В Башкирии обновили Марийский культурный центр

19 февраля в селе Мишкино состоялось торжественное открытие здания Марийского историко-культурного центра после капитальной реконструкции. Учреждение является филиалом Дома дружбы народов Республики Башкортостан (РБ). Теперь в центре оборудованы интерактивный музей, ремесленная, кабинеты звукозаписи, киностудии, актовый зал-трансформер.

В церемонии открытия принимали участие заместитель премьер-министра правительства РБ Азат Бадранов, министр культуры республики Амина Шафикова, депутат Государственной Думы РФ, вице-президент Паралимпийского комитета России, Заслуженный мастер спорта по лёгкой атлетике, 13-кратная чемпионка Паралимпийских игр, 18-кратная чемпионка мира, 43-кратная чемпионка Европы, состоит в книге Рекордов Гиннесса Римма Баталова, председатель Совета «Федеральная национально-культурная автономия марийцев России», Член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Депутат Государственного собрания Республики Марий Эл V-VI созывов Лариса Яковлева, директор Дома дружбы народов РБ Ильгиз Султанмуратов, председатель Всемарийского совета – Мер каҥаш, директор общественно-политического центра Республики Марий Эл Эдуард Александров, председатель Региональной марийской национально-культурной автономии «Эрвел Марий» Виталий Ялаев, методист Республиканского центра марийской культуры Надежда Николаева.

По традиции гостей встречали с хлебом и солью. Затем главный специалист цента Алексей Ибулаев провел для них обзорную экскурсию по обновленному зданию.

Марийский историко-культурный  центр создан 2003 году.  Здание, где сейчас работает центр, было построено в 1987 году. Многие годы здесь был кинотеатр «Мир». Реконструкция проводилась в период с августа 2019 г. по декабрь 2020 г. в рамках реализации проекта «100 объектов к 100-летию Башкортостана». В оформленном под марийскую стилистику выставочном зале-фойе выставлены работы народного художника РБ Георгия Калитова. Все вывески внутри здания на трех языках: русском, башкирском, марийском.

Видеосюжет БСТ:

Гости посетили ремесленную мастерскую со станками и 3D принтером, студию звукозаписи, анимации и видео, рабочие кабинеты, а также интерактивный музей марийской культуры.

«Этот музей – единственный в нашей республике такого формата, он уникален. Так что интересные экскурсии для мишкинцев и гостей района не за горами», – рассказал ведущий методист Мишкинского историко–краеведческого музея Ильяс Яхин.

Первым торжественным награждением в новом многофункциональном конференц-зале на 200 мест стало вручение государственной награды Башкортостана. Вице-премьер Азат Бадранов передал награду председателю правления местной общественной организации «Эрвел Мари» Краснокамского района Республики Башкортостан Раисе Сатаевой орден Дружбы народов.

Сотрудники Мишкинского районного Дворца культуры, Марийского историко-культурный центр и творческие коллективы района подготовили для гостей праздничный концерт. Порадовать зрителей своими концертными номерами также приехал ансамбль танца «Тангаур» Нефтекамской государственной филармонии.

Почетные гости мероприятия вручили благодарственные письма и различные награды жителям Мишкинского района, привнесшим вклад в сохранение языка, культуры, традиций марийского народа и укрепление межнационального согласия.

Напомним, что в 2020 году село Мишкан (Мишкино) было Культурной столицей финно-угорского мира.

Фотографии с открытия центра:

Наталья Шамуратова

14 комментариев

Filed under Новости, Фотоальбом

14 responses to “В Башкирии обновили Марийский культурный центр

  1. Спасибо нам

    Ну спасибо нам читателям и комментаторам сайта МариУвер и самому МариУвер, что в течении нескольких лет мы тут поднимали насущные проблемы мари Башкирии. Что у такой огромной диаспоры, как мари в РБ, которая является коренным народом, нет ни Марийского театра, филармонии, радио, ТВ. Ни Яковлева, ни Александров никогда такие острые проблемы в регионах не поднимают! Ездят как свадебные генералы халявно пожрать и выпить на банкетах и восхваляют местные власти, если даже те ведут откровенную антимарийскую политику!!!
    Ну спасибо, теперь хоть, после многолетних обещаний, власти РБ отремонтировали это здание, есть хоть какое-то более-менее приличное здание у мари РБ, которых 100 тыс. (!).
    Ждем, когда появятся Радио и ТВ мари Башкортостана, как, например, нац. радио и ТВ у саамов Финляндии. Их там только около 6 тыс.
    https://areena.yle.fi/1-3238937

    • Аноним

      Кушто ом луд, ом кол чыла вере «марийска ДИАПОРА» маныт…Шинчам кереш да пылышым пу:чкеш, пуйто ме шке элыштына иностранный гражданин-влак илена.
      Диа́спора — часть народа (этноса), проживающая ВНЕ страны своего происхождения!

  2. Елена

    Как хорошо, что приходится носить маски! -они скрывают мысли! Смотришь на лица без маски -и как открытую книгу читаешь отношение того или иного лица к происходящему! У представителей Башкирии (особенно башкир) читается, в отношении гостей из Марий Эл : » ну что вы тут прип..сь, голопуз..»! Не пахнет тут никакой дружбой! Этот молодой человек из представителей мари не пользуется авторитетом у башкирских руководителей! Приходит на ум:» при отсутствии нужного, остановимся хотя бы на том, что есть»! эх….обидно за марийцев! не орлы!

  3. Ошла сем

    Александров с Ларисой выпили, закусили… Мочаев тем временем в Йошкар Оле нервно губы покусывал и матерился… Ну, не взяли его в этот раз в Башкирию погулять нахаляву! Обидно, Мочаев?
    Мораль: научись в гостях вести себя прилично! Ну, и дома тоже!

  4. Аноним

    Елена, извините, но их никто так не содержит, как содержат своих чиновников башкиры и татары.
    Да и в самой Марий Эл мы такие же худые и озабоченные повседневными заботами, т.е. как выжить.
    Жаль, нам не до жиру, быть бы в жилу.

  5. Илья Бирский

    Как мило! заметьте: «передали орден Дружбы Р. Сатаевой в Краснокамский район» — «своих» не забывают! Я уж инициалы не помню, но, скорее всего, это та самая Сатаева, которая была правой рукой П.Бикмурзина в «работе по искоренению марийского национализма в РБ». П.Бикмурзин ездил в Краснокамский район к одной женщине, главе администрации сельского совета, чтобы делать вид, что он якобы «работает» и «руководит обществом», состоящим из трёх чиновников. Только недавно за моё возмущение на бесконечный лай башкирских националистов «Русских в Рязань, татар в Казань!» высокообразованный башкир в интернете,не смущаясь многомиллионной аудитории, объяснял мне, что «в Башкирии всё должно принадлежать башкирам». Письмо другого высокопоставленного чиновника с подобного рода отпиской «марийцы, в Йошкар-Олу» лежит у меня вдомашнем архиве. Только что дали мне ответ из Башкнигоиздата «Китап» с отказом издавать книги на марийском языке. Очевидно, о какой «дружбе» пекутся башкортостанские чиновники — об скорейшей русификации мари! На дворе 21 век! но до сих пор мари Башкирии не имеют ни своих, местных телерадиопередач на марийском языке, ни возможности принимать их из Йошкар-Олы. Без инициативы распущенного Бикмурзиным Марий ушем не было бы и этого здания и марийского национально-культурного центра. Но здание без людей — это пустота. Начальство так пеклось о воспитании мишкинцев в «дружелюбии», что найти говорящих по-марийски непросто, молодёжь в Мишкино русскоязычная. Награждают за «дружбу» — вроде бы неплохо. Вот бывший глава сельсовета марийской д. Кужнур Кутлусатов П. в Бирском районе тоже «заслуженный». Думаете, его «заслуги» лишь в изготовлении бутафорских барабанов, которым занимался на пенсии? Нет уж, он держал своих деревенских в таких «ежовых рукавицах» — вы бы ахнули! (Мне случайно пришлось даже «подслушать» одно из его совещаний). Поэтому, наверно, из Бахтыбаево (Кужнур) одни певцы и плясуны, и ни одного политика. Не было ни одного критического замечания из Бахтыбаево ни по какому поводу! Как же не ценить такую преданность башкирским чиновникам? А вот Константину Зайнетдинову, действительно заслуженному деятелю культуры, давшему тысячи концертов, написавшему сотню песен, бывшему солисту ансамбля «Элнет», бывшему руководителю многих местных фольклорных ансамблей, музыканту и автору-исполнителю, думаю, даже «спасибо» не сказали.

  6. Радыгин А.И.

    Ни Мер Кан*аш (Александров Э.В.- хороший парень, только нет такой должности «хороший парень») и ни ФНКА ( Яковлева Л.Н. превратившаяся в дежурного представителя марийцев России на таких мероприятиях) не могут и , главное, не желают что либо изменить. Изменить не страну, а отношение возглавляемых ими «общественников» к реальным проблемам — затрону больную тему — тотальное сокращение молодых людей, изучающих свой родной язык, унизительное состояние клубных учреждений, которые сегодня продолжают работать не благодаря, а вопреки. Практически каждый из работников культуры работают не на полную ставку. Посмотрите на планы работы Всемарийского Совета или ФНКА. Там не найдете ни одной строчки, которая бы обязала, к примеру Председателя ФНКА, что либо лично что-то сделать. В Татарстане с клубными учреждениями гораздо лучше, да там и есть внимание и к татарам, проживающими в регионах. Есть специальное Постановление правительства о выделении субсидий для организаций в регионах, занимающихся реализацией этнокультурных проектов. А что наши » Председатели»? Да и стыдить их мы не можем, и нет такого права, чтобы с них что-либо спрашивать, ведь их избрали наши делегаты!!!.
    Пользуясь, случаем еще раз сообщаю, что 9-10 сентября 2021 года марийцы Удмуртии проведут свой восьмой съезд. Соберутся 152 делегата и представители марийских династий, проживающих в Удмуртии, Будет работать две секции: О традиционной религии и о языке, культуре и молодежной политике.
    Информационный материал в адрес Мариувер представлен.

  7. Йолташ

    Как бы кто ни относился в Бикмурзину Павлу Исадыковичу, забыть что он на протяжении более десятка лет обращался во все инстанции о необходимости реконструкции марийского центра в Мишкино значит ничего не знать о его работе. Именно он не раз был в правительстве, доставал администрацию района и вместе с главой добился, что вопрос о реконструкции музея был решен и объект вошел в список ста объектов Башкирии, которые сегодня все построены или отреставрированы. Павел, мечта твоя сбылась. Спи спокойно. Йолташ влак.

    • Илья Бирский

      «Йолташ», про «мечту» Бикмурзина вы уж слишком загнули: его мечта заключалась в чинопочитании в отношении него, в карьере, пусть и дутой, в наградах и взятках. Орден он получил, а участие в казнокрадстве совместно с Маркеловым следствию доказать не удалось, хотя его близкие отношения с Маркеловым известны и «представительство Марий Эл» вряд ли обошлось без финансирования. А инициатива о создании марийского историко-культурного центра в Башкирии впервые была озвучена на августовском совещании 1989 г. марийских активистов Башкирии, как и вопрос о культурной автономии. Затем эти инициативы были включены в планы деятельности марийских объединений и на съезде 1991 г. в Бирске — в план Марий ушем РБ.И учреждение республиканской газеты на мар.яз., и открытие факультета мар.яз. в БиГПИ тоже были в этих планах и решениях. Все эти решения были соответствующим образом приняты, оформлены и отданы в исполнительные органы РБ, в кабинет министров РБ. Непосредственно этими делами занимались в 1989-91 гг. исполняющий обязанности председателя Марий ушем РБ Ибулаев Г.И., в 1991-93 гг. председатель Марий ушем РБ Ярминкина Л.А., в 1993-95 гг. председатель Марий ушем РБ Валиуллин В.В. Все эти вопросы решены были уже тогда, про Бикмурзина никто не знал — его в помине не было. А почему так поздно было исполнено принятое решение об открытии марийского историко-культурного центра — это вина П.Бикмурзина, а не заслуга. А совмещал он при посещениях чиновников приятное с полезным — ему это не было в тягость. И к инициативе проведения разного рода фестивалей марийской культуры П.Бикмурзин никакого отношения не имеет — на редкость он был совершенно безинициативным человеком, разве что за исключением разного рода закулисных интриг вроде «борьбы с марийским национализмом».

  8. Аноним

    Пусть Павел спит спокойно. Не осмелюсь тревожить покой покоящихся.
    Вы сможете еще привести пример, Йолташ, что еще открыто, отреставрировано, капитально отремонтировано в Башкирии, где проживают марийцы? Я не припоминаю.
    Зато вижу информации, что чиновники хотят в Башкирии в Мишкинском районе закрыть единственную участковую больнице в д. Чорай, Закрываются школы. Супер закрытие — Бирского марийского отделения. Не знаю, как дышит там Благовещенское педучилище, или как его там колледж? Это при том, что в Башкирии более 100 тысяч мари.
    Реставрация историко- культурного центра — это предвыборный пиар для Яковлевой. А почему не открыли в 2020 году, когда Мишкан был культурынм центром финно0угорского мира. Там ведь ничего не происходило.ю кроме как песни и танцев, Ший кандра. Ну, это совсем не то.

  9. Илья Бирский

    Кто бы что бы не говорил, полноценное функционирование и развитие культуры того или иного народа возможно лишь в мононациональной среде людей этой национальности или при их явном преобладании. Основатель башкирской республики Заки Валиди был против присоединения к Башкирии Уфимский губернии, населенной не башкирами. После присоединения Уфимской губернии к Башкирии оказавшись в меньшинстве, башкиры рьяно пытаются «исправить ситуацию» — башкиризацией всех, кого можно «уломать». В программе развития башкирского народа указано сделать башкирский язык межнациональным языком как государственный язык Башкирии. Все ресурсы направляются на удовлетворение всё возрастающих потребностей башкирских националистов, а страдают в основном, как обычно, национальные меньшинства — мари в Башкирии всего лишь 2,4 %. Марийцы особо ничего не требуют — лишь бы их язык тоже чтобы охранялся государством в местах их компактного проживания, то есть чтобы был официальным, чтобы было самоуправление.Радиотелепередачи, вопросы образования, культуры, печати — все они решаемы. И даже прессинг националистов иных народов и админресурсов ожидаемо. Не хватает организованности, решимости, воли, национализма марийцев. Объединение Бирского и Мишкинского районов уже было при Хрущёве. Такое объединение трёх админединиц и создание Бирско-марийского национального района возможно и сейчас. Объединение ресурсов позволит создать местное телерадиовещание, и кроме русского, будет региональная газета на марийском. Ошибочным было и оставление марийского педучилище в Благовещенске. Илаш шонiшо калiк чумiрга, а огэш шаланэ. Бикмурзин гай калiкiм шалаташ толашiшiм куклэн шогiман. Ушнiмаштэ — вий. Але перепись эртiжэ, але Госдумiш сайлiмаш эртiжэ, вара Пу’ро’ дэн Башкортостан марийвлаклан шкэнiштiн сьездiм эртарiмэ шотiшто шоналташ уто огiл.

    • Елена

      это ты к кому обращаешься? хочешь свершить революцию, сидя за «бугром». Никто за тебя ничего не сделает. Агитируй своих башкирских мари, создай и зарегистрируй ооо по защите марийской культуры, языка и т.д. От тебя одни это надо сделать, то.

      • Илья Бирский.

        Елена, в Башкирии пусть и не многие, но всё же есть читающие МариУвер. МариУвер — не только смартфон в вашем кармане. Естественно, мои комментарии по проблематике проблем башкортостанских мари касается башкортостанских мари, и прошу не читать их, в том числе и другие комментарии, кому это неинтересно. Пусть читатели сами выбирают — кому интересно читать ворчание сварливой бабы из кухни, а кому — иные рассуждения, даже нелицеприятные восклицания раздражённых кугуза или пацанов из подворотни.

        • Елена

          судя по полемике, ворчания сварливой бабки интересуют больше! Видимо, отпечатки детства: бабушка она — бабушка, поддержит, поласкает, придаст уверенности. А пацаны с подворотни, в большем случае и остаются пацанами подворотни, то ли уровень ай-кью мешает достичь степени братвы, то ли просто решимости и деятельности!

Добавить комментарий для Илья БирскийОтменить ответ