«Катастрофическое положение у нас с языком»

Зачем солист Марийского театра оперы и балета хочет вернуть своему народу старинный экзоним

4 ноября в соседней с Татарстаном республике праздник — 100-летие Марий Эл. Клип на песню «Черемис», появившийся в этом году в соцсетях, ставит целью вернуть древнее название марийцев и переосмыслить историю. О чем эта песня и в чем задачи ее создателей — в интервью «Реальному времени» рассказали автор слов и исполнитель Вячеслав Созонов (солист Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева), его сын, композитор Григорий Архипов (дирижер оркестра театра), художник-постановщик и сценарист Иван Богомолов.

— Давайте я начну с того, что даже у меня есть связь с марийской историей. Моя родная деревня находится у Челнинского городища, как вам известно, здесь обитал Мамич-Бердей, князь, лидер черемисского сопротивления XVI века. Как я понимаю, сама песня появилась в 2018 году, к столетию национального областного съезда народа мари, когда было принято решение заменить название «черемисы» национально-историческим именем, этнонимом «марий». А вы, Вячеслав Тимофеевич, в 2018-м выступили на конференции, посвященной этому событию, и предложили вернуть старое наименование.

Созонов: — Да, в 1918-м, когда собрались молодые марийцы, было решено — мы сами себя так не называем, поэтому решили стать официально марийцами. А нашу героическую историю мы помним и гордимся тем, что нас называли черемисами. Потом это превратилось в издевку, когда мы себя называли марийцами, а люди продолжали называть нас черемисами. И я подумал, хватит уже. Надо поднять и поставить на вид, сказать: «Да, мы черемисы, героический народ. Потомки тех, кто в XVI веке за свою землю очень долго боролись».

— То есть вы в первую очередь связываете это с Черемисскими войнами?

Созонов: — Черемисы защищали Казань, с татарами стояли на крепостных стенах, проводили набеги. Для нас самое интересное, что после взятия Казани все народы Поволжья покорились, а черемисы еще 30 лет воевали против Ивана Грозного, пока силы не закончились. Гордимся мы этим. Дело в том, что нельзя замалчивать этот период истории. Марийцы плохо знают свою историю. Это не то, что мы хотим себя показать, что мы лучше всех. Мы не только об этом говорим

Вячеслав Созонов: «Катастрофическое положение у нас с языком. Татары еще умеют его защищать. Мы перестали уметь защищаться, все гибнет, с языком полная катастрофа, в марийских деревнях дети говорят по-русски. С преподаванием проблемы. В нас возникла потребность как-то взбудоражить людей, немножко напомнить, что нельзя так, ребята, нельзя так».

Архипов: — Это попытка показать национальную гордость, что у нас была такая лихая история. Для того чтобы сейчас чувствовать себя крепко на ногах, чтобы смотреть в будущее, нам надо на что-то опираться. Это преклонение перед очень значительным в прошлом историческим событием. Это делается для того, чтобы у нынешней молодежи была какая-то основа, гордость за то, что мы очень ожесточенно сражались и до сих пор сохранили свою веру. Это самое главное. Песня и клип сделаны для того, чтобы умные люди это заметили.

Созонов: — Почему мы об этом напоминаем? Потому что язык исчезает. Катастрофическое положение у нас с языком. Татары еще умеют его защищать. Мы перестали уметь защищаться, все гибнет, с языком полная катастрофа, в марийских деревнях дети говорят по-русски. С преподаванием проблемы. В нас возникла потребность как-то взбудоражить людей, немножко напомнить, что нельзя так, ребята, нельзя так.

Архипов: — Как отец говорит, это не попытка превратить минус в плюс, это еще попытка возродить национальную память. Что будет с языком через поколение, через два поколения.

Дети совершенно об этом забудут. Это попытка немножко реанимировать эту историческую правду, напомнить людям, как должно было быть, какие у вас были сильные предки, как они сражались. А вы сейчас легко сдаетесь под глобализацией. Поэтому мы взялись за это и попытались сделать, ненавязчиво, но в то же время, чтобы нас услышали. Очень многие после выпуска этого видео писали в комментариях: мы раньше думали, что это слово оскорбительное, а после этой песни мы смело можем гордиться. Если на кого-то это повлияло, цель достигнута. Началась полемика, все стали немножко переосмыслять себя, к столетию это особенно важно. Где мы сейчас находимся, а что будет впереди?

Созонов: — Кто мы, откуда и куда мы идем?

Архипов: — Из всех соседей мы находимся, наверное, в одном из самых невыгодных положений. У чувашей все в порядке вроде бы становится с этим. У Татарстана тоже все понятно, вам виднее, конечно.

— Наверное, слово «марийцы» сейчас отражает некую советскую часть истории. А черемис — это история древняя, более сложная, связанная с язычеством. Мне кажется, что ваше желание — привлечь внимание к этому периоду. При этом в XX веке для Марий Эл было сделано много полезного.

Архипов: — В начале двадцатого века у марийцев не было никакого культурного и гуманитарного наследия, кроме, может, песен, которые кто-то записывал, текстов молитв. Советский период дал возможность вырасти и композиторам, и художникам. Конечно, это был ренессанс. Но теперь, находясь уже в новой эпохе, наше внимание приковывает больше то, что было до революции. Это становится гораздо более интересным, туда все поворачиваются. Я, как композитор, туда смотрю. Это информативный кладезь для любого художественного творчества.

— Давайте про песню расскажем. С чего она начиналась?

Созонов: — Ну, конечно, началось все с текста. У меня цель такая: у многих народов есть большие памятники. В Монголии, к примеру, стоит памятник Чингисхану. Я подумал: а какой в Марий Эл памятник, связанный с эпическим этапом истории? Строителю Йошкар-Олы, воеводе. А самому главному участнику этого периода, защитнику своей земли, — памятника нет. Луговым марийцам памятника нет. Почему это так? Я рассказал про это одному товарищу, редактору газеты. Говорю, надо начать с песни. Статью забудут через несколько дней. А песня будет крутиться каждый день, годами, неделями, закладываться в голову. Так возник текст. Моя идея фикс — чтобы в Йошкар-Оле стоял памятник воину-черемису. Пусть даже на одной площади с основателем. Я пытаюсь толкать эту идею. Но большого энтузиазма я не встречаю. Вообще, можно было в 90-е годы поставить, когда в национальных республиках началось возрождение. Просто, мне кажется, в то время идея никому в голову не пришла. А время было благодатное. Но, как говорят, лучше поздно, чем никогда.

Архипов: — Цель песни — донести эту мысль. Чтобы люди чувствовали, что надо что-то такое сделать.

Григорий Архипов: «Этим клипом мы говорим: вот они, современные марийцы. Умные, образованные, деловые. У них есть история, которой они гордятся».

— Я, правда, человек новой формации, я не очень понимаю, по мне, так лучше построить ресурсный центр для детей.

Созонов: — Я понимаю. Вот в Казани есть памятник Мусе Джалилю. В Башкирии — Салавату Юлаеву. Я считаю, это самые грандиозные памятники. Какой-то символизм должен быть. Чтобы люди пришли, постояли, посмотрели, сказали: да! Что-то заиграло в сердце, в голове.

— Теперь расскажите про клип, пожалуйста. У вас там серьезные мужчины в пиджаках, я сначала подумал, что это главы администраций.

Богомолов: — Задача была такова, чтобы визуальный ряд раскрыл песню. Я очень долго сидел, с раскадровками, никогда их столько не делал, а у меня опыт работы в Москве как художника-постановщика, он мне пригодился, конечно. Эта песня эпическая, которая показывает героический поступок целого народа.

Съемки назначены были только на один день, все было очень сжато. К нам приехал оператор из Москвы — Роман Сазанов. Мы пригласили — после кастингов — не профессиональных актеров, а родственников Вячеслава. И эту песню они услышали только на съемочной площадке.

Созонов: — Они все деловые люди, бизнесмены, дирижеры. Приехали на своих машинах.

Богомолов: — В комментариях пишут, что выглядит как «Бригада». Я даже не обратил внимания. Самое важное, что они не актеры, они не играли роли, как бы мы ни режиссировали. В течение дня они просто преобразились.

— Я был рад, что это и не был фольклорный клип!

Созонов: — Мы решили сразу отойти от этого фольклорного стиля. Хотя мой головной убор напоминает воинский убор наших предков. Никаких этнических узоров. Правда, у меня есть застежка, воинский оберег с солярным символом.

Богомолов: — Главный герой вне времени и пространства в образе, в темном костюме, он приглашает ребят, а они отзываются, собираются на набережной Йошкар-Олы, на берегу Кокшаги и едут.

Созонов: — Причем они не знали, что их ожидает. Не знали, куда ехать, а это километров 150. Погода мешала, все съемки проходили между дождями, когда мы заканчивали, темнело.

Иван Богомолов: «Задача была такова, чтобы визуальный ряд раскрыл песню… Эта песня эпическая, которая показывает героический поступок целого народа».

Богомолов: — Обратите внимание, как мы показываем главного героя на фоне озера Морской глаз, это как естественный природный амфитеатр для оперного певца. Тут же у нас есть мост через реку Илеть по Казанскому тракту — это символ пересечения потока людских судеб с бесконечным течением реки. Илеть воспета нашими классиками литературы, для нас это символ. Мы показали, какой красивой была эта земля, какие у нее были защитники.
Когда ребята встречаются с героем, он приводит их на могилу Чоткар-патыра. Они обращаются к богам и клянутся вернуть утраченную честь. Наш герой в финале, окрыленный, будто парит над просторами, словно птица.

Созонов: — Собственно, сама идея клипа появилась, когда я узнал, что у меня на родине, в Марий Эл, установили памятник Чоткар-патыру. Песня к тому времени уже крутилась на радио.

Архипов: — И этим клипом мы говорим: вот они, современные марийцы. Умные, образованные, деловые. У них есть история, которой они гордятся.

Радиф Кашапов

Источник : Интернет-газета «Реальное время»

44 комментария

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи, Фотоальбом, видео

44 responses to “«Катастрофическое положение у нас с языком»

  1. Кудрявцев И.М.

    Пагалыме йолташ-влак — Вячеслав Тимофеевич, Григорий, Иван! Шке лу*м дене пеш кугу тау ойлынем ыле тыланда! Черемис муро тиде — мур! Мур — патырлык нерген, мари му*ланде да йула чынлык нерген. Мур — мари шу*мым, шу*лышым тарвата да чеслык илышыш тарата! Да лийышт шукырак тыгане марий элым йоратыше патриот-влак. Мемнан шинчаште те — Гражданин улыда. Тазалыкым, вий куатым уло кумыл дене тыланена! Пагалымаш дене Кудрявцев И.

    • Илья Эван-Сапиянiн-Бирский.

      Куатлэ муро. А тэвэ Пу’ро’ Марий ушэмiн гимнжэ:
      Марий калiк, йiвiртэ,
      Уло тiйiн пайрэмэт.
      Илiшэтiм ту’затэ
      Шкэ Марий кундэмiштэт.
      Ту’рло’ вэр гiч чумiргэн,
      Айста ойiм пидiна —
      Ваш кэлшэн, пiрля ушнэн,
      Сай илiшiм чон’эна.
      Тiнiс илiшiм моктэн,
      Эрiкна вэрч шогiза,
      Ожсо дэнэ кугэшнэн,
      Талiн ончiко лэкса.
      Ош Юмо ош марийлан
      Вий-куатiм пуiжо.
      Ош ту’няштэ калiкна
      Курiмэш чапланiжэ!
      Мутшiм И.Палантайiн «Йiвiртэ!» муро сэмжiлан мiй кэлiштарэнам.
      Пу’ро’ Марий ушэм’н гимнжэ шотэш Пу’ро’ Марий ушэм’н iшталтмэ погiнiмашiштiжэ 7-шэ октябрьiштэ 1989-шэ ийiштэ налмэ.

      • prokisergen

        Мутшо Тихон Ефремовын

        • Илья Э-С-Бирский.

          Да, мурlн мутшо Тихон Ефремовiн, но гимн шотэш вэсэмдэн кэлiштараш логале. Гимн мут жап джнэ кэлшiшаш, ончiко у’жшаш. Шуко улiт гимн манмэ муро, но иктiштат сэм гоч марийiн национальный духшiм, ойiртэмжiм тунарэ раш почiн огiт пу, кузэ кэртiн Палантай. Палантайiн сэмжiм марий мер организацийвлаклан гимн шотэш уэш по’ртiлташ тэмлэм. А мутшiм ончалза — ала мiйiн сэрiмэ кэлша.Мучаштэ нашла ешараш лиеш:
          Радуйся, марийский народ,
          Пусть душа твоя поёт.
          Древняя твоя земля
          Пусть цветёт — встаёт заря.
          Эй, громче, музыка, играй,
          Власть народа прославляй.
          Вместе нам — идти вперёд,
          Славься, славься, наш народ!

  2. Лайд

    Поро!
    Кунам историй куатнам помыжалтарена,
    Кунам кугезе чапнам аклен нӧлталына,
    Кунам ик кундем талешкыжым вес кундемын дене ушен моштена —
    Тунам ЧЕРЕМИС-МАРИЙ-ЧЕРЕМИС ик лӱман улымна рашемеш.

  3. Олег М

    «Поро!
    Кунам историй куатнам помыжалтарена,
    Кунам кугезе чапнам аклен нӧлталына,
    Кунам ик кундем талешкыжым вес кундемын дене ушен моштена —
    Тунам ЧЕРЕМИС-МАРИЙ-ЧЕРЕМИС ик лӱман улымна рашемеш.»

    Ик корно веле: тунемаш, туныкташ йочам ончыкылыклан, пален шогаш шке чон гыч лекше йӱлам. Туныкташ йочам тӱнчасе ончыклык технологийлан… шуко, пеш шуко тӧчаш кӱлеш тидлан, вес тӱрлын пытена марий-влак….

  4. аноним

    Что то неурядица получается, совсем недавно представитель ООН г-н Цыкарев сказал, что с марийским языком все хорошо:

    https://metr12.ru/telekanal-metr/news-mari-el/4060-intervju-s-jekspertom-oon-po-voprosam-korennyh-narodov-alekseem-cykarevym.html

    • Мозги не пудри

      Вообще-то он не говорит, что с «марийским языком все хорошо»… Он сравнивает карельский язык в Карелии и марийский в Марий Эл. Утверждает, что лучше. Действительно положение карельского языка катастрофическое. Но если и с марийским дела прдолжатся также, то мы мари скоро догоним карел…

      • Den

        Вы уж определитесь, что с чем сравнивать или есть проблема языка или нет. Если нет проблем, то зачем сами то мозги пудрите!

  5. Лайд

    Поро!
    Неурядицы никакой нет. Просто нам приказали по закону держать язык за зубами. Истинно великое изречение. Невероятно, но это изречение стало невероятно популярным в XXI веке,

  6. Иванов Денис

    Пешак сай шонымаш мут ! Черемисы вперед к новым вершинам !!!

    • Аноним

      Прежде чем призывать: «Черемисы вперед к новым вершинам !!!», не мешало бы определиться, а сколько всего черемисов? Попробуйте поинтересуйтесь кто черемис? Обычно люди себя позиционируют марийцами, а не черемисами. Вот и в свидетельстве о рождении записаны мари, а не черемис. Так где вы увидели рождённых черемисов? Их нет как народа. Тогда о чём речь?

      • Илья Э-С-Бирский.

        Однажды у нас с народным писателем Юзыкайном состоялся обстоятельный разговор о примитивизме в марийской литературе. В литературе изжить примитивизм удалось, а примитивизм восприятия остался, ибо это изживается воспитанием и образованием, чего явно не хватает. В песне «Черемис» нет никакого призыва поменять национальную принадлежность. «Черемис» здесь скорее эпитет, образное выражение, напоминание, призыв помнить о героическом прошлом мари, гордиться этим. Перед переписью необходимо избавиться от всяких виляний в названии нашего народа. Удивительно, как легко мари под всякими измышлениями готовы поменять своё самоназвание. Кто-то готов назвать себя «меря», кто-то хочет обособиться как «кырык мары» или «эрвел марий», даже пишут «кожла маре», осталось только назваться «болотными людьми». Серьезно сказывается потеря национальной идентичности. Надо избавиться от этой сумятицы. Надо всем мари чётко указывать свою национальную принадлежность во время переписи под общепризнанным этнонимом»марий». Учесть каждого марийца важно, нас с каждым годом становится меньше. Наше самоназвание «марий» — прекрасное слово, с глубоким смыслом, и мы можем гордиться своим самоназванием. Состоит оно из двух корней: ма+арий. Арий — древнейшее слово человечества, означает «человек». Мы, марий, сохранили это древнейшее слово в своём самоназвании, и можем гордиться этим, можем гордиться своими древними корнями. «Ма»- древнемарийское слово «земля». Ма-арий — значит «люди, живущие на этой земле», или «земные люди, оседлые арии». Так что, марийцы, гордитесь своим самоназванием и агитируйте всех, кого только сможете, чтобы во время переписи записали себя «МАРИЙ».

        • Черемисин это плохое слово, запомни бирский

          У русских это крайне отрицательное слово в самых плохих значениях
          наряду со словом как «краснокожие» и «нигер» в Америке, какое у вас чувство возникает услышав это, в недалёком прошлом русских ЧЕРЕМИСАМИ детишек пугали, вот так!
          Вы пытаетесь привить фашистские русские обзывательства
          в норму? Впрочем для вашей КГБ-эшной сущности это норма!
          Вы хотите додавить марийский народ морально!
          Чтобы он как свинья завизжал-захрюкал как свинья, а русские
          бы сказали ‘ах какой ЧЕРЕМИСИН хороший и смешной’
          Если вам так нужно называйте себя ЧЕРЕМИСИНЫМ,
          никто вам не запрещает себя так называть, только отстаньте
          от других мы Марийцы!

  7. Аноним

    Черемисы были, есть и будут!

    • Мы марийцы!

      Тот кто хочет называть себя Черемисиным тот пусть себя и называет,
      а мы марийцы !

  8. Аноним интересную мысль подал. Для того чтобы стать черемисами надо внести изменение в конституцию. А этого не произойдет, конституция принимается волей власти , а изменения последний раз внесли еще…. Одним из пунктов изменения тогда было признать новые нации= это кряшены ( крещеные татары) и нагайбаки ( крещеные татары, проживающие в челябинской области в Нагайбакском районе). А черемисы опять профукали название историческое черемисы, им было некогда, делили власть.

  9. им было некогда, делили власть?

    Чушь товарищ не городи, сколько марийцев в правительств что-бы её делить?

  10. Аноним

    Будь МАРИ. Я не против.
    Но мы записывались во время переписи ЧЕРЕМИС.
    И 2021 году будем ЧЕРЕМИС.
    Никто мне не запретит, никто не помешает.

    • Никто мне не запретит, никто не помешает.

      Ну и будь ЧЕРЕМИСИНЫМ вам кто-то запрещает?

    • А почему не ЧУХНЯ или Чухонцы (Чухонец)

      Русские финнов на русских!!!! форумах до сих пор называют Чухня или Чухонец, вам не нужно отставать!

      • Аноним

        Название КАЦАПЫ тоже ненамного отличается от ЧУХОНЦЫ.

        • Кацапы ?

          «Название КАЦАПЫ тоже ненамного отличается от ЧУХОНЦЫ»
          Вот я и говорю лучше бы песню о Кацапах сочинили!
          Это тоже надо продвигать!!!! Потому как народ совершенно не знает
          Кто они такие КАЦАПЫ?
          Вот вы например знаете ?
          Так расскажите народу, а то народ волнуется!
          В просветительских целях!

  11. Аноним

    Теперь подумайте, кто в состоянии думать, можно ли объединить такой народ, где одни позиционируют себя мари, а другие черемис, третие ещё как-то? Людей разной национальности достаточно сложно объединить, теперь ещё и разной веры. Мари и черемис это примерно как булгары и татары, хотя вроде бы это один и тот же народ.

    • Теперь подумайте

      На самом деле черемисов (черемисинов — по русски),
      очень мало очень редко можно услышать «Я черемисин»,
      хотя я пару раз таких людей встречал, обычно говорят мы из
      «мари» даже те кто давно стал русскими
      https://mariuver.com/2016/02/15/taktarov-mari/
      Исчезаем с лица земли скоро или уже сейчас будут
      всевозможные лица не имеющие к марийской национальности,
      будут позиционировать как главные марийцы, главное рубаху
      натянуть, да и сфотографироваться https://clck.ru/Rtsbz
      Уже сейчас отдельных личностей таскают везде, что-бы
      показать что марийская жизнь кипит?
      Думаю возня некоторых лиц с черемисами из этой же оперы.
      Воскресить того чего никогда не было!
      Кликуха! Погоняло! НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ!
      https://www.kp.ru/daily/24489/644684/
      Похоже никто не запрещает называть себя папуасом,
      в этом вся причина!

    • Илья Бирский

      Никому из русских, deutsc, суомилайнен, халха не придёт в голову записаться «руш», «немыч», «финн», «монгол» оттого, что мы, мари, их так называем. А марийцев, оказывается, посещают такие дурные мысли — стать «черемисами», «кожла маре», «меря» и т.д., и т.п. К тому же «черемис» — устаревший экзоэтноним, известен лишь в научном мире и лишь среди жителей Марий Эл.Слово историческое, производное от слова «сармат». Хазарский царь Иосиф называл мари «сарматами», то есть по-хазарски «цармыс». Отсюда по-тюркски «чермыш», по старо-славянски «черемис». А правда здесь в том, что мари — смешанный народ, сложились в результате слияния волжских финнов, кочевавших по рекам Вожского бассейна на лодках, с сарматами, прибывшими в эти края из степей, около 2 000 лет назад. В итоге мы носители двух древнейших культур и религий — арийской и финно-угорской, и около 20 — 30% исконно марийских слов имеют сарматское («черемисское») происхождение: по’рт, товар, ку’ртньо’ и т.д.В том числе Бирь, Бирск — тоже сарматского происхождения, означает «перемещается, вливается», отсюда же и марийское слово «пура»(глагол «пураш»). Несомненно, мы можем и должны гордиться своим великим прошлым, в том числе о наводившем в прошлом на врагов ужас слове «сармат»-«черемис». Но нынче, кто по-иному назовётся во время переписи, а не «МАРИЙ», просто могут не учесть в составе марийского народа.

      • Аноним

        «А марийцев, оказывается, посещают такие дурные мысли — стать «черемисами», «кожла маре», «меря» и т.д., и т.п.»
        Выходит, вышеперечисленные названия не следует использовать?
        Тогда чем плох этноним волжские финны в отношении народа мари, по крайней мере части народа? Вот и в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» одним из ключевых персонажей является былинный ФИНН. Орина Родионовна нянечка Александра Сергеевича была ижоркой, и по всей видимости принадлежала поволжским финнам.
        Вот вам и повод гордиться своим народом — волжские ФИННЫ, который помог РУСлану победить Черномора, а затем оживил его. Помог разбудить ЛЮДмилу(народы России, Белоруссии, Украины). Разве это не повод?

      • От фашиста ничего не жди, для него самое главное уничтожить марийский народ!

        Ведь так товарищ бирский?

        • Аноним

          Стесняюсь спросить, почему обращаетесь к товарищу бирскому ровно как он «фашист», и стремится уничтожить марийский народ?
          Обратимся к слову «фашист». Изначально слово фашизм довольно безобидно. Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фа́шо) — «союз». Что здесь плохого, если например люди решили создать свой союз? Заметьте Слово «Союз»( fascio (фа́шо) имеет место быть в названии Советский СОЮЗ. Следуя этой логике можно было бы назвать СССР как ФАШИСТВУЮЩИЕ СОВЕТСКИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСПУБЛИКИ. Разве не так?
          Что-то похожее произошло и со словом «коммунизм». Какой у вас появился образ? Это слово производное от французского слова «коммуна», то есть община. Вспомните как ваши деды и бабушки строили «коммунизм» в отдельно взятой стране. Возникает вопрос, зачем необходимо было страдать, подвергаться лишениям, гробить своё здоровье, а иногда и осознанно лишать себя жизни, чтобы только жить по «общинным принципам»? Разве в России не было опыта жить общинным укладом? Конечно же был. Тогда зачем строили коммунизм(общинный строй)? Не проще ли было просто возродить общинный уклад?

          Вкладывание иного образа отличного от первоначального — это и есть наиглавнейший инструмент манипуляции сознанием людей. Слово никогда не искажает первоначальный образ предмета или события, искажает только человек.

          • Стесняюсь спросить .? . .Потому-что бирский всегда защищает КОММУНИЗМ т.е. ФАШИЗМ!!!

            Вам ли этого комментария этого не понимать!
            Человек ли он ?
            в его ответах больше похоже на организацию либо просто шизофрению у отдельно взятой личности!
            По другому не бывает!

  12. Аноним

    Очень даже так. А ты в чем то сомневаешься?

  13. Аноним

    Да вот так. Мы будем три-пять тысяч. Но мы черемисы.

    • Да ради бога будьте ЧЕРЕМИСИНАМИ вам кто-то запрещает?

      Да ради бога будьте ЧЕРЕМИСИНАМИ вам кто-то запрещает?

      • Аноним

        Разве об этом речь, кто как себя назовёт? Вопрос намного глубже. Вы например можете назвать кто были ваши древние предки: марийцами, черемисами, или может волжскими финнами? А возможно и булгарами. Вот в чём заключается главный вопрос. Вопрос осознания принадлежности к древним корням своего народа.
        «История — это путеводная звезда для народа. Без знания своей истории, любой народ потеряется в пути и не найдёт дорогу в будущее. Зная героическую историю своих предков, человек найдёт в себе силы победить все невзгоды, станет сильным, непобедимымым и выиграет любые битвы». Михаил Юхма
        Разве можно что-либо возразить этим словам?
        История Великого Народа

        • Зачем нам около-русские байки?

          Особенно про происхождение языков?
          Кто-чей первый?, кто-чей второй?, кто-чей первородный?
          Опять одна травля языков типа ‘мой язык’ тут главный!
          , все остальные так, произошли от ‘моего’ языка?
          На самом деле у каждого языка своя история,
          Не нужно навязывать из вне! (со стороны сторонних горе-историков)
          Пусть каждый народ сам трактует происхождение своего языка!
          Хотя помощь (информация) не помешает от сторонних,
          Но главное слово должно быть за местными историками!
          То что история далеко не однозначная можно показать
          на примере «Венгров»
          https://ru.wikipedia.org/wiki/Венгерское_завоевание_Паннонской_равнины
          А язык у них всё-таки финноугорский.
          https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/99/Kalandozasok.jpg
          Так-что то что пишут (сочиняют) историки особенно около-русские
          далеко может быть неправдой!
          Зачем нам около-русские байки?

          • Аноним

            «Пусть каждый народ сам трактует происхождение своего языка!»
            Так это на данный момент и происходит. Вот «русские» считают, что вначале был этрусский язык, и многие индоевропейские языки произошли из него. Всё вроде бы нормально, в русле так сказать принципа «каждый народ сам трактует происхождение своего языка». Только данный бред преподаётся в школах, в вузах, через телевидение. В итоге молодые люди, нерусской национальности, начинают воспринимать данную информацию как истину в последней инстанции. Возникает вопрос, а где альтернативная точка зрения о происхождении своего родного языка. Получается, что письменности у языка народа мари не существовало до издания первой марийской грамматики, составленной казанским архиепископом В. Пуцек-Григоровичем 10 декабря 1775 года. И ведь народ мари «стал трактовать данное событие, как появление своей письменности». Разве не так? Интересно как же марийцы сообщения передавали на расстояния до появления грамматики В. Пуцек-Григоровича? Неужели только в устной форме?
            День марийской письменности. http://mincult12.ru/node/181
            Вот и получается, не всякий народ может себе позволить трактовать историю происхождения своего языка».
            Кстати, поздравляю всех с наступающим днём Пуцека(10 декабря).
            И заметьте эти байки подхвачены именно представителями народа мари. Получается, что виноваты не только около-русские баюны, но и марийские подлизы.
            «Так-что то что пишут (сочиняют) историки особенно около-русские
            далеко может быть неправдой!»
            Если согласны с приведёнными выводами, попробуйте опровергнуть надуманность праздника «Марий тиште кече» приуроченного выходу грамматики В. Пуцек-Григоровича.

            • заметьте эти байки подхвачены именно представителями народа мари

              «И заметьте эти байки подхвачены именно представителями народа мари. Получается, что виноваты не только около-русские баюны, но и марийские подлизы.»
              ~
              Коллаборационизм слышали такое слово?
              https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллаборационизм
              Марийцы в настоящее время не свободны в своём выборе,
              поэтому так и происходит ничего удивительного,
              ‘Гестапо’ 😁 не дремлет!

        • Глобализация?

          Чуваши живут по российским законам!
          И страдают (исчезают) именно от российских законов,
          при чём тут мифическая глобализация!

  14. река Сура

    Мари-меря-мурома-(maa|rahvas?) (есть фонетические вариации одного этнонима). Что непонятно? А черемис — название другого близкого народа. «Марийский» язык есть язык черемисов, которые когда-то жили в месте где река Ока впадает в Волгу, согласно летописным источникам.

    • Марийский язык

      Марийцы:
      Современное самоназвание мар. мари, марий, мары, маре, мӓрӹ
      Выделяют четыре группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), северо-западные (на юго-западе Кировской и северо-востоке Нижегородской области), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье) и восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугововосточные марийцы.

      • Аноним

        По мне так вариант Ильи Бирского более понятен.
        «А правда здесь в том, что мари — смешанный народ, сложились в результате слияния волжских финнов, кочевавших по рекам Вожского бассейна на лодках, с сарматами, прибывшими в эти края из степей, около 2 000 лет назад.»
        На данный факт указывает различные антропологические различия марийцев проживающих вблизи границ кировской и нижегородской областей, и районов прилегающих к Татарстану и Чувашии.
        По моему мнению слияние этих двух разноплеменных народностей произошёл намного позже.

        • Илья Бирский

          Брокгауз близок к истине, отмечая в своём словаре, что «мурома» означает «люди суходолья», но правильнее ма-ары — «люди суходолья», а мары-ма — это просто «марийская земля»(«мурома»). Действительно, западных и северо-западных мари часто называли «кожла мары». Поэтому в тех краях много топонимов на «кож»- «коз, кос, кус»(ель). Кострома — от кос(кож)-ма (еловый край); есть другая гипотеза, с булгарской летописи, что Кострома от марийско-тюркского суржика «коз(ж)-урман»(еловый лес), но это почти то же самое по смыслу. Города Костома, Гусь Хрустальный, Кусский сельсовет — тоже от слова «кож»(коз,кос, кус); отсюда же «куськина мать», то есть «марийская женщина-воительница». Кинешма — «ку’-ошма». Суздаль — от «Сузо-Бол»(тетеревиный край). Марийское «вел» на западном наречии звучало как «бол, бул». Например, есть д. Кужбол — «кож-вел».Булгария — славянизированное выражение от «Бул-ариев», т.е. «марийская сторона(страна)». Т.о., создателями «древнерусского государства» на самом деле являются марийцы, совместно с другими финно-уграми, только это «древнерусское государство» было вовсе не русским, это была древняя великая Волжская Булгария — союз марийских и мордовских княжеств, Арской стороны (Удмуртии), вепсского княжества (Тверь). На горшках Поздняковской культуры (XI век)уже встречаются марийские письмена, на кириллическом алфавите. Союзнической территорией Волжской Булгарии была марийская республика Верхневолжья со столицей на месте нынешнего Ярославля, называемая нынче «Великий Новгород». Вече — с древнемарийского «сбор», Ока — «обрамление»(возможно, имело смысл «граница марийских территорий), это слова из живого марийского языка (реки называются Виче(вече), т.е.»сбор вод»), ока — «тесьма»(ока йiран пэшмэт). Большую доказательную базу о том, что «меря» и «мурома» были мари, собрал известный марийский журналист Газетов. Такого же взгляда учёные Акцорин, Патрушев. Сануков дистанцинировался, но особо и не спорил.О древних мари центральной и восточной частей Булгарии более подробно см. в кн. Г.Калитова «Блеск черемисской стрелы».

  15. Аноним

    Река Сура, вы в определенной степени правы.
    Марийцы были повсюду по правому берегу Волги. И там, где Ока впадает в Волгу. И на современной территории Чувашии — т.е. где Шупашкар, Курмыш, Цивильск, Алатырь…, Татарстане — Свияжск, Условн(ы)…. не говоря о Тетюшах и др.
    Почему потеряли идентичность и язык в этих и других краях — вопрос другой.

Добавить комментарий для Кудрявцев И.М.Отменить ответ