Михаил Мурашко: «Да здравствует марийская «Веревочка»!»

16 июля в районном центре Калтасы Республики Башкортостан состоится I Открытый Региональный фестиваль-конкурс по марийскому традиционному танцу «Веревочка» — «Ший Кандыра» («Серебряная Веревочка»). Фестиваль откроет массовый парад-шествие участников из более 30 населенных пунктов РБ и близлежащих регионов.

Фестиваль такого уровня проводится впервые и направлен на сохранение уникального хореографического феномена восточных мари – народного танца «Кандыра пунымаш», который могут танцевать от пяти до пяти тысяч человек. В преддверии фестиваля — наша беседа с Михаилом Мурашко, балетмейстером, народным артистом Республики Марий Эл, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, лауреатом Государственных премий, профессором кафедры народного танца Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), академиком, г. Москва.

— Михаил Петрович, Вы долгие годы возглавляли Государственный ансамбль танца «Марий Эл», который стал «визитной карточкой» Республики Марий Эл как в России, так и за рубежом. До сего дня многое из репертуара ансамбля составляют танцы, поставленные Вами. Каким образом Вы пришли к марийскому танцу?

— Мой творческий девиз: «Чтобы поставить танец какого-то народа, нужно влюбиться в этот народ, а лучше — полюбить его». Всю свою жизнь я работаю по этому принципу. Более 20 лет проработал в Республике Марий Эл. Вначале главным балетмейстером, затем художественным руководителем и главным балетмейстером Государственного ансамбля песни и танца «Марий Эл», а в 1978 создал Государственный ансамбль танца «Марий Эл», в котором в качестве художественного руководителя и главного балетмейстера, а затем и директора проработал до 1992 года. Моя супруга – Натэлла Николаевна по национальности – мари, стала мне верной соратницей и проводником в марийской культуре. Так что марийский танец и марийский народ стали мне и близкими, и родными.

Я принял танцевальную группу Государственного ансамбля песни и танца «Марий Эл» в 1969 году. И был немало удивлен: творческий коллектив существовал к тому времени уже 30 лет, но его артисты исполняли всего лишь три (!) марийских танца, остальной репертуар составляли танцы других народов. Сочинение нового репертуара (марийского) – это была одна проблема, но не меньшей проблемой было и комплектование труппы. И какая из этих проблем была важнейшей, – трудно сказать. Марийские танцы можно было сочинить, а вот откуда можно было взять марийских танцовщиков? Их просто не было. Это сегодня, спустя 40 с лишним лет, можно рассуждать, что и как было сделано, по правильному пути пошел ансамбль или нет. Рассуждать, когда ансамбль «Марий Эл» имеет столько марийских танцев, что их хватает на несколько программ, а колледж культуры и искусств ежегодно выпускает артистов ансамбля народного танца (хотя и сегодня мужская труппа не укомплектована полностью). Моей задачей было создание полноценного национального репертуара и спустя годы она была выполнена.

— Скажите, пожалуйста, каким образом Вы отбирали танцы для программ ансамбля?

– Я глубоко убежден, что в основе всего творчества любого марийского художника должен быть марийский фольклор. Мы порой не ценим эту сокровищницу — фольклорный танец. Мне, к счастью, удалось застать то время, когда бытовые танцы танцевались в деревнях массово, всеми жителями. Я много ездил, смотрел, как там танцуют, записывал фигуры и музыку. Многое нашел в специальной литературе, посвященной марийской музыке, истории и мифологии, истории костюма и украшений, вплоть до материалов археологических раскопок. Результатом этих поисков стали танцы, которые существовали в народе, но никогда не были на сцене. Из этих фольклорных танцев, игр, обрядов нужно было создать хореографические произведения. Таких хореографических произведений я сочинил немало. Одна из программ Государственного ансамбля танца «Марий Эл», в которой я задумал представить танцы разных этнических групп, так и называлась – «Танцы Марийского края». Программа ошеломляла не только обычную публику, но и профессионалов. В ней марийский народ казался огромным по численности и поразительно фольклорно богатым. Люди удивлялись, узнавая, что марийцев всего около 600 тыс. человек! Но нам удалось сделать так, что танцы различных этнических групп: луговых, горных и восточных мари делились еще на более мелкие, районные подгруппы. И у каждой группы и подгруппы — особое хореографическое искусство. Это и создавало впечатление у зрителей о марийском народе, как народе – огромном по численности и богатом в своем фольклорном разнообразии.

— Какое место занимали в программе танцы восточных мари?

— Большое! Можно только радоваться тому, что восточные мари до нынешнего времени сохранили в наибольшем количестве свои народные танцы. Одно только перечисление названий служит этому подтверждением: «Веревочка», «Восьмерка», «Ищу пару», «Двенадцать», «Ручеек», «Пять пар» и другие.

Главным танцем восточных мари, конечно, является «Кандыра пунымаш» (Веревочка), принимать участие в котором может неограниченное количество людей. Этот танец имеет зигзагообразное построение, где две линии танцующих как бы заплетают веревку вокруг средней линии, Танец состоит из двух частей. В первой части танцующие идут шагом и поют частушки, затем гармонист исполняет вставку (как правило, два такта, музыкальный размер 2/4), т. е. дает вступление ко второй части. Во второй части (тывырдык – дробь) мужчины очень сильно дробят, резко взмахивают руками. Женщины дробят не во всех регионах проживания восточных мари, они как бы плывут, исполняя частый ход и прищелкивая пальцами. Но если это дробь, как, например, в Калтасинском районе Башкирии, то дробь звонкая и четкая. Я бы сказал, что женщинам у башкирских мари отведена более активная роль в исполнении танца «Кандыра».

В танце «Веревочка» во всей полноте отразилась философия и психология марийского народа, его верования, взаимоотношения друг с другом и со своими соседями. Танец «Кандыра пунымаш» можно назвать великолепным образцом марийского народного творчества.

— В Калтасах Республики Башкортостан скоро состоится I Открытый Региональный фестиваль-конкурс по традиционному марийскому танцу «Кандыра пунымаш». Как Вы относитесь к идее его проведения?

— В добрый путь! Проведение фестиваля, посвященного «Веревочке», можно только приветствовать! Сейчас во многих странах идет активное развитие народного танца. Это наблюдается фактически по всей Латинской Америке, в азиатских и африканских государствах. В европейских странах: Бельгии, Германии, Нидерландах, Австрии, Швейцарии и особенно в Испании, Франции и Италии – за последние 10-15 лет появилось множество ансамблей народных танцев. Это любительские коллективы, но их исполнительский уровень довольно высок. Как видим, даже страны Европы, объединившиеся в Европейский союз, озабочены сохранением своей национальной культуры, своей самобытности. Да здравствует марийская «Веревочка»!

— Благодарю за интервью!

Елена Минилбаева

3 комментария

Filed under Статьи

3 responses to “Михаил Мурашко: «Да здравствует марийская «Веревочка»!»

  1. ха-ха

    Район коргышто тынар колективым поген шуктат гынат сай лиеш ыле. Ала кушечат толыт манын ончыч огыл,а эртарыме деч вара тынаре толыныт ыле манын возаш кулеш.Москошто информациым лучше палат улмаш чем Калтасаште.Кузе эрвел марий тывырдык да тысе сем дене моло регион гыч толшо-влак конкурсышто танасаш туналыт?Кузе нуным жюри аклаш туналеш,могай критерий дене?Йолтошкалтыш-пералтышым мынярымше счет дене шотлаш туналыт? Вет кандыра чисти пошкырт марий-влакын куштымашышт,чыла эрвел марийынат огыл даже.

  2. Аноним

    «Скажите, пожалуйста, каким образом Вы отбирали танцы для программ ансамбля?»
    У ансамбля не программа , а репертуар

  3. Кавырля

    ))) Когда репертуар обширен, он состоит из отдельных программ — читайте Мурашко: «…когда ансамбль «Марий Эл» имеет столько марийских танцев, что их хватает на несколько программ».

Добавить комментарий