Пермские марийцы участвуют в работе Всемарийского Совета

Сегодня в Ижевске проходит выездное заседание пленума Всемарийского Совета России — Мер Каҥаш. В его работе принимают участие представители Пермского края.

В числе задач пленума Всемарийского Совета России – Мер Каҥаш – распространение опыта марийской общественной деятельности в регионах России и активизация общественной деятельности молодых марийцев по сохранению культуры, языка и традиций народа.

В работе пленума принимает участие делегация от Пермского края, в составе которой председатель общественного объединения «Марийский культурный центр» Суксунского района Надежда Спиридонова, член Совета марийских центров, руководитель Краснолужинского дома досуга Валентина Савина, начальник Управления культурно-досугового центра Поедугинского сельского поселения Суксунского района Борис Кусекеев, глава Поедугинского сельского поселения Суксунского района Павел Сергеев.

Член Мер Каҥаш, председатель Пермской региональной общественной организации «Центр марийской культуры Пермского края «Сулий» Луиза Николаева выступит с презентацией «Самый марийский район Пермского края — Суксунский», в которой отражена работа с марийским населением в рамках краевой целевой программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы, и районной целевой программы «Поддержка и развитие национальных отношений Суксунского района».

Поездка делегации пермских марийцев организована при содействии администрации губернатора Пермского края.

Источник: Пермский региональный сервер

41 комментарий

Filed under Новости

41 responses to “Пермские марийцы участвуют в работе Всемарийского Совета

  1. Чолга

    Собрались в Ижевске куклы барби во главе с Яковлевой со своими «кентами» и обсуждают один вопрос: как можно ещё оболванивать простой марийский народ? На самом деле-то, все они создают видимость только, что работают во благо своего родного народа, и в то же время выполняют указания маркеловых и ему подобных…

  2. Осип

    Согласен на все 100% А что там Яковлева делает? Почему не в Москве? Она потеряла авторитет среди коренного населения Марий Эл. Да и русские неоднозначно относятся.

  3. Опанас

    Это хорошая идея – проводить заседания Мер каҥаш в местах компактного проживания мари. Таким образом члены Васемарийского Совета на местах могут познакомиться с положением мари в диаспорах, обратить внимание местных властей на марийцев. Неплохо бы провести заседание и в Пермском крае (или же в Свердловской области), но с обязательным посещением марийских деревень обоих регионов. В Удмуртии положение мари нерадостное, на Урале еще хуже. Я был и в марийских деревнях Удмуртии, очень хорошо представляю положение мари Пермского края и Свердловской области.

    И да кстати, благодаря выездному характеру, заседание Всемарийского Совета впервые так широко освещается:
    http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www.udm-info.ru%2Fnews%2Fudm%2F17-03-2010%2Famari.html

    http://perm.ru/news/news_more/?id=15045

    http://www.izh.ru/izh/promo/8600.html

    Так что спасибо Яковлевой, Мочаеву, Юзыкайну и др. дальновидным марийцам.

  4. Света

    У губернатора Пермского края есть свой блог, где можно ознакомиться с его дневниковыми записями. Где у нашего?

    • Non-Russian

      Да есть… Только Олег Чиркунов там в своем блоге никогда не упоминал о нерусских народах своего края. Он решил сэкономить за счет сокращения финансирования коми-пермяцких учреждений культуры, «оптимизирует», т.е. закрывает, коми-пермяцкие, татарские, марийские, удмуртские школы, ДК, сельские администрации. При Чиркове перестали преподавать в крае коми-пермяцкий язык, закрыли все коми-пермяцкие газеты.

      Многонациональный Пермский край для властей негармоничен, поэтому ими взят курс на «гармонизацию национальных отношений народов Пермского края», т.е. на русификацию всех нерусских.

  5. Петан

    В Пермском крае прекращено преподавание марийского языка! Оно велось в Васькинской школе, о чем часто упоминал Мариувер, в текущем учебном году от языка отказались. На четыре марийских деревни Суксунского района — три Центра марийской культуры, и ни одной школы с преподаванием марийского языка! Наверно надо в каждой деревне создавать районные Центры культуры. Хотя, работа ведется, есть что показать пермским марийкам. Хотя — где мужчины???
    А проведение выездных Пленумов Мер канаш планировалось давно, не было возможности. Список дальновидных марийцев начинается не с тех имен что приведены выше. Не присваивайте чужие идеи, господа-товарищи.

  6. Гапик

    Если бы эти выездные заседания помогали делу.Так, пиар- декларативный ход.Надо же себя демонстрировать.Если уж в титульной республике не могут как следует решать вопросы образования, поднимать национальную культуру,менталитет и т.д.то как они собираются это делать в других республиках для марийцев?Как это ими представляется?Может, не стоит соваться в чужой монастырь со своим уставом, когда нет порядка в собственном? Национальные вопросы марийцев за пределами республики будут положительно решаться в том случае,если будет сильна в этих компонентах сама Марий Эл, если она будет помогать и способствовать этому,понимая свою моральную ответственность перед сородичами,проживающими в других регионах,как это прекрасно поставлено в Республике Башкортостан. А так это все показуха и увеселительная поездка со всякими развлечениями и экскурсиями себе в удовольствие.Думаете, от этого выиграют местные марийцы?Дудки,как мельчали,так и продолжают в том же духе…

  7. Hru

    Тений калыкым уэшын возаш тÿҥалыт. «Ончык ужын моштышо-влак» тидым палат мо? Мый Мер каҥашын пашажлан тунам веле ÿшанаш тÿҥалам, шушаш шыжымсе калык перепись деч вара Марий Элыште да «кент»-влакын коштмо верлаште марий-влакын чотышт кугемеш гын, кузе тиде лийын ыле пошкырт-влак дене кандаш ий ончыч эртарыме перепись годым.

    С этого IP-адреса ранее написан комментарий от Гапик (19.03.2010 в 16:53)

  8. Петя

    «Кент»-влак! Лариса шÿжар, Юзакай, Мочай, те пашам ыштышын веле койыда, могай… Кунам марий калык верч тыршымыдам ужына?!

  9. Hanhi

    Извините!
    По названию статьи и по фотографии прямо и скажшь: «Молодые марийцы активизировались…»
    Почему над бабушками издеваться. выдавая их за «молодежь»?

    • Опанас

      Но фотографию можно отнести и к словам «по сохранению культуры, языка и традиций народа»…
      Вы уж сами не знаете к чему придраться…

  10. Hanhi

    Е-е-е, Опанас!
    Подумай на досуге, что такое «информационный повод».
    Лучше ещё раз прочти те строки статьи, которые находятся непосредственно под фотографией.
    Почитав статью, хотелось бы обрадоваться пермским марийцам, но получился обратный эффект. Хотите, распишу сколько лет каждому из «активизирующейся молодежи Премского края», чьи имена упомянуты в этой информации…
    Да, они неплохие, болеющие за свой край, люди.
    А вот местная молодежь в большинстве своём разговаривает на русском. К тому же. последний очаг воспитания марийцев — Иванковскую школу — и то лишили преподавания марийского языка.
    А то, что Мер Канаш создает иммитацию активной работы — очевидно.
    Приехали на место, погооврили, попили-поели, составили план (не важно, будет он выполнен или нет), потанцевали-поплясали (как это было в Менделеевске Татарстана — 75 % делегатов составляли участники фольклорных коллективов Вятско-Камского региона). Поэтому, когда народ выходил в фойе, такие люди, как Мочав или даже Радыгин астворялись до невидимости, их было видно только на президиуме. Ну, и не исключение, на банкете.
    Так что, Опанас, у меня не придирки, а мнение, которое неразрывно от фактов.

    • Опанас

      Hanhi, новость не MariUver-а, а перепечатана, смотри «Источник». MariUver добавил фотографию к новости о мари Пермского края, очень даже подходит… Как «заботился» прежний Мер Каҥаш о мари Пермского края говорит то, что ты даже не знаешь, как правильно называется школа: она Васькинская основная школа, а не Иванковская. Молодежь деревень Васькино, Иванково и Тебеняки пока еще говорит на марийском, а Сызганки, Красного Луга, Каменки и Тукманы – давно на русском и прежний состав Мер каҥаша об этом понятия не имел и ничего не сделал для улучшения ситуации. Тебе, как и Петану, просто обидно что не вы сидите там в президиуме заседания Мер каҥаш в Удмуртии…

  11. Hanhi

    Мы это еще посмотрим, Опанас!
    Прежний, т.е. наш Мер Канаш «хорошее понятье имел» по поводу Васькино и Иванково. И поэтому тебе, Опанас, вопрс на засыпку: сколько километров от Иванково до Васькино?..
    Поищи, найдешь в каком нибудь источнике. Тогда еще раз можешь «блеснуть». Но только не передо мной, если хочешь — для себя.Ну вот тогда я тебе поверю, что ты «знаток» этого края, а не просто списываешь готовый ответ из доступных для тебя источников: в какой деревне знали, а в какой уже давно не владеют марийским языком.
    Обидно?.. Смешон ты, Опанас — и до невозможности!
    Даже жаль мне таких малодушных, как ты.
    Обижаются и пыхтят такие субъекты, как ты.
    И ещё раз повотрю (если ты там не уразумел): я выражаю свое мнение, основываясь на факты. Хочешь факта: в декабре 2008 года новоиспеченный Мер Канаш провел в Казани выездное заседание (пусть называлось по другому — здесь не суть). Ну, вот, просидели, походили по улицам Казани. Попили водочки-коньячку. И в пылу «взаимоуважения и «айста марийлак,икте-весым пагалена»…» забыли вообще, для чего и по какому поводу они съехались в Казань. А «праздник» этот как бы был приурочен к 90-летию II Съезда народа мари. Это — самая позорная поездка Мер Канаш. Не принято (если что-то оговорено, то на сегодняшний день ничего не сделано!) ни одно нормальное решение. Позор!
    А Казань — это кузница первого и второго и третьего поколения марийской интеллигенции. И надо быть с такими жидкими мозгами всем членам Мер Канаш, чтобы не увековечить память о наших предшественниках-интеллигентах второй половины XIX и начала XX века. Воспользоваться временем, ситуацией. Знаю, трудно.
    Но есть же положительные примеры: к 150-летию И.Н. Смирнова прежний Мер Канаш устроил в Музее Казанского госуниверситета грандиозное мероприятие, куда тут же напросились Никифоров В.М. из аппарата Шаймиева и через него — Ширяева Г.С. из Минкульта РМЭ. А мы их не приглашали. И не оттого, что мы не уважаем «власть». А оттого, чо общественность — это общественность, а не свора, перемешанная общественников с госчиновниками. А на следующий день Мер Канаш «закатил» на весь день научно-практическую конференцию в честь события — 150-летия И.Н. Смирнова с участием ученых из Удмуртии, Мордовии, Казани Марий Эл. Даже сам В. Никифоров из аппарата сам сидел (хотя мы его официально не приглашали) всю конференцию с нами.
    Приписываю себе? Да нет, мы работали совместно с Национально-культурной автономией марийцев г. Казани. Руководил тогда ее А.А. Терентьев. Помогали нам (потому что поверили, что мы не просто болтуны, а решительно настроенная общественность) многие сотрудники Дома национальностей (может, чуть по другому называется). Приняли решение — переиздать великий труд И.Н. Смирнова «Черемисы. Историко-этнографический очерк». И вот — пришли к тому, что он будет переиздан до мая 2010 года. Да, для этого потребовалось 4 года. Но дело сделано. Мы тогда говорили о поисках в архивах фото начала XX века и нашли немало совершенно неизвестных для историков фотографий и опубликовали в разных серьезных изданиях. Мы тогда говорили о переиздании историко-этнографических трудов — пожалуйста, благодаря бывшему Мер Канаш и его членам издано несколько серьезных книг.
    Чувствую, из вашего языка так и вырывается — «А вот нынешний Мер Канаш «Марий сандалык» выпускает», «прекраснейший журнал». Я бы сказал корток: «Не все золото, что блестит». Это — прямая показуха! И всего лишь. Ну, хвали того же Григорьева из «Передовик». Ну, можно все так показать. А он сегодня плачет и пашет землю, не зная, получит ли урожай, и поможет ли ему кто либо. Понятно, он как хозяйственник никогда помощи со стороны не просит. Знает: помощи не от кого ждать. И от республики-банкрота тоже бесполезно…
    Короче — «Марий сандалык» — такой же РАЗВОДНЯК, как сам Мочаев. Просто он повторяет Козлова, который раздаривал свои издания, а Мочаев сам не может, а раздаривает подачку Маркелова. Вот и вся разница.
    А ты, Опанас, говоришь, что «обидно, что не вы сидите там»… Да, ты прав в одном: мы не сидели, мы работали, хотя зачастую партизанничали. А сегодня перевертыши» иммитируют видимость общественной работы, больше — ОБЕЗЪЯННИЧАЮТ. Почитай Колумба. У него есть очень хорошие сатирические стихи про таких.
    А вот с таким, как Родыгин, я не только за президиум, но и рядышком не сел бы, если даже очень приспичит…
    А ты говоришь о каких то обидах, завистях.
    Высвобождайся сам от этих недугов, легче будет жить.
    За опечатки извините, перечитывать не буду.

  12. Hanhi

    Вдогонку!
    А такие инфо-источники, как «Пермский региональный сервер» даже соответствующих фотогрфий в своей базе не имеет. Это тоже о многом говорит.
    Спасибо хоть «МариУверу», что имеет достаток иллюстрировать информации. Это обогащает материал. Но снабжать свою информацию иллюстрацией — это прерогатива первоисточника.

  13. Hanhi

    И еще раз вдогонку.
    Опанасу.
    При прежнем Мер Канаше в Васькинской школе преподавание марийского языка не срывали. и если бы это случилось тогда, прежний Мер Канаш встал бы обязательно (хоть с обращением выступил бы)на защиту. Ну а что молчит Яко-Мочаевская команда. Ну, конечно, Лариса уже не «школьница», такой «мелочью», как «преподавание марийского языка» не будет заниматься. У нее теперь «комиссия».
    А про «ничего не сделал прежний Мер Канаш» — зря злословишь. При нас публично и перед нами глава Поедугинской администрации Павел Сергеев обещал, что закрыть Васькинскую школу не даст ни в коем случае. Надеемся, что Сергеев человек слова. Здесь уместно было бы еще о новом здании этой школы заговорить. Обветшала школа. А при такой ситуации — хороший повод на «покушение» на будущую судьбу этой школы.
    Вот задача сегодняшнего Мер Канаша.

  14. Опанас

    Между Васькино и Иванково 0 км, раньше было несколько сот метров. Бывшая Васькинская семилетняя (восьмилетняя), теперь основная школа находится на территории Иванково, а Иванковский СДК – ближе к Васькино. Но назывались они так. Мне жаль тебя – тратишь свою энергию в пустую: на мелкие разборки, месть… Научись прощать, тебе будет проще жить. Думай о своем народе, а не о том кто сидит в Мер Каҥаш. Новый состав ничуть не хуже, в чем-то даже лучше, поскольку отпало противостояние между властями и благодаря этому они сделали намного больше: Всероссийский слет марийской молодежи, несколько крупных всемарийских форумов… Это великое дело, если смотреть с т.ч. зрения значения этих мероприятий всему марийскому народу… Но для тебя важнее твоя личная значимость в марийском национальном движении и твои обиды… К сожалению, ты не умеешь мыслить глобально…

  15. Петан

    Опять растерян: — мыслить глобально (наверно как П.Глоба и наши политьтехнологи), или по простому?
    Ладно, начнем от пермяков сули марий. Васькинскую школу обещают построить. Надеемся. Но несмотря на решения всемарийских форумов по языку, на слеты и парадные марши — идет «оптимизация» и сокращение финансирования сельских школ. Учебных часов на марийский язык не остается. Следуший вопрос: Прошлый и нынешний Мерканаш нельзя сравнивать, они в «разных ветвях власти», один общественный а другой чиновничий. Третий вопрос: Как можно любить народ и в то время топтать его выдающихся представителей? Почему бы не оценить вклад того же Козлова, прежнего Мер Канаша в жизнь народа, в его будущее. Обязательно надо растереть в грязь? Конечно, на пустом месте любое мероприятие станет «великим делом». Путь к марийскому примирению и сплоченности лежит через признание заслуг всех марийцев на благо народа, а не партий и шефов. Четвертый вопрос: Разве Мер канаш отвечает за состояние преподавания марийского языка в Пермском крае, Удмуртии? Если отвечает, то как?
    Пятый вопрос: Если я не сижу на пленуме Всемарийского совета в Ижевске, то значит завидую? А что, мероприятия охватывающие всю МАССР, Поволжье, финноугорский мир для вас чепуха? Ну если для вас Пленум Мерканаша предел мечтаний, то мы — ветераны футболисты прекрасно знаем, что это подобие кукольного театра. Были мы на всемарийских форумах, это спускание пара, реальных рычагов и способов влияния на жизнь так и нет. Уже на кризис начали кивать. Возгордились, ребята. думаете если верхушки деревьев качаете, то завтра здесь будет возделанное поле? Оттого, что каждое мероприятие у вас, то «Всероссийский слет», то «крупный всемарийский форум», то «великое дело», то «всему марийскому народу», поневоле думаешь: — может страдающие манией величия защищают Мер канаш? И скоро построят межгалактический космодром, и проведем Всекосмический марийский Форум, прилетят аватары — пандорские марийцы. ФФ-ууу! — Не буду мыслить глобально, а то бзик наступит, и последние штаны утащат наши «бродячие артисты».

  16. Hanhi

    Е-е-е, Опанас!
    Чтобы вам подобным заявлять, что мы тратим себя на мелочи — не вам подобным судить. Это — во-первых. То, что нам удалось сделать — вам это и не снится. Будь даже вы трехкратными Лауреатами Госпремии хоть МАССР, хоть РМЭ, даже России.
    Это вам подобным — тупым и быдлам — мы пытались объяснять всё это время, что вы — быдло натуральное, напичканное инстинктом страха. Причина проста: уничтожали марийский народ — вы молчали, прятали голоу в песок, а продолжают уничтожать дальше — вы, вместо того, чтобы помочь своему родному народу, стали натуральными предателями его интересов.
    Нам без разницы, сидят ли вам подобные за пезидиумом или за чновничьим столиком (только не ждите большой стол — предателям никогда не доверяли и не будут доверять, а «столик» предосталяется только для того, чтобы вам пдобным было место потихонечку продавать интересы своего народа).
    Собственное предательство вы стараетесь как бы «забыть», рзмазывать на разные причины и поводы. Но, простите, не бывает чуть … Если оно было, то было. И оно навсегда останется предательством.
    Что, и это от обидчивости? Да нет, то, что пишут правду о вас, вас рздражает и пугает как ладан черта…
    Не думайте, что люблю писть длиннотами. Скажу по секрету — то, что я писал и буду писать на форуме — это «выжимки» из првой части моей повести-эссе, которая вскоре выйдет в Японии на японском языке. А к августу 2012 г. выйдет повесть-дилогия, где вы (и ты конкретно) узнаете себя. (Не думаю, что это будет романом, т.к. не имею времени на большое полотно).
    А пока твои Мерканашисты «будут мыслить глобльно», разъезжая по «диаспорам» — в Ресублике Марий Эл чужаки позакрывают еще ряд школ, рсхватают земли и оставят марийцев республики голыми… Сильных наших поразогнали по весям, слабых обманывают и заставляют…
    В этом нет и не было ничего сложного…
    Не обидно ли вам будет тогда? Не обидно ли будет твоим потомкам, что его дед был «вам подобным», т.е. … Сам знаешь (да и сам знает).
    Но для сведения — всё это мы делаем не от обиды, а ради справедливости.
    А просиживание на президиуме, бестолково протирая штаны вместе с бездрными чиновниками — мы всегда считали последним и подленьким делишкой.
    Да довольно!
    «Не оспаривай глупца. Иначе не увидят разницу между глупцом и тобой», — сказал мудрец (не помню кто, да и не важно).
    Ну, и довольно!

    • Опанас

      Hanhi, а ты вообще-то помнишь благодаря кому ты стал героем? Кому ты отправлял свои анонимные полуграмотные обращения «от марийской общественности»? И кто их обрабатывал, брал на себя ответственность и выкладывал их и продвигал? Ты когда-то упоминал его, благодарил? Нет!!! Ты же больной, страдаешь манией величия, тебе сейчас очень плохо, что тебя великого не упоминают в СМИ, что ты не в Мер Каҥаш, что ты не такой важный и ты ненавидишь тех, кто лишил тебя этой твоей важности. Хотя лишившие тебя этого сделали и делаю для марийского народа не меньше тебя. Да ты помнишь кто и какая программа тебе тебе помогли издать твои книги, брошюры? Ты, кончено очень часто говоришь об этом публично и благодаришь их… Да нет. У тебя психология деревенского марийского паренька «мый кертам», выходишь на публику и бахвалишься, если скажешь что под твоим «кертам» и др. люди были, то конечно ты не герой. А тебе ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ГЕРОЕМ… Вот и все твои проблемы.

  17. Hanhi

    Е-е-е,Опанас.
    От больного слышу.
    Да к тому же, не вам подобным судить.
    Ну, а кого волнует, кто мне помогает издавать книги? Никому не было дела, издаю ли я что либо или не издаю. Помогают и помогали: кто считает это важным. Помогает тт, кто понимает марийский «мый кертам». Был я и остаюсь деревенским парнем. И этим горжусь (только «ом моктане»). А «паренёк» — это, скорее всего, твое кривое зеркало.
    Да, я же написал: «Довольно»!
    Так давай до встречи через Японию.
    «Ты мне мешаешь», — не стесняйтесь этих слов», — говорил когда-то Лев Толстой.
    На счет грамотности, спорить не буду: даже мой компьютер «не слушается», полно банальных ошибок.
    А каждый пункт твоих придирок — от человека «больного». А «мания» если кого-то преследует, то не меня. Это известно всем марийцам, кроме тебя, не желающего вникнуть в саму суть.
    Ну, а на счет АНОНИМНЫХ писемь — это не мой, а товой, наверняка, удел. Все свои обращеия я подписывал и буду подписывать своим именем и 95 % из них я писал лично. И в этом мне всегда помогала моя «негрмотность»… Об этом тоже весь мир знает. Вот только один-единственный «деревенский марийский паренёк» в лице Опанаса будто до сих пор не знал об этом, и с важностью открыия Америки хотел удивить весь мир. Слушай, Опанас, не друган ли ты Виське Пунчинко, очень уж твоя манера письма на его депёшки смахивает… Было это эдак лет 8-5 лет назад.
    Публика — моя стихия, когда они жаждут правды. И я говорю правду. И это на этот период помогало сохранять дух марийский.
    А СМИ в последние 3-4 месяца до надоедания писали обо мне и показывали, пскали в эфир. Знаешь почему? Пототму, что мне дано пиродой, у многих этого нет: выноливости стойкости, упорства и упёртоси, аналитического мышления, и главное — стойкой пследвательности своим приципам.

    • Петя

      Hanhi: «Все свои обращения я подписывал и буду подписывать своим именем…»

      Мы верим в тебя! Ждём новые обращения во имя спасения марийского народа!

  18. Ден

    «А СМИ в последние 3-4 месяца до надоедания писали обо мне и показывали, пскали в эфир. Знаешь почему? Пототму, что мне дано пиродой, у многих этого нет: выноливости стойкости, упорства и упёртоси, аналитического мышления, и главное – стойкой пследвательности своим приципам.»

    У тебя мания величия, кента из себя не строй.

  19. А Н О Н И М

    Хм…
    Прочитал комменты и вспомнил слова моего покойного дедушки, они сейчас примерно звучало бы так: «Марийцы — хороший, своеобразный и трудолюбивый народ! Такого нигде не встретить, нас сложно понять. Мариец марийцу всегда будет помогать…до тех пор пока ему не дадут водку или власть! От них только и происходят раздоры!»
    Я тогда непонял его слова — а сейчас осознаю, что (к сожалению) он был прав. Вот евреи народ тоже дружный, всё сообща «по умному и хитрому», потдерживают друг друга. И такое у них происходит до тех пор, пока вопрос не касается власти и денег — там уже взаимопомощь просто прекращается. У нас марийцев всё точно так же, но с одним принципиальным различием — при вопросе власти и денег мы (в большинстве своём)не только просто прекращаем друг другу помогать, мы начинаем друг друга «жрать», «давить», «топить»…А другие смотрят, смеются и пользуются моментом. Жаль! И каким же образом тогда в нашей республике будет марийский парламент и наш президент?? Начнётся оралово, ругань, интриги, скандалы, разборки, делёж, выяснение отношений, сплошное критиканство — а ситуацие в регионе с мёртвой точки так не сдвинется. Печально! Меняться нам нужно, в первую очередь «выжить» из себя личностную гордыню, самолюбие, властолюбие и усилить коллективную (национальную) гордость.
    А так искренний патриот не хвастается тем, что он сделал и как он «типа крут» — ему не нужна показуха, ему нужен результат…и результат не для себя самого, а для народа.

  20. Вен

    Мари-влак,молан вурседаледа?Вы,наверное,уважаемые и известные люди в Марий-Эле.Хотелось бы почитать ваши произведения и публикации.В интернетет есть?Я всегда с интересом читаю ваши комментарии,Hanhi и Опанас.А насчет мания величия…Марийцам особо нужны такие люди.Что,вечно быть забитыми и униженными?

  21. Hanhi

    Не понимаю, лоспоин, о чем ви?

  22. Ден

    «А насчет мания величия…Марийцам особо нужны такие люди.Что,вечно быть забитыми и униженными?»

    А по мне так, чтоб было больше уважаемых и авторитетных людей из мари, которые ценят свое слово и не строят из себя «дурачков из Семёновки». А что слушать людей которые в 90-ые на волне возрождения нац. движения профукали свои возможности? Почему Шаймиев завоевал авторитет татарского народа, а Зотин и Ко оказались неудачниками в которых разочаровался марийский народ?

  23. Петан

    В 90-е марийцы профукали свои возможности потому, что не поняли своих возможностей. А возможности были, но мизерные. Потому что, возможности, как и потребности, как и самомнение воспитывается, формируется, строится. Татары, чеченцы и др. успешные народы имели свою цель — сохранить народ путем использования научной, духовной, финансовой, культурной, спортивной, положительной во всех смыслах национальной элиты. Они нормально, чуть притесненно жили при Советах. Марийцы тогда работали по принципу «нам хлеба не надо — работу давай». И в 90-е, Зотин столкнулся с нехваткой марийских управленцев, и вообще авторитетных людей. (страдающих манией величия). Как он только проправил свой срок — уму непостижимо. Случилось то, что случилось. Общественная деятельность стала единственным социальным лифтом для марийцев после 96 года, (и с 90-го, так точнее). Сейчас свободолюбивым марийцам пробиться наверх почти невозможно…

  24. Ден

    Петан, а разве Зотин пришел к власти не через голову Посибеева — авторитетного мари при котором в МАССР Йошкар-Ола лучше выглядила чем Казань с Чебоксарами, а сельское хозяйство было на высоком уровне. А в районах активно строились дороги в селам и деревням….Посибеев вытащил Зотина в люди. А потом Зотин просто напросто убрал Посибеева со своего пути. Вот и столкнулся Зотин с нехваткой марийских управленцев.

  25. Лайд

    Поро!
    Ну, ну, понятно, марийцы наконец-то начали постигать изречения Козьмы Пруткова: «Зри в корень…» Ну, вот предыдущие попробовали посмотреть. Ну и что увидели. Ба-а-а! А дальше или «ближе» они так и не сумели узреть.
    Что, господа, пофилосовствовали… А у самих, как называется, рыльце в пуху…
    У вас именно тот возраст, когда вы несли ответственность перед своим народом в полной мере. А вы вместо того, чтобы действовать, один просидел в кустах (целых 15 лет!), а другой — преметнулся к т.н. фрольчатам. А сегодня, видишь ли, крыльями замахали, но опять под крыльцом. Так ведь безопаснее, кукарекаешь-кукарекаешь под крыльцом и ничего: ни палка по ногам не попадат, ни лиса не утащит, ни «хозяин» для супа «пунжым ку»р! пунжым ку»р! — как в песне Ивана Смирнова» не делает.
    Хорошая позиция. Точнее — полное отсутствие позиции. Если этот петух в темноте случайно не вскочил на курицу.
    Вот и жизнь проходит у таких — полон кармана «манеш-манеш». А аналитика отсутствует. А кудахтать, скрывшись в Интернет, пожалуйста.
    Жаль мне вас — прокукарекаете как и раньше.
    Постарели, но остлись петушками под крыльцом.
    Куда к Зотину «откатились». Вспомнили вы себя, где вы были, когда к вам пришел Иван Тетерин, кода пришел Михаил Долгов…
    Или их лоб вам не понравилось?
    Или у вас был период «отсидки» в кустах?..

  26. Петя

    Ынде, марий-влак, умбакыже шоныман: мом ышташ?
    «Кö титакан?» йодышлан вашмутым муна, коеш.

  27. Света

    Иногда из комментариев можно узнать много интересного. Но сейчас начались какие-то склоки, придирки. Если у вас есть литературный талант, занимайтесь творчеством. Пишите такие произведения, которые бы остались в истории, прочитав которые, человек бы сказал:»Да, мой язык прекрасен, я буду говорить на нем, и он стоит того, чтобы мои дети говорили на нем».Если у вас нет возможности заниматься общественными делами, не надо на этом зацикливаться, вы гиперболизируете какие-то свои неприятности. Из-за этого бывает еще труднее.Вы ведь должны знать, что гораздо больше людей желает вам добра, в том числе и всем марийцам. Если же встречается, что наоборот, то это не от Бога. Так радуйтесь, что жизнь вас оградила от дьявольских плясок. Творческий человек должен уважать прежде всего себя за то, что он — создание Творца и мысленно наблюдать за Творцом, а не иными силами.

  28. Лайд

    Поро, Света!
    Это не придирки, и тме более, склоки. Когда «большинство отсиживалось» несмотря на обращения к ним как к марийцам. тогда им заявляли: да, придет время и вы закудахтаете.
    Этого предусмотреть было совершенно не трудно, зная психологию таких людей.
    Да вы знаете, сколько еще будут писать мемуаров про «муркеловские времена»…
    Поэтому лучше рзобраться сегодня, чем потом нести чушь несусветную. Вспомните, как изворачивались, изощрялись «действующие лица 37-го», получали награды, ордена. А потом все это стало им грузом, под тяжестью которого могли выстоять не многие. А сегодня об этих наградах предпочитают или промолчать или отведут глаз — стыдно за награду! И так бывает. Знаете, почему?..
    Да не важно.
    А для писателей ваши комментарии будут несомненно необходимым материалом.
    Это — процесс творчества.
    Поэтому что пишут — это богатейший материл. Материал мнений. А отсюда не так уж трудно сделать определнные выводы, имея соответствующие материалы.
    Поэтому зачастую наша переписка «заскакивает на хуоджественный уровень».
    Света, в жизни нет гиперболы и нет неприятностей. Есть правда. Хотя каждый её понимает по-своему…
    Например, общеизвестный факт — арест Йывана Кырли в «Онаре». Был прав Кырля, защищая и свою честь и честь окружающих. А знаете, был парав и тот провокатор: и у него была, возможно, семья, дети. Он выучился, был предан Советской Власти. И, провоцируя Кырлю, возможно и злорадствовал: лелеял свою значимость…
    В данной ситуации. А что было с этим человеком дальше. Бог его знает.
    Но в космосе (природе) цикл один: совершил преступление — нельзя этот грех ни отмаливать в церкви, ни отмыть водою времени.
    Поэтому — не совершай. А если совершал и еще хочешь себя оправдывать — несовместимо с космосом (природой).
    Смешно становится и самому.
    Да пишите, не стесняйтесь, и не обижайтесь — чем больше будет написано, тем легче будет разобраться.
    Может, кому-то покажется это алогичным, но логика нашей новейшей истории именно в этом.

    • prokisergen

      Не стесняясь пишу.Общеизвестный факт ареста Йывана Кырли многим известен только по литературным произведениям.А

    • Света

      Вы,Лайд, обращаетесь ко мне,однако, Вашего комментария я не видела, когда писала свой комментарий, наверное, он у вас долго находился на этапе проверки у администраторов. Вы-то пишете достаточно взвешенно, не обзываете никого больными или чего похлеще.Что касается космоса, то я его связываю с силами центробежными, с ними связанными считаю понятия коллективизма, интернационализма, которые достаточно долго эксплуатировались, сейчас же , считаю, пришло время опереться на силы центростремительные и искать резервы в национальном, социальной группе, личности и т.д. Я тоже считаю, что большую роль может сыграть отдельная личность в развитии истории. Поэтому считаю Вашу обеспокоенность нормальной и соответствующей времени. Только, конечно, осознание в себе национального происходит очень болезненно в обществе, требуется предотвращать эксцессы всякого вида, попирание иных значимых сторон.

  29. Петан

    Хвала пермским марийцам, вот как вас комментируют, молоец-вля! И в комментах видим, что назрела острая потребность в героях, настоящих, в своих. Молоец Михайлов наш чемпион параолимпиец, жалко что в «Кандагаре» не упомянули марийца, стыдно что в «президиумах» сидят петушки и курицы, непонятно почему медалью Кырли награждают не только достойных, но и потенциальных и настоящих провокаторов. Обидно что героев оцениваем издалека и после потери, а при жизни не верим, поддразниваем — Давай еще докажи что Герой, выйди еще раз на поле боя, один! А хотим быть еше «геройскее», думаем что мы герои. И Тетерин, и Долгов, и Козлов, и Воронцов, и Данилова — такие же «параполитики», потому что в нормальную политическую жизнь их стараются не пускать! И в первую очередь потому , что их места заняты марийцами с мочальной душой. Хотя, моча и ее приспешники тоже герои и параполитики, такова действительность…

  30. Uralmari

    Поговорил с суксунскими мари. Рядом с Васькинской школой хотят построить комплекс — детский сад и начальная школа, а в основной школе сделать капитальный ремонт. Весной должна начаться стройка… Так местные власти обещали и надеемся, что они свое обещание сдержат. Спасибо Лиузе Николаевой – руководителю центра «Сулий» и местному депутату, что вот уже несколько лет пробивает это строительство. И поздравляю цнетр «Сулий» с 15-летним юбилеем!

    • Марина

      Вообще-то в основной школе не собираются делать ремонт. Обещают с 2007 года.Это все на словах

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.