Мордовский язык — язык будущего

luzgin_a_iziПредседатель Государственного комитета Республики Мордовия по национальной политике Александр Лузгин и председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения мордовского народа Михаил Мосин ответили на вопросы читателей «Комсомолки».

Еще до начала прямой линии с Александром Лузгиным и Михаилом Мосиным в редакцию поступило огромное количество вопросов. Оно и понятно: вопрос о создания единого литературного мордовского языка обсуждается в республике уже несколько десятилетий. Правда, дальше разговоров дело пока не заходило. Впрочем, в последнее время появились основания думать, что в будущем ситуация изменится. По крайней мере, Александр Степанович и Михаил Васильевич пообещали нашим читателям, что единый язык у мордвы все же появится.

О трудностях

— Здравствуйте! Я заканчивала филологический факультет. Слышала мнение, что, по сути, мокшанский и эрзянский языки являются диалектами, поэтому изначально нужно было создавать единый литературный язык. Будет ли труднее сделать это сейчас?

М.М. — Спасибо за интересный и конкретный вопрос. Действительно, если бы единый литературный язык был создан в двадцатые годы прошлого столетия, в то время никаких проблем бы не возникло, потому что вся мордва говорила на разных диалектах. Тогда в пользу единого языка в то время высказывался целый ряд ученых-языковедов. В частности, предложения создать единый литературный язык публиковались в газете «Якстере сотиця» («Красный пахарь») в Саратове, «Якстере теште» («Красная звезда») в Москве. К единому знаменателю, к сожалению, так и не пришли. Этому был целый ряд вполне объективных причин. Свою роль сыграли репрессии в отношении сторонников единого мордовского литературного языка. Их тогда обвинили в шпионаже в пользу Финляндии. Как бы то ни было, но в результате у нас появилось две литературные нормы. Для эрзянского языка ею стал диалект Ардатовского и Алатырского районов, для мокшанского – краснослободско-темниковский диалект.

Хочу заметить, что 99 процентов народов мира имеют единый литературный язык, хотя говорят на разных крупных диалектах. Возьмите, к примеру, итальянцев: северные и южные почти не понимают друг друга, но, тем не менее, литературный язык у них общий. Это доминанта цивилизованности и государственности нации. Будь у нас сейчас единый мордовский язык, сейчас мы бы выглядели гораздо прогрессивнее, и нам было бы легче предлагать его для изучения русским или татарам, живущим в Мордовии.

— А в чем заключается основная сложность?

— Скорее всего, в стереотипах мышления. Мне сейчас некоторые языковеды даже говорят: мол, если мы создадим единый язык, мокшане и эрзяне вообще откажутся от своих языков. Такой нигилизм среди мордвы, к сожалению, присутствует, поэтому, судя по переписи населения, ее численность и сокращается. Но я приведу такой факт. У нас есть шокшанский диалект. На нем – эрзянском, по своей сути, говорят несколько сел в Торбеевском – мокшанском — районе. Так вот, несмотря на две литературные нормы, диалект продолжает существовать. Так и здесь. Сельчане, которые владеют родным языком, так и будут говорить на своем диалекте. Единый же литературный язык будет создаваться за счет расширения вариативности. Приведу такой пример. В эрзянском языке есть слово «вадря» — «хорошо». Синонимом к нему выступает «паро», мокшанское «пара» и даже заимствование «цеберь». Не будет навязываться какой-то один вариант, изучающие мордовский язык станут знакомиться со всем синонимическим рядом. То же самое касается и морфологии.

Поэтому стереотипы должны уходить, и нам надо коллегиально расширять две «узкоколейки» литературных языков, разрушать преграду между ними. И тогда у нас будет широкий, богатый, единый литературный язык.

О затратах

— Зачем вообще нужен единый язык? Насколько я понимаю, это связано с большими финансовыми затратами. Уже подсчитывалось, во сколько это обойдется?

А. Л. — Пока мы не затрагиваем финансовый вопрос, только пытаемся объяснить, зачем нам это надо. Скажу вот что.

Язык нужен для того, чтобы консолидировать мордовский этнос. С учетом того, что по территории Российской Федерации мордва расселена очень дисперсно, и ее численность, судя по переписи 2002 года, сокращается, нам важно, чтобы именно посредством языка шел процесс объединения мордовского народа. Ведь язык — один из самых ярких символов этноса. Задача состоит в том, чтобы за счет формирования единого языка укрепить мордовскую общность.

Естественно, что языки развиваются по-разному. Они могут отдаляться друг от друга, но их можно и сближать – это называется языковым строительством. И сегодня мы говорим о длительном процессе, в результате которого на первом этапе попросту будет идти сближение наших языков.

— Добрый день, а какой же язык будет взят за основу единого литературного – мокшанский или эрзянский? И какой из них легче?

Михаил Мосин

Михаил Мосин

М.М. – Опасений, что один из языков окажется ущемленным, быть не должно. Языки будут обогащаться! Ведь новая литературная норма объединит не только современные эрзянский и мокшанский языки, но и их диалекты. Задача перед языковедами стоит такая: сохранить языки, ныне существующие, плюс обогатить их за счет расширения вариантных форм. Особенности обоих языков мокшане и эрзяне должны знать. А то не очень красиво получается: самые близкие языковые родственники, а понимать друг друга зачастую просто не хотим. Такого быть не должно, раз мы стремимся сохранить себя как этнос. Иностранцы, которые приезжают к нам изучать мордовский язык, всегда недоумевают по этому поводу. Сами они овладевают и мокшанским, и эрзянским. С их слов скажу, что сначала они изучают эрзянский язык. Он, по их мнению, немного, но все-таки легче. Потом на его основе изучают и мокшанский.

О перспективах

— Здравствуйте, меня зовут Ирина. Скажите, пожалуйста, а работа над созданием единого литературного языка уже ведется?

А.Л. — Да, работа уже началась. В соответствии с Посланием Главы республики Госсобранию, где было сказано о ее необходимости. Я процитирую Николая Меркушкина: «Особое значение приобретает сохранение и развитие языка. Растущая консолидация мордовского народа объективно выдвигает задачу формирования единого литературного языка». Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по координации развития мордовских языков и формированию единого мордовского литературного языка. Состоялось расширенное заседание Ученого совета НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ по данной проблеме.

М.М. — В МГУ им. Н.П. Огарева прошла научная конференция, посвященная памяти известного лингвиста Александра Феоктистова. На ней работала целая секция по проблеме единого литературного языка. Так что можно сказать: практическая работа в этом направлении уже началась.

— А кто будет заниматься созданием единого мордовского языка и сколько времени это займет?

А.Л. — Заниматься будут, в первую очередь, специалисты-языковеды. Кроме того, привлечем писателей — у них обостренное чувство языка. А что касается сроков, то они весьма отдаленные. Первый, подготовительный, этап рассчитан до 2017 года. За это время должна быть проведена работа по формированию общественного мнения и по подготовке новой учебно-методической литературы. И только после этого будут внесены поправки в законодательную базу.

— А как единый литературный язык будет внедряться на практике?

М.М. – Тут важно еще раз уточнить, на кого, в первую очередь, рассчитано создание единого языка. Большей частью это дети городских школ и школ райцентров, где нет однородной этнической массы, что даже сейчас создает сложности при преподавании мокшанского и эрзянского языков. Кроме того, конечно, диаспора – мордва, проживающая за пределами республики. Для начала будут разработаны экспериментальные учебные пособия для детских садов, школ и вузов.

— А вот интересно, будут ли переводить на единый литературный язык мокшанских и эрзянских авторов?

М.М. — Такой вопрос пока не стоит. Да и вряд ли в нем будет необходимость. Мы ведь говорим о расширении вариативности, а не о категорической замене тех или иных элементов языка.

— Здравствуйте, меня зовут Николай. Не считаете ли вы, что предполагаемый единый язык будет искусственным, наподобие эсперанто, учитывая тот факт, что мокшане и эрзяне часто не понимают друг друга?

М.М. — Как же он может быть искусственным, если создавать его будут из всех элементов современных эрзянского, мокшанского языков и их диалектов? Мы будем создавать экспериментальные учебные пособия, словари, где будем объединять все материалы мокшанского и эрзянского языков, а также толковать различия. А их, по моему мнению, не больше пятнадцати процентов. Так, по подсчетам ученых, грамматика у мокшан и эрзян общая на 85 процентов. И мы хотим, чтобы достоинствами и богатством обоих языков владела вся мордва. Если язык функционирует, он не может быть искусственным.

Об истории

— Связано ли 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства с какой-нибудь исторической датой?

А.Л. – Таких дат несколько, и приходятся они на начало II тысячелетия нашей эры. Например, автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, плативших дань Руси. Причем надо отметить, что даннические отношения того периода являлись, по мнению специалистов, внутригосударственными. Исследования ученых свидетельствуют о том, что именно Х веком можно датировать начало процесса тесного взаимодействия мордовского народа со славянами в процессе его единения с народами Российского государства. В дальнейшем происходило укрепление и развитие этих связей, формирование, как говорят ученые, единого политического, экономического и культурного континуума.

— Здравствуйте! Если мне не изменяет память, 1000-летие вхождения мордвы в состав России уже отмечалось. Или я что-то путаю?

А.Л. – В 1985 году мы отмечали 500-летие добровольного вхождения мордвы в состав централизованного Российского государства. В 2012 году будет праздноваться 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Как известно, 13 января соответствующий Указ подписал Президент РФ Дмитрий Медведев. Это будет событие общероссийского и даже международного уровня. Юбилейные праздничные мероприятия пройдут и у нас, и в Москве, и в других субъектах Российской Федерации. Например, уже в этом году Дни культуры Республики Мордовия состоятся в ряде регионов России, а в Саранске состоится V съезд мордовского народа. В следующем, 2010 году столица республики примет Конгресс-ассамблею народов Российской Федерации.

О сторонниках и противниках

— Добрый день, скажите, прежде чем было принято решение о создании единого литературного языка, проводился ли какой-нибудь опрос среди жителей Мордовии?

А.Л. – В конце двадцатых годов прошлого века, когда прозвучали первые предложения о создании единого мордовского языка, сторонников было значительно больше, нежели противников. В последнее время в адрес Главы республики поступает много обращений с пожеланиями сделать мордовские языки более доступными для изучения в условиях дисперсного расселения мордвы и создать единую литературную норму. Подобные мнения не раз приходилось слышать и мне лично.

М.М. – Здесь важно понять еще одно обстоятельство. Даже если проводить какой-то опрос, то как сопоставить мнения, например, языковеда и тракториста, который может быть прекрасным специалистом в своем деле, но ничего не понимает в вопросах языкознания. Человек, далекий от науки, может просто не осознавать необходимость создания единого литературного языка.

— Здравствуйте, хотелось бы знать, кого сейчас больше: сторонников или противников создания единого литературного мордовского языка?

А.Л. – Пока много сомневающихся. Поэтому я благодарен «Комсомольской правде», что она взяла на себя такую ответственность и организовала эту «прямую линию». Очень важно объяснить людям, что формирование единого мордовского литературного языка рассчитано не столько на тех, кто хорошо владеет эрзянским или мокшанским. Язык создается для тех, кто сейчас еще ходит в детский сад. А также для представителей мордовского народа, проживающих за пределами нашей республики. Единый литературный язык – это язык будущего. Но создавать его необходимо уже сейчас.

М.М. – Безусловно, у нас есть оппоненты, которые считают, что мордовскому народу не нужен единый литературный язык. Но следует отметить, что никаких разумных аргументов в защиту своей позиции они не приводят. Поэтому я не думаю, что эти люди как-то смогут помешать формированию единого языка. Языку невозможно помешать. Ведь его создают не политики, а языковеды и писатели, у которых обострено языковое чутье.

— А возможно ли создание единого мордовского литературного языка в современных условиях?

М.М. – Да, я считаю, что это вполне возможно. Я знаю многих лингвистов, в том числе из европейских стран, таких как Финляндия, которые уверены, что у мордовского народа есть все предпосылки для этого. И когда я говорю им, что сейчас мы собираемся создавать единый мордовский язык, они отвечают: «Странно, что только сейчас. Это нужно было сделать давно!». Кстати, еще в 1990 году эту мысль озвучили венгерские лингвисты на Конгрессе финно-угорских ученых. Опыт других народов показывает, что это можно и нужно делать. Например, в Эстонии единый литературный язык был создан на основе южно-эстонского и северно-эстонского литературных языков.

Приведу другой пример. Марийцы в 1995 году создали еще одну литературную норму на основе горно-марийского диалекта. До этого у них в качестве литературного языка использовалось луговое наречие. Сделано это было, прямо скажем, на эмоциях в начале 90-х годов прошлого столетия. Что вы думаете – сейчас марийцы уже жалеют, что пошли в 1995-м на поводу у собственных амбиций. Более того, сейчас они готовы вернуться к единой литературной норме, ибо только так возможно сохранение этноса.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Заслуженный артист России Николай ЧИНДЯЙКИН

— Русский народ испокон веков считался самым гостеприимным и отзывчивым. И то, что в свое время мордва вошла в состав Российского государства, — большой плюс в первую очередь для самой мордвы. Потому что, если бы этого не произошло, я думаю, мокша и эрзя как народности могли бы просто исчезнуть с лица земли. А так вместе с русским народом мы смогли пережить все войны и нашествия, которые только были за эту долгую тысячу лет.

Что касается единого национального языка. У каждого народа должен быть литературный язык. В первую очередь он нужен для общения с другими народами. Взять, к примеру, Италию. Как мне известно, в этой стране очень много диалектов. И жители одного города могут не понимать речь жителей другого города, хотя язык считается одним и тем же. А вот для международного общения у них есть так называемый государственный язык, который знают все итальянцы без исключения. На этом же языке там печатаются все газеты и журналы, а также ведется вещание по телевидению. Думаю, что создание такого языка очень важно для любой национальности.

Наталья Пономарева, Андрей Елистратов

«Комсомольская правда в Саранске» от 29.01–05.02.2009 г.

Источник: ИЦ «Финноугория»

Фото из альманаха «Диспут»: Николай Лузгин, Михаил Мосин

29 комментариев

Filed under Статьи

29 responses to “Мордовский язык — язык будущего

  1. Аргументов

    Свою роль сыграли репрессии в отношении сторонников единого мордовского литературного языка. Их тогда обвинили в шпионаже в пользу Финляндии

    Я боюсь что сегодня их обвинят в экстремизме. Очень боюсь.

    Русский народ испокон веков считался самым гостеприимным и отзывчивым

    Смотря кто считал. И когда считал. Сегодня так уже не считают. Не может считаться русский народ отзывчивым когда по статистике русские Мордовии почти не говорят на местном языке. Отзывчивый человек в первую очередь выучит язык народа с которым он живет.
    А вот мордву надо похвалить — они, как убедились вы сами, выучили язык соседа на отлично.

    • Гость

      Отзывчивый человек в первую очередь выучит язык народа с которым он живет

      Ну да, как многие немецкие офицеры, которые освоили русский язык перед тем, как нанести свой визит вежливости в начале 1940-х годов прошлого века. Это ведь признак отзывчивости

  2. Филолог

    >Приведу другой пример. Марийцы в 1995 году создали еще одну литературную норму на основе горно-марийского диалекта. До этого у них в качестве литературного языка использовалось луговое наречие.

    Решение о введении отдельной литературной нормы для горно-марийского наречия было принято на Третьем, московском совещании марийских работников культуры в 1926 г. И с 30-х гг прошлого столетия активно используются обе формы литературного марийского языка: марийский луговой и марийский горный.

  3. Филологу

    И с 30-х гг прошлого столетия активно используются обе формы литературного марийского языка: марийский луговой и марийский горный.
    ————————————-

    Хотелось бы узнать есть ли целесообразность объединия этих языков подобно эрзянскому и мокшанскому языкам???

  4. Новость дня

    «Путин задался вопросом, почему, если в одной части Европы народ имеет право на самостоятельность, на это не имеет права народ в другой части Европы».
    =====

    Очень положительное суждение. Значит Мордовия тоже имеет шанс стать самостоятельной. Великолепно!

  5. Миша

    Мордва совершает акт самоубийства. Понятно, что никто не станет говорить на искусственно созданном языке.

  6. Аппа

    Интересно, вот бы применить весь стиль мышления, факты, аргументацию к русскому и белорусскому языкам. А чево? Есть же Союзное государство? Даёшь общерусский язык! А русский Пушкина и белорусский Купалы — пускай диалектами бегают этого Общерусского. На оном издадут пособия, будут учить диаспору в Украине и Казахстане. Для понимания глубины провокации приведу видоизменённые цитаты: +++Приведу такой пример. В русском языке есть слово «хорошо». Синонимом к нему выступает «годится», белорусское «добре» и даже заимствование «гарно». Не будет навязываться какой-то один вариант, изучающие общерусский язык станут знакомиться со всем синонимическим рядом. То же самое касается и морфологии.++ Или вот ещё +++Опасений, что один из языков окажется ущемленным, быть не должно. Языки будут обогащаться! Ведь новая литературная норма объединит не только современные русский и белорусский языки, но и их диалекты.+++… И так далее. Не хочу переходить на личности, но на фото этот Мосин — суицидальный тип. Что-то есть у него от тех несчастных 1930-ых годов, которые, в конец затравленные на липовых процессах, кричали: «Убейте меня, врага народа, столько навредившему родному Государству!…» Ужас. И за что такое эрзянам?

  7. Сергу

    И надо же набраться такого цинизма и заявить М.Мосину «,,,формированию единого языка невозможно помешать. Ведь его создают не политики, а языковеды и писатели, у которых обострено языковое чутье».
    Этого «писателя» без денег и политической власти с обостренным чувством языка вы гражданин М.Мосин уже засветили. И вы, просто исполняете приказ!
    Внимательный читатель сразу сообразит, а как это так можно было проколоться, выложить все сокровенное, да еще отрицать очевидное, тем более ранее сказанное самим же.
    Все очень просто читатель, чиновники расслабились у них нет оппозиции, все вокруг молчат, у них просто звездная болезнь и чувство безнаказанности.
    Им уже плевать на Конституционные права эрзян, они в упор не видят закон «О языках народов Российской Федерации».

  8. Историк

    “Убейте меня, врага народа, столько навредившему родному Государству!…” Ужас. И за что такое эрзянам?
    ——————————

    Если в России демократии не будет, то такие времена еще вернутся.
    Ужас.

  9. НАШ

    Очень положительное суждение. Значит Мордовия тоже имеет шанс стать самостоятельной. Великолепно!

    Никто за язык Путина не тянул. Начиная с таких шуток-прибауток 20 лет назад мы потеряли четверть своих завоеваний. А сколько потеряем сейчас только Богу известно.

  10. Nilkss

    ЕМЯ=единый мордовский язык — это убийство сразу двух финно-угорских народов — ЭРЗЯ и МОКША. Согласиться с его «созданием» и навязыванием — согласиться с ЭВТАНАЗИЕЙ эрзянского и мокшанского народов. Это этноцид. Это преступление перед человечеством.
    ЭРЗЯ.

    Лузгин — один из “создателей” ЕМЯ — не владеет родным эрзянским. Мосин М. — на всех “мордовских” съездах и мероприятиях “докладывает” всегда только на русском. Словарного запаса делать доклады на родном языке у него явно не хватает. И эти люди взялись создавать новый язык. Ни стыда, ни совести.

  11. Мария

    Лузгин — один из “создателей” ЕМЯ — не владеет родным эрзянским. Мосин М. — на всех “мордовских” съездах и мероприятиях “докладывает” всегда только на русском. Словарного запаса делать доклады на родном языке у него явно не хватает

    Если это правда, то они преступники мордовского народа. Известно как иногда изящно, а иногда топорно (но беспрерывно) работают кремлевские власти по уничтожению народов своих владений. Это случай был бы в числе изящных. Тем более что книг, газет, журналов, эфирного времени и т.д. для нового языка как обычно не нашлось бы.

  12. Миша

    Центр эрзяно-мокшанского сопротивления должен переместиться за пределы Республики Мордовия, потому что там задавят. Эрзянское сопротивление может базироваться в Нижегородской области, а мокшанское — в Пензенской.

    • Инна

      Я из Пензы, и у нас татары говорят на татарском, мордва (мокша преимущественно) на мордовском, евреи на еврейском, азербайджанцы, армяне, таджики и прочие на своём. В школе уроки Краеведения ведутся на русском. Помню страницы учебника украшены красивыми национальными нарядами русскими и мордовскими. В истории нашего края свой след оставила и татарская культура. Сохранять свой язык надо прежде всего общаясь на нём в семье, а государственным пусть останется русский. Кроме того, надо смотреть совсем в другую сторону: сейчас засилье иностранных слов, молодежь коверкает свои слова и они не употребляют такое простое слово как «сок», ведь сейчас модно говорить «морковно-яблочный фрэш». Можно привести ещё кучу примеров! Не надо выступать против русского языка! Моими предками являются и марийцы, и мордва, и русские с белорусами, и даже татарские корни есть. За всю историю нашего государства сколько смешанных браков было и будет! Давайте любить друг друга! Это лучше войны))

  13. Филолог

    >Хотелось бы узнать есть ли целесообразность объединения этих языков подобно эрзянскому и мокшанскому языкам???

    Вопросы объединения эрзя и мокша языков, а также лугомарийского и горномарийского должны решать сами представители этих этнических групп. Пока часть эрзя и горных марийцев категорически против. Подобного рода споры лишь распыляют силы наших немногочисленных народов. Надо думать о том как эрзя, мокше, марийцам всех групп больше и лучше преподавать литературные языки, близкие к их разговорному. При преподавании марийских языков надо больше внимания уделять разнице между горным и луговым языками, а также другими марийскими диалектами. Надо стремиться к тому, чтобы после уроков марийского мариец понимал обе литературные формы языка и все диалекты.

  14. Сергу

    Медведев поручил правоохранительным органам уделять повышенное внимание борьбе с экстремизмом.

    «Это исключительно большая опасность, особенно в период кризиса. Такие преступления способны расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество, — сказал президент. — Рассчитываю, что этот вопрос будет в зоне внимания и МВД, и ФСБ, и прокуратуры».

    Кандидаты готовы, зеленый свет дан, осталось прокуратуре приехать в Правительство РМ

  15. Аппа

    Хаха! Браво, Сергу… По поводу переноса центра эрзянского сопротивления — 100%. Поляки строили новую Польшу во Франции — в Великом княжестве Польском убили бы. Болгары — в Румынии и Бессарабии сделали все для создания новой Болгарии. На территории самой подневольной Болгарии были только массовые убийства да власть продавшихся националов-чорбаджи. Венгрия — тоже самое. Эстония — в Швеции весь ХХ век. Восточноевр. финно-уграм пора создавать мощные, политические загран. диаспоры. Кстати, почему-то приходят на ум Беларусь или на худой конец Казахстан. И «не заграница», и в то же время руки мордвы да москвы там немного связаны. А Луке и Нурсултану умная, требовательная диаспора из РФ будет очень кстати. Они хоть и играют холуёв, но путина не любят.

  16. Филолог

    Аппа, перенос вроде предлагал Миша, а не Сергу

  17. Сергу

    Спасибо ребят за понимание и поддержку. Ваши советы очень кстати, есть над чем подумать.

  18. Шурочка

    Товарищи,всё это бред! Они хотят таким образом уничтожить и мокшанский, и эрзянский языки, создать мёртвый гибрид, который будет противен носителям прежних языков. И таким образом вымрут все языки. Ведь если сейчас молодёжь попросту игнорит существующие, но малопопулярные языки, будет ли она учить искусственный мёртвый язык? Или лишь ржать от него?.. Этого добиваются финские, эстонские и венгерские провокаторы, чтоб потом обвинить Россию в «вымирании» мордовской культуры. Кто поведётся на эту статью — полный болван.

  19. Финноугр

    >Этого добиваются финские, эстонские и венгерские провокаторы

    Шурочка, статья-то родом из «единственной страны в мире, которая так заботится о нетитульных народах» (твои слова), см. источник. При чем тут финны, эстонцы и венгры, которые первыми в мире начали акцептировать желание эрзя и мокша народов считать себя отдельными народами? Зачем сваливать с больной на здоровую голову? Твои комментарии из серии о плохой «забугорной финни-угрии»? Хотя в данном случае как раз плохой являтся «единственная страна в мире», которая насильственно навязывает эрзя и мокше этноним «мордва» и несуществующий «мордовский язык».

  20. Открыт первый Мокшанский форум http://www.ruzaevka-city.net на базе форума г. Рузаевка. Так же работает форум народа Эрзя.
    Проше не пугаться что мало тем и зарегистрированых пользователей а смело открывать новые темы и отвечать уже на открытые темы.

  21. Юлия

    Я родилась в Саранске но живу в Волгограде. Мои дедушки бабушки разговаривают на мордовском языке и я тоже с детства мечтаю разговаривать на этом языке как мне это сделать? Помогите пожалуйста.

  22. «ЕМЯ» выгоден только для ищущих сиюминутную выгоду чиновников Мордовии и тем, кто может на этом «срубить бабки»; тогда как его создание и насильственное насаждение смертельно и для эрзян, и для мокшан.

    Можно ли провести в Интернете референдум по признанию эрзянского и мокшанского языков государственными в Республике Мордовия?

  23. Аноним

    Я не мордвин, но читая Вас всех сломал себе мозг, об чем речь-то???? Ничего не запрещается, ничего не убирается просто вводится новый язык ЕМЯ. А пересмотр школьных программ — это уже отдельный разговор. Мне тяжело ориентироваться в в мокше и шокше, будет легче с единным.

  24. Валерия Васильевна

    Живем в Москве, зять из Саранска. Решила попробовать учить с внуком (6 лет) мордовский язык. Попросила закупить в Саранске учебники для младших классов и словарь. Ну и что? Слова почитать можно, кириллицей. Но только поймут ли меня? Ударения-то нигде не проставлены! Все эти книги для людей, проживающих в языковой среде. Самоучителя нет. Запрячь зятя, чтобы везде проставил ударения? Нереально. Процесс затух. И что теперь?
    Всего хорошего. Валерия Васильевна.

  25. Аноним

    научите пожалуйста мордовскому языку.

  26. вопрощающий

    Носителей горномарийского диалекта по отношению ко всему марийскому населению очень немного, и большинство из них понимает луговомарийский. Лексическая основа языков совершенно идентична, за небольшим исключением, так что это всего лишь диалекты одного марийского языка. Восточные мари, например, не видят никакого смысла понимать горномарийский, так как с горными нигде не встречаются. А вот эрзя и мокша — взаимопонимаемые или нет?Требуется более подробное разъяснение для не знающих мордовский.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.