Посмотрите «Живую нить традиций»

16 ноября в Музее народно-прикладного искусства Йошкар-Олы открылась выставка работ Старокрещенского Дома ремёсел Оршанского района Марий Эл «Живая нить традиций».

Вышивка и художественная обработка дерева занимают особое место в традиционной культуре марийского народа. С целью обеспечения условий для сохранения, возрождения и развития традиционной материальной культуры народа мари на территории Оршанского района Республики Марий Эл в 2018 году создан Старокрещенский Дом ремёсел.

Одним из направлений работы этого Дома ремёсел является изготовление сувенирной продукции, что является немаловажным фактором в работе учреждения культуры в области продвижения и развития марийских народных промыслов.

На выставке будут представлены произведения декоративно-прикладного искусства в техниках резьбы по дереву, вышивки и ткачества. Изделия выполнены в традиционных формах и современных прочтениях, что, действительно, можно образно назвать живой нитью традиций. Авторами работ являются мастера М. Г. Куликов, С. Е. Гаврилова, Л. В. Демьянова, И. А. Помыткин.

Выставка «Живая нить традиций» экспонируется в Музее народно-прикладного искусства до 26 февраля 2022 года, пишет Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева.

MariUver

4 комментария

Filed under Новости, Фотоальбом

4 responses to “Посмотрите «Живую нить традиций»

  1. Илья Бирский

    Сегодня, 21 дек. 2021 г. — день зимнего солнцестояния. Поздравляю всех потомков древних мари с этим праздником их предков, который назывался Шочн-Йол. Древним мари русские присвоили экзоэтнонимы «меря», «мурома», «черемисы». «Меря», «мурома», «черемисы», «восточная черемиса» вносили в этот день ветки ели, сосны, чтобы они своими колючками отпугивали нечисть, которая якобы разгуливалась в эту самую длинную ночь. Отсюда, с названия марийского праздника «Шочн-Йол», название ёлки. Чтобы нечисть не узнавала людей, люди рядились, ходили ряжеными. Отсюда современные балы-маскарады. Главными, почётными лицами в празднике были Кугу-Оза (марийский князь) и Вашлийше-кува (Вась-лий кува, бабка-повитуха). Отсюда образы современных Деда Мороза и Снегурочки. Праздник назывался «Йол», потому что с этого дня устойчиво действовали зимники «йолы» — торговые пути- дороги по замёрзшим рекам и болотам. Это было важно для древних мари, т.к. они были не только земледельцами, но и торговцами и ремесленниками. До сих пор в Марий Эл главную артерию Волгу называют «йол», но не понимают уже, почему её так назвали предки. Руш умшаш ончен илен, шке пайремыштымат монденыт. Шочн-Йол пайрем дене!

  2. Аноним

    Вот Илья Бирский дает!
    Я бы ни в жисть не кумекнул бы, не додумался бы…

  3. Аноним

    Молодец улат Илья.
    С праздником Йол.

  4. Илья Бирский. Про Шочн-Йол (продолжение)

    Ходили ряженые, заходили в избы, Кугу-Оза и Вась-лий кува поздравляли народ с праздником и высказывали добрые пожелания, чтобы уродились хлеба, шли дела в гору и т.д. А какой праздник без детей? Ребятишки носились по селу, кричали «Шочын Йол!» и требовали подарки. Конечно же, Кугу-Оза не мог не реагировать, он считался имущим и дарил малышне подарки. Отсюда повелось, что Дед Мороз нынче тоже раздаёт подарки. А бабки-повитухи в марийских деревнях были самыми уважаемыми женщинами. Конечно, она сопровождала ряженого Кугу-Оза, помогая ему встречать праздник — встречать рождение нового календарного года, ведь она на то и Вашлийше-кува. В старину и в западных регионах говорили «вась-лияш», поэтому она Вась-лий кува. До сих пор русские потомки западных мари употребляют слово «вась-вась»(ваш-ваш). Вот этот переход «-с» на «-ш(ж)» в марийских диалектах весьма замечен: у нас, у лугово-восточных мари «кож», а западнее был «кос(з)». Поэтому отсюда названия Кострома и Костома (кож-маа — кожан мланде) и Гусь-Хрустальный, Кусский сельсовет и даже «куськина мать» оттуда же (то есть марийская женщина). У западных мари священным деревом была ель. И поэтому тоже ели придавалось особое значение, внося её в дом. Ель — кож не только отпугивала нечисть, но и украшала дом, а в праздник Йол и её украшали, и она становилась «йол-ка». Хоть название праздника «йол» — зимние пути-дороги, но по смыслу эта дорога вела ещё в новый календарный год. А официальный новый год в старину начинался раньше, с появлением льда в водоёмах, поэтому по-марийски «у ий». С Петра1 произошло приятное совпадение — календарного нового года Шочын-Йол и официального У-Ий. Праздники не помешают — веселиться тоже надо. У самом длинного всероссийского празднике Новый год плюс Рождество — древнемарийские корни от Шочн-Йол и У Ий, и красуется священное дерево западных мари «кож», украшаемое к празднику «йол» — ёлка. А у современных мари, как в игре «сломанный телефон», произошло лишь искажение слова Шочн-Йол в «шорыкйол», но бедные овечки к празднику никакого отношения не имеют, разве что применение их шкурок в тулупах ряженых и как вкусная баранина к праздничному столу.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ