Размышления по ушедшим туда

Народ, так быстро теряющий своих лучших сынов и дочерей, должен очень-очень задуматься, если хочет жить, при этом он твёрдо должен знать, что жить в данном мире — это только гармонично развиваться, что непременно предполагает почитание всех лучших из народа, а все остальные самообманные пути ведут рано иль поздно исключительно к краху.
Александр Зенкин

Zenkin_Aleksandr_izi
Вот просмотрел данный сайт за год и сделал ужасающие выписки для этого реквиема. Давно, нет, даже никогда я такого не видел, пусть и в високосном году. С января 2020 года по февраль 2021 года одиннадцать статей, посвящённых известным марийским личностям, ушедшим в Вес Тӱня.

В января 2020 неожиданно и почти одновременно ушли прекрасные Юрий Иванович Ерофеев и Елена Минилбаева, затем совсем молодой Артур Ефремов, следом Павел Бикмурзин, Мария Илибаева, Зосим Фёдорович Лаврентьев, Светлана Васильевна Вострикова, Ксенофонт Никанорович Сануков, Тамара Дмитриева, Олег Давыдов, это уже февраль 2021 года, и следом за ним наш марийский соловей-флейтист Виталий Владимирович Шапкин. Не всех из них я знал лично, кого-то читал, кого-то слушал, но все, несомненно, яркие, неповторимые личности. Пусть некоторые из них заблуждались порою — а кто из нас не ошибается и говорит, действует всегда очень умно и удачно?

Кто-то был уже в преклонном возрасте, кто-то в пожилом, кто-то в среднем, а кто-то совсем молодой, и это-то и поразительно! Последствия аварии и вирусная инфекция, непосредственно авария — что с молодыми? — куда они так спешат?.. Да, биологические причины — коронавирус, — да, социальные проблемы-причины, да, данные две причины в комплексе, несомненно, работают, причём жутко. Почему теперь это особенно ясно бросается в глаза? Я объясню на основе своих личных наблюдений.

Юрий Иванович, когда я в последний раз с ним беседовал, был вполне крепок и ещё полон планов. Я уж не говорю об умнице и красавице, великолепной общественнице Елене Минилбаевой, она была полна вдохновенного энтузиазма! Какие они организовывали в Москве мероприятия: посещение и наведение порядка на могиле Якова Эшпая на Введенском кладбище, ознакомление с Дьяковским городищем в Коломенском, вечера марийской письменности, какие праздники Пеледыш пайрем в Москве, какие вечера в студии газеты «Вечерняя Москва» и так далее! Юрий Иванович Ерофеев — какая личность, какие статьи-рассуждения о культурной автономии и наглом исправлении-попрании личностями, ныне заслуженно осуждёнными, Марийской конституции. Всегда подтянутый, всегда доброжелательный, мудрейший из мудрейших! Такие люди! Соль земли! А Зосим Фёдорович Лаврентьев! Я тоже видел его в последний раз, совсем незадолго до его неожиданной кончины, в истинном активном творчестве, он был совершенно крепок и силён, поставил в мастерской огромный новый холст для следующей тематической работы! Как я был им восхищен! Человеку 88 –й год, а он полон творческого дерзновения и вдохновения… Всех этих людей я знал лично и лично отвечаю за то, что здесь говорю.

М-да, замечательных людей мы потеряли, сильно пострадала культура марийского народа. А сколько за это ужасное время ушло ещё других тоже очень талантливых, которых не оказалось на страницах данного сайта! Сколько великолепных учёных, учителей, врачей, деятелей культуры, да просто прекрасных тружеников села, инженеров, организаторов, общественных деятелей и так далее. Тяжёлый выдался год для всей России и всего мира. Социальные проблемы вкупе с биологическими — словно бы и вправду чётко кем-то сознательно организованные, — для нашего народа оказались поистине катастрофическими. Почему именно для нашего народа и вообще финно-угров, я объясню. Первое, наш народ не знал серьёзной имущественно-антагонистической расслоенности в силу своего исторического развития, в силу своего духовного понимания Мира — пред нашими богами все в мире равны. Второе, отсутствие перспектив, всё большее смещение развития, точнее антиразвития, в сторону усиления социальной несправедливости, коррупционной вакханалии особенно тяжелы для марийцев и вообще финно-угров России, никогда не ставивших одну корысть и наживу во главу угла, отсюда и особенно фатальные последствия для нас подобных политических и социальных реалий. Отсюда и такая печальная социология, впрочем, о ней мы сейчас говорить не будем, проведут перепись населения, официально опубликуют её, тогда и поговорим ещё… если будет кому вообще говорить…

Странно, но в трудные времена почему-то уходят всегда сначала самые лучшие, яркие, подлинно значимые, уходит именно культурная элита, и даже по такому факту можно сразу определить само наступление трудного времени. Ксенофонт Никанорович Сануков. Сколько он сделал для марийской истории! Нет, наверное, человека, который более его прокопался в архивах, чтобы выжать оттуда наиважнейшие факты. Такое подвижничество! Скромная Мария Илибаева, она у нас работала выпускающей одной из районных газет, — а тогда в полиграфобъединении их выходило централизованно аж 26! — и я её хорошо помню. А флейта Виталия Владимировича Шапкина. Сам выбор инструмента говорит за себя. Наша музыка — это прежде всего гусли, волынка, шиялтыш–свирель! А это уже почти та же, только народная флейта. Выбор этого удивительного классического инструмента позволил нашему прекрасному музыканту максимально сблизить марийскую музыку с классикой. Очень обидно за блогера Олега Давыдова. Почти 25000 подписчиков — это серьёзнейшее достижение, но странно, почему он им так распорядился, как написано было в комментариях. И за это особенно обидно! Такие наследия следует оберегать…

После смерти значительных деятелей культуры главное — уберечь их наследия — это единственный путь сделать их имена бессмертными и обеспечить бессмертие самого народа. К сожалению, с этим у нас обстоит очень плохо. Не оберегаем деятелей, не чтим наследие. Под статьёй о начале подготовки «Колумбовской энциклопедии» — ни одного комментария в поддержку (ладно, хорошо хоть не обгадили!)! А ведь это серьёзный, очень важный почин! Валентин Колумб — действительно глыба, Колумб марийской поэзии! Что с огромным наследием Зосима Фёдоровича Лаврентьева? В его мастерской находились полотна, не проданные самим автором ни в какие музеи и являющиеся несомненными достижениями, шедеврами марийского, мирового искусства. Та же «Яблонька. Совершеннолетие»! Куда уместит его вдова, Валентина Кузьминична, огромное наследие своего великого мужа, если не будет мастерской-музея? Что с бесценным архивом Ксенофонта Никаноровича Санукова, хотелось бы знать? Будет ли издано собрание музыкальных произведений Виталия Шапкина? А памятники для всех них, хотя бы этих трёх, а улицы в честь них?..

Ещё раз спрашиваю: если не чтить своих лучших сынов, то кого чтить и для чего вообще живёт такой народ?.. А если наше правительство не занимается даже и этим, то как оно чтит народ? И чтит ли?.. А не лишает ли его подлинного смысла и аж самого фундамента? А, марийские властители, я вас прямо спрашиваю! Мемориальные доски братьям, весьма скромным юристам, ставите, а подлинно великим творцам нет? Что ж, подождём! Мыслители терпеливы, а именно они определяют вашу «значимость», уверяю вас… Так что поторопитесь! Займитесь хотя бы этим, памятью, на другое, как показывает нынешняя история республики, вы явно малоспособны. Займитесь хоть собой, любимыми, через подлинно великих, это я вам даю очень мудрый совет, иначе восслывёте полными ничтожествами… ЗАЙМИТЕСЬ!

Александр ЗЕНКИН

36 комментариев

Filed under Статьи

36 responses to “Размышления по ушедшим туда

  1. Аноним

    Александр, вы начинаете за упокой и завершаете…
    Ну, это вам надо было?
    Тема сакральная, а ваше нравоучение здесь лишнее.

  2. Валерий

    Полностью поддерживаю статью. Пора слушать мудрых и прекратить раболебствовать перед теми кто захватил власть. Если те кто имеет разум пойдут за мной хотя бы 10 человек, то для начала мы сами можем издать Колумбовскую энциклопедию и собрание музыкальных произведений Виталия Шапкина. С уважением Шамиев Валерий Кугубаевич председатель Московского городского общества Марийской культуры «Онар»

  3. Илья Бирский

    Мом iштэт — тугае илiш,
    Вэс Йiван Кiрля огэш шоч,
    Чумбулат шу’гаржэ гiчiн
    Iлiжiн уэш ок кэрт.
    Шуко-шуко шу’до’ дэнэ
    Пэш ушаш-шотан кочавлак
    Курiмэшлан кайiмэшкiшт
    У’шанэнiт садиктак:
    Вар толэш дiр нунiн олмiш
    Нунiн iштiмэ сай мландiш
    Эшэат уста у тукiм —
    Нунiн сай пашам шуяш.
    Укэ ту геройло тукiм,
    Пiтарэнiт дiк тушманвлак,
    А кугэзэвлак у’шанiм
    Мiланна пу’рэн сулаш.
    Кугу у’шан ву’да мэмнам.
    Она чаманэ вийiм, жапiм
    Акрэт гiч толшо калiкна
    Уэш Онар гай л,ийжэ манiн.
    Ту’вра да йiлмэ, илiшна
    Юл сэр гiч чал Урал мартэнэ
    Ту’зланiшт iле калiкнан
    Мотор, пэлэдшэ олiк сэмiн.
    Мондаш огэш л,ий, родовлак,
    Йошкар-Олаштэ вашл,иймашiм.
    Эрэ пiрля мэ ли,ийiна
    Марийiн вам вэрч шогiмаштэ.

    • Марийiн чап вэрч шогiмаштэ.

      Мамич Бэрдэй крэдал илэн
      Палачiн кидiш логалмэшкэ.
      Ош т,истiн йiржэ йошкаргэн
      Кугэзэвлакiн ву’рiшт дэнэ.
      Пэш шуко вийiм йомдарэн
      Шкэ эрiк вэрч кучэдалмэкэ,
      Марий ен’ат илэн шуктэн
      Уэмшаш пагiтiш шумэшкэ.
      Марий улам, марла ойлэм,
      Марийiн лу’м — урэм лу’млаштэ.
      «Эсэн л,ий, шочмо калiкэм!» —
      Ойлэм мiй, палiдэ лу’дмаш’м.
      Чавайн, Ипай, Йiван Кiрля —
      Йу’лэн марий вэрч нун’н шу’мiшт.
      Мэмнан коклаштiна пiрля
      Илат олаштэ нунiн лу’мiшт.
      Юл сэрiн Сануков тiштак.
      Яналов дэн Пектеев пурiшт.
      Попов Никандр да могут
      Марийiн талэ ен’iшт улiт.
      Огэш ул тiштэ лач уна
      Эрвэл гiч толшо Кунакбаев,
      Кугун тiршат тудат, молат
      Чiла марий но’лталтшэ манiн.
      Ош Вичэ йога, толкiналт,
      Вучат ву’дшiм Юл да Чолман.
      Саламiм тiланда чiлалан
      Торасэ, но л,ишiл тан’влак.
      ( Автокорректор иногда «исправляет»
      и вносит ошибки, прошу прощения).
      Илья Э-С-Бирский.

  4. Елена

    Все болезни от нервов: стресс, активная жизненная позиция, сострадание, стремление помочь, улучшить, и много сопутствующих причин.
    Безумству храбрых поем мы славу!—помните у Горького?
    «Я славно пожил!.. .. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Ох ты, бедняга!
    «— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!»—кто чем заполнил свою жизнь!
    Как показывает практика, долгую жизнь живут люди, которые ничем себя не проявили, физическим трудом шибко себя не утруждали, не отягощали себя переживаниями. У кого какая книга жизни, и каждого своя карма.
    Повторный совет Зенкину: соберите единомышленников, штурмуйте руководство, бомбите письмами — и у вас получится заняться памятью ушедших в мир иной, открыть мастерскую и т.д.

    • Витя

      Да, советы, советы… Одни советчики! «… Соберите единомышленников, штурмуйте руководство, бомбите письмами..» А кто соберет единомышленников, будет штурмовать руководство, бомбить письмами? Пушкин?

  5. Екатерина

    Спасибо, что помните! Мой Дедушка, Юрий Иванович- уникальный, сильный человек был. Любил марийский народ и не терпел предательства, лжи, сплетен. Он оставил нам свои публикации, книги, поэзию!!!

  6. Сванидзен йолташыже

    Валерий, чтобы издать «Колумбовскую энциклопедию», нужно сначала над этой работой посидеть Козлову года два. Вы же в курсе, что МарНИИ такими делами не умеет заниматься. Или не хочет. Или им запрещают. А кто может запрещать? Недруги, конечно. Доброжелатели так не поступают. Об издании данной энциклопедии рано говорить. Над ней надо работать.
    А правительству Марий Эл или министерству культуры это нужно? Нет, конечно. Министр Иванов даже саму постановку вопроса не понимает. Он балерин неплохой. Но в общей марийской культуре не совсем компетентный. А с такими чиновниками очень трудно работать и что-то продвигать. Уже два года прошло, как обещали театральную энциклопедию «Театр Шкетана», но её мы не видели. В свободной продаже нет ничего. Что за дела? Мы даже не знаем, где можно купить двухтомник Истории Марий Эл. 100-летие РМЭ, как кричат пропагандисты, продолжается. А ярких культурных событий нет и нет. Народ в селе деградирует, уезжает, умирает. Посмотрите статистику. Хотя там ничего не говорится, как умирает марийское село.
    А.Зенкин прав, надо задуматься. Только «ничтожество» он не по адресу произнёс. Одними философскими обобщениями далеко не уйдёшь. Нужно конкретно говорить. Тем более, одними словами и советами марийскую жизнь не продвинешь вперёд. Нужны конкретные действия. И от мыслителя то же самое.
    Нельзя жить под девизом: «Я же вам говорил!..»

    • Витя

      «…Одними словами и советами марийскую жизнь не продвинешь вперёд. Нужны конкретные действия…»
      Все правильно, но только кто будет действовать? Вот в чем главный вопрос? Кто будет действовать и как? Я могу это подробно разложить: как начинать и кому начинать, как объединиться, кто будет действовать и как. Но, как я понял, никто не хочет действовать, никто не хочет объединяться, никому ничего не надо. Все только советуют. Все только ноют, воют, плюются, шипят, пищат и жалуются — действовать не-ко-му!

    • Валерий

      Мый эртак конкретный пашам ыштем. Мы тендам кугу оксам ышташ ужам; но Марий шамыч руш семынак пеш кутыраш гына йоратат да икте весе умбаке лаврам кышкаш.Окса лиеш гын шуко пашам ышташ лиеш. Издательство паша дене Володя Козлов полышым йодын кертеш Изиметова Гуля да Сельдюкова Александра деч, нуно пырля тунемыныт, кызыт пенсийыште улыт. А турлыча чатлакыште пеш шуко Марий (герой) шамыч нуным тышке ушаш кулеш але нунын упшаштым петыраш кулеш.

  7. Сванидзен йолташыже

    Светлая память обо всех ушедших в мир иной.
    И мы не бессмертны. Поэтому давайте делать то, что может, на что способен каждый из нас. Мы помним также наших не особо известных представителей марийского народа, ушедших от нас, но немало сделавших для родного народа.
    Призывы — призывами, а реальные дела всегда конкретны.
    Что касается сохранения, изучения их наследий — это дело в первую очередь государственное. Если система не работает или работает против нас, то это не так просто сделать рядовому марийцу (да хоть татарину или удмурту). Поддержка инициатив и вложение средств — вот всего-то что нужно от государства и системы.
    Да, Екатерина. Было время, когда мы зачитывались аналитическими статьями Юрия Ивановича Ерофеева, прислушивались в определённой степени его советов (просто мы были на разных плоскостях).
    Мы также светло помним и К.Санукова, В.Шапкина, М.Илибаеву, а также многих и многих других. И будем помнить. И будем работать.

  8. Витя

    Когда-то очень давно я надеялся, что Александр Зенкин станет духовным лидером нашего народа. И попросил его стать таким духовным лидером марийского народа, каким был Ахмат Кадыров для чеченского народа. Ахмат Кадыров сказал: «Каждый чеченец должен убить сотню русских!» Но тогда была война, и каждому понятно, ЧТО имел в виду в действительности Кадыров. «Каждый чеченец должен убить сотню врагов и тогда мы победим!» Вот что сказал Ахмат Кадыров! Вот кто истинный герой! И чеченцы победили, а сын Кадырова стал героем России. И никто не сомневается, что чеченцев лет через 20 будет 10 миллионов. А хватит ли духу сказать такое Александру Зенкину? От его слов и поступков зависит судьба нашего народа. Скажет подобно Ахмату Кадырову, и не обязательно такие страшные слова, нужно только найти слова объединяющие марийцев, – через 20 лет нас будет 10 миллионов, струсит или не захочет(не найдет) – марийцев останется 10 тысяч, все остальные станут русскими(обрусеют).

    • Аноним

      Кули Зянкин тут строчить. Работай, указывать всякий дурак сможет. Коли начал, пиши руководству РМЭ. Нам от твоего указания ни холодно, ни жарко.

      • Александр Зенкин

        Добрый день! Это что за разговор? Эта статья — реквием! А что вы тут мне пишите! Марийцы, очнитесь! Я писатель, профессиональный издатель и полиграфист, издал пять книг по культуре марийского народа, из них только три были оплачены гонорарами, все другие я печатал за счёт прибыли, которую приносили другие мои книги. Вы хоть знаете, сколько стоит проект одной книги, когда ты издаёшь? Какие вложения! И вы тут смеете мне такое писать? Кто вы, пишущее такое? Моё дело — жечь глаголом людей, как верно тут сказали! Я взываю к памяти ушедших! Моё дело , — чтобы вы их не забывали! Чтили и восхищались! Александр Зенкин

  9. Мда, а кто должен делать?

    Действительно проблемы марийского народа в том, что большинство легли под путинско-евстифеевскую власть. А те кто остались или делают вид вот что-то вроде какие-то проблемы видят, как Кудрявцев. Или же как Зенкин, Бирский и некоторые комментаторы, со стороны смотрят и учат, что надо делать. Правда непонятно, кто должен делать… Бирский, например, мог бы в свою Башкирию вернуться и реально там что-то сделать! А Зенкин, например, в Марий Эл от госчиновников потребовать, чтобы Зосиму Лаврентьеву и др. музей и памятники открыли… Кидает какие-то непонятные предъявы типа ЗАЙМИТЕСЬ!, а кто тебе должен делать Зенкин? Марийские общественники? Что ты им тысячи и миллионы своих денег выделил? Можешь госчиновникам такое писать, так пиши и требуй… MariUver — не минкульт и не правительство Марий Эл….

  10. Leega

    Да, больно читать подобный «годовой отчёт». Больно. Теряем мы не только физически. Многие уйдут в полное забытье! Это уже ужасно, это катастрофа для нации. Прав Автор, путь ОДИН — хотя бы воздать ИМ, сохранив их имена в названиях улиц, скверов, площадей и т.д. А этих названий (маркеловских)… Какое они имеют отношение к нам. И об этом нашим правителям ПОРА бы начать думать и… РЕШАТЬ! Автору ОТЧЕТА Кугу Тау!»

  11. Радыгин А.И., Председатель Общественного Совета Марийских организаций Удмуртии

    Нашим предкам никто не платил, когда они защищали свои земли, свой народ. Это Вы, анонимы *** вы и есть те самые, страдающие комплексом национальной неполноценности. «..пиши, требуй…Призвание А. Зенкина — глаголом жечь сердца. Можно с ним спорить, однако отрицать или тыкать ему, ***, это все что вы можете. Хотя и такие нужны, чтобы яснее представлять себе в каком состоянии находится марийское сообщество. Вас ничтожное меньшинство, гораздо больше тех, кто читает, мотает себе на ус и придет время, когда и они заговорят, решатся на поступок.
    Вот и наш съезд многим откроет глаза. В сентябре выборы не только в Госдуму, но и в муниципальных округах. Первый шаг и самый сложный — пойти всем на выборы и осознанно отдать свой голос. Только надо прийти всем.
    Впереди перепись — определитель — кто вы? Это будет нашим следующим шагом на пути оздоровления и данью тем, кого уже нет с нами в едином строю, они в наших сердцах.
    Немного пафосно, но от всего сердца актива марийцев Удмуртии.

    • Аноним

      Радыгин, А Зенкин как он пишет про себя он писатель, полиграфист, издатель НО не историк, не этнограф, и не краевед. Почему вы думайте что нельзя тыкать, он не професор и не академик. Владимир Козлов литератор, он никогда ни на что не претендует, его книги читаешь с удовольствием, он работает с профессионалами историками, работает университетских исторических архивах. Если вы стали каким то образом публичными, это касается всех вас Радыгину, Зенкину и т д. народ имеет право с вас требовать и тыкать, задавать каверзные вопросы, вы сами себе выбрали такой путь, на публичность.

      • Александр Зенкин

        Добрый день! Восхищен! О, во как! Аноним-академик! Ну-ка! Явился! Академик— историк — этнограф — краевед отвечает мне от имени всего народа! Всего народа, вот это да! Что ж, говорите! Говорите! Вы написали сейчас эту статью? Вы что написали мне тут? Ха-ха! Да, тычьте мне, это лишь говорит о культуре, вашей культуре! Я вам тыкал?! Владимира Козлова я уважаю и чту, поддерживаю его почин, Колумбовскую энциклопедию! Вы вообще читали статью выше? Там ведь ясно об этом написано! Я в ней говорю о значительных марийцах! Я о себе вообще в статье не писал, чего вы накинулись на меня? Вам не нравится, что я добиваюсь популярности? Ну, что я могу сказать, испугались, кресло потерять боитесь, надо со мной как-то справиться? Задета власть?! Тогда кто вы? Страшно?! Мне ваша популярность, среди таких, подобных вам, совсем не нужна, уверяю вас! Я мог бы и не писать о великих марийцах — только пишите вы, приверженец академиков, поддержу! Вы, видать, жалкий образованец, каких ныне стало полно! Не можете написать, зато можете говорить о тех, кто способен! Пишите, я жду, только под своими истинными званиями и регалиями, видать, так вам легче, у вас их явно очень много и вы ради них живёте? Зачем вы тут сталкиваете меня с В. Козловым и И. Кудрявцевым и вашими университетскими архивами (каждый занимается своим делом, специалист!)? Завтра я пошлю свои статьи им, на их сайт, благо, они уже публикуют на своём сайте на русском, и думаю, они издадут их (я об этом даже не задумывался, даю им право публиковать всё моё, что посчитают наши лучшие общественники нужными!). Они же ясно понимают, что я поддерживаю их! Надеюсь на это! Какие каверзные вопросы вы тут мне задали? Ещё раз говорю, я писал о лучших марийцах, почему вы перешли лично на меня? Я писал во имя памяти, это размышление-реквием! Напишите вы хорошо о Юрии Ерофееве, о Лене Минилабаевой, о Зосиме Лаврентьеве, о Ксенофонте Санукове, о Виталии Шапкине, скажите всем, что поддерживаете меня в деле прославления их памяти и так далее, — зачем тут пытаться очень жалко пробовать мочить меня? Кого вы так мочите?!! Кто вы, ещё раз спрашиваю?! Мне не нужны ваши регалии, мне не нужны регалии вообще государства! Вам понятно?! Такое ощущение, что вы хотите меня очень извести? Ха-ха! Давайте! Я бы не стал в эту чушь встревать, нет совсем времени, но время трудное, теряем великих, надо усилить все интеллектуальные наши способности! Надо возжигать сердца! И с помощью ваших архивов и регалий тоже! Все должны потрудиться сегодня! Ваш жалкий писатель-слуга, даже не академик, Александр Зенкин.

        • Аноним

          А. Зенкин, хорошо тебя задело, коль так бурно реагируеш, но всеравно тыкать будем ))))

  12. Рушла сераш войзеш вигежат огыт умло марла. Уже более тридцати лет вам пытаюсь внушить что нужно создать сильное организованное Марийское сообщество единомышленников на основе общего мировозрения и взаимопомощи……. Я это делаю но пока людей мало, зато завистников полно швыряющих грязь в меня и других активистов; особенно отличаются марийские женщины, а марийские мужики оказались в основном подкаблучниками. У нас были и есть лидеры но вы не хотите их видеть. Вы хотите Зенкина одного на амбразуру бросить и наблюдать как он будет сражаться. А когда наших лидеров:Пектеева, Николаева, Козлова избивали вы где были???? Мы создали группу по обьединению представителей Марийских родов и старейшин родов, у нас есть сайт:http://onkanash.ru https://t.me/onkanash https://vk.com/onkanash https://www.facebook.com/onkanash мый начальник штаба улам. тел:+79104942701 Шамиев Валерий Кугубаевич почта: schamiev.valery@yandex.ru

  13. Аноним

    Зенкин, я тоже удивляюсь, что например, никто не написал своё мнение о том, как прошёл митинг в Казани, а людям пришлось сидеть на коленях. Я считаю, что это жестокий абсурд 21 века в России. За свой кусок хлеба, за раннюю пенсию полиция готова унижать налогоплательщиков. Людей ловили и сажали в автобусы. Людей лишали свободы. Значит нужно менять законы, что нельзя преследовать безоружных людей с дубинками, нельзя ловить людей, если человек никакого противоправного действия не совершает на улице, нельзя штрафовать людей за просто выход на митинг. У нас десятки чиновников коррупционеров , по ним даже не ведётся расследований. Вот так мы живём.
    Жизнь она строится на том, как мы регулируем наше общество, и далее искусство. Но в данный момент жизни мы ужасно регулируем общество. Неужели Игнат Артёменко, который выиграл суд у Навального, воевал то, чтобы людей на улице гоняли полицейские с дубинками. По другим темам позже напишу. Люди не оставайтесь всё время в стороне, если это касается каждого.

    • Не нормально

      Сколько раз пишу, пока Путин и их подобные у власти никакой ситуации к лучшему в России не изменится, а что полиция, полицаи всегда были продажными, нормальный человек не работает в полиции.

  14. Илья Бирский

    Человек становится мудрым, когда осознает бренность бытия, поэтому и моя книга стихов, которая есть во всех библиотеках Бирского района, называется многозначительно «Эржат лиеш, касшат лиеш.»
    Чiла эрта. Ош лум вэлэш.
    Вара пэлэдiш вэлалтэш.
    Вара шудат кошка, шу’еш
    Кунам йу’р шiжiм шiжалтэш.
    Чiла эрта. Йо’ратiмаш
    Тэн’гэчсэ кэчiн мондалтэш.
    Ойгiрiмаш, сагiнiмаш
    Да, можiч, шонiмаш кодэш.
    Чiла эрта. Чiла йомэш.
    Ош куэ шкэтiн шогiлтэш.
    Мо л,ийiн, куанэн, илэн —
    Сур ту’тiраш авiралтэш.
    Мэ организм — луш пэш,
    Мэ толiнна уналiкэш.
    Н,имо огэш л,ий курiмэш —
    Чiла эрта, чiла йомэш.

  15. Аноним

    А. Зенкина фотку как то надо бы поменять, пора обновляться, ну одно и тоже приелось.

    • Сентиментальная восточномарийская песня.

      Поёт народная артистка восточных мари Светлана Каншаева.
      Восточномарийская народная песня «Са’рма’н».
      Са’рма’н ву’дшо’ воктэн олiк ямлэ,
      Шудiжiлай кушкэш пэш вашкэ.
      Пiрля илiмiна годiм пэшак ямлэ,
      Ойiрлалiн илалаш пэш нэлэ.
      Са’рма’н ву’дшо’ воктэн коштмэм годiм
      Колiштат по — мурiм муралтэм.
      Кок шинчат дэн ту’ткiн ончалат мо —
      За’н’га’р порсiн ялукэмiм ру’залтэм.
      Са’рма’н ву’дшо’ воктэн шуко коштiм,
      Са’рма’н ву’дшiм йу’iн, шэр iш тэм.
      Каласiшаш мутэм шiм каласэ —
      Пiрля лийiна дiр манiн шонiшiм.
      Мелодия одинаковая с татарской народной песней «Са’рма’н»,
      караоке есть в интернете. Слова марийские народные,
      совпадение по смыслу с татарской песней «Сарман» примерно наполовину.

  16. Илья Бирский

    Скоро у бирских мари пасха Кугече, день поминок «сорта кече» 29.04.21. Полезно послушать выступление знаменитого учёного-исследователя А.Пыжикова «Наши предки среди нас» о загробной жизни. Дохристианские верования, которые исследует А.Пыжиков, в значительной степени совпадают с древними верованиями финно-угров и мари.

    • Илья Бирский

      Как установил А. Пыжиков, а он, несомненно, имеет финно-угорское происхождение, по представлениям наших предков один год в нашем мире равняется одному дню в загробном мире. Т.о., весной, в Кугече наши предки просыпаются, и трапеза, устриваемая нами в Кугече, когда мы угощаем души своих предков, зажигая свечи, это как бы завтрак для предков. Трапеза, включая и омовение в бане и т.д. — это единение с предками, от этого мы становимся сильнее. А Семык, семицкие поминки и трапеза — это как бы обед для наших предков. Затем осенью тоже был день поминок и трапезы, который отождествлялся с ужином предков в потустороннем мире. А как падал первый снег, считалось, что предки укладываются спать. Зимой, то есть «в ночь» в загробном мире души предков не беспокоили, на кладбище не ходили.
      Марийский праздник ШочнЙол соответствует полуночи в загробном мире. И обычаи праздника ШочнЙол, ошибочно называемые нынче «шорыкйол», соответствуют этим древним представлениям, в частности, ношение масок, то есть нельзя показывать лицо во время гуляний в ШочнЙол. Т.о., все древние марийские праздники имеют глубокий смысл и требуется более углублённое изучение.

  17. “мудрый совет от зенкина” ?, иначе восслывёте полными ничтожествами… ЗАЙМИТЕСЬ!

    т. Зенкина волнует не то, что марийский народ исчезает,
    для него как и для Кремля так и должно быть
    , его волнует что исчезает он очень быстро,
    что скоро показывать по телевизору нечего будет !
    Неудобно будет кремлю перед соседями — FU миром,
    поэтому и такие вопли ОДУМАЙТЕСЬ!, НЕ ВЫМИРАЙТЕ,
    ПОКА ЕЩЁ РАНО (мол слишком быстро вымираете)
    не так быстро надо!
    Вот так нас марийцев перемещают кто в музеи, кто на кладбище,
    а кто-то пытается в загробный мир увести!

    • Александр Зенкин

      Послушайте, милейший, говорите не обо мне тут, ещё раз говорю, а о тех прекрасных Людях, ради которых написана статья! Оскорбляя так меня, вы оскорбляете сейчас жестоко их! Вы хоть это понимаете?! При чём тут Кремль, он, что ли, по-вашему, меня заставляет писать о З. Лаврентьеве и В. Шапкине, Ю. Ерофееве и Е. Минилбаевой и других ушедших! Какой бред! Не изгаляйтесь в словоблудии! Александр Зенкин

      • Оскорбляя так меня, вы оскорбляете сейчас жестоко их!

        Нет только вас!
        С какого перепугу вы вообще к нам присосались?
        Пьёте последние капли мар.кровушки!
        Не стыдно?

  18. Олег М

    Ала молан нине чон-влак ко нерген возен Александ Зенкин толыныт тиде туняшке марий кап дене, иленыт тале илышым, а мыланна же мо тышечын? Марий шот дене илен лекташ кызытсе илышым тиде туняште оклияк манаш лиеш. Шкеннам ала мо семын арален кодашлан кулеш шуко тыршаш, тунемаш, вес семын ме пытена, тиде деч вес корно укеак.
    Мы живём в информационном обществе, сила влияния информации сейчас огромна. Для этих людей пережитое ими — прошлое, для нас живущих сейчас и последующих поколений это может быть хороший ориентир. Сохранив в памяти легенду их жизни, сохраним наш взгляд на мир, на происходящее на Земле. Кроме как создания фонда памяти выдающегося человека Мари (название можно придумать лучше) вряд ли что-то дельное можно предложить. Доверить этот фонд, его работу таким настоящим патриотам как Володья Козлов. Нужно, чтобы оно звучало везде и всюду, что есть такой народный фонд мари, на концертах, на первых страницах форумов как этот. Фонду издавать книги, публиковать в интернет пространстве в доступной всем форме материалы, через свой сайт. Давайте собирать средства. Наличие такого фонда вызовет уважение к нашему народу.

    • Александр Зенкин

      Дорогой Олег М.! Хорошая идея как почин! Но дело увековечивания лучших мари не может решаться только во так, общественно, извините, самодеятельно, Это важнейшее направление развития народа должно решаться властью республики, а для этого надо, чтобы в ней были подлинные, то есть очень мудрые и талантливые управленцы из именно мари, о чём мы и говорим! Стоять надо только на этом! Хорошо, будем реалистами, пусть первый будет назначенным, а потом выбранным народом, это обычная система в большой политике, но вторые и третьи и все ключевые фигуры по ведущим отраслям должны быть из рода мари! Уверяю вас и вообще власть страны, это только значительно разовьет республику. Я понимаю, кадровый опрос очень сложен, но решать его, думаю, следует именно так! Александр Зенкин

  19. Олег М

    Нет сомнений, Александр, что вы правы на счёт роли власти в этой, в том числе, ипостаси, правильной власти. Но, что мы видим, в отношении нашей республики, народа мари: уже сложившаяся практика, из своих, из мари Кремль не назначает, им потенциальные лидеры из наций не нужны, если они преследуют цели развития этих наций (исключение, конечно, многочисленные народы и имеющие вес в других «отраслях» кремлевской политики, например, исламской «игры» власти). У них такие правила игры, что шансов выиграть «борьбу» (её там не будет, у них совести нет, потому идут на любую подлость) нет или ничтожно мало. Решили, что мари никто, так и будет как результат. Предполагаю, что предстоит длительная борьба, если, конечно, мы вообще на это способны, чтобы с нами считались как народом. Нам, если чего-то хотим в подобном смысле добиться, нужно проявляться. Этот момент организации памяти выдающихся наших личностей «народным» путем будет важным шагом повышения статуса самого нашего народа.
    Понятно, что осенью выборы и там бы нужно максимально потрудиться, но кто-нибудь способен, например, создать движение «мари кид дене мари элнам нолтена»? Вряд ли… кто будет стоять за тех » очень мудрые и талантливые управленцы из именно мари»? без движения маловероятно, а движения не будет, разве что, какой хитростью подобное удастся или случится со страной то, что, кстати, может случится — разложение, распад и тогда… а сейчас нужно жить сегодняшним днём, помнить, что среди нас жили и живут талантливые люди, что мы не пережиток прошлого… чаманен кодаш логалеш мари енын умиржо кучык…

Добавить комментарий для Сванидзен йолташыжеОтменить ответ