О картах и прекрасной марийской религии

Родная вера должна быть в душе, общаться с Богами надо лично и ежедневно, приучая так и детей, — это прежде всего, что нужно для подлинного развития исконной религии мари, на следующем этапе, когда созреешь, ты сам услышишь призыв Священной рощи, войдёшь в неё и будешь отныне всегда её слышать в единстве с народом.
Александр Зенкин

Zenkin_Aleksandr_iziТак как данная статья написана в связи с выходом материала «Предложения и рекомендации для активистов и организаций Марийской традиционной веры» от 01.05. 2020, написанного несколько инструкционно, пунктами, и так как такая форма лучше подходит, видимо, нашему основному читателю, я изложу материал тоже тезисно, мне это нетрудно, к тому же так писать гораздо проще, чем слитным текстом.

А ещё на днях я обнаружил замечательную информацию Анонима «Для тех. сотрудников», опубликованную в комментариях к статье «Активисты обсудили национальную религию мари». Оказывается, вот в чем дело, тут замешана психофизиология, и большинство активных и долгих пользователей Интернета просто уже физически неспособно воспринимать большие массивы текстов, теперь они даже уже и книг не могут читать… Я даже и не предполагал, что такое возможно; сам я очень мало лажу в Интернете, поскольку там много ошибок и неточностей, и стараюсь пользоваться только добротными книгами, вышедшими до начала 90-х годов, когда культура их была подлинно высока, поэтому мне о таких сложностях и догадаться даже было трудно.

М-да, вскрылись серьёзные проблемы общения и даже в целом нашей цивилизации… Но советую всем прочитать указанный выше комментарий. Очень советую. А теперь перейдем к теме!


1. О КАРТАХ И МАРИЙЦАХ В ЦЕЛОМ

1.1. Кто такие были и есть марийские карты? Это свяшеннослужители на общественных началах, отсюда их должности не давали, не приносили и не могли приносить никакой личной корысти, кроме почтения и уважения, и эти люди просто по призванию, честно, от души служили своим соседям, роду, народу, являясь посредниками в общении с богами.

1.2. При этом каждый глава семьи, рода был, по сути, в ней тоже малым картом, который ежедневно общался и служил в семье богам — служение проходили и дома, и в огороде, и в хлеву, и где угодно! — и просил ради и для семьи помощи у богов.

1.3. Карт селения уже проводил моления всех марийцев селения; если же событие было серьезным, проводились моления всех селений округи с участием всех их картов, среди которых тогда определялся главный карт, самый обычно старый по возрасту и наиболее мудрый и опытный. Бывали в истории и общемарийские моления…Но к этому сегодня нам надо ещё подлинно прийти.

1.4. Но что тут главное? Наша религия — чисто общественная и, кроме священных рощ и вообще природы, не требующая никаких помещений. Храм — весь Мир, портал — роща, минипортал — любой предмет и явление природы. Так что попытка нынешних «специалистов» или даже картов добиться системы центров МТР, помещений и так далее — всего лишь жалкое копирование православной организации иль там католической со всеми вытекающими отсюда последствиями: освобожденные и оплачиваемые работники, такса за службы и так далее. То есть самые худшие стороны любой ортодоксальной церкви. Так зачем их внедрять и модернизировать так, как ни в коем случае нельзя и исторически недостоверно и у нас никогда не было?

1.5. Отсюда и почти все позиции, обозначенные в материале «Предложения и рекомендации для активистов и организаций Марийской традиционной веры», а именно:
о создании религиозных центров МТР;
традиционное имянаречение и похоронные обряды; (а где свадьбы?..);
необходимость взаимодействия с силовыми структурами и учреждениями исполнения наказаний;
по сути, или частично ошибочны, или даже совершенно ошибочны и не соответствуют исторической практике. И здесь ссылаться на современное время не надо! Мари в той же армии всегда найдёт возможность пообщаться с Богом и без всякой специальной комнаты! Марийская вера вообще не афишируется, она скромная и стыдливая, очень личностная! А то православным солдатам дай молитвенную комнату и даже храм, мусульманам комнату, нам, марийцам, комнату — тьфу, какая ересь!— а ещё какие отсюда рождаются проблемы для подлинного единства армии!..

1.6. Исторически известно, что карт почти никогда у марийцев (разве только когда у него самого в семье рождался ребенок) не участвовал в имянаречении, первое имя младенцу присваивала сразу при рождении повитуха, потом, если ребенок жил, его называли уже родители, то есть рождение человека было очень закрытым актом, и карта приглашали уже позже на особый обряд, но все это можно прочитать в историко-этнографической литературе, так что повторяться не будем.

1.7. Скажем лишь, что марийские карты никогда по своей прихоти или желанию не вторгались в личные дела семей, если только их не просили об этом в связи с какой-то слишком серьёзной проблемой. Каждый мари должен был и имел полное право сам личные проблемы решать с богом и богами. Именно вот это умение работать душой каждым очень важно и его надо каждому марийцу ежедневно развивать, приучая к этому и детей. То есть наша вера держится прежде всего на глубинной вере и прилежности в ней каждого!

1.8. Каждый мари, хоть ребенок, хоть взрослый, просто по зову сердца всегда мог и сейчас может явиться в кӱсото и общаться с богами. При особых случаях вся семья во главе с отцом всегда может прийти туда. Каждая семья может выбрать своё священное дерево, и не обязательно в кӱсото, при этом мариец может молиться не только дереву, но и небу, звездам, солнцу, озеру, цветку, особому камню на обочине и так далее, обращаясь к соответствующим Богам.

1.9. При этом надо помнить не только о Кугу Юмо, но и всех Богах, соблюдая такт. Например, молясь у озера, начинать надо с Ер Оза, затем Вӱд Ава, если светит солнце, Кече Ава и так доходить до Кугу Юмо и так далее. То есть сначала надо наладить связь с младшими богами, а потом они сами выведут на Всесоздателя.

1.10. Нельзя никого забывать, особенно тех божеств, кто по конкретному делу нужны и важны сейчас. Вот корова должна телиться — не взывать же сразу к Кугу Юмо! Сначала Ушкал вӱта Оза, затем, Вольык Шочын Ава, Вольык Юмо, Перке Юмо и так далее. И это надо понимать. Надо помнить всегда, что всюду священные духи! Поэтому поменьше ругани и скверных слов, плохих дел тем более!

1.11. Сегодня православные иконы в углу могут быть частью именно языческого культа, особенно это касается Богоматери и Сына, они из древнейшего языческого Египта. Все они — дети Кугу Юмо! Христос один из них. Можно поставить ещё и Шиву, и даже, если хотите, Ганешу (индуизм — подлинно пантеистическая религия и очень нам близка), Будду, Конфуция, Лао-цзы, Зороастра и так далее. Наша вера их вмещает. Пусть пантеон будет тогда у вас мировой, только не забудьте сверху над ним поставить ещё фото своего прадеда, праотца, сделанное ещё до революции, в семьях нередко они есть. Не надо никаких противоборств и противостояний!

onajeng-vlak

Жрецы. 1912 г. Среднее Поволжье. Марийцы. РЭМ, № 3971-1

 

2. О ЛИЧНОСТИ КАРТА

2.1. Поговорим теперь о сути личности карта и, каким он должен быть сегодня, в современное время. Это, начиная с п. 1.11 и всё дальнейшее, — уже моё личное понимание и представление. Итак, первое, этот человек должен быть безукоризненной честности и нравственности, работящий, любящий детей, природу, вообще жизнь, имеющий очень полезную для многих людей профессию и любимую работу, очень высоко эрудированный, поскольку ныне почти все марийцы имеют хотя бы неполное среднее образование.

2.2. То есть это должна быть яркая Личность! Необразованный и интеллектуально не развитый человек тут никак не сможет работать. И чем выше интеллект, тем лучше.
У карта должен быть очень богатый лексикон, ораторские способности и чистосердечный открытый характер, он должен обладать знанием основ и, главное, сути ритуала, который, в принципе, точно нигде не описан и имеет всегда творческие возможности для его расширения и обогащения.

2.3. Язычество — вообще достаточно большая свобода и ритуала, и молитв, все воззвания произносятся, главное, от души, ты можешь к этому готовиться, а можешь не готовиться и импровизировать. Все — на таланте карта. Каждый участник моления при ритуале имеет право взывать и испрашивать вместе с посланиями карта решение своих просьб и пожеланий.

2.4. Карт при молитве среди людей должен стремиться не выделять вслух поименно никого из живых людей — не должно быть сталкивания, перед Богами все равны! К тому же каждый молится вместе с картом и за себя! Молитва же карта всегда прежде всего за род, всё селение и каждого в нём. Исключения составляют умершие давно создатели рода (например, в Исменцах ни одна молитва карта не должна проходить без упоминаний Эсменека или Эсмена, создателя селения и всего, получается, его народа).

2.5. Так же как можно чаще в молитвах должны упоминаться герои, погибшие за народ, очень уважаемые умершие люди селения — кугузаи, очень почитаемые ушедшие в тот мир карты. Карт говорит лично от имени себя, рода, народа и говорит с Мирозданием через богов и Кугу Юмо во главе! Он несёт за своё обращение и призывы личную духовную ответственность! При этом ни один национальный праздник, важная историческая дата, дни поминовений и так далее не могут быть картом упущены.

2.6. Карт в обычной жизни ничем не выделяется, кроме почтения к нему. Носить всегда белую одежду вовсе не главное. Людям не следует обращаться к нему с мелкими личными просьбами, желательно, только с вопросами серьезного характера или чисто по-человечески за советом. При этом карту лучше знать проблемы каждого в селении, но вмешиваться без просьб в них он не должен, не должен он встревать и в дела, которыми занимаются, допустим, административные органы, но воззвать к совести того или иного нерадивого руководителя любого ранга он может и даже должен. Карт — это умение стоять за народ и личное мужество!

2.7. Карт не берет никаких денег и никаких приношений. Все практические вопросы в руках его помощников и за кумыжами (эти организуют и собирают жертвоприношения).

2.8. Есть карт селения, он может быть и не один, карты группы селений, карты района, карты народа, которые выдвигаются по принципу только уважаемости и способности собирать верующих, по способности реально улучшать жизнь людей и помогать в этом. Конечно, если среди них есть карт, имеющий ещё и пророческие способности, то такая личность, несомненно, сама уже будет выдвинута людьми.

2.9. В силу того, что все определяется прежде всего талантом карта и его истинной нравственностью, людям надо знать и уметь отличать человека, который, став картом, преследует только личные цели наживы, выгоды или хотя бы даже гордыни — таких стало полно! — и людей, стремящихся служить от души и по призванию.

2.10. Картом может быть только уважаемый большинством человек, и хорошо, если его попросят им стать. Часто люди честные, душевные — очень скромные, таких лучше просить и убеждать. Конечно, алкоголик никак не может быть картом, не может им быть и сидевший в тюрьме, больной умственно и так далее.

2.11. Современный карт должен быть очень широкого мировоззрения, он должен знать историю своего народа, мировую историю, современное политическое положение, он должен знать историю и основы всех величайших религий и вер мира, и прежде всего пантеистических в основе, он должен знать все основные философские течения и их идеи, используя все эти знания для расширения своего кругозора и понимания мира и человека, а в итоге для развитие своей исконной веры и её возможности расширения с целью включения всё новых и новых адептов.

2.12. Всем должно быть понятно, что в религию привлекаются подлинно люди только через талант священнослужителей и их дар убеждать и учить людей, гармонизировать их и давать духовное равновесие.

2.13. При этом скажем вот что ещё, карты редко занимались целительством, но, конечно, были и такие; и еще реже они занимались борьбой со злыми магическими силами иль иными подобными сущностями в природе — для этого были другие люди! — карты же общались с богами прежде всего, но и тут бывали, конечно, исключения.

2.14. Без сомнения были карты и с особыми способностями, которые ими использовались на пользу своему народу, только на пользу… Таким образом, карт — подлинно творческая и разносторонняя Личность. Если он имеет печатные труды, пишет, занимается иным творчеством, это только прибавляет ему вес и авторитет.

2.15. С этой точки зрения я пока видел письменные труды только одного карта, Виталия Танакова (может, есть ещё, подскажите!), который к тому же пострадал из-за них — а власть вряд ли бы заметила бездарную писанину! — отсюда, я считаю, что только он может сегодня формировать всю когорту картов, помогать им развиваться и, главное, безоговорочно и авторитетно поправлять каждого, обучать и наставлять.

2.16. При этом он не должен считаться ни верховным картом, ни каким-нибудь еще, но просто картом марийского народа. И главная задача сейчас — священная роща столицы. При этом никаких регистраций МТР, думаю, быть пока (предстоит ещё серьёзно развиться!) не должно, никаких уставов и прочее, это все не нужно. Выбрав святилище, надо начать там служить, и далее все будет уже зависеть от талантов священнослужителей.


3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Это даже хорошо, что наша религия преследуется, пусть и скрытно, тем же православием, её нет для чиновников, так она как вера в умах становится только крепче и усиливает людей в стремлении стоять на своем. Ещё раз подчёркиваю: никаких пока юридических оформлений самой религии! РПЦ пусть борется с ветряными мельницами, с тем, чего как будто нет! Это всегда ведёт к краху и деградации только преследующего!

3.2. Чтобы вполне законно обойти некоторые законные препоны, связанные с массовыми мероприятиями верующих, всех желающих (подчёркиваю, желающих!) верующих на сегодняшнем этапе проще сделать членами зарегистрированной общественной организации… но такие нюансы лучше разобрать детально и умно юристам.

3.3. О том, чтобы учить основам нашей религии во всех школах республики, я уж смолчу, пока это несбыточная мечта, но все зависит от того, как карты будут развивать нашу религию и сколько верующих будет участвовать в молениях.

3.4. Теперь что касается гражданских ритуалов, начнём со свадеб. На свадьбу приглашали все селение, и, естественно, карт на них совершал определенные ритуалы и моления к богам, причем на конкретных только стадиях свадьбы. Но это общеизвестно, и каждый карт это должен знать. Не надо заменять собой дружка с плёткой, саус мари иль там тамаду!

3.5. Теперь о погребальной церемонии, наиболее ныне у нас противоречивой и синтетичной, с огромным влиянием православия. Даже свадьбы в деревнях сохранили многие черты былой архаичности, к сожалению, тоже исчезающей…Вопрос о погребениях, возможно, лучше решать картам. Совету картов, такой орган должен быть. Убрать кресты и православное песнопение, конечно, можно, можно изменить форму гроба под колоду, можно организовать отдельные части кладбищ под могилы марийцев, стоящих на своей вере. Всё это, может, и нужно и очень важно, но требует очень постепенной реорганизации…


4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ

А теперь ещё тезисно мои личные предложения и пожелания:

4.1. Главное, каждый мари должен стараться ежедневно мысленно или негромко вслух общаться с богами, благодарить их, спрашивать советы, просить сил, приступая к любой работе, возделывая землю, выращивая растения, скот. Суть истинного марийца — очень благоговейное отношение к природе как святыне. Только светлые мысли, добрые дела. И обучать этому детей сызмальства.

4.2. Стараться носить в будничные дни на себе знаки своего рода в виде элемента орнамента, оберега, тамги с инициалами, можно, разработанными лично с учётом нашей традиционной графики вышивки. В праздники, на молениях мужчинам, желательно, одеваться в национальные рубахи с вышивкой, женщинам в национальные платья, знать своего карта и всех картов соседних селений, всегда стараться участвовать в молениях с ними, знать ритуал и основные правила проведения кумалтыша. Всегда приводить на них своих детей. Очень хорошо и желательно уметь танцевать, петь, так как после праздничных служений обычно разворачивается само веселье праздника.

4.3. Очень хорошо и вправду было бы называть детей национальными именами, стремиться говорить дома и с марийцами всюду только по-марийски. Читать марийские книги. Каждый мужчина (женщина тоже может) должен ежедневно проводить короткие моления в семье, перед едой, ранним утром, перед сном, паря детей в бане или купая в ванной и так далее.

.4.4. От ведущих картов, совета картов должны публиковаться в Интернете и в средствах массовой информации, отдельными изданиями календари наших праздников, важных дат и молений. Надо добиться, чтобы тут не было разночтений! Лучше иметь свои издания для этого, как в Интернете, так и печатные. Должны быть созданы книги по основам нашей веры.

4.5.О похоронах мари. Хоронить (только по воле умирающего, конечно) в национальной одежде (хотя бы рубахе, платье) в гробу с национальными, лучше солярным, орнаментом на крышке вместо креста, можно и в виде знака зерна и земли, — это символ бесконечного возрождения жизни, — он есть на марийском гербе, представлявшем нашу республику с 1993 по 2006 годы, где головы коней развернуты, а не вовнутрь, как на гербе 2006 – 2011 годов, — там знак ошибочный и сделан в угоду христианству. (Поэтому именно этот крест привёл к краху весь герб и был очень скоро заменён аж на медведя с молотком и мечом, что… но не будем здесь об этом.)

4.6. В гробу или возле, желательно, ставить некрупную глиняную посуду с едой, можно статуэтки лошади, овец, гусей, уток, можно наклеить картинки их изображений на внутренней стенке гроба; у мужчины непременно должен быть нож, у женщины её любимое домашнее орудие труда.

4.7. Никаких церквей и часовен! Молиться перед похоронами на кладбище Священному дереву кладбища — Часаник (Шӱгарла) Оза, от него переходить к Киямат Тӧра и Кугу Юмо, — и все действия на кладбище (вызов на поминальный стол в Сороковой день и так далее) проводить только через него, Онапу. Такие деревья есть и сейчас на всех старых марийских кладбищах. Если нет, карты должны найти и определить его.

4.8. Устанавливать непременно солнышко с ниткой с серебристой монеткой для умершего, прочерчивать на гробу окна и двери.

4.9. Вместо креста на могиле лучше, наверное, — это, подчёркиваю, моё предложение! — устанавливать стилизованное сварное металлическое дерево, крашенное серебристой краской, с уткой на нём (для женщин) или конём (для мужчин), или ещё каким-то священным животным по воле предсмертной умершего или по желанию родных. Можно и гражданский современный памятник, но без креста и, желательно, с марийской надписью и узором.

4.10. Дизайн стилизованного дерева можно и надо продумать, при этом для христиан-язычников — а таких у нас очень много — дерево должно быть по стилизации очень близко к кресту. (Кстати, есть историческое мнение, что Христа распяли именно на дереве.) Нельзя вот так вот сразу разрываться!

4.11. Никакой громкой оркестровой музыки во время похорон на самом кладбище, это не нравится Хозяину кладбища. Все молитвы только марийские.

4.12. Итак, не надо слишком переворачивать общепринятые ныне погребальные ритуалы, и вообще суть не во внешнем выделении, тут надо действовать очень тактично и неспешно.

Александр ЗЕНКИН

Фото жрецов из сайта Российского этнографического музея

29 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб

29 responses to “О картах и прекрасной марийской религии

  1. Все они — дети Кугу Юмо!

    Конфуций говорил:
    «Хочешь увидеть какие-то изменения, подожди, пока не сменятся поколения».
    Зенкин, как думаете, молодежь разве способна мыслить по-другому?
    Если большинство из них, как и старшее поколение оболванено рпц, «застегнуты» ремнями и оковами скрепов псевдодуховности.
    Вы готовы развернуть всю эту массу в прошлое, чтобы исправить все то, что когда-то натворили и предали веру Предков?

  2. Зенкин решил уничтожить МТР

    Кстати, на историческом фото карты стоят у какого-то строения и, если учесть что это в лесу, то видимо какой-то молельный дом или дом для хранения необходимых вещей для мировых молений.
    Зенкин — диванный философ и мечтатель, утопист… Если ничего не изменить в МТР, то она скоро исчезнет. Извини, Зенкин, надо-надо, карт должен быть таким умных, мудрым, философом, психологом и тд. и тп… откуда такие возьмутся? с неба не свалятся, если не учить! Вековая традиция передачи мудрости картов из уст в уста прервалась. МТР в современном виде фрагментична. Очень многое потерялось, забылось, слишком много собственной фантазии у наших картов, особенно у Танакова, несет невесь каку муть и ерунду!
    Зенкин, ты за уничтожение МТР! Не зря же постоянно призываешь смириться с власть имеющими и их языковой, культурной и религиозной политикой, что типа они от Бога (Ош Кугу Юмо). Чем ты от официальных религиозных придворных деятелей отличаешься?

    • Аноним

      С вами согласен, такую муть понапридумывал, как мой препод говорил не придумывайте отсебятины. А. Зенкин почтай трезвой головой похоронный обряд древних мари, все описана, давай без отсебятины и фанатизма.

    • Андрей Бобрихин

      Это баня

  3. ERIK

    Александр! Блестящий текст, блестящая подача. Мое искреннее уважение Вам.

    По содержанию до пункта 2.14 (включительно) все фундаментально и концептуально — невозможно возразить. Искреннее понимание, которое, я уверен, разделают большинство знакомые с вопросом — не только ученые, но и карты. Хотя не по всем пунктам, практика, так идеальна в наши дни, но вы ведь описываете Идеал, к которому надо стремиться. И в концептуальном смысле ваш текст великолепен.

    Начиная с 2.16 — это вопрос эволюции и созревания (как, впрочем, вы тоже справедливо отмечаете). Этот вопрос не так прост, так как локальные традиции, традиционный (очень позитивный) марийский консерватизм не могут так легко перестроиться. Но, тем не менее, эти идеи как некий идеал-цель-предложение, несомненно ценны. Спасибо, что изложили их.

    По п. 2.15. Конечно, Танаков молодец, и много сделал и написал. Его неравнодушие, а иногда и лидерство, способствовали развитию темы. Тем не ,менее, не могу согласиться с Вами по поводу отсутствия других достойных текстов. Думаю, книга А. Таныгина и Н. Попова «Юмынйӱла» при всей ее спорности пока является единственным полноценным трудом на эту тему. Кроме этого много исследований (подчеркиваю) не просто научных (а их научность бесспорна), но и имеющих значение теологических для нашей Веры уже издано. Я, подчеркиваю, не говорю о множестве метафизических и публицистических текстов в стиле фантазий «Рен-ТВ», «философий на завалинках». а именно о научных. На мой взгляд особо надо обратить внимание на труды Юрия Калиева — множество статей, монография (кажется 2003 год) и недавно выпущенный его сыном собрание трудов «Мифы марийского народа». Несомненную ценность представляют работы Н. Попова и других.
    К сожалению, большинство, рассуждающих о перспективах МТР и публикующихся знахарей-профессоров и юристов их не читали и не видывали ((((((((((((

    Представленный текст прекрасен. И мог бы использоваться в качестве основы для лекций и докладов. Александр, считаю, что Вам надо участвовать в Марийском Съезде на секции по МТР. Не все поймут, не все согласятся, многие ругаться будут — но это не главное. Тау!!!

    p.s. Мое личное мнение: Идея про дизайн обелиска в форме дерева уж чересчур этнофутуристична. Есть марийский (ший-) «меҥге», «вара», на который повязывается солык (шовыч). Это тот самый серебранный столб (ший меҥге) — историю не буду рассказывать, думаю, все знают. когда запрещали ставить такой столб на могиле, то шовыч вязался на кресте — нормальное упрямое языческое поведение («мы все равно сделаем как нам надо»). На территории современной Марий Эл за этим сильно следили и наказывали, поэтому традиция вымерла. А в Башкирии и сейчас жива. А в некоторых местностях (например, д. Арлан) навершие украшают фигуркой святой Кукушки.
    Короче говоря, и здесь вы правы в принципе, который может поддержать существующую традицию.

    Еще раз спасибо!

    • Василий

      Молодец очень правильно всё написал: так было раньше и так должно быть дальше! К сожалению за время своей работы нынешний карт всё это запустил, а Танаков Виталий очень даже подходит на это место, умный , честный, справедливый и хорошие книги писал.

    • Аноним

      Ничего тут не вижу блестящего, к сожалению такие рассуждения как у тебя и у Зенкина приводит в полнейший тупик и остаются только в книжных архивах каких-нибудь сельских библиотек, да и те закрываются.

  4. Аноним

    Зенкин на высоте как всегда!!! Всегда восхищаюсь его статьями. Из Александра бы получился неплохой карт! Не просто карт, а верховный. Александр Зенкин — настоящий сын марийского народа! Горные мари с вами Александр!!!

    • Мари Кугуза

      Анониму Горно мари, читал что в прошлом году у вас в на горной стороне кто то пытался провести моление, было написано что проводили на древнем месте священной рощи, было написано что и там ваши попы пытались помешать. Видимо у вас в горномарии не работают законы РФ. выходит что горномарийский район отельный субьект или государство которое не подчиняется общему закону, а подчиняется поповским церковным законам, к сожалению это очень плохо кончится для администрации горномарийского района.

      • Аноним

        много будешь читать — скоро состарешься. у горных мари нету карт с покупными дипломами

      • Да что-то проводили

        Да, Николай Шабдаров с местным активистом там что-то проводил даже фото в соцсеть ВКонтакте выкладывали.

  5. Мари Кугуза

    Анониму курык мари, (горномарийцы поддерживают), если поддерживаешь создай религиозную общину МТР у себя курык мари, покажи и докажи свою поддержку не каким то личностьям а всему марийскому народу, буть активом приверженцем своего края, ваши пустословие в соцсетях никому не нужны, начни с нуля.

  6. Маргарита

    Тау. Прочитала с огромным интересом, на одном дыхании. Узнала столько интересного про наши ритуалы, обряды. Буду по мере возможности их выполнять и приучать свою семью. Мама моя все делала, как было принято у нас мари, но, к сожалению, тогда я не вопринимала, т. к. она все делала и молилась по-тихому, как принято у нас мари. Пишите. Вчитываюсь каждое слово…..

  7. Светлана Владимировна

    Саша, Саша ты все учишь, учишь строителя строить дом, печника правильно класть печку. Саша научись хотя бы правильно заваривать чай, пожарить для себя яичницу и убрать хотя бы элементарно пыль с рабочего стола и с манитора, ты же Саша потеряешься между трех сосен, а ты все учишь, других.

    • Александр Зенкин

      Добрый день, Светлана Владимировна, Вам лично отвечу, и Вы будете поражены. Я умею рубить срубы, меня этому научил мой дед, я легко кладу печи и камины, и самое невероятное, я охотник с тридцатилетним стажем и занимаюсь не простой охотой, а трофейной, то есть я таксидермист, делаю трофеи, и охочусь ради этого, но стараюсь бить дичь редко и всегда законно, прося у Богов на это право и всегда общаясь с лесом, при этом я много снимаю на фото и видео, а в последнее время, почти десять лет и больше, вообще не стреляю. В лесу я как дома, могу сутками бродить и наблюдать жизнь природы, живя один среди болот.. Вот так. А Вы решили, что я работая в Москве, такой беспомощный, да? Почему? Откуда такое мнение? Даже по моим высказываниям хорошо видно, что я не просто много знаю, но и жил в марийской деревне, среди мари, половина вещей, что Вы здесь прочитали, — мои личные наблюдения, я обобщаю это в больших романах и эссе, которые публикуются, допустим, в Российской Охотничьей газете, полистайте, и увидите! Лучше, прежде чем писать,, узнать о человеке! Неужели я и вправду выгляжу таким сыночком? Что ж, спасибо! Может, Вы ещё меня пожалели? Ха-ха! Я марийский человек и воин по природе, Неужели и это не видно по моему творчеству? Что Вы тогда видите? С уважением, Александр Зенкин .

      • Добрый день? (Александр Зенкин 18.05.2020 в 20:23)

        Вы бы свой АйПи починили может VPN поправить надо, а может и голову? А лес он лес что-бы к нему привыкнуть там нужно жить годами! Разговоры там не помогут.

  8. Аноним

    Господин Зенкин, все бы хорошо-только Вам нужно учитывать современные реалии жизни-факты, тенденции и вызовы времени. А то сугубо теоретическими опусами и отсылкой в прошлое Вы рискуете выстрелить в пустоту.

    А про то, что раньше чего-то не было-так ведь раньше много чего не было-того же Интернета или сайта Мариувер, к примеру. Ну,смысл Вы поняли…

  9. Алексей Ротшильд

    Всё интересно. Но это всё обрядовые и организационные вопросы описал Зенкин. Есть вопросы к Зенкину. 1.Есть в марийский религии ад? Пока в разных комментариях я узнал только про то, что есть РАЙ. Про ад информации нет. 2.Какие бывают грехи согласно марийской религии? Или грехов не бывает? И все люди легко попадают в рай? Как себя вести, чтобы случайно в ад не попасть. Или по умолчанию люди уходят в рай? Никто не молчим, все отвечаем кто в курсе. А то получается человек живёт, как ему захочется, но главное соблюдает обряды и поэтому попадает в рай. И только потому что ад не существует в принципе. Жду ответа.

    • Как себя вести, чтобы случайно в ад не попасть

      Так ты уже существуешь наполовину там

  10. Этно исследование

    В статье Зенкина имеется скрытое разрушительная тема Марийской традиционной религи, некоторые выше поняли негативность и резко отреагировали.. Что скрывается ваших многочисленных публикации, сила возрождения марийский культуры, традиции, обычаи или полное разрушение, уничтожение и русификация. Не могу сказать что вы владеете полное информацию о марийский культуре, традиции и веровании, нигде не известно о ваших культурно этнографических экспедициях, публикации полевых работ от исследования.

  11. Аноним

    Что-то Танакова стали часто упоминать. Неужели он и вправду
    проект Лубянки?

  12. Аноним

    Ни слова о любви к ближнему, ужас!

  13. Да, меня тоже удивляет

    Да, меня тоже удивляет!
    Подобные вопрощащуме()ей), везде кричат-проповедуют любовь к ближнему. Но везде и бесконечно топчут друг друга. Везде считают, что успешный современный человек — умный и счастливый.
    Ан нет, просмотрите реалность. Обманул, подписал «липу», уничтожил ближнего — это любовь к ближнему. Далеких не достать, поэтому легче уничтожить ближнего и состряпать свой бизнес.
    Короче — акулы глотают. А вы о какой-то мифичемской добродетели и любви.
    Нет ничего.

  14. Александр Зенкин

    Добрый день! Хотя я не подвожу итоги, но что ж, сейчас всё-таки поведём их, поскольку статья очень важная. Что это за знатоки: какой такой молельный дом «для хранения вещей для мировых молений»? И почему я за уничтожение веры мари? Вот вы, которые так глупо лезут с выпячиванием совершенно неясной ни для кого веры, — вы её уничтожаете! Уничтожаете,тем, что явно необразованны, не можете ничего внятно и чётко о вере сказать и только судите человека, который, в отличие от вас, выражается открыто о своей вере, не скрывая своего имени, и чётко! Не выражаться ясно о своей Вере — уже преступление, вы это понимаете?! И не переходите на человека, если Вам нечего сказать! Кто вы, знаток веры, скрывающий своё стыдливое личико, а, Гульчетай, откройтесь! Теперь далее. Я писатель и мыслитель, да, я могу быть духовным картом, и я им и так уже, по сути, — и это не преувеличение — являюсь. Вам давно было мной сказано, что отвечает за народ не каждый и не вовсе не все, а только те, кому дан исключительный талант, только их слышит Мироздание и только они развивают человечество, все остальные люди предназначены для семьи и для деторождения до того момента, когда Мир даст им в виде отпрыска сына с огромным даром-талантом. Иль кто тут скажет, что я не талантлив? Ну-ну, скажите!.. В сравнении с кем?! И ещё. Все карты марийцев уже вполне всё написанное мною читают и этот текст тем более прочитали. Если не прочитали, то они, я прямо говорю, ошибаются, что они карты! Вы меня слушаете?! Я в этом не сомневаюсь, так что, нисколько не преувеличивая,— я знаю ценность Духа! — я и так уже владею их душами, и не только их… Ещё раз говорю, будьте очень осторожны, когда пишите что-то в связи с моим текстом или вообще с текстами о нашей прекрасной религии! Это плохо кончается для взявшего на себя такое, уверяю Вас! Потом не говорите, что я Вас не предупреждал! Марийцы, сплачивайтесь, хватит трения, наступает время нашего мира! Александр Зенкин

    • Коронавирус

      Интересный случай! Вполне тянет на бонапартизм. Мнестическим расстройствам сопутствует картина слабоумия апатоабулического или эйфорического типа со снижением уровня самокритичности и противоречивостью суждений. Впрочем лучше вам, г-н Зенкин прийти на прием. Хотя бы к вашему участковому доктору, но лучше все же к психиатру…

  15. Аноним

    Кто-нибудь заявил, что существует марийская вера?
    Кто-нибудь направил обращение о признании марийской веры?
    https://ru.sputniknews.kz/trend/congress_world_religions/
    VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий решено провести 15-16 июня 2021 года в Нур-Султане, а следующее заседание Рабочей группы и XIX заседание Секретариата Съезда — 2-3 июня 2020 года.
    ЕСЛИ НЕ СМОГЛИ ДАЖЕ ПОДГОТОВИТЬ ОБРАЩЕНИЕ В АДРЕС СЕКРЕТАРИАТА СЪЕЗДА, ТО КАКАЯ ЖЕ ЭТО ОБЩИНА? ЭТО СКОРЕЕ…

    • Есть ли жизнь, после бензоколонки?

      ЕСЛИ НЕ СМОГЛИ ДАЖЕ ПОДГОТОВИТЬ ОБРАЩЕНИЕ В АДРЕС СЕКРЕТАРИАТА СЪЕЗДА, ТО КАКАЯ ЖЕ ЭТО ОБЩИНА? ЭТО СКОРЕЕ…
      ?????
      Ага отличный комментарий? Во времена КОММУНИСТОВ! он бы отлично прошёл!
      Кому вы нужны? Зюганову точно не нужны!
      Казанкову (современный КУЛАК!) тем более!
      СОВРЕМЕННОЕ коммунистическое БЫДЛО! ВОСПИТАННОЕ в КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МАНЕРЕ!
      не может ДАЖЕ СФОРМИРОВАТЬ ПРИТЕНЕНИИ!
      к современному миру!
      Вот так !
      Иными словами на юридическом языке НЕ ПОНЯТНО ЧЕГО
      ОБЩЕСТВО ХОЧЕТ?
      Этим отлично используют ПОСТКОММУНИСТЫ!
      ВЕДЬ их КОММУНИСТЫ ВОСПИТАЛИ ТАК!!!!
      ЧТО НУЖНО! каждую копейку СЕМЕЙНОГО бюджета экономить!
      вот так! (это почему у нас Олигархи глухие?)
      ведь родились , жили, воспитаны коммунистическим сообществом!
      Эх, вы надо хоть чуть-чуть понимать историю!

      • Елена

        ну, ладно, они ***! а что мешало вам написать и отправить? что вам мешало написать воззвание, растормошить официально зарегистрированную организацию и отправить?
        вот, проанализируйте свои ошибки! зарегистрируйте общество в минюсте — и вперед! не последний, надеемся съезд?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.