Почему марийские карты Татарстана игнорируют Семык?

треть

19 июня года в селе Мари-Суксы Актанышского района прошел марийский праздник Семык. Марийские карты республики не первый год коллективно игнорируют днное мероприятие. Почему? Об этом пишет свое мнение Елена Ирдуганова.

В торжестве приняли участие более десяти марийских фольклорных и вокальных коллективов из 12 муниципальных образований республики: Агрызского, Арского, Актанышского, Балтасинского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Менделеевского, Муслюмовского, Елабужского районов и городов Казань и Набережных Челнов.

Гостей познакомили с бытом и культурой марийской и татарской деревни, национальной кухней. Работала площадка для национальных игр, интерактивных мастерских и ярмарка. Все желающие смогли попробовать свои силы в национальных играх, спортивных соревнованиях и национальной борьбе «Марий патыр».

Глава Актанышского муниципального района Энгель Фаттахов в приветственном слове, на марийском языке поздравил всех гостей и жителей района с праздником.

Благодаря руководству района праздник прошел на высоком уровне: были задействованы воспитанники музыкальной школы района, все клубные работники Актанышского района, получившие достойную оплату в виде премии.

Данный Семык сыграл свою роль в поднятии престижа марийского народа.

Многие гости-марийцы задают вопросы: почему остались без подарков гости фольклорных ансамблей? Почему были только три закамских карта (Мензелинский, Муслюмовский, Актанышский)? Первый вопрос к организаторам!

Относительно второго вопроса. Семык — важный праздник в жизни марийского народа. Не взирая ни на что, марийцы проводят обряд поминовения ушедших в мир иной. Обряд способствует сближению рода, единению родственных групп.

Марийские карты Республики Татарстан не первый год коллективно игнорируют Семык. Не потому, что Семык превратился в праздник бюджетных фольклорных коллективов.

Главная причина в самовыдвиженце в карты Олеге Третьякове — шустром агрызском марийце, не обремененном чувством порядочности.

Карты который год не возмущаются публично, не скандалят, тихо переговариваются между собой и принимают непоколебимое решение не стоять публично на виду вместе с человеком, запятнавшим себя обманом и поступками, позорящими звание марийского карта. Картом становятся по призванию, для кого вера предков — священный долг. Для Олега Третьякова картовство превратилось в удовлетворение болезненного тщеславия.

И на Семыке в селе Мари-Суксы произошла крайне неприятная ситуация. Перед народом должны были выступить уважаемые в Закамском регионе карты Актанышского, Мензелинского, Муслюмовского районов. Народ ждал их слов и напутствий. Когда три карта вышли на сцену, внезапно появился непрошенный Олег Третьяков с двумя руководителями ансамблей, и схватился за микрофон. Получилось кощунственно: встать старым задом, обтянутым в грязные штаны к хлебу и солью? Притащить с собой на сцену к картам какого-то арского бабая, не владеющего абсолютно марийским языком? Руководителя то ли кукморского, то ли мамадышского фольклорного ансамбля? На видео заметно замешательство картов.

Карты проглотили выходку Олега Третьякова, и ради сохранения приличия дотерпели словесную белиберду самозванца, несшего несуесветную чушь про фирму «Аняк», утробу земли, национально культурные автономии.

Ясно одно, никого из этих картов мы больше не увидим на одной сцене с Третьяковым и вообще на Семыке!

Получилось крайне некрасивое действие.

Соседи татары спрашивают, почему марийский карт не умеет публично выступать: перескакивает с одной темы на другую? Не может закончить начатую мысль? Произносит много ненужных и не относящихся к празднику фраз?

Нам приходится объяснять, что Олег Третьяков – не карт! Просто сценический персонаж, привлекаемый бюджетной сферой в качестве элемента декорации.

Руководство республики прекрасно в курсе происходящего и знает подноготную Третьякова. Видимо, все-таки еще не пришло время смены арлекино.

Елена Ирдуганова

Эта статья выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением админа сайта MariUver.

49 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи, видео

49 responses to “Почему марийские карты Татарстана игнорируют Семык?

  1. И что дальше?

    Ирдуганова, извини от того, что ты целенаправленно и уже долго поливаешь «говном» Третьякова ни марийское национальное движение, ни Марийская традиционная религия сильнее не станут. У меня такое ощущение, что ты это, по заказу ФСБ, делаешь специально, дабы уничтожить в Татарстане марийское нац. движение МТР!

    • Елена Ирдуганова

      1) Третьяков сам себя уже давно погрузил с головой в дерьмо своими поступками: уничтожил Кулегашскую школу в обмен на звание «заслуженного учителя» и повышенную пенсию! оттолкнул своими подзаборными интригами молодежь от марийского общества! в угоду властям подтасовывает протоколы собраний! по причине болезненного тщеславия выпячивает себя во всех мероприятиях, где присутствует власть. И абсолютная деградация: непродуманный стиль одежды, неухоженное лицо. Наш актанышский район привык к другой культуре: публичный человек всегда у нас одет с иголочки и ухаживает за собой. Тут наехали Третьяков в бомжацкой одежде с рожей алкоголика, блондинистая мадам с лишними килограммами в какой-то леопардовой юбке, натянутой черной блузке и старомодных босоножках 80-ых годов прошлого столетия. Нам стыдно видеть таких представителей мари у себя.
      2) При чем тут вера предков и Третьяков? Его все карты Республики Татарстан игнорируют. Для них ниже собственного достоинства стоять на виду с самозванцем. Мы еле уговорили закамских картов выйти на сцену и сказать слово—и на тебе: без приглашения залез Третьяков. Сказать, что они были огорчены-значит, ничего не сказать. Для свиты Третьяков пригласил арского татарина, переодетого в картовскую одежду! Исхакова, тоже фактически не карта: в Кукморском районе моления проводит молодой карт, пользующийся авторитетом у чимарий.
      3) Ну и ? какие будут аргументы? человек своими поступками сам уничтожил себя! запятнал репутацию картов! весь минус, соотворенный Третьяковым в Агрызском районе и в целом по Татарстану в отношении марийского народа уже невозможно исправить. Мы- Мари Суксы — единственная деревня, сохранившая свою идентичность. У нас на 350 человек ПЯТЬ КФХ! Мы -марийцы своими поступками и действиями заставили уважать себя! Школу сохранили мы-8 женщин! Кусото! Обряды! Сохранение истории закамских марийцев-это наша заслуга! Благодаря нашим действиям, нам удалось отмежевать и сохранить 70% земель сельхозназначения! Это значит, ЛПХ будут развиваться благодаря своим землям. Значит, село продолжит свое существование. Берите пример!

      • Андрей

        вам не стыдно осуждать людей за то как они выглядят? за их одежду? как раз таки в вас, судя по вашим истеричным возгласам и говорит тщеславие и желание выделиться…теперь понятно почему вас никто не поддерживает, поучитесь культуре общения и этикету

        • Аноним

          Мадам Казанская, у Хердугановой рубить правду матку наследственная черта. Бестолку её учить этикету. Стопудово в следующий раз и блондинки и агрызский Марий да и вы пухленькая тетка из Казани будете одеты с иголочки. Не ась вы были, ох не ась.

          • Аноним

            А Вы не «аськайте» и не «охайте». Здесь о местных.

            • Аноним

              Мадам, бестолку учить Хердуганову приличным манерам. Все равно попрет танком. Не тратье нервы. Она сама себя съест. Пока Хердуганова будет жить в деревне, школа будет работать. И клуб она только сможет пробить. Уедет Хердуганова школу быстро прикроют. А она стареет и может ухать в любой город.

              • Ганеша Гареев

                Простите, но Вы не с мадам разговариваете, а с Беккиновичем Тогрулом. Мадам — это Вы, на службе у своего начальника.

              • "мадаму" дать надо

                У кого что болит — тот о том и говорит.

              • Аноним

                Вы к каждой особи мужского пола обращаетесь «мадам», гмес духовноскрепный?

          • Казахбек

            Вы о Сююмбике и хане Сафа-Керей? Не ох и не ос. Это другие исторические персонажи, а мы их прямые потомки.

      • Фашизмом попахивает

        «Тут наехали Третьяков в бомжацкой одежде с рожей алкоголика, блондинистая мадам с лишними килограммами в какой-то леопардовой юбке, натянутой черной блузке и старомодных босоножках 80-ых годов прошлого столетия. Нам стыдно видеть таких представителей мари у себя»
        Вы бы еще измерили размер их черепа, как фашисты… Марийский патриотизм не заключается во внешности человека. А в его душе и приверженности марийскости. Ирдуганова — ты фашистка от русских властей, подставленная ФСБ, чтобы уничтожить марийское нац. движение и МТР в Татарстане. Я не сторонник Третьякова. Но любой мариец, уважающий свой народ и религию не будет поливать грязью другого марийца в таком виде. Может Третьяков и говно, но ты говнистее его в сотни раз!!!

        • калмак

          Методы одинаковые были. Пропускали вперёд что военнопленных, что простых ребят, стоявших до конца на передовой, прятались за батырами. КонечнО, легко сейчас потешаться над остатками шакалам разных мастей. А без вести пропавших и в наше время немало, среди которых много коренных жителей, в том числе Оманкурченных. Очень жаль, что то, что принесёно было в жертву подвергается забвению и уничижению.

  2. Кому верить

    Да все карты давно предали свой народ …

    • Кому верить? фактам!

      Предали свой народ те карты, кто сидит и подкармливается на бюджете! большинство картов тихо проводят моления! обряды! на сцену не выходят. В грудь себя не бью…

  3. Андрей

    Именно Ирдуганова уже долгие годы безуспешно пытается стать марийским картом в Татарстане, делает все, чтобы расшатать единство, но марийский народ ее не поддерживает, поэтому и поливает всех грязью от безысходности, жалко несчастную женщину…

    • Андрей-воробей, не меняй имен.....

      Не старайтесь казаться хуже, чем есть! Не смешите народ! Побольше бы таких «несчастных» женщин, как Ирдуганова—глядишь, марийский народ был бы на уровне татар!

    • Олегу

      Тебе до этой несчастной женщины, как из Агрыза пешком до Пекина. Дай Куго Юмо здоровья и долгих лет жизни таким женщинам.

  4. Аноним

    Несчастный Андрюх.
    Это ты жалок и несчастен. Гордиться тебе, мужику в юбке, стоило бы такой марийкой, как Елена.
    А ты тут нюни распустил. Да и Семык проходил в Марий Суксы благодаря ей. Если ты, мужичок, не способен состязаться с Еленой, не приплетай сюда всякие небылицы, что народ не поддерживает её. Это ты жалкий и непубличный. А публичным надо быть стойкими, как Елена. Ты что-то можешь сказать против её аргументов?
    Это тебе подобные то ли по глупости, то ли по заказу чиновников РТ, РМЭ или ФСБ, пытаетесь очернить. Но у вас ни хрена не получается.
    По инфо — праздник прошел удачно, народу понравился. А Третьякову не следует лезть вперёд картов — у чимари на молениях главными считаются те, на какой земле проходит моление. У марийцев никогда не было (и не позволяли), мол я главный карт. А Третьяков мог бы согласовать и сделать отдельное поздравления от имени Казани, как главный в ФНК. Головой надо думать. Или татарские чиновники его так удачно используют, а он этого не понимает.
    Никому, даже главному, не позволено портить праздник. Это мог быть только «заказ». Но чей.
    Вместо того, чтобы успехами проведения одной марийской деревни настоящего праздника, вот мы теперь друг на друга набросились. Значит, это кому-то выгодно, чтобы между нами не было взаимопонимания.

  5. А между тем...

    Login • Instagram ОДИНОЧНЫЙ ПИКЕТ МАРИЙСКОГО СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО. ПРОСИМ РАСПРОСТРАНИТЬ ПО ВСЕМ МАРИЙСКИМ ГРУППАМ И СООБЩЕСТВАМ.

  6. Аноним

    Да, О.А., тыгайым Тыйын нерген колаш шонен омыл ыле..
    Ала ынде ЖАП шуын Канаш каяш, а
    яш, кузе шонет?

    ,

  7. Предзнаменование

    «Впрочем, одно предзнаменование все-таки было, правда, его значение Вячеслав Михайлович понял только спустя много лет. Детство у него было непростое, осиротел еще мальчишкой, и отправили паренька в детский дом, а там порядки как в зоне, не выдержал, сбежал, по дороге, дело было в Сернуре, решил перекусить, тут к нему подходит старушка, говорит: внучек, меня из дома выгнали, покорми, пожалуйста. На последние медяки взял он ей покушать. Поела бабушка и говорит: вырастешь ты хорошим человеком и будешь служить своему народу».

  8. Радоваться чему?

    «…Хведор сильно переживал неудачу, просто почернел лицом, все время молчал, даже отказался от хлеба, который вечером бросили им в каталажку. С Угря сошла его обычная невозмутимость, и однажды он зло буркнул: «А тебе чего киснуть? Радоваться надо!» «Как радоваться?» – не понял Хведор, «А так! Что кабаном не стал». «Каким кабаном?» – не мог понять Хведор «Не знаешь каким? Вот и радуйся, что не узнаешь»».

  9. Аноним

    Такие Ирдугановы нужны марийскому народу. Она женщина отходчивая. Поругает, подерется, и станет надежным другом. Лучше с ней работать вместе. Она груба временами. Но её уважают и побаиваются в районе.

  10. Посмотрел видео с празднования Семык в Мари Суксы. Замечательно. Одно удивило, везде стояли шатры как на татарском празднике, видимо организаторы посчитали, если одна марийская деревня в районе и они
    скоро станут татарами. Они глубоко ошибаются, пока есть такие боевые женщины марийки в Суксах как Ирдуганова и ее команда, марийская деревня не пропадет. Может отатаривание деревни произойдет, но не сейчас. Одно огорчило, хотел послушать обращение к Ош поро куго Юмо закамского карта, уважаемого мной и многими марийцами человека Галеева Валерия, но…. Выскочил этот черт из табакерки в лице Третьякова и все испортил. Ладно выскочил, но ведь нес такую чушь. Про себя наверно он думал все хорошо, но он ведь ни разу не обратился к марийским богам. Вообще то один раз вспомнил какого-то бога- Ларису Николаевну- это наверно Яковлева. Вот и вся суть Третьякова, прогинаться перед власть держащими.
    На концерте в честь окончания 9 съезда марийцев, мне было стыдно, что я родился марийцем, и виной тому Третьяков О.А. Когда благодарили тогдашнего главу РМЭ Маркелова, от Татарстанской делегации подарок Маркелову вручал Третьяков и в своем приветственном слове он сказал » Я горжусь, что стою рядом с таким великим человеком» и вручил ему картину и при этом прогнулся перед Маркеловым чуть ли не до пола!!! А где теперь этот великий человек? И еще, впервые я поехал на Всемарийские моления на Чумбылат гору. Среди картов я заметил Третьякова, он потом подошел ко мне, естественно узнал, и сразу стал мне предлагать вступить в НКА марийцев РТ. Я вначале его внимательно слушал, но когда он начал говорить про плюсы НКА и стал говорить, что НКА будут выделять деньги, я потерял интерес к Третьякову, т.к понял, что его интересуют только деньги и право ими распоряжаться!!! Вот такая сущность Третьякова . Он также любит унижать слабых, криклив, горласт. Наверно заметили на Семыке, как он громко. обращается к публике. Он не обращается к публике, а показывает присутствующим чиновникам свое Я. Как он стал картом уже много писали, его назначил этот старичок Таныгин, сказал грамотой владеешь, говорить умеешь, значит будешь картом. А разве в МТР картов назначают. Картами становятся самые уважаемые люди. Может быть Третьякова в Агрызском районе уважают, в чем я очень сомневаюсь. Но в РТ, в марийских деревнях многие и не знают, кто такой Третьяков, да еще ВЕРХОВНЫЙ карт РТ!!!
    А Ирдуганову приплели , что она хочет стать картом. АНДРЕЙ, не смеши народ, если она захотела стать картом, могла бы стать, но…. это невозможно, да и она сама этого вряд ли хочет, она адекватная женщина и у нее других дел хватает. Так что не надо поливать ее грязью, лучше подумайте о своей жизни и как ее изменить на благо марийцев!!!

    • Илья Бирский

      Просто критика, констатация фактов или изложение своего мнения, не совпадающего с мнением остальных — это не значит «поливать грязью». Кто и где здесь нашёл клевету? А критику надо воспринимать адекватно. Не вижу оскорбительного в замечаниях Е.Ирдугановой. Мы, люди пожилые, были пионерами, когда каждый день с утра санитар пионерского отряда заглядывал каждому в уши, смотрел в подворотник, чистые ли они, и делал грязнулям публично замечания. А ещё раньше врач А.П.Чехов сказал, что у человека всё должно быть прекрасно. А если человек ещё публичный, да ещё жрец, у которого не только лицо и тело, но и душа и мысли должны быть абсолютно чистыми, то уж, конечно, это накладывает большие требования. А что касается татарских друзей и соседей, не надо забывать, что их древней религией до перехода их предков в мусульманство была марийская вера. Так что они, приходя на марийские моления, возвращаются к своим корням. Поэтому у них «дом» — «юрта», «баня» — «монча» и столица Казань (Озан) — с марийского языка. «Юрта» — это с марийского глагола «йырташ», то есть «делать круглым», и прилагательное «йыр» значит «круглое». Если бы это было тюркское слово, то использовали бы другое слово, например, «аймак». Но у татар — генетическая память, и говорят по-марийски «юрта», «монча», Казань, Чермасан, Кукмара и т.д. А в нашем колхозе, где я родился, работавшие в колхозе татары просто говорят по-марийски. И делегатом 4-го съезда мари от марийцев Бирска был татарин Валиев Р. Являясь директором 1-й школы Бирска, он впервые добился преподавания марийского языка в средней школе в Бирске.

  11. одо

    Третьяков О.А. в Удмуртии на Семыке со сцены говорил на марийском языке, а у себя в Татарстане — на русском, словно марийский язык проглотил. Где же истинное лицо Третьякова.

    • Аноним

      Подхалимаж. В Суксах он богами назвал главу и Яковлеву. Как говорится, дурак он и Африке дурак. Агрыз давно не принимает его всерьез. Никто не поддерживает.

  12. Аноним

    Мда…раньше Олег Третьяков вроде был как-то активнее и ответственнее к своему народу. А сейчас, на старости лет совсем совесть и уважение людей растерял.

    Потерял уважение народа-уходи. Не позорь свои седины.

  13. Аноним

    Три минуты хорошего настроения.
    Борис Гребенщиков. Песня про наводнение в Керчи (Пародия)

  14. Мари Суксышто лийыныт РТ гыч чиновник-влак. А нуно марий йылмым огыт пале и вот Третьяков садлан нунылан ойлен рушла а марий калык Третьяковлан огеш кул. Третьяковым ончет, вроде айдеме, а сайрак ончет, оказывается вич чуриян ала могай зверь. Кузе тыгай айдемым уважатляш лиеш?

  15. Аноним

    Ирдуганова все таки права. Третьяков так опустил марийцев Республики Татарстан что они уже не поднимутся на должный уровень. Уничтожил колхоз, школу. Разбазарил народное добро. Оставил колхозников без земли. Уничтожил села. Потом вот полез в карты. Какой он нахуй карт? Кастрат он моральный.

  16. Аноним

    Если финно-угр (черемис) был бы мудр, то он стремился бы стать крупнее с областями, регионами (юго-западная часть Кировской области (Яран, Кокшара, Кильмезь, Китяк), Тоншаевский район Нижегородской области, например), а не соперничать с республикой, именуемой именем Татар (гордиться надо, что такое имя носит соседняя республика). И в Волжске, как понимаю, немало и татар, исторически. Волга — елга (река), булаг (родник).

  17. Аноним

    О чём ты, уважаемый?
    Аноним 24.06.2021 в 21:18
    Предлагаешь Татарстану отобрать у Марий Эл Волжск и Звенигово (т.е. самые лакомые речные просторы с сотнями озёр)?! А завтра они скажут, почему обижать Моркинский и другие граничащие районы, давай их тоже присовокупим, пригодятся ещё, не сегодня, так завтра…
    А Марий Элу предлагаешь «фронтально» наступать на вятские (теперь) земли, начиная от Вятско-Полянского района (да-да, там находится названная тобою Кашкара и рядом же Китяк Малмыжский) и прихватывая Кильмезьский район (до самой границы с Удмуртией), далее через Уржум, Лебяжье, Нолинск дойти до Яранского района, а оттуда через Тужинский район до Тоншаевского района Угармана дойти? Странная у тебя позиция. И как эту кашу потом собираешься разгребать?
    Смотри, опасно шутишь. В понедельник за тобой могут прийти.
    Только я не понял, ты себя мудрым считаешь или ещё кого-то?

    • А я не шучу вовсе

      Прийти нужно за тобой, по ходу, провокатору. Я всего лишь говорил о том, как стать черемису крупнее, как карт Вячеслав Михайлович, в дружбе с черемисами ближними, в Кировской и Нижегородской областях… И не соперничать с братскими татарами. Излагаю мысли на финно-угорском сайте как представитель коренных народов, похожий, между прочим. А мудрыми всегда считал восясей.

    • Арча

      И не забывай, что на родине дедушки, арского татарина, покоится генерал мистер Сафиуллин. А дед, говорят, пропал без вести подо Ржевом. Совесть имей угрожать жизни потомкам отважным, тыловой приспособленец и провокатор.

    • Пробуддившийся в Будзым Куа

      Зачем дедушку Альберта Разина довёл? Не он ли так стремился стать Человеком у себя на родной земле, родине предков? Посмотри его последнее интервью. Слёзы не наворачиваются, «угрюмый»? Или привык всю историю по человеческим жизням идти и карьеру делать?

  18. Аноним

    Исторически и марийцев всегда полно было и в Казани. Это же — Ола.

  19. Кирэм

    Чирэм, это тебе казалось и кажется, что тогда они назывались. Перекреститься надо. Будь пограмотнее исторически: назывались-то они МАРИ (МАРИЙ)! А как кто их называл — по барабану.
    Слово татарин я слышал только в Казани. Для всех мари очень даже нормально слово было у всех — от Волги до Башкортостана — суас, сУас, сиас, сясь. Не веришь? Ну, вот поезжай в Вятскую-Поляну, там и услышишь.

    • Аноним

      Некрещеный.

    • Аноним

      В отечественной истории, во всех официальных источниках, известны всегда были как черемисы. Или Соловьев и Карамзин уже так, не историки?

  20. Илья Бирский

    Извините, господа, за вмешательство в ваши споры, но откуда эта белиберда появилась, что якобы татары хотят часть Марий Эл отобрать? Если бы кто-то что-то подобное и захотел, это же невозможно без конституционных изменений. Мы, марийцы, давно хотим марийские регионы Кировской обл. соединить с Марий Эл, но это так сложно, что воз и ныне там. Не кажется ли, что кто-то нарочно провоцирует, поднимая тему таким образом, чтобы рассорить мари и татар? Русские шовинисты всегда пытались «воспитывать» марийцев в неприязни к татарам. Экономический и политический союз и административное деление — это разные вещи. Углубление отношений между республиками Волго-Урала — это на пользу. А насчёт истории у нас, у марийцев, своя история, своё видение. Казань — это древнемарийский город, изначально был марийским поселением, что доказано археологами, смотрите книгу «Марийцы X — XI веков». Территория Татарстана — это тоже древнемарийская земля, что доказано татарским советским археологом Халиковым. Вот смотрите, например, южный город Бугульма. Второй корень — древнемарийское слово «ма» — «земля», как в Кинешма («ку’ан ошма») или Кострома («кожеран мланде»). Казанские татары — преимущественно древние мари и удмурты, перешедшие в мусульманство и, соответственно, на тюркский язык. И, вообще, не стоит из мухи делать слона, если в общественном поприще не всё гладко. Один ***, например, постоянно пишет, что наш национальный герой Козлов Владимир Никифорович и нынешний председатель «Марий ушем» Кудрявцев уничтожили марийский народ и марийское движение, прибавляя почему-то иногда меня, хотя я вообще никто. К сожалению, шизофрения не лечится (нынче не лечат), просто об этом надо знать, и всё.

    • Аноним

      «Экономический и политический союз и административное деление — это разные вещи». В такого рода вопросах необходимо выходить на бытовое сравнение. Работает безотказно.
      Пример. Семья вашего старшего сына живёт вместе с вами в одной квартире, но деньги на коммуналку и продукты питания отдаёт не вам, а родной тёте(сестра вашей жены), которая живёт рядом на лестничной площадке. Соответственно семья сына столуется у родной тётки. Вот и получается, территориально сын живёт вместе с вами в одной квартире, а деньги на продукты и коммуналку отдаёт тёте. Как вы в таком случае поступите? Вроде бы ничего страшного, но согласитесь, что-то тут неправильно.

      «Углубление отношений между республиками Волго-Урала — это на пользу». Кто утверждает обратное? Только эти отношения должны выстраиваться между народами населяющими данные республики, а не директивно из Москвы. Вы как с соседом по садовому участку решаете возникающие вопросы? Мирно договариваетесь, не обижая друг друга. Ведь так? Без большой надобности не обращаетесь в правление садовым товариществом. Чувствуете разницу?

      «Территория Татарстана — это тоже древнемарийская земля, что доказано татарским советским археологом Халиковым». Возможно и так.

      «Один ***, например, постоянно пишет, что наш национальный герой Козлов Владимир Никифорович и нынешний председатель «Марий ушем» Кудрявцев уничтожили марийский народ и марийское движение, прибавляя почему-то иногда меня, хотя я вообще никто».
      Думаю даёте себе неправильную оценку «никто». Вы прежде всего человек и представитель древнего народа. Кто знает какую роль вы можете сыграть в дальнейшем в его истории? На этот вопрос никто не ответит.

  21. Илья Бирский

    Добавляю: про «Бугульму» не всё сказал. Первый корень в слове «Бугульма» тоже марийское слово — это «пӱгӧ». Бугульма — «Пӱгӧ-ма», то есть это то место, где земля «искривляется» — «пӱгалтеш». Древняя, дотатарская история, или история эпохи Булгарии — это фактически в большей степени древнемарийская история, чем народа «булгары». Как вы знаете, такого народа в Поволжье вообще нет. Если их нету сейчас, почему думаете, что они могли быть когда-то? Достоверных доказательств нет. Под «булгарами» в основном имеются в виду древние марийцы. Да и «Булгарские летописи» уделяют достойное внимание древним мари — жителям Булгарии. Марийцы Татарстана творят великое дело, сохраняя традиции мари и преемственность поколений. Конечно, это дело общественное, коллективное, и мы, марийцы из других мест, видим, как свою лепту вносит и Елена Ирдуганова, славная дочь марийского народа.

    • Илья Бирский

      Повторяюсь, но логический анализ распространённости древнемарийского языка в совокупности с другими источниками действительно позволяют утверждать, что Булгария — лишь славянизированное выражение «бул ариев» марийского «арий (марий) вел» (на западномарийском «бул»). Стороны своих огромных земель раннесредневековые марийцы называли так: Маскан-вел (Московия, Ярославль), Кожла-вел (Кострома, Иваново), олык-вел, ту’рвэл (Турэк, (восточные называют «турвек», то есть действительно с «ту’р-вэл»), эрвел, урык-вел (Урал) и т.д., в т.ч. «мары-ма»( Мурома). Бугульма — из того же ряда, «пу’го’-ма», или «пу’гыр-ма», то есть там есть возвышенность, где земля «искривляется» («пу’галтеш) (Белебеевская возвышенность?). Кстати, фамилия народного артиста Пуговкина тоже с марийского «пу’го'(пу’гыр)», сначала так и писали «пугоркин». Это интересный пример того, как широко был распространен марийский язык в не такое уж далёкое средневековье.

  22. Аноним

    (гордиться надо, что такое имя носит соседняя республика) — ???!!!
    Гордиться надо в первую очередь своей Родиной, своим народом и трудиться и трудиться во славу МАРИ. Совковая «Дружба народов» рухнула давно. А теперь эту фразу хотят искусственно возрождать, вкладывая в саму суть ложный пафос. И капитализм не даёт дружбе жить! Деньги! Деньги! Деньги! Сколько копеек вложил Татарстан в развитие Марий Эл? Ни копейки. Дорогу построили на марийской земле так за бесплатно? Ни километра!
    А зачем они должны это делать? Из-за дружбы народов? Кто будет ждать, если её не было и нет? Каждый старался себе урвать. Что, это из комментариев не видно? Тогда в «Идель-реалии» комментарии почитайте. Там отчётливо видно.
    Мы гордимся словом Черемис! Это славное прошлое. И песня Созонова «Черемис» — отлично! Достойная на века! Ну, Карамзин, Соловьев марийцев черемисами писали — это не в диковинку. И Герцен, и Белинский и даже Пушкин писал, что есть той народ черемисы. Впервые слышишь? Это что-то страшное для кого-то слово. Я в Йошкар-Оле впервые столкнулся с «черепком» с городскими! Их было трое, но по черепкам получили они. Черемисы как самураи, у них внутренняя философия начальной сдержанности (до поры до времени), а как он разойдутся — хуже самурая. По себе знаю.
    Так что, не кидайте пустые фразы, вырванные из контекста жизни. Жизнь наших народов вековая. И не надо пытаться судить сегодняшним днём. Такое поверхностное суждение опасно.

  23. Кирэм

    К своему комментарии от 25.06.2021 в 21:06 добавлю (ато неучем назовут).
    Я там писал ДО БАШКОРТОСТАНА.
    Да, там татар называют по-другому: «тадар», «тотар». Это точно так. Но интересно, почему большинство эрвелмари используют эти слова?
    Ведь даже в самом Татарстане живущие марийцы их называют не иначе, как суас. сУас.
    Кто-то может объяснить?

    • Елена

      не по тему мысли, хочу добавить!
      1) как таковых «татар» в Казанском ханстве не было, что мы видим и в прошении казанцев Ивану Грозному. 2) суас — больше употреблялось в отношении чувашей, которых было в Прикамье много: ранние «татарские» деревни основаны были чувашами…3) на нашей территории идти в Башкирию — называли «Пошкырд» кундемыш каяш. Идти в сторону Азнакаевского района— «ногай дос дек мияш».. Сейчас они вышли из обихода, а раньше наши бабушки использовали их в речи.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.