«Марийцы на просторах России»

Книга к 100-летию Марий Эл

IMG-1428

Увидело свет издание о марийцах, компактно проживающих в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Нижегородской и Кировской областях, Пермском крае, Свердловской области «Марийцы на просторах России».

В книгу вошло 800 фотографий, на которых не только портреты героев книги – в труде и отдыхе, но и деревенские пейзажи, священные рощи, строения (фермы, школы, дома культуры), самодеятельные коллективы, а также марийские костюмы. Детали в сюжете корреспондента МЭТР ТВ Веры Гороховой.

Скриншоты из видео:

По материалам МЭТР ТВ
MariUver

31 комментарий

Filed under Новости, книги

31 responses to “«Марийцы на просторах России»

  1. Елена

    Хорошее дело! только почему выпуск книг на бюджетные деньги о марийцах преподносят как архидостижение? выпуск книг любого уровня о марийской истории, культуре , общественной жизни должно быть обычным явлением в издательствах РМЭ- посмотрите Татарстан—всех уже отатарили, украли историю народов Поволжья! Сколько книг, сборников издается ежедневно.
    Что касается содержания книги — надеемся, что это не ностальгическое эссе о понравившихся автору людях, а подкрепленное фактами- документами издание о жизни и быте современных марийцев на просторах России! Чтоб можно было взять книгу на руки ( кстати, где можно купить) и возгордиться, что ты — част данной нации!
    Ибо, как показывает практика, грантовые (бюджетные) деньги благополучатель старается урвать в свой карман, что мы видели уже на примере гранта ФНКА по семейным ценностям: прошлись по школам близлежащих округов и рассказали малолеткам о важности семейных ценностей! стыд и срам! ни одного мероприятия не было проведено!
    П.С. спасибо издателям, внесшим определенную лепту в историю марийского народа!

  2. Чувствуется книга издана по материалам с интернета, публикациям в газете и ТВ. Мне не вспоминается, чтобы в Елабужском и Менделеевском районах РТ были эти авторы. Опять прошлись по работникам культуры?

  3. Аноним

    Да уж,велико достижение…

    Нет у них ни грамма совести. Лишь бы что-то показать. Тьфу.

  4. Аноним

    А вот что пишут, почитайте:

    НОВОЕ ИЗДАНИЕ «МАРИЙЦЫ НА ПРОСТОРАХ РОССИИ». Автор Сергей Шанчара

    И название прекрасное – яркое, точное: «Марийцы на просторах России». Именно так марийцы, компактно проживающие в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Нижегородской и Кировской областях, Пермском крае, Свердловской области.

    И герои – о таких сегодня пишут не часто: десятки и десятки сельских тружеников (трактористов, водителей, работников ферм, зерноскладов и зернотоков, пилорам, сельскохозяйственных производственных кооперативов), но среди них – и фермеры и главы поселений, и учителя школ, библиотекари; православный священник и марийский жрец…

    И фотографическое оформление – около 800 фотографий, на которых портреты героев книги – в труде и отдыхе, но и деревенские пейзажи, священные рощи, строения (фермы, школы, дома культуры), самодеятельные коллективы, марийские костюмы …

    И общее оформление книги — гармония текста и фотографических рядов,
    альбомный формат мелованная бумага, офсетная печать: всё приятно
    и для глаза, и для обоняния, и для осязания.

    И главное – содержание – тридцать очерков и зарисовок Сергея Шанчары (Сергея Африкановича Щеглова), результат десяти лет творческого напряжения, регулярных поездок по
    России (вместе с бригадой журнала «Марийский мир – Марий сандалык», организатором и вдохновителем которой является главный редактор журнала Валерий Мочаев, первый заместитель
    председателя Всемарийского совета).

    И появление её приурочено к празднику – 100-летию Республики Марий Эл.
    Очерки по своему внутреннему жанровому содержанию – разные. Больше всего описаний отдельных марийских селений. Некоторые очерки портретные, они посвящены патриотам труда и родины. Таковы Неугасимый Гайсин» председателе СПК «Гаяна» и общественном деятеле Александре Гайсине (деревня Рабак в Башкирии), часть очерка «Грусть и надежды Кикнура» – об известном скульпторе Сергее Яндубаеве; вставные очерковые новеллы об основоположнике марийского языкознания Валериане Марийской АССР в 1980-е годы Григории Посибееве.

    Герои очерков – люди в общественном сознании не примечательные, для автора же они интересны тем, что являются частью марийского мира, тем, что хранят свой язык, свои традиции, свою веру. И трудятся – на благо своего народа и на благо всей России.

    Книгу Сергея Шанчары невозможно прочитать, как говорится «залпом», как роман. Каждый очерк насыщен огромной информацией – о людях, об истории селений, истории семей, нравственном и культурном содержании жизни сельчан. Всё это – для неспешного чтения.

    Две главные проблемы волнуют автора и его героев – настоящее и будущее марийской деревни и сохранение марийского языка. Автор показывает людей, любящих свою малую родину, стремящихся сохранить свою культуру и постоянно выражает надежду на то, что проблемы будут преодолены, жизнь станет лучше, заканчивая порой тот или иной очерк словами своего героя: «…Как деревня жила, так и будет жить. Не исчезнет», «Пока мы по-марийски говорим, язык ещё живёт», «Пока кипит культурная жизнь и работает школа, деревня не умрёт».

    Каждый очерк имеет свою особенность. Если «Мелодия Байсы» (село на северо-западе Уржумского района Кировской области), то автор, только приближаясь к Байсе, уже слышит мелодию, далее «эхо столетий», «гром литавр», «тревожная интонация», «звон колокольчика», журчание «Серебряного родника» (детского фольклорного ансамбля), песня одной из героинь… и в финале– от автора: «Гуляет по селу старинная мелодия, не даёт уснуть Байсе».

    Автор не пришлый человек в марийском мире, не заехавший на время корреспондент. И радостные, и печальные страницы жизни героев книги окрашены любовью автора к трудолюбивому талантливому марийскому народу. Это выражается во всём: в пристальном внимании  к жизни людей, в заглавиях очерков и внутриочерковых главок: «Воздух Родины», «заговорённая деревня», «вкус родины»… Часто авторское лирическое состояние проявляется в заключительных словах очерков «изиморка, как мёд – золотой ароматный, тягучий, – вкус которого манит к себе снова и снова, как бы ни было трудно его добыть»; «Защемило в сердце, когда подумалось: как хрупок сегодня этот живой, веками сохранявшийся круг, в котором сошлись разные поколения….», «…Нет в мире слаще воды, чем та, что журчит в улисьяльских ключах!».

    По глубине авторского взгляда на действительность, по широте её словесного воссоздания по авторскому интонационному и стилевому  многоголосию книга очерков Сергея Шанчары приближается к эпосу. Читателю любой национальности, любой культуры теперь станет ещё очевиднее, на сколько многолик, разнообразен марийский мир – не только мир Республики Марий Эл, но и марийцев на просторах всей России.

    Игорь Карпов,
    доктор филологических наук
    Йошкар-Ола

    • Аноним

      И самое примечательное во всем этом, это имя автора, русского по национальности. Возникает вопрос где же марийцы, где их работы? Неужели марийцы способны только восхищаться работами русских по национальности? Роль Валерия Мочаева заключается в напутствии автора на работу и организации поездок автора вместе с коллективом журнала «Марийский мир – Марий сандалык». Думаю все эти поездки проходили в период подготовки к съезду народа мари.

    • Елена

      Как прочла ФИО Мочаева— все! можно дальше не читать! Человек, в открытую предающий интересы марийского народа, ставящий личные интересы выше общественных, морально просто не в состоянии помочь в издании чего-то путного! Размечталась было закупить штук хотя бы 20 книг для Актанышского района—увы! уже нет желания! Не спорю, возможно , как вы пишете, книга увлекательно рассказывает о марийцах обширной страны, и каждый герой по своему уникален!. Но в любом случае приятно читать такие новости!

      • Аноним

        Повторюсь. Роль Мочаева в его напутствии на издание данной книги. Автор не Мочаев. Поэтому можете смело заказывать 20 книг.

    • Людмила

      Всё верно! Книга просто замечательная! Очерки о простых людях труда, реальные судьбы и фотографии. А то сейчас куда ни глянь — артисты, певцы, спортсмены. И нет у нас в стране портных, пекарей, водителей, ветеринаров, швей, продавцов.

  5. БАШКИР

    В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ГЕРОИ ИЗ КОМАНДЫ МОЧАЕВА , ЧЕГО СТОИТ КОЛХОЗНИК ГАЙСИН

  6. Аноним

    Елена, не трать деньги зря. Книга фальшивка. Все написано с подачи Мочаева. Враньё на враньё. Материалы не соответствуют дейсвтительности. Описание однобокое. Все написано только для восхваления Мочаевских.

    • Аноним

      «По глубине авторского взгляда на действительность, по широте её словесного воссоздания по авторскому интонационному и стилевому многоголосию книга очерков Сергея Шанчары приближается к эпосу.» (Игорь Карпов, доктор филологических наук Йошкар-Ола)

      Выходит рецензент обычный болтушка? Вот такие у нас учёные. Возможно его попросили подготовить хвалебную рецензию. В таком случае Игоря Карпова можно смело включить в список Мочаевских.

  7. Молодцы, но...

    Молодцы конечно создатели книги. Но и др мари при таком финансировании могли бы собрать подобное издание, может даже лучше. Самое противное вы все здесь пытаетесь показать свою марийскую крутость — мый кертам! Что создатели книги, что их критики! Вам насрать на марийский народ, что Мочаеву и Мер канҥаш, что Радыгину и его сторонникам! Вы дол***ы в угоду русской власти устраиваете мелкую публичную грызнью за жалкие подачки от русского государства. Ж*** рвете и пытаетесь показать кто из вас вернее, кто нежнее умеет лизнуть ж*** русскому Евстифееву и его царю Путину. Вы все жалкие никчемные существа, позорящие народ мари. Не удивительно, что русская власть давно положила на всех вас х**

  8. Аноним

    По книге можно определить географию пьянок Мочаева. В основном о своих холуях. Нашли кому доверять выпуск книги. А рецензет-ученый дал себе характеристику и опустился в глазах публики ниже плинтуса.

  9. Аноним

    Мочаев постарался. Врёт выше Маркела.
    Врун Мочаев. Его книги всегда полуправда.
    Ах, деньги, деньги. ДО ЧЕГО ДОВЕДУТ ЧЕЛОВЕКА.

  10. Аноним

    Не 20 книг, я одну первую книгу бросил обратно на стол продавцу..
    Не важно, кто писал,, русский или белорус. Не важно, кто автор этой книги.
    Но «цензура» мочаевская полнейшая.

  11. Елена

    Я купила данную книгу — не поленилась! Зашла в Канаш и купила. Во-первых, цена , очень даже низкая. Ниже себестоимости! Во-вторых, такая книга нужна—слишком мало книг по марийскому народу. В -третьих, что плохо — несооразмерность изложения и несоответствие действительности! К примеру, хвалебные оды про кооператив! данный кооператив — ростовщический, они получили деньги , прибыль и…думаю, давно уже исчезли с горизонта! какой-то КФХ получает 11 ц с 1 га. Это — садомазохизм! ниже 20 ц—убыточно! какой он фермер? Про какого-то Гайсина аж 5-8 страниц. Устала читать! В изложении материала слишком много воды и хвалебной оды! зачем? стиль изложения больше подошло бы газетно-журнальному жанру, а никак не сборнику, выпущенному в честь съезда и за счет бюджета! Но в любом случае такие книги нужны!Мне есть с чем сравнивать, и думаю, если дали деньги на выпуск такой красочной книги—надо было вложиться с умом: история села, его знаменитые люди и.т.д. Восточное прикамье вряд ли купит данную книгу: полный игнор трех районов!Надеемся, что к следующему съезду выпуском такого сборника займутся компетентные специалисты.

    • Адекватный

      Надеюсь скоро увидит свет книга, посвящённая настоящим активистам нашего народа, а именно Анонимам, Историкам, Елене. Про вечное недовольство их всем вокруг происходящим. Что ни новость, сразу шквал критики и негодования. Хотелось бы всем уже узнать про вас, представленных достойно и компетентными авторами.

      • Елена

        При чем тут активисты? речь идет о марийцах россии: какие мы разные, но — одной крови! Еще раз повторяю, такие книги нужны! Просто каждый должен заниматься своим делом, по которому он — профессионал! И материалы по многим устаревшие! Я же не критикую , н-р, Третьякова—хотя за закрытие Кулегешской школы, политику приспособленчества его свои же односельчане и агрызские мари презирают! Но! Надо все таки признать его определенные заслуги: хотя бы пошевелил марийцев. Все равно таких тщеславных не наблюдается, да и вряд ли уже будет. Купила не только данную книгу, закупилась очень даже прилично: и книг, выпущенных в РМЭ на высоком уровне очень даже много! что вы так взъелись? замечания были по существу—любой книгоиздатель подтвердит!

        • Адекватный

          Мудрые слова, видевшей в жизни много хорошего, женщины. Каждый должен заниматься делом, в котором он разбирается или хотя бы имеет желание преуспеть. Вы очень хорошо разбираетесь, похоже в людях. Так много пишете про Третьякова, будто прожили с ним вместе, или было желание такое. Утверждаете, что он алкоголик. Вы нарколог или психиатр? Или это личное мнение? Школу помог закрыть. Вы имеете отношение к административной практике, Министерству образования, или просто публикует мнение большинства (меньшинства) людей? Может опять личное мнение, выложенное на обозрение читателям сайта? У Вас есть Педагогической образование. По каким причинам не учите детей разуму? Правильно говорите, что каждый должен заниматься СВОИМ делом. Это и есть ваше дело: поливать грязью своих соочественников, односельчан грязью?

          • Аноним

            Так хоть у вас появится желание отмыться, а заодно и постираться. Не надоело в грязном белье копаться?

          • Елена

            мое мнение на счет отдельных личностей в данном случае не по теме! тут речь идет о книге, на которую потрачены народные деньги и получилось, скажем честно, не ась! Собрали подборку из журнальных статей и напечатали.
            Было желание подарить главе района, но как прочла—думаю, что лучше не позорить марийцев! Н-р, стр.17. получают урожай 10 ц с 1 га, и намерение построить мельницу! Смешно и глупо! Какая мельница с 10 ц, и при том это уже 5 категория. Она никак не подойдет для мельницы—клейковины нет! При чем тут кредиты? Имеются уйма программ!
            2) Изимор. Кооператив «Луч» . Я уверена, что «Луч» погас—деньги халявные кончились! И что они сделали для марийцев ростовщики? изначально провальный проект….
            3) Кукмор. преуспевающий Вамин? Караул! Они давно смерчем прошлись по Татарстану и кирдыкнулись с ворованным добром, потому никак не могли успешно работать на современном этапе. Лишние фото на стр. 32. Могли бы фото музея включить! Увы!
            4) Тляково. Байса. на 55 страницах про умирающее село! Зачем?
            5) Гайсин. 16 страниц. Зачем? «Гаяне»—товарищи, давно ликвидирован!
            6) Куклюк. Фото понравилось. Интересный подбор. Но! Ляп про Махеева. —никак марийцы не могут работать у него, ибо этого продашена лет пять уже нет!
            7) Ялгыз нарат, Пушкино, Гришкино, Теклово—одно и тоже. Не ась! Как будто списали с одного текста.
            8) Караидель. Вот тут сплошная «»» 2″» за позор марийцев и не знание истории. Марийцы припустили не татар -мишар, а марийцы припустили черемис- с Алатырского уезда, направленных для подавления башкирских восстаний! Почему ваш краевед марийцев -мещер, превратил в татар-мишар?
            Дальше лень—одно и тоже. Пользуясь случаем, хочу остановиться на стр. 230. Байгильдино! село с богатейшей историей. где жил марийский старшина Мухаметрахим Юсупов—правнук Айгильды Байгильдина! и ноль информации!
            Стр. 240 Маядык. Двойка вашему краеведу. Село основано выходцами из Мадык Агрызского района.в 1763 году. По X ревизии их было 93 человека.В Маядыке в 1795 г. проживало 88 тептярей из марийцев, старшиной был Токбай Токмурзин.
            Агрыз. Буймо! Мдэ. Не знать тоже свою историю? Буймо. Атабай,—основано переселенцами марийцами из Лаишево, как и Чакма Муслюмовского района : из Цикмы отступили в Лаиш (Чакма)—потом уже к Ику.
            Почему нет ни слова про Мари Ушем, поставивших памятники Болтушу, Акпатыру и т.д. ???
            Почему в сборнике только культработники и неудавшиеся фермеры? где писатели. художники?
            …..
            Жаль денег , потраченных на данный журнал в твердом переплете! Надеюсь, к следующему съезду учтут свои ошибки.
            …..Почему не учу в школе? Скажу честно, нет детей для моего уровня. тратить силы на учеников с низким потолком развития — не уважать себя. Мои ученики занимали на олимпиаде места, гран — при по журналистике, выпускали книги, писали стихи, печатались! Они прекрасно играли в шахматы, теннис. Мы ставили спектакли…. Сейчас не с кем работать. Мне как пенсионерке очень даже комфортно живется. В отношении поливать грязью—каждый судит по мере своей испорченности! Я констатирую только факты!

  12. Елена

    Мне больше понравилась книга Пехметовой «Марий илем, лӱметым чын возем». Чувствуется рука хорошего специалиста: коротко, лаконично, понятно.Объемно! Держу книгу с собой, и несколько раз по дороге заглядываю в нее:» Тэксь, какие же марийские деревни по данному пути! Дайте-ка загляну»….

  13. Масим

    Давайте поговорим о черемисах-математиках.

    • Аноним

      Такие среди черемисов практически отсутствуют. А если встретите, то это не чистокровный черемис, а половинчик(пел торта). Математика исторически была наукой торговцев, в отличии от науки геометрия.

      • Аноним

        Дух черемиса в нём. И похож на черемиса. А математика в древности связана с ремеслом была и включала в себя и геометрию тоже.

      • Масим - Черемис

        Или «Сакар Ото» у черемисов нынче не в тренде?

      • Аноним

        И фамилия у черемиса-математика Масима связана с черемисскими словами «кӧраза», «кораш». Фамилия, определяющая прозорливого, сметливого человека, то есть карта. А, вы, «пел-торта», прямо как усатыми шовинистскими категориями размышляете.

Добавить комментарий для МасимОтменить ответ