Историк интересуется мифами мари

Tatjana_Muravjeva

Весной этого года в издательстве МИФ вышла книга историка и писательницы Татьяны Муравьевой «Мифы Поволжья». В ней описаны представления о мироустройстве, в том числе, и марийского народа. «Реальное время» из Казани встретилось с Татьяной Владимировной и поговорило о персонажах мифологии народов Поволжья. Предлагаем отрывок из интервью.

— Почему вы решили написать про мифы Поволжья?

— С Поволжьем у меня очень давние отношения. Самая первая книга в моей жизни — марийские сказки. Причём она была первой в буквальном смысле слова. Мой отец, писатель и историк Владимир Муравьев, ещё в юности заинтересовался марийской культурой. Сам выучил марийский язык, перевёл всю марийскую классику, а самые первые издания марийских сказок на русском языке, опубликованные в 1958 году, — это его перевод и его пересказ. Вышла эта книга в день, когда я родилась. Первый, авторский экземпляр папа принёс в роддом с дарственной надписью маме и мне. Это самая первая моя книжка. Марийская сказка «Самый сильный» в пересказе моего папы затем вошла в сборник «Сказки народов СССР». Бабушка часто читала мне её вслух. И я уже тогда ощутила, что этот мир очень живой, интересный и разнообразный. Тогда очень захотелось всем рассказывать марийские сказки. Вот и занимаюсь этим до сих пор.

— То есть изначально вы начали писать книгу именно с марийских мифов?

— Я в принципе увлекаюсь мифологией. У меня вышло довольно много книг по мифологии самых разных народов. Но Поволжье для меня — это прежде всего марийцы. Хотя в этом регионе все необычайно интересно, и мифология — красивая. Как, впрочем, и любая другая мифология. Когда папа был жив, я приезжала с ним в Йошкар-Олу. А моя мама занималась удмуртами. Когда родители поженились, папа как раз был увлечён марийской культурой, а мама занялась соседями. Папа скончался 2 года назад, но марийцы его до сих пор его помнят. Маму также чтут в Удмуртии. Поэтому у меня к Поволжью с детства особое отношение.

/…/

— А ведь в лесах Марий Эл до сих пор можно встретить следы языческих ритуалов…

— Удивительно, насколько марийцы смогли сохранить языческую веру. Мой папа часто бывал в Марий Эл в 1960—1970-е годы, ездил в разные села читать лекции от Союза писателей. Часто бывало так, что автобус останавливался у «священной рощи», все выходили и кланялись этому месту, садились в автобус и ехали дальше. А в их краеведческом музее очень много фотографий языческих обрядов. Был у марийцев такой классик — Ким Васин. Он рассказал моему папе, что эти фотографии были сделаны в советское время. Когда после революции объявили свободу совести, марийцы это восприняли как разрешение вернуться к своей исконной вере. У Кима Васина дед был картом, то есть языческим жрецом. И Васин очень гордился тем, что принадлежит к национальному духовенству.

В христианстве язычество сохранилось отрывочными элементами, а у марийцев — в полной мере. Не знаю, насколько это правда, но СМИ писали, что композитора Андрея Эшпая похоронили по языческому обряду, и на похороны приезжал карт.

Не уверена, что сейчас ритуалы проводят так грандиозно, как раньше. Но есть описание обрядов XIX века, по которому сорок юношей на конях торжественно въезжали в священную рощу и трубили в особые трубы. На поляне возжигали костёр и произносили торжественное моление. Моления вёл карт, а все остальные ему вторили. Причём каждый должен произносить имя того бога, к которому обращается именно он. Вот такое было многоголосье. Все это возносилось к небесам. И считалось, что бог все это слышал, воспринимал и помогал марийцам в их нелёгкой жизни.

У марийцев была целая система ритуалов по общению с божествами, и отношения с ними были очень человеческие. В XIX веке было записано моление Мланде-Авы, это марийская богиня земли. Поскольку умерших хоронят в земле, она покровительница того, кто уходит в иной мир. Умерла женщина, и Мланде-Аву просят: «Мланде-Ава, благожелательно её в иной мир проводи, с её родителями посели, с её умершими детьми посели». И самое замечательное: «На высокую гору её подними, покажи ей широкие луга, покажи глубокие реки, все, что есть прекрасного в мире покажи, поскольку пока она была жива, ей некогда было ходить, она все время работала». Вот такая потрясающая вещь.

Полностью интервью читайте на сайте «Реального времени».

MariUver

Фото: Реальное время

Leave a comment

Filed under Статьи, интервью

Добавить комментарий