Жители марийской деревни восстановили родник

Eshpai_pamash_06

Жители деревни Мари-Гондырево, по-марийски Маскиял, Алнашского района Удмуртии 12 июля открыли и освятили восстановленный собственными силами родник Эшпай памаш.

Раньше из родника брали воду, но со временем все заросло. Я помню, как еще в 1960-ые годы в засушливые летние дни жители деревни у родника собирались и проводили обряды, обращались к Ош Кугу Юмо и всех обливали водой, а после организовывали обрядовую кашу. И, как помнится, всегда после этого бывали дожди.

Вот неравнодушный, уважаемый всеми житель деревни Кузнецов Иван Ильич решил возродить этот родник. После работы, по вечерам приходил на место родника, составлял план застройки самого родника, подходов к нему, беседки.

Его поддержали: сын Сергей, жена Светлана, Денис Немов, братья Владимир и Леонид Семеновы, Сергей Баринов, Виталий Яковлев, Алексей Федоров. Ну, конечно, всячески поддерживали, помогали организовывать субботники — это староста деревни Антонида Степанова, неутомимые Снежана Андреева, Надежда Михайлова, Алевтина Кузьмина.

Многие жители участвовали в возрождении родника, помогали кто чем может. Жители деревни Маскаял особо благодарят Олега Алексеева из деревни Варали, который безвозмездно выделил пиломатериал, доски и председателя колхоза «Коммунар» Олега Посадова за профнастил, поликарбонат, частного предпринимателя Людмилу Панкову из д. Удмурт-Гондырево за трубы.

В своих выступлениях жители поблагодарили земляков. По предложению Николая Ямакова голосованием выбрали пятерых активных жителей деревни, чтоб дружным коллективом через РОО «Одо Мари Ушем» участвовать в ходатайстве президентских грантов и заняться благоустройством пруда, который раньше был украшением деревни.

В Петров день жители маленькой марийской деревни еще раз почувствовали неразрывность связи поколений, ценность общественного труда в сохранении марийских традиций, обрядов.

На открытии родника отец Андрей освятил родник. Пусть этот родник даст новый импульс в развитии деревни Маскаял.

 

Николай Ямаков

Фото автора из соцсети ВКонтакте

63 комментария

Filed under Новости, Фотоальбом

63 responses to “Жители марийской деревни восстановили родник

  1. Все это хорошо, но почему жители деревни не пригласили картов. Обряд освящения провел священнослужитель, в деревне нет церкви, а священнослужитель есть. Неужели жители Мари Гондырево забыли веру предков?

    • Аноним

      А разве карты ручьи освящают? Разве есть или была такая традиция? Если не было, и вдруг начнут наперегонки с попами ручьи освящать — получится очередной новодел в МТР.

      • Елена

        вы, видимо, не мариец, потому не знаете о многих обычаях! н-р, когда надо было вырубить большие деревья у родника, провели обряд выкупа! просто так рубить нельзя-выкупаешь дерево у хозяйки родника и пили! и перед началом уборки, тоже соответсвующий ритуал : тройное мытье рук и обращение к хозяйке воды! если у крестоносцев все мертвое, что необходимо их освящять-причащать, у марийцев иное отношение: вся природа — живая! усек?

        • Аноним

          Вы не ответили на заданный вопрос. Может, другие знают на него ответ: карты ручьи освящают?

  2. Елена

    умилялась, умилялась, а как увидела человека в рясе—полный капут! эх! товарищи! что вы предали свой родник? испоганили крестом? ну какой же он марийский? он -оккупированный!

  3. Аноним

    Правильнее будет заголовок «Жители обрусевшей деревни испоганили родник»….

    Ваши предки веками пили из этого родника. Если их оживить сейчас -они бы стали обходить этот родник стороной. Предали память предков — они от вас отвернутся.

    Вот думаешь иногда-до чего же отупел народ…

  4. Аноним

    А где же хваленый Радыгин А.И.?! Ах да, он строчит письма, некогда ему заниматься марийскими делами в своем регионе.

  5. ошла сем

    А надпись крупными буквами » БЕЗ КРЕСТА НЕ ВХОДИТЬ!!!! » тоже установили, как этого требуют попы при » освящении » родников ???
    Даааа…… Такое хорошее дело сделали, и сами же всё испортили

  6. Аноним?
    Хватит язвить, или Вы кроме этого ничего не умеете.И письма строчить кто-то должен, а не тявкать как дворовая собака в вашем лице! Радыгин поднял такую тему и Никто из марийских лидеров его не поддержал. Видимо все таки наступает конец РМЭ как субъекту РФ. Жаль, очень жаль Вас марийцы и меня в том числе.

  7. Да-а, Мари Гондырево, прославились больше чем Таныгин с иконой в РМЭ. Ваши предки ходили к роднику, приносили дары, молились Ош Поро Кугу Юмо, а Вы….. современные марийцы. Прежде чем вести к
    роднику этого попа, Вы бы посоветовались со старожилами деревни, можно ли приводить туда этого священника. Или Вам было все ровно, сделали, освятили и все! Прославились, теперь Вас многие марийцы будут знать, а предки Ваши наверно Вас проклинают . Николай Иванович, а ВЫ то что там делали. Завоевать авторитет очень трудно, а потерять достаточно одного поступка! В моих глазах марийская деревня Маскаял стал таким маленьким, которую не видно среди обрусевших марийских деревень. Теперь эту деревню спасет только такой поступок, от которого все ахнут и будут ставить в пример другим марийским деревням.

  8. Елена Ирдуганова

    Никто из марийских лидеров его не поддержал. А где эти лидеры? Ау! Нет их!
    Нет их благодаря известным лицам, приложившим руки для уничтожения Мари Ушема Поволжья(тут Владимир Козлов сможет сказать подробно с указанием ФИО).
    Если память не изменяет, сам Радыгин, взирая влюбленными глазами создавал с Яковлевой и т.п. национальные автономии? Не знаю, как у вас в Удмуртии, но в Татарстане – полный кирдык, благодаря кипучей деятельности обласканной властью Третьякова и его шайки.
    Создали НКО. Где они? Актаныш (Галиев Эдуард), Мензелинск( отец и сын Петряевы), Муслюм ( мадам с куриными мозгами Аниса Изибаева) и им подобные пожалели несчастные копейки для регистрации и улизнули в кусты.
    Агрыз? Тут вообще музыка траурная. 33 тысяча долга по исполнительному производству! кто оплатит? если только Третьяков со своих незаслуженных «заслуженных» добавок за звание!
    Челны? Закирова по статусу вынуждена пока числиться НКО , ибо получает бюджетные деньги за «работу» в Доме дружбы. В противном случае останется без работы.
    Казань. Та же история. Семья Мусихиных числится в Доме дружбы и просто обязаны тянуть НКО.
    Балтаси? Максютов закрыл НКО еще в декабре 2019 года.
    Елабуга? Васильева закрыла НКО еще в 2007.
    Менделеевск? Держатся, ибо активно участвуют благодаря администрации в грантах.
    08 июля 2020 года зарегистрировалась НКО Нижнекамска. Поживем, увидим.
    Третьяков, будучи руководителем НКО РТ генерал без войска. Ему нечего сказать. Итак, наверное, благодаря Актанышу, голова совсем поседела у старого осла.
    Опереться не на кого. Так называемые активисты инертны, жлобисты и для коллективной работы не годятся. Команды из них не получится. Как говорится, на что поролись, на том и запоролись!.

  9. ЯМАКОВ Н.И.

    ЯМАКОВ Н.И. Мый тыгак шонышым поп нерген полемика тӱҥалеш ман. А попым ял калык ӱжын. Нуно вет погынен шке памашым эрыктен у илышым пуеныт, шкак осветитлаш пунчалыныт. Шонгырак-влак деч йодыштым, нигӧат ваштареш ыш ойло. Мый шкеже некрещеный улам, ачамат, авамат некрещеный, но ӱжычат, тудо кечын как раз ялыш толынам ыле, мийшым да памаш почмо годым мо лие шояклыде виге серышым и информацийым пуышым. Вот тиде изи ялыште шукынжо тынеш пуреныт, черкат пешыжак мӱндырнӧ огыл. Мые тывелне мари карт-влак вудым освятитлат ман колын омыл. Мый палем, нуно кӱсотышто кумалмашым эртарат, тидлан чот пагалыме еҥ-влакым сайлат. Тидын нерген ялыште кызыт кутырымаш кая. Вашке 2 август — У кинде — Маскаялын пайремже, шӱгарыш лекмаш, ял пайрамым эртарымаш да тиде йодышым РОО «Одо Мари Ушемын» «Маскаял Мари» организацийже шке умбакыже налеш. Кызытсе марий илышыште марий-влак чимарий гына огытыл, пеш шукышт православий дене кылдалтыныт. Да чыла могырым шоналтыман, товар ден руымыла да лаврам шакше мут-влак дене кышкен умлымашыш она шукто. Ала сай каҥашым пуеда, полшеда.

    • Елена

      значит, православийыш ужалалтше -влакым эплын гына Кусото могырыш савыраш кулеш. Ял пайремым почаш карт-влакым ужаш, да срочно реабилитацийым ышташ. Могай дыр кашак попым ужын маш, тиде эше чыла ял калык риза лийын манаш ок лий!

  10. Эшпай памашым марий карт — влак огыт освятитле. Тушто эртараш кулеш марий кумалтышым, ведь ожно тушто кумалтыш лийын. Вот тендан кугезе коча да кова-влак тыланда таум каласат, да тендам аралаш туНалыт, кумалтышым почыда гын. А ко православийыш куснен, тудо шкаланже руш коклаш, кудыжо марий калыкым кошарташ толаша, сай корным почнеже . Но пален шогыза марий православий-влак, тендан корныда пеш важык да кадыр лиеш, Нуно вес еН-влакым шке коклашкышт огыт нал.

    • Алексей Ротшильд

      Если человек безгрешен, если человек не пьёт и не курит, не ворует, никого не обижает и всю жизнь честно зарабатывает на жизнь, то он по-любому попадёт в рай. Мы же все стремимся в рай попасть. Прекрасна та дорога, которая ведёт в рай. Эти люди никакого греха не сделали.

      • 7

        Исламские сепаратисты тоже считают, что правы только они.

      • "если человек не пьёт и не курит, не ворует"?

        Слишком у вас всё примитивно, чувствуется коммунистическое воспитание!

        • Чё надо

          Комунистическое воспитание, нынешние правители во главе Пука и остальных перечислять не буду они все с коммунистическим воспитанием до единого и без исключения, да еще они были ярыми коммунистами.

  11. ЯМАКОВ Н.И.

    Мемнан дек тыгай сообщений Маргарита Ушакова (Ефимова) деч тольо:
    Здравствуйте! Удивительно, но факт. За деревней Отымбал (моя малая родина) Волжского района Республики Марий Эл тоже есть Эшпай корем (овраг Эшпая) и именно там расположен колодец со святым источником Ыресан памаш (Родник с крестом). Многие годы возле него проводились моления на Агавайрем.
    Мый тыгай ответым пуем:
    Сай, Маргарита. Пеш онай сообщенийым ыштенда. Вот и кулеш кок Эшпай памаш-влакын марий-влакышт дене кылым кучаш. Может, еще иктаж ваш ушымаш факт-влакым муына. Кызыт илышыште шуко онайым ужаш лиеш, а ме мари обществона дене кушкат миен ышна шу и виге мари-влак сайын вашлийыт и шуко шарнымаш и кылым кучымаш кодеш. Мый палем тендан районышто мемнан могыр марий-влакат улыт. Тау тыгай сообщенийым ыштымыланда. Может эше вес кундемыште Эшпай памаш-влак улыт…

  12. мари эрге

    родник восстанавливали жители под руководством старосты деревни Степановой. ЯМАКОВ ЖЕ ТОЛЬКО ПОПА ПРИВЕЛ. В деревне в ходе подготовки и проведения праздника Семык министерство национальной политики выделило деньги и был восстановлен пруд о котором так радеет Ямаков. только тогда он тоже картов не пригласил и пруд ушел на следующий год. Вот такая поповщина у него в душе

    • Аноним

      Не понимаю, как, празднуя Семык (!), можно кого-то попрекать за «поповщину в душе»?

      • «поповщина в душе» это гордыня

        Очень часто православные люди забывают об одном грехе — гордости, который начинается с мелкого тщеславия, и часто вырастает до страшной духовной болезни. Они забывают или попросту не знают, что эту страсть называли одной из самой опасной из всех страстей. «Я православный, а ты кто?». Снисходительное такое отношение, словно, к нелюдям. Гиперувеличенное чувство гордыни чаще всего встречается у обрусевших, не зря они отделяют себя отдельной кастой от остальных.

    • Алексей Ротшильд

      Пруд не из-за поповщины ушёл. У вас прораб плохой был. Любую дамбу нужно строить очень прочную — нужно соблюдать всю технологию полностью с учётом весеннего паводка. Вам нужно было показать районному инженеру — какую дамбу вы собираетесь строить — он бы дал оценку. Насколько ваша дамба соответствует для пруда. Плотины с прочной дамбой стоят по 50 лет. Но даже за прочной дамбой нужно следить каждый год — нет ли разрушений. Сотни прудов в России стоят десятки лет и только некоторые с непрочной дамбой уходят. Из-за месячной нормы дождя могут уйти. Пример, как уходит пруд:

      • ОДО МАРИ

        Пруд ушел веной. Есть система слива однако никто не пришел и не настроил его. ПРУД от дома Ямакова в 100 метрах.

  13. Противоречит законодательству

    По законодательству РФ природные недры, ресурсы принадлежат государству, ни одна религиозная организация, группа, община не может устанавливать контроль или устанавливать свои религиозные символы это значит кресты, полумесяцы и т д. Доступ к природным ресурсам леса, озера реки, ручьи и т д должен быть свободный доступ и не должны быть закреплено за каким либо религиозной конфессии.

  14. Законодатель в образе Третьякова О.А.! Никто не претендует на твою так называемую религиозную конфессию. Просто этот родник был местом моления марийцев из д. Маскаял. Восстановив этот родник, они поблагодарили своих предков за такое наследство в виде родника и священного места. А приводить туда священника было необязательно, они освятили родник. Не освятили а испоганили, родник итак был священным для марийцев. Просто надо было марийцам собраться около родника и поблагодарить своих предков за то, что они оставили им марийцам священный родник Эшпай мамаш.

    • Противоречит законодательству

      Чимари во первых я не Третьяков, во вторых читай внимательно установка религиозных символов кресты, полумесяцы и т д. Чимаритебе вопрос марийцы имеют какую нибудь религиозный ссимвол, нет, для марийцев религиозным символом является сама природа. При чтении будь внимателен и не будь православнутым, будь здоров.

  15. Аноним

    всегда удивляюсь над чимари и картами. Как такое может быть? Смотришь на чимари или карта или марийского активиста, а у него имя то как раз таки подабающее- владимир, виталий, илья, станислав,Уже украинцы смеются над нами. И обзываются финноуграми. Надо менять имена на исконно марийские. Перстать быть посмешущим.

  16. Законодателю, я что -нибудь писал про символы? Нет, я написал, что они испоганили родник, пригласив священника. А попы везде устанавливают свои символы, вдоль дорог они везде стоят. Недавно у истока Вятки установили крест, разве это справедливо, Река Вятка принадлежит всем народам независимо от вероисповедования. Теперь удмурты, насильно крещеные язычники, забыли веру предков. Их предков насильно крестили, а они прославляют этих крестоносцев. А народ мари будет всегда со своим богом ОШ ПОРО КУГУ ЮМО!!!

    • Противоречит законодательству

      Чимари вы опять не внимательны, но с вами согласен что везде понатыкали христианского символы кресты, часовенки и т д, но для этого есть закон, законе прописано ни одна религиозная организация не может навязывать или устанавливать превосходство над другими. Чимари все от вас зависит пишите жалобу в ген прокуратуру Республики МЭ. РПЦ особенно в Мари эл очень обеспокоен что марийский народ особенно молодежь начинает понимать важность своей традиции в основном национальной веры религи, как бы церковники не бились их время ушло, начинается новая эра.

    • Противоречит законодательству

      Хочу добавить что все христианские религиозные символы вдоль дорог, у родников и т д установлены не законно.

  17. Аноним? Остановись. Где мы в каком режиме жили? В Татарстане почти 100 лет в некоторых местах не ходили в священные рощи и не проводили моления. Народ только начал пробуждаться от спячки а ВЫ уже хотите чтобы народ поменял свои имена! Так не бывает, этот процесс очень долгий и не факт что обратимый. Молодежь не хочет вернуться к старому и не факт им понравятся марийские имена. Так что давай пока не будем будоражить народ!

    • Аноним

      так вот именно. Идентификация народа начинается с имени. ТО есть начинать надо с себя. Вон как быстро с черемис на мари перешли. И все сразу забыли былую воинскую славу. Поменять имя очень просто заплати госпошлину и всё. А имен национальных полным полно. А то всё остается на уровне интернетовских разговоров..

  18. Аноним, не уводи с тематики народ. Если хочешь, открой новую рубрику, марийские имена и как получить марийское имя. Я думаю, что народ тебя не поддержит, люди привыкли к своему имени и начнется путаница. И дело даже не в имени, а в человеческой сути, если человек чувствует себя марийцем, родился и живет с чувством собственного достоинства, что он мариец, необязательно взять марийское имя.

    • Аноним

      что значит не уводи? Я как раз в тему пишу. Сперва не родник нужно освятить было, а самих себя. Убрать чужеродные имена, вернуть национальные. Народ не поддержит, потому что обрусел с ног до головы. Празднуйте семык и чуствуйте себя хоть чимарями. У чуваш самознание присутствует, уже многих знаю кто имя сменил. А у нас песни и пляски и все хорошо. Мы же ваньки родства непомнящие.

  19. Истину пишешь аноним! Начинать надо с РМЭ. Вот откуда ноги растут. Я раньше еще лет 10 разговаривал с девушкой из РМЭ, так вот на замечание почему она не говорит по марийски, она ответила, что в РМЭ не принято между собой разговаривать по марийски. А в регионах , где живут марийцы все таки разговаривают по марийски, не считая те районы где большинство татары. Там марийцы знают язык, но предпочитают разговаривать по татарски, т.к они с детства разговаривают по татарски. И с этим уже ничего не сделаешь, время ушло, когда надо было принимать меры.
    Очень досадно, в настоящее время в марийских деревнях родители дома с детьми разговаривают по русски. Было бы хорошо, если они сами хорошо знали русский язык. Но ведь нет, сами не знают русский язык и детей портят. Весь вопрос в том, кому это нужно? У меня нет ответа на этот вопрос.

  20. Я по своему созданию Ангел

    1.Кто не курит и не пьет, про коммунистическое воспитание. Ну во-первых, не надо выдёргивать фразы из контекста. У меня полный текст комментария по теме грехов.
    2.У меня академический подход к религии, коммунистическое воспитание не причём. Как вы заметили, я рассматриваю все темы религии, у меня нет не рассмотренных важных тем. И вот что хочу сказать. Одна из главных тем в религии — это попасть в РАЙ. Рай — это лучшее место для души человека. Там нет страданий. Там есть только радость и счастье. Поэтому все, кто активно рассуждаете про религию, вы должны указать людям — как прожить земную жизнь так, чтобы с гарантией попасть в рай. Вы должны указать прямую дорогу в рай. Если вы будете много указывать как заниматься верой, но при этом не покажете как пройти в рай — это будет обычное рассуждение. Рассуждать можно много и долго, но нужно сразу указать ВАЖНУЮ конечную цель: что мы хотим. А все мы хотим с верой прожить земную жизнь и попасть в рай. Так что в рассуждениях о вере начиная от Зенкина до Елены всегда указывайте дорогу в рай. Я буду указывать дорогу в рай — христианам, а вы верующим МТР.
    3. Ну жалуйтесь официально на кресты в администрацию района. Православие — это не количество крестов, а соблюдение 10 заповедей. Крестов мало или много от этого ничего не зависит. Если человек грешен, он всё равно отвечает за грехи. Наглядный пример грешника: Леонид Маркелов — бывший глава Марий Эл. Алексей Ротшильд.

    • Слишком у вас всё примитивно, чувствуется коммунистическое воспитание!

      «Если человек безгрешен, если человек не пьёт и не курит, не ворует, никого не обижает и всю жизнь честно зарабатывает на жизнь, то он по-любому попадёт в рай. Мы же все стремимся в рай попасть. Прекрасна та дорога, которая ведёт в рай. Эти люди никакого греха не сделали.»
      * * * *
      Вашу позицию очень хорошо описал Салтыков-Щедрин
      https://briefly.ru/saltykov-cshedrin/premudryj_piskar/
      «Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»
      «жил — дрожал, и умирал — дрожал»
      «Если человек безгрешен, если человек не пьёт и не курит, не ворует, никого не обижает и всю жизнь честно зарабатывает на жизнь, то он по-любому попадёт в рай.»
      Такое умозаключение может сделать какой-то малолетка но никак взрослый человек!
      Сколько вам лет?
      Что так и ни разу не пил (не пробовал), не курил и (не пробовал), даже ягодку с чужой территории не пробовал, или у вас есть у вас есть какая-то норма типа 10 ягодок виктории это не воровство, а 20 ягодок это уже воровство в граммах, превысил норму всё в рай не попадёшь? В революцию раскулачивали до нитки, НАЗЫВАЕТСЯ НИКОГО НЕ ОБИЖАЛИ? и ничего зато великая страна?
      Куда все эти революционеры подевались (ленинская, сталинская шобла)
      Неужто попали в Ад?
      Да ни фига скоро наши попы будут с их портретами ходить!
      А маркелыча зря вспомнил он действительно у верующих герой столько церквей понастроил, набережную по церковным канонам везде кругом церкви, так что он для них верующих настоящий герой,
      вы же сами постоянно им восхищались! типа он там всё там стихи
      пишет хорошие?
      А СЕЙЧАС В ТЮРЬМУ СЕЛ!
      Раньше почему-то ему жопу лизали?
      Какой хороший христианин церкви строит да строит, ай да молодца?
      СЕЙЧАС ПЛОХОЙ СТАЛ? (потому что в тюрьме сидит?) Эх вы! Такой вот вы христианин? Стыдно на вас со стороны смотреть!
      Что-то у вас с памятью плохо стало!
      Почему от вас вопли только сейчас пошли? (в тюрьме сидит?)
      Впрочем у людей вашего (коммунистического-христианского) типа всегда такое наблюдалось такое, не можете объективно мыслить, помня многое которое не забывается не смотря на время, и именно вы выдёргиваете фразы из контекста!
      Потому что не можете объективно мыслить!
      У нормального человека есть совесть, сострадание, СМЕЛОСТЬ, не раболепие, не боится постоять за справедливость, ЕСТЬ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ — есть мозги!
      , вот таких людей будут помнить всегда хорошим словом (про рай молчу) , а ваше не пил не курил и т.д. это далеко второстепенное!
      Ведь так?

      • Алексей Ротшильд

        Шалом. Меня последний раз с дитём сравнил митрополит Иоанн йошкаролинский. Но ему то придётся отвечать за свои слова. У меня память хорошая. Если академический подход для вас кажется детским лепетом, то вы сильно ошибаетесь. У меня всегда самый объективный подход ко всем жизненным явлениям. У меня 5 доработанных методов по медицине. всего 8, но 3 я просто доработал уже существующие методики. В других областях наук у меня тоже есть хорошие наработки. Люди легко используют мои наработки. Взрослые, у меня есть желание выстроить вас некоторых в одну шеренгу , назвать ваши грехи и раздать люлей. Вы не против?
        Я никогда ничего не писал про Маркелова хорошего. Найди и перечитай все комментарии. Я наоборот писал, что Лёня Маркелов НЕ ИМЕЛ ПРАВА строить церкви. Не имел права строить ни одной церкви. По канонам не имел права. Я придерживаюсь строго канонов. Я также требовал у Маркелова повысить людям зарплату. Я даже в детстве никогда не воровал чужих ягод и вообще никаких вещей. У меня такой привычки не было. Присваивать чужое или есть чужое — для меня было противно. Люди вкладывали время и силы, чтобы получить вещь или продукт, и затем забрать у них это как-то неприемлемо. Хорошо, что учителя говорили, что нельзя воровать чужие вещи. Говорите все это детям, дети будут благодарны. Я даже в детстве никогда никого не ударил. Никто от меня не уходил в слезах и с синяком. И во взрослой жизни тоже. Алкоголь я не пью уже 15 лет ни капли, нужно было с 16 лет не пить. И уже никогда не выпью на этой земле. Мне СОВЕРШЕННО не важно, будут меня помнить или нет на земле — я с Еленой буду в раю шоколадки есть. Как-то так.

        • Не имел права строить ни одной церкви

          Очень странный ответ от человека считающий себя христианином?

        • Я даже в детстве никогда не воровал чужих ягод и вообще никаких вещей?

          «Я даже в детстве никогда не воровал чужих ягод и вообще никаких вещей»
          * * * *
          А если бог проверит?
          Что даже яблоки с чужого дерева не брал?
          Ох как будешь отвечать за свои слова!
          Думаю он ваше враньё не забудет никогда!
          Всегда вам будет об этом напоминать!

    • Аноним

      Смерть, и путь Души
      https://www.youtube.com/watch?v=JdPetWrC1ao
      мощи Серафима Саровского спрятаны были ВОЕННЫМИ в бункере

      • Зачем

        Аноним зачем нам знать где и как хранились и хранятся разложившийся трупы.

        • Аноним

          Странно, если только информация о трупах вас впечатлила? Выходит, что жизненный опыт людей вам не интересен? Особенно тех, кто приобрёл этот неоценимый жизненный опыт не из книг.
          И наконец, чтобы понять, что древним марий не чужды методы захоронения усопших, попробуйте разобрать через марийский язык слово КУР ГАН(КАН).

          • Кан

            КУР ГАН (КАН) интересно что у тебя в голове из этих слов КУР ГАН, скоро всего КАН, угадал ))))

            • Аноним

              А куда же вы дели КУР, КУРык(КУРик)? Или данного слога-слова в марийском не существует?

    • Надо жить без человеческой крови

      Древние христиане не признавали крестов, крест это символ смерти, рабства таковым он и остается. Если бы Христа повесил или отрубили ему голову, то современные христиане носили бы веревки на шее или топор символ смерти христа. Современное название слова «православие» ни какого отношения не имеет христианству, древле православие возникла еще у славян до варварской нашествии иудохристианизации Русии. Все современные церковные обряды это перемешано с древне еврейскими языческими обрядами. Христианские церковные обряды признается канибалистическими древне иудейские языческими обрядами, так называемое ефхаристие, превращение вино в кровь христа, хлеб тело христа, из этого следует что христиане язычники канибалисты.

      • Аноним

        Кстати, «русские не славяне — говорит АЛЬ ГАРНАТИ»
        https://www.youtube.com/watch?v=Hcq1pQWSMMc
        11 мин. НОВГОРОД ИЛЬМЕНЬСКОГО — ИЛЬМЕРСКОГО — ИЛ(ЭЛ) МЕР
        15 мин народ МЕРЯ

        • Ничего нового!

          Наверное так называемым русским все уже уши прожужжали,
          что они изначально не были славянами, наверное они уже сами
          засомневались в этом, если сравнить того же поляка, украинца, чеха и т.д. то будет очень большая разница, но 70 коммунистических лет,
          сделали своё дело! Теперь они думают, это ничего не меняет типа, не были но стали? Рассказы какого-то путешественника интересны,
          но он не историк а путешественник, в то время народы были крайне
          намешаны, любую нитку можно потянуть и при благоприятных условиях расцветала пышным цветом, пусть то FU, тюркскую, славянскую, примером могут служить Венгры, которые считают себя и финноугорским народом и тюркским, тем более для перехода из
          одного языка в другой, был довольно прост, да и словарный набор был небольшим, самые ходовые понимались всеми без перевода.
          Но победил славянский язык, т.к. его состав сильно намешанный из других языков. 6-7 веке он был почти общим для всех славянских народов, а затем начал резко расходится, а русские тогда гутарили
          на своих родных языках, которых они уже не помнят!

          • Аноним

            Принято. В таком случае предлагаю послушать историка, а не путешественника.
            От Вече к Советам /Различия между Русами и Славянами / Евгений Спицын
            https://www.youtube.com/watch?v=cZFC2vlUqjY
            2 мин. 30 сек Днепровские Пороги переводятся с уральских языков
            4 мин — 7 мин русские не являлись представителями единой этнической общности, они были разноэтничны.
            9 мин — поляне(русы) жили кровно-родственными общинами. Славяне жили по принципу территориальной общины дреговичи, северяне.
            ЛЮБОПЫТНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. У германцев родовые гербы, значит германцы жили тоже родовыми общинами как и поляне.
            Почему у «современных русских» фамилии появились только в 19 веке? Потому что изначально у них была иная форма организации жизни — территориальная община. Отсюда вывод на территории современной России была территориальная община, а не родовая община. На территории современной России «русские»(русы) не жили, а жили славянские племена.
            ВЕРСИЯ. Возможно германские племена — это и есть РУСЫ(поляне). Рутены — РУТ(РОТ) — красные(рыжие) кельтские племена. ( о волосах) rot — рыжий цвет. (Руте́ния — одно из средневековых латинских названий Руси, наравне с Russia, Ruscia, Roxolania и другими. Данный вариант, восходящий к античному названию кельтского племени рутенов, из-за созвучности был перенесён западноевропейскими хронистами на Русь. Википедия).
            14 мин. Согласно Маркса, переход от буржуазного к социалистическому обществу произойдёт путём революционного переворота. Парижская коммуна является территориальной общиной(?). Ленинская работа «Государство и революция». Ленин в дальнейшем отошёл от догматов учения К.Маркса, он берёт власть через Советы и начинает строить новое государство.
            18 мин — принципы функцинирования советской власти до 1936 года.
            21 мин. поляне небыли славянами, а значит они были Русами
            22 мин человеческие жертвоприношения, которые были характерны для РУСОВ и возможно ВАРЯГОВ небыли приняты славянами. Поэтому Владимир вынужден был искать иную религию. Владимир искал форму которая скрепит все славянские народы, тюрков, финно-угров и т.д.
            27 мин — любопытно? Можно вспомнить кто такие арийцы?

            • Ничего нового!

              Да таких «историков» ( в кавычках) в русском инете можно найти
              до хрена и больше, между прочим норманнская теория подтверждена генетиками, прежде историками, хоть сколько не будут вопить славянисты типа вас! А это уже ФАКТ!
              Да по моему они уже сами стали это понимать, ряды их редеют,
              но «коммунистов» среди них не поубавилось, не настоящая нация,
              хочется им сказки! Украинцы и то в реальность возвращаются,
              хотя долго жили в сказке! И русские то-же когда нибудь на землю опустятся, правда что от них тогда останется?
              Какие нибудь руссифицированные киргизы, узбеки, чеченцы типа Кадырова, которые будут бить в себя в грудь и говорить, что он настоящий русский! (как сталин),
              Встанете вы в один ряд с ними сильно сомневаюсь!

              • Аноним

                между прочим норманнская теория подтверждена генетиками???Анатолий Клёсов. ДНК-генеалогия против норманнской теории. Часть1
                https://www.youtube.com/watch?v=etpah-USmgo
                Анатолий Алексеевич Клёсов — советский и американский биохимик, специалист в области полимерных композиционных материалов, биомедицины, ферментативного катализа. Доктор химических наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР. Википедия
                2 минута, 7 минута Чем отличается наука от не науки. Вы по всей видимости тоже где-то вычитали? 13 минута, 19 — 22 минута, 26 минута — вам ничего не напоминает? 31 — 43 минута. И наконец про Рюриков. 44 — 51 минута, ищите дальше. Думаю достаточно.
                Насчёт киргизов, узбеков, чеченцев ничего не могу сказать. Думаю это тоже ваши фантазии.

                • Ничего нового!

                  С вами всё понятно товарищ славист!
                  приводить в качестве аргумента аргументы,
                  одиозного слависта клёсова, не воспринимается научным миром!
                  https://www.youtube.com/watch?v=rlolHSCZV4w
                  Вся система аргументации А. А. Клёсова построена на ложных основаниях, обеспечивающих простор разгулу индивидуальных предрассудков и пристрастий. Все основные тезисы, положенные в основу его этногенетических взглядов, — гаплогруппа как род, R1a как метка славянства, арии как биологическая общность, отказ от понятия «индоевропейцы», этнос как группа родов — всё это идет вразрез с
                  принципами современной науки.
                  https://ru.wikipedia.org/wiki/Клёсов,_Анатолий_Алексеевич
                  Этногенетика Клёсова, называемая им «ДНК-генеалогия», — не генетика вообще и даже не современная генеалогия, она далека от объективного изучения этногенеза. Это помесь генетической техники со средневековой генеалогией и националистической идеологией[9]

                  • Аноним

                    И при чём тут славист, если эти самые слависты опровергают версию существования династии Рюриковичей на Руси. Вы ранее указали, что для вас авторитетами являются учёные историки. Или вы уже поменяли своё мнение? Если нет, тогда пожалуйста.
                    ВЕЛИЧАЙШИЙ ОБМАН В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ИСТОРИИ: В ЧЕМ НАС ОБМАНЫВАЮТ УЧЕБНИКИ?
                    https://www.youtube.com/watch?v=HOg4D4_SDwY
                    академик Рыбаков, историк Игорь Данилевский, Карамзин и т.д.
                    Мнение перечисленных учёных что-то да значит, хотя предполагаю они тоже слависты, как вы выразились.
                    Согласитесь, этих учёных историков довольно сложно обвинить в
                    разгуле индивидуальных предрассудков и пристрастий. Надеюсь вы не причисляете историческую науку к лженауке? Хотя конечно ничего нового не открыл. Просто вы эти факты по всей видимости не знали.

                    • Хорош чушь городить, товарищ славист!

                      Модер мой комментарий почему-то не пропустил, а зря,
                      вы же хорошего языка не понимаете!
                      Так и будете сочинительство (чушь) ваших сотоварищей
                      (имперцев-историков) распространять?
                      Хорош чушь городить, товарищ славист!

                • Учёный?

                  ДНК-демагогия Анатолия Клёсова
                  https://trv-science.ru/2015/01/13/dnk-demagogiya-kljosova/
                  Резюмируем: «новая наука» А. А. Клёсова де-факто не является научной концепцией и не может поэтому служить предметом научной дискуссии. Эта паранаучная концепция, к сожалению, отнюдь не безобидна. Признаки языка и культуры передаются не так, как гаплогруппы или цвет кожи, это два разных механизма. Фантомы А. А. Клёсова, в которых биологическое перемешано с социальным, — популистский инструмент управления опасными и скрытыми силами. Его упаковка в модную псевдонаучную форму льстит обывателю своей доступностью и привлекает читателей, национально-политические амбиции которых не удовлетворяет научная картина мира. Стремясь получить известность не только на просторах Интернета, А. А. Клёсов прямолинейно выискивает политическую злобу дня, включая и украинскую карту [14], в расчете оказаться востребованным если не наукой, то телеидеологией и телепропагандой. Дилетантизм на телеэкране научное сообщество может лишь комментировать, но дилетантизм на академической трибуне недопустим.

                  Е. В. Балановская (генетик, докт. биол. наук, проф.),
                  С. А. Боринская (генетик, докт. биол. наук),
                  А. П. Бужилова (антрополог, член-корр. РАН),
                  В. Г. Волков (генеалог),
                  М. М. Герасимова (антрополог, канд. ист. наук),
                  Е. З. Година (антрополог, докт. биол. наук, проф.),
                  Н. А. Дубова (антрополог, докт. ист. наук),
                  А. В. Дыбо (лингвист, член-корр. РАН),
                  Л. М. Епископосян (генетик, докт. биол. наук, проф.),
                  А. С. Касьян (лингвист, канд. филол. наук),
                  В. Ф. Кашибадзе (антрополог, докт. биол. наук),
                  Л. С. Клейн (археолог, докт. ист. наук, проф.),
                  А. Г. Козинцев (антрополог, докт. ист. наук., проф.),
                  О. Л. Курбатова (генетик, докт. биол. наук),
                  Н. В. Маркина (научный журналист, канд. биол. наук),
                  Д. В. Пежемский (антрополог, канд. биол. наук),
                  И. В. Перевозчиков (антрополог, докт. биол. наук),
                  А. Б. Соколов (редактор портала «Антропогенез»),
                  Е. Я. Тетушкин (генетик, канд. биол. наук),
                  В. И. Хартанович (антрополог, канд. ист. наук),
                  Ю. К. Чистов (антрополог, докт. ист. наук),
                  В. А. Шнирельман (этнолог, докт. ист. наук),
                  Ю. М. Юсупов (этнолог, канд. ист. наук),
                  Л. Т. Яблонский (археолог, докт. ист. наук, проф.)

                  Фатальные промахи ДНК-генеалогии Клесова
                  http://генофонд.рф/?page_id=1235
                  У Анатолия Клесова:
                  1) НЕТ НОРМАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ. Точнее, крайне немногочисленны публикации А.А. Клесова по данной теме в настоящих научных журналах. Конечно, это не доказательство того, что то, что опубликовано им в околонаучных журналах, не является наукой!
                  http://генофонд.рф/?page_id=1235&get_pdf=1

    • Сурагат

      Христианство величайшее трагедия для России и остается до нынешних дней, великим обманом для всего человечества. Особенно православное христианство вредит и уничтожает малых, малочисленных народов России. Христианство сурагат древнееврейского язычества, принесение человеческого жертвоприношения крови и тела.

  21. Мурын нотажым кычалына.

    Сай, мари муро-влакын нотыштым палыше-влак. Ме пеш кычалына «Ужаргынат, ужаргын» мурын нотыжым. Муро пеш келша, шке ансамбль дене 2 голос дене тунемнена. Ко полшен кертеш, серыза. Ямаков Н.И.

    • суас мари

      Сай. поро Маскаял. Еше мыняр жап ку*леш тыланда помыжалташ. Школ петралтын. йочасад уке. Клубым рончен ужаленда. Пу*ям арален кодын ышта керт. Лугаш тале улыда. Да йомакым каласыше ен*ым колышташ талеулыда. Идалык эртыш. огеш кой кузе Н.И. ЯМАКОВ тыланда пу*ям ямдыла. Мыняр ий тыланда ку*леш помыжалташ.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ