В селе Мари-Суксы Актанышского района Республики Татарстан 15 ноября 2020 года прошли очередные моления – кумалтыш, организованные картом Валерием Галиевым при поддержке сельчан. Кто-то приехал из города, кто-то – из соседней деревни. Большинство были местные. Все с деловитым выражением лица несли сумки, пакеты, набитые утварью и угощениями.
В дар Всевышнему Тамара дочь Тимиркая, Радик и Валерий сыновья Репена принесли трех гусей и уток.
Все правила обрядов были соблюдены. Главное дерево – онапу было отмечено чистым рушником с ручной марийской вышивкой. Возле него был размещен стол с собственноручно приготовленными угощениями: мед, блины, хлеб, пироги, квас. На столбах развешены полотенца, платки.
Пришедшие подходили к карту с угощениями, деньгами и просили прочесть молитву.
В огромных трех чанах варилось мясо, каша трех видов с кровью жертвенных птиц. У костра, как обычно, хозяйничал Ленислав Михайлович Султангалин и его помощники трое молодых мужчин.
Отрадно, что на нынешний кумалтыш, пришли два новых молодых парня: Олег – старший сын почившего год назад сельского карта Руслана Михайлова и Зиннур Нургалиев – красивый молодой человек, которого судьба зигзагом повела не по праведному пути.
Пока томилась каша в котле и варилось мясо, вспомнили школьные годы: какими мечтами и чаяниями жили, и что у кого получилось. Выйдя из рощи со стороны поля решили сделать фото. Сфотографировали и единственно уцелевший кедр из 15 посаженных Михайловым Русланом, Усмановым Александром и мной. За четыре года он вытянулся аж на 50 сантиметров! Нас не будет, а кедр будет стоять еще лет 300! И будет охранять вход в кӱсото, куда приходили лет 300 с лишним назад наши предки. И, надеемся, что кто-то из наших будущих поколений будет также совершать благодарение Всевышнему!
После проведения ритуала все угостились гусятиной, утятиной и вкуснейшей кашей. Затем поблагодарили Всевышнего за принятие молитв, и подошли к карту, чтобы пожать жрецу руку и получить благословение на добрые дела.
Верим, что все наши помыслы и желания сбудутся – не зря же роща священная. Они специально предназначены только для молений. Вот уже четвертое столетие наши кӱсото продолжают оставаться посредниками в общении между марийским народом и Всевышним, и помогают совершать самый важный обряд в жизни марийцев – моления. Поэтому для всех марийцев священные рощи – это не только красивые места, где можно помолиться, отдохнуть, но и природные языческие храмы.
Государство и власть никогда не покушались на наши рощи, и всячески их охраняют. Татарское население смотрит на рощи с опаской, и предпочитают обходить стороной.
Друзья, как хорошо, что мы собрались сегодня в своей родной роще! Умиротворение! Время замедляет здесь свой ход, и нет желания куда-то торопиться.
Блаженствуешь именно тем, что имеется!
Елена Ирдуганова
Пеш кугу тау тыланда, Елена, да тендан поро шӱман марий йӱлам аралыше ялысе пошкудо-влаклан! Кызытеш! Пагалымаш дене Кудрявцев И.М.
Шошо кумалтыш, шыже кумалтыш! Благодаря таким активистам как Елена Ирдуганова и Валерий Галиев в Закамье не угасает жизнь в марийской деревне Мари- Суксы. Хотя все меньше и меньше становится жителей марийцев в этой деревне. Очень приятно, что люди посещают моления в священной роще и вдвойне радостно, что люди уже в зрелом возрасте находят путь к Ош поро Кугу Юмо, находят путь к вере своих предков.
Поделюсь интересным наблюдением из другого региона. Кто-то помнит, наверное, как в Подмосковье русскими была образована неоязыческая группа под руководством “бога Кузи”. Почему именно бог Кузя? Да неспроста это, имена ниоткуда не берутся. Да, друзья, это отголосок древнемарийских верований среди уже давно обрусевших потомков западных мари. Кузя – это сокращённое с марийского “кугуза”. К сожалению, группа разогнана властями, а Кузя оказался не настоящим “кугуза”. Так что если бы там был настоящий марийский жрец, жаждущие встречи с Богом Ош Юмо были бы, очевидно, рады.
Да, Илья. Интересное обобщение. Довольно интересно.
Одно только предложение – не стоит марийцам стесняться своих традиций. Да еще постоянно повышать свой уровень.