Разин пожертвовал собой ради всех малочисленных народов России

10 сентября, в день годовщины самосожжения удмуртского патриота Альберта Алексеевича Разина, в Республике Марий Эл марийские общественники провели почтение памяти репрессированных. Также на мероприятии участвовали татарские и русские общественники.

Оно состоялось на окраине города Йошкар-Олы, на территории Дубовой рощи, где в 37-е годы массово захоронили расстрелянных. На сегодняшний день в этих местах известно два таких рва, где ярко красной краской написано: «НКВД. Ров–1» и «НКВД. Ров–2».

Людей было не так много, но все пришли сюда по зову сердца. Мероприятие было организовано общественной организацией «Марий ушем» («Союз мари»). День памяти открыл председатель правления «Марий ушем» Владимир Козлов. Далее онаеҥ Виталий Танаков зажёг свечи и провёл поминальный обряд. Марийский активист отметил, что в этой земле покоятся жертвы репрессии, и что мы их не делим по национальности. Рядом с марийцами здесь захоронены и русские, и татары, и удмурты, и евреи, и чуваши, и выходцы из других народов. Марийская земля приняла их, не разбираясь на их происхождение.

Также Танаков обратил внимание, что 10 сентября – это трагическая гибель удмуртского патриота, большого друга марийских общественников и учёных, доктора философских наук Альберта Разина. Мы не оправдываем такой отчаянный поступок, как самосожжение, но считаем, что Разин пожертвовал собой ради будущего своего народа, языка, культуры. Никто не имеет право его осуждать, это – его поступок, его выбор. И это он сделал не только ради удмуртского народа, но и ради будущего всех малочисленных народов Поволжья и России в целом.

После молитв онаеҥ Танаков совершил символическое действо: он взял пакет с принесённой с места своего проживания землю и высыпал её содержимое в яму «НКВД. Ров–1». Он призвал всех присутствующих последовать его примеру, дабы со временем эту запачканную в 37-е годы кровью яму засыпать «благородной» землёй. «И чтобы никто не мог нас зарывать в подобных ямах», – было символическое заключение марийского онаеҥа.

Владмир Козлов, обращаясь к Ош Поро Кугу Юмо, свою речь начал с просьбы прощения за нечаянно выроненное неправильное слово или неправильный поступок, так как в этих местах такое мероприятие общественниками проводится впервые. Он отметил, что этим пострадавшим людям, возможно, эпитет «невинные жертвы» не совсем подходит. У них у всех была огромная вина. Это – беспредельная любовь к своему нарду, языку, культуре и большая надежда на светлую судьбу. Как сказал на допросах в 1937 году классик марийской литературы Сергей Чавайн, если любовь к своему народу, языку и культуре вы считаете виной, то можете покарать меня. Пророческими оказались его слова. Карали за любовь, за преданность, за патриотизм.

В.Козлов также привёл ряд примеров о жертвах политических репрессий разных времён. Их много, поэтому он остановился только на некоторых. Ознакомил, что сделано со стороны «Марий ушем» для увековечивания памяти этих людей. Поставлено несколько памятных камней в Звениговском, Моркинском и Волжском районах. А предстоит еще очень много делать. Препятствием этому являются препоны со стороны администраций районов и поселений. Тем не менее, лёд тронулся.

Общественник подверг критике действие или бездействие марийского правительства и министерства культуры республики и их подразделений. Дело в том, что в начале 2020 года, в год «100-летия образования Марий Эл», правительство РМЭ приняло постановление об установке в столице республики памятников выдающимся личностям как Ивану Петрову – одному из активных основателей марийской автономии и первому председателю облисполкома, Валентину Колумбу – выдающемуся марийскому поэту, Андрею Эшпаю – выдающемуся марийскому композитору. Времени осталось всего лишь чуть больше месяца, но никакой информации, что вышеназванным личностям установят памятники. Если всё-таки к 4 ноября не будет памятников – это позор правительству РМЭ. Комментарии здесь излишни.

От имени татар Республики Марий Эл выступил Рамай Юлдашев. Он акцентировал на том, что в этот день совершил акт самосожжения удмурт Альберт Разин. Это он сделал в знак протеста ущемления национальных языков, национальных культур. Бездушие чиновников, руководителей разных уровней он сравнил с глухой каменной стеной.

Желающих высказаться, выразить уважение и выразить слова благодарности стойким предшественникам было немало. Среди них Галина Васильевна Кабанова

активная общественница , Николай Васильевич Унженин – заместитель председателя «Марий ушем»

Евгений Витальевич Чашкин – бывший председатель «Марий ушем», её активный член с 30-летним стажем

Геннадий Алексеевич Иванов, член «Марий ушем», кандидат наук, бывший преподаватель МГПИ (Волгатех).

В искренности их слов и чувств можно убедиться по видеокадрам.

Было принято коллективное решение: со временем установить здесь памятный камень и стелу с именами захороненных.

Мероприятие завершилось поминальной трапезой, минутой молчания в знак почтения памяти Альберта Разина.

Фотографии:

Лайд Шемйэр

Фото и видео автора

14 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом, видео

14 responses to “Разин пожертвовал собой ради всех малочисленных народов России

  1. Про какой Он Каҥаш говорил Танаков?

    Опять «Марий Ушем» ничего не делает?!
    Про какой Он Каҥаш говорил Танаков?

    • Аноним

      Не делают те, которые не делают.
      А «Марий ушем» ещё как делает..
      Вы кто? Дальтоник?

  2. Аноним

    Не делают те, которые не делают.
    А «Марий ушем» ещё как делает..
    Вы кто? Дальтоник?

    • Вы кто? Дальтоник?

      В чем выражается?
      Нюхать коммунистические сапоги?

  3. Аноним

    Он Канаш — это Марийский Совет Старейшин. Танаков возглавляет его с 2009 года. Это вы где-то на стороне ходите. И не путайте с неким Советом старейшин, который поручили возглавлять Анатолию Ивнову в противовес Танакову.
    Служба не спит.

  4. Интересные вещи происходят в РМЭ!

  5. Аноним

    Не сапоги надо нюхать. Хоть ментовские, хоть комунистические. Они с одинаковым запахом. Как я вижу, Марий Ушем ничего общего не имеют ни с коммунистами, ни со службистами.
    А надо глаза разуть да нос держать востро, а уши чистыми должны быть.
    Давно пора знать о Каком Совете Старейшин говорит Танаков.
    А Марий ушем как вода. Её давят, она течет, её жгут, она наоборот гасит огонь.
    Видели информацию на сайте Иделреали, что Марий Ушем снова получила документы из Миинюста с государственной регистрацией.
    Поздравляем! С настоящими документами и новым Уставом.
    Историк, уважаемый. А не пора ли вам историю Марий Ушем писать. Хорошая идея. Только это нужно будет делать на общественных началах. Ну, примерно также, как вы бесплатно критикуете Марий Ушем.

    • Вы кто? Дальтоник?

      Если человек с головы до ног состоит из коммунистических мыслей,
      то абсолютно не важно, состоит он в КПСС (кпрф) и тд. или не состоит! Это как быть наполовину беременным.

  6. Аноним

    На самом деле интересные. Раньше марийцы серьезно придерживались культа предков, чтили. А теперь и удмуртского героя призвали, и евреев с татарами упомянули. Может, прав господин Зенкин, где он писал, что марийцы спасут мир?

  7. Аноним! Где Вы встречали мои высказывания с критикой Марий Ушем? Хотите поскандалить и унизить. У Вас не получится, т.к я не лизун, не рву задницу и всегда поддерживаю Марий Ушем. А писал я критику в адрес марийцев РМЭ, чтобы их разбудить и поднять с глубокой спячки.Иначе можете потерять то, что вам завещано предками. Ничего не скажешь молодцы Кудрявцев И.М. и его команда, которая добилась повторной регистрации. Вперед Марий Ушем в регионы, иначе Яковлева марийцев с регионов приберет к рукам. Хотя она давно этим занимается, но еще остались в регионах марийцы которым небезразлична судьба марийского народа и судьба Марий Ушем!

  8. Аноним

    В таком случае, уважаемый Историк, я никого не хотел ни задеть, ни оскорблять, тем более унижать. Я писал про «сапоги». Если в своем комментарии человек иронизирует и делает подковыристые выпады с намеком «коммунистические сапоги», я тоже пишу в таком же ключе. Так как мы (в первую очередь о себе) не коммунисты,и не КПРФ. Мы свободные общественники. У нас нет зависимости во многих вопросах. Хотя и не дают нам делать то, что задумано, что нужно делать на современном этапе.
    Пожелаем стойкости Марий Ушему.

  9. Наполовину беременному

    Наполовину беременный мыслить не умеет. Это вы о себе, дальтоник?
    Мне не важно, как ты мыслишь: лейбористски, едристски, лдперовски. Даже не важно, красный ты, зеленый или голубой.
    Эти цвета оставь себе.

    • Вы кто? Дальтоник?

      Согласитесь, что вы привели список где все-таки не призывают,
      не требуют возврата к советскому прошлому!
      Изменение полит.системы в отличии от вашей братвы.
      https://www.youtube.com/watch?v=0oDt0CdVng4
      Они пытаются «улучшить» условия существования народа
      в рамках действующего законодательства путём усовершенствования
      законов. А так все они бывшие коммунисты то у них и соответствующее мышление что себе и что для народа,
      коммунисты с этого же начинали!

  10. Черемисий Вел (Вилаять), Арса (Арта)

    Не «малочисленных народов…», а «коренных народов .», правильнее писать в заголовке.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ