ФНКА марийцев России: семь лет спустя

«Мое национальное чувство не может быть удавкой, конец которого отдан в руки «кукловодов Мер каҥш». Я не верю тем, кто там рулит».
С.Никитин

Анатолий Радыгин

1 декабря 2022 года исполнится семь лет, как состоялась регистрация Федеральной национально-культурной автономии марийцев Российской Федерации. Безусловно каждому хочется узнать историю ее создания и причины почему она не смогла завладеть умами и сердцем актива народа мари в регионах России. Это было интересно и мне, непосредственному организатору создания автономии, и я погрузился в паутину интернета.

Прародиной федеральной автономии, является Вятско-Камский регион России. Первая местная национально-культурная автономия родилась в городе Елабуге. Затем четвёртый съезд марийцев этого региона в городе Менделеевске, где завершило свое существование Вятско-Камское отделение межрегиональной общественной организации «Марий ушем», объявил марийцам России решение начать работу по созданию федеральной национально-культурной автономии марийцев России. Примечательно что на этом съезде присутствовал Оньыжа Николаев В. Н.

К этому времени в Удмуртии продолжала свою работу Республиканская общественная организация марийцев, проживающих в Удмуртской Республике «Одо мари ушем», имеющая юридический статус и «Союз марийцев Татарстана», созданный в 1997 году. Кстати, устав этой организации был подготовлен мной. Ее руководитель, Леонтьев Е. Н., начальник отдела администрации города Менделеевска, несмотря на решение съезда, не стал ее регистрировать. До четырнадцатого года в Башкирии, Удмуртии, Татарстане и Ленинградской области были зарегистрированы национально-культурные автономии, имеющие региональный статус. Пришло время подумать и о федеральной автономии. Перед мной неминуемо встал вопрос о будущем руководителе и взаимоотношениях с Правительством Марий Эл.

В январе 2014 года в Йошкар-Оле произошла встреча, которая и определила образ будущей автономии. К Васютину М. 3. Двухчасовая встреча с Васютиным М. 3., в которой приняли участие Третьяков О. А. и председатель Совета марийцев Кировской области Кудрявцев А. Г., принесла свои плоды. Учредителями автономии стали РНКА марийцев Удмуртии и Ленинградской области и 9 физических лиц. Интересно, что семеро из них представляют марийцев Удмуртии. Устав РНКА марийцев Татарстана пе прошел экспертизу Минюста России, Башкирские марийцы не проявили заинтересованности. Так было исполнено решение съезда марийцев Вятско-Камского региона.

Сегодня каждому из нас любопытно знать, а что же в результате этого получилось? Причем, хотелось бы услышать мнение как самих руководителей ФНКА, так и её рядовых членов. Например, что же она привнесла нового, отличительного, чего нет скажем и в помине у простых, обыкновенных этнокультурных организаций? Таких, как «Мер каҥаш», «Мари ушем» или «Марийский национальный конгресс»? Этот вопрос, заданный еще Ерофеевым Ю. И. актуален как никогда. Ответ один. Надежды не оправдались и тогда возникает вопрос, почему?

Лариса Николаевна, получив зеленый цвет, лихо взялась за руководство автономией. Не согласовав с учредителями изменила принятый устав, в структуру автономии ввела новую должность — исполнительного директора и назначила на ее место свою помощницу, некую А. Горбунову, которая стала главным, официальным, должностным лицом, располагавшим правом без всякой доверенности представлять наши интересы в структурах власти, при этом этнически никак не связанной с марийской нацией! Далее, обладающая огромным опытом аппаратных игр, Яковлева Л. Н. без труда расправилась со своими оппонентами. Избрала, а по сути, назначила на должность своего заместителя Третьякова О. А., религиозного деятеля. Третьяков О. А. к этому времени стал представляться Верховным картом марийцев Татарстана и по определению не мог быть руководителем общественной организации. Затем Яковлева Л. Н., сделала следующий шаг к освобождению себя от личной ответственности, назначив на должность исполнительного директора Пушкину Н. В. Теперь дела республиканского центра марийской культуры Марий Эл стали преподносится как успехи и труды автономии, то есть ее председателя.

Вновь приведу высказывание Ерофеева Ю. «…марийская ФНКА будет подвергнута комплексной проверке, в ходе которой, соответственно, всплывут все имеющееся прегрешения. А поэтому, пока не поздно, следует провести все хозяйство в порядок. Короче, если мы не хотим потерять ФНКА, как это случилось в 2008 г. с «Мер каҥаш», то следует трезво оценить ситуацию внутри неё, в том числе через призму роли экс-депутата Госдумы Яковлевой. При этом раз и навсегда следует «зарубить себе на носу», что федеральная национально-культурная автономия по свой общественной природе не может обладать всеобщей объединительной функцией в рамках всего марийского народа, ибо членами её являются только те, кто живет за пределами Марий Эл. А это значит, что она не имеет законного права говорить за весь марийский этнос и тем более, представлять его интересы, как единственно существующая организация. Пора покончить с подобными мифами (!!!).»

Еще одна вольность Яковлевой Л. Н. граничащая с вседозволенностью. На конференции в Менделеевске, когда в состав автономии была принята РНКА марийцев Татарстана, программа развития, подготовленная мной, без обсуждения была отвергнута. Так у меня укрепились сомнения, а действительно ли Яковлева Л. Н. будет реализовывать требования устава и свои многочисленные заверения с трибун. Дальше, больше. В течение четырех лет ни одного заседания совета, встречи мимоходом на Празднике цветов или на заседаниях Всемарийского совета не в счет. Полномочия совета истекли, но инициативы от председателя провести отчетно-выборную конференцию не исходили. Тогда мы направили членам совета предложение о создании оргкомитета по подготовке конференции и проведении ревизии. Получили убийственный ответ чиновника, «по уставу создание оргкомитета не предусмотрено». Спустя год была назначена отчетно-выборная конференция автономии в онлайн режиме. Любой желающий может ее прослушать, запись есть в интернете. И вновь диктат. По предложению Яковлевой Л. Н., нарушении устава, в состав совета были избраны только председатели Совета региональных автономий. Решение делегатов Удмуртии о внесении другой кандидатуры даже не обсуждалось и не было принято Яковлевой Л. Н. А на вопрос, как же войдет в состав совета сама Яковлева Л. Н., она ведь не является руководителем региональной автономии! Возникла неловкость, действительно как? Она живет в Марий Эл и не может быть не только председателем автономии, но и даже его рядовым членом!!!

А меня предложила Пушкина Н. В.!!!, прозвучал в тишине ответ Яковлевой Л. Н. За это «беззаконие» проголосовали делегаты от автономии марийцев Башкирии, Татарстана, Кировской области за исключением ее руководителя, Ленинградской, Нижегородской областей. Вполне допускаю, что делегаты просто не слышали председательствующего, аппаратура фонила и расслышать многих было непросто.

Еще более пресным и неинтересным оказался отчет председателя ревизионной комиссии Гайсина. Он зачитал заранее подготовленную справку и не ответил ни на один вопрос. Просто не мог, ведь проверки как таковой просто не было.

А теперь напомню некоторые статьи устава автономии. П .5.1. Член Организации вправе избирать и быть избранным в выборные органы Организации. Этого права Яковлева Л. Н., сама не имея права быть членом организации лишила всех ее членов. Вот он произвол, что хочу то и делаю.

Далее. В соответствии с вышеуказанным пунктом устава каждый член Организации имеет право получать информацию о деятельности Организации, знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией. Как Вы думаете, как на деле реализуется данное право? Полный запрет. Материалы заседания совета, если они есть конечно, недоступны, Протокол конференции не представляется. Учредители автономии от Удмуртии дважды обращались с просьбой разрешить ознакомиться материалами деятельности автономии. А в ответ тишина. Ну не в суд же обращаться. Хотя, может быть это выход, а как иначе получить искомые документы.

П.6.1. Устава. Интересный пункт. Единоличным исполнительным органом Организации является Исполнительный директор, избираемый Конференцией сроком на четыре года. Исполнительный директор может быть избран из числа членов Организации, а также не быть членом Организации.

Это значит, что в составе федеральной автономии может быть единственный человек, проживающий в Республике Марий Эл без права быть ее членом, это исполнительный директор, по сути, наемный сотрудник.

Ситуация в настоящее время выглядит следующим образом:

1. Ранее созданные местные автономии закрываются как в Татарии, так и в Удмуртии, Ханты-Мансийском округе, в Чувашии. На ладан дышат в Башкирии, Нижегородской области.

2. Закрылась старейшая молодежная организация «У вий». Это после широко разрекламированного ежегодно проводимого слета марийской молодежи! Ау, где молодежные лидеры в Марий Эл? Они есть, но «У вий» перестала быть центром притяжения молодых амбициозных лидеров. А жаль, все так хорошо начиналось!

З. Не исключено, что до конца года приостановит или выйдет из состава федеральной автономии целый ряд учредителей, в том числе уйдут и первопроходцы. Тратить время на борьбу с ветряными мельницами, себя не уважать.

Тяжелое, но необходимое признание: Я и мои товарищи виновны в том, что отдали ФНКА марийцев России в руки функционеров из Марий Эл.

А теперь извечный вопрос — что делать?

Изменить ситуацию в организации работы автономии возможно, однако кто или какая региональная автономия возьмет на себя функции организатора и руководителя? Этот вопрос может быть решен только при искреннем желании актива региональных и местных автономий. А этого не просматривается. Искренне жаль!

Вывод: нужны кардинальные изменения практики работы общественных организаций. Нужно выходить из-под плотной опеки чиновников, засевших во Всемарийском совете и Федеральной автономии, которые словно плотным черным покрывалом закрыли инициативу своих членов. Их желание сохранять и развивать свой родной язык, культуру, традиционную веру, свой народ наконец, проявляется только на торжественных мероприятиях, круглых столах, фестивалях, в которых участвуют одни и те же лица. Свободные от должностных уз, члены Всемарийского совета и ФНКА марийцев России могут и должны стать действительно самостоятельными и надежными защитниками языка, культуры, веры народа мари.

Друзья! Посмотрите музыкальный клип о песне «Царамис». Рядом с исполнителем молодые, успешные, красивые люди. Вот они будущее нашего народа.

Немного перефразируя Сергея Никитина, скажу. Наша национальная гордость не может служить удавкой в руках кукловодов из Мер каҥаш и ФНКА марийцев России. Мы больше не верим тем, кто там рулит. Однако оставаться на обочине истории мы не намерены.

Мы видим Общероссийское общественное движение «Марий ушем» в авангарде всемарийского национального движения. Учредители движения в течение многих лет демонстрируют способность к саморазвитию и самосохранению в условиях жесткого прессинга извне и предательства попутчиков изнутри. «Марий ушем» — это союз неугодных, непокорных и в то же время искренне законопослушных. Пора от слов переходить к делу. Уверен, появятся много новых лиц, способных помочь объединению, основой же движения станут проверенные, закаленные, но никак не обиженные люди. Учредители пришли в движение не из личных и корыстных побуждений, а по зову сердца.

«В моей душе, крови — сила предков. Утраченную былую честь вернуть — клянемся впредь!» Эти слова из песни «Царамис» не раз повторялись на учредительном съезде, они и есть наша клятва.

Учредитель ФНКА марийцев России
Радыгин А. И.
сентябрь 2022 года

25 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб

25 responses to “ФНКА марийцев России: семь лет спустя

  1. Очень поучительное откровение Анатолия Ильича! Я раньше не понимал его позицию и в то же время я радовался его инициативам. От него исходило искреннее желание помочь марийскому народу, но я не понимал его «дружбу» с Третьяковым О.А. Этот марийский деятель мне предлагал еще в 2014 году вступить в НКА и возглавить НКА марийцев Менделеевского район РТ. На мой вопрос что это такое и с чем его едят, он сказал, ты главное стань руководителем районного НКА и вашей организации власти выделят деньги. Когда он заговорил о деньгах, я понял его цель и естественно отказался. И потом узнал, что руководителем НКА марийцев Менделеевского района стал Мальгин Г.А. Так меня Ош поро кугу Юмо уберег от неверного шага.
    На 9 так называемом съезде марийского народа в Й-оле, был делегатом и возглавлял Ханты — Мансийскую делегацию. Там я понял , что такое съезд и Мер КаНаш, и для чего нужны делегаты от регионов. Делегаты от регионов нужны только для нужного голосования. Все решения съезда касаются только РМЭ и никак не влияют на марийцев регионов. Тогда я предложил, чтобы голосовали только делегаты от РМЭ, но председательствующий господин Мочаев даже не принял во внимание мою предложение.
    В 2018 году я переехал на ПМЖ на свою родину и естественно начал критиковать деятельность НКА и сразу же стал ненужной персоной в своем районе. Я раскрыл схему избрания делегатов на очередной съезд марийского народа ( по сути съезд ФНКА РФ), написал протест в минкульт РМЭ, получил отписку. Являясь чимари и патриотом своей страны, я выражаю свое несогласие с политикой ФНКА, работой Мер КаНаш и его Оньыжи. Пришло время, дать оценку их предательской деятельности во вред марийскому народу РФ.

    Председатель РОО Марий ушем («Союз мари») по Республике Татарстан Иванов И.И.

  2. Яковлева - выскочка

    Яковлева никогда не была общественницей, она обычная мелкая, жалкая, неграмотная чиновница. Она сидела в своем минобр, пока Маркелову не понадобился человек, дабы убрать Козлова с поста Оньыжи в 2008 году. После того, как власти ее продвинули в оньыжихи и депутаты, возомнила из себя не весть кого. Ей никогда не был нужен марийский народ и наш язык. Ее муж – чуваш, дети – русские. И что меня бесит она и в 2008 году не умела грамотно построить и озвучить хоть одно марийское предложение, так и сейчас! За 14 лет ее пребывания в общественной сфере никакого прогресса. Т.е. человеку насрать на наш язык: она не читает, не пишет по-марийски! Да и по-русски она говорит неграмотно – ни интеллекта, ни знаний!
    В ее речи всегда преобладает «Я», я вот такая, сякая, крутая. Я вот решила выделить деньги автономии на издание книги Таныгина и т.д. Как будто она распоряжается собственными деньгами, а не общественными.

  3. Хорошо пристроилась Яковлева под крылом Республиканского центра марийской культуры. Захотела в Крыму побывать понежиться на солнышке, поехали для обмена опытом, охота в солевых ваннах полежать- поехали на встречу в Тюмень и заодно в санатории Тараскуль отдохнем, надо с Екатеринбургом познакомиться- поехали на Урал, благо там народ гостеприимный. Да ладно сама поехала, прихватила с собой своего верного Третьякова. Только жаль, она на Алтай не смогла поехать, но Третьяков-то поедет, почему на государственные деньги не поехать, халява плиз. Вот так примерно ФНКА работает, а по сути нихрена не работает( у них же есть Наташа Пушкина, отсчитаемся). Третьяков бесплатные книги в школах раздает да еще в интернете фото выставляет. Уничтожил школу в Кулегаше РТ, теперь учеников задабривает книгами, которые Татарстан закупил. Чудеса и только!

  4. ни интеллекта, ни знаний!

    Правильно, именно такие и нужны.

  5. А кто вместо ..

    Кто вместо Яковлевой? По уставу сегодняшние кандидаты-
    1.Третьяков О.А. Татарстан — нет, никогда не был самостоятельным, да и судимости говорят на шее висят словно ожерелья, к тому же Верховный карт — исправляет свою ауру и это похвально.
    2.Ушков В.М. Удмуртия, тоже нет. Остался говорят без работы.
    3.Башкирский товарищ Ялаев В.- может, молодой, только вот объявил что марийцы Башкирии не хотят учить марийский язык и ничего с этим не поделать.
    4. Свердловская председатель Ямбекова Наташа — не смешите мои тапки, так бы сказала Ердуганова Е. 5.Соловьева Е -Ленинградская область — основательна да возраст уже не тот, на своем месте еще года два потянет.
    Вот и весь резерв. А ведь искать надо, будет проверка минюста — не отвертеться.
    Жаль ФНКА марийцев России — такие перспективы заложены в законодательстве.

  6. Елена Ирдуганова

    Любые ФНКА в России — это искусственно созданные проправительственные организации якобы для сохранения самобытности и национального самосознания. ЯКОБЫ! А на деле?

    Они (ФНКА) не могут ЗАВЛАДЕТЬ УМАМИ И СЕРДЦЕМ НАРОДА, ибо это им и не нужно. И то, что Яковлева лихо начала махать шашкой вседозволенности, круша все на своем пути- это требование извне. Потому активные марийцы, вступившие в свое время в члены НКА массово ушли, обманутые в своих надеждах. Как итог: бывшие активисты уже никуда не вмешиваются. Эти Яковлевы , Третьяковы нанесли непоправимый вред в общественную активность марийского народа, своей продажностью, поставив личностные интересы и интересы своего кармана выше совести и чести.
    Что я не могу понять, если это Гайсин из Башкортостана, что он вообще делает в ФНКА. Для Гайсина нахождение рядом с такими осыбями, как Яковлева и Третьяков УНИЗИТЕЛЬНО! Или дела так плохи в Башкирии?
    ИЗМЕНИТЬ НИЧЕГО В РАБОТЕ АВТОНОМИИ НЕВОЗМОЖНО—бесполезно! Что вы можете изменить в бумажной организации с иллюзорными целями?
    НУЖНО ВЫХОДИТЬ ИЗ ОПЕКИ ЛЮБЫХ ЧИНОВНИКОВ. Учитывая политическую ситуацию в обществе мы – РОО «Марий ушем» можем внести многое в укреплении своих рядов неравнодушными марийцами, которым не безразлична судьба своего народа, его будущее. Главная наша сила в том, что члены «Марий ушем» — не марионетки в чиновничьих руках, а пришли в организацию по велению сердца. Самодостаточные люди. СМЕЛЫЕ. Нас могут любить – не любить, нам ставят палки в колеса- но! С нами считаются, нас уважают. Значит, не все еще потеряно в марийском обществе.

  7. Мишкан мари

    Много информации из Башкирии, в том числе из самых марийских районов, что родители боятся писать заявления о том что родной язык марийский. Ялаев В. — собери свой совет, пригласи старост марийских деревень, актив, директоров школ, что работают в марийских деревнях, а еще лучше начальников управлений образований и проведи РАБОТУ. Выяснится, что никто не препятствует изучению родного марийского языка. Поднимите республиканский закон об образовании, Хватит сверкать в президиумах. Слабо — уходи с поста, дай другому. Избрали исполнительного директора — чиновника. Он хороший парень, только за вас писать заявления он не будет. Пишите и получайте гранты на, к примеру, на лагерные сборы летом, собирайте детей, учите их. А для начала обратитесь к директорам всех школ с предложением, чтобы дети написали сочинения о своем родном языке, семейных традициях, предках, что они знают о священных рощах. Уверен никто не откажет. Подведите публично итоги, лучшим дайте сертификаты и т.д. Не сидите сиднем. Вы же гробите НК автономии. В республике прекрасный опыт о башкирских династиях, начните работу по возрождению марийских династий. Шорык семын вичаште ит шого. Нам нужен реальный руководитель, который может ставить вопросы и их решать без всякого противостояния а не свадебный генерал.

  8. Наталья

    Была на конференции в Красноуфимске. Было тепло, хорошо. Звучал марийский язык, говорили о священных рощах, а дальше? Александров Э.В. ругал Марий Ушем, говорил пусть собираются а он им помогать не будет. Вот и вопрос, кто же разъяснит, что надо делать и правильно делать. Наш карт Леня, говорит надо писать министру, пусть заводит реестр. Ничего не понимаю, а сами то кого ждем! Почему министр? Мне много лет и жалко что наши мужики руководители обмельчали. Не видят дороги и другим не могут показать. Думаю, надо собираться и решать наши вопросы нам женщинам, вопросы то ведь они государственные.

  9. Аноним

    Анатолий Ильич, Вы забыли написать, что Вы являетесь Председателем Общероссийского общественного движения «Марий ушем».!

  10. Всецело поддерживаю Наталью. МАрийские женщины всегда были боевые, а мужчины действительно измельчали. Ждут чего-то, от кого-то. Кто выдвинул Ялаева в руководители НКА РБ. Кто был на конференции, правильно, бюджетники и немножко общественников. Предложили чиновники, проголосовали бюджетники. А какой опыт работы господина Ялаева по линии общественности. Это не за компьютером сидеть в кабинете и участвовать на конференциях и собраниях. Это работа с людьми, поездка по республике РБ. Понравился комментарий мишкан мари. Молодец, тема актуальная. По этому вопросу посоветуйтесь с Радыгиным А.И.-председателем ООД (Общероссийское общественное движение) марийцев РФ. Марийцы Башкирии были всегда на передней позиции и благодаря таким деятелям как Бикмурзин, теперь Ялаев, Вы останетесь за горизонтом истории. У Вас до сих пор нет республиканского праздник марийцев, не считая Серебряной веревочки- это я считаю фестиваль марийской культуры. Вяло прошел Год культурной столицы финно-угорского народа, скоро перестанут учить в школах марийский язык. А ведь сколько марийцев живет в РБ!!! Первый съезд марийского народа прошел в Бирске, почему не провести очередной 3 съезд там же. А то в РМЭ обманным путем проводят как бы съезды марийского народа, а на самом деле, это съезды Мер КаНаш и в последнее время ФНКА. И немаловажную роль на этих съездах играет делегация марийцев РБ. Господин Мочаев не зря перед съездом ездит в РБ, чувствуется обработка делегатов и руководство «как надо» Вперед марийцы башкирии, будете сидеть, останетесь у разбитого корыта, защищайте свои права и оставайтесь марийцами.

  11. Мишкан мари

    Закон об образовании в Башкирии ст.6. Язык образования
    п.3. Граждане Российской Федерации в Республике Башкортостан имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, условий для их функционирования, подготовкой специалистов, осуществляющих образовательный процесс на языках народов, проживающих в Республике Башкортостан, изданием комплекта учебников и учебных пособий, применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, размещением в информационно-телекоммуникационной сети Интернет материалов для самостоятельного изучения башкирского языка, в том числе словарей, онлайн-курсов и практических пособий. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Республика Башкортостан оказывает содействие изучению башкирского языка за пределами территории Республики Башкортостан.

  12. Радыгин А.И.

    Проблемы изучения родных языков, в том числе марийского языка, заложены в самом законодательстве, в том числе региональных.
    К примеру в п.4.ст.11. Закона об образовании Марий Эл пишется:
    Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам в соответствии с законодательством РФ. п.5. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, условий для их функционирования, а также подготовкой специалистов…. изданием комплекта учебников и учебных пособий. па.6. Республика Марий Эл оказывает содействие изучению марийского языка за пределами территории республики Марий Эл.
    1. Локальный нормативный акт издает директор образовательной организации — значит вся ответственность за преподавание родного языка лежит на нем.
    Далее, самое главное — создание условий — кто его создает государство или вновь директор? А нам говорят, что родители не пишут заявления.
    Вопрос: где наши лидеры, почему они так «активно» вмешиваются в этот процесс. Почему они не поддерживают усилия удмуртских марийцев по сохранению марийских школ, языка? Яковлева Л.Н., Александров Э.В. — марийцы России ждут ответа.

  13. Эх, Радигин козла отпущения нашёл?

    Типа стараешься????
    Наше “государство„ целью
    которого является “сохранение народов„
    разве на это пойдёт,
    любой маломальский чиновник
    при возмущении вышестоящий чиновник
    сразу же ему укажет, нет не на место,
    на место указывали в советское время!
    ОН НЕ УКАЖЕТ что ВОТ ВОЗМУЩА́ЕШЬСЯ,
    НУ МОЛ МОЛОДЕЦ ТЕБЕ И КАРТЫ В РУКИ
    СОБИРАЙ ПОДПИСИ ДЕЛАЙ ПЕТИЦИЮ,
    Я МОЛ ЧТО ПРОТИВ ЧТО ЛИ (на самом деле конечно против кому нужна ШУМИХА??.
    и в случае не удачи естественно он будет на заметке
    будут копать на него , первый кандидат на вылет!
    Ясен пень что «Без “ чечни „ тут не обойдешься!!
    Ну такое у нас государство, что поделаешь!!!
    Что тут сделаешь, только через морду!
    ( не в прямом смысле)
    p.s. Хватит стеснятся! но тут нужна смелость!
    а откуда у нас смелые возьмутся?, водку научились пить,
    детей, жён научились бить, а больше то зачем?
    праздник всегда пожалуйста!!

  14. Националист коммунист Илья Бирский

    Цитирую газету «Эрык эр», №2, 1993 г., март, г. Бирск, стр.2:»…Марий ушемым уэш ышташ да культура автономий нерген, автономный район ден национальный ялсовет-влак нерген кызытак кан*ашаш ту*налаш». Сами понимаете, что воз и ныне там.Многие мари великолепные специалисты в своей работе, по узкой специализации, в том числе и культработники, и учителя, но, оказавшись на политической арене, оказываются наивными до смешного и некомпетентными или зависимыми и могут делать всё наоборот вопреки пожеланиям. Помню, как создавался Мер канаш. Я был на том съезде. Известный вам товарищ активно включился в создание этой организации. Сейчас поменял свою позицию на 180 градусов. Зачем надо было рожать мёртвое дитя? И так у нас в общественных делах во многих вопросах — или по кругу, или топчемся на месте.

    • Илья Бирский

      Уточняю, что в этой газете «Эрык эр» данная информация — о республиканской конференции марийских активистов Башкирии 8 июля 1989 г. в Уфе, то есть речь шла там о создании национально-культурных автономий мари, так что, господа-товарищи, кто думает, что вы первыми подняли этот вопрос, то ошибаетесь. Далее, в интервью в газете «Кугарня», №10, 1992 г., председатель Мишкинского райсовета А. Аптулманов уточняет: «…Нимогай национальный проблема мемнан дене уке…» Правильно, главными противниками создания национально-культурных автономий мари были представители и руководящие работники самого марийского Мишкинского района. Как сейчас помню, как уроженец Мишкинского района П. Бикмурзин резко выступил на съезде народа мари против создания национально-культурных автономий. Да-да, тот самый П. Бикмурзин, который объявил себя «председателем культурной автономии башкортостанских мари». Вы что, тов. Радыгин, всерьёз думали, что П. Бикмурзин действительно стал активистом за национальное развитие, за национально-культурные автономии? «перевоспитался»? поменял взгляды? Нет уж, что на поверхности, не спрячешь. Просто он так решил, что так удобнее вставлять палки в колёса. И насчёт Яковлевой понятно — не наш человек, не общественный деятель, ратующий за национальное развитие. И про странности на этом сайте. ***

      • Колышым каргаш - язык

        Бирский, лыплане марий йӱла почеш колышым вурсаш кугу сулык!

        • Илья Бирский

          «Каргаш» — проклинать, проклясть; синоним — «пожелать смерти». Пожелать смерти мертвецу невозможно, потому что он и так уже умер, поэтому на марийском языке по отношению к покойникам слово «каргаш» не применяется. Применение слова «вурсаш» по отношению к покойникам возможно, но применяется лишь как образное выражение, так как в основном слово «вурсаш» применяется в основном по отношению к одушевлённому лицу или к действию. В моём тексте выше — критика общественно значимых действий лица, занимавшего общественно значимую должность, что вполне справедливо. Знайте марийский язык и не выдумывайте чушь. Чонышкыда витен да шонен луктында — тугеже пеш чыным каласенам.

          • Колышым каргаш - язык

            «Каргаш» и «вурсаш» — слова синонимы, в словаре даже нет отдельной статьи «каргаш», а пишут см статью «вурсаш».
            Да слово «каргаш» сильнее по значению и обозначает «ругать, оскорбляя, унижая кого-либо». Ты вот и ругаешь ушедшего в мир иной, оскорбляя его память!
            https://dict.fu-lab.ru/pagesearch?word=каргаш&lang=chm&dict=0&searchtype=1&searchtype2=1

            • Илья Бирский

              Составители словарей вряд ли знают лучше литераторов и народа, например, холодильник — йу’што’пыштыш. Для выражения вашего негодования было бы уместным использование слова «шудалаш», синоним «говорить неприятности, высказывать плохие пожелания», например: «Кувавай Гитлерым шудалаш, потомушто Гитлер фашист кашакым вуйлатыше улмаш». «Илья Бирский Бикмурзиным шудалеш, потомушто Бикмурзин шакше, марийлан тупела пашам ыштен». Как-нибудь найду номер газеты «Чолман» и процитирую выражения Бикмурзина, от которых веет 1937-м годом. Если бы Бикмурзин сумел оказаться во власти, марийские националисты подверглись бы казням похлеще. Теже Бикмурзинын позицийжым араледа гын, шкежат тугак шонеда огыл мо? Тугеже мом ыштеда марий калыкын национализмже верч шогышо сайтыште?

  15. Сергей Никитин

    «Да, были годы боевые!» Благодарю Анатолия Ильича за упоминание моей персоны. Приятно, однако. И выступления, и статьи, и множество черновиков, контакты, проведенные мероприятия, планы, исторические данные — это все есть. Но это в прошлом. Большого желания возвращаться в это «лӱҥгышӧ куп» (болото) — нет. Осталось чувство сожаления о потерянном времени и здоровье. Осталось чувство преклонения и благодарности людям, которые остаются верными идее возрождения народа мари. Желаю им всех благ и достижений. А молодым — идти вперед и не бояться набивать шишки.

  16. Радыгин А.И.

    Члены Совета РНКА марийцев Удмуртии на своем заседании проведенном в очно-заочной форме приняли решение о приостановлении членства в составе ФНКА марийцев России. В адрес председателя Совета направлено письмо следующего содержания:
    Уважаемый председатель Совета ФНКА марийцев России госпожа Яковлева Л.Н. Члены Совета РНКА марийцев Удмуртии большинством голосов приняли решение о приостановке членства в составе ФНКА марийцев России. Причиной такого решения стало игнорирование Вами основных положений Устава автономии. В течение года, несмотря на письменные обращения, Вы не представляете нам для ознакомления материалы заседаний Совета, конференций, а также результаты ревизий. Более того препятствовали ревизору Автономии Телициной Н.Д. участвовать в проведении ревизии перед внеочередной отчетно-выборной конференции.
    В ноябре 2022 года на отчетном собрании членов РНКА марийцев Удмуртии будет рассмотрен вопрос о дальнейшей работе в составе ФНКА марийцев России. Выражаем надежду, что к этому времени мы получим письменные объяснения, в том числе и разъяснения министерства юстиции о членстве представителей народа мари, зарегистрированных в республике Марий Эл в ФНКА марийцев России, а также гарантии соблюдения требований Устава впредь. О дате проведения отчетного собрания мы Вас уведомим, можете, при желании, принять участие и дать личные объяснения.
    По поручению членов Совета РНКА марийцев Удмуртии,
    член Совета Радыгин А.И.
    26 сентября 2022 года.

  17. Сергей Никитин

    Не могу оставить без внимания комментарий, в котором прозвучало: — «карт Леня». Столь фамильярное отношение к священнослужителю, возможно обусловлено Вашими близкими отношениями, или пренебрежением к этому персонажу. Но Л.И. Канакаев много лет добровольно исполняет эту обязанность, и карты были и остаются уважаемыми людьми, даже, если мы их и не очень то уважаем. Я прошу уважать марийскую традиционную религию и ее жрецов, поэтому, рядом со словом КАРТ должна звучать либо фамилия, либо имя — отчество человека. В неофициальной обстановке или в узком кругу можно позволить себе словесные вольности, но публичные высказывания требуют приличий и политкорректности.
    Конечно, Л.И. часто высказывает предложения к министрам, видимо по делу. Например, где то в 2008г. он сказал. что надо просить министра образования Свердловской области, чтобы
    издал приказ об обязательном изучении марийского языка школьниками — марийцами. Министр Биктуганов Ю.И., мариец по национальности, по задумке, вероятно должен посодействовать поддержке родного языка. Жаль, если Юрий Иванович не послушался Леонида Ивановича, и не издал такой приказ. Хотя. идея можно сказать была неплохой: — министр приказал — и все под козырек! Язык изучается, активисты ставят галочку, и сверлят дырки под следующую, после Кырли медаль.Может быть. и предложение о реестре, тоже очень нужное и с дальним прицелом? Не торопитесь критиковать «стреляного воробья».

    • Никитин, не загоняй нас в русские рамки уважения!

      Товарищ Никитин, марийцы традиционно никогда не оказывали почесть называя человека по русской манере Леонид Иванович. Вы полностью обрусели, поэтому и ваше дети и внуки не говорят по-марийски!
      У марийцев уважение выражалось словами иза(й), кугыза(й) и т.д. в зависимости от возраста уважаемого человека по отношению к родителям выражающего уважение.

  18. Радыгин А.И.

    Добрый вечер, заглянул на огонек, рад видеть Вас Сергей Петрович!
    Безусловно к Леониду Ивановичу надо обращаться, по меньшей мере, по имени и отчеству, как бы кто к нему не относился. Я был у него и видел с каким уважением относятся к нему односельчане.
    К сожалению, в соответствии с действующим законодательством, в том числе и Свердловской области, где действует свой закон об образовании от 2013 года, не прописаны полномочия министра об организации изучения родных языков по приказу. Только заявление родителя и ничего более. Для того чтобы сверлить дырочку нужно поработать с родителями, а кто будет работать, это вопрос- директор? Нет, ему не нужны хлопоты. Только родители и общественность. Это показывает и опыт других регионов. А реестр объектов культурного наследия, в том числе и нематериального, в области есть. Чтобы попасть туда Канакаеву Л.И. надо обратиться в агентство по государственной защите объектов культурного наследия с заявлением, форма заявления установлена Законом, где необходимо привести убедительные доказательства, что предполагаемая священная роща действительно является местом оправлений культовых мероприятий и причем издревле, ну не менее века. Данные материалы исследуются специалистами, если есть реальные признаки и убедительные доказательства, агентство издает приказ о том, что данный объект обладает признаками объекта культурного наследия народа, устанавливаются ограничения по пользованию этой территории. Затем назначается экспертиза, проводится межевание, все это ложится на стал государственного эксперта и если он оценит собранные материалы, вот тогда следующий приказ и реестр. И следующий вопрос — а кто будет отвечать за священную рощу?
    Сергей Петрович, я полагаю все Вам это известно, пишу для читателей, чтобы не заблуждались. Не все так просто. Еще раз добра и здоровья.

  19. Сергей Никитин

    Мне нравится тот задор, граничащий с юношеским максимализмом, с которым выступают молодые (по стажу работы в общественном движении) активисты. И даже то, что «марийские мужчины измельчали», пусть на первый взгляд обидно для меня, ( я же мужчина) но это не в общем, для всех МАРИ, а к тем, с кем столкнулся (столкнулась) комментатор в процессе участи\я в марийских официальных междусобойчиках». Никак нельзя сказать, что автор данной статьи «мелок» в чем — то. Наоборот — «большое видится на расстоянии». Или сказать так об активистах «Марий Ушем» — неправда. МАРИ не «измельчали». Измельчали цели марийского национального движения, что для настоящих мужчин просто неинтересно и мелко.

Добавить комментарий