Всероссийское марийское общественное движение возрождается!

Анатолий Радыгин

Общественным организациям «Марий ушем», их союзам и ячейкам, 105 лет. В настоящее время они активно работают, выполняя уставные задачи во благо народа. Решением VIII съезда народа мари Удмуртии общественным организациям марийцев в субъектах России, имеющих юридический статус, предложено начать работу по восстановлению Общероссийского движения (объединения) «Марий ушем», пишет Анатолий Радыгин.

Первая рабочая встреча, на которой обсуждался проект устава, состоялась в рамках проведения ежегодного шахматного турнира в городе Набережные Челны. Если участники встречи были едины, то в социальных сетях возникло множество суждений. И прежде всего возникает вопрос, чем вызвано рождение еще одного общероссийского движения марийцев России? Действительно, зачем плодить еще одну организацию, которой, без прямой финансовой поддержки со стороны правительства Республики Марий Эл (РМЭ), будет достаточно сложно. Давайте попробуем разобраться.

В России работают две организации, обладающих межрегиональным статусом. Это Всемарийский совет – Марий мер каҥаш, осуществляющий свою деятельность без юридической регистрации и существующий только благодаря поддержке, вернее, под непосредственным руководством правительства РМЭ. Ни одно решение съезда, начиная с пятого, не реализовано, за исключением организации слета марийской молодежи и выпуска журнала. Однако на самом деле это иллюзия, а не успех движения. Решение о проведении слета и выпуска журнала было решением правительства РМЭ, однако оно нам подается как результат работы Всемарийского совета. Хотя, конечно же, для обывателя совершенно безразлично, кто и кого родил.

Всемарийский совет не является юридическим лицом, не может самостоятельно, подчеркиваю, самостоятельно, сделать даже шага без санкции того же правительства РМЭ. Причем, решения съезда совершенно необязательны для исполнения тому же правительству РМЭ. Это есть не более, чем «симуляция кипучей деятельности» того самого правительства РМЭ. Как же, ведь собрали представителей народа, посоветовались, даже дали возможность голосовать!!!

Напомню обывателю, что в начале столетия Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ дважды в год проводило семинары работников клубных учреждений, общеобразовательных учреждений на который приглашались специалисты из регионов России. Всемарийский совет, при Викторе Николаеве, Владимире Козлове, приглашал на эти семинары общественников и в течение двух дней в Йошкар-Оле шла практическая работа, обмен реальным опытом. Низкий поклон за этот опыт государственному секретарю Марий Эл Николаю Гаврилову. Завершил Н. Гаврилов работу в должности государственного секретаря не стало и должного внимания к специалистам из регионов России, а семинар превратился в театр одного актера.

В феврале 2022 года открывается новая культурная столица финноугорского мира в деревне Байтеряково, что в Алнашском районе Удмуртии, прекрасная возможность заявить о своем народе. Ау, где же вы руководители Всемарийского совета и ФНКА марийцев России? Вас нет, так же как вас не было и в селе Мишкино, где в позапрошлом году открылась культурная столица финноугорского мира. Или на поездку не выделили бюджетные средства?

Ей богу, Игорь Кудрявцев и Ираида Степанова вдвоем делают гораздо больше, чем весь Всемарийский совет в деле, к примеру, развития марийских традиционных ремесел, марийской вышивки, только вины членов совета в этом нет. Сама организация работы Всемарийского совета глушит любые прогрессивные идеи марийских активистов, здесь нет места живой общественной мысли и инициативе. Здесь все так мелко и пафосно. Все последние годы Всемарийский совет только и знает, что призывает нас учить детей марийскому языку в семьях. При этом мало кто из них вспоминает, что родители годами колесят по стране в поисках работы. А ребенок пришел в садик, а там «родной» язык уже не марийский.

Главный миф, скорее обман, кроется в самом уставе Всемарийского движения.

Из устава. Учредителями движения являются граждане России, достигшие 18 лет, и юридические лица, являющиеся общественными объединениями, разделяющие уставные задачи и цели. Читайте дальше. На съезд созываются делегаты, которые избираются, внимание!!! На сходах граждан. Приплыли! А как же учредители? Этих товарищей на съезд собственного движения не допускают!!! Как такое может быть???, спросите вы. Элементарно. Путем манипуляции сознанием. Как же, ведь сам народ избирает! Создан тот самый фильтр, который отсеивает от участия в работе съезда социально активных представителей народа, которые работают в регионах в составе марийских организаций, и, в первую очередь, раньше всех созданной базовой организации «Марий ушем». Отчитаться перед людьми, которые ни за что и ни перед кем не отвечают легко и просто. Манипулировать и принуждать участников съездов мари, напрочь состоящих из подневольных бюджетников, также не трудно. Красиво говорить они научились. Йылмыже – яклака, пашаже — моклака! А воз проблем народа мари во всех регионах России нарастает как снежный ком.

В течение 2021 года нами были предприняты неоднократные попытки встретиться за круглым столом с активом марийских общественных организаций в самой Марий Эл, не поверите, все согласились, даже примерную повестку работы согласовали в процессе многочисленных переговоров, никто не пришел. Причем, И. Кудрявцев, руководитель «Марий ушем», я, как председатель Общественного совета народа мари Удмуртии, член Всемарийского совета, многие представители традиционной религии были «за» проведение круглого стола под эгидой Мер каҥаш, однако господин Александров, на словах выступающий за объединение усилий, на деле нашу инициативу проигнорировал.

Таковы реалии о возможности совместной работы со Всемарийским советом. Потенциал Мер каҥаш, равно как и уважение к нему марийским народом как в Марий Эл, так и в других областях и республиках России исчерпан и потерян давно. Всемарийский совет перестал быть объединительной, созидательной и направляющей силой народа мари. Я, как и любой представитель моего народа, верил, что под руководством Мер каҥаш можно многое сделать для возрождения моего народа. Старался в этом убедить членов Всемарийского совета, поддерживал руководителей Анатолия Иванова, Ларису Яковлеву, на X съезде поддержал Эдуарда Александрова. Напрасно, ошибался, в чем винюсь перед моим народом. Оказалось, для них что-то другое важнее.

Что же Федеральная национально-культурная автономия марийцев России? Автором идеи создания ФНКА марийцев России был Аркадий Искаков. На четвертом и последнем съезде Вятско-Камской организации «Марий ушем» в Менделеевске Республики Татарстан, он поставил задачу подготовки устава и регистрации автономии с центром в Ижевске. Реализуя эту задачу, мне удалось подготовить и зарегистрировать автономию в Удмуртии, помочь подготовить уставные документы нашим друзьям из Питера. Семеро удмуртских марийцев выступили учредителями федеральной автономии как физические лица. При регистрации устава автономии Минюст России отклонил уставы РНКА марийцев Башкортостана и Татарстана, они не прошли юридическую экспертизу. Я был искренне уверен, что для марийцев, проживающих в регионах России такое объединение необходимо, опыт работы ФНКА татар России в этом меня убеждал. И вот свершилось, в 2015 году ФНКА марийцев России был зарегистрирован.

Прошло семь лет. Во главе автономии известные лица, представляющие Республику Марий Эл.

Что сделано? Если познакомиться с практикой работы ФНКА марийцев России по материалам, опубликованным ими в социальных сетях, то Вы не обнаружите там ни одной реально выполненной работы. Прикрываясь работой Республиканского центра марийской культуры, автономия под руководством Л. Яковлевой без стыда демонстрирует ее работу как свою или же, в лучшем случае принимает участие в мероприятиях, проводимых местными активистами в регионах.

При этом автономия напрочь забыла, что ее основная задача, закреплена в уставе и это работа по сохранению и развитию марийского языка, поддержка марийских образовательных учреждений в субъектах России, участие в разработке учебных программ, организация системной работы по подготовке учителей, воспитателей, клубных учреждений. Непочатый край работы в деле по сохранению священных рощ, объектов культурного наследия нашего народа, в первую очередь, в Кировской области и Татарстане.

Эту работу автономия и не начинала. Причина одна, руководство ФНКА марийцев России всецело в руках многоуважаемого Михаила Васютина, заместителя председателя правительства РМЭ, по совместительству заместителя председателя Ассоциации общественных организаций финноугорских народов России, члена Всемарийского совета, который, по существу, тормозит марийское национальное движение. Как тут не вспомнить Ксенофонта Санукова, возможно он говорил именно о таких руководителях
«…в жизнь пришло совершенно новое поколение руководящих деятелей и «интеллигентов» … Их усилиями в массовое сознание внедрен комплекс национальной неполноценности».

Безусловно, правительство РМЭ, в силу своих возможностей и определенных им приоритетов, особенно в последнее время, на словах все чаще говорит о проблемах коренного народа, однако по-прежнему, любая общественная инициатива встречается ею как головная боль и не принимается как государственная необходимость.

Кстати о РНКА марийцев Татарстана — оплоте федеральной автономии. Эта автономия, несмотря на широчайшую поддержку органов власти и управления республики сыплется как карточный домик. Число местных автономий сокращается, в том числе и по решению самих учредителей. 18 февраля 2022 года руководство РНКА марийцев Татарстана в спешном порядке собиралось в городе Набережные Челны спасать остатки местной автономии. Жаль, что энергия активистов расходуется на такие разборки. В рядах РНКА марийцев Удмуртии и Кировской области зреет желание приостановить членство в ФНКА марийцев России. Главная причина – устали от призывов и лозунгов.

Уважаемые друзья!

В рядах Всемарийского совета, Федеральной национально-культурной автономии марийцев России безусловно есть преданные и искренне желающие помочь своему народу люди, со многими я знаком лично, однако сложившаяся система взаимоотношений в том числе между правительством Республики Марий Эл и общественными организациями народа мари, не позволяет им реализовать свои возможности и инициативы.

Наша задача объединить в независимом общественном движении людей, общественных объединений любой формы, для которых понятие марийский народ не пустой звук. Мы должны и можем сделать все, чтобы наладить конструктивный диалог с органами государственной власти и управления, местного самоуправления, общественными объединения народов, проживающих рядом с нами. Нам надо подключить молодежь к практическим поступкам. Нам важно включиться в работу по созданию условий для полноценного развития марийского этноса, его идентичности и равноправия в России, материального благосостояния и улучшения жизни простых граждан, сохранения языка и литературы, культурных традиций нашего народа и его религии.

Такие задачи могут решать по-настоящему активные люди, не подверженные лицедейству, любящие свой народ, имеющие свое аналитическое мнение, независимость в оценке событий и принятии решений, и которые хотят делать полезное. Уверен, что возрождаемому общероссийскому общественному движению «Марий ушем», его соратникам и единомышленникам это будет по плечу. Для этого в России есть все нормативно-правовые нормы и, главное, социально неравнодушные люди, истинные граждане своей страны.

Председатель
Общественного совета народа мари Удмуртии
Анатолий Радыгин
18 февраля 2022 г.

54 комментария

Filed under Статьи

54 responses to “Всероссийское марийское общественное движение возрождается!

  1. Ой дай-то Бог!

    Радыгин, тебе довериться очень сложно. Ты метался со Всемарийского совета в федеральную автономию мари. Но поскольку тебя в обеих организациях отшили и выставили на третий план, ты обиделся. И вспомнил о «Марий ушем» и взял на себя бразды правления по созданию всероссийского «Марий ушем». Тебе, главное, чтобы ты великий наш был на первом значимом месте! А если у вас там во всероссийском «Марий ушем» возникнут проблемы и тебя оттолкнут на второй, третий план, какую организацию ты будешь создавать, флюгер наш марийский?

    • Радыгин А.И.

      Служить бы рад хоть на 10 месте, прислушиваться тошно.

      • Аноним

        Ну, для начала следует понять кому хочешь послужить, а уже потом принимать решение. Вот как раз для этого и нужно прислушаться к мнению других, не забывая при этом свой внутренний голос.

  2. Елена Ирдуганова

    Прекрасно написанная аналитическая статья. Все разложено по полочкам. Если б такие люди были во главе Республики Марий Эл—марийский народ мог бы гордиться принадлежностью к марийскому народу, а не причислять во время переписи к русским и татарам, что мы увидели в прошлом году.
    1. Как у нас в стране: «Нет бумажки – ты букашка, а с бумажкой – человек». То же самое с Марий мер каҥаш . Как бы она ни «симулировала кипучую деятельность», она – вне закона!
    2. Почему не приехали в Мишкино, не приехали в Байтеряково – не выделили, видимо, денег на круиз. По простой инициативе они не работают.
    3. Слежу за активностью марийцев по СМИ—действительно, создается ощущение, что в Марий Эл только два марийца: Игорь Кудрявцев и Ираида Степанова. Других не видно. Александров «забаррикадировался» от меня, как увидел, что я просматриваю его страницу. Какой трусоватый молодой человек! Жалко человека, живущего по принципу «как бы чего не вышло»
    4. В отношении «фильтра» на съезд марийцев написано достаточно. Я уже не раз писала , что выборы делегатов на марийский съезд в Татарстане прошли по липовым протоколам, составленным Третьяковым. В итоге от нас свиту Третьякову составили две бездельницы и дворник. Им уже самим стыдно от усмешек народов, «их выбравших». Нет уважения к псевдо-лидерам, продавших Кулегашскую школу в обмен на звание заслуженного и повышенную пенсию.
    5. В отношении автономий. Руководителями автономий являются, культработники, оформленные на штаты в Домах дружбы народов. Членами фактически 1-3 их родственника. На мероприятия народ не ходит, потому руководители автономий вынуждены создавать иллюзию работы, благодаря поддержке своих теток и детей. Они мучаются, брошенные на произвол судьбы. К нам обратились активисты из НКА марийцев города Набережные Челны с просьбой о совместной работе. Провели собрание, выбрали руководителя НКА – активную молодежь –Ирдуганову Инну. Что тут началось?. Третьяков задергался как угорь на раскаленной сковородке: пошли доносы в Ассоциацию Республики Татарстан, в Дом дружбы народов, заставили Селезневу Евгению Анатольевну, работающую как педагог художественного творчества на полную ставку в Доме Дружбы народов города Набережные Челны, согласиться на роль руководителя автономии, собрались на перевыборы—никто не пришел , кроме бабки Гусевой –родственницы Третьякова. Приплыли. Мы уже подали документы в минюст на смену руководителя, все документы у нас. Товарищи, если хотите работать – работайте! Проведите собрание, перевыборы! Мы отозвем и заявление с минюста, и документы (которые , кстати, не в порядке) дадим! И штрафы свои оплатите, набралось их за 30 тысяч. Ибо принято решение о создании филиала РОО «Марий ушем» Татарстан в городе Набережные Челны, и основным костяком стали бывшие активисты автономий –сами так решили.
    6. Пишут марийцы Кировской области. Просят встретиться, работать вместе. Огромный потенциал—увы! Что-то у них не получается, все разрознены. Пишет Ростов, Пермь, Свердловск—сожалею, но кроме общественных дел у нас сельское производство, бизнес. Физически не в состоянии.
    7. Приехали из Перми журналисты российской газеты . Встретились, пообщались. В каком ракурсе выйдет статья – пока не известно. Но она выйдет.
    Что хочу сказать, исходя из вышеизложенного? Национально- культурные автономии изжили себя. Подневольные руководители, которых удерживали за счет заработной платы с бюджета—убегают! Как находят зарплату побольше—убегают сверкая пятками, чтобы больше никогда не встречаться под эгидой «автономий». Благодаря активности РОО «Марий ушем» только сохраняются марийские школы, марийские деревни. Мы как скипидарная мазь в одном месте, не дающая спокойно существовать. Мари – Суксы –единственная деревня в Актанышском районе , да вообще и в Прикамском регионе, сохранившая свою школу, свои земли, у нас свои фермеры, в селах магазины и соцбыт принадлежат марийцам, чего не скажешь о других районах Татарстана. Если мы махнем на все рукой—у нас марийскую школу с удовольствием за полгода уничтожат—присоединят к татарской. Мы же, пока живы, намерены построить и марийский культурный центр, и музей деревни в селе. Все это у нас будет, ибо за нами -поддержка народа, не только марийского, а активных граждан татарской, русской национальностей. Работаем сообща и с РОО крашен , и с татарами и удмуртами. Только в единстве – сила.

  3. Аноним

    Уважаемый, Бог Кугу Юмо дает только тогда, когда сам делаешь.
    Зачем ты так сразу начинаешь с нападок на Радыгина?
    Радыгин взялся за дело — пусть делает! Зачем в колеса сразу начинаешь палки вставлять?
    Нельзя так вампирить, это не есть хорошо перед судьбой марийского народа.
    Ты же считаешь себя Мари. Будь Мари. Как этническая марийка Аня Щербакова в Пекине стала Олимпийской Чемпионкой! Вот где марийская кровь!
    Будь чемпионом в гонке — которая называется будущее марийского народа.
    Оставь в покое Радыгина. Радыгин на правильном пути. Сегодня он на пути созидания. Наступил такой этап. И его багаж в этом поможет.
    Этап Мочаев-Всютин-Третьяков завершился. Александров как председатель Всемарийского Совета задыхается, не знает, за что ухватиться. Ему не надо было в 2021 году лезть в политику-депутаты вместе с А.Евстифеевым. И тот никем не стал, и Мер Канаш опозорился.

    • Аноним

      «Будь чемпионом в гонке — которая называется будущее марийского народа».

      Вместо того, чтобы исключить всякую конкуренцию среди марийцев предлагаешь вновь стать лучшим(лучшей).

      «Работаем сообща и с РОО крашен , и с татарами и удмуртами. Только в единстве – сила».

  4. Ой дай-то Бог!

    Я не нападал, а уж тем более «палок в колеса» никогда не вставлял ни Радыгину, ни «Марий ушему»! Я выразил свое мнение. У вас у многих очень короткая память. Но я прекрасно помню, как Радыгин вел себя во время Маркелова. Он бегал и стучал на Козлова, тогда он был Оньыжой. Это не я придумал, об этом писал уважаемый вами Юрий Ерофеев на этом сайте. Именно Радыгин помогал тому же Васютину, по приказу Маркелова, заменить Козлова угодной властям Яковлевой. Т.е. в 2008 году при поддержке Радыгина положили Съезд народа мари и его представительный орган Всемарийский совет под Маркелова, т.е. под власть имеющих. С тех пор и Мер каҥаш под властями так и остался, правда Радыгина оттолкнули на задний план. Такая же ситуация с федеральной автономией. Мне как-то странно, как у человека в таком солидном возрасте так часто меняются взгляды, принципы. То он с предателями, то он вдруг сегодня опять «весь наш»…

    • Аноним

      Предполагаю, что никто об этих фактах не забыл. Все прекрасно осведомлены.

  5. Старец

    Радыгин А.И. никогда не был с Вами господа зубоскалы! Возрождение всероссийского движения Марий Ушем благо для народа. Кстати, 22 февраля состоится онлайн погын представителей традиционной религии. Об этом, как мне помнится, говорилось на 8 съезде марийцев Удмуртии. Слава богу, вышли на праведную дорогу. Года через два мы будем благодарить Радыгина А.И. его единомышленников за истинное возрождение Марий. Ушем и создание федеральной религиозной организации представителей традиционной религии народа Мари. А возраст это состояние души, а не прожитые годы. Старец, слово то какое доброе и богоугодное. А Вам, зритель Вы наш близкорукий перечитать бы Ерофеева, возможно и прозрение. Откроются глаза на современное состояние общественного развития марийских организаций и общинпобщин традиционной религии народа Мари. Не нарадуюсь на дела Башкирских картов. Вот истинные представители своего народа. А тыланда Поро тазалыкым да пиалым тыланем. Кечыда волгыдо лийже.

    • Ну да...

      Похвалил сам себя Радыгин!

    • Аноним

      В вероисповедании осознание правильности совершаемых действий появится только в случае получения положительного результата. До сих пор марийцы не прониклись данной истиной. Возможно вызову гнев большинства марийцев, но выскажу своё мнение. Любое кровопускание это заключение контракта с Высшими, или возможно низшими силами. Так вот, моё личное мнение, на Кюсото(Чимбулат) не следует делать кровопускание. Правильнее будет принести с собой все ингредиенты и приготовить наместе. Почему именно так видится? Несколько моментов. Во-первых кровью всегда подписывали договор с тёмными сущностями. Светлым силам нет необходимости убивать ради того, чтобы людей накормить. Во-вторых, если предположить, что деревья в роще тоже живые, то каково им видеть, что будет происходить с иными живыми существами. Надеюсь не нужно объяснять, что деревья имеют своё «сознание»? Любое мероприятие с коллективным приёмом пищи сближает людей. Моё предположение, в древние верования марийцев внесли умышленное искажение, возможно теми же миссионерами «христианской»(?) веры.
      И пусть большинство марийцев сегодня придерживаются существующих догм в проведении религиозных обрядов, и не дают себе труда логически помыслить, но со временем всё равно придут к данному выводу, путём сбора имперических данных. Во всех этих молениях всегда должен присутствовать положительный результат для жителей ближайших поселений, или даже для всего марийского народа. Теперь вспомните, когда после молений в роще проявлялся результат в реальной жизни? Некоторые вспомнят случай с Маркеловым. Опять же выскажу своё мнение. Маркелова убрали только потому, что марийцы массово желали его убрать, хотя конечно были среди марийцев и такие кто желал ему дальнейшего присутствия на своём посту, и даже среди Картов были такие.
      Повторяюсь, никого не собирался обидеть, но кто-то должен был изложить иную точку зрения. «Официальные» источники навязывают гипотезу, что марийский язык появился с появлением Грамматики Пуцека. Кто даст гарантию, что в религиозные обряды марийцев не внесли искажения выгодные Пуцекам? Где источники, и кто авторы существующих источников о марийской вере и проведении ритуалов? Нужно отдавать себе отчёт, что христианизация насаждалась мечом и пожаром. Не исключаю, что под шумок уничтожили древние источники о марийской вере, взамен предложив суррогат.
      И в заключении. На данном ресурсе имеется материал «Бабушки вызвали дождь», с помощью обряда. Каков результат после проведения этого «кумалтыш»? Через день пошёл дождь. Заметьте, бабушки не применяли ритуал кровопускания. Сработало общее искреннее желание вызвать дождь. В связи с этим возникает самый главный вопрос, для чего проводятся моления в Роще? Для общих посиделок, встреч, общей трапезы, или для чего-то большего?.

      • Никто такого не утверждал

        Ты просто ненавидишь все марийское и всячески хочешь уничтожить это марийское — День марийской письменности. Ты хочешь убрать всех мари из власти и не допускать их к власти!

        • Аноним

          И как тут вяжется уничтожать всё марийское, и «Бабушки вызвали дождь», с помощью обряда?

    • старец

      Радыгин, ты почему под моим ником пишешь?Тебе до старца еще далеко, сначала смой политическое лицо хамелеона и сними предательскую шкуру. Мочаев, ты — ягоды одного огорода.

  6. Ленин

    Прежде чем объединяться, надо решительно размежеваться. Определить принципы единения и строго следовать им.

  7. Никто такого не утверждал

    «Официальные» источники навязывают гипотезу, что марийский язык появился с появлением Грамматики Пуцека.
    Никто такого не утверждал, это твой больной вымысел. День марийской письменности появился благодаря Юрию Андуганову. И великий поклон ему за это! Никто, и даже Андуганов, не утверждал, что марийская письменность возникла с грамматикой Пуцека. Всегда подчеркивалось, что у мари и раньше была система передачи информации в виде «тамга» и «тиште». К сожалению, эта древняя система передачи данных письменным способом не изучена. И сейчас разгадать эту древнюю рунопись сложно. Но огромное спасибо уже ушедшему из жизни Андуганову, что благодаря ему появился второй государственный праздник Марий Эл – День марийской письменности!

  8. Наверно хватит обсуждать то, чего никто не знает, а строить догадки-это последнее дело, манеш, манеш.
    Радыгин А.И. Будучи делегатом так называемых съездов марийского народа и будучи членом Мер КаНаш пошел против политики ОНЬЫЖИ . И это естественно не прошло для него даром. Только благодаря делегации марийцев Удмуртии, его оставили в Мер КаНаш. Я его тоже не совсем понимал, думал засланец, но… Будучи приглашенным на съезд маийцев Удмуртии я поменял свое мнение. Все инициативы и задумки Радыгина А.И. направлены для сохранения этноса марийцев в местах компактного проживания и я верю, Марийскому общественному движению быть!
    Очень сложная обстановка с НКА марийцев Татарстана. Живучей осталась одна организация НКА марийцев Казани, сказывается местонахождение г. Казань. Остальные НКА- они дышат через раз, Наб. Челны, Нижнекамск, Агрыз, Менделеевск. Если бы не искусственная поддержка местных властей и информационный обман Третьякова и Мусихиной, местные НКА без финансовой поддержки давно бы закрылись, председатели НКА на свои кровные деньги содержат НКА. И это временное явление, живой пример НКА марийцев г. Наб. Челны со своим долгом перед налоговиками более 30 тысяч рублей. А где руководители НКА марийцев Татарстана которые придерживаются одного » денег нет, но ВЫ держитесь!»
    На сайте НКА марийцев РТ есть информация об открытии 14 НКА и одного молодежного крыла. ОБМАН НА 50%, на самом деле зарегистрированных НКА-7.
    Руководство ФНКА и НКА регионов на совместную работу с Марий ушем не пойдут, не для того они его создавали!!! И что самое интересное, у НКА марийцев Татарстана нет членов, т.к. в нарушении своего устава, марийцы не писали заявления о приеме в члены НКА и у них нет подтверждающие членские билеты. Этим отличается НКА от Марий ушем. В общественную организацию Марий ушем марийцы вступают на основании личного заявления и им вручаютс членские билеты!
    Марий ушем РМЭ во главе с Кудрявцевым И.М и Козловым В.Н.-это пример для подражания для всех марийцев регионов. В каких тяжеленных условиях они работают, какое давление им приходится преодолевать. Я желаю им крепкого здоровья, сил и стойкости и я надеюсь марийцы РМЭ наконец-то поддержат своих лидеров и ряды Марий ушем пополнятся новыми членами.
    Председатель РОО Марий ушем по Республике Татарстан Иванов И.И.

  9. Илья Бирский

    Любые начинания и действия в сфере национального развития приветствуются. Лишь бы не замолкли, и желателен положительный результат. Стремясь к идеалу, придётся исходить из реальности. Я вот одновременно связан с участниками марийского движения и Ленинграда и Ленинградской области и Бирско-Мишкинского региона. Активистов очень-очень мало. Да, в Бирско-Мишкинском регионе участников художественной самодеятельности много. Но у самодеятельных артистов очень узкая сфера интересов — спеть, сплясать, и всё на этом. А кто там занимается с очень значимыми общественными делами, как Иван Иванов в Татарстане или А.Радыгин в Удмуртии? Есть юридические регистрации общественных организаций «Культурная автономия» и в Бирске, и в Санкт-Петербурге. Хвала, конечно, их руководителям, что хоть что-то делают. Но хотелось бы большей результативности. А для этого надо развернуться шире, объединить больше людей, стимулируя их деятельность в сфере национального развития. Подчёркивая единение с общенациональным, с общероссийским марийским движением, я бы предложил, например, ленинградцам вместо «Ший корно» называться «Марий ушем», также и бирянам называться «Культурная автономия «Марий ушем». Если получится подобие двойной структуры, это очень даже неплохо: как «Марий ушем» будем в едином движении вместе с марийцами Марий Эл, а как культурная автономия будут объединять всех марийцев данных регионов. Сейчас если кто марийцев Марий Эл попытается представить в «культурной автономии» — неграмотно, ошибочно и вредно. Марийцы Марий Эл живут в своём марийском государстве — автономии. А в местах компактного проживания мари вне пределов Марий Эл надо стремиться к реальной культурной автономии всех мари тех регионов, сочетая с самоуправлением мари и учитывая территориальность как национальные сельсоветы и национальные районы. Объединяющей, организующей и направляющей силой могут быть и должны быть, наверное, местные отделения «Марий ушем».

  10. Елена Ирдуганова

    Руководство ФНКА и НКА регионов на совместную работу с Марий ушем не пойдут, не для того они его создавали.
    А кому из них пойти на сближение? Не знаю на счет других республик. В Татарстане НКА составляет руководитель, работающий на окладе в ДК + 2-3 его родственника и все! Для создания иллюзии работы и благополучия собираются время от времени родственники и знакомые для выступления на Семыке.
    В отношении СЕмыка— карты марийские откололись от Семыка. В Агрыз никто не едет.
    Две недели ездила по Агрызскому району—побывала везде. Моления не проводятся, картов нет, большинство принимают крещение. В деревнях глава поселения и Третьяков уговаривают людей называться картами и готовят вот таких псевдо-картов, не проводящих моление, зачастую крещенных для выхода на сцену!
    Марийцы агрызского района на вопрос, почему не ходят на моление отвечают, что нашим молитвам дойти до Всевышнего мешает крест карта.
    О каком единении может идти речь? Если не с кем объединяться?

  11. Мне одно не понятно, почему ФНКА работает в РМЭ? Национально-культурные автономии создаются в регионах, где компактно проживают люди одной национальности. НКА никак не может существовать в РМЭ, т.к титульная нация — это марийцы!!! Для кого законы пишутся в РФ, законы нужны для того, чтобы их соблюдать!!! На самом деле везде эти законы нарушаются, например: Чтобы присвоить звание Заслуженного работника культуры необходимо проработать в сфере культуры не менее 15 лет и иметь заслуги в области культуры. Тогда как получили это звание господа Третьяков в РМЭ, Мальгин в РТ. Ответ лежит на поверхности, во время прогнулись и показали свою преданность. Ну получили и получили, но зачем кричать об этом на каждом углу? ДАЛЕЕ: В НКА регионов никто не хочет взваливать на себя ношу председателя. Мне жаль этих зависимых от бюджета мариек, которые соглашаются на уговоры Третьякова. Я долго объяснял ситуацию вновь выбранному руководителю НКА марийцев Кукморского района , она вроде соглашалась, а на следующий день приехал Третьяков и она стала ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ НКА. Мне жаль Селезневу Евгению из Наб.Челнов. Найдет Третьяков 30 тысяч рублей, погасит задолженность, а дальше что. Будет то же самое, она на свои кровные будет сдавать отчеты в налоговую. Прежде чем сунуть голову в такую петлю, подумайте. В этом отношении молодец Татьяна Закирова, во время поняла эту кухню и занялась своим любимым делом! НКА как и другие общественные организации государством не финансируются, это красивые сказки господина Третьякова, он и меня пытался перетянуть на свою сторону, я зная что это такое отказался, но он находит людей, которые ему верят. Никак не хочу обидеть Третьякова, он делает то, что ему приказали, это его жизнь. Мне просто жаль обманутых марийцев с регионов, которых обманом втягивают в эти виртуальные организации.
    Председатель РОО Марий ушем по РТ Иванов И.И.

  12. На Руси=России кровавые жертвоприношения появились во времена Хазарского Каганата, до этого Русы,Росы,Древляне, Поляне….не приносили кровавые жертвы, тогда ещё русской нации как таковой не было. Хазарский Каганат обложил налогом Черемисов и влиял на политику и религию….. скорее всего они повлияли на ритуалы с кровавыми жертвоприношениями. Черемисы на то время ещё не были скотоводами и земледельцами, а являлись собирателями, охотниками и рыболовами……. и соответственно не было того количества скотины для жертв о которых пишут (историки), а лесную дичь не приносили и не приносят в жертву в языческих и ведических религиях.

  13. Аноним

    По большому счёту черемисы это лесные воины(жители). И в таком случае они действительно не занимались разведением домашней скотины.

  14. Кудрявцев И.М.

    Пагалыме йолташ-влак! Статья обдумана, проанализирована верно и исходит из драматического прошлого марийского общественного движения. Правление Марий ушем — за многообразие О.О. Мы не против ОД Мер канаш. Работайте. Но это движение, созданное на базе Марий ушем, заняло в последние годы совершенно соглашательскую, а значит, вредную позицию. Люди в Мк не могут созидать для нации, не могут влиять на социально-экономическую, общественно-политическую, кадровую и другие тревожные ситуации. Заняв определенную общ-ую площадку, тут же задохнувшись в крепких объятиях г-на Васютина, Мк полностью скомпромитировал себя как орган всех марийцев. Мк — это клуб по интересам, обслуживающий интересы людей во власти. Это они «лобызали ботинки» и продолжают это делать сейчас во вред марийскому населению. Мк последние 16 лет — инертный, аморфный, а значит, никчемный орган. А проблем во всех сферах жизни накопилось достаточно.
    Однако, последние 5 лет мы «оберегали» Мк, никакой критики в их адрес, предлагали совместную работу. Бесполезно.
    Ряд фактов озвучу, причем об этом мы молчали более полугода.
    1.По нашей инициативе в начале сентября прошла личная встреча в кафе с Александровым Э. Наше предложение: снять ему свою кандидатуру с выборов в ГД РФ по партийному списку ЕР. Не дело Оньыжа участвовать в выборах в принципе, а тем более четвертым по списку ЕР. И еще тем более в условиях полного недоверия населения к первому по списку. Эдуард обещал подумать и ответить. Ответа не было.
    2.Вторая встреча с Александровым Э. опять же по нашей инициативе прошла в этом же кафе после выборов в октябре. Объяснились по поводу его ошибки выборов. Поступило наше новое предложение: Ради первых практических шагов к согласию Александров Э. вступает в Марий ушем рядовым членом, а Марий ушем как организация примет решение вступить в Мер канаш. Обещал подумать. Ответа на сегодня нет.
    3.18 ноября 2021 года Александрову Э. поступает наше новое предложение: всем ОО Мари мер толкын, в том числе и с других республик, встретиться 24 ноября, поговорить, под вопросом «Марий кугыжаныш йылме — Марий Республикысе кугыжаныш политикын ик эн тӱҥ ужашыже» обсудить другие насущные темы. Все-таки, вроде, одни вопросы решаем, пусть даже по-разному. Согласились прийти Марнац.конгресс, Мерканаш, Саскавий, Вийар, другие знали — Яковлева, Марий кумалтыш и т.д. В назначенное время никто не явился. Точка.
    Еще раз. С этими людьми республику не поднимешь с колен. Будем волочиться в хвосте России.
    В этой связи, все, что озвучено Радыгиным А.И. в статье, результат многих договоренностей и согласований и как один их выходов с кризиса марийского общественного движения. Не надо нам мешать, нужна поддержка. Кто будет вредить, останется на отшибе истории. Пагалымаш дене Кудрявцев И.М.

    • Елена Ирдуганова

      Все-таки, вроде, одни вопросы решаем, пусть даже по-разному. Согласились прийти Марнац.конгресс, Мерканаш, Саскавий, Вийар, другие знали — Яковлева, Марий кумалтыш и т.д. В назначенное время никто не явился. Точка.
      Хэхэхэ.. Смешно, ей-богу! Кто-то сидел на телефоне и уговаривал, просил, пугал желающих встретиться с Марий Ушем—потому никто и не пришел, сдается мне, не взяли и трубку, отключились, испугались. Марконгресс? они бюджетники! можете смело вычеркивать! Мерканаш— бюджетники! вычеркивайте! Саскавий, Вияр—дублируют работу домов культуры, бюджетники-вычеркивайте! В конечном итоге — нуль!
      Александров??? тут вообще вспомнилась притча Горького Данко, как один человек потушил разгорающуюся искру «кабы чего не вышло»—не орел, ваш Александров! ох, не орел!
      Марий ушем надо самим идти вперед. В Марий ушем членами являются самодостаточные люди, не обремененные подчиненностью+ регистрация религиозных организаций. И совместная работа с другими РОО в не зависимости от национальностей! современный мир диктует другие прерогативы!надо совместно работать и объединяться от имени марийского народа с РОО татар, мордвы, удмуртов, и т.д. и т.п.

  15. Аноним

    Когда наконец дойдёт до всех вас, в существующих условиях в России работает вертикаль власти. Ни один чиновник, в том числе и мари, не рискнёт что-то совершить по велению своей души. Если такой и найдётся, то он немедленно будет отторгнут системой. Ладно если его просто уволят, но может и не ограничится этим, может пострадать по полной. На каждого существует досье. Очень мало чиновников кто не принимал участие в противоправных деяниях. Чиновник возможно и рад бы совершить полезное для народа, но грехи тянут, да и страх потерять тёплое место. Так сказать повязан «кровью». Большинство чиновников не понимают, и не хотят верить, что времена меняются и они обязательно лишатся своих мест.
    НЕ МОГУТ ОНИ НЕ МЕШАТЬ. У НИХ В ИНСТРУКЦИИ ЗАПИСАН ПУНКТ, ВСЯЧЕСКИ МЕШАТЬ ЛЮБОМУ ПРОЯВЛЕНИЮ МАРИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ.
    Встречайтесь хоть три раза на дню с Александровым, Мочаевым, Васютиным, ничего вы от них не добьётесь, только время и нервы потратите. Они сегодня представляют противоположный лагерь. Это примерно как белые и красные. Вроде одной национальности, но идейно совершенно разные. Конечно они изменятся после того как режим Путина рухнет, но это уже другая история.

    • Аноним

      Пример как машина под названием «Путинская вертикаль власти» уничтожает в людях способность думать самостоятельно.
      Глава СВР РФ разучился говорить по-русски | Нарышкин показал, как он умеет мычать, булькать и сопеть
      https://www.youtube.com/watch?v=V-RPyRf1Vl8
      (комментарии подписчиков, это что-то)

      Примерно так же выглядят Васютин, Александров, Мочаев при ответах на жёсткие вопросы Евстифеева. Хотя кто такой Евстифеев для большинства простых марийцев? Какой-то судья одного из московских арбитражных судов, которого направили на кормление, и который явно на руководителя национальной республики не тянет. Подчёркиваю национальной. Возможно где-нибудь в Пензенской. или Саратовской областях и сгодился бы. но не в регионе с национальной спецификой. Для жителей республики он всегда будет варягом.

  16. Ой дай-то Бог!

    Ну спасибо Вам, как Вас называть и не знаю товарищ или господин, но, наверное, товарищ, Кудрявцев. Вы уже у нас такой ярый сторонник КПРФ и бывшей советской власти. Спасибо, что объяснили, я этих тонкостей о том, что вы пытались как-то наладить связь со Всемарийским советом и др. организациями не знал. Но Ваш Радыгин мог бы как-то и объяснить, а не обижаться и под анонимными комментариями не оскорблять людей, которые задали ему вполне резонные вопросы! Мне очень жаль, что в марийском национальном движении сложилась такая грустная ситуация, как в басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Васютин и все его «дети» в лице Мочаева, Александрова, Яковлевой и всех других, кто под них танцуют, очередной раз показали, что им по крупному счету, наплевать на общемарийское национальное движение! В чем я лично никогда и не сомневался, просто вспомнил, что и Радыгин был среди них и задал вполне резонные вопросы!
    PS. Да, кстати, мой псевдоним «Ой дай-то Бог!» был в том значении, что Ой дай-то Бог, чтобы все что ты пишешь Радыгин было-бы так!

  17. Кудрявцев И.М.

    Несомненно, Мы — Лебедь, Рак да Щука! Уже много лет. Немного истории. Взрослые люди помнят, был такой в нашей республиканской политике Эргубаев З. Как-то даже один год он был человеком года. (вот и о нем вспомнилось!). Именно по его инициативе исключили статью в Конституции РМЭ в соответствие с Конституцией РФ о знании всех государственных языков в Марий Эл. Мы в то время побежали впереди паровоза РФ, даже Зотин В. не смог препятствовать (или не захотел?). Вот тогда-то и пошли в респ.политику Маркелов, Свистунов Н., Пайдоверов В. и другие молодые, яркие и чрезмерно напористые со своими личными амбициями, граничащие порой с уголовными делами. Мы, марийцы, со своей слабой идентичностью и мягким характером, не выдержали политической конкуренции. История пошла по другому пути развития, как оказалось, по вредному пути. Политика разделяй и властвуй была и сейчас остается принципом местной власти. Для такой, прямо скажем, недалекой власти, главное показать, какие они отличные, а народ…? он вторичен. И для такой власти обязательно нужны поклонники, которые будут блюдо лизать и ботинки чистить. К сожалению, среди нас, марийцев, много таких. Свои личные интересы получить должность, кормушку, они ставят выше запросов населения. Однако, население Марий Эл понимает пагубность такого пути развития Марий Эл, когда нет согласия власть — народ, когда соц.-экон.развития нет, когда благосостояние в Марий Эл ниже низшей отметки, когда в городе ученики в 3 смены учатся, а в деревне эхом отдаются пустые улицы. Мы, общественники, не можем разрубить этот порочный узел. Но объяснять людям «что такое хорошо и что такое плохо» имеем право. В этой связи создание Совета общественных объединений Марий Эл, в котором сейчас более десятка О.О., а также создание законно конкурентного Всероссийского ОД » Марий ушем» (от чего ушли — к тому же пришли), является для марийцев, а значит, для России, правильным, полезным для народа и необходимым. Плясать, петь и бесконечно говорить об изучении марийского языка тоже надо, но есть более важнее задачи. С уважением Кудрявцев И.М.

  18. Ой дай-то бог!
    Почему Вы, если даже взяли такой псевдоним, сразу начинаете осуждать людей, которые хотят изменить жизнь марийского народа? Сразу всех перечисляете к коммунистам! Да был СССР, были коммунисты, но это не говорит о том, что Кудрявцев и Радыгин хотят вернуть историю назад.Нет, возврата назад не будет, и коммунистического прошлого не вернуть!!! Жизнь продолжается и наступили другие времена. И времена я Вам скажу не самые лучшие для России и для россиян. У власти находятся кучка наглых людей, которые пользуясь случаем прихватизировали все. А народ в регионах выживает, не считая некоторые регионы. Я ничего не скажу про Татарстан, хотя тоже есть моменты, которыми я как все недоволен, но это не зависит от Правительства РТ. Просто они не хотят выглядеть как белые вороны, уровень жизни в РТ намного лучше, чем у соседей. А РМЭ, на мой взгляд, пример того, как не должны жить люди. А передовые марийцы РМЭ хотят что-то изменить и им надо помочь, хотя с такими мыслями и взглядами Вам Дай-то бог сидеть только за печкой и гавкать как дворовая собака!!!

  19. Аноним

    Ой дай-то Бог!
    Будьте добры, не приписывайте обиженность Радыгину. Им движет вполне реальное желание изменить, насколько хватит сил.
    А остальное вы сами все видите.
    Мы тоже хотим, чтобы было так. Но хотеть — мало. Надо делать.

  20. Аноним

    а лесную дичь не приносили и не приносят в жертву в языческих и ведических религиях…

    Когда прото-мариец убил медведя — он посмотрел на небо и поднял руки и что-то произнес. А что он мог тогда произнести?

    • Аноним

      Но явно убивал медведя, если убивал, не на Агавайрем, или Семык

      • Аноним

        Всему своё время.
        Мари не надо было Агавайрем устраивать в древности.
        Он мог провести моление где считал благорассудным. Кругом леса, леса.
        Агавайрем появился после того, как отдалился лес.

        • Аноним

          И так во всех областях культуры. Надо разбираться и разбираться во всех этих привнесённых традициях из вне, если действительно черемисы были охотниками и рыболовами.

  21. Кудрявцев И. М.

    Кому-то то может показаться, что наши дипломатические встречи с рук-лем Мер кан’аш — это пустое нерезультативное времяпровождение? Не считаю так. С нашей строны предпринимались и другие попытки определенного контакта и совместных дел с Мер кан’аш и другими. Никто не может сказать, что мы обособлены, не можем идти к согласию. Не считаю также унижением и оскорблением для себя и «Марий ушем» встречаться с оппонентами, которые, может быть, игнорируют тебя. Другое дело, всему есть предел. Не хотите замечать позитивных шагов навстречу, наши дороги по разные стороны. По крайней мере, никто не вправе предь’являть нам претензии, что мы не готовы были на сближение. Мы хотим быть честнее с народом, значит — правы. С уважением Кудрявцев И. М.

  22. Пресс служба РНКА марийцев Удмуртии

    Из реальной работы. Впервые в истории Удориюмуртисториюи марийская общественность добилась издания книги «Марийцы Удмуртии» впервые сделана попытка изучить историю жизни марийцев на территории Удмуртии. 21 февраля прошла презентация книги.. Легенда марийского общественного движения в Удмуртии, именно так его называют члены молодежной организации «Ӱжара» Радыгин Анатолий Ильич, рассказал историю появления этой работы. В рамках презентации состоялся концерт. В честь Радыгина А.И. молодежный коллектив исполнил задорный молодежный марийский танец.

  23. Аноним

    Молодцы, уважили старика

  24. Очень хорошо что издали книгу, но почему-то об этом пишет пресс служба РНКА марийцев Удмуртии. Получается, Одо мари ушем и РНКА Марийцев Удмуртии до сих пор не пришли к компромиссу. Сколько это может продолжаться? Видимо необходимо ВАМ сесть за круглый стол! Вообще-то такая обстановка во всех регионах компактного проживания марийцев, в том числе и в РМЭ. Какой выход из этой сложной ситуации, может кто подскажет?

  25. Ямаков Н.И.

    Иванову И.И. Пресс-служба РНКА марийцев Удмуртии ( состоит из Легенды марийского общественного движения в Удмуртии радыгина ) как всегда занялся восхвалением своей персоны. А ведь кто вплотную занимался подготовкой долгожданной книги прекрасно знают его роль в ее подготовке. Скольким он попортил нервы, выдвигая нелепые претензии. Сколько раз собиралась редакционная комиссия… Хочется большое спасибо сказать общественникам деревень, городов, которые представили тексты и фотографии. Получилась именно народная книга.

  26. Радыгин А.И

    С днём Советской Армии и ВМФ. Комментарии интересны, поучительны. В ближайшее время представители марийских организаций, поддерживающих идею создания в Пассии организации Марий Ушем соберутся и примут окончательное решение по Уставу и руководителях возрожденного движения.. Сделан серьезный шаг в направлении объединения представителей традиционной религии. 22 февраля прошла видеоконференция, намечены реальные шаги. Решения 8 съезда марийцев Удмуртии внесли свою лепту. В регионах приняты программы в связи с Указом Президента России, объявившего 2022 год годом сохранения культурного наследия народов России. Мы внесли предложения о продолжении исследовании священных рощ. Продолжается подготовка предложений об открытии историко культурного центра марийцев Удмуртии в деревне Ныргында Каракулинского района. Поздравляем актив Марий Ушем Татарстана. В федеральную программу вошло решение о строительстве сельского дома культуры в д. Мари Суксы. Елена Ердуганова — так держать. У нее много работы, прежде всего открытие отделений Марий Ушем в районах, Совершенно правы Кудрявцев И М. И правление Марий Ушем, которые в очередной раз заявили что Марий Ушем возрождается не для поиска недругов в марийском движении и раскола. Главная задача объединиться реально а не на словах. При этом набиваться в друзья кому либо мы не намерены. Наш принцип — работать строго в рамках действующего законодательства, соблюдая права и интересы всех народов России.

    • Александр Зенкин

      Цитата: « Поздравляем актив Марий Ушем Татарстана. В федеральную программу вошло решение о строительстве сельского дома культуры в д. Мари Суксы. Елена Ердуганова — так держать. У нее много работы, прежде всего открытие отделений Марий Ушем в районах, Совершенно правы Кудрявцев И М. И правление Марий Ушем, которые в очередной раз заявили что Марий Ушем возрождается не для поиска недругов в марийском движении и раскола. Главная задача объединиться реально а не на словах. При этом набиваться в друзья кому либо мы не намерены. Наш принцип — работать строго в рамках действующего законодательства, соблюдая права и интересы всех народов России».
      Ах, Радыгин, даже в этой Вашей цитате вылез Ваш пафос и патриотизм, явно не совсем чистосердечный и лживый! А ещё и удобное «мы», примкнули, да? Как Вы мне, господин Радыгин, не нравитесь, милый мой законопослушник, как не хочется к таким набиваться в друзья!! Слишком декларативно и конфектно говорите и цитируете! Ненавижу таких! Вы почти столкнулись со мной, дедок! Не лезьте, а? Игорь и без Вас разберется! Поняли?!

      • Радыгин А.И.

        Зенинун Нравиться не нравится, терпи моя красавица. Внучек. Молод еще поучать. Вот такие бумажные деятели и есть те самые деятели с колонизированных сознанием, освоивших Балконную филисифию, вы мол работайте а я буду выносить вердикты. Как это похоже на известного персонажа из басни Крылова. Как бы не зубоскалил этот персонаж, караван идёт, процесс возрождения общероссийского общественного движения не остановить. Ох уж Зенкин, в друзья напрашиваешься? Хлопотное это занятие, ведь придется заняться реальными проблемами и только в рамках закона.

        • Александр Зенкин

          Зенинун Радыгинину! У Вас деменция или старческий маразм? У меня есть друг в Москве, он психолог, может Вас подлечить, ДЕДОК! Впрочем маразматики не способны определить стадию своего маразма..Ещё раз говорю, не пристраивайтесь к людям дела! Не лезьте!

          • Йошкар Ола

            Зенкин А. Совсем недавно благодарил Радыгина за приглашение на съезд, удивлялся как они умудряются работать, теперь же оскорбляешь его. Это не делает тебе чести. Неужто обострение, ведь на пороге весна. Хорошо что болезнь не заразная.

            • Аноним

              Только в том случае, если у вас уже выработан иммунитет на такого рода проявления. Впрочем, у большинства мари иммунитет отсутствует. Это связано с психологической травмой полученной многими поколениями мари..

            • Александр Зенкин

              Мало ли кто и куда меня приглашает, Вы на все приглашения приходите? К тому же тем более теперь ещё и выясняется, что это за люди, что не могут из-за, видимо, трясущихся рук и отсутствия памяти написать правильно мою фамилию, но да ладно, я не гордый, прощаю. но они ещё и пользуются какими-то тюремными жаргонами вроде какой-то Машки. Радыгин, за это вообще-то крепко в морду бьют! Не распускайтесь, Вы ошибётесь! Какой Вы общественник с такими лживыми и зэковскими повадками! Есть тут явно люди дела из подлинно мари, и их видно по всем этим здесь опубликованным комментариям, а Вы?.. Есть столетний Марий Ушем, хватит иных общественных искусственных и явно альтернативных образований, связанных с перестраховкой чиновников! Хватит пристраивающихся и всегда предающих!

              • Йошкар Ола

                Да уж. Понесло «философа». Прошу Радыгина А.И. не тратить свое время на пустозвонов. Народная мудрость — лают вслед, значит мы впереди. Юрилейный год должен стать годом возрождения Марий Ушем и никакой Зенкин А., надеюсь фамилию правильно написал, не остановит этот процесс.

                • Тоже считаю

                  да одного Марий ушема достаточно будет,
                  да и контролировать легче,
                  у чиновников итак голова идёт кругом,
                  а тут ещё другие появятся,
                  нахрена это нужно?

        • Аноним

          Возрождение общественного движения действительное дело непростое. И всё же на повестке дня более хлопотное дело, это восстановить верховенство (за) Конов. Без восстановления Конов взаимодействия внутри сообщества людей, любое общественное движение обречено на прозябание. Согласно Конам мироздания, не власть руководит обществом(общественными организациями и движениями), всё несколько по другому, общество(общественные организации) назначают, выбирают и руководят властью. Пока этого не все понимают.

  27. Аноним

    Пагалыме Мари калык! Илыда иквереш, Ик ой дене.

  28. Аноним

    Ик ой дене иаш келшена.
    Мый пен*гыде улам. А тый пен*гыде улат?!
    Тугеже, пырля да ончыко!

  29. Валерий

    Мут ден гына огыл а паша ден Марий калыклан илен лекташ да ял гыч туналын глава Республике марте Марий вертикальный властьым шындаш кулеш; а тидыжлан кызытсе власть ваштареш кучедалаш перна…… ужына ко тиде паша деч огеш луд. А маскам телым теле да шорыкйол тылзыште берлога гыч луктын налыныт. Тиде пагытыште маска коя лийын, межше шокшо да чучкудо лийын….. Пеле малше маска рушла ( с отекшими конечностями от сна был слабым бойцом) берлога гыч лектын куштулго добыча лийын.

Добавить комментарий