«Марий ушем» поставил памятник известному мари

s_gcKl59gFc

Лайд Шемйэр в соцсети «ВКонтакте» и на странице общественной организации «Марий ушем» предлагает репортаж с открытия памятного камня Ивану Шигаеву «Кровавое небо 1937-38 гг. и чистое небо над головой – навсегда». Ниже приводим текст, фотографии и видео с мероприятия.

18 июля всё-таки состоялось открытие памятного камня – чапкӱ, посвященный видному марийскому общественному и государственному деятелю Ивану Антоновичу Шигаеву. Памятное место открыто на его родине – в деревне Шӱргӧял Советского района Марий Эл.

Открытие было поистине торжественным. Как сказал один из марийских поэтов, марийский праздник в белой одежде – это больше, чем праздник. Собралось в общей сложности более сорока человек. Серди них – большое количество родственников Ивана Антоновича, соседи по деревне, члены «Марий ушем» («Союз мари») из нескольких районов, гости из дальних регионов, как например, из Сургута и некоторых других городов…

Для заголовка своего небольшого репортажа я оставил бы это же название. Хотя, используя этот эпитет «кровавый», политический по окраске, я как мариец, нарушаю некоторое миропредставление родного народа. Для мари-человека небо всегда чистое и ясное. Если даже пасмурное, для сельского жителя – это в первую очередь «Юмын игече», т.е. божья природа. Не зря же у марийцев небо ассоциируется с Богом… Да простят мне невольное сравнение трудностей тех кровавых лет с «кровавым небом».

А СЕГОДНЯ НЕБО БЫЛО НЕВЕРОЯТНО ЯСНЫМ

Будто совместно с настроением собравшегося народа, совместно с сооружением памятника И.А.Шигаеву посмотрело это небо на эту полуисчезающую деревню с особенной теплотой и даже надеждой, что всё может измениться к лучшему.

Все это понимали и думали об одном: да, всё может измениться к лучшему. Но это лучшее не придёт само по себе, для этого стоит потрудиться, как это было сделано при сооружении Камня почёта И.А. Шигаеву. Об этом было сказано на открытии немало тёплых слов и с надеждой на будущее.

В ЭТОТ ДЕНЬ ДЕРЕВНЯ БУДТО ДЫШАЛА…

И дышала в один такт с собравшимся народом.

Ведь люди «Марий ушема», родственники И.Шигаева, соседи по деревне приложили немало усилий, продумали этот праздник до мелочей. И всё это происходило душевно, воодушевлённо, хотя почти каждый с сожалением говорил о прерванной жизни такого марийца, достойно взвалившего на свои плечи бремя спасения голодающих, как продкомиссар в годы «голода в Поволжье», становление МАО, профессорская должность, работа в Академии Наук СССР в должности учёного секретаря… И расстрел в 1938-м…

Немногословны были родственники в своих речах. Внучка И.Шигаева, Галина Фёдоровна Печкарёва, педагог, как и её мать Елизавета Ивановна, подчеркнула роль Ивана Антоновича в истории марийского народа, выразила благодарность, что восстанавливается справедливость, а молодое поколение родственников будут помнить и чтить его. Сноха Лидия Ивановна, жена внука Валерия Николаевича Шигаева, сама активно участвовавшая в создании этого памятного места, также не могла скрывать своей радости. В её глазах и словах искрились слова благодарности за то, что по достоинству возвращается доброе имя Ивана Антоновича. И в этом благородном деле активно участвовали многие.

Удивила своей задушевной речью неожиданно попросившая слово студентка, молодая девчонка (прошу прощения, не успел записать и запомнить её фамилию и имя. Подскажите, кто знает). Она – праправнучка И.А.Шигаева.

ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО: ПАМЯТНИКИ, МЕРОПРИЯТИЯ?..

Никто не осмелится сказать, что это «пир во время чумы». Нет! Это – дань памяти! И очень своевременное действо.

Торжественное мероприятие открыл председатель правления МРОО «Марий ушем» («Союз мари») Игорь Михайлович Кудрявцев. В своей речи на марийском и русском языках ещё раз подчеркнул значимость Ивана Антоновича Шигаева в марийской истории. Выразил слова благодарности многим и многим людям, которые оказывали содействие. Среди них – директор Коркатовского горного карьера Саркис Камоевич, руководитель местного крестьянского хозяйства Станислав Сергеевич Михайлов и другие. Всё это влилось в общее дело. Особые слова благодарности родственникам И.Шигаева и соседям. Люди внимали ему, так как они прекрасно знают, что Игорь Кудрявцев человек слова. И за его плечами уже известный культурно-исторический комплекс «Чоткар Патыр» в Корамасской стороне Волжского района. А впереди – большие планы «Марий ушем» по увековечению памяти наших славных личностей. Он ещё раз подтвердил, что сегодня открывается достойный мемориал к 130-летию нашего знаменитого земляка И.А.Шигаева. И это делается впервые в марийской истории.

Слово предоставили одному из старейших членов «Марий ушем» Николаю Унженину (он также член правления, активно участвовал в сооружении мемориала). В своих образных словах он отметил, как создавался этот мемориал. Далее провели обряд по марийской традиции карты из Йошкар-Олы Виталий Танаков и из Мари-Турекского района Михаил Айглов. Из числа ветеранов «Марий ушем» выступила Римма Григорьевна Катаева. Завершила она своё выступление прекрасной марийской песней. Уверенно прозвучали слова нашего молодого члена «Марий ушем» Виктора Новогорского, который выразил уверенность, что такие практические дела вдохновляют молодежь также создавать своими руками. Главное, он озвучил мысль, что молодежь Марийского края готовит себя к достойной смене, что такие великие люди, как Иван Шигаев и другие, вдохновляют молодую марийскую элиту получить серьёзное образование и стать крепкой сменой.

И ЧТО ДАЛЬШЕ?..

Часто мы завершаем свои материалы подобным вопросом. Дело в том, что такие проекты – это не единичные мероприятия «Марий ушем». С подобным проектом в ближайшее время марийушемовцы планируют «вернуться» в Моркинский район. Дело в том, в этом районе следует ставить подобные памятники двадцати нашим знаменитостям. К сожалению, установлено только в трёх деревнях. Далее – Медведевский и другие районы. Выступающий далее член «Марий ушем» из Мари-Турексого района Валерий Степанович Ешметов отметил, что позор, что до сих пор в районе не установлен никакой памятник первому марийскому Академику Василию Петровичу Мосолову (в то же время он начинал свою деятельность как активный марийский общественник). Да, в планах «Марий ушем» это было, но одной общественной организации не под силу всё подряд и одновременно. Тем более, только на общественные деньги и средства родственников.

ВОПРОС В СВЯЗИ СО 130-ЛЕТИЕМ ИВАНА ШИГАЕВА

20 октября 2021 года у этого мемориала будет мероприятие. И скорее всего, с привлечением школьников и молодежи. Время покажет.

А тем временем, как мы поднимали вопрос на планёрке в администрации Советского района во время рабочей встречи по организационным вопросам представителей «Марий ушем» и районных чиновников весной этого года, наверняка районные и местные власти постараются увековечить память о И.А.Шигаеве в селе Ронга (присвоить имя Шигаева школе…) и в райцентре, в посёлке Советском. Для этого требуется не так много: в Советском назвать аллею именем И.А.Шигаева и поставить там бюст, например.

Если общественная организация «Марий ушем» справилась со своей поставленной задачей сполна и с честью, надеемся, что и власти достойно встретят 130-летие Ивана Антоновича Шигаева.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВИДЕОРЕПОРТАЖ

Открытие памятного камня – чапкӱ Ивану Шигаеву состоялось 18 июля 2021 г. в деревне Шӱргӧял Советского района.

Иван Антонович – достойный сын марийского народа, талантливый общественник и выдающийся государственной деятель, член ВЦИК, профессор, учёный секретарь Академии Наук СССР.

«Марий ушем» очередное своё достижение посвятил 100-летию Марийской Автономии.

Как происходило на открытии – вы можете ознакомиться в первой части.

Выступает Игорь Кудрявцев:

Николай Унженин:

Онаеҥ Виталий Танаков:

Онаеҥ Михаил Айглов:

Разрезание ленты, открытие:

Родственники Шигаева:

Галина Печкарёва:

9-ое видео:

Лайд Шемйэр (Владимир Козлов),
Член правления «Марий ушем»,
директор музея-комплекса «Ару Элнет» («Чистая Илеть»)

Фото и видео автора

Источник: Марий ушем

68 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом, видео

68 responses to “«Марий ушем» поставил памятник известному мари

  1. Ямаков Н.И

    Сай паша ышталтын. Марий ушем активист-влакын проектышт почеш да тугак калыкын полшымыж ден Иван Шигаевын лӱмжым у кӱкшытыш нӧлталмыланда пеш кугу тауым ойлымо шуеш. Марий калыклан кӧ сай пашам ыштен — чапле кӱым шындыманак. Кызытшым кӧ тиде пашам наҥгая, полшенак шогыман. Одо Мари Ушем увертара: мемнан кундемыштат пагалыме еҥ-влак улыт — тоже шонена тыгай пашам тӱҥалаш….

  2. Марий ушем хоронит марийский народ?

    Марий ушем видимо окончательно решил похоронить марийский народ… Поскольку он занимается только установлением памятников марийцам… Конечно, это прекрасно, что вы помните о знаменитых мари. Но вот поставив памятник кому-то, или даже открыв Культурно-исторический центр Чоткар патыр, вы обрусевших марийцев в марийцев не превратите. Извините, Кудрявцев йолташ для начала сами грамотно по-марийски научитесь говорить! Уж не говоря о том, что Вы Ваших детей и внуков марийскому не научили!!! Какой Вы марийский лидер? ***
    Займитесь своими собственными семьями, детьми, внуками, научите ИХ МАРИЙСКОМУ!!! БЕЗ ЭТОГО НЕТ БУДУЩЕГО У МАРИЙСКОГО НАРОДА, хоть вы тысячи памятников установите!
    Не памятниками надо заниматься, а тем чтобы в марийских семьях детей учили марийскому, чтобы в школах детям-мари марийский язык преподавали, как минимум, как родной. А желательно добиваться преподавания на марийском языке, открывать марийские лицеи!

    • Елена

      какое примитивное мышление! пищите. товарищ, не по адресу! это вам надо к власти претензии предъявить!в вас в республике целые институты занимаются изучением и рапространением марийского языка! республика ваша называется МАРИЙ ЭЛ! молодцы, мари ушемовцы! ПАМЯТЬ берегут народную! а что вы сделали для своего народа, о ком так печетесь?

    • Аноним

      Сколько лет об этом говорится на данном ресурсе, и что? Воз и ныне там. Хоть бы на немного положение с обучением марийскому улучшилось? Ведь нет. Скорее ухудшилось. Если ситуация не улучшается, значит необходимо подходить к решению данного вопроса по другому. Одними призывами здесь не обойтись. Вопросами обучения марийскому требуется заниматься на государственном(республиканском) уровне. На голом энтузиазме данную проблему не решить. Что касается обучения марийскому в семье? Обучать марийскому необходимо с детского возраста. Взрослых детей обучить намного сложнее. Для этого необходима определённая заинтересованность обучающегося, или необходимость. На сегодня нет ни того, ни другого. Как вы предлагаете обучить марийскому взрослых детей? Силой заставлять, или голодом морить? Или может выгонять из семьи, из дому? Перестаньте заниматься демагогией, и переливать пустое в порожнее. Эта проблема не решалась десятилетиями в республике, а вы хотите её решить своими призывами? А памятниками занимаются по причине, что пытаются хоть что-то совершить для своего народа, на что хватает сил и финансов.

  3. Аноним

    Ишь, вы, какие вы все умные!
    Молчать, так десятилетиями можете язык прикусить и не мычать.
    А если кто-то из общественников достиг определённого результата, например, поставил Чапку* невиданного доселе образца — кто-то один из тысячи, сразу готов набрасываться.
    Слушай, «похоронщик» ты несчастный, оценка тебе — нуль без палочки.
    Учи ты в своей семье детей марийскому. Я тебе не запрещаю.
    Заткни свой рот несчастный, и не мычи на Кудрявцева.
    Без тебя хватает мычил-чиновников.
    А ты, если такой уж умный, выложи свои драгоценные советы, как сохранить марийцев марийскоязычными.
    Открывай марийские лицеи, добивайся преподавания на марийском!..
    Кто тебе мешает подать голос, встать грудью за марийский язык? Твоё бессилие человека-одиночки, домашнего теоретика или еще что-то другое?
    Если я не прав, жду от тебя через дня три-четыре твою теорию по воспитанию марийских детей в современной действительности на марийских реалиях.
    С чем не согласен? Давай, гони теорию, если такой уж продвинутый.

  4. Сергей Никитин

    Марийские памятники — это поля, леса, луга, родники, деревни с марийскими названиями. Мы — народ пахарь и охотник. Но у нас есть и ученые и управленцы и генералы, и поэты и писатели. которым надо ставить памятники. Молодцы, Марий Ушем!

  5. Аноним

    А что не так сказал автор под ником «Марий ушем хоронит марийский народ?»???
    Есть в его словах зерно истины-а вы накинулись на него, как ***. Умейте слушать друг друга и уважать. А то ишь, как вас бомбануло-как только человек свое мнение высказал. Неправильно это-рты затыкать тем, кто свое мнение высказал.

    Власть ругаете, что к народу не прислушиваются. А вы-то чем лучше?

  6. Кресты для мертвых

    Церковь всех похоронил везде ставят кресты, кресты ставят только для мертвых, для живых они не нужны.

  7. Аноним

    Зерно истины — это слова анонимов — нужно воплощать в жизнь через государственные программы. А не потакать общественников без повода. Здесь изначально речь была об установке камней памяти. В этом — большие успехи Кудрявцева и «Марий ушем».
    А ты начинаешь троить — смешивать и перевести разговор.
    Вот в чем неправы господа анонимы.
    Кто-то правильно подметил — в большей степени за сохранение родных языков многонациональной страны в первую очередь ответственна страна. Пока не о родителях речь. Про родителей и всей ситуации вокруг языка — не здесь.
    Здесь планируйте, где очередной Памятный камень поставить и кому. На какие средства. Быть просителем или собрать народные деньги.
    Просить или заставлять чиновников?!
    И т.д.
    Вот о чем тут речь должна. А нестроптивого коня, т.е. Анонима того, одёргивать надо. И резко не вредно.

  8. Государство ваших детей мари не сделает

    О чем вы ребята? Государство ваших русскоязычных детей марийскояычными НУ НИКАК НЕ СДЕЛАЕТ! Разве, что их не заберут в интернаты и с ними исключительно будут говорить только на марийском языке и преподавание 100% будет на марийском. Что в современной России даже немыслимо. Государство может (и должно) помочь вашим детям освоить литературный марийский язык, узнать историю, культуру своего народа. Но сейчас государство РФ в этом не заинтересовано абсолютно, скорее наоборот, хочет превратить всех в русских.
    Родной язык детям могут передать ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ! Количество марийцев сокращается, потомучто вы своих детей и внуков марийскому не научили, не требуете преподавания марийского языка как родного в школах!!!
    И если мы не изменим такое отношение родителей к своим детям и родному языку, марийский народ ожидает вымирание!

    • Аноним

      Государство и не должно из русскоязычных детей делать марийскояычными. Государство(республиканские власти) должно создавать условия обучению марийскому, начиная с детского сада. Хотя бы как в Татарстане.
      Все детские сады Татарстана получили новую азбуку на татарском языке
      https://trt-tv.ru/news/vse-detskie-sady-tatarstana-poluchili-novuyu-azbuku-na-tatarskom-yazyke/
      И если мы не изменим республиканские власти, соответственно не поменяем отношение родителей к обучению своих детей родному языку. Чтобы молодые люди изучали литературный марийский язык, узнавали историю, культуру своего народа, необходима воля руководителей республики. Только республиканские власти могут изменить ситуацию. Но для этого нужно, чтобы республиканские власти выполняли волю народа, а не Кремля. Это так просто, и одновременно сложно.
      Глава 1. Основы конституционного строя
      Статья 3
      1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
      2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
      3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
      4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

  9. Государство ваших детей мари не сделает

    «Государство (республиканские власти)»
    Республиканские власти всего лишь выполняют волю федеральных властей, не надо сводить все всего лишь к республиканским властям. Государственная политика России и его президента Путина такова! Он сделал языки нерусских коренных народов ненужными в стране. Именно Путин пытается ликвидировать национальные автономии, забрал у нац. республик даже малейшую автономию, свёл к минимуму преподавание родных нерусских языков.
    При такой нац. политике русского государства марийцам остаётся надеяться только на свою семью! Каждый мариец должен понять, что именно от него зависит будущее нашего народа. Если мы в своих семья добровольно своих детей, внуков изначально будем учить только русскому языку, то это верная дорога К СМЕРТИ МАРИЙСКОГО НАРОДА!

  10. Аноним

    Мы здесь обсуждаем Памятные камни, уважение и почтение славных страниц истории.
    А обычные разговоры о языке — без результата — контрпродуктивно, как говорил мой знакомый фсб-шник (т.е. кгб-шник). В его тоже помните.
    Что вы пишете, мы давно прошли.
    А кто с вами спорит? Да никто. Смысла нет.
    Чтобы навалить только на родителей — это «верная дорога К СМЕРТИ МАРИЙСКОГО НАРОДА!».

    • Государство ваших детей мари не сделает

      Я с уважением и с почтением отношусь к Игорью Кудрявцеву и «Марий ушем» в плане установки памятных камней. Но сваливать всю вину на государство, что его дети и внуки В ЕГО СЕМЬЕ не говорят по-марийски на государство, выглядит как-то странно и непонятно… Я не сваливаю вину на родителей, а писал что вина в политике государства РФ и его президента. Именно он сделал марийский язык ненужным. Да это государство не хочет, чтобы вы говорили со своими детьми на марийском. И многие пошли на поводу политики этого государства и сделали ненужными наш марийский язык и в своих семьях — не научили своих детей и внуков марийскому!
      Если родители-мари не изменят свой образ мышления и отношение к языку, прежде всего в рамках своей семьи, марийскому языку НЕ СОХРАНИТЬСЯ!!!

  11. Аноним

    «Чем я лучше власти, которую ругаю»?
    Да хоть тем, что я наголову выше их. А памятный камень Ивану Шигаеву два раза выше, чем я.
    Это отлично!

  12. Илья Бирский

    Как только от власти отстранили коммунистов, которые были за интернациональную дружбу и развитие народов, ко власти пришли шовинисты. Их цель изначально была известна — русификация нерусских и господство русских. Это партия «Единая Россия», само название говорит за себя. Такая партия впервые была создана Колчаком, в Гражданскую войну. Он был за «Единую Россию», без всяких автономий и национальностей. Тогда Колчак проиграл, а сейчас колчаковская идеология шовинизма победила. Большинство марийцев голосовали за «Единую Россию», то есть за шовинизм, за то, чтобы марийцев и марийской автономии не было. Разве этому не верите? Да посмотрите, кто у вас депутаты! Да хотя бы Наташа Пушкина! Вы же её любите? А она ведь депутат от «Единой России», должна претворять в жизнь политику партии — русификацию нерусских. Или гляньте автономию марийцев вне Марий Эл. У них тоже лидер Яковлева от «Единой России». Неужели люди такие глупые, что не знают, что делает правая рука, а что левая? Мир праху Бикмурзина, он прямо сказал, что цель этих марийских лжедвижений — уничтожение марийских националистов, и всегда сидел в Йошкар-Оле на почётном месте. Нельзя быть двуличными. В конце концов, это грех, ложь, обман — это грех, если даже сами себя обманываете, а если и соседей — тем более. Такой же великий грех — не научить своих детей языку своих предков — языку, который дан Богом. Если жрецы не повторяют эту истину в молитвах, то тоже двуличные. Люди, не грешите, если хотите остаться чистыми «ош марий».

    • Марийцев уничтожили твои коммунисты, Бирский

      Марийцев, вообще-то уничтожили твои большевики, коммунисты и их советская власть. Формальная автономия марийцам и др. нацменьшинства большевиками была дана, чтобы привлечь к себе нац. меньшинства новой Советской России после вашего большевистского переворота в октябре (ноябре) 2017 г. Поскольку крестьяне и нацменьшинства большевиков не поддерживали, как впрочем и I Съезд народа мари.
      Ликвидацию безграмотности в России, и среди мари, объявили потомучто, хотели промыть мозги народу своей большевистской пропагандой. Поскольку мари не владели русским, сначала пришлось это дело на марийском. После, как мари освоили русский, перешли на русский, перевели систему обучения на русский. Но мозги марийцам коммунисты промыли основательно, это видно по твоим комментариям. Именно советская власть уничтожила основу марийского народа — крепких крестьян, записав их в 20-30 г.г. в кулаки, репрессировав их. После относительной свободы в 20-х г.г. твои коммунисты выявили самых лучших, ярких представителей марийской нации, и в 30-х годах их уничтожили во время сталинских репрессий. После 60-ых продолжилась политика русскификации, превращения марийского народа в «единый советский народ». Разумеется этот «советский народ» должен был быть русскояычных. Так что современная российская путинская власть продолжает эту политику!!!

      • Илья Бирский

        Факты говорят об обратном. В СССР мари обрели свою государственность и развивались как народ. Оно было неравномерным, были репрессии 1937 года, но эти репрессии были осуждены самими коммунистами, все расстрелянные были реабилитированы и никто не ставил в сомнение национальное развитие нерусских народов. Нынешнее руководство России — это такие же антикоммунисты, как этот комментатор-антикоммунист выше. О шовинизме антикоммунистов говорят их действия и документы, антинациональные законы, «Русская доктрина» и пр. В России запрещены партии нерусских народов, то есть заниматься политикой, создавать партии могут только русские. Если в «Единой России» ярые шовинисты, то надо искать приемлемый вариант. Приемлемлемым вариантом как раз является сотрудничество с левыми силами. Надо добиваться, чтобы компартия признавала равенство народов в своих программных документах и защищала интересы нацменьшинств. А что предлагает здешний комментатор-антикоммунист? Кроме словоблудия, ничего. И словесный блуд его явно не помогает марийцам, а вредит.

        • мари обрели свою государственность ????

          В чём она выражалась?
          В ускоренной руссификации!
          Расстрелу марийской интеллигенции!
          Именно благодаря вашим братанам марийский народ доживает
          практически свои последние дни!
          Потом у что во власти люди с промытыми мозгами в ссср.
          Всё только для себя, на народ плевать!
          Дуб орех или мочало начинаем всё сначала?
          ваши как дали так и заберут, не будьте дураком !!!!
          у них это не застоится, разве не так ?

        • были репрессии 1937 года

          “были репрессии 1937 года, но эти репрессии были осуждены самими коммунистами, все расстрелянные были реабилитирован”
          ~
          Бирский давай мы тебя расстреляем, а затем реабилитируем ?

    • коммунисты были за интернациональную дружбу ????

      Брехня-с !!!!
      Дружба на условиях РУССКОЙ!!!! тоталитарной!!!! системы !!!
      Все соц.страны как только ЧУТЬ-ЧУТЬ ослабили тоталитарную систему после такой “дружбы”? попросились в нато для защиты
      от ссср, эта дружба и сейчас происходит, вот очередной дворец
      “Дружбы народов” ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ достраивается, вам коммунистам только радоваться остаётся, а вы всё плачите!

  13. Аноним

    Это кто, коммунисты плачит?
    А мы сапсим ни плачим.
    Нинаде, не плачите. Нинаде.

    • Нинаде

      Пожалел бы ресурс (читателей)!
      прежде чем, свою болтовню нести!
      более ответственным надо быть даже если напьешься!

  14. Ниумиете

    Да я и сейчас совсем трезвый. Не пью из граненного стакана. С детства это противно.
    А написал — это издевательство над вашим спором.
    Вам не надоело спорить, кто лучше — сегодняшние коммунисты или вчерашние, сегодняшние капиталисты или капиталисты 19-го и начла 20-го века?!
    Нинаде. Нитрогайте. Ниумиете открывать яшлык.
    А этот ресурс от вас надо оберегать.
    Навирне.

    • Вам не надоело спорить, кто лучше

      Товарищ, *** вы, да и только!
      товарищи коммунисты совершенно не умеют вести диалог !!!!
      Правильно судья урезонила вашего платошкина из-за,
      неуважительного отношения к собеседнику, ещё не президент,
      а гонору хоть отбавляй!!!, послушайте его речи такое ощущение
      для него люди это говно!!! посмотрите как ведёт диалоги ваш
      бирский, а какого? ваш товарищ зенкин для него тоже все кроме
      него самого это “дебилы“, крайне не уважительные (недопустимые)
      словечки даже проскакивают даже у елена называет человека
      биомусором!!!! получается как не крути, но вывод получается
      не очень-то хороший для ваших братанов! ваше ‘родство‘ с фашистами как то прослеживается даже на бытовом уровне !!!!
      то же самое прослеживается у власти предержащих,
      ВОСПИТАННЫЕ в ссср ЭТИМ ВСЁ СКАЗАНО !!!!

      • Александр Зенкин

        Хоть я на прямые, к тому же неизвестных мне лиц, такие словесные атаки не отвечаю — зачем воевать с мельницами — но Вам всё-таки отвечу. И не только Вам, но всем таким, оскорбляющим из-за угла. Для товарища Зенкина как раз все вокруг не дебилы, а именно товарищи, иначе я бы вообще не старался для вас писать — зачем? И кто пишет для дебилов?
        Я очень уважительно отношусь к человеку, но дело тут вот в чём. Я поясню. Для очень самолюбивых людей мои речи, то есть мой дух выглядят как бы очень давящими, отсюда и ваша такая психологическая реакция, к тому же у меня особая дидактика писания. Но я такой, я ещё раз говорю, я не могу себя изменить,

        • Для товарища Зенкина как раз все вокруг не дебилы

          Если читать ваши тексты чувствуется назидательный тон как
          будто вы правы ???? т.е не осознанно вы собеседника видите дураком (дебилом) дескать “а Я (зенкин) тут на этого дебила ещё трачу своё драгоценное время, а он всё ещё не понимает” хотя прямым текстом вы этого не говорите !!!!!! причём без всяких аргументов, а доводы у вас в большинстве смешные, беспрестанное у вас перескакивание тем,»Смешалось всё в кучу кони, люди»,
          просто утомляет, впрочем это наблюдается у всех людей коммунистического толка !!!!
          Короче, не умеете вы писать и всё, не убедительно как то у вас выходит !!!!

          • Аноним

            Умный, а ты даже комментарий аргументированно писать не умеешь, не то, что книги Зенкин пишет.
            Я так понял, тебе захотелось повыпендриться. Смотрите, каков я! Самого Зенкина мочу.
            Да ты просто мизинец. Т.е. каза парня.
            Ну что ты взъелся на Зенкина. Да, у него манера такая. Но он же не оскорбил, как ты преподнесёшь на свой лад.

            • Я так понял, тебе захотелось повыпендриться ????

              “Самого Зенкина мочу”
              ~
              Уважаемый, не надо мне приписывать ваши категории
              мышления (ценности), я просто высказываю свои мысли,
              да вам как поклоннику зенкина это не нравятся,
              ничего не поделаешь, всегда найдутся люди которым что-то
              не нравится, на всех не угодишь.
              На счёт “ВЫПЕНДРЕЖа” как “ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ” или
              показатель жизни, тоже родилось в ссср, не забыли вы ещё
              это, оказывается у вас мозг до сих пор это хорошо помнит !!!!
              Дело в том что в ссср зарплаты были одинаковы,
              даже рабочий мог больше получать чем начальник!
              частной собственности не было, ВЫПЕНДРИТЬСЯ
              БЫЛО НЕ ЧЕМ !!!! (казалось бы)
              И вот тут и появляется ваша (советская) ценность жизни,
              “КОГО ТО МОЧИТЬ” типа как–то выделится в советском
              обществе как “герой” мол “ЕМУ САМОМУ ВТЫК ДАЛ” ай да молодец !!!! Да была такая штука в советское время, чуть не забыл.
              А ещё мне говорили и в детстве будешь плохо учится,
              будешь дворником работать, типа дворником в ссср западло работать.
              “Я начальник ты рабочий, Я насрал, а ты ворочай” детская советская поговорка!
              Вот из такого дремучего леса растут ваши ценности.
              Сейчас в наше время профессия дворник вызывает уважение у всех слоёв населения, человек реально что-то делает для населения,
              а не протирает штаны за 400 тысяч руб.,
              согласитесь ?, на западе это уважение было всегда,
              там и миллиардеры ходят в протёртой одежде, питаются в “забегаловках”, , а не в “супермодной” как у нас,
              хотя исключения тоже бывают, но у нас это чуть-ли не правило.

              • Александр Зенкин

                Спасибо за поддержку! СПАСИБО! Да пусть мочат, я вступил в разговоры со своими земляками и должен, как они утверждают, получить своё, мол, не высовывайся! Мне не высовываться, вам не высовываться. А вот мочить этот аноним имеет право! Ему можно, по каким-то ему только ясным причинам, видать. Про меня тут что только не написали, что я продам мать за деньги, ещё что-то невероятно оскорбительное, я смолчал. Что я могу по этому поводу сказать? Это совершенная чушь! Что можно ещё на это ответить? И кому? Ругаться матом?! Мне даже порою стыдно за такие разговоры. Я пишу для дебилов? Но кто пишет для дебилов? Столько статей и столько усилий! И я считаю всех дебилами?!. Э-эх!
                Теперь цитирую:
                я просто высказываю свои мысли,
                да вам как поклоннику зенкина это не нравятся,
                ничего не поделаешь, всегда найдутся люди которым что-то
                не нравится, на всех не угодишь
                .
                И я вас прямо спрашиваю, вы хотите именно кому-то угодить?
                А?!.

                • Александр Зенкин

                  Добавлю для разъяснения ещё, угодить или не угодить, для меня одно и то же! Угождайте или не угождайте! Кому или почему?
                  Цитирую ещё из Вашего опуса:
                  .Сейчас в наше время профессия дворник вызывает уважение у всех слоёв населения, человек реально что-то делает для населения,
                  а не протирает штаны за 400 тысяч руб.,
                  согласитесь ?, на западе это уважение было всегда

                  ,Вы тут всё, пожалуй, сказали о себе, не буду комментировать…

              • Аноним

                “Я начальник ты рабочий, Я насрал, а ты ворочай” детская советская поговорка! Вот из такого дремучего леса растут ваши ценности».
                Где таких набрал «ценных» поговорок? Не слышал про такие поговорки. Походу у тебя ценности остались только из детства.

                • “Я начальник ты рабочий, Я насрал, а ты ворочай”

                  Кто жил в далёком ссср все слышали эту поговорку,
                  а вот это тоже родом из ссср:
                  Рабочий спрашивает своего начальника:
                  — А что такое критика сверху и что такое критика снизу?
                  — Я тебе лучше продемонстрирую это наглядно.
                  Сам встал на балконе, а рабочему велел стоять внизу. Затем плюнул и попал рабочему на голову:
                  — Вот это критика сверху, а теперь плюй ты!
                  Рабочий плюнул и попал себе на голову. Начальник:
                  — А вот это критика снизу!

                  • Аноним

                    В чём смысл разбрасывания твоих «ценностей»?

                    • Этими ценностями пользуется Путин

                      Путин и современные российские власти пользуются именно этими ценностями и правилами. Поэтому в современной Путинской РФ такой же бардак, срач и нищета как в СССР!

                  • Аноним

                    АПП что изменилось через 30 лет, когда нет ссср? Да ничего. Просто тебя упекут в ту же дурку , если не в тюрьму.

                    • что изменилось через 30 лет ?

                      Ничего! все те же самые люди!
                      «Когда придёт время, они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как феодалы и крепостники…»

  15. Аноним

    Ты все-таки смешной.
    Призывая к совести, лжешь.
    Какие он воспитанники?!.
    Они давно перевоспитанные.
    Ну, примерно так: раньше были язычниками или атеистами, а теперь стали православными (сравнение образное, не задевает чувства ни того, ни другого).
    Разницу чувствуешь? Опять не согласен?
    Тут нет никакого -шизма.
    Какой диалог? С фанатами нельзя вести диалог. Да мне без разницы, единый ли ты или красный.
    Я в эти войнушки не играю.

    • Ты ???? все-таки смешной ?

      Ваша болтовня похожа на симптом Даннинга-Крюгера.
      для нормального человека именно человека, жить среди шариковых, которые везде и в маршрутке и во власти, уже тошнит до рыгачки.
      Шариков мечтает не о свободе, Шариков мечтает стать главным шариковым.
      https://youtu.be/lBZHH5i6F8c
      Тут нет никакого -шизма ????
      Разве это не фашизм ?

  16. Аноним

    Моя фамилия — Жирафов. Поэтому мне все едино: что в лоб, что по лбу. Это не мне, конечно, подразумевается.
    А Шариков это кто? Заместитель главного конструктора конструкторского бюро им. Циалковского? Что-то вроде слышал, но с ним не был знаком лично.
    Простите великодушно.
    Черт, у меня еще динамик не работает.
    А о чем этот бедолага говорит — ничего не понятно. И не понятно, почему там ползают.

    • Заместитель главного конструктора

      Если разумному человеку предоставить факты, то он исследовав доказательства, с ними соглашается, как бы эти факты не были ему неприятны, не смотря на того кто эти факты предоставил и с какими апшипками по орфографии и пунктуации они не были бы написаны.
      Если предоставить факты совку, он мало того что не собирается их исследовать и перепроверять, но и не соглашается даже ознакомится уже с предоставленными доказательствами. А предоставившего эти факты обвиняет в предательстве, работе на вражеские разведки, развал страны, шатание скреп, оскорблении власти, антисоветчину (русофобию) и прочий чекистко-совковый бред.
      https://live124578.livejournal.com/714215.html
      И на всё у него есть один ответ, зато мы победили того-то, зато мы ликвидировали такие-то классы, зато мы запустили первые, зато у нас есть ядерная бомба . . .
      http://a.kras.cc/2018/10/blog-post_192.html

      • Марийский большевик.

        Антикоммунист, не надорвешься? Скорее ты перестанешь существовать, чем коммунизм. «Кто против коммунизма, — сказал Мао, — того ждёт смерть».

        • Скорее ты перестанешь существовать, чем коммунизм ????

          Не надо ля-ля !
          коммунизм давно исчез с планеты Земля,
          как БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ и нежизнеспособный строй !!!!

          • Политобозреватель.

            Мировая держава Китай твёрдым шагом идёт к коммунизму. По Европе бродит не только призрак коммунизма — коммунистические идеи побеждают, претворяются в жизнь. И в США произошла ползучая революция, победили демократы, которые ближе к коммунистическим идеям, несмотря на их «антикоммунистические» словоблудие. Идеи коммунизма остаются популярными в Южной Америке, в Африке, в Индии, в Азии. Например, арабская республика Сирия не отвергает социализм. Идеи коммунизма традиционно сильны в Турции и в тюркском мире, а также среди курдов.

          • Александр Зенкин

            Бедные мои марийцы! Что вы тут пишете и изощряетесь в сомнительной грамотности? Как может исчезнуть строй (ещё и бесчеловечный!), которого ещё реально никогда не было? Проблема-то в том и заключается, что фактически строя не было а есть лишь словесные формулировки его, что вообще-то всегда очень гипотетично. Если факта у людей нет, но есть понятие, то оно вроде мечты-предположения вы хоть это понимаете?
            И не надо говорить тут о социализме в Швеции или там Финляндии, там всего лишь стремление к более-менее социальному равновесию очень закрытых и очень недоверяющих друг другу людей. К социализму и тем более коммунизму, по мыслям того же гения В. Ленина, это имеет мало отношения. Не забывайте, как Швеция обеспечивала Гитлера рудой цветных металлов и именно на этом выстроила свой дальнейшее благополучие… Сколько оружия она для убийств наших земляков тогда обеспечила!.. Финны-то ещё имели право точить зуб на нашу страну и её особенно власть… Впрочем, зачем вообще вспоминать зло… Мало ли кто когда-то творил из корысти зло, все мы не пушистые и печёмся лишь о себе прежде всего, только одни совершенно бессовестно…

            • вы хоть это понимаете?

              Речь идет не о коммунизме мечте (ихняя выдуманная цель)
              а конкретно правящей верхушки правящей власти,
              в ссср это была ЦК КПСС, ведь так ?
              Именно так воспринимается коммунизм во всём мире !!!!
              а не их выдуманная цель, которая потерпела крах,
              во всём мире !!!! как общественная система !!!!

  17. Аноним

    Заместитель, что за белиберду пишешь.
    Конечно, пишешь, возможно и правильно. Но логические выводы — это сплошная отмазка сегодняшней перевёрнутой действительности.
    Поэтому я твоей искренности не верю.
    Не верю «совковости» и «несовковости».
    Просто ты действуешь так же, как эти совки, т.е. ты такой же победитель-диктатор, как большевики. Те ругали царское самодержавие, а ты — совков. Между вами не вижу разницы.
    Так что смени пластинку.
    …Если предоставить факты совку, он мало того что не собирается их исследовать и перепроверять…
    А что, если тебе пишут, что мы первыми были в космосе, ты этому самому факту не веришь.
    Т.е. отрицаешь, как эти совки отрицают твои навязанные тобой факты.
    Ну и жисть. Поэтому мне осталось только отшучиваться.

    • Те ругали царское самодержавие, а ты — совков ????

      Я никого не ругаю ! , Я привожу доводы и факты !!!!
      с чего вы взяли что к царскому режиму отношусь лучше ????
      но марийцы там были настоящими марийцами, а не полусовками,
      это факт!!!
      Если бы не советское время могли бы исторически выжить !!!!
      мозги бы не были испорчены, а так доживают свои последние дни!
      как этих, ведь тоже когда-то много их было !!!!
      https://www.idelreal.org/a/31364964.html

  18. Аноним

    Ругатель, ты немного ограничен, поэтому с тобой не интересно дискутировать.
    А историю, тем более историю политическую, знаешь недостаточно.
    Ты просто зашорен своей анисововости.
    Давно на это ресурсе переспорили, а ты только начинаешь.
    Ты молодой или переспелый.
    «…марийцы там были настоящими марийцами…» Где это там, 14 веке, 16 веке или 19 веке? Или в начале только 20 века?

  19. Где это там, 14 веке, 16 веке или 19 веке?

    Странное у вас мышление товарищ.
    При чём тут 14, 16, 19, век?
    Марийцы начали как народ начал исчезать
    сразу после ВОР (великой октябрьской революции)
    Разве не так?

    • Раздробленность - отлично

      «Марийцев» до ВОР не было. Были черемисы, большая часть которых была сосредоточена восточнее новоявленной республики с названием Марий Эл вследствие миграционных процессов («дерево, которое слишком часто пересаживают, не в состоянии пустить корни») ещё в дореволюционное и в постреволюционное (30-е года) время. Скорее «народец этот» малый коренной «переодели» и подвергли «раздроблению» («разделяй и властвуй») в начале 20 века, чтобы он не поняли что-то главное на заре перемен. Главным, наверное, было и создание Татаро-Башкирской АССР, за которую выступали представители Средней Азии.

      • Марийцев» до ВОР не было. Были черемисы

        Черемисы это русское название марийцев.
        В царское время не возможно закрепить другое название,
        это было в то время как кличка марийцев,
        марийцы были свободны но никаких прав у них не было,
        поэтому так, как только появилась возможность,
        так официально сменили !
        https://www.idelreal.org/a/mariy-el-cheremisy-1918-god/28997506.html
        не нужно “радоваться” обзывательствам или как то его
        закреплять, финны не называют же себя чухонцами !!!!

        • Аноним

          Кстати, марийцы это и есть финны, только волжские финны, наравне с эрзя.

  20. Аноним

    Да, в Советской Армии я был «товарищем». Т.е. «товарищ старший сержант». Ну, такое небольшое звание. Не чета офицеру.
    И по жизни я сержант. Не рядовой и не офицер. Этого достаточно, как раз под мою стать.
    Разве не так? — спрашиваешь ты.
    Конечно, нет так. И тысячу раз не так.
    Я же говорю, что ты не признаешь политическую историю.
    Но хоть демографический процесс ты должен знать. Ну, посмотри хоть переписи 1897 года, 1926 года… 1989 года…

    • Где это там, 14 веке, 16 веке или 19 веке?

      Что мне твои переписи.
      Там были настоящие марийцы с настоящим марийским мышлением !!!!
      как народ НАСТОЯЩИЙ начал исчезать именно после ВОР
      (великой октябрьской революции)
      Все финноугорские историки об этом пишут.
      «С уничтожением «националистов» в жизнь пришло совершенно новое поколение руководящих деятелей и «интеллигентов», не похожих на Ивана Петрова и Владимира Мухина, Сергея Чавайна и Тимофея Евсеева. Представители этой новой генерации — «интернационалисты», лишенные национального самосознания, за редким исключением утверждали себя в общественной жизни отречением от национальных интересов, пренебрежением к языку, культуре народа, из недр которого вышли, но принадлежности к которому стали стыдиться. Их усилиями в массовое сознание внедрен комплекс национальной неполноценности».
      Ксенофонт Сануков https://mariuver.com/2020/03/27/mify-vsemari-dvizh/
      Это про вас !!!

    • Марзии правнучок

      «Сержант» Родину не предавал, в отличие от некоторых (Чингисхан предателей вообще не жалел). П. политической не был — отец его умер в лагере, был человеком не системным. Впрочем, как и многие его товаррррищи. Но вопрос в другом — Родина изменяла ему не раз, а он был заложником ситуации, на чьём имени спекулировали и продолжают спекулировать. Вот почему говорим о Генерале, потому что не каждый Командующий думает о подопечных своих как «бать», который, находясь в любой системе, ситуации, своих единоплеменников не сдаёт, тупо приказы тщеславных не исполняет, прикладывая и свою голову (это гораздо сложнее, чем быть сержантом по жизни, самоизолироваться или затеряться в общей массе)… А у кыргызов и татарарча много общего — есть что искать в корнях. Но, сейчас, наверное, о кыргызах.

  21. Аноним

    Не дождался ответа по поводу исчезновения марийского народа…
    Ну, а ты поищи стат-данные переписи 2002 и 2010 годов. В 1989 году нас мари-черемис было 700 с лишним тысяч. А в 2010 — стало 500 с лишним тысяч. На сколько % убыль?! (Хотя по сравнению с удмуртами и мордва и с другими — у марийцев самый низкий процент).
    А 1992 — 2010 (и по сегодняшний день) — у руля твой любимый капитализм. (Прошу мне не приписывать ни каммунистов, ни каммунизм. Я не был тем, а на то не верил и не уповал. Я надеялся только на себя и жил по-своему).
    Сравнивай, делай выводы.

    • В 1989 году нас мари-черемис было 700 с лишним тысяч ????

      Куда делись, неужто путен расстрелял (сгноил) что-ли ????
      Если бы их столько было, то столько и осталось !!!!
      они там только по записи в паспортах были,
      нельзя было от этой записи отказаться !!!!,
      а как запись отменили так и многие слились,
      русскими стали !!!! и правильно ну какие они марийцы ?
      языка не знают это как минимум, про культуру, обычаи,
      еду. и т.д и т.п уж подавно !!!!
      НЕ НАДОЕЛО ВАМ ВРАТЬ?
      по моему эту хренотень вы не первый раз здесь несёте,
      вам коммунистическому пропагандисту это никогда не надоест!
      это как совок 70-лет врал, не помогло, сдох !!!!

  22. Аноним

    Ну, написал бы давно так: «Революция! Я не твой человек!»
    Это не моя фраза. Но автора этих слов я понимал прекрасно.
    А тебя не понимаю, что ты мне хочешь доказать, не глядя на сегодняшнее и будущее, охаиваешь прошлое.
    Ешё пуще неинтереснее стало с тобой говорить. Но отвечать буду.

    • Аноним

      Кто не помнит историю прошлого — не способен построить счастливое будущее. И историю нужно смотреть в развитии и с разных сторон.

      • историю нужно смотреть в развитии и с разных сторон !

        Хорошо запомнили навсегда на всю жизнь !!!!

  23. Аноним

    Совок из совков, как ты надоел.
    Думай шире, шагай бодрей. Ты же ведь Андрей.

  24. Вернитесь к теме поста

    Тема поста — установка памятника известному мари. Не понимаю причём споры о коммунизме? Мне кажется подставные *** специально отвлекают людей от обсуждения актуальных проблем марийского народа, Республики Марий Эл.
    Один из комментаторов очень правильно отметил, что Марий ушем слишком увлёкся установкой памятников известным мари. Да это хорошо, надо это делать. Но почему-то при этом не только Марий ушем, но и Мер каҥаш, Марийский национальный конгресс, др. марийские общественные организации забывают о самом главном?
    Что количество мари, сокращается потомучто марийцы в своих семьях не учат своих детей, внуков марийскому? Да я понимаю, что русское шовинистическое государство Путина создало такоие условия, что марийский и др. языки коренные народов РФ превратились в ненужные!
    Почему вы миритесь с этим? Почему вы вопреки русским шовинистам не учите своих детей в своих семьях марийскому? Почему вы не требуете, чтобы в системе образования марийского языка было максимум? Не только, чтобы дети мари изучали марийский язык как родной, чтобы и преподавание было бы на марийском языке?

    • Почему не учите своих детей марийскому ?

      На самом деле они его сами толком не знают !!!!
      часто от стоящих рядом марийцев (считающих себя марийцами)
      можно слышать как они разговаривают на марийском,
      одна фраза на марийском, две фразы на русском или разговаривают на марийском, а затем опять переходят на русский.
      Вот так !!!! Их самих надо обучать !!!!
      Предпоследняя стадия исчезновения мар.народа как народа.
      вот такие дела !

  25. Аноним

    Мы учим. Да еще как учим. Но делается всё для того, чтобы наши дети не учили свой родной язык — делают его факультативным, не издаются десятилетиями учебники, в марийские библиотеки не приобретаются красочные, иллюстрированные книги, на создание Интернет материалов никто не выделяет деньги, нет никакой программы по марийской части. Те несколько клипов, которые сделаны Центром марийской культуры — погоду не делают. Современные марийские дети обделены во всех областях. А нам кричат, что созданы все условия. Вот в чем смысл.
    Одним словом, трубят одно. А в реальности марийские дети сильно обделены. И теперь попробуй родители из них сделать марийцами. Пытаются кричать, что родители не учат детей. Создайте условия наравне с русскими — русскоязычными (тех же мари или удмуртов), тогда мы посмотрим, на каком языке будут говорить дети.

    • Это всем известно - плевое отношение к нуждам мари.

      Простейший пример — недавний отказ руководства МарийЭл от создания марийского спутникового телеканала.

Добавить комментарий для Заместитель главного конструктораОтменить ответ