Тептяри – смесь финно-угров с тюркскими народами?

Река Уй в Уйском районе Они топтали иконы? Тептяри

В Аргаяшском районе Челябинской области плещется озеро Те(и)птерги. При обилии водоемов в этих местах озерко малозаметное, внимания оно удостоилось лишь в последнее время за редкостный состав прибрежных трав. Здесь и только здесь в области сохранилось несколько зеленых уникумов. Биологи предлагают создать здесь ботанический памятник природы. С тюркских языков название трактуется своеобразно: озеро-наковальня. Однако к кузнечному делу у него никакого отношения.

На старых картах именуется водоем как озеро тептярей. Обитал, оказывается, на Южном Урале такой народ. Как и мещеряки, — еще в прошлом веке. Упоминаются оренбургские тептяри в пугачевской смуте и в Отечественной войне 1812 года. Как и башкиры с мещеряками, в позапрошлом веке входили в служивое сословие и особое башкиро-мещеряцкое войско.
Оренбургский чиновник — генерал и ученый И.Ф. Бларамберг пишет о тептярях XIX века:

«Башкиры именуют так переселенцев татарского происхождения. Сначала тептяри арендовали у башкир землю, но позднее она стала их собственностью; это была награда за помощь, которую они оказали правительству при подавлении мятежных башкир. Сегодня тептяри живут небольшими группами по всей Оренбургской губернии, а также частично в Вятской и Пермской губерниях и образуют особую ветвь… Тептяри занимаются преимущественно охотой на пушных зверей, земледелием, скотоводством и пчеловодством. Однако по уровню хозяйства они отстают от русского крестьянина. Тептяри живут в обособленных деревнях, частично с башкирами: их число в Орен-бургской губернии составило в 1846 году 218 тысяч, среди них 111616 мужского пола».

А что же говорит о тептярях «Россия»? В этом фундаментальном многотомном труде начала прошлого века они называются народом, образовавшимся на Урале смешением татарских, марийских, чувашских переселенцев, а также местных удмуртов и башкир. Делается и предположение, что тептяри — «возможно, обломок древнего народа», потерявшего индивидуальность в окружении башкир и перенявшего от них язык, веру и обряды. Особенно бурно происходила башкиризация после того, как в 1855 году закон сравнял тептярей с башкирами.

Сколько же было тептярей на Урале в начале прошлого века? «Россия» называет 300, а всего до 800 тысяч! Обитали они тогда на Южном Урале почти повсеместно. Компактно же на так называемой Учалинской даче в районе Верхнеуральска — 12 деревень-аулов. Сегодня это Учалинский район Башкирии, в своем роде этно-графический музей. По-прежнему здесь выделяется, в прошлом центральный в «даче», аул Ахуново. Он стоит на старинном Верхнеуральском тракте из Миасса в этот старый казачий город. Улицы прямые, дома добротные, просторные, зелень в палисадниках. Совсем старое русское село. Храм в островке зелени в центре, обшит тесом, свеже обновлен в сине-зеленые цвета. Только купол венчает не крест, а полумесяц — мечеть.

На местные залежные земли вы-ехали из «столицы» Учалинской дачи 17 семей — Мусины, Забировы, Хайбуллины, Рахматуллины… Вскоре к ним подселились татары из Слатинки и Узельгинки. В 1910 году здесь было уже 314 жителей. Поселок расположился по берегу Урлядки у подножия горок Маяк и Острая-Услутау, он был казачьим, и новоселам вскоре пришлось покинуть дома, воевать сначала на «германской», потом на гражданской. Новоахуновцы в основном предпочли красные знамена братьев Кашириных, в их походах особо отличились Хамит Хабиров и Сафа Мусин.

После гражданской поселок в голодное время пополнился русскими переселенцами из Верхнеуральска. Достатка нажить не успел никто, и редкий случай — никто не был раскулачен. По бедности и за колхоз проголосовали чуть ли не единогласно, а когда распустили после статьи Сталина «Головокружение от успехов», снова голосовали за колхоз почти все. С названием тоже своя интересность, не мудрствуя лукаво, назвали по ближайшей высоте Острая гора — Острогорский. А из города через пару дней бумага: колхоз — «Красный остров», видно, каракули протоколиста разобрали как Остров красный. Пару лет так и звались, пока не влили в крупнейший колхоз имени Сталина. Снова ненадолго гигант разукрупнили, и новоахуновцы оказались в колхозе имени XVII партсъезда…

В Уйском районе село Аминево в особинку. Сплошь русские селения, а это татарское. В прошлом очень даже правоверное со своей мечетью, настолько фундаментальной, что во времена воинствующих безбожников и борьбы с «опиумом для народа» была удостоена чести переквалифицироваться в храм культуры — клуб. И селение, заметьте, немалое. На рубеже последних веков имело 1054 жителя, в районе лишь пять селений больше. Селение настолько в прошлом блюло отеческие обычаи, что овощи не выращивало даже в начале XX века и валенки-пимы не носило. Такие вот закоренелые правоверные.

По возрасту селение среднее из трех, моложе Кидыша всего лишь на несколько лет. Называют 1747 год, когда «сходцы» с Синарского трехречья (север области) во главе с Амином Ибрагимовым переехали на свободные пограничные земли и службу, на Синаре приходилось брать землю у башкир в аренду за плату. В основном были среди них тептяри, но и мещеряки. В 1795 году в поселке было 30 тептярских дворов с 61 «душой мужеска пола» и 6 мещеряцких, 33 жителя, сеяли они хлеб, разводили скот и охраняли границу. В 1889 году в Казачьем поселке было 203 двора, около 1000 жителей, мечеть, школа, водяная и ветряная мельницы. Сейчас село считается татарским.

Если в районе назовут Аминево, то обязательно вспомнят Кидыш и Магадеево. Они по соседству и всегда были вместе, хотя и Аминево татарско-тептярское, Магадеево — башкирское, а Кидыш — русское. Пример добрососедства в нашем краю. Соседи были казаками-одностаничниками, относились к степной станице, служили Отечеству в одном полку. Хозяйствовать по соседству помогали, а праздников у них было больше, чем у других. На Масленицу, Пасху и Троицу аминевцы и магадеевцы гостили у кидышевцев, а те на Курбан-байрам у них.

В военно-служивом сословии тептяри состояли более 70 лет. В 1790 году был сформирован особый тептярский полк, а в 1798 году еще один. Тептярские полки отличились в Отечественной войне 1812 года. 1-й тептярский полк майора Темирова вступил в бои сразу же после перехода французской армией реки Неман в июне 1812 года. Осенью он входил в партизанский отряд Дениса Давыдова, затем громил отступающего «француза» до границы и участвовал в заграничном походе русской армии. 2-й тептярский полк в этом походе штурмовал Данциг. 1-й тептярский полк отличился в битве за Лейпциг, во Франции тептяри воевали в отряде Сеславина, участвуя в рейдах по тылам противника, а также боях за Париж под городками Арси-сюр-Об и Фер-Шампенуаз (в области поселки Арсинский и Фершампенуаз).

Многие тептярские воины были награждены серебряными медалями «За взятие Парижа» и «В память войны 1812 года».
В 1835 году тептярские полки были слиты в 1-й Оренбургский казачий полк, затем переименованный в Уфимский, в его составе тептяри участвовали в походе на Хиву. В 1855 году их включили в состав башкиро-мещерякского войска. После его упразднения большая часть тептярей вышла из воинского сословия, однако часть была переведена в Оренбургское казачье войско. Так в Карагайскую станицу вошли поселки Ахуновский и Слатинский, а в Степную — Аминевский.

В Ахуново я побывал во время экологической экспедиции «Синегорье» в 1988 году, тогда и узнал об Учалинской тептярской даче. Когда же узнал, что мой знакомый по издательским делам Айвен Сиразитдинов тех самых корней, конечно же, пустился в расспросы, что и почему. По записям с его слов: «Мы знали, что тептяри, но нас писали в советское время сначала татары, потом башкиры, я по паспорту башкир. Название? Наши говорили, от слов «тип — топтать, тере — икона», то есть «иконы топтали». Мол, когда Иван Грозный взял Казань, наших насильно менять веру заставляли — крестили. А они не хотели и ушли в Башкирию. Может, и легенда, но что мусульмане у нас все верные, это точно».

Как финно-угры превратились в «не таких татар»

АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Источник: Южноуральская Панорама

На фото: природа Уйского района

11 комментариев

Filed under Статьи

11 responses to “Тептяри – смесь финно-угров с тюркскими народами?

  1. Чирмишхан

    «Иконы топтали» тут непричём. Слово «тептяр» происходит от тюркского (или арабского) слова DEFTER — тетрадь. Тептярями называли приезжих заселенцев (татары, мари, чуваши и прочие), которых регистрировали в специальных тетрадях (defter) — отсюда и название.

  2. Петан

    Тептяри — не народность, а сословие существовавшее только в Башкирии. Да, от «тетрадь». К тептярям относились «черемисы и вотяки» южной части Красноуфимского уезда. Они об этом уже и не помнят.

  3. Укучы

    «Сколько же было тептярей на Урале в начале прошлого века? «Россия» называет 300, а всего до 800 тысяч! Обитали они тогда на Южном Урале почти повсеместно.» Ну да а сейчас повымерли все.
    Ахуново никакого отношения к тептярям не имеет т.к. это исторически мишарско-татарское селение, а значит сословный статус немного другой.
    В каждой строчке звучит рефреном — «на углу стоит аптека, никто замуж не берет.»
    «…аул Ахуново. Он стоит на старинном Верхнеуральском тракте из Миасса в этот старый казачий город. Улицы прямые, дома добротные, просторные, зелень в палисадниках. Совсем старое русское село.» И не поймешь сразу о чем речь — о Миасе, Верхнеуральске или все-таки об Ахуново.
    «Старинное русское село» Ахуново, «церковь, где заместо с куполов минарет с полумесяцем», без лишних пояснений плавно перетекающее в Ново-Ахуново.

  4. Тептяр

    Тептэр, Типтар, так регистрировались татары казанского ханства и вотяки (удмурты) и черемисы (марийцы). Были тептяри из вотяков, тептяри из черемис, тептяри из татар. Ни кто не где не смешивался, как не смешивался и до разгромления Ивана Грозным Казанского ханства. Ведь они переехали из одного ханства?! По сей день в тептярских районах проживают отдельными селами татары удмурты марийцы. Нет смешанных сел. Нет смешанных семей. Большая редкость такое увидеть в селах. Тептяри не однородны только потому что они смешались с большим числом мишарей, казачьими войсками. Но финоугорского компонента как думают и пишут многие ссылаясь на одну две работы, не больше чем у казанских татар, а может даже и меньше.
    Ведь смотря на них, ни когда не перепутаешь со славянскими народами, кроме хохлов конечно, не спутать с финоугорскими народами, соседями удмуртами, марицами. А вот тюрками от самых западных до самых восточных легко

  5. странный

    есть вопрос мои предки из аминево,как можно узнать о них информацию переписи и тд

  6. нацбол

    Тептяри -это татары. Странный ,что тебя интересует ? Кто твои родители? Могу тебе помочь. Пиши.

  7. тептяр

    помоги мне помоги мне помоги мне

  8. керде

    Тептер-самое настоящее черемисское слово и понятие,обозначаюшее человека умного,гордого и непобедимого.Данное слово до сегодняшних дней широко пользуется на северо-востоке республики.в первую очередь в Сернурском районе. И не надо придумывать всякие небылицы и сказки о каких то «тептярах,,!

    • тептяр

      мой батя тептяр с аргаяша

    • Венед/пеласг/этруск/русин/рус/русский

      Cтопа — ей топают. Ейже и чечётку бьют, сиречь СТЕП/стЭп… СтеБаться — от БИТЬ/избивать НОГАМИ… Степь и стопа — С в обоих случаях приставка.. ТЕПтяри — тото же корень, что в сТЕПИ…
      Степняк — с ТЕПИ… Жиьть на одном месте в степи без земледелия невозможно = на берегу реки возможно, добывая рыбу. Травы же в степи ТРЕБУЮТ перегонного скотоводства, то есть кочевого образа жизни…
      Ничего лмчного — природа и условия обитания в условиях конкретного природного региона планеты…
      Не важно черемисское, башкирское, русское — планета Земля учила все племена говорить, а вовсе не наоборот…
      А то некоторые «особо гениально-древние» инопланетяне мудрые умудрились НАУЧИТЬ вуоканы гпрхотать при извержениях и бури с буранами ЗАВЫВАТЬ…
      Бу — звук ветра/непогды — буря(руссское), буран(тюркское?)
      Основа одна = ЗВУКИ ПЛАНЕТЫи её ПРИРОДЫ…
      Проверка — бурлит кипяток и его СЛЫШНО. тБуза и брага/бУрага БРОДЯТ — и брожение издаёт ЗВУК.
      Ничкго личного — АКУСТИКА, которая РАЗДЕЛ ФИЗИКИ..
      И не надо рассказывать, что черемисы, русские или евреи появились на ПЛАНЕТЕ раньше физики, химим и физиологии с прочими естсественными процессами планетарными..

  9. Костятин

    Травы Великой степи ни от кого ни чего не требуют. А вот цвета и звуки природы каждый народ видит и слышит по своему. И не надо навязывать своё БУ-БУ-БУ.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.