Фильм «Ильда» будет сниматься и в марийских деревнях

Полнометражный художественный фильм-эпос, посвященный культуре финно-угорских народов, выйдет в свет уже в следующем году.

Для Галины Красноборовой «Ильда» станет уже четвертым фильмом о малых народах Прикамья. До этого были — «Девять забытых песен», «Водоворот» и «Марийская молитва». Сама режиссер считает, что интерес к теме кроется в её корнях, ведь родилась и выросла Галина в Перми. Отчего вдвойне приятно за её успехи: работы Галины Красноборовой не раз брали первые призы и Гран-при на брендовых кинофестивалях России и Зарубежья.

О съемках и героях фильма «Ильда», о современном зрителе и новом облике города детства мы пообщались с режиссером за чашкой горячего кофе в кафе «Пленэр».

— Галина, это Ваш первый художественный фильм? Ранее Вы снимали только документальные фильмы, был ли опыт съемок игрового кино?

— Я никогда не снимала документальное кино в его традиционном понимании, скорее, это было кино на грани жанров. «Ильда», правда, более постановочное кино, но ничего принципиально нового для меня в этой работе не будет.

— Фильм будет черно-белым или цветным?

— Это не будет ни черно-белое, ни цветное кино. Мы будем искать здесь новое направление, новое звучание изображения.

— Какова предыстория идеи? Как зародился сюжет?

— Сюжет зародился в одной из киноэкспедиций в Карелии. Иногда попадаешь в такие места, где, кажется, остановилось время. И люди, живущие в этом пространстве, совсем незнакомы с современной цивилизацией. В Карелии я нашла такую деревню, где живет одна бабушка, которая даже не знает, что была революция, что она уже не живет в Финляндии, что вообще была ВОВ. И все течение истории там кажется лишенным смысла. Вот о таком затерянном мире и будет наш фильм.

— А почему тогда не в Карелии, а в Пермском крае?

— Это принципиально. Я сама пермячка, у меня пермские корни, и я много снимала в крае. Фильм «Ильда» должен быть снят на Пермской земле.

— Где именно будут проходить съемки?

— Два своих последних фильма «Водоворот» и «Марийская молитва» я снимала в Пермской области, в деревнях Тукманы, Красный Луг и Сызганка. У меня возникли очень хорошие отношения с марийским центром в Суксунском районе. Я буду продолжать работать с этими замечательными людьми и снимать в том пространстве, потому что оно уникально.

Деревня Тукманы — в 1941 году на войну ушло 24 мужчины, это было все мужское население деревни в то время. С войны не вернулся ни один. В «Марийской молитве», снятой мной именно в этой деревне 2 года назад, есть хроникальная сцена, где одна из пожилых героинь, сидя за столом в своем доме, занимается национальной вышивкой на полотенце для похоронного обряда, а фоном за ее спиной работает телевизор, один из центральных каналов, по которому, в рамках новостей, зрителей патетически информируют об очередных военных учениях с целью подготовки к очередной «защитной» войне… И тем не менее это — живые деревни. В них есть дух истории, трагедии и древней земли, именно там совершенно в ином контексте начинают звучать раздумья о прошлом, об усопших, о судьбе, о конце жизни, о невыраженных чувствах убитых детей к матери, а матери к своим нерожденным детям, о разлуке. И мы попытаемся это бережно передать в фильме «Ильда». (Фото Оксаны Грачевой)

— На какой стадии сейчас находится Ваш проект?

— Сейчас у нас идет подготовительный период на второй стадии, совсем недавно мы нашли замечательную актрису. Я думаю, что она будет утверждена на роль главной героини. Это Вера Степановна Оськина, актриса пермского театра кукол. Когда она увидела сценарий, то сразу сказала — «Ой, это про меня». Художник по костюмам Анастасия Некрасова, тоже , кстати, пермско-московский модельер, уже работает над костюмами, художник-постановщик Дарья Лосякова разрабатывает эскизы интерьера. На следующей неделе планируем работать с конкретными интерьерами.

— По какому принципу отбираются актеры? Сколько актеров нужно набрать?

— В фильме две главных роли, два актера. Героине Ильде около ста лет, и актрису мы искали от 75 лет до 100 и дальше. Здесь конечно есть проблема, что не все люди этого возраста могут перенести кино-экспедицию, да еще на главных ролях. Нашей актрисе 75 лет.

— А второй герой — кто он?

— В богом забытой деревне живет одна бабушка. Подумайте, кто может быть вторым героем фильма? Поключите фантазию. Сыграет вторую главную роль тоже пермяк Алексей Курганов, театральный актер, режиссер одного из московских театров и преподаватель режиссуры в «Щуке». На роль второго главного героя Алексей был утвержден мной сразу же. Я даже не знаю, кто смог бы справиться с этим лучше, чем Алексей, потому что роль очень сложная, ему придется все время держать баланс между мифологической составляющей и бытовой.

— Какова цена фильма, на чьи деньги он снимается?

— Фильм стоит дорого. Он будет создан с помощью умных и дальновидных людей, пока не пермских. По цене могу лишь сказать. Что это средняя категория между дорогим прокатным кино и «фильмом на коленке».

— Обращались ли Вы к властям Перми за какой-либо помощью? Каков результат?

— Мы работаем в этом направлении. Надеюсь, что результаты будут в ближайшее время.

— Вы родились в Перми, но сейчас живете в Санкт-Петербурге, что можете сказать об изменениях, которые произошли с городом за последние годы?

— Да, я выросла в Перми, уехала отсюда в 2003 году. До моего возвращения у меня складывался не очень приятный образ города. Про Пермь я слышала и когда была в Москве, затем в Германии и в Питере. Сначала мне все время цитировали Светку и Жанку, потом мне сказали, что я обязательно должна послушать рэпера Сяву, а потом мне сказали, что Пермь рулит, потому что здесь снимают «Реальных пацанов». Пермь стала неким производителем гоп-культуры.

Про то, что Пермь — культурная столица России, я узнала в Германии. Потом услышала про культурную столицу Европы. Но, приехав сюда, увидела,что сама Пермь к культурной столице России и Европы имеет очень условное отношение. Такое ощущение, что пермяки отсутствуют как явление в культурной жизни Перми. В нашем проекте как раз все наоборот.

— По факту — как изменился город?

— На первый взгляд, наверное, никак. Возможно, увижу что-нибудь, когда всмотрюсь получше, но пока не вижу.

— В одном из интервью Вы говорили, что снимаете для тех, кто научился читать кино. На какую аудиторию будет рассчитан этот фильм?

— Мне кажется, что ситуация со зрителем не меняется. Я всегда ищу своего идеального зрителя, который не только смотрит, не только читает, но и принимает участие в игре, игре смыслов, которые я задаю. «Ильда» будет рассчитана на широкую аудиторию, но настоящий смысл смогут считать единицы.

Источник: Properm.ru

Фото: Сергей Копышко

1 Comment

Filed under Статьи, Фотоальбом

One response to “Фильм «Ильда» будет сниматься и в марийских деревнях

  1. Аликсандер

    Как посмотреть «Марийская молитва» ?
    «Гоп-культура» с «реальными пацанами» — ныне характеризует многие финно-угорские города с отсутствием финно-угорскости «как явления в культурной жизни» финно-угорских регионов.

Добавить комментарий