Марийские язычники заявят о себе всей России

Традиционалисты добиваются федерального статуса, но у них есть внутренняя оппозиция

Mari_kumaltysh

Марийские язычники решили выйти за границы Поволжья и заявить о себе как об общероссийском религиозном движении. Члены правления Централизованной религиозной организации марийской традиционной религии (ЦРО МТР) провели совещание с чиновниками Республики Марий Эл и заручились поддержкой республиканских властей. Активисты готовят документы для регистрации в Минюсте РФ.

О том, зачем политеистам федеральный статус, «НГР» рассказал глава ЦРО марийской традиционной религии Александр Бирюков. По его словам, марийцы живут во многих регионах, и уже зарегистрированы национально-культурные автономии марийцев Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в Крыму, Ханты-Мансийском автономном округе, Башкирии, Свердловской области и Татарстане. «Марийцы проживают там постоянно, а кто-то ездит на заработки, студенты, например, – рассказал Бирюков. – В Москве и Питере тоже проводят моления, но далеко за городом». «Сейчас у них нет религиозной группы или общины, так как общины или религиозные группы по законодательству должны существовать при централизованной организации, чтобы их не считали сектантами или радикалами, – пояснил он. – В этих регионах ничего, кроме одной группы или общины, невозможно создать. Например, в Башкирии и Марий Эл несколько общин создали централизованную организацию, но их юрисдикция распространяется только на свой регион, и общины, находящиеся за пределами этих двух республик, остаются в стороне».

Поэтому, считает активист, марийцам, исповедующим религию предков, необходимо создать межрегиональную организацию. «Марийская традиционная вера – самая древняя и миролюбивая, и через веру можно сохранить национальную идентичность и язык, – уверяет Бирюков. – Идет урбанизация, деревни вымирают, молодежь уходит из деревень, остаются только старики, но на моления все приезжают в свои округа, а кто не может, собираются в городах. Марийцы при проведении обрядов придерживаются канонов: обязательная национальная одежда, национальные блюда, молитвы на национальном языке, игры, родня вся собирается и так далее». «Моления бывают разные: семейные, деревенские, окружные и всемарийские, куда собираются из разных регионов, – продолжил он. – Это объединяет людей, народ. В каждом селении в местах компактного проживания марийцев имеются несколько рощ еще издревле. Где-то годами не проводились моления, даже и деревень нет, но моления проводят или начинают вновь проводить. В Москве и Питере открыли новую рощу. Если где-то нет картов (марийских жрецов. – «НГР»), то приглашаются из Марий Эл. И в Москву, и в Башкирию, и в Нижегородскую область они ездили проводить моления. Теперь там есть уже свои карты. Но там большие моления не проводятся, только в Марий Эл».

Кюсото, то есть священная роща марийцев, есть в Дмитровском районе Подмосковья. Она называется Кинде-Курык (кинде – хлеб, курык – гора). 16 мая группа марийцев собралась здесь для весеннего моления.

Заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин называет марийскую религию «самым организованным и сохранившимся с древних времен языческим движением коренного народа России». «В основном язычники – луговые марийцы, в отличие от традиционно православных горных марийцев», – отметил в разговоре с «НГР» религиовед. По его мнению, для марийской традиционной веры федеральный статус – естественная ступень эволюции религиозной организации. Лункин напомнил, что тогдашний глава ЦРО МТР Василий Смирнов еще в 2017 году говорил, что нужно развивать отношения с марийскими общинами по всей России, в Нижегородской и Кировской областях, Татарстане, Башкортостане и Удмуртии. «Чтобы другие проповедники не уводили верующих к себе», – пояснил религиовед. «На этом и может основываться федеральный статус марийского язычества», – считает он. Марий Эл – единственная республика, где языческий жрец (Александр Таныгин) входит в совет при губернаторе, напомнил эксперт.

«Ни имперские, ни советские власти не могли подавить массовых молений в священных рощах и прервать традицию жрецов-картов», – рассказал Лункин. Однако до начала XX века марийская традиционная религия не была организационно оформлена. Первый Всероссийский съезд этого народа в Бирске (1917 год) принял решение об учреждении Центрального духовного правления мари. Однако при советской власти многие жрецы и организаторы молений были репрессированы. Лишь во время Великой Отечественной войны были разрешены моления в священных рощах, рассказывается на республиканских информационно-исторических ресурсах.

Появление закона «О свободе вероисповеданий» в 1990 году создало условия для возрождения язычества. В 1990 году был создан Общественный совет по марийской вере при Республиканском краеведческом музее. Годом позже избран Совет старейшин марийской веры. Утвержден устав марийского религиозного центра «Ошмарий-Чимарий» (букв. «белый мариец – чистый мариец», истинно, непогрешимо соблюдающий веру предков). В 2007 году духовное правление мари прошло перерегистрацию как ЦРО МТР Республики Марий Эл.

Местные СМИ сообщают, что в Марий Эл действует 10 объединений традиционной марийской религии, учтено более 600 священных мест, из которых примерно 230–240 действующие. В «Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» указано 327 священных рощ.

Некоторые статистические данные приводились на специальной конференции, которая прошла в июне 2020 года в Марийском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории им. В.М. Васильева.

Социологи МарНИИЯЛИ представили портрет современного верующего, исповедующего марийскую традиционную религию. Это преимущественно луговые мари, в основном в старших возрастных категориях 40–49 лет, 50–59 лет (около 22–23%) и от 60 лет и старше (в 2011 году около 17%, в 2018, 2019 годах более 21%). На вопрос о том, принимали ли они участие в языческих обрядах, ответили положительно 34,6% респондентов. Из них 12,1% совершают обряды в священных рощах.

Однако не все так радужно в отношениях язычников и властей. В мае марийские СМИ сообщали о письме, якобы написанном республиканским министром внутренней политики Михаилом Даниловым и адресованном главам администраций и городских округов региона. Один из интернет-ресурсов приводит полный текст письма: «Министерство внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл сообщает о недопущении использования муниципальных учреждений в качестве площадки для проведения мероприятий радикально настроенными последователями марийской традиционной религии».

«К сожалению, местным властям всегда выгоднее и проще выстраивать взаимоотношения с «классическими» конфессиями, а не с коренными традициями в регионе, – прокомментировал «НГР» ситуацию представитель Фонда традиционных религий Евгений Нечкасов. – Например, в Республике Тыва мейнстримный буддизм школы Гелуг встречает больше понимания и помощи, чем аутентичный местный шаманизм. В случае с марийской традицией допускаю, что ситуация может быть аналогичной: действия Михаила Данилова направлены на то, чтобы подчинить и взять под контроль марийское традиционалистское движение, бюрократизировать его, превратить в ничего не решающий придаток и выхолостить до туристической экзотики». «Остается только напомнить и вопрошать в пустоту насчет абсолютно неопределяемых, а значит – резиновых понятий типа «радикально настроенными последователями марийской традиционной религии». Они могут использоваться как угодно против кого угодно, скорее всего против тех, кто не присягнет на верность бюрократии», – считает Нечкасов.

«НГР» поинтересовались у Александра Бирюкова, идет ли речь о какой-то конкурирующей с ЦРО МТР организации, противопоставляющей себя «официальным» марийским традиционалистам. «Отдельной зарегистрированной организации нет, но есть люди, которые, прикрываясь религией, проводят какие-то встречи с политическим уклоном, знахарством занимаются, лечением, – ответил глава общины. – Занимаются подстрекательством против организаций МТР и конкретных личностей, тем самым напоминают о себе, будто чем-то занимаются, какие-то баллы, наверное, перед кем-то набирают. Сами притом ничего конкретного не делают, а ищут плохое в делах организации МТР. На контакт не идут для совместной работы, позиция такая: против – и все!» «Хотя им никто не мешает провести какие-то мероприятия, но делают наоборот, чтобы ничего не получилось у них, и потом обвиняют других, власть», – посетовал Бирюков. «Наши карты понимают, о чем и о ком идет речь в указе, но ни на кого не указывают, ни про кого плохого не говорят, тем более в СМИ, – загадочно сказал он. – Разногласия бывают, но все это решали до сих пор внутри общины. Но появились люди, которые втихаря записывают внутренние мероприятия общины, ищут неточности в документах и вносят разногласия между главой общины и верховным картом, при этом выносят в интернет».

Марийцы принадлежат к сообществу финно-угорских народов, проживающих не только на территории РФ, но и за границей, на севере и востоке Европы. Некоторые из них имеют свою государственность, а значит – и ресурсы для влияния на российских собратьев. 18 июня в городе Тарту (Эстония) состоялся VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Форум заявил о «поддержке и развитии эффективного сотрудничества финно-угорских и самодийских народов вне политических границ, которые велись на протяжении многих десятилетий и будут вестись в будущем», а свои структуры называет «значимыми инструментами для поддержки трансграничных народов и их плодотворного сотрудничества».

«Можно посмотреть на более широкий контекст, на борьбу со всевозможными «нежелательными НКО и иностранными контактами» в сфере общественной и религиозной деятельности. Тут представители марийской традиции поддерживают общение с другими финно-угорскими народами (недавний VIII финно-угорский конгресс в Тарту, например), что и может «настораживать» местную власть, которая ловит сигналы из центра и повестки», – видит здесь связь Евгений Нечкасов.

В ответ на вопрос «НГР» о сотрудничестве ЦРО МТР с зарубежными финно-угорскими объединениями Александр Бирюков ответил: «С представителями других организаций за границей никаких контактов нет». Он также обратил внимание на то, что публикация о противодействии предполагаемым марийским экстремистам появилась в интернет-издании, которое находится в Эстонии и, по мнению Бирюкова, «обычно публикует предвзятые статьи».

Андрей Мельников
Заместитель главного редактора «Независимой газеты», ответственный редактор приложения «НГ-Религии»

Источник: Независимая газета

Фото РИА Новости: Адепты марийской веры совершают моления не только в национальной республике, но и в других регионах России

48 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

48 responses to “Марийские язычники заявят о себе всей России

  1. Аноним

    Ну, Александр Бирюков! На тебя была надежда, но начинаешь терять. Вот Мамаев ответил бы конкретно и ясно. А ты виляешь. Зачем?
    Не приветствуются такие выходки в МТР.
    И причем тут интернет-издание, которое находится в Эстонии? Почему такой тень на плетень — т.е. полуправда с твоей стороны. Если о чем-то говоришь — говори точно, правду-матку. Иначе тысячи несведущих людей подумают, что марийскими вопросами занимаются эстонцы. А ведь это ложь. Почему, Александр, ты не сказал правду, что ПРАВДУ пишет Сайт Мариувер, которым руководит мариец Васли Николаев. Тот самый большой мариец зарубежья, который не в норку спрятался, а все вкладывает в дело сохранения марийского народа. Почему когда сайт начинает разоблачать чиновничий беспредел в регионах, вы пытаетесь их очернить?! Может, у них рожа грязная и им давно пора умываться, т.е. этим мелким чиновникам.
    А министр Данилов за оскорбление религиозных чувств должен ответить.
    Видишь, журналисты-жарники уже «оппозицию» нашли в МТР. Это смешно или они уподобляются провокаторам?
    Дате свой комментарий.

  2. Гнать

    Надо таныгина метлой большой, это при нем стали пускать чужих на моления и разрешали снимать. Все моления во всех рощах должны проходить в тишине и без чужаков.

  3. Аноним

    ПРОВЕЛИ СОВЕЩАНИЕ С ЧИНОВНИКАМИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ…. ЗАРУЧИЛИСЬ ПОДДЕРЖКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ВЛАСТЕЙ …..
    Для создания межрегиональной организации прежде всего надо встретиться с сторонниками традиционной религии и не только из Марий ЭЛ. надо прекратить искать врагов среди своих. И пора делать выводы из практики работы мер канаш которым руководит как раз та сама республиканская власть. ВЛАСТЬ занята желанием распространить свое влияние на социально активных марийцев и желает накинуть свою узду и на картов.
    Предлагаю всем зарегистрированным обществам традиционной религии встретиться за пределами Марий Эл и в течение двух трех дней спокойно выработать программу действий. Вопросов действительно много и никто кроме нас самих в этом не разберется.
    1. Необходимо создать оргкомитет из руководителей общин и на рабочей встрече подготовить программу.
    2. Многие карты сами не знают азов и своими действиями только вносят сумятицу в сердца и головы марийцев желающих приобщиться к религии. Надо учиться. Нужны тексты молитв.
    3. Необходимо определиться с философией традиционной религии и ее должен утвердить избранный Совет. Это крайне важная и необходима работа. Просто повторять что мы едины с природой недостаточно. более того вредно. Нельзя опускаться до пещерного уровня.
    4. На своем съезде в сентябре этого года на специальной секции мы будем обсуждать этот вопрос. приглашаем Картов на наш съезд. Будем рады вас встретить и вместе начать диалог. Мы уже получили согласие картов Башкирии и Татарстана ведем переговоры с картами Марий Эл.
    5. АНОНИМНЫЕ АКТИВИСТЫ начавшие готовить документы для регистрации межрегиональной организации отзовитесь ждем Вас на нашем съезде.

  4. РАДЫГИН А.И.

    Оппозиции нет есть разное понимание сути традиционной религии. ЭТО власть ищет среди нас оппозицию и пытается держать под контролем сторонников традиционной религии. Начало статьи всецело указывает на это. …….. Члены правления провели с чиновниками совещание …….заручились поддержкой республиканских властей.
    выдаете себя с головой господа из ЦРО МРТ. С первых шагов объединения спрятались под сенью власти. Опыт работы Мер Канаш ничему вас не научил.
    Предлагаю создать оргкомитет и приехать к нам на наш съезд в сентябре этого года. Мы создали отдельную секцию для обсуждения проблем традиционной религии и поиска путей к объединению

    • Нужны наши действия

      Когда и где это будет, сообщите заранее, обязательно придем. Иначе всех нас уничтожают сталкивая лбами марийцев друг с другом
      .

  5. Илья Бирский

    Хорошо сказал аноним:»Нельзя опускаться до пещерного уровня». Повторяюсь — невозможно «возродить» мировоззрение и религию многовековой давности из ушедшей эпохи, да и необходимости нету. Наша философия должна иметь корни оттуда, из давности, всё лучшее, что накоплено сейчас, к настоящему времени, а быть уже в будущем веке. Трудиться ради мимолётного проявления не очень прельщает. Также я согласен с мнением господина Радыгина.

  6. РАДЫГИН А.И.

    Не могу не вернуться к обсуждению. А.Бирюков взявший на себя смелость говорить об объединении не нашел в себе смелости выражать свою мысль открыто и честно. Так диалог не ведут. Несколько цитат из размышлений А. Бирюкова.
    .. есть люди. которые прикрываясь религией. проводят какие-то встречи с политическим уклоном. знахарством занимаются. лечением…..
    Это вы о ком. Могу предположить что это о мировых молених на горе Шукын Курык. которые прошли июне этого года в Башкирии. Вы говорите о диалоге только никто из Ваших представителей на моления не приехал или власти не дали денег. Как же вы хотите вести диалог. С кем хотите договариваться. Этот мой вопрос излишен. Вы в начале статьи говорите что получили благословение у республиканских властей И ЭТО ЗНАЧИТ ЧТО СОБСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ О ПРИНЦИПАХ ОБЪЕДИНЕНИЯ У ВАС НЕТ. Как хочется чтобы этот вывод был ошибочным.
    ….наши карты понимают о чем и о ком идет речь в Указе…..
    Это наверное вы говорите о письме господина Данилова. Так кто же эти радикалы в среде представителей традиционной религии. Господин А.Бирюков Вы Выдали себя с головой — это же Вы признаете что вслед за Вашими причитаниями в глубине министерства юстиции родилось это злополучное письмо о радикалах. Пытаетесь устранить тех кто имеет свой взгляд на религию и ее место в обществе. Если я не прав отзовитесь. Если Вы будете искренни и правдоподобны принесу свои искренние извинения.
    ….Обычно публикует предвзятые статьи….
    это Вы об интернет-издании которое находится в Эстонии. Это утверждение голословное. НАЗОВИТЕ хоть одну статью. Не назовете. И как же после этого можно поверить в Вашу искренность.
    …. с представителями других организаций за границей никаких контактов нет…
    Все в рамках позиции господина Васютина М.З. Вот Вы А.Бирюков и открыли свое личико. СМЕЮ УТВЕРЖДАТЬ ЧТО У РЕЛИГИИ НЕТ ГРАНИЦ.
    Обращаюсь к сторонникам традиционной религии. Используя имя А.Бирюкова республиканские власти вмешиваются в дела религии. ЭТО ВМЕШАТЕЛЬСТВО ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ РАЗОБЩЕННОСТИ представителей традиционной религии и утраты многих культурных ценностей и традиций нашего народа. над возрождением которых мы работаем.
    Уважаемые члены правления ЦРО МТР. Ваши намерения об объединении богоугодны. Только держите дистанцию в отношениях с властью и отстаивайте собственную позицию. Иначе Вас ждет судьба Мер КАНАШ. Будет много пустопорожних разговоров и намерений.
    А.Бирюков приглашаю ВАС на наш съезд в сентябре этого года в село АЛНАШИ. Вместо проведем моления и поработаем на съезде.

    • А.Бирюков

      Уважаемый А.И.Радыгин!Вы не могли напрямую связаться со мной. Зачем опять какие-то домыслы, свои рассуждения и причем тут моления в Башкирии? Вы вроде пожилой и умный старец, но ваша логика не выстроенна и опять перескакиваете с одного на другое……А статью мне не показывали,ответил на несколько вопросов и опубликовали в известном русле и опять где?.Договариваются не в соцсетях,а напрямую.И как всегда,начали за вздравие,а заканчиваем за упокой. Тек Ош Кугу Юмо тендам сулыкыш ок пурто!

      • киров мари

        Уважаемый А.Бирюков. Вас А.И. Радыгин пригласил на съезд договариваться напрямую. Ответа нет.

      • Аноним

        А Бирюков вас приглашают значит вы должны связаться, а не они с вами, что за не уважение и к стате вас никто не выбирал главой организации МТР, вы ставленик Евстифеева.

  7. о себе всей России?

    В рамках тоталитарного государства!
    Живите и радуйтесь? ( по бирскому? ещё 2-есть блин фамилию забыл!
    как то на з начинается! напомните мне пожалуйста!

  8. Хотят взять под контроль

    Просто в Марий Эл курирующие МТР госчиновники обосрались от испуга, МТР в др. регионах идет и развивается без их влияния. Вот мари из Башкортостана создали свою централизованную организацию, без их наглого вмешательства, где Головин, которого в МТР Марий Эл сделали изгоем, играет не последнюю роль. Власти Башкортостана ПОМОГАЮТ местному МТР, но не вмешиваются так нагло в их внутренние дела, как обнаглевшие госчиновники из Марий Эл! Просто администрация Евстифеева и Минкульт полностью себя дискредитировали по отношению к МТР. Они наглым образом вмешиваются во внутренние дела МТР, навязывают своего клоуна Таныгина в качестве «верховного карта», ввязывают марийскую религию в политику, унижают, оскорбляют реальных онаеҥов МТР, навязывают им «осуждение радикалов», которых нет! Бирюков – не карт, а марионетка от властей Марий Эл, который говорит от имени МТР! Объединяться вокруг таких марионеток как Бирюков и Таныгин нет смысла! Они позорят нашу марийскую религию!!!

    • Аноним

      Всё правильно. Теперь необходимо МТР Башкортостана заявить себя на федеральном уровне, зарегистрирововшись в Минюсте РФ. Правда, по некоторым источникам Минюста РФ уже по факту не существует.

    • Мари Кугуза

      Это точно сказано !!!!

  9. Илья Бирский

    Ош Порт Куго Юмо — Высший Идеал, нравственный идеал. Когда мы приходим на мольбище, мы демонстрируем наше стремление к этому Идеалу — «Юмо гай лияш». Ош Поро Куго Юмо многогранен, он — Мировой Разум. Ош Поро Куго Юмо — Природа, Мироздание, силы природы. Много ли доходчивых объяснений в информпространстве от жрецов? Я думаю, что они недостаточно подготовлены. Жрец должен знать курс философии хотя бы в минимальном объеме непрофильного ВУЗа, да ещё очень-очень много чего. Жрецы не справляются. Предлагаю им действовать в тандеме: у каждого жреца должен быть Учо — заместитель и первый помощник, который и должен знать всё . Ма-Арийская Природная вера должна стать притягательной для большинства и для лучшей части общества. Если снижать планку, марийская вера может остаться малозначимой и исчезнуть.

    • Аноним

      Марийская вера по факту не является марийской. Марийцы, в силу обстоятельств просто сохранили её. Эта древняя природная вера. Уверен, многие коренные народы Севера и Сибири придерживаются данной веры. Что стоит ритуал произведённый Шаманами Тувы в отношении Верховного главнокомандующего.

    • Аноним

      Истинная «Марийская вера» может существовать только в условиях свободы выбора человека. Неужели вам нужно объяснять это? В современной России «марийскую веру» всегда оседлают Таныгины и Бирюковы, навязывая государственную идеологию «я начальник — ты дурак», так сказать вертикаль власти. Необходимо вначале решить вопрос со свободой, независимостью от различного рода начальников. Это краеугольный вопрос. Только независимость от «государственных» институтов, и в первую очередь «финансовая», позволит сохранить «марийскую веру», и значит сохранить народ мари. Всё остальное переливание пустое в порожнее. Не может народ мари жить и плодится в неволе. Впрочем, и другие коренные народы тоже.

  10. Аноним

    Интересен Аноним, даже смешон.
    Он не хочет марийскую веру признавать марийским.
    Да марийцы молодцы! Они «в силу обстоятельств просто сохранили»… свою веру. Просто сохранили! Удивительно. Ну и марийцы! Чуваши это не смогли делать «просто» и просто перешли в православие. Также русские язычники далёких времен это не смогли «просто сохранить». Не смогли татары свое тенгрианство «просто сохранить», перешли в ислам… А у марийцев это так просто получилось, что 21 веке все сохранили.
    А что твои предки, деды-бабушки так не сохранили?
    Слабо им было терпеть насильственную христианизацию, идти в рекруты вместо крещеных, платить налоги непосильные, терпеть издевательства церковников, менять вероисповедание, если хотел поступать учиться (т.н. язычников не принимали на учёбу, пока не становился православным)… А люди, бросившие свою веру, освобождались от податей и всего пр.
    Скажи, Аноним, кто твой предок, тогда я скажу, кто ты на самом деле.
    Вы в одном правы — это не язычество, а древняя природная вера. Но марийская. Объясню в следующий раз.

    • Аноним

      Кого ждём? Давай объясняй почему природная вера была только у народа мари, у других этой древней веры не существовало?

    • Илья Бирский

      Да всё просто — марийцы были великим народом, вот и смогли сохранить свою веру. Про чувашей до XI века вообще никаких сведений нет, потом есть упоминание о «суварах», но не о «чувашах». Чувашия — это древнемарийская земля. Также Татарстан и север Башкирии — древнемарийские земли. Казанские татары — молодой народ, сформировались как народ не так давно, возможно, после XVI века. Как пишет профессор А. Бычков в своей книге «Происхождение славян», также «русских до Петра1 не было нигде…» Как говорят некоторые мудрецы, наша планета существует благодаря молитвам марийцев. На людях марийской веры большая ответственность — сохранить истинные ценности человечества. С возрождением Ма-Арийской Природной веры с этой задачей мы справимся.

      • Аноним

        Можно вопрос? Если справляемся с возрождением Ма-Арийской Природной веры, то почему же тогда не справляемся с задачей сохранения народа мари? Ведь если народа не будет, то и возрождённая вера никому не нужна будет. Ведь так? Или вы считаете, что другие народы подхватят и продолжат сохранять марийскую веру?

        • Илья Бирский

          Акцентирую ваше внимание на том, что если с возрождением Ма-Арийской Природной веры мы справимся, то и как народ сохранимся. Это задача. Гарантий нет. Марийцы прилагают усилия по возрождению и развитию своей веры, что мы видим. Вот эта задуманная регистрация — тоже движение в этом направлении. В сентябре будет разговор на тему развития марийской веры на съезде восточных мари в Удмуртии. Вовлечены и стараются все активные люди мари — и Бирюков, и Радыгин, и сотни других. Конечно, много упущений. Давно говорил, что нужна более основательная книга по марийской вере с тезисами в том числе о нравственно-духовном развитии. Одни мифы недостаточны. Обрядовая сторона известна. Теологией занимается лишь Танаков. За это его ещё ругают. Безосновательная критика к чему? Надеюсь, что горе-критиканы умерят свой пыл. На пути к Богу Ош Поро Куго Юмо должно быть объединение. Древнемарийский компонент был в формировании русских, татар, башкир, чувашей. Если их представители вернутся к своим корням через марийскую веру, то это будет здорово — на благо всем. Но потенциал марийской веры может подняться ещё выше, Ма-Арийская Природная вера может стать одним из основных в России. Поэтому то представители «мировых» религий очень насторожены и будут чинить препятствия, так что движение к Ош Поро Куго Юмо, к Идеалу, Истине и Разуму, будет нелегок.

          • Аноним

            Тема заслуживает внимания. Только имеется одна особенность в проведении кумалтыш. Это жертвоприношение животного. Хотя конечно жертвоприношение присутствует и мусульманам. Тем не менее выскажу свою точку зрения, наличие акта сакрального жертвоприношения животных, во время проведения кумалтыш, никогда Ма-Арийскую Природную веру не сделает основной в России, или где-либо ещё. Представители русских, татар, башкир, чувашей могут действительно обратить внимание на традиционную веру народа мари, при условии отказа от жертвоприношений. Мне известно, что марийцы удмуртии делают кумалтыш без жертвоприношений. Просто все ингредиенты для приготовления каши, включая мясо, заранее приносят с собой. Кстати, бабушки варили кашу и вызывали дождь без всякого кровопускания. Выходит, в процессе проведения кумалтыш жертвоприношение играет не первостепенную роль. Возникает резонный вопрос, что тогда является наиболее значимым в проведении кумалтыш? Очень важный момент, определение необходимости жертвоприношения при совершении ритуала обращения к Ош Поро Куго Юмо, к Идеалу, Истине и Разуму в марийской Природной вере. Ну, а теперь начинайте бросать камни.

  11. Аноним

    Бирюков, на Радыгина не стоит ни обижаться, и бочку катить тоже не стоит.
    Он сделал правильно — обратился через сайт Мариувер. Ну, через тот же марийский сайт, которого вы (или вашими устами эти проклятые журналисты) обозвали «эстонским».
    Да нормальный поступок у Радыгина. Он очень корректно и сдержанно еще писал. И вы, Александр, молодец. Ваш ответ — тоже поступок. Тоже достойный уважения. Вы готовы к диалогу. Радыгин сколько бы ни обращался к Васютину или Евстифееву или К.Иванову — те все не отвечали и не отвечали. Или отправляли отписки (Евстифеев-Васютин-К.Иванов — топ-топ-топ по лесенке), а последнему оставалось только отмахнуться.
    Подставили эти журналуюги вас, Александр. Обижаться нужно не на открытого к диалогу Радыгина, а на таких не чистых на помыслы чиновников и журналистов. Неужели на это их толкает принадлежность к православии? Хоть Конституцию и друге законы что ли уважали.
    А теперь эти журналюги потирают руки и смеются: во, какие мы молодцы. Мы помогаем перессорить всех и вся.

    • Аноним

      О какой Конституции вы рассуждаете? О ельцинской, или может о путинских поправках в Конституцию? По правде говоря обе эти Конституции являются филькиной грамотой, они приняты с нарушением всех предусмотренных процедур. Предложены населению в виде оферты. Согласились выполнять статьи — согласились с предложенным текстом, значит согласились с офертой.

  12. Аноним

    Всё существовало когда-то. Ищи и доказывай.
    С сегодняшней позиции. И о причинах не забудь.
    Так что, ищи и доказывай, что было у всех и что осталось.
    У марийцев тоже много чего было. И земля на Оке и на Суре и на Волге. А теперь вот Хуснуллин хочет тяпнуть последний левый берег Волги.
    Марийцы тоже много говорят, что у них и Котельнич Кокшаром был, и на Малмыже Полтыш обитал, и Черемшан в давние времена Чирмеш назывался… А что толку.
    Вернись к религии предков. Почувствуй себя в их шкуре. Тогда о чем-то можно говорить.

    • Аноним

      Как вы это себе представляете, почувствовать себя в шкуре предков?
      Как можно вернуться к религии предков? Где гарантия, что Карт Таныгин излагает истинные знания религии предков, а не отсебятину. Вспоминайте случай с православными иконами, принесёнными Таныгиным, во время кумалтыш. Разве иконы имеют отношение к истинной религии предков? И таких новоделов во время кумалтыш в исполнении современных Картов вагон и маленькая тележка.
      По поводу доказательств. Если многие народы и народности, жившие в Северо-западной части России, принадлежат к единой финской языковой группе, то с большой долей вероятности можно утверждать, что они, как и марийский народ, придерживались природной веры. Думаю с данным утверждением спорить не станете?

    • Аноним

      И Чёрмоз, вероятно.

  13. Аноним

    Анониму от 18:44
    На такие глупые вопросы не отвечаю. Тем более на тему религии.
    Сформулируй сначала вопрос правильно.

    • Аноним

      Можешь не отвечать, тем более вразумительно не сможешь ответить. Большинство народов финской языковой группы исповедовали природную древнюю веру. Эта вера имела много общего с марийской верой. Или у тебя другое мнение? Заметь, это были не только древний народ мари, или меря.

  14. Аноним

    Чтобы услышать вразумительный ответ, корректно надо ставить вопрос.
    Черемисам ведь все-равно, кто ты такой.
    Но еще важнее, что ты уже не можешь быть черемисом.
    Да, эта вера была марийская. Никак не арамейская.
    Никто не спорит, что до христианства была природная. Не только у финских народов, но и у славянских. Они же все утеряли.
    А мы говорим о тех, кто сохранил.
    Да и мои деды-прадеды жили в Костромской губернии или на правом берегу Волги, где теперь Новочебоксарск, а теперь живут в Коркатово.

    • Аноним

      «Но еще важнее, что ты уже не можешь быть черемисом.»
      В таком случае дай определение кто такой черемис, и имеются ли на данный момент в природе?

  15. Алексей

    Хочу напомнить А. Бирюкову прежде чем писать отсебятины надо вам ознакомиться законом о религиозных организациях и объединениях. Любая религиозная организация или община имеет право регистрации на территории РФ, без централизованной объединении, значит без вас !!! Вы хотите получить контроль над всеми марийскому религиозными общинами в РФ, такого не будет. Возможно в том случае если выборы главы МТР и как верховного карта пройдет тайным голосованием. Вас Александр Бирюков карты не выбирали, вы назначенец вставленик правительства РМЭ и лично А. Евстифеевым., вас нельзя серьезно принимать как глава МТР.

  16. В Татарстане есть такой же как Бирюков, только его называют Третьяков! Он себя называет верховным картом РТ. Да какой он карт, самозванец, бывший коммунист, бывший парторг, который предал все и вся. А теперь стал религиозным деятелем. Видели бы вы, какую он молитву прочитал на открытии Семык в Мари Суксах. Такую речь мог сказать только партийный деятель на партсобрании или на собрании актива. Не было сказано ничего о благословлении Ош Кугу Юмо, зато вспомнил о своем боге Яковлевой Ларисе. И он не оказал уважения местным картам, выскочил как черт из табакерки. Не может такой человек быть картом и еще представлять народ в органах власти.

  17. Илья Бирский

    Люди близких по духу природных религий — сторонники русско-«мерянского» язычества, татаро-башкирского тенгрианства, чувашского и финно-угорских язычеств, включая МТР, не только могут, но и должны объединиться в одну религиозную ассоциацию, ибо это во благо их развития. Тут важнее, конечно, духовное единение, но закон требует и организационного оформления. Поэтому я бы предложил регистрировать общую религиозную организацию — Ма-Арийской Природной веры. В таком названии учитывается близость корней как этнических, так и духовная близость — Природная вера плюс общие философские взгляды на основе зороастризма. В ассоциации, естественно, у каждого народа сохраняются свои этнические обряды, в том числе будете практиковать жертвоприношение скотины и птицы или нет, зависит от вас. В марийской вере тоже нет такого обязательного требования, жертвоприношения только в редкие большие праздники и по желанию верующих. Это я ответил на вопрос анонима. Маловероятно, что мари из Марий Эл преодолеют своё узколобое местничество в таких вопросах. Но вот на предстоящем съезде восточных мари в Удмуртии вполне возможно обсуждение этого вопроса с принятием решений. Если главный организатор господин Радыгин заинтересован, возможна конференция жрецов в рамках съезда. Ведь съезд проходит в Удмуртии, и участие жрецов удмуртских язычников,что уже расширяет полномочия, тоже возможен. А в культурной программе неплохо будет просмотр фильма «Моя дорога к Юмо» и встреча с его режиссёром Инессой Куляжевой. Лично я кандидатами в должность Верховного жреца всея России вижу Танакова и Головина.

  18. Аноним

    Этот сайт предлагаю переименовать на Марийскую веру. Другие темы не так актуальны и не волнует читателя как религия.

    • Аноним

      Марийская религия пожалуй то единственное, что ещё осталось, потому так и волнует большинство читателей.

      • Илья Бирский

        Если люди ещё интересуются своими марийскими корнями, то значит, что не безосновательны наши надежды на возрождение марийского народа. Один из постулатов марийской веры — грех забыть свои корни, язык, веру, традиции. Это не относится к русскому языку, потому что русский язык — насильно навязанный язык. Украинцы это поняли и вернулись к своему языку — к языку предков. Сейчас они смеются над пропагандистскими потугами Путина, который повторяет старые пропагандистские клише о величии русской истории и русского языка. Русский — это язык Державина и Пушкина, а до этого славяне говорили на языке, более похожим на украинский. Украинцы прекрасно знают, что по происхождению Путин из финно-угров. Путин ставит себя в смешное положение незнанием подлинной истории. Марийцы ещё в X веке были миллионным народом. И в наше время неплохой вариант для марийцев стать миллионным народом и вполне достижимый. Есть своя республика, где вполне уместится 700 тыс., а 300 тыс. будут жить на своих местах за пределами республики, как сейчас. Для этого Россия больше внимания должна уделять своему внутреннему развитию, а не прирастать мигрантами из-за рубежа. И марийцы тоже должны быть все вовлечены в политический процесс, а не отсиживаться в лесах или голосовать против своих интересов. Орава по’рдеш, лач ынде колышо башкортостанец Бикмурзин гай по’рдшо’ оравашке тоям ида чыке. Уло вийна лач ту’зланымашке виктыме лийшаш, потомушто марий калык — ош, ару, данле калык, и чаплын, сай, улан илаш, марий улмыланна куанен илаш чылан достоин улына.

      • Аноним

        Читателей волнуют и патыры отважные.

  19. аноним

    Поэтому я бы предложил регистрировать общую религиозную организацию — Ма-Арийской Природной веры. (Илья Бирский). Благое дело. Когда намерены зарегистрировать?

    • Аноним

      При условии, что местные религиозные организации осуществляют свою деятельность абсолютно автономно, не отчитываясь перед «общей религиозной организацией». Высшим выборным органом правления становится Совет руководителей местных религиозных организаций.

  20. РАДЫГИИН А.И.

    Кто из картов желает к нам приехать звоните 89127560076

  21. Елена

    Товарищи! вы бы сначала заявили, а потом уже похвастались успехами!

  22. Илья Бирский

    Уважаемые верующие и сторонники Природной веры финно-угров, тенгриане, русские «меря»! Конечно, вы правы, если поддерживаете предложение сразу зарегистрировать общероссийскую организацию Ма-Арийской Природной веры с вовлечением общин верующих удмуртов, чувашей, татаро-башкирских тенгриан и русских «меря». Да благословит вас Ош Поро Куго Юмо = Тур = Инмар = Тенгри! Организации чисто марийской веры уже зарегистрированы в Марий Эл и в Башкирии. Регистрация лишь МТР в общероссийском масштабе уже не столь продуктивно. Всем вместе будет лучше, ибо не вижу совершенно никаких разногласий, так как все национальные общины останутся автономными, в демократических рамках, на своих языках восхваляя Ош Поро Куго Юмо — Тур — Инмар — Тенгри. Как видите, тут нет русского названия, так как предки русских «меря» говорили на древнемарийском и у них бог тоже Юмо. Но если на общероссийской конференции жрецов не будет участия жрецов других финно-угров и тенгриан и не будет предложений от них, вопрос останется. Как видите, марийский общественный деятель и организатор восточномарийского съезда господин Радыгин А.И. готов помочь и указал выше номер телефона для связи. Он лучше знает все тонкости в юридических вопросах как юрист. Свяжитесь с ним и при вашем участии можно будет создать общероссийское Духовное управление (или совет) Ма-Арийской Природной веры, как минимум, хоть общественный без регистрации. Могу ещё добавить, что по решению одного из съездов мари (5,6 или7) жрец по-марийски официально называется онаен’. Карт — это с татарского «старик», тоже в употреблении по желанию верующих. Если будет создаваться такое Духовное управление или совет, предлагаю кандидатуры из Бирского региона — жрецов Семёна Новикова и Вячеслава Камильянова. Это люди известные в Бирском регионе, авторитетные, с высшими образованиями, теологи. Договорившись с оргкомитетом предстоящего съезда и его руководителем господином Радыгиным, спокойно можно использовать онлайн-формат — не обязательно ехать далеко, если не можете.

  23. Майра

    Марий калыклан,эн шучко айдеме, тиде Таныгин Маркеловым ужален тыгак моло калыкым, мый вет Маркелов воктен лийын омыл, а Таныгин….

  24. Аноним

    Другие темы тоже всегда нужно обсуждать. Например, мы самые лучшие, потому что мы умные. Но если мы лучшие, то почему республика на последнем месте? И в это время все чиновники с Евстифеевым спокойно сидят на своих местах. Почему зарплаты ниже плинтуса? Только у чиновников нормальные зарплаты. Нужно требовать всем работающим нормальные зарплаты, потому что все продукты стали очень дорогие. Кушать хотят все люди, не только чиновники и депутаты — об этом нужно напоминать. Мы же не можем спокойно соглашаться с последним местом, потому что мы лучшие.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ