Что происходит с «Одо мари ушем»?

На сайте федеральной национально-культурной автономии марийцев России широко освещается, проведённая Анатолием Радыгиным внеочередная отчетно-выборная конференция Удмуртской республиканской общественной организации марийского народа «Одо мари ушем», которое имело место быть 12 декабря сего года в Доме дружбы народов Ижевска.

В повестке дня были следующие вопросы:

— состоялось награждение лауреатов премии имени Ильи Токмурзина-Ломберского. Информации о награждённых и сведений об их деятельности не имеется;

— принятие устава Удмуртской республиканской общественной организации марийского народа, проживающего в Удмуртской Республике «Одо мари ушем» («Союз марийцев Удмуртии») в новой редакции;

— состоялись выборы руководящих органов общественной организации «Одо мари ушем», а также дана информация о VIII съезде марийцев Удмуртии, который пройдёт в селе Алнаши Удмуртской Республики в сентябре 2021 года.

Были рассмотрены и решены рабочие моменты.

Многие интернет-пользователи в ступоре: «Одо мари ушем» дышала на ладан, брошенная на произвол судьбы тем же Радыгиным, решившего покорить иные вершины.

Простым работягам пришлось оплачивать штрафы, отчитываться перед проверяющими органами и возобновить работу в ином качестве. Активная деятельность Николая Ямакова по сплочению марийцев Удмуртии дала свои плоды: все их благие дела по сохранению традиций, культуры марийцев можно проследить в интернет-пространстве. На очередном пленуме 22 ноября принят развёрнутый план работы на 2021 год.

И вдруг вернулся в родные пенаты сбитый лётчик Анатолий Радыгин. Покорить высокие вершины не удалось, пришлось вынужденно зализывать раны?

Резонно, что одна из пользователей сети задаёт вопрос: «…Не поняла, НКА марийцев Удмуртии прекратила своё существование, раз тут сидит всё её руководство? Создали новый «Одо мари ушем» и всем руководящим составом перешли туда? Или совершили революцию, захватили власть в старом «Одо мари ушем», когда-то брошенном на произвол судьбы этими же руководителями? Или возглавляющие НКА будут руководить одновременно и «Одо мари ушем», т.е. попытаются усидеть сразу на двух стульях? Материальных ценностей нет, реальной власти нет… Что делим?»

Нам тоже небезразлична судьба марийцев Удмуртии. Хотелось бы получить ответ на вопрос: что происходит?

Елена Ирдуганова

41 комментарий

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

41 responses to “Что происходит с «Одо мари ушем»?

  1. Одо Мари

    Елена, разобралась бы сперва в своем хозяйстве, прежде чем кричать караул, уверен, что информация об этой конференции, если этого захотят марийцы Удмуртии, появится.

    • Маскаял мари

      У Елены хозяйство цветет и расширяется на зависть врагам, побольше бы таких Елен у марийцев. Вот вражда в одной отдельно взятой республике между собой никак не украшает ОДО Мари. Радыгину поручили развал марийцев?

    • Елена

      И где же ваши марийцы? И где же ваша информация о конференции? Долго ли ждать? В отношении моего хозяйства— укажите, где недочеты! Разберемся! Исправим!

  2. Мне кажется что повторяется история с рейдерским захватом Вятско-Камского регионального отделения Марий Ушем, только теперь это связано с захватом Одо Марий Ушем. Не зря постоянно господин Третьяков трется в Удмуртии. Мне кажется не без его участия это происходит. Если господин Радыгин решил объединить НКА Удмуртии и Одо Марий Ушем , тогда этот вопрос надо поднимать на съезде в Алнашах, а не с бухты барахты. Такие дела на скорую руку не делаются!!!

  3. Аноним

    Просто марииец прав.
    Задумайтесь, одумайтесь.

  4. Суас мари

    Чыным воза Одо Мари. Шкендан пакчаште кучедалза, да вара лектышым ончыктыза. А то Третьяков йуше поренг улеж, до виче да чолман кундемыссе организацийым рончен. Ме же, мер паша енвлак раш палена.2004 ийште, Искаков йолташ нылымыше погынышто шке увертарыш, Немнан Виче да Чолман кундемыссе мер организацийна шкенжын пашажым кошартыш да РНКА лан корным почо. Тидым те ода пале да моткоч шуко кычкыреда. Одо Мари влак шкеныштын Уставшым пенгыдемденыт 1996 ийште, вашталтащ у закон почеш кулеш, сандене у Уставым темленыт да у вуйлатыше влакым сайленыт. Вот шонем, кузе Ямакововым угыч сайлен огтул. Мый шуко марий влакым Одо кундемыште палем. Вот нуно влак и ойлат. Ямаков суретлен коштеш да возкала, путо туда тиде пашам ыштен. Идалык лан ик конкурсым эртарен, а уло туняшке кычкыра — мый шука пашам ыштенам. Вот вес ен влак тидым ойлат иле гын?

    • Елена

      «Чолман кундемыссе мер организацийна шкенжын пашажым кошартыш да РНКА лан корным почо»?—вуйжым аныртеныт мо Исхаковдан, але умыленак шуктен огыл?
      Неужели народ такой глупый? Что дает вам НКА? под бюджетным управлением приходит разнарядка: там столько человек на «Семык», там столько -то человек на съезд? вот в своих цветастых костюмах не первой свежести из дешевого материала скачете на сцене и это считаете работой?
      НКА — это то же самое, что резервации для индейцев Америки, только не финансируются так плотно!
      Посмотрите, кто у вас на сцене? бабки преклонного возраста из сельских домов культуры умирающих деревень! Почему деревни умирают? Почему нет рабочих мест? Почему ваши земли принадлежат пришлым татарам? У вас уже пасти скот негде—за вашими огородами чужая земля! Вас прижали, пока вы дергались на сцене!
      В татарских деревнях сельхозугодия начинаются только через пол-километра, в марийских- сразу за огородом.
      Посмотрите точки интернета: все татарские деревни имеют свободные точки доступа с хорошей скоростью! В марийских свободных точек нет, им его не оставили!
      Где марийские фермы? Где марийские предприниматели и сельхозпроизводители? По всей видимости, вам не туда открыли дорогу!

  5. Аноним

    Уад забыли.

  6. Хи-Хи-Хи!!! В РМЭ братья диверсанты Петровы создали спойлер Мари Ушем, а в Удмуртии новый Одо Марий Ушем. Когда его создавали, авторы подумали, что пойдут ли существующие Марий Ушем в Удмуртии в эту вновь созданную организацию? Трезво мыслящие марийцы Удмуртии наверно уже поняли, что дело их жизни находится в стадии развала или простыми словами, решили уничтожить твердо стоящую на ногах организацию! Держись настоящий Одо Марий Ушем, не поддавайся на провокацию!

    • Суас мари

      Хи-хи. от луд сайын. вет одо мари влак Уставым у редакцийым возеныт. Кычкырмкт шуеш гын лу марте луд, вара умлет, кычкыран амал уке.

      • Елена

        я все равно не понимаю, почему руководителям НКА лезть в Одо мари ушем?

  7. Суас Мари? Молане тыге серет, у закон почеш у организацийым почыныт. Закон об общественных организациях почеш нац. организаций-влакым регистрироватляш огеш кул. Регистраций кулеш икте веле, вуй организацийлан, а районлаште нимогай регистрация организаций-влаклан огеш кул. А Закон Об НКА в РФ почеш районлаштат регистраций кулеш. Регионлашсе НКА вуйлатыше-влак
    районлаште НКА-влакым почыч и тудлак вигак ордыжыш куржыч. Регистраций уло садлан пашам наНгайза, кажне ийын отчетым возыза налоговыйыш и моло-влакланат. А районласе НКАн оксаже уке, отчетым возаш кулеш, пашам наНгаяш кидым шуен оксам кучен коштыт а вуйлатыше-влак НКАн трибуна гыч отчетым ыштат. Суас Мари? Тыге пашам наНгаяш огеш лий, мом возет, ончыч шоналте или закон-влакым око!

  8. Объеденить НКА и Марий Ушем была идея Радыгина А.И. ОН подал хорошую идею, сделать в России одну марийскую организацию и видимо воплощать свою идею начал с Удмуртии. Анатолий Ильич? Вопрос объединения- сложный вопрос. Вот если Вы пошли по такому пути, т.е в обновленный Одо Мари Ушем в руководство включили только представителей НКА, значит это рейдерский захват. Объединение должно происходить полюбовно, а решение должно приниматься на съезде марийцев Удмуртии. Руководить объединенной организацией должен Совет выбранный на съезде и в составе совета должны быть уважаемые люди и представители НКА и Марий Ушем.

    • Илья Бирский

      В Башкирии разъединение между общественным движением и активистами «Марий ушем» и группой Бикмурзина произошло по воле этого одиозного человека. Сейчас этого человека нет, и вновь открыта дорога к объединению всех марийцев Башкортостана в одну организацию. Впервые о необходимости культурной автономии восточным мари мною был сделан доклад ещё на августовской конференции марийских активистов 1989 г. в Уфе. Затем я выступал с этим вопросом и на съезде народа мари, а Бикмурзин был ярым противником. Т.о., культурная автономия — это порождение Марий ушем. Да хоть обратитесь к решениям I съезда мари — точно также. И культурная автономия подразумевается всем мари, проживающим на данной территории вне пределов Марий Эл. Если требует закон о его регистрации, то это можно, но нельзя отходить от основополагающего — это не организация двух-трех человек. Это право распространяется на всех мари на данной территории. Но культурными автономиями должны руководить члены Марий ушем. Это естественно, как дважды два. Культурная автономия — самоуправление в области культуры и образования, а Марий ушем — общественная организация, объединяющая всех активных мари. Правда, не будут же национал-нигилисты управлять культурной автономией. Этого просто нельзя допустить. К чему это привело, смотрите на примере Башкирии. Что было сделано Марий ушемом до Бикмурзина, кое-как что-то сохранилось. При Бикмурзинской «культурной автономии», существовавшей в основном лишь на бумаге, шёл откат назад, то есть русификация шла полным ходом. Сейчас тем марийским активистам, кто ещё есть в Башкирии, необходимо объединиться на позициях Марий ушем, то есть отказавшись от «одобрямсь» курса на русификацию. Регистрация может быть такая, как удобнее, Марий ушем как движение может существовать даже без регистрации. Вот ленинградским товарищам, например, захотелось зарегистрироваться как Культурная автономия «Ший корно», хотя изначально это была общественная организация Марий ушем. Оттого, что они переименовались в «Ший корно», ничего к лучшему не изменилось. И если будут там десяток человек сидеть как на острове в изоляции, «ший корно» может оказаться не серебряным, а тупиковым, в никуда. А в движении Марий ушем — это объединение всего марийского народа, где бы они не проживали: и в Марий Эл, и за его пределами.

      • Любовь

        Согласна. Тут две вещи должны быть — название ,,Марий Ушем» — более известно и под этим названием везде должны быть объединения народа Мари, в разных регионах. И ещё — в разных регионах любой Мари мог бы в таких объединениях изучать историю края и язык и дети его тоже, будучи оторванным от Родины. Имею в виду и за рубежом.

      • Аноним

        Не путайте, пожалуйста — «Ший корно» никогда не было «Марий ушемом», это новая организация. «Марий ушем» был в Санкт-Петербурге.

  9. Все правильно пишет Илья Бирский. Но захочет ли ФНКА объединиться с Марий Ушем. Наверно нет!!! НЕ захотят эти господа Яковлева, Третьяков и их халлеи объединиться. Сейчас они в руководстве, Яковлева наверняка имеет свои цели, например ГД РФ, Третьяков сам себе на уме и др. не лучше. За то что ФНКА имеет гос регистрацию, они пока держаться, в регионах дела обстоят хуже. Когда они регистрировали региональные и районные НКА, они думали им отвалят власти халявные деньги, а этого не получилось и они многие районные НКА уже на грани закрытия. Кому охота за существующие на бумаге организации платить свои кровные деньги за различные отчеты. Активной работы НКА нет, членов организации почти нет, денег нет, а отчет подавай. А народ мари потихоньку исчезает, в деревнях ситуация получше, но многие своих детей уже не учат марийскому языку. Если так пойдет, то мари исчезнет как другие исчезнувшие малые народы.

  10. Елена

    народ! не смешите! не будет такого объединения—это против природы! имеется плюс, имеется и минус! То же самое в обществе! Обе организации должны существовать, главное, чтоб цель была одна.

    • Суас мари

      Тенгече кутырышым одо мари ен влак дене гракыште. Н.И. йолташ влакым конференцийыште БАНДА да ПРЕДАТЕЛИ МАРИЙСКОГО НАРОДА манын. Оратат кает. Шкежат колынат да кенет тиде дене мо? Мыняр еным приниматленыт?

  11. Илья Бирский

    Побеждая армян в Нагорном Карабахе, руководство Азербайджана заявило, что признаёт культурную автономию армян. Культурная автономия — это самоуправление в области культуры и образования. Все люди платят налоги. Местное самоуправление также финансируется из бюджета. Поэтому на культуру и образование деньги тоже выделяются из бюджета. Понятно, что русские шовинисты максимально хотели зажать возможности национальных меньшинств на самоуправление, превратив культурные автономии в обычные общественные организации. Видать, марийцы клюнули на эту обманку. Чоярак лияш ок лий мо? При этом не нарушая закон, но добиваясь своего. В марийских районах как минимум начальники отделов культуры должны быть мари, и эти отделы и должны заниматься вопросами развития марийской культуры и просвещением. А лучше, чтобы и глава района был мари и чтобы это они возглавляли местную культурную автономию мари. Естественно, что они должны быть полностью подотчетны народу и должны выбираться народом. А кто будет направлять этот процесс? Этой направляющей и руководящей силой должны быть Марий ушемы.

  12. ЯМАКОВ Н.И.

    Ямаков Н.И. Суас мари да молыжат, ко палнеже мом ыштен РОО «Одо Мари Ушем» тиде ийлаште сералтза тиде страницыш ВКОНТАКТЕ, кудыжо манылтеш «ОДО КУНДЕМЫСЕ МАРИ КАЛЫК: https://vk.com/club14070955 Кызыт обсуждений кая, документ-влакат, устават, заявленийжат мари активист-влак деч улыт.

  13. Соколова З.С.

    Николай Иванович, мый тендам пеш палем. Шкендам кӱшкӧ нӧлтен огыл, а марийлан сайжым ыштынеда. Пашада тӧрланыже. Пеш полшем ыле, но шоҥгырак улам. Пеш оҥай ончаш тендан седе одо марикундем нерген. Тудым кечегут ончет гынат, от пытаре. Кок вере шкемымат ужым. Тау сермыыланда. Эше ик гана тау. Йумо полшыжо теланда.

  14. Иосиф Сайтеев

    Что происходит с «Одо Мари Ушем» мне лично понятно в руководстве опять одни и те же руководители, хотя лично против них ничего не имею, но мне не понятно, что они сделали, провели какие-то мероприятия. Об их деятельности слышу, вижу после очередной какой-то поездки на какие-то фестивали, конференции и мероприятия и все. Мы ведь в прошлом году 7 декабря прошли перерегистрацию, утвердили план работы и мы работали по этому плану, провели много мероприятии под руководством Николая Ивановича Ямакова и что сейчас происходит, созвали конференцию, о котором мы даже и не слышали, нас не извещали, узнали накануне. Чтобы кворум был новое «руководство» приняли в члены прямо во время проведения этого пленума, а нас, представителей своих деревень, даже не зарегистрировали, нас не было в списках приглашённых. Большинство оказались сторонниками нового руководства. А я ведь тоже был учредителем и ходил туда с первых дней, был участником народного ансамбля песни и танца «Ош пеледыш» Мне конечно обидно, что вот так происходит.

    • Аноним

      От чего ж имя такое не свойственное?

    • Суас мари

      суас мари.
      олталшат ода мошто. ямаков ончыкта списокым. тушто Н 25 ен, коло жо толыныт. Вот и кворум. Вет мый тыйым палем, орол лан пашам ыштет МЕР ПАшагыч ожноссек коранынат а таче обидно манат. Тый таче ке улат организацийыште если шке коранынат паша детч.? Умландаре а вара маграш пиж.

      • Суас мари

        Тенгече кутырышым одо мари ен влак дене гракыште. Н.И. йолташ влакым конференцийыште БАНДА да ПРЕДАТЕЛИ МАРИЙСКОГО НАРОДА манын. Оратат кает. Шкежат колынат да кенет тиде дене мо? Мыняр еным приниматленыт?

    • Миклай А.

      Йолташ,Йосиф, поро кас ! Решите у себя , на местах : мнение свое можно выражать цивилизованно — на онлайн-конференциях и не надо, в наше пандемийное время, собираться где-то, а решать все вопросы высказыванием и голосованием прямо из деревни, не выезжая! У меня опыт есть таких совещаний по Zoom-у, по 3-4 раза в неделю. И в такой связи могут участвовать большое количество людей — для этого один раз подключиться и пойдет дело.

  15. учредители

    Учредителями НКА Удмуртии являются:
    1)МНКА марийцев Граховского района( Кузнецова Ираида Леонидовна,Абрамов Алексей Семенович,Насибова Валентина Васильевна);
    2)МНКА Каракулинского района(Смирнова Римма Алексеевна, Коростин Леонард Леонидович, Ушков Вернер Михайлович);
    3)Ушков Вернер Михайлович – глава Быргынды,
    4)Теплицына Нина Дмитриевна.
    Учредителями Одо марий ушем являются: Козлов Борис Михайлович, Ямаков Николай Иванович, Радыгин Анатолий Ильич.

  16. Одумайтесь члены НКА Удмуртии, которые на скорую руку написали заявление о приеме в Одо Марий Ушем! Теперь Вы кто? Впрочем что Вам объяснять, если Вы тупо делаете то, что Вам говорят. Надо немножко с головой дружить, вообще-то повсеместно более грамотные марийцы дурят остальную часть населения мари. Вы хоть поймите, что
    нельзя сразу сидеть на двух стульях, да Вы и в отношении Ош поро Куго
    Юмо такие же и отошли от традиционной марийской религии. Наверно кто-то слышал, что марийские карты разрешили марийцам быть двоеверцами. Это была вынужденная мера, чтобы сохранить марийскую религию. Но это не относится к современной общественной жизни. Своими действиями Вы , члены НКА, разделяете марийский народ Удмуртии на два противоборствующих лагеря и виной этому… Ну Вы уже поняли кого я имел в виду!!!

    • Суас мари

      шкеже могай пукеныште шинчет? Чыла вере неретыш шушкат. Исыктат вет, пагыт толын шуеш.

  17. ЯМАКОВ Н.И.

    Ямаков Н.И. Суас марилан вашмут. Сере иле луметым, а то кутыраш йосо анонимный ен ден. Ме виге мари улына и шонем шке калыкланна сайжым гына темлена. Тыдыжым рушла серем, а то рушлакат тыде сайтыш пурат.Событие произошло, и во многом благодаря марийцам Граховского района, членам местного НКА Граховского района. Все вдруг стали членами РОО Одо Мари Ушем, включая Председателя местного НКА Каракулинского района, кучу наград получили за это. ( А где представители Воткинска, Глазова, Завьялово, Верхняя Иж-Бобья, Охотничий, Сарапул, Соколовка, Унур-Киясово, Шолья.
    Мари-Гондырево, Ижевска — они что ??? марийцы второго сорта???).Общество создано еще в 1996 году. Спасибо Искакову А.И., супругам Семикеевых с Граховского района, которые были в числе самых активных, уважаемых марийцев региона) и назвали свою организацию — Удмуртская общественная организация марийского народа, проживающего в Удмуртской республике «Одо Мари Ушем и все деревни, именно в каждой деревни были созданы Первичные организации этого республиканского общества. Учет ведется в первичных организациях и они же по Уставу являются членами РОО Одо Мари Ушем, а не явочным порядком записывающие заявления.
    Вообще, мне не понятно, ведь сидели и учителя, как-то не честно, не искренне и написали прямо там заявления. Тут не только Законы об общественных объединениях нарушены, а нравственно-моральные нормы. Как они в дальнейшем будут в глаза марийцев смотреть???

  18. Анатолий

    Я присутствовал не один раз на таких разборках,не могу понять,откуда берутся такие»патриоты»,которые не делают ничего конкретного для сплочения марийского народа.А методы ведения Родыгиным А.И. конференции антидемократичны.Творческую группу ИжМари,в которой я участвую 3-й год везде принимают как своих.Н.И.Ямаков как руководитель марийского общества является авторитетом и примером сплочения марийцев не только в Удмуртии,но и в соседних республиках.
    .

    • аноним

      вот такие лже-патриоты типа Радыгина, Третьякова , довели марийский народ до ручки. Ямакову выдержку и здоровья!

  19. Соколова З.С.

    Пеш онай видедам ончышыми и ужым чыла ял гыч толшо
    маривлакым-пеш мотор койыда. Вес ганаужса, миемак. https://mariuver.com/2020/09/30/odo-mari-ushem/#more-62813
    Шагал палыме йолташым ужым. Шонгемакак чай. Кушто гын рвезырак жап. Николай, тыят вет рвезе от ул, кушеч тынр энергиет, ведь калык ден пашам ышташ ярак шуко нерв кулеш.

  20. Информация из Башкирии.

    Татарский национальный конгресс Башкирии решил добиваться официального статуса татарского языка в Башкирии. Будет видно, действительно ли марийские организации Башкирии озабоченны судьбой марийского языка, или они существуют лишь на бумаге. Если марийским культурным автономиям важна судьба марийского языка, а в Башкирии официально есть только марийские культурные автономии, то эти организации должны примкнуть к татарам и добиваться совместно статуса официального марийскому языку в местах компактного проживания мари.

  21. Надя Сидорова

    Выражаю от бесермян огромную благодарность и уважение Общественной организации «Одо Мари Ушем» и лично Николаю Ивановичу Ямакову за сотрудничество и дружбу)))

  22. Pingback: Радыгин совершил рейдерский захват «Одо мари ушем» | MariUver

  23. Елизавета

    Мы возмущены поведением Радыгина🤬

Добавить комментарий