Общественники требуют отставки сенатора от Марий Эл

Александр Торшин

Александр Торшин

Инициативы сенатора Александра Торшина могут привести к межнациональным конфликтам – общественники требуют отставки сенатора от Марий Эл.

В последнее время на всех уровнях активно обсуждаются такие насущные социальные проблемы, как положение детей-сирот, ограничение употребления алкоголя и табака, личная безопасность граждан. Решение любой проблемы всегда готов найти заместитель председателя Совета Федерации РФ Александр Торшин, а вот каким оно будет, зависит от того, чьи интересы он в данный момент представляет.

Оказывается, если посмотреть внимательно на инициативы сенатора Александра Торшина, любителя светских тусовок, ничем он не занимается просто так — за всяким его начинанием можно четко разглядеть, чьи проблемы он решает. Кстати, в рейтинге «Независимой газеты» Торшин уже много лет не покидает двадцатку наиболее влиятельных лоббистов-профессионалов, хотя его проекты далеко не всегда оканчиваются успехом.

Так, в 2011 году сенатор от Марий Эл принялся активно лоббировать интересы производителей табака. Он подверг критике законопроект против курения, разработанный Министерством здравоохранения и социального развития РФ, как якобы чрезмерно жесткий, ограничивающий права человека на курение. Вслед за этим Торшин выступил на стороне пивного лобби, став сторонником низких акцизов на пиво и проводя идею о том, что увеличение потребления пива позволит бороться с потреблением водки

В декабре 2012 года Александр Торшин включился в решение проблем российских сирот. Детей из детских домов Дальнего Востока и Крайнего Севера он предложил переселять в семьи жителей Северного Кавказа. И на первое место сенатор от Марий Эл поставил не интересы детей, а экономические аспекты, «не разглядев» предельного цинизма своей инициативы.

При этом Александр Торшин предложил «убить сразу двух зайцев»: «создать новые рабочие места на Кавказе и сэкономить на содержании сирот». По мнению сенатора от Марий Эл, реализация указанной меры избавит власти от необходимости строить и содержать детские учреждения. Торшин представил даже собственный расчет: «данный проект позволит властям сэкономить на содержании одного воспитанника детдома от 300 тыс. до 1 миллиона рублей». Кроме того, по его мнению, «программа положительно скажется на межнациональных отношениях, т.к. сироты будут воспитываться в лучших горских традициях, узнают местные языки». Но кем станут на Кавказе эти российские дети?! Их судьбы Торшина не заботят. В течение 2013 года Александр Порфирьевич Торшин собирается обсудить свою инициативу с полпредом президента в СКФО Александром Хлопониным и провести серии конференций на эту тему.

Позволю себе прокомментировать предложения сенатора от Марий Эл Александра Торшина. Итак, что мы имеем? Достаточно большое количество сирот и брошенных детей в детских домах по всей России, а особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Эти дети частично относятся к неблагополучным – потомство наркозависимых, алкоголиков, социальных аутсайдеров и т.д. Существует некоторое количество семей, желающих усыновить ребенка, но процесс этот долгий и непростой, а вдобавок такие семьи ищут, как правило, грудных детей. Дети среднего возраста никому не нужны. Далее: постсоветская эпоха углубила старые этно-социальные разрывы и создала новые. Власть осознает потенциальный сепаратистский фон на Кавказе как угрозу безопасности страны в целом. Ну и наконец, модель 90-х, т. е. «отправлять сирот в Америку» становится все менее актуальной в свете принятого «закона Димы Яковлева». Скоро отправить ребенка в приемную семью заграницу будет сложнее, чем отправить гуманитарную помощь в сектор Газа.

Но что же предлагает, по сути, проект Торшина? На деле это применение старой идеи смешения народов в своего рода плавильный котел (melting pot), который сплавит все противоречия и создаст нового человека. Это отчасти сработало в Соединенных Штатах, стране эмигрантов, но едва ли мыслимо у нас, в стране автохтонов. Просто потому, что американские эмигранты приезжают на новые земли уже готовыми переформатировать и менять свою идентичность. И в процессе этого переформатирования они готовы отказываться от старой, по крайней мере, частично. При миграциях наших граждан внутри страны, даже из региона в регион, происходит совершенно иное: люди везут с собой свою идентичность на новое место, чтобы ее там посадить и взрастить. Ибо наша идентичность похожа на дырявое ведро: из него вечно что-то льется, что-то теряется, идентичность расточается.

Дело в том, что идентичность через язык и культуру оказывается слабой для российских граждан. В условиях глобальности информации, культурного сдвига и диверсификации языкового поля человек теряет связь с людьми через культуру. Субкультуры (рок-тусовка, волонтеры, байкеры) тут не в счет – слишком локально. Массовая самоидентификация людей через религию, которая стала важным феноменом, фиксируемым соцопросами, порождает в условиях религиозного кризиса и возникновения на базе прежних религиозных «паспортов» нескольких новых, другую проблему. Человек не испытывает нужды в легитимации этой идентичности через институт церкви. Это не классический «феномен Деви» believing without belonging, ибо даже не предполагает личной веры как условия. Это псевдокультурная идентичность через религиозное. Не имея сильной культурной среды, люди хватаются за религиозную идентичность как за культурную и языковую. А собственно религия переместилась почти без остатка в семью, став личным делом.

Теперь вернемся к детям-сиротам, гипотетически передаваемым в кавказские семьи. Поскольку у детей идентичность не сформирована, они будут получать культурную идентификацию в приемных семьях. Вместо плавильного котла и возникновения новой идентичности, они просто «перекодируются». Чем это грозит? Не будучи этнически частью принимающих их народов, они будут образовывать отдельный тип, стремящийся восполнить недостаточную (дефектную с точки зрения своей новой культуры) этничность форсированной самоидентификацией через, например, ислам. Получаем на выходе тот же феномен фундаменталистского «русского ислама», который ставит в тупик современных исследователей. В кавказских семьях нет детских домов. Нет в принципе. Ибо дети – это семейный капитал, они жестко вставлены в структуру семьи и общества.

Кроме того, такие кросс-культурные перебросы выглядят как неспособность решить вопрос локальными средствами. Возьмем Крайний Север. Он заселен коренными финно-угорскими народами (ненцами, коми, ханты и манси), которые традиционно, в силу сложных условий выживания, держатся за семейный уклад. Другая часть – пришлые русские, украинцы и т.д. И там, и там есть проблема алкоголизма, а у коренных еще и конфликт оседлого и кочевого населения, межэтнические проблемы. У русских это приводит иногда к появлению брошенных детей и сирот, а у ненцев и хантов – нет. За детей держатся, как на Кавказе. Например, ненцы отправляют детей в интернаты, а сами кочуют по тундре, некоторые дети просто сбегают к родителям в тундру, не хотят учиться.

Они в принципе не отбиваются от семей, некоторые брошенные дети – результат разложения традиционного ненецкого уклада или алкоголизма. И вот вместо того, чтобы разбираться с этими проблемами и решать их, предлагается просто собрать этих аутсайдеров и жертв неотрегулированной застарелой социальной ситуации и высыпать в чуждый им кавказский «котел». Авось проварятся. Но вместо адаптации тут можно получить дезадаптивность гораздо более сильной степени.

Особо подчеркну, что «детский» проект сенатора от РМЭ Александра Торшина вызвал резкую критику среди научной среды и общественных деятелей России: отправлять детей туда, где через день гремят взрывы, раздаются выстрелы и куда решается ехать не каждый взрослый, никому в России не показалось правильной идеей.

Писатель, международный эксперт по социальному сиротству и эксперт Общественной палаты РФ Александр Гезалов считает, что сенатора от Марий Эл за такие идеи надо «самого отправить на Кавказ, чтобы он там пожил, и дать ему статус сироты. Думаю, он долго там не задержится. Вообще, отношение такое чисто имперское — хотим, отправляем на Кавказ, хотим, в Эмираты, хотим и на Луну запустим или еще что-то с ними сделаем. Дети — это святое, и не надо их трогать. У нас в стране миллион сирот, и мы всех их будем перемещать? Это бред и сталинщиной пахнет”.

Отметим, что эксперт Общественной палаты РФ Александр Гезалов совершенно верно сказал, что Торшин на теме сирот хочет сделать себе пиар, а в проблеме – не разбирается. Александр Торшин предлагает перемещать детей из одного региона в другой. Как бревна! Нам они не нужны, давайте их переселим на Кавказ, там всем хорошо и апельсины в руки падают. Впору вспомнить Лермонтова. Тогда давайте перемещать всех, с кем у нас есть проблемы – бездомных, больных, инвалидов. Проблемы надо решать, но это сложно и затратно, а перевезти с места на место – просто. Такие инициативы уже были, почитайте Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Особую опасность, по мнению эксперта Александра Гезалова, вызывает тот факт, что “дети будут там чужими. Вы думаете, их там будут любить? Как будет решаться вопрос веры? Все дети станут мусульманами? Или кто-то из мусульман захочет воспитывать сироту-христианина? И где гарантия, что этих детей не будут использовать во всяких теневых структурах? Сироты беззащитны, из них и преступников можно сделать, и террористов, и рабов. Права и свободы детей в этом проекте – ущемляются. Сироты – ничьи. И ими можно манипулировать в любой истории. Чужих детей – не жалко!”

Президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный не менее критически отнесся к безумной инициативе сенатора от Марий Эл. «Почему надо везти куда-то детей, почему надо их отрывать от национальных, культурных корней? Дети же разного возраста. А если это детдомовские дети, то они уже с определенной культурной историей. Я уж не говорю о том, что на Кавказе распространена достаточно жесткая религиозная система, в которую эти дети будут тотально вовлекаться. И какое мы имеем право заранее обрекать детей на подверженность определенной религии?»

Генеральный директор аналитического центра «Семейная политика России» Павел Парфентьев считает идею переселения сирот Александра Торшина по меньшей мере непродуманной: «По международным нормам ребенок в случае усыновления имеет право на преемственность культурного, религиозного и этнического окружения. Переселение финно-угорских народностей Крайнего Севера на Кавказ будет проблематичным со всех точек зрения. К тому же, в Кавказском регионе и так высокая рождаемость. Зачем везти туда детей, оголяя тем самым Дальний Восток и Север, вообще непонятно».

Решать такие глобальные задачи, как межнациональные отношения и региональная безработица, за счет сирот просто странно, уверен Алексей Рудов, руководитель проекта «К новой семье» благотворительного фонда «СЕМЬЯ», создатель школы приемных родителей: «Предложение Александра Торшина демонстрирует, насколько глубоко сенатор от Марий Эл не в теме, не знает потребностей детей и не в курсе политики государства. Предложение из разряда: «давайте накачаем воздухом космос, чтобы космонавтам было легче дышать».

Выросшая и проработавшая значительное время на Кавказе специалист по стратегическому развитию Северного Кавказа, профессор Института международных экономических связей РАН Светлана Липина также раскритиковала проект Александра Торшина: “Нельзя не учитывать разницу менталитетов. Я бы посоветовала господину Торшину начать с себя в этом вопросе. У него наверняка есть родственники. Пусть бы они пожили на Северном Кавказе, вели бы дневник, а потом бы поделились со всеми нами ощущениями в социальных сетях. Отсыл к дороговизне воспитания детей в Сибири тоже неправомочен: у государства есть обязательства обеспечивать сирот, где бы они ни находились!”

Глава комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты Николай Сванидзе также скептически отнеся к планам Торшина переселения сирот на Кавказ: “Здесь есть некоторые сомнения в том, что касается именно сегодняшнего дня. Кавказские регионы до сих пор очень сильно кровоточат. И никто этого не отменял и отменить не в состоянии”.

Политолог и эксперт Агентства политических новостей Павел Святенков иронично заметил по поводу планов Александра Торшина: “Говорят, африканские князьки продавали своих подданных в рабство европейцам. Но идея продавать русских детей в рабство на Кавказ даже среди европейцев XVII века вызвала бы ажиотаж ”

Отметим, что и эксперты, близкие к администрации президента РФ также осудили безумную затею сенатора от Марий Эл. В информационно-аналитическом журнале “Однако” (главный редактор известный журналист близкий к Кремлю, Михаил Леонтьев) появился ироничный комментарий по поводу инициатив Торшина: “Раньше про такие государственные умы как Торшин, чтобы вот так вот одним махом решали проблему сиротства, авитаминоза, реконкисты, безработицы и педагогики — я только в сатирической литературе читал. Думал, выдумки. Оказывается — нет, всё списывается с натуры… Александр Торшин умеет абстрагироваться, чтобы за румяными поедателями мандаринов в бурках не увидеть будущих русских рабов, воспитанных в рабстве с самого детства и, кстати, ненавидящих русских за предательство по отношению к ним”.

Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН и сотрудник исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член Управляющего Совета Ассоциации российских религиоведческих центров Алексей Муравьев предложил вспомнить Александру Торшину судьбу янычар, которых отбирали у греков-христиан турки и делали из них элитный корпус гвардии Османской империи. Но постепенно сами турки уже потеряли понятие, что делать с этими «нетурецкими турками», которые так и остались чужими. Под конец их просто всех перерезали в казармах. Так закончился проект инокультурной адаптации этих христианских детей. Сенатор от Марий Эл хочет, чтобы такую судьбу повторили сироты, которых он отправляет на Кавказ?!

Алексей Муравьев небезосновательно полагает, что предложения сенатора Александра Торшина могут носить коррупционный характер: “Под проект сенатора от Марий Эл предполагается получить солидное финансирование. Эти средства просто уйдут на очередной утопический проект. Это будет очередным «озеленением Луны». Поэтому рассуждение о возможных последствиях такого проекта хочется подытожить следующими словами. С тучки зрения социальной инженерии это безнадежно, ибо сильная семейная структура есть и у финно-угров и на Крайнем Севере. С точки зрения культуры это более чем сомнительно, с точки зрения религии – потенциально опасно, а с точки зрения экономики – прямой источник коррупции. Остается тень «национального урегулирования» и показывания кукиша в кармане заокеанским недругам. Стоит ли ради этого заводить едва ли не расовые эксперименты?!”

В заключении отметим, что крупнейшая в России общественная организация детей-сирот «Социальный навигатор» опубликовала статью с заголовком «Требуем отставки сенатора Торшина». Фотопортрет сенатора от Марий Эл, помещенный в статье, сопровождается комментарием «недалекий человек». Мы полностью согласны с мнением сирот, что этого «недалекого человека», являющегося сенатором от Марий Эл необходимо давно отправить в отставку.

Александр Фридом

Источник: Общественный комитет
по борьбе с коррупцией в Марий Эл

4 комментария

Filed under Статьи

4 responses to “Общественники требуют отставки сенатора от Марий Эл

  1. Элыксан

    Такой сенатор нам не нужен. Проку от них никакого! Что он сделал для республики? Да абсолютно ничего. Сенатор должен быть уроженец Республики Марий Эл, а не варяг какой-то!

  2. керде

    Стыдно за таких политиков! Кто нами правит?

  3. Аркадич

    Маркелов единолично нами правит.

  4. rongo

    Без думным закон не писан.

Добавить комментарий