У мари Урала украли праздник? (ДОПОЛНЕНА)

Aga-Pajrem_01

Марийский активист из Свердловской области Сергей Никитин предложил нашему сайту MariUver свою статью «Украли праздник». Он пишет о том, что народное гуляние местных мари Ага-Пайрем, который раньше отмечался в деревнях, в этом году решили провести в городе Екатеринбурге.

Прошедший год, показал, что марийское отступление продолжается. Конкретно в сфере культуры, произошли следующие события.

Во-первых, в Красноуфимске летом прошёл праздник, на котором марийцы, в отличие от русских, татар, башкир и казаков, не смогли предоставить своё подворье. Совместно с удмуртами организовали «финно-угорское». Может, думали, что повысили уровень представительства? Если по мне, то потерялись, растворились, смогли осилить только половину подворья.

Во-вторых, в деревне Курки Артинского городского округа прошёл областной фестиваль марийской культуры Ага-Пайрем. Тридцать лет назад, он впервые был проведён в селе Юва, под руководством Михаила Тосюкова и Максима Абшаева. Тогда, и в последующие годы, этот Областной фестиваль народа мари Ага-Пайрем, способствовал повышению самосознания и сплочению марийцев Среднего Урала. Люди, побывавшие на празднике, испытывали шок от увиденного — как нас много, марийцев! Все в расшитых национальных костюмах. И везде говорят по-марийски, даже ведущие на сцене! И сколько известных людей: директора совхозов и школ, с орденами и медалями. Словно крылья выросли, от радости за нас!

После праздника все чаще и чаще звучали марийские песни в сельских домах и городских квартирах, в автомобилях, на районных мероприятиях, по радио. Выписывались газеты «Марий Эл», «Кугарня», «Чолман», журнал «Ончыко». Даже районная газета «Вперед» в Красноуфимске часто выпускала тематическую страницу о жизни марийцев. Ага-Пайрем был наподобие смотра, парада марийцев. Проводился каждый год, менял адрес, район. Там встречались с родственниками, старыми знакомыми, с теми, кто отошёл от активной производственной и культурной деятельности. Из 18 марийских деревень области праздник побывал в 11, в некоторых не по разу.

И вот, этот народный, земледельческий, обрядовый сельский праздник, решили провести в городе Екатеринбурге! Кто решил? Почему? Для кого? Ответов нет.

В августе я обратился с письмом к губернатору Свердловской области Куйвашеву, о недопустимости такого шага. Получил ответ, что переслали для рассмотрения. В конце августа был звонок от Натальи Ябековой, руководителя областной марийской НКА. При встрече услышал от неё о планах, делах, приглашении об участии в работе НКА. И мимоходом, что Ага-Пайрем будет в Екатеринбурге, потому что в районах не могут обеспечить достойный уровень областного фестиваля. Вот Курках, даже сцена обрушилась. Не знаю, во время моего выступления, в конце фестиваля, она стояла крепко! Может быть, надо было проводить городской Пеледыш пайрем, что я и предлагал в своём письме. Главным аргументом главы автономии, было то, что пенсионеры-марийцы в Екатеринбурге хотят, но не могут посетить Ага-Пайрем, потому что он далеко. А в Екатеринбург мы привезём желающих на автобусах.

Углубившись в историю, скажу, что ещё лет десять назад, молодой руководитель марийской организации, намеревался сменить адрес проведения Ага-Пайрем, мол, деревня — это не высота для областного праздника!

Считаю, что истинные причины умалчиваются. Аргументы хромают. Могу сказать, что активных марийцев преклонного возраста в Екатеринбурге и окрестностях немного. Если в нулевых на концерты ансамбля «Марий Эл», Станислава Шакирова, Татьяны Денисовой, Раисьи Даниловой собиралось самое большое около 700 человек. На другие концерты около четырёхсот зрителей. Из них — треть пенсионеров. На проводимые праздники приходило ещё меньше, пенсионеров в районе 30–50 человек. Теперь их ещё меньше, а лето — это «мёртвый сезон» для культурных мероприятий. Неработающий люд уезжает в деревню, или в сад. Городские пенсионеры преклонного возраста, не говорят дома на марийском языке, в целом этот контингент не оказывает никакого влияния на сохранение, не говоря уж о развитии марийской культуры. За двадцать лет «марийскоориентированных» пенсионеров стало ещё меньше.

Так ради кого и чего, отталкивать в сторону сельское население? Тех, кто на самом деле является хранителем и носителем традиций, обрядов, песен, костюмов. Аргумент, мол, желающих привезём в Екатеринбург на автобусах, лишён логики. Ведь на летние выходные все, кто может, едут из города на малую Родину: 2–4 часа в пути свердловские марийцы, и 8–9 часов — башкирские мари.

Раньше в Красноуфимском городском округе проводили и областной конкурс исполнителей марийской песни «Ныжыл сем». Было два мероприятия такого уровня. Затем праздник переименовали в фестиваль (вообще то это любимое слово для наших марийцев!), а конкурс утерян. Теперь и фестиваль «перетаскивают» в областной центр!

Конечно, это проще, чем с нуля организовать городской Пеледыш пайрем, как в Москве, Питере. Кучка молодых (по стажу работы в марийской деятельности) руководителей, явно оторвалась от насущных задач и забот. Если они считают, что подняли престиж марийцев на небывалую высоту, достигли того, что ещё никто не смог достичь — надо понять, что этим вы унизили народ. Тот самый безмолвствующий народ, об интересах которого вы якобы печётесь.

Сергей Никитин

41 комментарий

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

41 responses to “У мари Урала украли праздник? (ДОПОЛНЕНА)

  1. Это следовало ожидать, когда председателем стала Ябекова. Этот человек по моему разумению стоит на одной линии с Яковлевой, Александровым, Третьяковым из Татарстана. Стиль работы — это показать себя, а не для народа работать. Отговорка, что пожилые не могут посещать праздники в сельской местности. Это начало конца марийцев Урала. Дальше будет хуже. Основная цель перевода денег в город- выделение и распил денег, выделенных на проведение праздника.
    Кто такая Ябекова- не состоявшаяся женщина ни в бизнесе, ни в жизни. Нашла свободную на ее взгляд нишу в общественной работе. Проводит мероприятия в городе, а марийцы живут в деревнях в большинстве. Кто сохраняет самобытность народа-деревенский житель, а городским-один раз в год присутствовать на Ага-Пайрем и все. Народу — уральским марийцам надо дать оценку этой выскочке Ябековой, которая во всем соглашается с чиновниками. Надо обратится с коллективным письмом к Евгению Владимировичу, он нормальный адекватный человек. Аргументировано объясните ему суть праздника и он поймет!!!

  2. Дело не в праздниках!

    Такие, праздники, наверное нужны. Но в таком формате больше подходит Пеледыш пайрем, но никак не Агавайрем, как его мари Урала называют Ага-Пайрем. Агавайрем – это сакральный праздник с богослужением в священной роще, а современный Ага-Пайрем – это массовое шоу.
    Самая большая проблема не в в том, где этот праздник проводится, а в том что количество мари в Свердловской области между двумя переписями сократилось аж на 42%. В 2010 мари было около 24 тыс. осталось в 2021 г. около 14 тыс…

    • Аноним

      Тарватыме йодышлан — молан марий ялыште огыл, а олаште эртарат — вашмутым пуыза, каҥашыза.
      Ох, йӧратат ала-кудыжо керылт пураш, да ушан гай койын — йодышым вес корныш кусарат.
      Мыняр марий лийын, мыняр кодын — тиде вес йодыш. Кеч нуно икте-весышт дене кылдалтыныт гынат.
      Лучо культур департамент (министерствыш) протестым возен колтыза, аноним-влак. Тышеч пайдаже шукырак лиеш, чем тыште ӱчашен шинчылташ.
      Сергей Петрович йодышым чын нӧлталын.
      Ял калыкын пайремже ялыште эртаралтшаш.
      Оксам гына власть ынже чамане — кӱлеш шот дене.

  3. Аноним

    И все таки Ага-Пайрем надо вернуть в районы компактного проживания мари. А городские мари найдут возможность посетить этот праздник.

  4. Онавуй Радыгин А.И.

    Нельзя превращать сакральный праздник в шоу в городе. Этот праздник исключительно праздник земли и ему предшествуют моления в священных рощах и целый ряд приготовлений, которые возможны только в сельской местности. Заявления о том, что в сельской местности нет условий для проведения праздника есть чистейшей воды бред. Это попытка искоренить традиции народа руками самих марийцев, вернее псевдомарийцами, утратившими свои национальные корни. От имени Общероссийского общественного движения «Марий Ушем» в адрес руководителей области будет направлено письмо. Однако этого мало, нужна поддержка на местах.

    • Аноним

      Какие слова найти чтобы сказать этой Ябековой. Благодаря таким «андырша» как Ябекова и Роюков праздник уплыл в город. Это им «поклон до земли». Наше руководство Артинского района доказывали, что праздник не надо увозит в город. Как жители сел и деревень приедут в город, ан нет «Я» у этих на первом месте. Русские люди больше болеют за «Агапайрам», а этим … им наплевать на уральских марий. Вы по какому праву командуете. Спасибо Абшаеву Максиму Ивановичу, Александрову Борису Алексеевичу, Кандыбаеву Валерию Петровичу, сколько сил положили, чтобы на уральской земле проводили наш уралмарийский «Агапайрам». Почет и слава им, а таким как Ябекова и Роюков все общее марийское презрение. Оправдываться перед «оборотнями» за то что сцена упала в Курках я не собираюсь. Праздничная программа к этому времени уже закончилась.Ябековой ходить, рассказывать областному руководству это подлость. Подставлять наших руководителей района. как молодежь говорит начальство «в шоке». После этого доверять таким людишкам Ябековой и Роюкову . себе дороже.

  5. Леонид

    Не, не, все же в сельских местностях проводить такие мероприятия. Мы, из Пермского края даже приезжали в Б. Тавру и в Карши Ачитского района. Пайремым авыл калыклан эрталалтеш, а кагаз документе галочкым шындыман огыл.

  6. Аноним

    Марийцы Екатеринбурга, мы хотим услышать ваш голос, ваше мнение и доведем до минкульта, администрации города и Свердловской области, от имени РОО Марий Ушем Свердловской области (Урал кундем )

  7. Аноним

    Хотим услышать ваш голос Екатеринбург, ваше мнение, предложения и здравый смысл по проведению именно Агавайрем или Пеледыш пайрем, мы доведем наше желание по сохранению и развитию языка культуры и традиций народа мари до руководства минкультуры, администрации города и области

  8. Аноним

    Слабых обижают, сильных уважают.

    Слабость мари в том, что они обруссевают — учат детей только русскому языку и не передают свою марийскость.

  9. Аноним

    Пока не поздно марийцам Урала надо отправить делегацию в Правительство Свердловской области и решить вопрос по переносу праздника в марийский район (в район компактного проживания мари). А насчет этих 2-х особь сделать выводы. Кто они такие было ясно, когда эта Ябекова приняла гостей из РМЭ и согласилась возглавить НКА. А ведь марийское движение началось в предуралье, в г. Бирск и она носила название Марий ушем. Получается эти Ябековы предали дело своих предков!

  10. А как быть с тысячами убитых мари в СПВ?

    Уважаемый автор Никитин и онавуй Радыгин, а что вы думаете по поводу того, что пишет Евгений Петров в своей статье «В кабинете министров Марий Эл нет места марийцам»?
    https://mariuver.com/2023/02/09/net-mesta-mari/
    «Получается, когда нужно идти воевать на Донбасс и защищать так называемый «русский мир», среди мобилизованных из Марийской республики оказывается более 80 процентов мари».
    Думаю в этой бессмысленной войне Путина уже убили тысячи марийцев. Неужели для вас важнее где проведут областной праздник Агавайрем, а не жизнь тысяч убитых молодых репродуктивных мари-мужчин?

    • Сергей Никитин

      И там и тут — защита национальных интересов. Просто масштаб разный.

  11. Дело не в праздниках!

    Аноним
    09.02.2023 at 13:08
    Мыняр марий лийын, мыняр кодын — тиде вес йодыш!

    Тыланда, чылланда, кӧ мер паша дене шогылтеш, кеч Мер каҥаш, Россий кӱкшытан калыкле-тӱвыра автономий але тендан «Марий ушемланда» тиде тыге. Тӱҥжым вет ала-могай пайремым ийлан ик гана эртараш, эртык-тӱвыра (исторически-культурный) комплексым почаш, шарныктыш кӱым шогалташ. Ончет Кудрявцевын, Радыгинын да Никитинын рушла ойлышо йоча-уныкашт-влак комплекс, кӱым але пайремым ужын марийыш савырнат да марла ойлаш тӱҥалыт… Мом калыкым аҥыртыл киеда, кунам шке йочадам-уныкадам марла ойлаш туныктен кертын огыдал гын? Марий калыкын чотшо лач тендан верч шагалемеш!

  12. Сергей Никитин

    Сколько людей — столько и мнений. Более развернуто отвечу позже. Ситуация не такая простая, чтобы давать однозначные и чересчур резкие оценки. Сейчас мы бьем по тому, кто «подставился» или кого подставили.
    Восемь месяцев НИКТО не поднял этот вопрос. Сегодня уже собирают петиции и готовы «довести до администрации Екатеринбурга и правительства области» «мнение народа». Пожалуйста, «Урал кундем» — не пытайтесь «оседлать волну» с барабаном на шее и с флагом в руках. Нехорошо «снимать сливки» с чужих идей. Мы давно знакомы, поэтому и прошу вас об этом. Всем — большое спасибо, КУГУ ТАУ! Молодцы. благодарю за поддержку!

    • Никитину С.

      Идея одна, сохранить праздник и не время искать врагов среди друзей друг ты наш С.Никитин. Что значит сливки? Что значит «седлать волну» Ты не один защитник народного достояния и даже не Наташа виновата, которая по своему неразумению пошла на поводу. Кстати ей бы отозваться иначе РНКА марийцев Свердловской области мертворожденный ребенок. Жаль, что ветераны движения народа мари, в частности и С.Никитин сидели в стороне и не помогали, а теперь накинулись словно голодная свора, дождались, а теперь расхлебывай народ.

  13. Аноним

    Хорошо, Сергей Никитин, флаг вам в руки, дерзайте, мы не вмешиваемся….

  14. Хорошо поработали, Никитин!

    Ну, что сказать товарищ Никитин из старой гвардии, Вы хорошо поработали количество мари в Свердловской области между двумя переписями сократилось аж на 42%. В 2010 мари было около 24 тыс. осталось в 2021 г. около 14 тыс. И Ваши дети-внуки не говорят по-марийски… А во всем виноваты новые молодые активисты…

  15. Аноним

    Начинается! Народ мари с Урала? Вы накидываетесь на Никитина а корень зла растет с РМЭ от Яковлевой, Александрова, которые приехали к марийцам Екатеринбурга для организации НКА. Молча собрали участников ансамблей, других активных марийцев не пригласили, нашли эту Ябекову, и предложили организовать и зарегистрировать НКА марийцев в Свердловской области. Вот кто подложил бомбу марийскому движению Урала, а Ябекова в знак благодарности за то, что ее включили в АФУН России, четко и планомерно начала уничтожать все марийское на Урале. Вроде проводят различные мероприятия, а кто там присутствует, да те же, кто был на собрании при решении о создании НКА. А Никитин молодец, поднял актуальную тему, теперь надо собрать внеочередную конференцию, Дать оценку деятельности НКА Урала избрать и делегировать на прием к губернатору Куйвашеву Е.В. Еще не поздно, деньги на проведение праздника выделяется мин. культуры области, а те могут перекинуть деньги на любой район, где решите провести Ага-Пайрем. Флаг Вам в руки.

  16. У молодца дети русские!

    «А Никитин молодец, поднял актуальную тему»
    Никто не отрицает, что «Никитин – молодец», только вот вопрос в том, что а разве одним праздником Ага-Пайрем в год можно сохранить мари в Свердловской области? Почему тогда несмотря на ваш праздник количество мари в регионе сократилось аж на 42%? Может проблема в том, то Никитин и ему подобные мари не научили своих детей, внуков марийскому? Просто Вы и Никитин занимаетесь защитой политики русификации Путина нас мари и всех нерусских народов!

  17. Никитин, ты подписал себе приговор!

    Сергей Никитин
    10.02.2023 at 13:01
    И там и тут — защита национальных интересов. Просто масштаб разный.

    Интересно, какие «национальные интересы» марийцы в войне Украине защищают? Путинская Россия, как и фашистская Германия на СССР в 1941 г., незаконно напала на суверенное, международно признанное независимое государство Украину! И на эту преступную войну направляют марийцев в большом количестве в качестве пушечного мяса. Со временем РФ проиграет эту войну и будет новый Нюрнбергский процесс, который осудит эту войну! И Вас Никитин и всех др. кто поддержал эту ПРЕСТУПНУЮ ВОЙНУ и всех мари, кто участвовал там ОСУДЯТ! И будут преследовать!!!

  18. Аноним

    Тут вопрос стоит не об уменьшении количества марийцев на Урале. Вопрос о переносе праздника из мест компактного проживания мари в город. Этим приспособленцы типа Ябековой приближают конец марийцев на Урале. Был праздник, где встречались марийцы, веселились,, а их и этого лишают. Сначала празник, затем школу, клуб и дервню закроют. Народ переедет в другие населенные пункты и в города. Все обрусели и забыли свой народ. Это уже проходили, когда в СССР закрывали неперспективные деревни.

  19. Странно рассуждаете…

    Аноним
    10.02.2023 at 23:58
    Тут вопрос стоит не об уменьшении количества марийцев на Урале.

    Вы же свои праздники проводите ради «сохранения народа мари и его традиций», так вроде до этого вы свои шоу Ага-Пайрем проводили в деревнях, так почему же не сумели «сохранить» марийцев области? И сокращение аж на 42%. И вам всем наплевать на это? Зачем нужны ваши эти показушные праздники хоть в деревне, хоть в городе? Для показухи в качестве ширмы за которым путинское русское государство уничтожает нас марийцев?

  20. Сергей Никитин

    Тот, кто про 42% — робот.

  21. Никитин, правда она неприятна!

    Тот, кто про 42% — робот.
    Ну да сокращение мари на 42% для Вас великого мари активиста неприятна, понимаю… Трудно признать, что вот Вы «великий» наш мари активист тоже виноваты в этом. Ваши же дети не говорят по-марийски и вроде ваша активность привела к сокращению мари на 42%

  22. Вен

    Ученые исследовали тысячи исчезающих языков и выяснили — «Исследователи из Австралийского национального университета (ANU) проанализировали тысячи языков, чтобы выявить факторы, которые способствуют их исчезновению. Оказалось, что утрата местного языка — это, во многом, результат школьного образования, поскольку преобладающие в стране языки, которые преподают в классе, часто затмевают языки коренных народов….»

  23. Сергей Никитин

    А все таки — кто «подставил» Наталью Ябекову?

  24. Аноним

    Ябекова? Никто ее не подставлял, она сама решила стать узнаваемой и знаменитой. Только так она могла продвинутся в верха, получить какую-то должность как активистка. Но так продвигаются по лестнице только карьеристы, она помогает уничтожить марийский народ, ее отблагодарят.

  25. Сергей Никитин

    Моя статья превращается в своего рода журналистское расследование, точнее, в народно — журналистское. Ищем ответы на вопросы. Первое: — Кто «подставил» Наталью Ябекову? версия такова. — лет десять назад, уважаемый Л.И.Канакаев, председатель областного общества «Мари», высказал, что «Агапайрем» надо проводить в Екатеринбурге, в областном центре, а не в деревне. Дал поручение Славе Петрову, чтобы тот нашел площадку в городе, как коммерсант проводящий марийскую дискотеку. Но ничего не случилось, видимо заместители Канакаева — Б.А. Александров и В.П.Кандыбаев отговорили от непопулярного решения. «Старая гвардия» не сдает свои победы! Прошло время, пришли новые, молодые, энергичные, креативные люди, не знающие истории народа, истории марийского национального движения во всем его многоцветии, а видимо, судящие об этом по одноцветным слухам. Что поделать, у нас уже историю Съездов пытаются переписать. Создали Областную НКА, поставили главой Ябекову Н., и началась раскрутка персоны и всяких проектов. Есть среди них и хорошие. но есть и провокационные: например — «Агапайрам» в Екатеринбурге». Созданы НКА в Красноуфимском — руководитель И.Роюков, Артинском — Ильин С.Н., Ачитском ГО. Стаж общественной работы у них менее десяти лет. Информация — о задачах и целях НКА — односторонняя, значит неполная. Просто позвонил и спросил, как принималось решение о переводе «Агапайрам» в Екатеринбург, по каким причинам. Услышал: — 1) совместное решение принимали все три районные автономии. В сельской местности часто бывает 2) плохая погода, 3) плохие дороги, 4) мало денег, 5) мало исполнителей, 6) организаторов. Еще Агапайрем 7) утратил свой сельскохозяйственный сакральный смысл, это просто шоу. 8) В порядке эксперимента надо провести в Екатеринбурге, там, где есть природа, а не на площади, не в здании. 9) Может в городе получится лучше. и всем понравится. Надо уважить пожелания 10) городских марийцев, а 11) деревенских можно привезти на автобусах, да они приедут на своих авто и рейсовые автобусы ходят регулярно. Что можно сказать на эти аргументы. Первое: совместное решение это сила! Это круг, который не разорвать. Это безответственность. Второе: — погода в городе лучше, там хорошо, где нас нет. Третий пункт справедлив. Дорога в деревнях не везде хорошая, Арти — Курки разбитая гравийная, от деревни до арены автобусы не пошли после дождя, стоянка автомашин в стороне. Но не везде ведь так плохо! Четвертое: — деньги на Фестиваль выделяются из бюджета области. Если вы добились, что и город выделит, то вряд ли. Сумма одинакова, что в селе проводить, что в городе. Плюс расходы сельских окружных бюджетов. Но учитывая, что с торговых, общепитовских, туристических, сувенирных коммерческих организаций можно получить плату за «присутствие» и возможно бонусы принимающей стороне и организаторам, то это мощное лобби и интерес для проведения именно городского мероприятия.. Пятое: — в деревне надо провести . отремонтировать дорогу, поставить санузлы, разметку, спортивные сооружения, скамейки, сцену. Охранять, если понадобится. А еще надо найти площадку гектаров на 10. Проблем много. Проще сесть на маршрутку, заплатить рублей пятьсот, и все. Шестое: — не в каждой деревне найдутся люди для выполнения этих работ. Не везде есть культработники или учителя. Седьмое: — «Агапайрем» утратил свой сакральный смысл. Не пойму, как праздник может что то утратить? Может, люди проводящие праздник не вкладывают в него смысл и идею? А наши встречи, добрые пожелания, радость от общения, обряды освящающие земледелие, молитва со сцены, молитва до праздника — это что? Что, уже Земля не священна? Солнце, Вода, Ветер — для нас ничто? Поле, огород — окультуренная нами и руками наших предков кормящая земля не нуждается в добрых словах и благодарности? Никто не украдет смысл праздника, если мы сами не дадим это сделать! Восьмое: — видимо в жизнь марийцев приходят научные эксперименты в области социологии и бизнеса. Экспериментальное, новое, креативное, упрощенное, потребляемое, нетрудное. И отвечать не надо — мы хотели как лучше! После революции 17-го года в Росси появились попы- обновленцы и многое другое хотели сломать. Так и у нас сейчас появились карты — обновленцы (жрецы), новые марийцы, новый костюм, новые мелодии (из Азии), и новые национальные смыслы. Это видно и по комментариям, и по аргументам, и по делам. И результат — те же минус 42%! Зачем быть марийцем, если марийские «лидеры» вольно или невольно переделывают нас в немарийцев? Девятое: — может в городе получится лучше. А если получится? А если понравится всем? Для экономии оставим пять коллективов, пять деревень для туристов, а на остальные махнем рукой? Будут у нас пять деревень первого сорта, и несортовые, типа ненужные. отсталые мари. не удивляйтесь, ведь есть у нас «настоящие» мари — они в президиумах, на экранах, газетах и журналах, в списке дипломантов и лауреатов денежных премий. А есть «плохие» мари — толи «экстремисты», то ли «радикалы». Десятое» — для городских мари устройте «Пеледыш Пайрем», где городская автономия «Урал кундем»? Ведь работает много лет, и надо было добиться этого праздника. Городским марийцам проводят и «День народов Среднего Урала» там и марийцы и еще полсотни коллективов, и «Уральская Финноугория», и концерты профессиональных коллективов со всей России. Смотрите, сравнивайте. Ходите на дискотеки — там и музыка и пляски — танцы. Еще можно смотреть кабельное ТВ и интернет, где можно увидеть всех марийских артистов, концерты, спектакли. Концерты «Яндар памаш», праздники проводимые в городе — это тоже праздники. Захотели спасти городских марийцев? Они задыхаются без «Агапайрем»? Сколько марийских газет и журналов выписывает Екатеринбург? — Сколько? около нуля? Одиннадцатое: — о сельских марийцах, носителях и хранителях культуры только доброе слово. После разговоров с районными НКА вспомнил свою мысль высказанную здесь, на Мариувер: — «Создание НКА — не цель, а НКА есть ИНСТРУМЕНТ для выполнения поставленных задач. Если у вас огород в три сотки, то хватит одной лопаты. Если десять соток — то три лопаты. Если 30 соток — то лошадь, если больше трех гектар — то трактор. Есть разные организационные формы , в зависимости от объема посильной выполняемой работы и выбираем — то ли организация без образования юрлица. то ли юр. организация. то ли автономия, то ли межрегиональная ассоциация». Созданные НКА не имеют ни достаточной организационной структуры, ни массовости, ни денег, ни юридической грамотности и поддержки, ни понимания своей роли.
    Вывод на сегодняшний день: — национально-культурным автономиям неимоверно трудно работать в эпоху начавшейся национально-культурной агонии. Три человека — уже автономия — спорили со мной оппоненты. Да, если это профессионалы. Но где они?
    Мне часто приводят аргумент про Курки, дождь, грязь, сцену. Так вот: — погода с 12-00 была солнечной и без дождя. Я был на сцене где то в 16-00. Спел песню, после меня восемь минут выступал последний по программе коллектив — Екатеринбург. Затем подведение итогов, передача эстафеты и ВСЕ! Праздник закончился. Люди благополучно разъехались до дождя. Когда я спустился со сцены, то увидел темную стену надвигающегося грозового фронта. Она шла с северо-запада, протянулась от горизонта слева направо, без просветов. Прикинув, что тучи будут здесь через 20 — 30 минут, я пошел к машине. Уезжали и уходили многие. От сцены до парковки — 700 метров, причем надо подниматься по крутому сырому склону, держась за ветки. От парковки до Курков, где стояли все автобусы и много авто — еще 800 метров.
    Но после официального закрытия Фестиваля «Агапайрем», начался концерт артистов из Йошкар — Олы: — Эльвиры Трифоновой (Канакаевой), Володи Матвеева и Анатолия Зарецкого. Вопрос: — Кто настоял перед организаторами — работниками Управления культуры Артинского ГО, о концерте? Кто: — артисты, продюсер гастрольной труппы Вера Горохова, или сопровождающий их Леонид Канакаев? Я ничего не имею против гастрольных выступлений: — они нужны, их ждут. Артистам надо окупать затраченное время, костюмы, транспорт, фонограммы. И надо зарабатывать, чтоб дальше творить. Но неужели никто не видел, что к началу концерта тучи нависли над площадкой, сотни людей остались на концерт, а попали в ловушку. Почему не отказались от проведения концерта? Хлынул дождь , зрители в панике начали искать убежища, но подворья уже свернули, и «толпа ломанулась на сцену». Сцена с надувной крышей, но временная. легкоразборная, стоит на тонких трубах под которыми обрезки досок. Она крепкая для некоторого количества людей, но не для пятидесяти — ста. Сцена не выдержала. К счастью, нет тяжелых травм. К счастью, не били молнии. Так кто настоял на концерте?
    Говорят, что на «молебне» (молении),перед праздником, карты просили о хорошей погоде для Праздника. Говорят, что даже конфетки пожертвовали (!!!) Но концерт то был ПОСЛЕ Фестиваля. Мои вопросы не для того, чтобы кому-либо «вынести приговор», осудить. Я хочу. чтобы «страна знала своих героев». Факты, правду, а не слухи. Кто-то, или группа людей поставила под угрозу жизни и здоровье многих людей. Ради чего?
    В результате администрация Артинского ГО понесла материальные потери. Марийцы — зрители понесли морально — психологический ущерб. Фестивалю (празднику) «Агапайрем» нанесен репутационный вред. Сотни людей вынесли с этого Фестиваля неприятные впечатления. Десятки мокрых и грязных екатеринбуржцев совершив под дождем полуторакилометровый марш-бросок, наверное зареклись ездить на «Агапайрем» в деревню, и будут самыми рьяными сторонниками его переноса в Екатеринбург. Какой сильный, искусственно созданный аргумент!
    Конечно, это не специально. Это случайность. Но, как кстати!

  26. Сергей Никитин

    «Агапайрем» — это сельский праздник, это бренд не принадлежащий нынешнему поколению т.н. лидеров. Через тридцать один год, с его первого проведения, проведите юбилейный, — тридцатый праздник там, где он родился — в Юве, на родине Ябековой Н.Н., руководителя РОО НКА «Урал мари». А в Екатеринбурге, в год его 300-летия проведите первый «Пеледыш пайрем», усилиями городской организации «Урал кундем» под руководством И.Н.Иликбаева, и НКА марийцев города Екатеринбурга под руководством Ябековой Н.Н.
    Здесь я отказался сотрудничать с «Урал кундем», потому что опять повторился неприятный поступок с праздником «Шорыкйол». За три месяца был анонсирован этот праздник, и Н.Ябекова даже приглашала принять в нем участие. За две недели я получил сообщение с приглашением. Но за день я получил другую СМСку, в которой приглашали на «Шорыкйол», в тот же день, в тот же час, по другому адресу и бесплатно. Опять вы повторяете переманивания зрителей, проводите свои мероприятия в пику мероприятиям другой организации. Мягко говоря — это некрасиво. В такой ситуации принимать чью то сторону совсем не хочется. Не хочется быть в неловкой ситуации. Вот теперь, когда вы оба «обижены» Никитиным, может под знаменем «борьбы» со мною — сплотитесь и «родите» что нибудь дельное.

  27. Аноним

    Очень интересные коментарии: Поучительно и вдумчиво.А что, госпожа Ябекова? Проведите в городе Пеледыш вайрем-это шоу с участием творческих коллективов, а в марийской
    дереве в глубинке-оставьте Ага -пайрем. Этот праздник сам за себя говорит-праздник труженников полей, хлеборобов. А где Вы в городе видели работников полей? Поэтому надо подготовить и написать письмо от имени народа губернатору и перенести праздник в марийскую деревну по согласованию с администрацией того района. Кто ЗА?

    • Аноним

      Не думала что тут такое бурное общение и обсуждение меня Ябековой, прямо прославили тут меня, все антонимы меня тут оказывается так хорошо знают, а сказать видимо как зовут стыдно. Интересно чего же вы добились в своей жизни? Я только буду молится за вас всех анонимов что бы господь вам здоровья и силы давал и дальше прославлять народ.

  28. Pingback: Так как же быть с Ага-Пайрем? | MariUver

  29. Леонид Канакаев

    Доброго времени суток, уважаемые Мари! Позволю себе несколько аргументов от имени «молодых руководителей» марийского национального движения Свердловской области, коль скоро моё имя стоит в этих рядах. В работу Свердловского областного общества «Мари» я подключился в 2004 г., ненамного позже Вас, Сергей Петрович. И мы с Вами работали в «согласии» до 2008 г, когда вы встали против Марийского кандидата на должность Главы Красноуфимского района с агитационным выступлением, встали против Мари Красноуфимского района и подписались нашими именами. В 2007 г. нас с Вами на молебной горе Борис Алексеевич Александров посвятил в марийские священники. Ваше имя звучало перед Большим Белым Богом, вы то же являетесь картом обновленцем, жрецом новых мари. Только после этого я видел Вас на молении только один раз, вместе с нами в д. Сызганка в 2008 г. А в вашей родной деревне Бугалыш так ни одного общедеревенского молебна не случилось. Но видимо это в Вас всё ещё живо, коль скоро вы так ратуете за сохранение сакрального смысла этого праздника. Не сильно углубляясь должен сказать, что мы в первый раз кланяемся Богу в апреле перед посевной, с просьбой помочь крестьянам провести весенние полевые работы. На Ага пайрам же благодарим, что помог, и просим летнего солнышка в меру да дождика вовремя, жизни общества в мире и согласии. И даже если в городе состоится праздник, мы нашего Бога стороной не обойдём, обязательно поклонимся, и до осени, до уборки будем его просить и благодарить. Нам, Мариийским крестьянам, без этого никак.

    Первый праздник состоялся не в Юве, он прошёл возле д. Багышково, в урочище под названием «Курлюга» в 1992 г. Идейными вдохновителями праздника были Кандыбаев Валерий Петрович и Александров Борис Алексеевич. Им помогали Мишин, Ишмикеев, Михайлов и другие. К сожалению, многих из них уже сейчас с нами нет. Вас, Сергей Петрович, в этом списке нет, поэтому бренд Ага пайрам себе присвоить у Вас также не получится! И на том празднике выступали два самодеятельных коллектива из Марий Эл и Станислав Шакиров. За прошедшие 30 лет проведения праздников у нас выступали артисты из театра Шкетана, Мари Самырык театра, другие артисты и никогда никому это не мешало, это украшало наш праздник. Надеюсь, эту традицию мы и дальше будем продолжать.

    Да, инициатива включения города Екатеринбург в очередь проведения областного марийского праздника исходила от меня. И вопрос к обсуждению я выносил на собрание Мари в Екатеринбурге. Объявление про собрание было опубликовано в сентябре 2021 г в Областной газете, продублировано в газете Регион. И я Вам, Сергей Петрович, заранее ЛИЧНО звонил и приглашал на собрание, к обсуждению. Наталья Николаевна Ябекова звонила вашей сестре, Раисе Петровне. Вы в разговоре дали согласие, но так на собраниях и не появились. Так что, теперь общественная работа Мари Урала должна замереть на месте в ожидании, пока Сергей Петрович нам не даст указания через Мари Увер?!

    Я не согласен, что надо загонять Мари с нашими праздниками в глубинку. Пора уже показать, что Мари в Свердловской области живут и работают, носят титул коренного народа Свердловской области по праву. Расширяя географию проведения праздников мы расширяем границы Марийского мира Свердловской области. Я предлагаю ещё хотя бы один раз провести Ага пайрам в Нижнесергинском районе в селе Старобухарово, пока там ещё есть марийцы.

    Читаю комментарии и удивляюсь. Все комментаторы как один используют «должны, надо сделать так» и т.д. При этом имён своих не раскрывают, учат жить других АНОНИМНО, даже «за базар не отвечают»! И ни один не написал – я сделаю, я готов. Даже когда вы, Сергей Петрович, возглавляли областное общество Мари, праздники в районах готовили мы, местные активисты. Лично вы, появлялись только на сам праздник в белом костюме.

    Слава Богу, что есть молодые активисты, которые готовы взять на себя ответственность. Роюков – молодой, грамотный деловой человек, за которого я ручаюсь. С 2015 г. постоянно участвует в подготовке и проведении праздников и ни разу ещё не появлялся на сцене как хозяин марийского праздника. В 2019 г. в Сарсах на подготовке праздника он неделю там практически жил, своими руками ставил столбы, скамейки и сцену. С момента, как Наталья Николаевна Ябекова подключилась к Марийскому движению, общественная жизнь Мари оживилась, как в Екатеринбурге, так и в области. Нас стали замечать, с нами начали считаться. И очень хорошо, что такая молодёжь есть в рядах Мари Свердловской области, и дай Бог, чтоб они и дальше продолжали выполнять общественную работу. За свои деньги. За счёт своего времени. В ущерб своим домашним заботам, семье. Искать спонсоров, находить деньги чтобы тратить их на людей, на всех марийцев. Печатаю и думаю – я же тоже всё это делаю, какой же я дурак! Поверьте, они иногда тоже так думают, так что не надо их ругать, критиковать. Они же тоже могут в одночасье «поумнеть», всё бросить и начать печатать в Мари увер под ником Аноним.
    Если Вы, Сергей Петрович, думаете, что реально можете кого-то разозлить и объединить против вас на позитивную работу то глубоко ошибаетесь. Отбить всякое желание что-то делать на будущее во благо мари – это вы можете. Только у меня вопрос – кто после этого истинный могильщик всего марийского?
    Когда я пошёл в школу, я не знал русского языка. И мама, возвращаясь после родительского собрания, говорила нам, что в школе опять ругали за то, что дома родители с детьми разговаривают на марийском языке. Не в тот ли период была заложена эта тенденция, говорить дома на русском, и эта установка русификации сейчас даёт свои результаты в виде -40% Мари! Почему же тогда, уважаемые аксакалы Кугезе канаш, не было слышно ваших голосов в защиту национального самосознания, почему вы ставите нам в вину то, на что мы не могли повлиять с силу своего возраста. А теперь мы для вас стали причиной «демарификации»!
    Ежегодно с 2008 г. на всех съездах Марийского народа А.И. Радыгин поднимает вопрос не легитимности Всемарийского совета ввиду отсутствия юридического статуса. Мы в Свердловской области зарегистрировали Национально культурную автономию и тут С.П.Никитин нам ставит в вину, что не надо было, можно было оставить всё как раньше, незарегистрированной общественной организацией. Вы хотя бы между собой определитесь, как на ваш взгляд правильно вести общественную работу. Радыгину хотел бы напомнить слова Никитина, сказанные с трибуны Всемарийского совета в 2008 г. «Вы тут не учите нас, как там нам жить! …» И в своём выступлении хотел бы заявить следующее: Анатолий Ильич провозгласил себя «Онавуй» всея Мари. Лично для меня вы не Вуй, да даже и не Кид. Я не давал и не дам Вам право пользоваться своим именем Мари. И всё, что вы пишете и делаете, вы делаете от себя и для себя. Я и мои друзья единомышленники к этому не имеем никакого отношения и против, чтобы вы позиционировали себя вершиной, головой марийского мира.
    Отрадно, что несколько организаций ведут свою работу на благо Мари, но -40% это показатель, в том числе и нашей с вами работы. Так может нам стоит направить свои усилия на позитив и созидание, а не на борьбу друг с другом. Раз уж мы все настолько разные, что нам не удастся никогда объединиться в средствах, так давайте будем идти каждый своим путём, хватит тратить силы на борьбу друг с другом, может попробуем мирно сосуществовать. В конце концов цель у нас всё равно одна, может хватит ставить палки в колёса!
    В 2024 г. праздник обязательно вернётся в деревню. Принимать праздник будет Красноуфимский район. Предлагаю Сергею Петровичу взять инициативу в свои руки, выбрать место в его родной деревне Бугалыш, и с победным настроением вернуть знамя праздника селянам, крестьянам, т.е. НАМ! Собрать оргкомитет, собрать деревенских вокруг себя, распланировать всё по уму, как он тут умеет и ВПЕРЁД. Удачи!

  30. Онавуй Радыгин А.И.

    Поро эр! Доброе утро.
    Молодым активистам, коих представляет собой Л. Канакаев.
    1. Традиции народа заложены в глубине веков и не нам их нарушать.
    Посягательство на принципы традиционной веры мари, на основополагающие традиции народа есть посягательство на существование самого народа. Тому свидетельство значительное снижение числа населения, относящие себя к народу мари.
    2. Как часто Л.Канакаев повторяет — я, мы! А мы это кто? 15 — 20 членов РНКА? И от имени 20 заявлять, что они вправе посягать на традиции народа?
    3. Если Вы считаете себя картом, то занимайтесь вопросами традиционной веры и оставьте общественные организации в покое. Постоянное якание только усугубляет состояние нашей веры.
    4. Радыгин А.И. провозгласил себя, ведь это Вы об этом твердите, начиная с конференции в Красноуфимске……. Вот так и распространяются сплетни и домыслы! 30 июля 2022 года состоялся учредительный съезд Общероссийского общественного движения «Марий Ушем», на котором присутствовали более двух тысяч человек из многих регионов страны. 55 марийцев выступили учредителями Движения и поставили свои подписи, среди них есть и марийцы Свердловской области, учредителями являются около 10 юридических лиц, марийских общественных организаций. Кстати, напомню, что в Свердловской области создана и успешно работает областная общественная организация «Марий Ушем».
    На съезде уважаемые в народе мари карты избрали руководителя движения и объявили его «Онавуй».
    » Я не давал Вам право пользоваться своим именем мари» — звучит пафосно и както надрывно. Напомню строки Маяковского:» Голос единицы тоньше писка, кто его услышит, разве жена да и то если не на базаре а близко».
    Канакаев Л. Это движение «Марий Ушем» будет оценивать вашу работу и решать давать Вам право говорить от имени народа.
    Канакаев Л. Хотелось бы, чтобы Вы проявили благоразумие и не посягали на традиции нашего народа.

  31. Сергей Никитин

    Очень хорошо. что Л.И. Канакаев сознался, в авторстве переноса праздника. в Екатеринбург. Хорошие слова о том, чем приходится жертвовать в о имя общественной работы, я введь тоже прошел через это. Что касается что вы стали работать на этом поприще, ненамного позже меня, то выполняя обязанности карта, в Общество «мари» пришли позже, я очень просил и хотел, чтобы после меня работу руководителя проводил молодой образованный, местный лидер.
    Работали в согласии до мая 2008 г., когда вы, на закрытии сезона театра им. Шкетана в Йошкар — Оле, отреклись от меня и от моего выступления на Съезде. Там прозвучало: — Извините, за выступление Никитина, мы его не поддерживаем. Никитин — это еще не все уральские марийцы»
    В августе, против Главы района выставил кандидатуру марийский кандидат. Был еще один кандидат — ранее много лет работавший на этом посту, опытный. Я говорил с нашим кандидатом, услышал, что опыта такой работы он не имеет, работать не будет. Главное — убрать нынешнего Главу. И если я публично выступлю, то не надо сильно критиковать.
    Стало понятно, что это выдвижение — авантюра. Так и случилось: голоса избирателей разделились на три равные части. Мари кандидат, желающий убрать Главу, на самом деле помог ему, растащив протестный электорат. Разница между главой и бывшим главой была примерно в 300 голосов. А вот если мари кандидат знал бы, чего он хотел. то добился бы своего. А тогда, собрав голоса в марийских деревнях, конечно он «победил» меня, но проиграл и сам, и его избиратели. И конечно, мне теперь путь заказан в районы, ведь мне не тягаться с главным марийским спонсором.
    Я не являюсь «обновленцем», потому что исторический смысл термина иной. Поинтересуйтесь на досуге. Но и не привношу в МТР абсурдные высказывания типа «приглашаем всех на Молебен», «провели Молебен». Надо бы знать, что «Молебен (треба) — действие, обряд совершаемое ПРАВОСЛАВНЫМИ людьми, по христианским канонам.» — Вы не туда полезли, остановитесь и не святотатствуйте.
    Не надо делать вид, что забыли о том, что на все Ваши подсиживания и предательство, я спросил : — » Как ты теперь станешь со мною рядом перед онапу?»
    Моления с Б,А,Александровым мы проводили и в Пантелейково — дважды. А в Бугалыше есть двое Ваших друзей — картов, есть с кого спросить.
    Я не присваиваю себе весь «Агапайрем», я хочу оставить в деревнях свою частичку. И в письме губернатору я тоже упоминаю Старобухарово и другие забытые деревни.
    Никакого разговора в сентябре 2021 г. со мной никто не вел. Через сестру и тетю ничего не передавали. Могли брата пригласить, он регулярно спонсирует футбольную марийскую команду на Спартакиаде народов Урала, и не вмешивается в общественную жизнь.
    В 2010 г. Канакаева избрали Председателем СОО «Мари». Согласно Устава организации сроком на четыре года. Через три года он сбежал, не подготовив замену, и его активисты «антиникитинцы», награжденные медалями им. Й.Кырли, даже не явились на отчетную конференцию! Поэтому, не примазывайтесь к к марийской организации — Вы сбежали в Марий Эл! И только за заслуги перед Мер Канаш Вы и остаетесь в числе «лидеров». В плюсы — то, что являетесь картом, но служители культа — вне политики. И надо получать информацию со всех сторон, анализировать .
    Жаль, что не извинились за «концерт» в Курках и принесенный этим моральный ущерб всем марийцам.
    А мешать и ставить палки в колеса — это не ко мне. Я ни словом. ни делом никому не мешаю совершать правильные дела. Однако в силу возраста. опыта и знаний не буду подпевалой и слугой.

    • Аноним

      Сергей Никитин, калыкым ит аҥыртыл. Марий-влак коклаште авторитетет уке. Урал кундемыште тыйым пагалыше еҥ уке. Так, ала-мом шке семынет шувыртатыл коштат…

  32. Сергей Никитин

    Совсем недавно в России образован Культурный фронт, его основатель актер Н. Бурляев сказал: — «… жить, как сейчас, в состоянии недосмотра за традиционно — нравственными направлениями нашей культуры, дальше нельзя». Мое обращение к губернатору Куйвашеву, эта статья, эти комментарии, не для того, чтобы показать себя самым умным, или кому то помешать. А потому, что мы иногда отходим от традиций и заветов, формирующих и отличающих нас, как народ мари.
    Комментарий Л.И.Канакаева, обширен и запутан, ему наговорили неточности, дает знать и душевное волнение. Если по-порядку, то повторю, что в октябре 1992г я активно участвовал в работе Съезда народа мари, даже выступил, а после приезда написал статью в газету Вперед. За это выступление, Кандыбаев В.П. в 96-м и 2000гг, обманом не взял меня на Съезды, а повез своих подпевал. Каково качество работы Съездов после этого и воздействие на народ?
    Вы пришли еще позже, в 2004-м. По-вашему, 12 лет — это немного?
    Выборы 2008 года, когда выдвинул кандидатуру мари кандидат, явились шагом некой обособленности и властных амбиций марийцев, без соответствующего влияния, финансов, поддержки. Мой зам в областной организации «Мари», главный по Красноуфимскому району Канакаев Л.И., выступая доверенным лицом кандидата, агитируя и выступая против других кандидатов, фактически превратил организацию в сторонника мари кандидата. Повторялась мариэловская ситуация. когда Марий Ушем стал в открытую оппозицию. То же самое, видимо, хотели провернуть ваши йошкаролинские кураторы и в Свердловской области.. Потому что без их согласия, не было бы и мари кандидата на выборах Главы района. Марийцы района выступили не против кого то, они выступили против кандидата от партии «ЕР». И против будущего Главы, потому что наш, не имел шансов. И как вы собирались дальше работать и сотрудничать с местными властями? Как Марий Ушем в Марий Эл? Надо же быть реалистами, а не фантазерами. Вы поставили и марийцев и организацию под удар и тихий бойкот. А может здесь была закулисная игра, и после выборов, вы могли покаяться, что во всем виноват Никитин, это он затеял демарш с выборами. Если бы я смолчал, и не обозначил свою позицию, то могло быть и так. Поэтому, для защиты себя. марийцев и «Мари», я не поддержал родного мари кандидата. Который, к сожалению, ушел в оппозицию, и состоял во фракции КПРФ в районной Думе. Он прекрасный человек и бизнесмен, и не нужно было рисковать всем. Вы показали себя политически недозревшими, и близорукими.
    Вряд ли у Вас есть право попрекать меня тем, что я не провел в Бугалыше ни одного моления. Я уехал в 2000м году, через два года жену оставили без работы, и мы оборвали все корни с деревней. Наш старший сын мечтал после университета приехать на родину, преподавать физику и информатику, стать директором школы и превратить ее в современную. Не вышло: — Бугалыш потерял трех квалифицированных образованных. работящих специалистов. А марийцы села потеряли трех участников художественной самодеятельности и трех и более марийцев для переписи. Моления может проводить тот, кто не оборвал связь с родной землей, и я считаю, что найдется тот, кто лучше меня, кто чище меня и более уважаем. Его слова быстрее дойдут до Всевышнего.
    Агапайрем сакрален тем, что сотни, тысяча человек слышат со сцены слова молитвы, повторяют их, и это тысячеголосое, мысленное единое обращение слышат небеса, поля, солнце, ветер и вода. Это момент единства. умножения сил, и мы под куполом небес создаем общность марийского мира. И этот дух разносим по всем домам, деревням, полям и водам. Вот в чем сакральность — в единении людей, Природы, творений и предков. В деревнях и земля и вода и ветер говорят по марийски. Кустовые — кюсо моления это еще не общенародные моления.
    Леонид Иванович введен кем то в заблуждение, потому что первый Агапайрем был проведен в Юве. Первыми лидерами были — Михаил Осипович Тосюков — глава местной администрации, многолетний депутат райсовета, секретарь парткома совхоза «Ювинский», идеолог, прекрасный организатор. Максим Абшаев — директор Тавринского Дома Культуры, творчески одаренный, родник идей и проектов. К сожалению, они оба ушли: — Абшаев по болезни, а Тосюков трагически сам ушел из жизни. Еще Б.А.Александров — Тавра, и В.П.Кандыбаев — директор ДК Марийский Усть-Маш. Помню, как впереди праздничной процессии на ювинской улице ехал три всадника: — Онар, Чумбылат и Илья Муромец. Но Канакаев этого не видел, и теперь он участвует в новой постановке 37-го года. Тогда тоже вычеркивали из истории неугодных деятелей, или тех, кто был величественней нынешних лидеров. Теперь тоже есть «враги народа», о ком нельзя упоминать, никуда пускать, давать слова в СМИ. Опомнитесь люди!
    Ко мне, в период канакаевского «согласия» подошла женщина и поблагодарила за мою книгу — сборник документов «Урал и марийцы». Сказала, что ее дочь взяла для своего большого реферата о марийцах. очень много информации, много интересного. Уже после окончания «согласия», я ознакомился с рефератом, и слова благодарности были написаны другому автору, написавшему немного о мари Урала. Обо мне — ни слова. Нельзя! Словно я «враг народа». Вот так и живем, марийцы… (продолжение следует)

  33. Сергей Никитин

    (продолжение)
    Мною был поставлен вопрос: — кто автор «кражи» Праздника? Ответ получен. — А кто подставил Н.Ябекову? — Ответы получены.
    Высокопарное объяснение о желании рассказать всем, что мари — это коренной народ Урала, запоздало на много лет. Еще П.П.Бажов писал, что «марийцы — первонасельники Урала». Еще в 1991м году Стафеев в газете «Уральский рабочий», а я в «За власть Советов» — потом ее переименовали в «Областную газету», написали о марийцах. В нулевые годы только мною проведены несколько передач на обл. радио. Регулярно показывали сюжеты на облТВ. выходили мои статьи в «Областной газете» тиражом более 100 тыс. экземпляров, большое интервью в «Вечернем Екатеринбурге». На Агапайрем приезжали спецкоры «ОГ». телевизинщики, и на моления тоже, освещали эти события. На Праздник в Курках приезжал и представитель Евросоюза, после моей поездки в Берлин. Были заманчивые предложения провести Агапайрем в Екатеринбурге. Так что, не Канакаев является «первооткрывателем марийцев Урала».
    Меня неприятно удивило, что Леонид Иванович не знает народную традицию, что на праздник надо надевать праздничную одежду. Разве плохо, что я приезжаю в «белом костюме» на летний праздник? Разве я должен приходить, как на ваши «молебны» — в камуфляже? Или в спортивной одежде. в рваных джинсах, в футболке с надписью SEXI и цветистых шортах? Я серьезный мужчина, областной начальник. и должен выглядеть соответственно — положение обязывает. Лывырдак ида лий!
    Абзац о том, что на общественной работе, ощущаете себя «ДУРАКОМ» — это приговор общественникам. По — вашему, общественную работу ведут только дураки? Я так не скажу. Я знаю много людей достойных, и неоцененных. Вы продолжаете политику 37-го года? Вообще то — это сверхнаглость, бескультурье и хамство. Этот абзац — шантаж тех, кто Вас (не пишу — тебя) поддерживает. Делаете намек, что если не заступитесь, то я уйду! Похоже на письмо агента Клауса — Штирлицу: — «Штандартенфюрер, я устал!» Я ведь, не зря ответил на данный пассаж сразу в феврале. Я подождал. И я дождался — 9 марта получил Приглашение от Оньыжи Э.Александрова на весенний Мари форум. Может, это не специально. Но, как кстати! — Ни в 2017 на выездной Форум в Красноуфимске. Ни в августе 2022 на конференцию в Красноуфимске, тут под боком. А именно сейчас? Я не удивлен, я ждал реакции покровителей Канакаева. Но учить молодежь надо! Меня вот не учили общественной работе. вот и набил шишек, и благодарю «учителей». Поэтому и продолжаю лекцию.
    Написав письмо губернатору в августе прошлого года, и не дождавшись ответа, я написал повторное письмо. И на Мариувер задал вопрос: — зачем марийцев Свердловской области, этническую группу лишают единственного общего праздника, в столь непростое время? Это праздник всех сельчан, а не мой лично. Я говорю от имени безмолвного уставшего народа, который ни слова не скажет против, чтобы не навлечь лишние неприятности. Опять — Айда йора. мыланаже?
    Далее Канакаев пытается выдавить слезу и вызвать сочувствие у читателей, выдавая себя за жертву дискриминации за знание марийского языка. Здесь опять вывернутая логика, факты подтасованы, чтобы обелить себя и очернить других. Если Вас ругали за незнание русского языка, то при чем здесь владение марийским? Меня в школе никогда не притесняли за это. И трудно поверить, что Вы пошли в первый класс, не зная русского, потому что три сестры — ученицы старших классов неужели не научили ни одному русскому слову? А в садике? Не бросайте тень на сестер, они у Вас хорошие,как и мои. Мои сестры очень старались исправить мой дефект произношения, и 30 августа. вечером. по их руководством, я впервые выговорил — Р — тРактоРР. И в школе 1 сентября не испытывал неловкости.
    Искренне желаю совместной, дружной работы екатеринбургских городских марийских организаций. О них идет речь, пусть обозлятся на меня, но объединятся. Канакаева я вовсе не имел в виду, потому что он не является никаким руководителем. Какие у него официальные полномочия? Зачем он вмешивается и говорит от лица «народа», обзывается, говорит неправду, размахивает «знаменем праздника»? Может разозлился, что я дважды упомянул его фамилию, применительно к двум персонам?
    Леонид Иванович страшно хотел стать руководителем областного общества «Мари», даже самолично дал объявление в газету о досрочной отчетно-выборной конференции. Не вышло. Отчет мой состоялся позже, в срок. Его запала хватило на три года. Тоже немало. Но уже десять лет, он только «смотрит» над марийцами. Работают другие. Но не я — когда в 2013 мне предложили возглавить «Мари» — я отказался, потому что в 2006-м взял на себя полуживую организацию, через четыре года на конференции было 120 активных делегатов. И снова брать оставшиеся развалины, совсем не хотелось. Так что, не пытайтесь мне приписать роль разрушителя.
    Последний абзац выступления Канакаева — тоже шантаж. Хотите напугать меня тем, что поручите проведение Агапайрам — 2024? Если сказать коротко, то это то, что, например В.Пектееву в нулевые годы, руководство республики предложило бы: — «Если вы так любите марийский народ, то приезжайте и поставьте новый спектакль в Марий Эл. А мы посмотрим, что у вас получится. Посмотрим, кто осмелится работать с Вами, дать помещение и деньги.»
    Агапайраму — тридцать лет! Но по причине ковида один год не проводили. Значит — 29? А хотите, выдам иную цифру? Правдивую? — Так вот, сенсация для многих: — Агапайрам проведен 28 раз! Двадцать восемь. Потому что в 1997 году, праздник — НЕ ПРОВЕДЕН!
    (продолжение следует)

  34. Илья Бирский - против формальностей

    Как вы думаете, возникла бы такая проблема, если бы у уральских мари был свой национальный округ? Да и марийский язык, думаю, сохранился бы в лучшей степени. В Башкирии по моей инициативе через Марий ушем РБ удалось оформить требование создать марийский культурный центр и, наконец, через много лет он был открыт в Мишкино.Вроде бы хорошо, что это удалось. Но подавая инициативу через Марий ушем, мы имели в виду как минимум создание марийского культурного центра регионального значения, а это значит, что его надо было бы открыть в региональном центре, в центре региона проживания мари. Таким региональным центром Бирско-марийского края является г. Бирск. В марийском историко-культурном центре в Мишкино иногда проводятся марийские вечеринки и концерты, то есть фактически дублируется то, чем должны заниматься в рядом стоящем районном доме культуры. И даже из другого конца Мишкинского района в марийский центр в Мишкино вряд ли кто приедет, так как надо ехать через Бирск, а из Бирска в Мишкино ещё 30 км. Разумеется, если даже организуют какое-либо мероприятие в Мишкино, из Бирского, Дюртюлинского, Благовещенского, Бураевского, Балтачевского, Шаранского и иных районов вряд ли кто туда поедет. У людей лишние круги мотать лишних денег нету. Стоит красиво оформленное здание марийского историко-культурного центра в центре Мишкино, и всё на этом — полезную инициативу, полезное дело формальным подходом превратили в формальность.

  35. Сергей Никитин

    (Продолжение)
    По инициативе уроженца с. Средний Бугалыш, писателя Мулланурова, в 1997 году провели празднование 400 — летия села. Как глава местной администрации, я занимался вопросами подготовки торжества. Работы было очень много, но почти все сделали как планировали. Приехали многочисленные делегации из татарских сел, из городов области, из правительства. ждали губернатора, но в связи со взрывом в п.Лосиный, он не приехал. И нежданно — негаданно начали прибывать автобусы с марийскими коллективами, подошли ко мне выразили недовольство, что их не встречают, не дают место для подворий, и не всех пускают на сцену. Я ответил, что мы проводим Сабантуй Красноуфимского района, в честь 400 — летия татарского села Средний Бугалыш. Составлена программа сабантуя, и марийских коллективов в программе нет, потому что Агапайрем проводится не здесь. Люди удивились: — как так, а Кандыбаев всем сказал, что Агапайрем в Бугалыше!
    После праздника. возмущенный марийский активист написал письмо губернатору Э.Росселю письмо, о том, что В.П.Кандыбаев получил деньги на проведение праздника Агапайрем, обманом направил марийцев на сабантуй и не провел свой праздник. Куда и кому ушли деньги выделенные на Агапайрем? — Спросил активист. Было разбирательство, активиста приглашали для сообщения о результатах. И в итоге — ей вручили турпутевку в Финляндию. Активист съездил в родственную страну, успокоился, и больше никогда не задавал неудобных вопросов, и не участвовал в общественной работе. не ездил на съезды. И финансовые вопросы в организации решал сам председатель, ревизионной комиссии не было, и если И.П.Хамзин или я ставили вопросы о финансах, то нас прерывали, кричали на нас, и обвиняли. что я скандалист.
    На том Сабантуе была финская делегация в составе Ильдико Лехтинен, Тармо Хаккарайнен, и Сеппо Лаллукка. Сопровождал их профессор Пермского университета Чагин. Назавтра они собирались к суксунским марийцам. Но марийские руководители их так хорошо приняли после сабантуйского банкета, что «больные» финны никуда не могли ехать. Конечно, мы молодцы, и в отчетах звучало: — я принял в своем доме финскую делегацию! Но остались ли довольны финны, не выполнившие программу экспедиции? остался ли удовлетворен профессор Чагин, который многое сделал для изучения марийской культуры? Обрадовались ли устьмашскому гостеприимству суксунские марийцы, с приготовленным угощением, подготовленными обрядами и песнями? и не дождавшиеся приезда иностранной делегации. Ничего плохого я не скажу, но молодые лидеры должны понять, что общие финноугорские и общемарийские интересы не должны приноситься в угоду самопиару и хвастовству
    Мне трудно понять сейчас, с какой целью Н.Ябекова очень часто выкладывает в соцсетях свои фото в купальных костюмах. Если общественник представляет свой народ, говорит о сохранении традиций и культуры, то у мари нет традиции обнажаться. наоборот, есть запрет на обнаженное тело. Как обычный человек, вы можете себе позволить, что угодно, но, как руководитель национальной организации, позиционирующий себя верующим — следуйте национальным нормам.
    Очень неприятно, и непонятно, зачем Канакаев легко применяет выражения недостойные для карта: — дурак. могильщик. и т.п. Я веду диалог, и мы ищем точки соприкосновения, и острые выражения не могут являться аргументом.
    Можно было не поднимать вопрос географии праздника Агапайрем. Чисто по обывательски, мне ехать до деревенского праздника три — четыре часа. До любой точки Екатеринбурга — не более двух. Туда и обратно — ощутимая экономия времени. Но не могу молчать, потому что никто больше не скажет. И невысказанное ложится камнем на сердце. Приведу один пример: — в конце октября 2005 года в Екатеринбурге впервые провели Дни финноугорских народов Среднего Урала. «Областная газета» выпустила о событии статью Р.И.Печуркиной. Она написала и молитву произнесенную Б.А.Александровым: … — » Светлый Юмо, подними Нижний туман повыше, Верхний туман опусти пониже, А Потусторонний туман сделай ближе. И дай нам жить в благоденствии между тремя туманами». Здесь была ошибка — не «потусторонний» а «дальний», сказал Борис Алексеевич по марийски. Кто дал неправильный перевод, я не знаю. И хотел уже написать опровержение в газету, чтобы исправили, но не стал. Подумал, что есть у нас и Борис Алексеевич активный писатель, и Леонид Иванович — знаток и эрудит. Но опровержения не было! Мало того — на следующий год, на Агапайрем, со сцены прозвучало: — … подними Нижний туман, опусти Верхний туман, и дай нам жить в благоденствии, между ДВУМЯ туманами!» — ???
    Вот так и живем, марийцы — загнав себя в ограниченное пространство, отказавшись от дали, перспективы и будущего…

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ