Калмаш кӱсото становиться центром духовного притяжения

Kalmash_kusoto_04

15 августа в деревне Калмаш Калтасинского района Республики Башкортостан прошло традиционное марийское моление в честь нового урожая хлеба – Угинде кумалтыш. На праздничный обряд приехали марийские жрецы – онаеҥ из разных районов Башкирии: Калтасинского, Дюртюлинского, Янаульского, Краснокамского, Балтачевского, а так же из города Казани.

Хочется надеяться, что на следующий год, сюда на моление приедут представители и из других районов: Мишкинского, Бирского, и многих других, Калмаш кӱсото становиться центром духовного притяжения. Именно из этого места началось активное возрождение марийской веры – чийӱла в Республике Башкортостан. А теперь, немного подробнее.

Деревня Калмаш расположена недалеко от села Калтасы, который, является центром Калтасинского района. В этой деревне родился и жил первый верховный карт Башкортостана Шамыкаев Шамрат Шамыкаевич. Нельзя сказать, что он в свое время был единственный сильный онаеҥ, были и другие, и возможно даже знали и умели больше чем он, к слову можно вспомнить Юрия Андрашева, который в свое время тоже внес большой вклад в развитие марийской веры.

Особенность же подхода Шамрата Шамыкаевича основывалась на ясном понимании, что без религиозного обучения молодежи невозможно сохранить саму религию для будущих поколений. Поэтому почти в каждой публикации в газете, во время каждой встречи с людьми он говорил о необходимости учить молодых картов. Сейчас, дело, начатое Шамратом Шамыкаевичем продолжает его ученик, действующий верховный карт Башкортостана, Геннадий Павлович Пастиев. Теперь уже у него более 30 учеников.

Во время моления в Калмаш кӱсото было принято решение, сделать это моление ежегодным в знак уважения и как дань памяти мудрому наставнику и учителю, первому Верховному Карту Башкортостана Шамрату Шамыкаеву. Кроме этого, после моления появилась новая добрая традиция, поощрять лучших картов и наиболее активных талантливых учо (учеников). Эту традицию в этот раз открыли вручением именного удостоверения священнослужителя марийской религии, главе общины «Марий кумалтыш» Дюртюлинского района Георгию Алексеевичу Ганееву. Он один из самых первых учеников Геннадия Павловича, кто полностью самостоятельно проводит моления. К своей деятельности относиться очень серьезно. Много уделяет внимание развитию традиционной религии мари – чийӱла в своем районе и не только в своем. Всегда готов помочь другим картам в проведении обрядов.

Религиозная жизнь не ограничивается только молениями в священных рощах, поэтому Георгий Алексеевич проводит марийские обряды на свадьбах и во время строительства нового дома. Дом после этого становиться жилищем наполненным добром и уютом, защищенным от всяческих природных явлений. Семья после такого обряда становиться крепкой и дружной, дети в ней уважают старших, а старшие помогают младшим. Ведь так было всегда, в этом суть духовной традиции, которая соединяет поколения. Несмотря на то, что Георгий самый молодой из картов, он очень целеустремленный и настойчивый, в решении любого вопроса всегда стремиться докопаться до самой сути вопроса. Пожелаем ему дальнейшего успеха. Чем больше у нас будет таких талантливых и активных молодых людей среди марийских жрецов – онаеҥ, тем более плодотворно и успешно будет развиваться сама марийская вера – чийӱла.

Конечно, любое моление — это, прежде всего, для людей живущих здесь. О них тоже хочется сказать отдельно. В д. Калмаш моление не проходило 6 лет и люди очень ждали этого дня. Видно было, что у них накопилось в душе и вопросы и просьбы. Как всегда, просили здоровья, доброго урожая и еще много-много вопросов, у каждого свои вопросы. Моление, каждого пришедшего человека наполнило душевной теплотой, подлинно божественной благодатью. Под конец моления, в глазах каждого сияла, реально сияла благодарность.

Живя в большом городе, иногда слышишь вопросы: а нужна ли религия, нужен ли родной язык, нужно ли носить традиционную одежду и зачем вообще нужно готовить традиционную кухню? Эти вопросы есть там, в городе или в интернете, а когда попадаешь на такое моление в небольшой деревне, напрочь забываешь про, такого рода вопросы, они отпадают из-за ненадобности. Здесь, на святом месте, на лоне природы, в священной роще – кӱсото всё, абсолютно всё важно, нужно и всё на своем месте. И язык, и вера, и молитвы, и традиционная одежда с вышивкой, и ритуальная еда. Здесь нет ничего лишнего и главное – здесь нет суеты. Наверное, поэтому наши молитвы доходят до Ош поро кугу юмо и он находит время и возможности исполнить их.

Виталий Головин

Источник: Чимари юмынйӱла

7 комментариев

Filed under Новости

7 responses to “Калмаш кӱсото становиться центром духовного притяжения

  1. Анатолий Атнашев

    Поро паша.
    Поро пашалан ЮМО полшен шогыжо.
    ЧИЙӰЛА — ЧИМАРИ.
    Чимари-влак шукемыт гын, калыкнат ик ойан лиеш. Икте-весылан полшен илаш куштылго лиеш.
    Я за возрождение ЧИЙӰЛА.
    Этой, нашей вере не одно тысячелетие.
    ЧИМАРИ-влак шкенан йӱланам, кумалме вернам возродим!!! .? ??

  2. Аноним

    Молодцы эрвел-мари. В Марий Эл, к сожалению, такого позитивного движения не наблюдается.

  3. Илья Бирский

    Икiмшэ гана, але угiчiн у жапiштэ кумалтiшвлак Мишкан районiшто 90-шэ ийлаштэ эртаралтiнiт: ондак Ку’рзэ воктэнэ, вара Т,iмбайiштэ, кумiшiжла кугу кумалтiш эртэн Озёркаштэ, и Мишканiштэ иканаштэ эртаралтiн марий кумалтiш нэргэн межрегиональный семинар. Тушто мiят лийiнам, Марий Эл гiчат лийiнiт, Урал гiчат лийiнiт. Сандэнэ манаш ок ку’л, пуйто кiзiт вэлэ чiла икiмшэ гана эртаралтэш. Просто Калтаса вэлвлак кiзiт вэлэ ижэ «помiжалтiнiт».Ю. Адрашевiм мондэн огiдал, тидiжэ сай. Пу’ро’-Мишкан вэлнэ ту’н’ организатор Пу’ро’ Марий ушем лийiн гiнат, онаен’ Ю.Адрашев лийiн. Ю. Адрашев Пу’ро’Марий ушемiн шогалтiмэ ту’н’ онаен’ыле. Шамратов дэнэ кэлшiмiжэ нэргэн, Калтаса вэлiш миен коштмiжо нэргэн тоже ойла ыле. Ю. Адрашев нэргэн Ю. Артамонов «Юмiнэргэ» ойлiмашiм возэн.

  4. Аноним

    Чын, Ош Поро Кугу Юмылан у:шане-энертен илыман! Калмаш да моло вереат тидым, шижам, умылат, палат. Юмо полшыжо!

  5. Аноним

    Угинде кумалтыш — тыгай ожно эртаралтын мо Башкирий кундемыште?

    • Илья Бирский

      Пэш ожнiсiм палiшэ, вэкат, н,иго’ укэ. Эсогiл мiйiн палiмэ шон’го карт кугiзавлак да молат, ожсiм палiшэ поколений, колэнiт. Чаманаш вэлэ кодэш, нунiн палiмiм возэн налмэ огiл. Ю. Адрашев потомственный онаен’ ыле да чiла пала ыле, да у’мiр лугiч колiш. Тунарак кугун палiшэ Пу’ро’-Мишкан кундэм гiч Емельян Аптреев вэлэ, вэкат. Тудо Благовещенск олаштэ ила. Кажнэ гана кочкаш шичмэ год’м шон’говлак тiгэрак пэлэштат ыле:»Высмылла, Ош Поро Куго Юмо, пэркан ыштэ», але икiмшэ гана да у урожай гiч ыштiмiм пурлмо годiм:»Тошто умша, у кочк’ш, пэркан л,ийжэ». Кумалтiш мут, конешне, л,ийiн. У урожай, у кочк’ш — кугу событий. У кочк’ш кумалт’шлан чiла вэрэ ку’сотiш кайм’жэ ок ку’л, вэкат. Общественный кумалтiш вэр’штэ, кумалт’ш по’ртiшто’, але иктаж-ко’н, родо-шочшiн сурт’што погiнэн, эртараш лиеш. Тошто эрвелмарий комбо пайрэмiштэ тоже ондак кумалтiш мутiм пэлэшташ лачэш толэш. А су’ан годiмжо посна действий, кумалмаш уло, кудiжiм южо вэрэ «сукiмаш» манiт. Тушко онаен’м у’жмаш эн сай лиеш. Палэмдiмашвлак эрвэлмарий чий йу’ла радам гiч. Эрвэлмарийiн «высмылла» манмаштэ тоже н,имо удажэ уке, т,идiжэ «юмiн вэлтiк» манмаш вэлэ лиеш.

Добавить комментарий для Илья БирскийОтменить ответ