Общероссийский «Марий ушем» возрождается!

Marij_ushem_uchreditelnyj_sjezd_02

Общероссийское общественное движение народа мари «Марий ушем» возрождается! Так считает председатель недавно учреждённой всероссийской организации Анатолий Радыгин. Он предлагает свое обращение к народу мари.

Обращение к народу мари

Общероссийское общественное движение народа мари «Марий ушем» возрождается! Более трех десятилетий социально активные представители народа мари предпринимали попытки объединиться в массовое общероссийское общественное объединение, преследующее нравственные, социальные, просветительские, культурные и иные общественно-полезные цели, направленные на развитие народа мари. Всемерное развитие государственности, сохранение языка, самобытной культуры и традиционной религии народа мари, укрепление межнационального мира и согласия объявлялись конечными целями создаваемых организаций.

Однако уже в первые годы к руководству марийского общественного движения пришло по образному утверждению исследователя истории марийского народа, доктора исторических наук, Ксенофонта Санукова «совершенно новое поколение руководящих деятелей и «интеллигентов … представители новой генерации — «интернационалисты», лишенные национального самосознания, за редким исключением утверждали себя в общественной жизни отречением от национальных интересов, пренебрежением к языку, культуре народа, из недр которого вышли, но принадлежности к которому стали стыдиться. Их усилиями в массовое сознание внедрен комплекс национальной неполноценности».

Эти слова К. Санукова обращены в тридцатые годы прошлого столетия, однако они актуальны и сегодня. Руководители Всемарийского совета, а затем Федеральной национально-культурной автономии марийцев России, декларируя «заботу» о народе, принимая звучные резолюции стали, по сути, проводниками пренебрежения не только к языку, культуре народа, но и к самому народу. Язык предков — основа этнической принадлежности к народу. Декларируя активную работу по сохранению Языка народа, руководители Всемарийского совета молча наблюдали как закрываются национальные школы в Республике Марий Эл, Башкортостане, Татарстане. Опыт Общественного совета народа мари Удмуртии по сохранению школ в регионе не изучался и в работу не внедрялся. Преподавание марийского языка в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях, Пермском крае и в других регионах компактного проживания представителей народа мари прекратилось.

Народ является народом только тогда, когда он обладает собственным оригинальным этническим и культурным мироощущением. Бездействие наших общественных лидеров, ускоряют процесс лишения нашего народа его собственного языка, собственного исторического бытия, превращая его в безвольную толпу, просителя благ и инфраструктурного развития. Так народ превращается в население. Самое сильное средство превращения народа в население, это широко рекламируемый принцип добровольности изучения родного языка. Хотите знать свой язык – учите. Только вот где условия для изучения родного языка?

Коренные народы, которые опираются на родо-семейный фундамент, сопротивляются, не желают подвергаться ассимиляции. Они объединяются, создают различные формы общественных объединений, основная задача которых сохранить язык, самобытную культуру, традиции.

В республике Марий Эл работают многочисленные общественные организации, представляющих народ мари, однако руководители этих организаций за многие годы существования не сделали ни одной серьезной попытки собрать съезд своего народа, предложить своему правительству предложения в планы социально-экономического развития меры по реальной поддержке, прежде всего, села, системы образования, здравоохранения. Всемарийский совет, тратя большие федеральные денежные средства, организует театрализованные съезды с широким представительством государственных и муниципальных служащих. Принимаемые здесь решения носят популистский характер и не обязательны к исполнению, как самими участниками, так и органами власти и управления, местного самоуправления.

Во многих регионах России от имени народа, выступают небольшие группы активистов, не имеющих поддержки на местах, как правило, не владеющих информацией о реальном положении уровня сохранности марийского языка, культуры, традиционной религии, крайне неохотно и безынициативно участвуют в выборах депутатов всех уровней. Не имея поддержки местные организации не могут преодолеть бюрократические препоны, получать субсидии. Правительство Марий Эл в лице министерства культуры, печати и по делам национальностей отказалось принимать решение о грантовой поддержке марийских общественных организаций в регионах России, реализующих этнокультурные программы на конкурсной основе. Еще на съезде ассоциации общественных организаций финно-угорских народов России в Сыктывкаре, заместитель правительства Республики Марий Эл Михаил Васютин открыто объявил участникам съезда, представляющим народ мари России, об отказе в финансовой поддержке работы общественных организаций в регионах.

Изложенное стало возможным и в силу раздробленности марийских общественных организаций, бескорыстно и безвозмездно отдающих свое свободное время и средства делу служения народу. Не имея чётко выработанной стратегии развития, принципов взаимодействия с органами государственной власти и управления, местного самоуправления на основе действующего законодательства, некоторые руководители стали ограничивать свою работу только в рамках фольклорного движения, не решаются заняться изучением и сохранением священных рощ, практически не участвуют в выборных кампаниях, в решении социальных проблем развития территорий проживания нашего народа.

Учитывая это, делегаты VIII съезда народа мари Удмуртии в 2022 году приняли решение начать работу по объединению общественных организаций народа мари России и каждого социально активного марийца в общероссийское общественное движение с единственной целью – выступить координатором работы общественности марийского народа на основе сохранения и развития языка, культуры и национального самосознания, укрепления дружбы и взаимопонимания с другими народами России в качестве организующей и направляющей силы по национально-культурной консолидации с общественными объединениями, имеющим сходные цели. В состав оргкомитета по подготовке учредительного съезда вошли представители ряда регионов, которые провели серьезную работу по определению целей и задач Движения.

30 июля 2022 года 55 учредителей, представляющих более 500 членов общественных организаций всех форм объединения, физические лица из республики Марий Эл, Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Кировской, Ленинградской, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского Округа приняли устав Движения, утвердили структуру руководящих органов и определили первоочередные шаги по реализации уставных задач. В нашей работе приняли заочное участие в качестве наблюдателей представители народа мари Москвы и Московской области, Пермского края и ряда регионов центральной части России.

Начало положено. Мы объявили, что, создавая Общероссийское общественное движение своего народа приглашаем всех к сотрудничеству. Каждый голос должен и будет услышан. Мы за открытый диалог с органами государственной власти и управления, муниципального самоуправления. Мы за оказание помощи нашим депутатам всех уровней в разработке и личного участия в реализации программы спасения своего народа, его языка, самобытной культуры, традиций с учетом особенностей каждого региона, каждого населенного пункта.

В числе первоочередных задач подготовка и проведение съездов народа в регионах. Мы должны донести до руководителей регионов, депутатского корпуса проблемы нашего народа, предложить свое реальное участие в их решении.

Мое обращение направлено к Вам, моему народу. Прошу принять реальное участие в формировании региональных отделений Общероссийского общественного движения «Марий ушем». В своей работе строго руководствуйтесь действующим законодательством Российской Федерации. За нами ПРАВДА, мы сохраним свой народ, если будем вместе! Мы разные! Научившись слушать и слышать друг друга, мы будем едины и в этом наша сила.

В добрый путь обновленный Союз марийцев России.

Онавуй,
председатель Движения
Анатолий Радыгин
11 августа 2022 года

31 комментарий

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

31 responses to “Общероссийский «Марий ушем» возрождается!

  1. Йошкар Ола

    Доброй дороги Марий Ушем!

  2. Уфа

    Трудно будет устанавливать взаимопонимание с властями, ещё хлопотнее себя ведут Ручные Канаш.

  3. Аноним

    Опыт Общественного совета народа мари Удмуртии по сохранению школ в регионе не изучался и в работу не внедрялся.

    Поделитесь опытом, уважаемый Анатолий Ильич!

  4. Радыгин А.И.

    Согласно ст.22.12 федерального закона 273 от 29.12.12 года Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципального общеобразовательной организации расположенной в сельском поселении не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения. Так вот решение сельского схода, проведенного с соблюдением процессуальных норм проведения схода о сохранении школы обязательно для администрации района. Даже если детей минимальное количество власть не может закрыть школу. В Удмуртии мы провели не только сходы, были готовы провести местные референдумы. В деревне 27 человек были готовы выйти из ед.россии. на сход пригласили прокурора. В итоге школа работает по сей день. Многие решения о закрытии школ проведены, в этом я уверен, с нарушением установленного порядка. Их можно и нужно опротестовывать через суды. Хлопотное дело но возможное, я бы сказал нужное. Для начала процедуры надо обратиться в администрацию с жалобой о нарушениях проведения схода, изучить материалы и потребовать проведение нового схода или инициировать местный референдум и через суд отменить решение АДМ.района о закрытии школы.

    • Аноним

      Молодцы. Главное лицо во всей этой цепочке лиц является прокурор. Именно прокурор следит чтобы небыли нарушены права граждан. В суды можно даже не обращаться, прокурор сам решает такого рода вопросы. Именно от прокурора многое зависит.

      • Кугузо

        Главное, это позиция общественности, основанная на законе и предметная работа, а не бла, бла — извините за каламбур.

  5. Радыгин А.И.

    Точно также мы добились восстановления должности методиста в марийском музее. Главное в этой работе единство. На сход мы собирали не только жителей но и весь Общественный совет. Актив собирался со всей республики.

  6. Живу в деревне!!! Народ мари постепенно превращается в русских, татар, удмуртов, но только не в марийцев! Идет постепенное исчезновение марийского народа!??? Кто в этом виноват, у меня нет ответа на этот вопрос. Может родители, может воспитатели в детском саду, а может учителя в школе? Наверно все понемногу. Почему-то родители с малых лет дома разговаривают по русски, в садике и школе-то же самое. Чтобы сохранить марийцев как нацию, надо начинать с самих! Больше обращать внимания на воспитание детей, учить свой язык, культуру своих предков, я не призываю стать ярым националистом, надо учить и русский язык, но при этом оставаться марийцем. Живем в многонациональном государстве, в последнее время исчезают многие языки, не совсем конечно, остаются отдельные места, где до сих пор разговаривают на своем родном языке, но в целом. Взять например татар, они между собой разговаривают на татарском, но многие уже не знают своего языка. Возьмем марийцев- зачастую общение на русском. На вопрос почему, они говорят так проще. Но если не можешь разговаривать на марийском, развивайся, учи свой язык и учи своих детей. Теперь о культуре- это больная тема. К нам часто приезжают столичные артисты и что? Мы из раньше ждали, а теперь слушать не охота. Репертуар не меняется, слова одни и те же, правда музыка разная видимо из какой местности исполнитель! А так в целом, хранителем пока марийского языка остается ДЕРЕВНЯ! И это истинная правда, переехал в город, забыл родной язык, а жаль……

  7. Салам лийже. Шуко марий калык ту:рло: элыште илат. Тидлан , мый шонем, марла шонышо калыкым ынде ту:ня мучко погынен кертыда. Тиде икте. Весе, мый моткоч ом йо:рате, кунам марий йылмышке йот йылме гыч толшо мут-влакым кутырмаште, але возымаште ушат. Тиде проста калык коклаште гына огыл, а марий телевидений, марий радио, марий театр , кудо калыкышке мотор, да яндар йылмым шуарашлык улыт, а илышыште чыла мо:н’гешла ышталтеш. Тидлан, тыштат шке надырым пышташ ку:леш. Пагалымаш дене, Эльвира Попова -Гамильтон Америка гыч.

  8. Йот эл марий

    Эльвира пеш чын воза. Кызыт марий-влак, Россий деч посна вес эллаштат илат. У «Марий ушем» Россий кӱкшытан гына лийнеже. Суас калыкын тӱнямбал кӱкшытан конгрессышт уло. А марий-влакын? Йот элыште илыше марийым марийланат огыт шотло? Мутлан, Эстонийысе марий-влак пеш чолга да чулым улыт!

    • Аноним

      Васли Николаев да икмыняр рвезе деч молыжо йомын пытен улыда. Кушталтат-муралтат да йомыт. Общественный пашада шагалемын — неле жап.
      Провокационный йодышым ит пуэде. Окмак от ул вет. Василий Петров мо тыйым марийлан ок шотло? А ме шотлена. Ме — марий улына.

  9. Пресс-служба ООД "Марий Ушем"

    Пресс- служба Общероссийского общественного движения «Марий Ушем» готовится в проведению пресс-конференции с Онавуй движения Радыгиным А.И., его заместителями Кудрявцевым И.М. и Ивановым И.И. Принимаем любые вопросы по телефону 8912756 0076. Руководитель Пресс-службы Бельская О.М.

    • пресс-конференции

      Протоколы допроса сразу подписывать,
      или потом можно?

      • не прокурор

        Вам наверное в органы, внутренние, раз готовы подписывать протокол, наверно явка с повинной.

        • явка с повинной

          пр какому адресу приходить?
          показания сами выбивать будете?

          • Аноним

            Адрес Йошкар-Ола, ул Кремлёвская, д.21, ТЦ Плаза. Время работы Ежедневно с 09:00 до 21:00

  10. Бельская О.М.

    Спасибо за обращения. Многие вопросы искренни, связаны с заботой о народе, способах единения. Есть и другие, как правило анонимные. Типа, а сама говоришь на марийском языке, или когда изберете главу Марий Эл марийца или выходца из Марий Эл. Несколько вопросов связанные с отказом Александрова Э.В. сотрудничать с Марий Ушем, об этом он заявил в Красноуфимске. особенно удивляет звонивших его заявление о том, что Марий Ушем создан тайком в личных корыстных целях . Вопросы обобщаются. Ждем новых. После выборов, вопросы будут переданы руководителям Общероссийского общественного движения » Марий Ушем».

  11. Гость В.

    Зачем нужен ООД «Марий Ушем»?

    • Аноним

      Смотрите и читайте, что написано выше и раньше.
      «Поиск» вам в помощь.

  12. Кремлёвская

    Что уже в ТЦ ловите?
    ни где от вас кремлёвских оккупантов спасения нет!

  13. Марийский националист коммунист Илья Бирский.

    Если для ящерицы из мультика главное — хвост, для марийца главным должен быть национализм. Когда так случится, исчезнут и вышеобозначенные проблемы. Так как я мари, то естественно, что я член Марий ушем. Или вы по-другому считаете? Вы из Тотар ушем, Руш ушем или Марий ушем? Или не принадлежите этому миру, как мертворождённые?

  14. Марийский националист и коммунист Илья Бирский

    Национализм — это любовь к своему народу. Например, С. Чавайн, Н. Мухин, Я. Ялкайн и многие другие великие деятели мари одновременно были и националистами, и коммунистами. Такова особенность марийского национализма, марийский национализм — это «интеграционный» национализм, марийские националисты не противопоставляют себя другим народам, то есть не считают себя «высшей расой», как многие из русских, например, а признают все иные народы равноправными народами, перерождение марийского национализма в национализм фашистского толка невозможна. Одновременно марийские националисты не могут не быть коммунистами, так как целью марийских националистов является процветание марийского народа, то есть коммунизм. А коммунизм реально можно построить, если народы дружат между собой и сотрудничают. Интернационализм — это сотрудничество равноправных народов с полноценными культурами в достижении общей цели — коммунизма, а не русификация, как пытаются представить русские шовинисты и оболваненные ими люди в том числе из мари тоже.

    • процветание марийского народа????

      Бирский опустись на землю,
      сколько можно нести этот бред!!!!
      Бирский марийсий национализм это
      это не лизание жопы РУССКОГО НАЦИЗМА
      это не дрова для русского мира
      в ТВОЕЙ СПЕЦОПЕРАЦИИ в Украине!!!
      это не встраивание ‘марийца’ в систему русского мира
      для полного поглощения мар.народа русским миром.
      это не уничтожение марийского народа,
      это не твой коммунизм-фашизм который практически уничтожил марийский народ!!!!
      Это не поддержка теперешнего фашитизации русского мира!!!!
      В общем вы полный дурак!
      и похоже это у вас не лечится!!

      • Аноним

        Вы что, от Скобеевой научились. Можно сбавить просмоьрфы ТВ.

        • Скабеева?

          уже как тридцать лет не смотрю ТВ
          про Скабееву узнал только из интернета!
          посмотри этот ролик и успокойся!
          https://www.youtube.com/watch?v=lWS-DGGyqM0
          его можно подписать как состояние марийского народа сегодня, вот в таком оболваненном состоянии находится мар.народ сегодня!
          благодаря бирским!

    • Коммунизм уничтожил марийских националистов

      Бирский, а ты не заметил, что первых настоящих марийских националистов после 1917 г. уничтожила именно твоя советская, коммунистическая власть, в т.ч. и С. Чавайна, Н. Мухина, Я. Ялкайна. И после их уничтожения начала превращать марийцев в русских! И то, что сейчас марийцы так массово отказываются от своей национальности, с детства со своими детьми говорят лишь по-русски, это результат 75-летней советской власти. Я прекрасно помню советскую власть и школу, куда я пошел марийскоязычным, а все книги и обучение были исключительно на русском. Хорошо наш преподаватель был марийцем и он все нам объяснял на марийском. Марийский язык преподавался так очень редко, и учитель по-марийскумо языку нам с детства внушал, что марийский язык никому не нужен, это бедный, жалкий язык. Он параллельно был и преподавателем русского языка! Преподаватель он был хороший и русскому языку меня научил так, что я потом в русской школе диктанты, сочинения писал лучше, чем большинство русских в моем классе на 4-5.
      Но, к счастью, во мне был, какой-то врожденный «марийский национализм» без твоей коммунистической привязки и я реально очень любил свой народ, язык, культуру. Самостоятельно я все это изучал и освоил литературный марийский язык! А так твоя советская власть и коммунисты уничтожали все эти 75 лет наш народ. А теперь воспитанники этой власти в лице Путина продолжают добивать до смерти народ мари!

  15. Марийский националист и коммунист Илья Бирский

    Дурь так и прёт из уст этого гитлерёнка:» Коммунизм уничтожил марийских националистов!» Как может повлиять на людей, на жизнь то, чего не было?! Коммунизм — далёкая перспектива, но всё же в 70-е годы развитой социализм построили. Понятно, что там были некоторые ошибки, и перестройка должна была всё это исправить. Но люди поддались искушению попробовать «сладкую жизнь», которую несла западная пропаганда и западные спецслужбы. Вот за эти тридцать лет насаждения западной модели дерьмократии и либерализма в России произошло значительное обрусение марийцев. Во-первых, при капитализме быть национальным меньшинством просто невыгодно. Во-вторых, либерализм способствовал фашисизации русских шовинистов, и их давление во все структуры усилилось. Приняли даже закон, что лишь русские являются государствообразующими. Сам Путин приезжал в национальные регионы, чтобы прижать нерусских. Такова цена вашей западной модели дерьмократии, то есть это способствовало появлению русского неофашизма тоже. Сейчас неофашисты, считающие себя «истинно русскими», перебрались на Украину и воюют против России, против народов России. Западный мир поддерживает неофашистов. Украинский язык отличается от русского, как луговомарийский от горномарийского. Русских и украинцев можно считать одним народом. Запад поддерживает именно неофашистскую часть этого народа — «истинно русских» украинцев. Да, в России шовинизм никуда не исчез, но и шовинисты в этой войне не могут не понимать, что надо быть на стороне добра и истинной демократии, то есть на стороне коммунистов. Либерал-фашизм, как на западе, для России не подходит. Именно в советское время марийский народ успешно развивался. Так что для марийского народа выбор очевиден — демократия и социализм, а в перспективе неплохо было бы и до коммунизма дожить, но это решать нашим внукам, и в настоящее время все наши заботы — о наших детях и внуках, чтобы они дальше продолжили род древнего народа мари.

  16. Украинский язык отличается от русского, как луговомарийский от горномарийского

    Идиот вы!
    Если вы говорите что
    “Украинский язык отличается от русского, как луговомарийский от горномарийского”
    то почему русские находясь в чужом государстве его
    не хотят учить (не хотят пользоваться), ведь его даже учить не надо по вашему! вы что шизофреник?
    если бы не ваша вмешательство в дела
    в Украину то там до сих пор были бы даже ВУЗы,
    была бы Академия на русском языке! марийцам находясь в русском мире об этом можно только мечтать,
    с чем вы соприкасаетесь то обязательно начинаете переделывать страны под себя и получаете всегда
    обратное, только ненависть, наверное уже навсегда! посмотрите любая страна которая соприкасалась с русским миром хочет от него избавится, сейчас даже Казахстан отменил русский язык с 1 класса, что опять будете воевать уже с Казахстаном?
    в общем товарищ завязывай с этим,
    здесь вас ещё некоторые поймут на время,
    но в историческом плане для всех вы останетесь идиотом, русским пропагандоном!

  17. Поддержка СПВ опасна!

    В Йошкар-Оле подожгли автомобиль, собственники которого поддерживают «специальную военную операцию» в Украине. По слухам от местных жителей, хозяин машины занимался сбором и отправкой благотворительной помощи русским солдатам на СПВ. У него на машине была буква Z и георгиевская лента с надписью USSR, пишут в соцсети «ВКонтакте».

    ВИДЕО см. по ссылке:
    https://vk.com/video225547891_456239022

    • Аноним

      А поддержка фашизма вообще смертельна, так что готовьтесь, гитлерята, на тот свет. Белую рубашку приготовили?

Добавить комментарий для Гость В.Отменить ответ