеках Конгресса США и Президентов всех республики Ближнего Зарубежья. Пусть в шутку и всерьез будет сказано, что едва ли кто из Президентов мира, начиная от Джорджа Вашингтона, сразу заимел от одного автора сразу столько книг — целую библиотеку, их, кажется, тринадцать единиц — по-моему в истории не было. Вот и решился на подобный шаг. Ведь, к сожалению, я не уверен, что Вы когда-либо сможете получить подобную библиотеку и такое, надеюсь, искреннее письмо от Ваших писателей, поскольку писателей воспитывает не Аппарат Союза Писателей с его 400 членами, тем более не аппарат самогонный, — а лишь народ, имеющий многовековую цивилизацию. И я счастлив тем, что мне удалось это сделать, Рустем Закиевич!.. Притом, Вы можете их передать на прочитку любому человеку, всем своим близким.
    Поскольку мое имя в республике являлось и до сих является запрещенным, то и эти ни в чем не повинные книги также продолжают оставаться таковыми по сей день. Правда, я их всех по выходе дарил научной библиотеке имени Валиди, но они там, как мне известно, едва ли значатся в числе живых — спущены в подвал забвения или уничтожены и вовсе. А вот моя (и некоторых других татарских писателей) научная библиография с каталога этой библиотеки убрана, мне известно точно.
    Однако, чтобы Вам легче было разобраться среди предлагаемых книг, я решил сопровождать короткими уточнениями-сопроводиловкой.Выбор остается в вашем усмотрении. С Вашего позволения, как это бывает в письмах подобного рода, «сопроводиловку» я намерен завершить с несколькими поступившими от моих корреспондентов (они значится в письмах на мое имя и в звонках ) и личными просьбами. Некоторые книги я снабдил заставками на случай, если Вы поинтересуетесь отдеьной проблемой. Итак:
    1. «МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ». Первая книга из тех двух, которые Вы должны бы прочесть. Это срез проблемы Времени в татарском срезе истории. Возьмите Вы ее с собой в командировку, она транспортабельна, за два часа летного времени Вы ее прочтете и, надеюсь, получите истинное удовольствие.
    2. «КНИГА ПЕЧАЛИ» (Издано в Вильнюсе, в 1991 году.) Возможно, она у Вас есть, если нет и не читали, то найдите время, пролистайте хотя бы. Она рассказывает о втором периоде т.н. втором периоде насильственной башкиризации.Она, вообще, после известного «антитатарского бунта» во главе с татарином Заки Валиди, в первые годы после революции, говоря точнее, в годы сталинской и постсталинской бездуховной реконструкции, делится, конечно, условно, на три периода: 1953-1964; 1976-1988; 1991- по наши дни. Этот печальный рассказ — источник всех моих бед и страданий. Я думал, что за эту книгу я получу благодарность властей, а получил розгу ненависти и рукоять пистолета в бок и в лицо.В 1999 году в отместку за эту публикацию статьи «Язык мой друг мой…» ( Журнал «Дружба народов», № 6, 1988) и этой книги мне и моим единомышленикам под Дюртюлями была устроена автокатастрофа с тяжелейшими телесными последствиями.
    3. «ГОМЕРЕМНЕҢ УН КӨНЕ».(Издано в Тольятти). Документы и фотографии.Репортаж с Советской Площади Уфы по следам моей десятидневной голодовки за равенство татар наряду с башкирами и русскими. Не прислушались,В итоге — что произошло, Вам известно.
    4.»УБИТЬ ИМПЕРИЮ!» (Издано в 1997г. в Йошкар-Оле). За издание Президентом Мари-Эл Кислицыным семь человек во главе с министром печати сняты с работы. При выходе арестовано Прокуратурой.После нескольких месяцев освобожден Генеральным Прокурором РФ Скуратовым как не имеющее состава преступления. Об этом читай:» Известия» 14 сентября 1997 года. Публикация Б. Бронштейн: «Книга «Убить империю!» попала в переплет».
    5. «ПЕРЕПРАВИМ ПАСПОРТ…» (Издано в Чебоксарах) За эту книгу перед началом переписи 2002 года, днем, В Уфе рахимовский ОМОН в масках избил мою семью, водителя, наломал мне три ребра и отбил почти. Пролежал в больнице. Эпикризы ушибов хранятся в наших архивах. Если Вы намерены сделать что-то хорошее и стоящее для народов в плане их национального развития, в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ПОСТРАДАВШЕГО ОТ РАХИМОВСКОГО ПРОИЗВОЛА ТАТАРСКОГО НАРОДА, Вы и Ваши соратники должны ИЗУЧИТЬ эту книгу с карандашом. Там представляется даже список горе-руководителей как республиканско-генеральского, так и районно-полковничьего масштаба, совершившие преступление против татарского народа в течение двадцати-тридцати лет. Русский перевод неполный. Желательно изучить полный текст — на татарском. Для этого необязательно знать литературный татарский язык. Там буквы сами кровоточат. Это — пока первый и последний в открытой печати социальный анализ башкирского этнофашизма, ВОЗМОЖНОГО ТОЛЬКО в контексте российской действительности.
    6. «ПЬЕСАЛАР». (Казань) Сборник пьес и роман «Почему я не стал драматургом» — история постановки двух моих пьес на сцене Башкирского Академического театра и снятых со сцены как «антибашкирского автора». Там также немало забавного.
    7. «ЯШИСЕБЕЗ КИЛӘ!» — (2009, Казань) Избранное на татарском. Пролистайте: там более половины материалов из жизни Башкортстана. По следам писем из Гафурийского района, опубликованным в 80-ых годах в газете «Совет Башкортстаны», было принято Постановление Совмина БАССР. Они обозначены заставкой.
    8. «ЖИТЬ ХОЧЕТСЯ!» (2010, Наб. Челны) Не перевод той книги. Орининал. Избранные публ. статьи, написанные и опубликованые мной на русском языке за всю жизнь. Там много забавного. Прочтите аналитику под названием «За межнац. стабильность…» и «Обращение Президенту Башкортстана…» (Стр.299- 322) . За публикацию их я удостился коллективного письма оголтелых башкиристов на имя Шаймиева. Обратите внимание на «Пожалуйте нам айсберг. Письмо королю Норвегии» (Стр 582).
    9. «ТАЛАНТ. ШӘХЕС. ЯЗМЫШ» (2007, Наб. Челны). Двухтомник. Литературная критика, библиография и философские размышления. Половина статей из литературной жизни Башкирии. Некоторые стать и заставлены бумагой. Прочтите. пожалуйста, о Мустае!. Как и при каких обстоятельствах было написано на фронте письмо башкирских бойцов родному народу.
    10. КЫЙБЛА» (КААБА) — (Казань) мои избранные по прозе. Как было бы хорошо. если бы ВЫ п прочли хотя бы один рассказ!..
    11. «КОЛМАК ҖЫЯ КЫЗЛАР». Избранные стихов. Возьмите в руки в минуты отхдыха. В такие минуты я обычно в шутку говорю: «Колхоз эше бетми, акча җитми!»
    12 «БИКТЫРЫШ» (Казань, 2009). Третье издание. На татарском и русском языках. Можно сказать, любимое произведение татарских и башкирских детей, вышедшее первым изданием на башкирском языке еще в далеком 1975 году. ВВ 198 году вышел в Москве массовым тиражом. Обратите внимание на текст песни на стр. 124.
    Теперь разрешите перейти к проблемам-просьбам, ставящимся трудящимися Башкирии в обращениях ко мне как писателю-общественному деятелю, а также просьбам, в которых нет ничего сугубо личного, без оптимального решения которых, многоуважаемый Рустем Закиевич, на мой взгляд, невозможно качественное обновление башкортстанского общества. Мне кажется, по каждому из вопросов, ставящихся мной, можно было бы назначить спецкомиссии и, ДОСКОНАЛЬНО изучив проблему, вырвать корни страшных последствий башкирского шовинизма навсегда и наказать виновных за совершенные беззакония таким образом, чтобы они дальше никогда не смогли так загадить душу человека!.. Но хватит ли у Вас, у вашей команды (есть ли она?) сил, смелости и терпения? Ах, как они теперь сильны, ах, как они успели пустить ядовитые корни! Если бы Вы, даже будучи назначенным Президентом, знали бы о них хотя бы десять процентов того, что известно нам, возможно, не приняли бы такой опаснейший пост. Имейте виду, они сейчас в какой -нибудь пещере Шульган-таша вырабатывают программу Вашего смещения с этого поста!..
    ПЕРВОЕ. Освобождение власти от головки клана есть лишь первый шаг. Вторым глобальным шагом с Вашей стороны должно было стать безотлагательное дезавуирование обьявления сотни татарских сел башкирскими по ложной теории ученых асфандияровско-башкиристского толка — то-есть предотвращение третьей стади перезаписи исконных татар исконными башкирами во время ожидаемой переписи. Но, к сожалению, этого не произошло. Если ВЫ это допустите, не отмените их (пока не поздно!), то произойдет новое, уже окончательное утверждение ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ, которая чревата в будущем межнациональными трениями и столкновениями.
    Надо создать у народов социальную надежду на лучшее. Базой для этого является хорошее настроение: идти на работу с мыслями о том, что тебя нагрядят или лишат премии за то, что ты татарин — далеко не одно и то же. Сегодняшняя Башкирия нуждается в психологической и нравственной реабилитации духа. Люди потеряли веру в добро и правду. Особенно большой урон рахимовский режим нанес татарскому обществу. Сегодня каждый татарин или татарка нуждаются психологической помощи в том, что его народ достоин ласки в равной степени как и для башкир и русских.(См. «Жить хочется!» » Золотой запас республики», стр. 182) Нужно прекратить взбаламутить сознание народов на пробашкирском шовинистическом душке. Это — прямой путь к дестабилизации общества и к народным волнениям. Если Вы, как Президент, не сможете переломить эту тенденцию решительно и однозначно в соответствие с исторической ПРАВДОЙ, то ВСЕ ВАШИ ДРУГИЕ НАЧИНАНИЯ НЕ НАЙДУТ В НАРОДЕ ДОВЕРИЯ, ЗАХЛЕБНУТСЯ И ПОГРУЗЯТСЯ В ОМУТ ЗАБВЕНИЯ. Надо закрыть лавочку лжетезисов башкирских лжеученых о том, что «татары Башкирии — это некогда отатаренные башкиры, наша задача – вернуть народу свою историческую память.» Немедленно, до начала переписи успеть отменить ложный, НЕЗАКОННЫЙ список татарских деревень В КАЖДОМ РАЙОНЕ, ОСОБЕННО В ЧИСТО ТАТАРСКИХ ЗАПАДНЫХ РАЙОНАХ, объявленных компанией Асфандияровых башкирскими. Не допустить новой профанации истории, что опасно в социальном плане. Историческая память народа должна держаться не на насилии, а на самой памяти народа, тем чувством, кем, сыном или дочерью какого народа чувствует себя человек на данный момент. И смех, и грех. Нынче летом я побывал в своей родной деревне Малые Каркалы Миякинского района. Вдруг по БСТ передача о нашем районе. В сознание повально татарского зрителя внедряется список татарских деревень, которые, как говорит диктор, «должны стать исконно башкирскими по правде». Какие это деревни? Знаменитое крупнейшее татарско-мишарское село Менеузтамак. В кадре: жители говорят по-татарски. Диктор: СЕЛО ДОЛЖНО СТАТЬ БАШКИРСКИМ. Мои соседние, сопредельные села КАЧЕГАНОВО, ИШЛЫ, БАЯЗИТОВО, ЗИЛЬДЯРОВО, ШАТМАНОВО, БОЛЬШИЕ КАРКАЛЫ, АНЯСЕВО и десятки других В кадре: жители все, кроме диктора, говорят по-татарски. Диктор: села «ради исторической истины» должны стать башкирскими. А люди сидят и смеются. Какой толк Вам от такого телевидения, СМИ? То же самое произошло по телевидению насчет Больших Каркалей и моих родных Малых Каркалей. Показывают село по моим фотографиям из моих книг, а имени среди имен выходцев из мой деревни меня нет (запрещен!), о зато подыскали среди моих одноклассников одного оппортуниста, который талдычит по-татарски о том, что якобы наша деревня является исконно «башкирским». Говорили, что соседи в тот вечер его избили. Я ПРОШУ, Я ПРОШУ, Я ПРОШУ ВАС ПОСТАВИТЬ ВОПРОС В СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РБ НЕМЕДЛЕННО И БЕЗОГОВОРОЧНО ОТМЕНИТЬ ВСЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИИ СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. И ПЕРЕСТАТЬ СМЕШИТЬ КУР В САМОМ ЩЕПИТИЛЬНОМ ВОПРОСЕ, ЧТОБЫ НЕ НАСМЕШИТЬ ВЕСЬ МИР ХОХОТОМ.
    ВТОРОЕ. Прикрывшись фиговым листком «Добровольного присоединения с Россией» и лозунгом «С Россией — навеки!» Рахимову удалось создать расовое микрогосударство в срезе унитарного российского государства. Однако, нельзя Рахимова охаивать во всем. Он весьма способный эконмист-руководитель и заметный государственный деятель. Он основал фундамент башкирской государственности. Сделал очень многое для своего народа. Хорошее дело он сделал и для моего рода. Спасибо ему. Я его осуждаю за то, что он, выполняя заказ Москвы, открыл путь оголтелому антитатаризму со стороны башкиристов. Благодаря чему башкиризм доказал свою способность создать этнорасовое государство на опыте еврейского, сербского и русского великодержавных шовинизмов. Ирония истории: Институт языка, литературы и истории, как в оскорбление названный именем великого татарского поэта Маджида Гафури, где одни доктора наук и академики, но нет, пожалуй, ни одного настоящего ученого с крупным именем по национальному и межнациональному этногенезу и по археологии, превратился в настоящий штаб по присвоению всей татарской цивилизации вплоть до Марджани, Ризы Фахрутдина и Габдуллы Тукая, по выработке псевдонауки по антитарской человеконенавистнической риторике. Вот уже сколько десятилетий они травят воздух и воды бассейна рек Идели-Акидели и древнего Урала шовинистическим угаром ненависти к братскому татарскому народу. Так нельзя жить, не то что дружить. Всякого рода замшелые фальсификаторы истории — лжеученые и писатели-поэты типа Шакуров, Асфандияров, Акманов, Биишев, Мажитов, Кулшарипов, Бикбаев, Султанов, Зайнуллин, Хисамутдинова, Аралбаев и десятки других. Сначала оконтузив историческую науку, они за десятилетия оконтузили историческое сознание и жизнь народа. Я не требую их репрессировать. Пусть трудятся на благо собственных народов. Они наверное, имеют право заниматься наукой. И среди них, возможно, есть люди, не лишенные способности мыслить и мыслить исторически. Но пусть они развивают историческую науку о башкирах не на догадках, а на основе документов.Но не изолировать их от молодежи нельзя, дабы не испортили кровь поколений. Они уже и без того много ее попортили.В науке места всем хватит, но только не для тех, кто занимается не фальсификацией истории втемную, так пещерно как собственного, так и татарского народа, сделавшего для башкиркого этноса неоценимо много, о чем хорошо осведомлен весь просвещенный мир. Надо пустить свежий воздух, кислород, озон по сосудам исторической и этногенитической науки Башкортстана, если еще в этих сосудах теплится здоровая кровь и за десятилетия эта кровь окончательно не заразилась и опаганилась манией величия и бациллой человеконенавистнических ядов.
    ТРЕТЬЕ. Конечно, такие долгожданные революционные преобразования не делаются за день, за месяц. Демократии уходят быстро, возвращаются долго. Здесь и тянуть нельзя. Если оставшаяся полуиспороченная кровь застынет, то его трудно будет привести в движение. Как мне кажется, Вы должны были начать свою деятельность с реставрации добрых традиций СМИ, радио и телевидения. Это невозможно без смены руководителей средств СМИ. Разве можно с ними что-либо поменять на лучшее? Так их надо было, мягко выражаясь, на второй день выставить за дверь!.. Читаете ли Вы газету «Башкортостан»? Знаете ли какую дребедень и хлам она печатает?! Эта газета уже десятилетия живет в мире шовинистических грез и националистического угара, взращивает в народе идею башкирско-византийской первосортности, арийской избранности и мании величия в худших ее формах, граничащих с шизофренией. О самодурных повадках ее главного редактора, ставленника прежних властей Кинзябаева, Вы можете прочесть в моей книге » Жить хочется!…» прочтите, получайте удовольствие от деяний главного редактора одной из ведущих газет. ( «Обращение Президенту…» стр. 322-327). Редактор газеты «Кызыл таң» Фатхетдинов вроде бы культурный человек, неплохой журналист и организатор печати, однако, конечно, под нажимом властей превратил некогда знаменитую, выходившую 250 тысячным тиражом татарскую национальную газету в жалкую газетенку – врупор официозного башкиризма и насильственной башкиризации татар, в результате чего сегодня в Башкортстане татары как национальная общность, народ, можно сказать, потерял свою свою национальную идентичность, у которого не осталось ни одной татарской школы, по меркам той же национальной идентичности — ни одной настоящей национальной татарской газеты. О телевидении и радио я и не говорю. Их не было помине. Сейчас, при до сих до сих разгуливающемся диком башкиризме, подавно нет.
    Уважаемый Рустем Закиевич!
    ЧЕТВЕРТОЕ. Много звонков и просьб в отношении открытия списка репрессированных личностей рахимовским режимом. Вы можете поставить эту мою просьбу в повестку дня заседания СБ Башкортстана. Нет, речь не идет о каких-то карательных операциях, поиска «врагов народа». Тут имеется в виду катарсис, который необходим для очищения организма. Ладно, меня, старого писателя, можно и забыть. Но как забыть замечательного певца Венера Мустафина, повесившегося на ножке рояля в здании Башгосфилармонии после очередных издевательств? Кто и когда расследует это преступление и даст ответ? Как забыть величайшего финансиста времен начала демократии 90-ых, выдвинувшего в свое время себя кандидатом в Президенты Башкирии — основателя банка»Восток» Кадырова, стертого в порошок Рахимовым со своим банком вместе? Как забыть тех, пострадавших лишь за то, что они являлись моими земляками и смели подавать мне руку — председателя знаменитого колхоза «Дружба» Рината Галиева, доведенного в казематах Рахимова в состояние сумасшествия и умершего страшных муках недавно и его милую, несчастную семью? Как забыть страдания моих односельчан — бывшего мэра города Салавата Асгата Галиева, незаслуженно выкинутого Рахимовым на улицу и знаменитого певца Айдара Галимова. лишенного за последние годы эфирного времени на радио и по телевидению? Их можно было бы продолжить до бесконечности.
    ПЯТОЕ. Я уже говорил, что в течение более чем двадцати лет мое творчество находится в Башкирии под запретом. Без суда и следствия я был объявлен «врагом башкирской нации» и с тех пор являюсь «невъездным» не только в пределы республики, в родной район, в родное село, но и на страницы газет журналов, на радио и в телевидение. Вот уже двадцать два года читатели не увидели ни разу моей фамилии в средствах СМИ. Я оторван от миллионной аудитории своих читателей. Извините, когда и кто принесет мне извенения за мое подорванное здоровье? За отбитые почки, перебитые ребра? За кучу болезней, нанесенные мне в виде ишемии, стенокардии, атерослероза и т.д., за оскорбление моей личности в течение десятилетий? Простите, в чем я виноват? Какое я совершил преступление, чтобы наказали меня всеобщим презрением целого государства?
    Я прошу, я прошу, я очень прошу Вас помочь мне выйти моему народу с чистым сердцем из этого ада мучительной униженности! Вы — Президент Государства, я отправил на Ваше имя свои произведения, пусть ваши помощники во главе с министром юстиции найдут там хотя бы одно оскорбление в адрес родного мне башкирского народа; если найдут, то пусть подадут меня в суд; если нет, то пусть они сами, или же редакторы газет или же министр культуры пришлют мне официальное извинение; откроют мне эфирное время на радио, телевидении, страницы газет и журналов… Ведь я был принят в члены Союза Писателей СССР организацией писателей Башкирской АССР еще в далеком 1976 году! Чем я хуже других, пусть Башгосиздат издает мои книги! Ну разве я не прав? Хватит жить на потребу оскорблений политических бездарностей и башкиристских мифотворцев! Пора очиститься! Ведь я, с моими возможностями поэта и трибуна, мог бы вдохновить народ на созидание великих свершений! Народ Башкортстана хорошо помнит — это не пустые слова. Используйте меня на благо нашей родной Башкирии!..
    ШЕСТОЕ. Я очень соскучился по моему слушателю — аудитории, которого не видел столько лет. Аудитория сама соскучилась, наверное, не менее, чем я. Ведь были времена, когда мы с народной артисткой России Нурией Ирсаевой собирали в дворцах культуры Уфы и республики такие широкие аудитории, что на страже порядка стояла конная милиция! Мне скоро исполнится 70 лет. Мне некогда уже ходить на тусовки мальчишек с лозунгами. Мне нужна серьезная, понимающая серьезную поэзию среда — любви и уважения. Я хочу обрадовать слушателей и зрителей. Подарить радость народу. Без дешевой политизации момента. Читать настоящие стихи, петь настоящие народные песни!
    Многоуважаемый Рустем Закиевич! Я прошу, я прошу, я прошу Вас дать указание Вашему министру культуры, чтобы его работники вышли на меня, чтобы мы с каким-нибудь известным певцом из Казани ( или даже с уфимскими!) провели несколько встреч в дворцах культуры Уфы и республики, чтобы народ после долгой кислородной недостаточности вздохнул с полной грудью. Как это делается, я. кажется. еще не забыл.
    Извините, что занял у Вас много времени. Но я уверен, что все это пойдет в пользу общего дела. Ведь мне кроме радости народа ничего и не надо.
    При необходимости мои телефоны: дом 8-8552-35-40-86; сотовый 8-927-420-76-60.

    Спасибо Вам, что нашли время для этого письма. Мечтаю о том времени, удасться познакомиться лично. Уверен, они будут радостные минуты.
    Исән булыгыз. Бәхетле булыгыз.
    Ваш АЙДАР ХАЛИМ, поэт.

    02.09.2010.

  4. Вачис

    Случайно наткнулся на интересные данные по переписи населения РФ, в частности на приказ №74, которым утверждены перечни возможных ответов граждан по вопросам их национальной принадлежности и владения языками (www.perepis-2010.ru)
    В приложении № 1 этого приказа дан алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения для кодирования ответа на вопрос о национальности. Особенно интересными показались мне такие национальности, как «папуасы хули», «жители вселенной», «кацапы» и прочее:)))
    Так вот, из 1840 представленных в перечне национальностей, 23 – марийцы:)., что составляет 1,25%!!!

    Список прилагаю:
    1. ветлужские марийцы
    2. восточные марийцы
    3. горные марийцы
    4. лесные марийцы
    5. марийцы луговые
    6. луговые марийцы
    7. лугово-восточные марийцы
    8. марийцы
    9. марийцы ветлужские
    10. марийцы восточные
    11. марийцы горные
    12. марийцы лесные
    13. марийцы лугово-восточные
    14. марийцы луговые
    15. марийцы уральские
    16. олык марий
    17. чимари
    18. вутла мари
    19. кожла марий
    20. курык марий
    21. мари
    22. марий
    23. черемисы

    В алфавитном перечне возможных вариантов ответов населения для кодирования ответов на вопросы о владении языками из 855 предложенных – 11 марийских языков (1,29%)
    1. восточно-марийский
    2. горномарийский
    3. горный марийский
    4. лугово-восточный марийский
    5. луговой
    6. луговой марийский
    7. марийский
    8. марийский горный
    9. марийский лугово-восточный
    10. марийский луговой
    11. марийско-восточный

    Интересно, какой специалист из Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая составлял такой список относительно возможных ответов марийцев на вопрос об их национальности и владении языком?:)))

    http://aideme.livejournal.com/7658.html

  5. tymai

    Где же наши хваленые Министерства образования и культуры, Мер канашы радеющие за единение и сохранение народа??? Разброд и шатание в наших ряда.
    К примеру, я МАРИ, при этом то ли МАРИ ЛУГОВОЙ, то ли ЛУГОВОЙ МАРИ. Не пойму откуда-то ЛУГОВОЙ и видимо проживающие или оказавшиеся на восточной стороне луга ЛУГОВО-ВОСТОЧНЫЙ МАРИ и МАРИ ЛУГОВО-ВОСТОЧНЫЙ. Понимаю многим хочется выделить себя тем, что они ВОСТОЧНЫЙ МАРИ, но при чем тут МАРИЙСКО-ВОСТОЧНЫЙ.Но а бедные горные мари совсем запутались. Одним словом беда.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.