В Йошкар-Оле пройдет конференция по марийской религии

MTR_konferencija2

Всероссийская научно-практическая конференция «Марийская традиционная религия: история и современность», посвященная Году культурного наследия народов России, состоится в столице Марий Эл 9–10 июня.

На научном форуме предполагается обсуждение следующих вопросов:

  • эволюция и трансформация мифологических и религиозных воззрений народов Урало-Поволжья;
  • место и роль традиционной религии в истории марийского этноса;
  • религиозные обряды в историко-культурологическом осмыслении;
  • общее и особенное в религиозной практике мари различных территориальных групп;
    марийская традиционная религия (МТР) и общество;
  • МТР во взаимодействии с другими конфессиями;
  • МТР в пространстве музея, в художественной и культурно-просветительской деятельности.

В рамках мероприятия прозвучат очные и видеодоклады участников конференции, пройдут мастер-классы по сохранению и развитию культуры марийского народа.

Во второй день форума сопричастные посетят моления в честь Курык кугыза (Старика горы / Духа-хранителя горы) в священной роще около деревни  Янгранур Советского района, проводимые местной общиной МТР «Марий кумалтыш».

Участники конференции – ученые, преподаватели вузов, аспиранты, научные сотрудники музеев, работники образовательных и культурных учреждений, служители культа традиционной марийской религии, государственные служащие, общественные деятели.

География участников форума – Марий Эл, Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Свердловская область, Пермский край, г. Москва, г. Пенза, г. Самара.

Форум направлен на укрепление взаимодействия институтов марийской этнической религии с институтами общества, определение новых современных подходов к решению актуальных вопросов изучения и сохранения МТР, духовной и материальной культуры народов России.

Мероприятие проводится в рамках республиканской программы «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013–2025 годы», подпрограмма «Этнокультурное развитие, межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл», пишет сайт Министерства культуры Марий Эл.

Полный вариант программы конференции на 17 стр. (pdf)

Информационное письмо (pdf)

MariUver

18 комментариев

Filed under Новости

18 responses to “В Йошкар-Оле пройдет конференция по марийской религии

  1. Аноним

    Интересно,а какие реальные вопросы могут решится после конференции? И планируются ли они вообще решаться,или как обычно-пришли,повыступали и разошлись чай пить? Будут ли приглашены все желающие или это будет очередгой междусобойчик?

    Будут ли опубликованы материалы конференции?
    Будет ли резолюция конференции?Если да,будет ли она выполнятся?

    Организаторы,напишите ответ,пожалуйста.

    • В информационном письме, на которое я дал ссылку, написано:
      «Планируется публикация материалов конференции. Сборник научных статей будет включён в РИНЦ, статьям присваивается DOI. Статьи для публикации принимаются до 31 августа 2022 года (оформление см. в приложении 2). Публикация бесплатная».

  2. Не думаю, что подготовка данной конференции как-то была связана с врио Зайцевым…

  3. Аноним

    Куда можно писать вопросы для рассмотрения или их озвучивания во время конференции?

    • В информационном письме, на которое я дал ссылку, написано:
      Заявки для участия в конференции и статьи направлять главному научному сотруднику МарНИИЯЛИ, доктору филологических наук Абукаевой Любови Алексеевне, e-mail: sylne@mail.ru, тел.: +7 937 113 0277, продублировав по адресу: penkova25@mail.ru (заместителю директораучёному секретарю МарНИИЯЛИ, кандидату филологических наук Пеньковой Марии Викентьевне, тел.: +7 903 326 9558).

      • Аноним

        Люди со сломаной судьбой, психикой. Какие Карты могут
        быть у морально подавленного народа? Геноцид народа происходил столетиями, это наложило свой отпечаток. Лучших их числа марийцев уничтожали, картов в том числе. Мне представляются современные марийцы, в основной своей массе, злобными, завистливыми, трусоватыми людишками, склонными к злоупотреблению спиртными напитками. Конечно марийцы могут и любят петь и плясать, но на этом пожалуй и заканчиваются положительные черты характера. Да, чуть не забыл, часть марийцев старшего поколения умеют трудиться. Разве не так? Так откуда возьмутся достойные карты? Только из числа марийцев. Чтобы появились достойные Карты, необходимо чтобы сформировалось достойное общество.
        У татар всё же вера служила сдерживающим и цементирующим фактором.

        • Аноним

          Что остается сказать?
          От трусливого и завистливого и слышим.
          Будь выше.

          • Аноним

            Выше чего, или кого? Штука в том, что большинство марийцев не очень «уважают» тех, кто считает себя выше. Разве не так?

  4. Аноним

    А где это место в Советском районе, где поклоняются Курык Кугыза?

    • Курык кугыза можно поклоняться в любой священной роще. Данные моления пройдут в кӱсото около дер. Янгранур Советского района.

  5. Pingback: Программа конференции по религии мари | MariUver

  6. Аноним

    С новой главой власть поменялась? Появилось какое-то национальное движение? Карты появились? Что-то верится с трудом.

    • Аноним

      Со сменой главы в республике, как правило власть не меняется.

  7. Илья Бирский

    Меня как глубоко верующего чиймарий благая весть о конференции и молениях не может не радовать. Похвально, что включилась вся марийская интеллигенция, где и учёные, и другие именитые люди. Да, друзья, постоянно надо работать, чтобы наша вера стала всеобъемлющей и совершенной в нашем стремлении к Ош Поро Куго Юмо — к Богу-Истине, к Богу-Идеалу, к Богу-Мирозданию, к Богу Природы и Жизни. Наша вера должна быть на высоте, чтобы отвечать духу современности в нашем сложном мире. Наша вера должна быть неотъемлемой частью культуры нашего народа, а народ наш нынче в значительной степени народ городской. Предлагаю продумать этот вопрос — как в век урбанизации оставаться городским жителям с Ош Поро Куго Юмо — с Богом Природы, ведь в городских условиях нет никаких ку’сото. Очень правильно выбрана дата проведения мероприятий — в праздничные дни Семицкой недели. Ош Поро Куго Юмо будет благословлять наши праздники и наш народ на процветание, развитие, прогресс.

    • Александр Зенкин

      «Меня как глубоко верующего чиймарий благая весть о конференции..» Илья, ты ли это говоришь, очнись! Благая весть, что это за фразы! Не верю, что писал ты, ну ты даёшь, я с больной рукой отвечаю тебе… Ну…. Нет слов, благая весть…!

      • Аноним

        Интересно, не тебе ли Зенькин не знать о благой вести, чудо чудное !!! )

  8. Аноним

    Этот материал был уже опубликован на сайте MariUver. Вот ссылка на него https://mariuver.com/2020/05/01/rekomendacii-mtr/

    Просим на конференции поднять эти вопросы:

    — создание религиозных центров МТР.
    — традиционное имянаречение.
    — похоронные обряды и кладбища по канонам МТР.
    — необходимость взаимодействия священнослужителей МТР с силовыми структурами и учреждениями исполнения наказаний.

    1. Создание религиозных центров МТР

    Создание религиозных (духовных) центров Марийской традиционной веры являются реалиями современной жизни. Причем в данном случае речь идет об отдельных зданиях, принадлежащих религиозным организациям МТР.
    Все согласятся, что верующим и священнослужителям необходимо собираться для проведения собраний, рабочих встреч и обсуждения насущных вопросов. Особенно это актуально в условиях города, а также в районных центрах – поселках городского типа, где хорошо поставлена работа общины приверженцев традиционной веры.
    К примеру, в городе Йошкар-Ола живут, учатся и работают сотни и тысячи последователей традиционной марийской веры, а собираться им просто негде. Некуда обратиться за советом, духовной поддержкой или консультацией к священнослужителям МТР. По необходимости придется ехать куда-нибудь в район и искать по деревням картов. Хорошо, если есть возможности и личный автотранспорт. А что делать пожилым людям или неработающей молодежи?
    В настоящее время по имеющимся данным только в п. Мари-Турек есть здание, находящееся в собственности религиозной организации МТР. Есть арендованные местными общинами Марийской веры помещения (комнаты) в п.Советский и п.Куженер. Также есть арендованный кабинет в Общественно-политическом центре г.Йошкар-Ола. В свою очередь статус аренды означает, что в любое время людей могут попросить на выход, не продлить аренду или не разрешить провести встречу, либо иное мероприятие. Причины найти несложно. Ведь кто владеет помещением, тот и диктует правила.
    При любом раскладе, это все-равно жалкое зрелище. На земле предков, в своей национальной республике марийцы вынуждены искать/просить/арендовать угол, чтобы собраться по своим религиозным делам. А про престиж и солидность тут и говорить нечего.

    2. Возрождение и пропаганда традиционного марийского имянаречения

    Имя — носитель определенной судьбы и энергетики. Оно подчеркивает уникальность и индивидуальность человека. Также, имена являются одними из способов выражения своей национальной идентичности и этнического происхождения.
    У всех народов есть традиционные национальные имена или имена, сложившиеся в силу принятых религиозных традиций. И марийский народ, сумевший сохранить свою древнюю традиционную веру, должен вернутся к традиционному имянаречению. Это было бы логично, правильно и в соответствии с марийским традиционным укладом.
    В настоящее время большая часть марийских детей наречены по православной (христианской) традиции, даже если они православными не являются. Тем не менее, есть и обнадеживающая тенденция – современная марийская молодежь не массово, но все же осознанно и по своему желанию стала давать своим детям традиционные марийские имена.
    Правда сейчас это происходит совсем не благодаря работе марийских картов, так как священнослужители марийской веры в этом вопросе пока что не проявляют должного участия.
    Марийские священнослужители (карты, онаеҥ), как хранители народных традиций и обычаев, должны вести пропаганду национального имянаречения, обучения детей родному языку и поддерживать молодые семьи в этом намерении. Также, картам и активистам необходимо показывать это на своем личном примере.
    Скорее всего, немногие взрослые люди (в том числе и священнослужители) могут так сразу написать заявление в ЗАГС о смене своего нынешнего имени на традиционное марийское. Тем не менее, к этому надо стремиться. А для начала можно выбрать и закрепить за собой духовное марийское имя, пусть пока что и недокументально.

    3. Марийские кладбища и традиционные похоронные обряды

    Рано или поздно каждый человек, независимо от его веры и мировозрения сталкивается со смертью и уходит в иной мир. И тогда соблюдение погребальных традиций и похоронных обрядов, в соответствии его религиозной принадлежностью, становится особо важным. Религиозные традиции складывались веками. А обряды погребения в разных конфессиях обладают особенностями.
    А что же в настоящее происходит в марийской среде? Чтобы понять, приведем типичный пример. Вот жил человек, всю жизнь придерживался веры и традиций предков, ходил молиться в священную рощу, уважал свой род и окружающий мир. Пришло время, он умер и похоронили его в православном (либо общем) кладбище, и поставили православный крест на могиле. Даже не пригласили карта, чтобы проводил в последний путь в соответствии с марийскими традициями и похоронными молитвами. Как думаете, найдет после этого его душа покой? Не будет ли мучаться под чуждым для него религиозным знаменем (похоронным крестом)? А такие случаи, к сожалению, совсем нередки.
    По имеющимся данным, на данный момент в Республике Марий Эл официально всего одно или два кладбища, где хоронят людей, придерживающихся традиционной марийской веры.
    Исходя из этого, есть необходимость в создании официальных марийских кладбищ и решении вопроса с утверждением обязательного похоронного обряда по марийским традиционным обычаям. Для правильного соблюдения всех погребальных и поминальных обрядов участие картов в похоронах весьма желательно.

    4. Необходимость работы марийских картов с призывниками, военнослужащими и осужденными

    Армия и силовые структуры
    Когда юноши уходят в армию или когда сотрудники силовых структур уезжают в служебно-боевые командировки – их провожают и благословляют православные священники и мусульманские муллы. А придерживающиеся марийской веры военнослужащие остаются либо без благословения, либо вынуждены обращаться к православному священнику или же к мусульманскому имаму.
    Многие призывники и военнослужащие при этом испытывают ощущение обделенности, ненужности или даже чувство неполноценности. Это в дальнейшем может вызвать психологическую травму, что в экстремальных условиях чревато тяжелыми последствиями.

    Места лишения свободы.

    Никто не идеален. Каждый постигает мудрость и жизненный опыт через разные ситуации, в том числе и совершенные ошибки.
    И приверженцы марийской веры также совершают ошибки и вместе с другими попадают в места лишения свободы. В местах заключения многие люди начинают задумываться о Боге, либо начинают глубже изучать традиции и учения той веры, которой придерживались ранее. Некоторые принимают чужую веру.
    Так или иначе, в сфере отправления религиозных надобностей заключенные находятся в неравных условиях. К примеру, для заключенных мусульман и православных христиан (а в некоторых регионах и для буддистов) все условия созданы: есть молельные комнаты, есть священнослужители, которые навещают своих подопечных в СИЗО или других учреждениях системы исполнения наказаний. Приверженцы марийской веры обделены и тут. Они не имеют возможности покаяться перед священнослужителем своей веры или получить духовную поддержку.
    Исходя из вышеизложенного, есть необходимость установить контакт с военными комиссариатами, органами правопорядка и учреждениями исполнения наказаний, чтобы при необходимости провести работу с военнослужащими и осужденными.

  9. Аноним

    «Марий ушем» не Кудрявцев и не Ирдуганова с Иванорвым уничтожают. А уничтожают такие, как актор этого недостойного марийца комментарии.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ