В Марий Эл открыли памятник Чоткар Патыру

Chotkar_patyrНакануне Дня народного единства и 98-летия республики в Волжском районе Марий Эл около деревни Нурмучаш открылся памятник национальному герою Чоткар Патыру. На холме, недалеко от реки Пез, где согласно преданиям, марийский богатырь любил отдыхать, установлена деревянная скульптура высотой в 3,5 метра.

По словам исследователей-историков, Чоткар – это не просто выдуманный мифологический герой, а реальный марийский богатырь, который жил в этих краях в 13 веке. Его имя ассоциируется с объединением и согласием народа, умением отстаивать свободу.

Инициативная группа марийских общественников, выходцев из Волжского района, решила обустроить данную территорию. Памятник Чоткар Патыру лишь начало культурно-исторического комплекса, который планируется здесь создать. Он будет выполнен в едином архитектурном стиле деревянного зодчества. Реализация проекта рассчитана на несколько лет.

По словам инициаторов, они хотят, чтобы комплекс носил общенациональный характер.

Источник: ГТРК Марий Эл

51 комментарий

Filed under Новости, видео

51 responses to “В Марий Эл открыли памятник Чоткар Патыру

  1. Прекрасно

    Откроем центр Чоткара и все проблемы будут разрешены. Наверное, в одночасье все русскоязычные дети наших марийских активистов (о большинстве мари и не говорю), после посещения этого центра превратятся в марийцев! И слава Кудрявцеву, Петрову-Чоткару, Козлову, что вообще не надо поднимать такие нелицеприятные вопросы в республике как преподавание на марийском языке (которого вообще нет), преподавание детям мари-мари родного марийского языка в должном количестве. Ну это мелочи, как говорится, главное, что делают, наши славные «марийские активисты»…

    • Елена

      Сдается мне, обращаетесь не по адресу: для развития и умножения, преподавания марийского языка существуют структуры(должности), которые за это получают бюджетные ( то бишь, наши с вами деньги). Не надо работу одних перекладывать на чужие плечи! Молодцы, Мариушемовцы! Они пока единственная организация, которая в реале вопреки всеми творят и укрепляют дух и традиции своего народа! Против развития общества не попрешь—удобно молодежи общаться на общепринятом языке, они и будут общаться на нем.

  2. Аноним

    Вон, в Индии, совсем недавно установили самую высокую в мире статую, посвященную Валлабхаи Пателю. А Князю Мамичу так и не сделали нормального памятника на земле мари. Видимо, не достоин.

  3. Станислав 1960

    Казанский летописец сообщает, что до нашествия монгол, черемисы ( предки мари) жили с булгарами к востоку от Камы, по которой проходила граница между Русью и Булгарией. Монголы опустошили территорию между Камой и Ветлугой в конце 13го века и 14м веке эту территорию заселили черемисы. Это сообщение подтверждается археологами. Русские поселения в 13м веке погибают от пожаров,есть наконечники монгольских стрел. Примерно 50 лет земля пустовала, образовался слой дёрна и только после этого появляются поселения предков мари. Чоткар не мог появится ранее 14го века.

    • Аноним

      Узбеки дружили с ветлужскими мари. Черемисы — не предки мари, а «второе» название народа. Современные историки так таковое «монгольское» нашествие, каким его рисуют в учебниках, ставят под сомнение.

      • Черемис

        Чара — поляна. Емыж — ягода, плод растений и кустарников (мар.).

        • не пробовали

          . Чара Емыж — так это Чемышев получается,никак не Черемис

        • Аноним

          Интересно, как в таком случае переведёте слово ЧАРО МУТ?
          «Чаромутие, или священный язык магов, волхвов и жрецов, открытый Платоном Лукашевичем, с прибавлением обращенных им же в прямую истоть чаромути и чарной истоти языков Русского и других славянских и части Латинского» — первая и главная работа Платона Акимовича о происхождении всех языков от первобытного праязыка, и их дальнейших превращениях.

          • Йыван Кырля

            Только мари — это не славяне.

          • Хазар, карай, татар

            «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее».

    • Аноним

      Русь от названия реки Рось. Смотрите географическую карту.

      • Волгожанин

        Публицист А. Хомяков пишет (Босния. Путевые заметки. 1858): «Местность эта называется Расью. Это имя собственно принадлежит речке… Рась есть то же самое слово, произнесённое на сербский лад, что Рось. От Раси получила своё название вся окрестная страна (Рась, Раса, Рашка земля)».

      • Станислав 1960

        Корень Рос означает воду. В этом значении он сохранился в словах — роса, моросить, изморось. Корень Рус указывает принадлежность к реке — русло, русалка.. Исходя из этого название народа Русь можно перевести как люди живущее на реках. По аналогии древляне те кто живёт в лесу, поляне те кто живёт в поле…До монгольского нашествия все поселения русичей располагались по берегам рек.

        • Великий Монгол

          Мӓҥге — вечный (мар.). Юл — путь (тат.). Наши защитники, эти славные воины.

        • Аноним

          Несколько другая версия происхождения названия Россы(русы).

          Русские не славяне.
          с 5 минуты Русь — это узкая полоска, вдоль торговых путей, вплоть до Моравии. с 6 минуты про Росссов. Все Россы(русы) сидят в Киеве, и периодически выходят в полюдие собирать дань. Полюдие не доходит до Новгорода. С 7 минуты до 9-10 века города Новгорода ещё не существовало. с 10 минуты про взаимоотношения внутри княжеств. с 11 про Полян. С 17 минуты Готские заимствования слова Князь, Хлеб, Стекло, Серьга — это Черняховская археологическая культура. С 18 минуты про Иранских богов. с 20 минуты Скифы — это иранские народы.
          Знаковое заявление в данном видео на 24 минуте 13 секунде «Вообще лучше не по учебникам учить историю». В этой связи хочется добавить. Не вся информация представленная в Википедии является истиной в последней инстанции.
          Вопрос по сюжету. Станет выходец племени Полян собирать дань со своих сородичей? Наверно нет. Значит напрашивается вывод, что русские(россы) не являются родственными племенам населявших территории возле Киева. Или возможно, русские(россы) выходцы из соседних племён, тех же Полян, но воспитанных подобно манкуртам не помнящих родства.
          Считается, что именно во времена существования черняховской культуры праславянский язык позаимствовал много слов германского происхождения: хлев, котёл, шлем, труба, церковь, буква. (Это из Википедии)
          Возможно Готы это и есть Русские(Россы), а в более позднее время Хазары. Территория расселения одна и та же, сперва Готов, затем Россов, ну а затем и место образования Хазарского каганата. Косменно на это указывает название города КИ-ЕВ (КИ — это перемещение(КИдать, КИбитка, КИй в биллиарде).

          • Аноним

            Только массагеты-скифы «усыпили» Кира II Великого, Цара Персии.

          • Гунны

            Хазары — тюркоязычный кочевой народ, относящийся к гуннам (сувары, мадьяры, авары, булгары). Хүн — Человек (монг.).

            • Тенгри

              Как и тат-ары. Ара — круг (тат.). Таң — рассвет. Харрә — горячий, жаркий (тат.). Круг — это восходящее Солнце. Круг же Небесный Отец.

              • Спасительный Разум

                В Др. Египте (Та-кемет, Та-мери, Та-уи) бог солнца Амон-Ра: әман — невредимый, сохранный; рәи — разум (тат.).

              • Аноним

                Почему тогда не Ора-куча, Тун(тын) — признак жизни(Г). Харрә вообще Хоря чий (Горячий). Кажется у Египтян Гор, Хорус также Хор (егип. ḥr — «высота», «небо») — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца; сын богини плодородия Исиды и Осириса — бога производительных сил.
                СТАНОВИТСЯ ВСЁ ТЕПЛЕЕ

    • Аноним

      О топониме «Москва». 1). Маска_ава – медведь-мать (мар.). 2). Мошый – лось; hава – небо (тат.). 3). Mua – земля (карел.); маи – водяной (тат.). Ош – светлый. Кава – небо (мар.). А теперь переведите, Уважаемый, названия городов Тула, Рязань, Калуга, Кострома, Вологда, Тверь, Владимир, Ярославль и т.д. Шишимирово возле оз. Ильмень. А озёра Онежское, Чудское, реки Волга, Ока, Угра и т.д. Мари, татарин, башкорт и др. «старожилы» переведут значения так называемых «древнерусских» городов. Получается, что нас теснили на восток, а не с востока? Вся историческая правда в географии. И крепостного рабства при монголах не было. И платили 10% налог.

      • Станислав 1960

        Корень моск( мозг) означает влажно. Сохранил своё значение в словах — промозглый, мозг (головной,спинной,костный). В переводе на современный русский язык Москва — река в топких берегах. Рязань, в древних документах Резан- распространённое мужское имя в Древней Руси. Называть город по имени основателя широко распространённая практика — Ярославль в честь князя Ярослава Мудрого, Владимир в честь князя Владимира. Тула — потаённое место, затулить(спрятать), затылок(его не видно).Волга(Вольга) — великая,могучая. Летописи называют княгиню Ольгу Вольгой. Былинный богатырь — Вольга Светославович. Ильмень,согласно словаря Даля это пресное озеро с топкими поросшими камышом берегами.Все названия на русском севере древние индоевропейские, близкие к санскриту и архаичному праславянскому языку. Современный исследователи не находят древних названий на финно угорских языках.Что не удивительно, предки фиино угров приходят на Русскую равнину только во второй половине первого тысячелетия новой эры. Выглядели они так как выглядят современный ханты и манси. Европеоидные черты они приобрели в результате смешения с русскими.

        • Империя Великих Моголов

          Родина славян — Балканы. Финно-угры жили на Волге тысячелетиями. Санскрипт как раз близок к финно-угорским языкам, в частности, к татарскому и удмуртскому. И, территориально, мы ближе к Индии.

        • Аноним

          Волга не «великая, могучая», а «блестящая» с языка мари.

        • Ильмень

          Ил — страна, родина. Мену — восходить (тат.).

          • Аноним

            Почему тогда не предположить ИЛ МЕН(МАН) — страна мужчин. Кстати мари переводится как «мужчина».

      • Виталий Мирских

        Может нам в первую очередь надо разобраться с названием нашего народа. В самом первом источнике наш народ назван — цармисы в шокающем варианте- шармисы. Ученые считают, что Булгары были тюрки Волжская Булгария и Хазария основана тюрками. Но ученые по каким то причинам лгут. Нет ни каких свидетельств о тюркоязычности Булгар и Хазар. Их нет. Но есть письменные источники, написанные во времена Волжской Булгарии и Хазарии, где говорится ,что Булгары и Хазар говорили не на тюркском языке. Сами тюрки не могут перевести термин » БОЛГАР» . Причина думаю понятна . Кто может? Котшары(Котельнические лесные марийцы) из города Кокшар., Коткар. Кошкар и это все названия известные современным этнографам. Но сами котшары (марийцы) проживавшие и проживающие в городе Котельнич, Кировской области город Кокшар называли, Болкар. Через центр древнего Котшара протекает река Балакаревка Очищаем Балакаревка от паутины времени и получаем два корня Бал и Кар. Бал, на котшарском диалекте, большого марийского языка, значит торговый поселок, торговый город, торговая утрамбованная глиненная площадь, площадка. Бал на котшарском диалекте означает торговать. Вспомним бала-бол, болтун ,болтать, мариско луговое бол-корыто. Вспомним, как выглядели бозары, грязные рыбные рынки еще 500-1000 лет назад или 200-300 лет назад. Болтушка круговерть. Отсюда и марийское слово бол- корыто. Понятно, что на рынке все болтают втюхивая товар и торгуясь. Интересно и то, что рыба это самый скоропортящийся продукт. И все рынки начали свое рождение с рыбных рынков «болчугов» . Интересно, что самое большое количество Бал, Бол, Бул находится и возникло именно в местностях населенных меря, мари, а во 2-7 веках это районы проживания народа котоцыры(а-катцыры) . Назовите самые крупные города местности населенные некогда народом «а -катцар», акатцыр: Рязань, Москва, Тула, Горький(Нижний новгород), Галич, Котельнич, Киров(Ватка) и другие. И в самом архаичном древнем варианте мы увидим, что местечко ставшее в дальнейшем крупным торговым городом в древности 2-9 века называлось обязательно Бал, Бол, Бул,. Москва произошла от рыбного и мясного рынка древности и раннего средневековья Болотное, Балчуг, (Кремлевский осторов),.. . Город Руза произошел от местечка Балакаревка(Балакиревка), г.Котельнич (Котшар) от торгового рынка 7-13 веков в устье речки Балакеревка теперь рядом с Динопарком города Котельнич. Нижний Новгород произошел на месте черемисского древнейшего рынка Болчуг (теперь забытый рыбный и мясной рынок дореволюционного Нижнего Новгорода). Галичь-Мерский произошел от черемисской горы Балчуг. очень красивой горы. И такое везде где проживали знаменитый писменный народ акатцыры(а-кат-цары) известный по античному Римскому писателю и послу при дворе Атиллы послу рима по имени Прискю Получается марийцы(цары,а- катцыры) и есть Болгары, Бол -торговый Кар- крепость. Рязань и Тула тоже произошли по этой схеме Только надо помнить, что старая Рязань была в нескольких километрах от современной. Может и марийцы не марийцы вовсе, а древние «цар». Так и хочется написать царь, но это уж совсем крутовато.

        • Аноним

          Татарский — язык тюркский. Угры, булгары — тюрки.

        • Аноним

          А финны и балты — не славяне.

        • Булгар

          Болгау — махать, размахивать; ара — круг (тат.). Крылатый диск.

        • Поро Буре

          Мари, по-видимому, и есть те самые хазары, ираноязычные тюрки (Каз-ара, Каз-ах, Кав-каз). Смотри видео: https://www.youtube.com/watch?v=otgrODtQn10.
          Знакомые все лица. А малаи, суровые, так смотрят, волчата.

        • Аноним

          «Нет ни каких свидетельств о тюркоязычности Булгар и Хазар.»
          «…Получается марийцы(цары,а- катцыры) и есть Болгары,..»
          Следуя вашей логике можно предположить, что а-катцыры — это и есть хазары.
          Поволжье 2001. Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник
          https://volos-t.livejournal.com/50802.html
          Государство Волжская (Волжско-Камская) Булгария возникло на территории бывшего Хазарского каганата в XIII — IX веках н.э. Мусульманские географы X — XI вв. и некоторые современные историки рисуют границы от Каспийского моря на юге до Баренцево моря на севере и от Уральских гор на востоке до территории Древней Руси. Однако археологические раскопки значительно сузили границы государства до территории современных Ульяновской, Пензенской и Самарской областей, Республик Татарстан и Удмуртия. Всего было обнаружено 190 городищ и 900 селищ, основная масса которых находится на территории Республики Татарстан и Ульяновской области.

  4. калыкын шонымашыже

    Молодцы! Поддерживаем! Никого не слушайте и идите вперед!!!!

  5. Ярославль

    1). А). Йа – выраж. восхищение “о”; выраж. удивление “ба”. Б). Раслау – подтверждать, доказать; свидетельствовать (тат.). В). Яву – падать, лить, идти, сыпать, сыпаться (об атмосферных осадках); падать, лететь тучей, сплошной густой массой (тат.). Явала – случай, событие, явл-ение; утварь, приспособления, орудия; продукты питания (мар.). Г). Ил, родина – страна (тат.). Иләм – благолепие; красота, краса; уют (тат.); илем – поселение; место обитания животных, птиц; родина (мар.). Иле – живой (о деревьях), сырой, влажный (мар.). 2). Я-росл-ав-ль, поскольку в городе протекает река Кото-росль: котаю – становиться состоятельным, оправиться (после какой-л. беды); оправиться, выздороветь (тат.). 3). “Восхищаюсь доказывающим случаем”.

  6. Владимир-на-Клязьме

    1). Ва, ву – вода (коми, удм.). Лудо – утка (мар., эрз.): по-видимому, трансформировалось в «лодку», «ладью». Мер, мир – люди (мар., удм.; тат., башк). «Люди на ладье».
    2). Ава – мать (мар.). Лудо. Мер (мир). «Мать-утка мерян».
    3). Может быть этимологически близко к происхождению названия реки «Волга». Валдо – светлый (эрз.), валда – светлый (мокш.). Амир – князь, правитель (тат., башк.); амӹр (амӹл) – предопределение (мар.). «Светлый князь».
    4). Ава – рыба; ладен – добрый; им – лекарство; ыру – родовой, ир – мужчина (тат.). «Рыба – доброе лекарство родовое».
    1). Калял – усталость, утомление. Усма – живой (состоящий из живых растений) (тат.).
    2). Калык, халык – люди (мар., тат.). Узьмак – рай; место, подобное раю; раздолье, благодать, блаженство (мар.).

  7. Правильное Слово

    Хлынов. Кылан – струнный, имеющий дужку (ручку). Ава – мать (мар.). Река Вятка образует старицы, которые имеют петлеобразную форму.
    Сызрань. Сыза – балка, сухая балка (длинный овраг); межа; чуточку, нешироко, узко. Сызу – чертить, начерчивать, прочёркивать, линовать; черчение; линование; проводить линию. Рәң – цвет, расцветка; тон; цвет лица (тат.). Сӹсӹрнӓш – срываться, сорваться с чего-либо, освобождаться, освободиться от чего-либо; зазубриваться, зазубриться тупиться, затупиться (мар.).
    Пенза. Пензамс – настойчиво выспрашивать, выведывать, доискиваться; разбирать, рассматривать (эрз.). Панжема – открытие; расцвет, цветение (мокш.). Пынзалаш, пунчалаш – выжимать, выкрутить (горномар., мар.). Пунш – напиток из рома (тат.).
    Курск. Күрү – видать, видеть, увидать, увидеть, повидать; зрение, зрительный (тат.).
    Тула. 1). Тул – огонь (мар.). 2). Тул – конь, снаряжённый для боя; боевой конь; тулак (шкура, кожа, употребляемая в цельном виде (как коврик); чучело лошади, которое ставили на могилу воина); мешок из цельной лошадиной шкуры; геогр. долгота. 3). Тула – домашнее сукно; обмотка для ног; суконный, из домашнего сукна (тат.).
    Воронеж. Воранаш – преуспевать, процветать, благоденствовать; спориться, ладиться (о работе) (мар.).
    Рязань. 1). Эрзя. Ана – мать (тат.). Рас – верный, правдивый, справедливый. Ана – мать (тат.). Мать верного. 3). Рәи – взгляд, мнение, мысль, разум. Ясау – делать, сделать, мастерить, смастерить, изготовить (мебель, детали, игрушки, домашнюю утварь и т. п.); изготовление. Рәис – глава (делегации); руководитель; председатель, председательский. Ана – мать (тат.). Мать практического ума. 4). Рәзанәт – спокойствие, невозмутимость, серьезность, важность (тат.).
    Муром. 1). Муро – песня (мар.). Маа – земля (фин.). 2). Мур – глубокий, сокровенный. Мурт – человек, личность (удм.). Мари – человек, мужчина. Мер – люди (мар.). Өм – мать (тат.).
    Судогда. р. Судогда, р. Яда, р. Сойма. 1). А). Су – вода. Б). Дага – подкова. В). Ядау – тощий, худой, изнурённый. Ядь – рука; сила, мощь, авторитет. Яд – память, воспоминания (тат.). Jaduda – оледенеть. Jada – остаться. Jatta – оставить, покинуть (вепс.). Русло реки извилистое – гребец изнурён поворотами. 2). Суткак – очень влажный, болотистый; вязкий (тат.).
    Суздаль. 1). А). Сузу – тянуть, растягивать что к чему; вытягивать что. Сөзү – бодать; смотреть исподлобья (но внимательно); цедить, процеживать, профильтровать; выловить что из жидкости, ловить, вылавливать. Сүс – пенька, кудель; волокно; пакля, подчёс (тат.). Б). Дала – степь, равнина; степной, равнинный (тат.).
    Иваново. Ифа – претворить в жизнь. Аң – сознание; разум (высший, активный, первобытного человека); ум, рассудок (тат.).
    Тамбов. Томбале – за, по ту сторону, на той стороне. Томбамс – ушибить, мять, толочь; томбавомс – ушибиться, истолочься (чём-л.), обмолотиться. Томбака – топкий (эрз.). Томба – ботало; орудие для спугивания рыбы. Вӱд – вода (мар.).
    Кострома. Кастараш – благоволить к кому-чему-л.; проявлять доброжелательство, благосклонность к кому-л. (мар.). Ма – земля (фин.).
    Тверь. 1). Теве – здесь. Ер – озеро (мар.). 2). Тывыргы – рыхлый, рассыпчатый (о почве) (мар.). 3). Тәвер – простодушный, легковерный, простоватый; суеверный; дух, настрой человека; образ (мысленный, воображаемый) (тат.). 4). Тывыр-дувыр – подражание быстрому, поспешному действию, сопровождающемуся шумом (мар.). “Творить”. 5). Ты – это. Вер – место, местность (мар.). 6). Tever’ – край дороги, придорожье, обочина (вепс.).
    Углич. 1). А). Угыл – угол; место, где пересекаются, сходятся две стороны чего-л. или два предмета. Б). Йыч-йыч – подражание конвульсивному, судорожному движению; йыч-йоч – подражание неожиданному падению; йыч-юч – подражание резкому, торопливому движению. Йӹчкӓш – клевать, брать (о рыбе) (мар.). Ычкыну – вырываться (из рук, толпы), высвободиться (из объятий); сорваться (с цепи, крючка, верёвки), оторваться (от скалы, привязи); высвобождение, срывание (тат.). Волга здесь делает угол, что способствует удачной рыбалке. 2). Угалау – тереть, потирать, натирать, растирать, мять, разминать (тат.).
    Ростов. Ростяш – сращивать, срастить, наращивать, нарастить (мар.). Ва – вода (коми). Болотистая местность, речки “срощены” в единое болото.
    Калуга. Кала – город (тат.), kylä – село (фин.). Угыл – место, где пересекаются, сходятся две стороны чего-л. или два предмета; угол; место, где живут (мар.). Здесь соединяются две реки – Угра и Ока.
    Вологда. 1). Vale – проливной дождь. Jago – делёж, раздел. Jada – остаться; jatta – оставить, покинуть (вепс.). 2). Волгыдо – светлый, ясный; прозрачный (о воде); радостный; проницательный (мар.).
    Великие Луки. 1). Лӱкӧ – трясина, зыбкое место; топь, болото вообще; тонкий, зыбкий, болотистый; трясина; среда, засасывающая в свои сети, губящее человека (мар.). Город расположен на болоте. 2). Юл – путь. Юка – тонкий (о плоских предметах – о доске, бумаге, льде, одеяле, слое чего-л.); тонкий, негустой; лёгкий (об одежде); хрупкий, слабый, худенький (о телосложении) (тат.). Тонкий, негустой путь есть тропа на болоте.

  8. Аноним

    Ничего вас тут штырит.

    • Аноним

      Дай волю PORO, и он превратит любой нормальный сайт через бесконечное количество своих комментариев в помои со своим околонаучным бредом в стиле Танакова, Громова…
      Просто Ваша цель всегда забалтывать всякой чушью людей когда они начинают поднимать серьезные вопросы, как почему Эстония марийских и др. финно-угорских писателей ценит больше чем Россия и нац. регионы?

  9. Прекрасно

    Центр «Чоткар патыра», которым занимаются активисты «Марий ушем», как Кудрявцев, Петров-Чоткар и Козлов, это кончено же прекрасно и глубокий им поклон за это. Понятно, что им приходится очень трудно, власти вроде должны всячески поддерживать такие инициативы, но только не в Марий Эл.
    Только опять же у меня вопрос к активистам: почему ни Кудрявцев, ни Петров-Чоткар сами не умеют элементарно грамотно говорить по-марийски? Вам насрать на наш марийский язык? Ваши дети-внуки говорят по-марийски?
    Потом, кто должен заниматься актуальными вопросами преподавания детям-мари родного языка в Республике Марий Эл и по всей РФ? Разве не марийские нац. организации как «Мари ушем», «Мер каҥаш», Федеральная автономия мари и т.д должны тормошить госужчреждения Марий Эл и др. регионов где компактно живут мари по этому вопросу?
    Вы просто все поголовно ушли в установку памятников, что конечно же хорошо, и создание музеев и т.д. Т.е вы уже похоронили марийский народ и теперь ставите ему памятники и пытаетесь запечатлеть его в музеях?

  10. Лайд

    Поро!
    «Прекрасно» йолташ, поро лий, марла возо, мыет рушла ом мошто.
    Да икшывем-влакат марла ойлат.
    Те Швецова павай дене родо огыдал? Такше кок ту*рло* мурым муреда, кок пасум куралыда гынат, ан*ыртылме йо*ндаже ик гаяк. Тудо марий ача-ава-влакым титаклен кия ыле, йоча-влак марий йылмым огыт тунем манын. А шкеже марий йылмым эн кугу дп шолып тушман семын школ системыште пытарен шогыш.
    А тыйже могай цельым преследовать ыштет?
    Молан тый кугыжаныш проблемым да задачым лач мер пашаен*-влак у*мбак гына кусарынет?
    Кычкыре, йу*кет уке але йолмет йомын? «Марий ушем» тидым ыштышаш манат гын, ушно «Марий ушемыш». Флагым пуэна да эн ончык шогалтена..
    Ушан комментарийым возгален жапым эртает — вич-лу ий гыч таче мом арален кодашлиймыжым тунам кычалынат от му. Чыла пытарен толыт. А Игорь Кудрявцевын примерже дене — уло ту*нялан каласыме:
    Ме — Чоткар тукым улына!
    Мемнан сомылна — конкретный сомыл. Ушан комментарийым возгален кийыме гай огыл.

    • Прекрасно!

      Лайд, мый такшым тыйын нерген шым возо. палем йоачат-влак марла ойлен моштат. Ну Ирга вот марла руш акцент дене Марий Эл ГТРК-ште видеосюжет-влакым ямдыла. Эргычынат ВКонаткте аккаунтшым онченам. Пешыжак марий шӱман да кумылан манын ом керт. Но тый пеш кертынат — Йошкар-Олаште йочат-влакым марла умылышым, ойлышым ончен куштенат. Садланак тыйым пеш чот пагалем. Кеч, чынжым ойлаш гын, Интернытыште кузе чын марий буква дене возаш тунем кертат ыле дыр…
      Такшым мыйын йодыш эн ончыч Кудрявцев да Петров-Чоткар деке ыле. Нунын йочашт марла кутырат?
      Эше иктым ешарем мый нимынярат кугыжаныш кучемын пашажым мер ушем-влаклан тушкен пуаш шонен омыл. Возымем тӱткынрак лудат гын умылет ыле: мер ушем-влак тыгай йодышым нӧлтен шогышаш да кугыжаныш кучем деч йодашаш улыт.
      «Разве не марийские нац. организации … должны ТОРМОШИТЬ госужчреждения Марий Эл и др. регионов где компактно живут мари по этому вопросу?»

  11. Алексей

    А молан чурийже марий енгын огыл, а славянский?

  12. Лайд

    Поро!
    Умылышым.
    Вуеш ит нал тыят.
    Ме ала-момат «тормошили». Лектшыже гына рушэлысе гай — чара оҥго.
    Жалке. А пытартыш пример — 2018 ий январьысе йылме нерген Марий ушемын» эртарыме конференцийже. Минобр чара отчетым ыштыш, Моско гыч толшо павай шке линийжым тӱҥдыш, ученый-влак ӧрдыжкӧ коарҥыч…Пуйто «Марий ушемлан» гына тиде кӱлеш ыле.
    Ну, йӧра, рушакцент дене ойла… Но эн тӱнжӧ тудо «пӧртылын», шкенжым кычалеш. А тыгаяк ситуацийыште мынярын йомыныт — эсогыл нимогай акцент деч посна марла сайын ойлышо-влаклат. Но Ирган характер весе. Сеҥен лектын. Эн тӱҥжӧ — шкенжым сеҥен. А тиде эн неле йодыш марий улмаште. Мый тудлан тура корным гына тыланем. А молыжым мужедаш нимолан.
    Молыжо — шонкалаш кодшо.
    Таче мер пашаеҥ-влакын каҥашымышт, темлымышт дене шагал мо вашталтеш. Амалжым вес гана умылтарем. А кугыжаныш политике — шагал чотан калык-влакым пагалыдыме сӱретым гына ончыкта. Марий гай калыкым (одым, эрзям, карелым, калмыкым, тувам…) вес виса дене висыман да кугыжаныш могырым ӱшанле полыш лийман. Лач тидыжак уке. А окса деч посна теҥгечат неле лийын, а эрала… нигуш от тарване.
    Ну, Григорий Петров ден Игорь Кудрявцевые икшывышт марла огыт ойло гын, тунам нуно марий процкссыште лийшаш огытыл мо? Логикым ом умыло.
    А мом И.Кудрявцев ыштен — тидым ни район тӱвыра пӧлка, ни Марий Эл тӱвыра министерстве эше ыштен огытыл. Шолышт вишкыде гына огыл, а нунын тыгай артамышт укеак гын, мом нунын деч налат? Минкульчиновник-влак дачак мер организаций-влакын эртарыме сеҥымашыштышт гына пӧкмӧр сӱанвуй гай улыт.

    • Прекрасно

      Лайд, мыйымат Ирган марий тӱняш пӧртылмыжӧ пеш куандара. А кызыт марла изишак руш акцент дене кутыра гын, нимо уда тиште уке. Мыят шке жапыштыже марий литератур йылме дене сайын, чын возен моштен омыл — школышто шотшо дене туныктен огытыл. Тӱҥжым иктаж-кӧн шылтален каласымыжлан сыраш ок кӱл. Ме чылан ӱмырна мучко тунемына. Тыгак, ӱшанем, Иргат илен-толын марла сайрак кутыраш тӱҥалеш. Мый тудын верч пеш куанем да тудлан чыла сайым гына тыланем.
      «Ну, Григорий Петров ден Игорь Кудрявцевые икшывышт марла огыт ойло гын, тунам нуно марий процкссыште лийшаш огытыл мо? Логикым ом умыло”.
      Тиде йодышет дене изишак ӧрыктарышыч. Тек лийыт да тек ыштат, ыштымыштлан куанен гына шогем… А тый шоналтен отыл, молан пытартыш жапыште марий калыкнан шотшо изем толеш? Лач Петров да Кудрявцев-влак гай марий-влак верч, кӧ шке йочашт дене марла огыт кутыро да шке тукымыштым рушыш шке кумылын савырат… Нуно, такшым, тыглай марий огытыл, а эн тошто икымше марий мер организацийын «Марий ушемын» чолгаеҥже улыт. Да эше вуйверыште! Могай примерым те моло марий-влаклан ончыктеда?
      Мыйын шонымаште, чолга, лӱмлӧ, кумдан палыме, шукыжым марий интеллигенций коклаште, кунамсек тыгай пеш шучко чер шарлен… Нуно шукынжым шкештат шотшо дене марла ойлен, возен огыт мошто да йочаштымат тидлан туныктен огытыл. Эше мыйым, мо пеш чот ӧрыктара, вет Чавайнын, Колумбын, да моло лӱмлӧ марийын тукымжо гычат родышт-влак КЫЗЫТ МАРЛА ОГЫТ ОЙЛО!!!
      Тиде вет нимолан йӧрдымӧ койыш! Лач тыгай койышлан кӧра кызыт марий калыкнаже пытен толеш! Те вет чылан тидым уждымыла койыда!
      Але можыч тынаре шуко уш каен мер паша дене куржталашат ок кӱл, але можыч эн ончыч шкендан ешланда вниманийым шукырак ойырыман. Эн ончыч шке ешдам, поснак йочада-уныкада-влакым марла ойлышым ышташ тыршыман? Вет кызытсе рушэлыште марий калыкна лач тыге гына аралалт кодын кертеш. Руш кугыжаныш мемнан калыкнам кугыжаныш кӱкшытыштӧ тӱрлын пытараш шона.

  13. Аноним

    Прекрасная новость. У «Мари Ушем » появился еще один опыт создания памятника марийскому национальному герою.

    Теперь будет на что опираться при создании памятника князю Мамич-Бердею в г.Йошкар-Ола.

  14. Алексей Ротшильд

    Надеюсь с архитектором каким-нибудь посоветовались. Гарантия памятника на сколько лет? Без консультации со скульптором и архитектором создавать памятники нельзя. Сколько лет памятник простоит без ремонта?

    • Дьявол ! (исполняющий обязаности Бога!)

      Ну. вы что типа как «могущий». типа «ТУПОЙ» и «ВСЕМОГУЩИЙ»
      НУ ПОЛ ГОДА ПРОСТОИТ, НЕ ПОМЕШАЛО?
      РУССКОМУ НАРОДУ?
      А, ТО ВСЕГДА КОСЯЧИТЕСЬ ОТ НАС!
      СЧИТАЕТЕ СЕБЯ ЧИСТЫМИ СЛВЯНАМИ!

      • Алексей Ротшильд

        Хватит отмазываться хитрый пенсионер. Ты перечислил деньги на памятник? А то в интернете по-хитрому писать все мастера. Давай деньги для Марий Ушема. Будешь молчать, значит не платил для памятника. Не надо переводить на славян и так далее. Надо перечислить деньги Марий Ушему и Марий Ушем построит музейный комплекс. И только после твоего перечисления будем говорить о славянах. Тебе номер счёта указать куда нужно отправлять деньги Лайду или сам найдёшь?

        • игорь бородин

          Да кстати а где номер расчетного счета данного фонда в открытом доступе ?

  15. Зар Етыз

    Патыр Зарецких Михаил Александрович
    https://rodnaya-vyatka.ru/person/117934

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.