Помощник жреца: Финны — недруги марийского народа

tantsjamaal

Марийцы танцуют «веревку» в лютеранском приходе Бирска. Фото Ану Вялиахо

Газета «Эрзянь Мастор» опубликовала статью помощника жреца и активиста «Мари ушем» Башкортостана Ильи Эванын-Бирского «У марийцев — своя вера». Ниже приводим полный текст статьи:

«У нас сходство в языке, культуре и в древней, дохристианской религии. Самоназвания наших народов происходят из одного корня –«ар». На марийском языке суффикс «-зе» используется для обозначения одушевленного лица, как, например, суффикс «-ник» в русском языке: «охотник», «плотник». Если есть идентичность между нашими языками, то таким же образом возникло самоназывание эрзи: «ар + зя» -«человек» / «человеч – ник»/.

В средневековых источниках арабы называет эрзян «арсу». Изменение звучания гласных в словах — распространенное явление. Булгары могли называть древних эрзян «арсы». С течением времени изменилось произношение звука «а» в начале слова на «э».

Самоназвание марийцев происходят от слов «ма»+»ар», что значит «оседлые люди». «Мокша» в переводе с языка древних ариев значит «свободные». А название города Арзамас буквально переводится как «эрзянская страна, земля».

Часть марийцев сохранила свою древнюю религию до сих пор. В Прикамье, в средней и нижней Волге, на Урале било очень сильное влияние учения древнейшего арийского пророка Зороастра, поэтому марийская религия близка к зороастризму. Марийцам непросто сохранять свою веру, особенно в Башкирии, где они являются национальным меньшинством. Местные власти относятся лояльно к марийской вере, но усилилось нашествие христианских миссионеров разных мастей. Традиционно резко отрицательно относится ко всему язычеству православная церковь. В октябре 2007 года в Уфе они провели всероссийскую конференцию по борьбе с язычеством. Печатает на марийском языке брошюрки и зазывает в свои сети Новоапостольская церковь. Глубокие корни пустили в марийском райцентре Мишкино христиане-баптисты.

Anu-ja-Juha-Sauel

Ану и Юха Вялиахо в марийской национальной одежде

Но особенно сильное влияние на искоренение марийской веры оказывает лютеранская «Церковь Ингрии». Миссионерскую деятельность этой церкви в марийских регионах возглавляет финн Юха Вялиахо, бывший антисоветчик и персона «нон-грата». Всегда рядом с ним его жена эстонка Ану. Как козырь в своей миссионерской деятельности они использует дружеское расположение марийцев к финнам. Вопреки воле марийского народа, пользуясь нашим гостеприимством, они таким образом вонзают нам нож в спину. Чтобы построить свою церковь в центре марийского региона Башкирии Бирске, из Финляндии приезжали финские строители. Пользуясь нищетой местного населения, им удалось заманить в свои ловушки часть марийцев, которые готовы ради денег наплевать хоть на родную мать. Нашей единственной организации «Мари ушем», выступающей за национальное самосохранение, конечно, сложно конкурировать с Финской организацией, получающей огромные деньги из Финляндии и Америки, но есть еще у нас люди, которые не продаются. Нам сложно понять, почему финны так хотят скорейшего исчезновения марийцев. Совершенно очевидно, что христианизация марийского меньшинства намного ускорит их ассимиляцию среди русских. Основной составляющей нашей национальной самобытности всегда являлась своя, национальная религия. Новокрещенным из мари совершенно безразлично, чем отличаются различные течения христианства. Приняв христианство, они в первую очередь будут себя идентифицировать с русскими, так как доминирующей церковью в России остаётся православие. Так уже произошло в истории, когда исчезло основное большинство марийского населения. Сейчас эти потомки бывших эрзи, мокши, марийцев считают крамольным вспоминать о своих арийских корнях и называют себя русскими, а церковь вдалбливает им в головы, что они славяне.

Западные финны давно оторвались от волжских, и никакого морального права разрушать наши корни не имеют. Друзья познаются в беде и по делам. Марийцам Башкирии финны не оказывали даже копеечной помощи, но в последние годы развели бурную антимарийскую деятельность . Отныне они будут рассматриваться в Башкирии не иначе, как недруги марийского народа. На совести крестоносцев кровь и кости наших предков, и добра от них ждать не стоит.

Мы в «Мари ушем» Башкирии знаем, что эрзяне тоже стараются сохранить свои древние праздники, в том числе религиозные. Наш представитель был однажды на таком эрзянском празднике. У нас была очень добрая, благородная религия, может быть, эрзяне в будущем тоже захотят прийти к учению великого пророка древних арийских народов Зороастра. В «Мари ушем» PБ есть такие намерения, мы стараемся хоть раз в год выйти на общие моления. В этом году мы выйдем помолиться на природе возле г. Бирск 26 июня. В нескольких деревнях также намерены провести летний марийский религиозным праздник. Мы восхищаемся деятельность лидеров эрзянского народа, издающих газету «Эрзянь Мастор», которые вдохновляют нас своим примером. Когда есть такие герои, можно надеяться, что и на нашей улице будет праздник.

Илья Эванын-Бирский,
помощник жреца и член правления общественного движения «Мари ушем» Республики Башкортостан
»

Источник: Эрзянь Мастор

Верхнее фото Ану Вялиахо: Марийцы танцуют «веревку» в лютеранском приходе Бирска. Нижнее фото misjon.ee: Ану и Юха Вялиахо в марийской национальной одежде

41 комментарий

Filed under Новости

41 responses to “Помощник жреца: Финны — недруги марийского народа

  1. Ой

    Как я раньше и говорил. Не ТАМ врагов ищите!! И до марийки скоро дойдут пасторы Эстонские и Финлядские. Это пока Мари лавируют между православием и католичеством как раньше между русью и ханством. Но и эти времена заканчиваются очень скоро и в религии поставят вопрос ребром.

  2. Ай

    > И до марийки скоро дойдут пасторы Эстонские и Финлядские.

    Они вообще-то через марийку до Башкирии дошли: сначала Ану с Юхой открыли Йошкар-Олинский русско-марийский лютеранский приход, Бирский возник как филиал и стал самостоятельным.

    И ничего с марийкой после их похода не случилось. Лютеране разнообразили религиозную картину и внесли добрую конкуренцию в христианскую среду. Свой работой на марийском, заставили православную церковь обратить внимание на марийский язык. По примеру лютеран духовные журналчики на марийском начали выпускать как православные, так и язычники. «Новый Завет» на марийский переведен и издан на средства лютеран. Марийцы-лютеране Башкирии называют свой приход «марийской церковью» (у татар есть мечети, у русских – православные церкви, говорят они). Когда собирался костяк Бирского прихода у них была маленькая полуразвалившаяся избушка. Но люди шли туда за пищей духовной, к чаю каждый приносил что-либо на общий стол. Среди прихожан много марийской интеллигенции, поскольку современное язычество не удовлетворяет духовные потребности людей, душепопечительской работы нет. Некоторые пришли из других христианских конфессий, поскольку Бирский приход работает и на марийском.

  3. уй

    ой, ты чтоль вопрос ставить будешь? ))) рога обломают ребрист туев. марийцы вотличие от русских ни перед кем не лавировали. как была вера предков так и осталась.

  4. Ой

    2 Уй
    Рекомендую изучить историю. А желающих поставить вопрос ребром и в финляндии и в эстонии предостаточно. Это дело времени.
    насчет веры предков — сейчас ее нет. В публичном пространстве по крайней мере.
    Под видом веры предков публикуют такую солянку из политеизма, антропоморфизма и окультизма что тому кто с первоисточником знаком становится грустно. Да еще и сами себе противоречат.
    И главное это ДИСКРЕДИТАЦИЯ веры предков. Солитоны, нейтрино, заговоры жрецов. В таком раздрае идеологии система неравновесна. А это слабость и слабость серъезная. И более устойчивая идеология со временем будет вытеснять неустойчивую. Закон это. Синергетический.

    Нужен адекватный религиозный документ с изложением основных концепций миропонимания. Ядро культуры нужно сформулировать. Ритуалы, обряды, танцы и т.д.. это уже «защитный пояс» ядра но он его подменять не может.
    А пока его нет — теснить будут по всем фронтам.

  5. эй

    Нерыштлан муыт вашке чыла марий лютеранйымалкийыше-влакат.

    )))

    С этого IP-адреса ранее написан комментарий от уй (25.06.2009 в 13:13).

  6. уй

    марийская интелегенция как и любая другая, это говно. ида сыре лютерак-шамыч)))))))))))

  7. Ай

    эй (он же уй), марийцы к лютеранам бегут именно из-за воинственной агрессивности таких как Вы, и автора данной статьи. Лютеране действуют в рамках законов РФ, где декларируется свобода совести.

  8. уй

    Крестикианство,лютеранство я прабляславийже марилан иктак — шке йӱлажым мондаш полшышо аҥырчык. (Не мытьем так катаньем маналтеш). 😉

  9. Ден

    Ай дело говорит. Люди идут в церковь лютерам за духовной пищей, потому что язычество их не удовлетворяет в полной мере. А получая духовную пищу, они тем самым поднимаются выше по самосознанию. Поэтому среди христиан не мало людей зарабатывающие хорошие деньги, применяя свои таланты в полной мере, чему и завидуют язычники. Заявляя о том, что из-за денег перебегают к лютеранам. Нет не из-за этого, а ради того чтобы стать человеком, найти себе место в жизни. А деньги сами придут, это вещь второстепенная………а язычество это раздражает. Отсюда всякие нападки типа: предатели. Интресная штука, человек стал лучше жить и обращаться к людям, а его предателем клеймят…
    Если марийской церкви в колеса палки вставляют…..значит марийцев лютеран, строящие марийскую церковь становится всё больше и больше, что радует.

  10. Бен

    Деньги, деньги, опять деньги… Шот пытен. Эрла кугу кумалтыш Чумбылат курыкышто. Крестикианин-шамычлан тушто нимом ышташ…

  11. SarmiS

    Илья Эванын-Бирский своей резкой статьей может сослужить для марийской языческой религии медвежью услугу. Налицо проблема кадров в Мари Ушем. Помощник жреца в статье фактически официально объявил войну «крестоносцам». 🙂 Религиозных войн только не хватало. Идеологически слабая марийская вера со следующим поколением может исчезнуть совсем, и деньги здесь не причем. Любая религия, если она не проповедует экстремизм Российскими законами не преследуется. У лютеранской церкви тоже могут быть последователи, так же как и у марийской традиционной религии. Заблудших и несчастных хватит всем. Атеизм пожалуй нужно тоже объявить религией, что бы о нем вспомнили. Зороастризм к марийской вере (или наоборот) притянут за уши. (Никто исследований по этому вопросу не проводил.) Название мари объясняется не так однозначно.

  12. Аноним

    Лютеране, католики, православные — все на основе Библии. Одна и та же концепция управленмия — разделяй и властвуй, ты раб. Только фантики разные.

  13. Гунтя (только мнение)

    Всегда рядом с ним его жена эстонка Ану. Как козырь в своей миссионерской деятельности они использует дружеское расположение марийцев к финнам.

    Дружба дружбой а табачек врозь. Эстонцы как известно очень атеистичный народ. В этом их превосходят только британцы и возможно чехи. Для них религия театр. Церковь место развлечения. Ну а за деньги можно сыграть и религию. Пуркуа па?

  14. Ай

    Уважаемые автор статьи, эй (уй), Бен я не ратую за замену традиционной религии марийцев лютеранством. Но Вы почитайте еще раз то, что Вы написали и посмотрите на себя со стороны! Как Вы себя, сторонники марийской традиционной религии (МТР), выставляете: нетерпимые к другим религиям, злобные, неуважающие человека, его мнение и право на свободу совести. Кто к Вам придет? Может стоит подумать в каком веке вы живете и о том, как сделать МТР более близкой и привлекательной для современного марийца? Думаю, можно было бы изучить опыт Кугу Сорта, которые собирались не раз год. Можно построить молельные дома около священных рощ или пусть даже в деревнях: простые из дерева без лишних украшений, белый холст с марийской вышивкой, пестрядь домотканая, должно быть в марийских древних традициях. А то жрец в белом халате доярки смотрится просто комично. Вообщем, есть над чем поломать голову вместо того, чтобы просто ненавидеть ваших конкурентов. Юха, в отличие от Вас, просто фанат своего дела и работает по 12-14 в сутки, постоянно в разъездах к своей павстве (хотя здоровье его не для поездок), он хочет марийцам добра и хорошей жизни, только его добро и хорошая жизнь у него, как у истинного христианина, в рамках христианства. Деньги ему тоже просто так с неба не валятся, он с Ану в свой отпуск разъезжают по приходам по всей Финляндии и деньги эти он полностью вкладывает в свои приходы в России. А простым прихожанам вообще никто денег просто так не дает, они сами должны платить пожертвования. Просто гадко и грех большой и по марийским традициям вот так хорошего человека грязью поливать. Юха никогда такой гадости по отношению к МТР и его сторонникам не позволял и не позволит. Он любит людей и люди к нему тянутся. Может вам, эй (уй), Бен и автор статьи, тоже стоит заменить свою ненависть любовью к людям?

  15. Бен

    Ай, мари йӱла нерген ит тургыжлане. кузе курымеш аралалтын тугак аралалт кодеш. и шке чытымашет да йоратымаш(любовь и смирение) ден мари-шамычым ит аҥыртыл. Ме -Чимари-влак шке палена кузе да мом ыштыман. Кугу сорта шкештым тыге лӱмден огытыл, нунат шкештым чимариак маныныт. и ай йолташ, утыжден шуко фантиклан вниманиетым пует, кӧргыжым ончыман, а мотор кагазыш шурымат пӱтырал пуен кертыт. мый гын низаштат ом ӱшане йот калыкын мари нерген тургыжланымыштлан. вот туге.

  16. Ай

    Бен, тый адак чыла марий-влак лÿм дене ит ойло, шуко марий шонем тый дент ок келше. Юхан семынак шке юмыжлан тыгак чот ÿшаныше да шке ÿшанышт-влак нерген тургыжланыше чимарий-влак коклаште еҥ шукырак лиеш гын чимарий йÿла пеш виян лиеш ыле. Чаманен каласыман, тый ганает вес еҥым, вес верам пагалыдыме еҥ-влак шкеныштым «чимарий» маныт, садлан марий-влак лютеран (баптист, православный) черкыш куржыт. Лач тый гает еҥ-влак чимарий йÿлам пытарат…

  17. Бен

    ну воштылтаренат кертат вет. йора, айда ит сыре. жап ончыкта кузежым да можым. тыйжат чимариак улат, только шуко йот элыште илетда изиш тӱняужмашетат вашталтын)))))))))

  18. Ай

    Мый ÿмыр мучко шке элыштем иленам да илем. Авам чимарий лийын, но школышто тунемын огыл да паленат огыл чимарий, православий да моло религий колаште ойыртемым. Нигунам ни руш, ни татар нерген удам ойлен огыл нигунам чимарий улам да православий але мусульманстве уда манын ойлен огыл. Шке Поро Юмыжлан ÿшанен да осалым еҥлан ыштен огыл, ослым ыштышылан Юмо ужеш манеш ыле.

  19. Ай

    >Кугу сорта шкештым тыге лӱмден огытыл, нунат шкештым чимариак маныныт.

    Кугу Сортан чимарий улмыштым пеш сай палем, садланак таче шкеныштым «чимарий» манше-влаклан Кугу Сортан опытшым шотыш налаш темлышым. Кугу Сортан опытшо негызеш тачысе кечылан шукырак келшыше эре пашам ыштыше чимарий «черкым» ышташ лиеш.

  20. Вачис

    Ай свой предмет хорошо знает. Не зря мой товарищ в Бирске подался к финским попам. А был комсомолом, спортсменом да еще десантником. Всю проблему марийцев в Бирске нельзя привязать к религии. У марийцев, во-первых, в Бирске нет национальных заведений. Во-вторых, марийцы любят халявные развлечения, поэтому побежали к финским попам. Ай, Ой, Уй меня тоже заинтересовали. Вот в августе приеду в Бирск и схожу к финским попам. Не хочу их ругать по принципу — не читал, но осуждаю.

  21. Вачис

    Марийцам в Бирске нужны сильный лидер и независимая общественная организация, а не марионетчная всяким Марий ушем или Кугу сорта т. к. они уже моральные и политические банкроты. Хорошего марийцам эти организации ничего не сделали, а наоборот, только навредили.

  22. Ай

    Опыт Кугу сорта я предлагал изучить не ради создания какой-то общественной организации, а как более организованной религиозной структуры сторонников МТР. Члены Кугу сорта встречались чаще и обсуждали насущные вопросы своей религии, приверженности марийцами своих древних традиций и т.д. Современными марийцами между языческими молениями, которые в лучшем случае проходят 1-2 раза в года, а иногда раз 2-3 года, никто не занимался. Вот лютеранская церковь начала заполнять эту пустующую нишу. Некоторые в Бирский приход пришли после какой-то большой личной трагедии и душевную, духовную поддержку нашли не среди соплеменников, сторонников МТР, а в лютеранском приходе.

  23. h*jjj

    Время лечит.

  24. Вачис

    Религия, особенно христианская — это «опиум», «фетишизм», «поповщина». От себя могу добавить, что в связи с тем, что религия стала служить государству, правителям, ворам , бандитам(украл, убил — покайся), она потеряла для меня всякий смысл. Другое дело — Ош Кугу Юмо. Он служил своему народу и будет служить, не смотря на никакие происки финских и других попов. Т. к. церковь еще является халявным зрелищем, то пусть бегают, не жалко. Скоро в Бирске и в инородческую церковь побегут.

  25. Вачис

    Марийцев зря ругаете, что у них нет религии и что они безбожники. Я думаю, что марийцам религия не нужна, потому-что у них есть Ош Кугу Юмо. Религия нужна всяким завоевателям и колонизаторам. Если Бальзак завоевывал мир пером, Наполеон-шпагой, то попы при помощи Библии. А марийцы не собираются завоевать мир, а хотят жить в гармонии с ним при помощи ОШ КУГУ ЮМО.

  26. Умные вы все,ай, ой, ой, уй… скажите мне пожалуйста, какой конкретный вред наносят марийцам лютеране?

  27. Вачис

    Наносят прямой вред, пагалыме Мая. Сейчас марийцам вбивают лютерансто, между делом — идею Великой Финляндии, потом повторятся тридцатые годы прошлого столетия, а попы, как всегда, умоют руки.

  28. Лютеранин

    Я мари и лютеранин. Никто меня не «заманивал в свои ловушки», я сам осознанно сделал свой выбор. Никакой материальной пользы от церкви лично мне нет, по возможности я сам поддерживаю нашу церковь. Ни о какой «Великой Финляндии» в рамках церкви не говорится, на каждом богослужении лютеране молятся за существующую законную власть на местах и в России целом. Современный марийский мир поликонфессионален и строить национальное движение надо исходя из этого факта.

  29. Вачис

    Интересно, кем Вы были в прежней жизни, что привело Вас туда? Я знаю неудачников с красным дипломом, которые нашли там себе нишу.

  30. Лютеранин

    Я по мари отдельно статистику не знаю. Знаю по России, что среди лютеран очень большой процент интеллигенции и людей со средним доходом. В Бирском приходе обычные и разные люди, я людей не ценю по их дипломам и доходам. Себя я лично неудачником не считаю.

    Лютеранская церковь очень либеральна, заманить кого-то и тем более удерживать его (ее) там вне его (ее) желания фактически невозможно.

  31. Ден

    В лютеранской церкви всем дают право выбора — хочешь ходи на богослужения, хочешь нет. Палками туда никто не гонит людей. Мои родственники марийцы — протестанты, как и лютеране. И я не могу сказать, что они неудачники. Только наоборот, у них появились четкие стимулы стать образованными марийцами, влиться в марийскую интеллигенцию.
    К Вашему сведению, пагалыме Вачис, в протестантстве каждый прихожанин фактически является по вашему выражению «попом», в отличии от православия. Поэтому умывать руки никто не будет, да и некуда — на своей земле живем. Здесь родились, здесь и умрем!

  32. Вачис

    Тогда не издевайтесь над так называемым чимари. Он такой же смертный, он такой же мыслящий, но может более наивный и простой, чем всякие лютераны и прочие христиане. Ему уже, как Христу, пора иконы рисовать. Он уже сколько веков, как последний защитник Брестской крепости, стоит за свою веру.

  33. Ден

    Я лично никогда не презирал чимарий. Когда я жил почти каждое лето в деревне у родни. То у них прямо в 100 метрах от дома было кÿсото. Я почти каждый день проходил через него, но ни разу даже фантика не выбросил на это место. Ибо знаю, что это место священно для чимарий. К сожаленью, молодежь современная не разделяет чимарий и христиан. Поэтому ради легких денег уже стали рубить кÿсото на дрова и стройматериал.
    Это уже общенациональная проблема мари – потеря нравственности.

  34. Опанас

    Вачис, а Вы сами-то посмотрите, что Вы и другие про христиан (лютеран) написали и что нейтральный Ай написал и Лютеранин. Кто кого оскорбляет?

    Я хотел сказать кто над кем издевается.

  35. Петан

    Спасибо, ребята! Главное — вы все любите марийский народ, и чем-то жертвуете ради него. По моему, наиболее легкий путь совершенствования — это обратиться к профессиональным «идеологам». У них все готово: книги, речевые обороты, доводы. советы на все случаи жизни. Действуй по инструкции! Так легче. Чимарий йула — как запущенный сад. Чимарий йула — как пища, которую надо вырастить, собрать, приготовить. А др. религии — как пища быстрого приготовления — залил кипятком, и готово. Христианство уходит из христианской Европы в страны третьего мира, в третьесортные народы. Для нас оно кажется признаком цивилизованности. Но цивилизованность — в самобытности. Мы не знаем себя, свою философию, фольклор и историю. Спорьте уважительно.

  36. Мая

    Какие же вы все-таки не толерантные. Нельзя так, ведь любая вера, она в нас, она от нас, от каждого идет. Насчет запущенного сада, ей и не нужен признак цивилизованности, тогда исконная религия марийцев не сохранит духовной связи единения с природой, божественности, главное — своей особенности. Кстати, что у нас там с пастором Марийско-лютеранского прихода в Йошкар-Оле?

  37. Опанас

    Видите ли, Мая, в России очень много говорят о «толерантности», но реальная политика в религиозной сфере направлена на воспитание «правильности» одной лишь христианской конфессии – православия и нетерпимости ко всем остальным: как лютеранам, так кстати и марийским язычникам. Марийцев Кремль хочет видеть православными. Кремлю удалось рассорить марийцев, поделив их на подконтрольные властям и независимые национальные общественные организации. Теперь в этот раздор можно внести религиозное противостояние, чем больше конфликтов, тем лучше для Кремля, Маркелова – марийцы сами себя разгрызут, будут тратить свои силы на эти разборки. Им это очень хорошо удалось: давайте марийцы-язычники грызите лютеран, там вам подбросят других врагов. Хотя лютеране первыми сделали христианство реально марисйкоязычным, а христиан, пусть даже формальных, среди мари уже больше 50%. Автор статьи и все ярые язычники уничтожают марийский язык в христианстве, а не христианство как они глупые думают. Христианство, как вы бы не бесились, будет и дальше распространятся среди мари, только благодаря вам исключительно на русском.

  38. Вачис

    Пагалыме Опанас, не проводите, пожалуйста, нам курсы ликбеза. Ваши предложения?

  39. Опанас

    Я предлагаю не враждовать с лютеранами, а использовать их ресурсы для дальнейшего перевода Библии и др. христианской литературы на марийский. И должна быть создана комиссия по переводу, куда входили бы представители всех христианских конфессий и марийские лингвисты. Переводом Нового завета занимались Инстут Библии и лютеранская церковь, а окончательную редакцию делала Православная церковь. Они заменили существующие марийские слова на русские: шнуй на святой и т.д. Я не согласен с таким подходом. Библия переводится для всех мари, а не только для православных.

  40. Вачис

    Пагалыме Опанас, я просто хотел сказать то, о чем Вы написали, знает каждый школьник и ничего тут для меня нет нового. Я, пользуясь случаем, хотел поднять проблему марийцев в Бирске, а не заниматься поповщиной, как когда-то говорил вождь мирового пролетариата.

  41. Опанас

    Видите ли, Вачис, многие марийцы Бирска уже при лютеранском приходе и приход растет очень быстро. «Поповщиной» придется заниматься, если Вы хотите чтобы марийцы Бирска остались марийскоязычными. Даже ректор МарГУ не знает, что лютеранская церковь – это христианская церковь, он назвал их сектантами, а Вы говорите первоклассник… В России сплошная религиозная неграмотность, у россиян масса предубеждений, страхов, ненависти к «нетрадиционным», но не знаний о религиях и христианских конфессиях.