Марийский Кужу ӱп – это и есть Снежный человек?

Kuzhu_up_Snezhnyj_chelovek

«Овда, Кужу ӱп и «Диконька»: как татары в Кировской области искали снежного человека и не нашли» — так называется статья из сайта «СНЕГ из третьей столицы». Капитан команды «Кочующие» Ахат Хафизов о йети из нулевых, марийском фольклоре и… опять про леших.

В глушь, в тайгу

В конце 90-х и в начале 2000-х годов в Кировской области было достаточно много сообщений про наблюдения и даже про встречи со «Снежным человеком». При этом были газетные заметки про случаи обнаружения следов йети, про найденные лесниками жилища неведомых существ, про экспедиции группы «Космопоиск» в глухие лесные массивы. Существенных доказательств собрать не удалось, вопросы так и остались открытыми: до сих пор не ясно, существует ли снежный человек или это только мифы?

Однако из древности известна пословица, что «ничего не ново под луной», поскольку легенды и предания про огромных человекоподобных существ, покрытых шерстью и волосами, давно бытуют среди марийского народа. Марийский народ уже более тысячи лет проживает на территории Вятского края, а республика Марий Эл расположена «под боком» — немного южнее Кировской области, поэтому указанные мифические существа уже много веков были известны марийцам, и называли они их – Кужу ӱп или Овдами. Похожие человекоподобные существа есть и у других народов Поволжья (у татар – шурале, у чувашей — арсури).

«Волосатые полулюди или полуобезьяны»

Понятие «народ Овды» мы частично уже раскрывали в отдельных статьях на эту тему. При этом было указано, что под существом «Овда» марийская мифология подразумевает довольно большой перечень мифических персонажей, в который могут входить обычные деревенские ведьмы и знахарки (живущие в лесу), лешие (и прочая нечистая сила), остатки первобытных народов (чудь), неизвестные человекоподобные существа, покрытые шерстью и волосами (Снежный человек — ?) и т.д.

При этом в марийской мифологии указанные выше «волосатые полулюди или полуобезьяны» как бы выделяются из народа Овды и имеют свое отдельное название — Кужу ӱп.

Из марийского языка слово «Кужу ӱп» можно перевести как «долгогривый» или «длинноволосый». Это достаточно устойчивое выражение. Кое-где даже марийцы используют его как бранное словосочетание. Именно это неизвестное науке лесное существо по описанию более всего подходит под «Снежного человека». Кужу ӱп имеет высокий рост (2 и более метра), его тело покрыто густой шерстью, у него необычайно огромный размер ступни. Кужу ӱп обитает в глухих лесных чащах, в логовищах или в шалашах из хвойного лапника, а также в земных норах и пещерах. По многим своим повадкам Кужу ӱп подобен человеку, среди них есть самки, самцы и детеныши, Кужу ӱп может охотиться, ловить рыбу или иным способом добывать себе пропитание.

Русские называли его «Диконька, Диконькие»

Особый интерес представляют те марийские легенды, где рассказывается, что Кужу ӱп может вступать в контакт с человеком, и тут народная фантазия может приписывать этому существу просто фантастические способности. При этом легенды и предания говорят о том, что Кужу ӱп населяли эти края буквально недавно, якобы, последние контакты с ними были буквально сто-двести лет назад.

Известно, что марийцы компактно проживают в семи районах Кировской области (в южной части Вятского края). При этом среди вятских мари существуют стойкие легенды и поверья, связанные с существованием Кужу ӱп. Отчасти такие легенды собирались и записывались многочисленными фольклорными и этнографическими экспедициями из города Йошкар-Ола республики Марий Эл. Интересен и тот факт, что про это таинственное существо знало и русское население, при этом русские называли его «Диконька, Диконькие», скорее всего, от слова «дикий».

Одним из мест указанных легенд является куст марийских деревень в Пижанском районе Кировской области, тут расположены деревни Первый, Второй и Третий Ластик (марийское название — Лаштык). С марийского языка слово «лаштык» означает «полоса», «лоскут», «клочок». Это, скорее всего, связано, с выделенными наделами пашни и леса для проживания в этих местах. Известно, что марийцы живут в Пижанском районе с XI-XII века, то есть достаточно давно, и когда-то эти края занимала дремучая тайга, где водились эти человекоподобные существа.

cc79fdcb1c43f74d7252046bcdca6d4b

Фото: thebarchive.com

«Белые люди» иногда захаживают

По рассказам местных жителей (Ведерникова Мария Михайловна, уроженка деревни Второй Ластик, 1929 года рождения»:

«У Кужу ӱп были свои места обитания и свои дороги. Одна из дорог в Ластике проходила примерно у дуба-старожила и пересекала улицу Молодежную…

…Потом тропа шла через улицу Советскую рядом с домом Серегиной А.А. Хозяева этого дома рассказывали, что иногда слышали удары по стенам дома. А дальше Кужу ӱпу уходили к Пайдугорему (лес за деревней Второй Ластик). Там на пригорке они и обитали. Иногда жители Ластика ночью наблюдали там огоньки, верно, в окнах их домов».

Ныне в упомянутом доме проживает Серегин Валентин Анатольевич. И дом уже другой – каменный, но двери по-прежнему не запираются: «белые люди» иногда захаживают. Последнее их посещение было в декабре несколько лет назад. Хозяин с братом смотрели телевизор. В это время кто-то вошел в избу и проследовал на кухню. Оба мужика это слышали, но вида не подали, подумав: кто-то из своих. Через какое-то время так же скрипнула выходная дверь в сени, и кто-то вышел на улицу. Хозяин решил проверить: кого это носит ночами. Накинул фуфайку и вышел на улицу, однако там никого не было. Не было и следов у крыльца.

Еще Валентин Анатольевич поделился таким фактом: Кужу ӱп не вредят людям, а иногда даже и помогают, упреждая в грядущих бедах. Как это произошло с его сестрой Светланой, бывшей совсем малым ребенком.

«…Еще старая изба была, Светка в ней родилась. Уж потом родители каменный дом-то построили. И вот как-то зимой, когда дома была с малой лишь мать, кто-то сильно ударил в угол дома. Женщины испугались, но все же подошли к окну. Посреди улицы стояли сани, а к ним подходили Кужу ӱп. Не оглядываясь, пришельцы сели в сани и поехали в сторону Пайдугорема-леса. Оказалось, Диконькие таким образом предупреждали о скорой тяжелой болезни ребенка».

«Ему иногда давали прозвище «ир айдеме» — с марийского «дикий человек»

Легенды про Кужу ӱп встречались и на территории Яранского района (кстати, деревня Ластик до революции входила в Яранский уезд Вятской губернии). По марийским преданиям, эти существа обитали в верховьях реки Ярань, недалеко от деревни Яраньмучаш и Сушенцы. Их жилище находилось в глубоком заросшем овраге, и сами марийцы старались не заходить на «чужую» территорию. Сохранилось предания, что это были высокие существа – более 2 метров роста с длинными белёсыми волосами, которые покрывали почти все тело. Какой-либо одежды Кужу ӱп почти не носили, не считая шкур диких зверей. Местные марийцы (подгруппа луговых мари – яран мари) наделяли Кужу ӱп «сверхъестественными способностями», например, они могли угадывать будущее, и тем или иным потом предупреждали людей о грядущих бедствиях. Так, со слов местных старожил, перед началом Великой Отечественной войны (вполне возможно, что перед началом Первой мировой войны) в лесу был слышен плач этих существ, якобы, так они предупреждали о том, что много мужчин уйдет на войну и не вернется.

У марийцев Уржумского района были предания, где Кужу ӱп могли найти общий язык с местными охотниками, и даже помогали людям в охоте. Они часто загоняли диких животных на человеческие ловушки и ямы, за это охотники приносили в лес какое-либо лакомство, обычно это был сахар или ломоть хлеба. Поскольку мари с древности занимаются бортничеством, то в некоторых лесных местах специально для Кужу ӱп оставлялись на липовой коре соты с мёдом. Считалось, что тогда Кужу ӱп не будет трогать их борть.

Во многих марийских легендах и преданиях можно заметить, что Кужу ӱп по своему развитию находится на более низшей ступени, чем человек. Поэтому ему иногда давали прозвище «ир айдеме» — с марийского «дикий человек». При этом были легенды, где это существо могло общаться с обычным человеком, то есть они понимали марийский язык, или общались каким-то иным способом.

ce90ab0d4041ccebedd46f727e8067d8

«Явно тяготеют к геопатогенным (негативным) местам»

Марийцы верили, что Кужу ӱп (Овда) боится старинного марийского расшитого пояса, поэтому охотники одевали такой пояс, как оберег, когда собирались в лес. Боится Кужу ӱп собаки и огня, особенно костра из веток осины и черемухи.

Были случаи, когда Кужу ӱп воровали человеческих детей, и даже нянчили их вместе со своими детёнышами. По некоторым быличкам женские особи Кужу ӱп укачивали и кормили грудью младенцев, которых оставляли матери на краю поля во время сельской страды.

Кужу ӱп (Овды) были покрыты густой шерстью, поэтому периодически она у них облазила, линяла, и если снять клочки шерсти с груди было легко, то, вероятно, на спине комки шерсти имели большой размер. По этой причине люди думали, что у Кужу ӱп груди находятся сзади (тут также можно найти некоторые аналогии с легендами о шурале).

По неизвестной причине Кужу ӱп (Овды) явно тяготеют к геопатогенным (негативным) местам. Скорее всего, такое свойство их организма. По этой причине они часто обитали в «плохих, нечистых» местах, а вот сам человек в этих зонах себя плохо чувствовал, терял ориентацию в пространстве, болел, видел галлюцинации! Поэтому в марийских легендах для таких мест указывалось, что, мол, это «леший в чаще закружил», что привиделась всякая чертовщина, что Кужу ӱп послал порчу и т.д.

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Ещё один интересный факт про это существо: фольклорные предания про Кужу ӱп (Овду) указывают, что еще 100-200 лет назад они водились в северо-восточной части Марийского края, а потом из-за вырубки лесов и заселения человеком ушли далеко на север. А в северном направлении расположена территория нынешней Кировской области, где еще сохранилась девственная тайга с непроходимыми лесами и болотами. Не там ли следует искать следы пребывания неуловимого «Снежного человека», или следует искать еще севернее: на территории республики Коми и Пермского края?

Скорее всего, такие существа обитали в вятских лесах много веков назад, о чем и сохранилась народная память в легендах и быличках. При этом народная молва, чаще всего, переносила эти истории из глубоко прошлого в недавние времена, мол, это случилось буквально «вчера» или 20-30 лет назад, и были многие свидетели. Тем более, что человеку свойственно приукрашивать какие-то экстраординарные события, которые случаются очень редко. Поэтому слухи о «Снежном человеке» вполне могли иметь реальную основу в таежной части Кировской области, кто знает, может быть, именно там сохранились единичные экземпляры этого «доисторического существа». В любом случае мифы и предания не рождаются на пустом месте, внутри них есть какое-то рациональное зерно, которое мы может проанализировать и понять в свете современной науки. Тут можно сделать предположение, что много веков назад и татарский народ, осваивая лесные края к северу от реки Кама, также мог столкнуться с таким «диким народом», что сохранилось в мифологии в образе Шурале.

Команда «Кочующие»

С.Шелепов. Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.39-40
Марийская мифология. Л.С.Тойдыбекова, 2007 г.,
Марийский фольклор: Мифы, легенды, предания./ Сост. В.А.Акцорин.- Йошкар–Ола, 1991.

Источник: СНЕГ из третьей столицы

5 комментариев

Filed under Статьи

5 responses to “Марийский Кужу ӱп – это и есть Снежный человек?

  1. Александр Зенкин

    Здорово написано! Сколько охотился в лесах нашей республики, спал один у болот по несколько суток, но никогда не видел таких существ! Но вот что скажу. Были иногда ужасные чувства, что за мной следят. Просыпаешься среди ночи — и мандраж! Безотчетный! Приходилось включать всё своё личное мужество. Но один раз… Впрочем, это есть в моем романе…

  2. Илья Бирский

    Сохранилась запись средневекового арабского купца, как в Поволжье однажды в финно-угорских лесах поймали такого волосатого гуманоида. Он кратко описывает его внешний вид и поведение. Совпадает с марийским «овда». В старину были видевшие «овду» и в наших краях. Есть урочища, где они обитали, типа «овда корем» и т.д. Таким образом, вполне реально, что параллельно с человеком существовал какой-то вид тупиковой ветви гуманоидов. Скорее всего, они вымерли в связи с изменением условий обитания из-за действий современного человека. Но овда остаётся персонажем марийских легенд и мифологии.

    • Александр Зенкин

      Очень интересный, очень яркий Илья! Вы ошибаетесь, овды никуда не исчезли, они среди нас, только побрили тело и стали плюгавенькими в шапочках-пирожках, влазят всюду в виде перевертышей, чтобы запутать наш народ, говорят при этом очень пафосные слова и мутят, мутят разумы людей! Вы, думаю, меня поняли?

      • Александр Зенкин

        И ещё добавлю. Милые мои мари! Все те, кто выступают тут под никами всякого рода и не способны чётко аргументировать свою речь по отношению к людям, которые действуют открыто, это овды. Говорите четко и ясно, аргументированно! Если Вы говорите с открытым лицом и несете ересь оскорбительно, я предполагаю лишь одно: Вы хотите сделать — зря! — вызов и оскорбить меня и мой народ, ввести в ярость и заблуждения! Не получится! Ещё раз говорю, я умею читать! Овды, откроем забрала, ещё скажу, красавчик-дедок, суч..нок, Вы столкнулись, Пирожок! Ещё раз утверждаю, у нас есть столетний Марий Ушем, и там Игорь и Володя! Не прите! И лидерам Марий Ушем скажу тоже прямо, простите, пожалуйста, вы и сами знаете, не верьте этому человеку! Уверяю вас, я разбираюсь в людях! А Вас, дедок, приготовьтесь к… жалкий овдёнок! Это последнее предупреждение, Вашего Личного дела и Ваших статейчиков мне не понадобится

        • Александр Зенкин

          Ещё раз повторюсь, Вы столкнулись с мною лично! Я Вас везде предупреждал!

Добавить комментарий для Илья Бирский Отменить ответ