Ассимиляция коренных народов ведет к упадку и запустению их земель

Пример тому – тверские карелы

Festival_karel_piroga_Kalitka

На фестивале карельского пирога

Татарский активист и блогер Наил Гыйлман предлагает нашему сайту MariUver свою очередную статью «Ассимиляция коренных народов, упадок и запустение их земель», состоящую из двух частей. Начальная глава называется «Процессы ассимиляции и их последствия на примере тверских карел». Ниже приводим текст из данной части.

Нынешнее состояние карел и карельского языка — самый печальный пример последствий политики русификации и ассимиляции коренных народов РФ, начавшейся в советскую эпоху в середине ХХ века, и продолжающейся в нынешней России. Это известно многим, кого волнуют национальные проблемы народов РФ.

Большинство знает лишь про Республику Карелия, где доля карел составляет только 7,6%, и только менее трети из которых говорят на родном языке, который не имеет официального статуса и находится на грани исчезновения. Ещё более печальной является судьба карел Тверской области, о существовании которых уже мало кто знает. Но в Тверской губернии всего 90 лет назад проживало чуть больше половины всех карел мира.

Что ждёт районы и селения народов Поволжья, Урала и ряда других регионов, если они окончательно потеряют национальный облик из-за русификации, языковой и культурной ассимиляции? Наиболее наглядно это можно увидеть на примере тверских карел. Ассимиляция коренных народов приводит к депопуляции, социально-экономической деградации, полному упадку и запустению районов их проживания.

История возникновения и развитие Тверской Карелии

Массовое переселение карел из приграничных Новгородских земель, отошедших Швеции по Столбовскому договору 1617 года, на тверские земли произошло в 17 веке после поражения Московского царства в войне со Швецией. Карелам были выделены земли севернее Твери. Тверская Карелия в 19 веке была одним из наиболее экономически благополучных районов центра империи. Карелы отличались трудолюбием, их селения были ухожены, и они жили гораздо лучше, зажиточнее русских крестьян из соседних селений…

По данным переписи 1926 года в Тверской губернии тверских карел насчитывалось 140 567 человек, из них более 95 % владело карельским языком (тверской диалект карельского языка часть лингвистов считают отдельным языком).

Shema_raspolozhenija_Tver_karelРис.1. Карельские селения Тверской области (синие точки на карте)

В 20-30-е годы ХХ века советская власть активно поддерживала развитие национальных языков и культур в рамках коммунистической идеологии, одновременно стараясь оторвать народы от религиозных традиций и буржуазной культуры. В районах компактного проживания нацменьшинств за пределами национальных республик и автономий создавались национальные сельсоветы, целые районы, открывались школы, клубы, выпускались газеты.

С 1929 по 1935 годы земли бывшей Тверской губернии входили в состав Московской области. В составе Московской области тогда было 4 карельских района, и 44 карельских национальных сельсовета.

В 1935 году была образована Калининская, ныне Тверская область. В 1937 году в составе Тверской области был образован Карельский национальный округ с центром в городе Лихославль, который просуществовал менее 2 лет. На тот момент в округе проживало 170 тысяч жителей, из которых 95 тысяч были карелами. В районах, вошедших в округ, работали: 101 карельская школа (из 242 школ округа), 64 библиотеки, 6 клубов, 2 музея, издавалась газета на карельском языке, работал национальный театр.

Национальное строительство в округе продолжалось всего несколько месяцев. Уже в начале 1938 года по сфабрикованным делам начались аресты лучших представителей карельской интеллигенции, обвинённых в стремлении присоединить округ к Финляндии. 1939 году Карельский национальный округ был ликвидирован. Вместе с ликвидацией автономии погибла большая часть национальной интеллигенции, была разрушена национальная инфраструктура, карельские школы перешли на русский язык, остановилось развитие карельского языка, который в 1938 году был переведён на кириллицу. Прекратилось и начавшееся быстрое экономическое развитие и карельских районов.

С этого времени начался катастрофический упадок Тверской Карелии. Разрушение национальной культуры, отсутствие перспектив вызвало активное переселение сельского населения, в первую очередь молодёжи в крупные города с начала 1950-х годов. Следствием этого явилась массовая русификация и стремительное уменьшение численности тверских карел.

Упадок и запустение карельских районов

Ниже приведена сравнительная таблица (табл.1), и график (рис.2) изменения численности и доли карел в Республике Карелии (Карельской АССР) и в Тверской области.

Chislennost_karel_tys_chel
Табл. 1. Численность и доля карел в населении Карелии и Тверской области

Chislennost_karel_Karelija_Tver
Рис. 2. Изменение численности карел в 1926-2010 годах

В начале 1990-х ставился вопрос о возрождении Карельского национального округа, но развития этот вопрос не получил. Был короткий промежуток попыток возрождения карельской национальной культуры, в 1991-1992 годах в 15 школах Тверской области изучался карельский язык. К 2018 году карельский язык изучался лишь в одной сельской школе, лишь в качестве факультатива в 1-4 классах. Поддержка карельской культуры в области ограничивается проведением ежегодных фестивалей карельского пирога «Калитка» в Толмачах, работой курсов по изучению карельского языка и фольклорных коллективов.

По данным переписи 2010 года в городах и районах Тверской области карелов осталось 7394 человека: Лихославльский район — 2462, Тверь — 1119, Спировский район — 978, Рамешковский район — 903, Максатихинский район — 881, Калининский район – 332 человека. Число говорящих на карельском языке в Тверской области по переписи 2010 года было 3641 человек.

Посмотрим на изменения, произошедшие с 1931 по 2010 год в карельских районах Тверской области.

Лихославльский район. В 1931 году в нём проживало 46,2 тысяч человек, из них 23 тысячи карелов. К 2010 году осталось 28,5 тысяч жителей, в том числе 12,3 тысячи в городе Лихославль.

С 1929 по 1956 года существовал почти чисто карельский Толмачёвский район (с 1935 — Новокарельский район). В 1931 году в нём жило 29,2 тысячи жителей, из которых 27,5 тысяч были карелами. Он был ликвидирован и почти полностью включён в Лихославльский район. Ныне 13 из 19 бывших сельсоветов Новокарельского района входят в Толмачёвское сельское поселение, в котором проживает 1465 человек. Из 50 тысяч карелов двух районов к 2010 году осталось 2,5 тысячи.

Максатихинский район. В 1931 в нём жило 67 тысяч жителей, 33,5 тысяч из которых были карелами. В районе было 40 сельсоветов, из них 13 карельских. В 2010 году население района составляло 16,7 тысяч, из них 881 карел.

В районе сейчас 290 селений, объединённых в 4 сельских поселения. В среднем на одну деревню (без учёта райцентра) приходится 24 жителя. В 2010 году в районе смертность была в 1,85 раз больше рождаемости. Миграция: уехавших из района было в 5,4 раза больше приехавших.

Рамешковский район. В 1931 году было 55,7 тысяч жителей, из них 24,6 тысяч карелов. В 2010 году оставалось 15 тысяч населения, из которых 903 карела. В районе, не считая райцентра, 305 деревень, в среднем по 35 жителей на каждую из них.

Сравнение и итоги:

В районах, не имеющих статуса национальных автономий, процессы русификации и ассимиляции коренных народов РФ идут в несколько раз быстрее.

На примере карелов: Численность карелов в Республике Карелия уменьшилась с 1926 по 2010 год в два раза, а в Тверской области – в 19 раз.

Ассимиляция происходит из-за полного разрушения институтов сохранения национального языка и культуры: изучения родного языка, воспитания и обучения на родном языке в школах и детских садах, культурной и информационной среды, миграции из-за отсутствия экономического развития сельских районов. Вполне возможно, что региональные власти намеренно экономически не развивали национальные районы, вынуждая людей переселяться в города, где происходила их быстрая ассимиляция в русской среде.

Потеря национальной идентичности жителями сёл и деревень, вслед за потерей родного языка и культуры предыдущим поколением, приводит к быстрой деградации и запустению селений и районов с преобладанием коренных народов. Потеряв связь с культурой и традициями предков люди легко расстаются и с родной землёй.

В районах, где коренные народы ассимилируются, процессы социально-экономической деградации села идёт значительно быстрее.

Деревенская разруха и деревни в среднем по 20-30 жителей типичны для русской глубинки. Но в национальных районах, как правило, селения в несколько раз крупнее.

Сравним селения Тверской Карелии и Республики Карелия: в 2018 году в Максатихинском районе одну на деревню приходилось в среднем 24 жителя, в Лихославльском районе — 42 жителя, в Рамешковском районе– 35 жителей.

В самом карельском Олонецком национальном районе Республики Карелия (52% карел в 2010 году) в 2018 году на селение приходилось 192 человека (что 5-8 раз больше). Но население карельских районов Карелии также быстро уменьшается.

Дополнение

Процессы быстрого разрушения села и ассимиляции происходили и с другими национальными районами в «русских» областях. Так, например, одновременно с карелами в 20-30-х годах в Московской области того периода оказались татары Касимовского, Сасовского, Шацкого уездов. На территории ныне входящих в Рязанскую область в начале 1930-х было 11 татарских национальных сельсовета, где проживало до 17 тысяч татар (3). Было организовано 38 татарских колхозов. К 2010 году в сёлах Рязанской области осталось лишь 2,2 тысячи татар.

Историческое отступление

Лишь в конце работы над этим материалом, я понял почему же в 17 веке карелам была дана земля именно в районе Твери. В одном из источников прочёл, что окрестности Твери обезлюдели во времена «смутного времени» в начале 17 века. Но из истории известно, что основные события «смуты» и войны с Польшей происходили намного южнее, а в районе Твери тогда значимых событий не было. Зато эти районы наиболее сильно пострадали немного раньше — во времена опричнины.

Разруха и опустение Тверской земли началась с разгрома Твери, Торжка, Вышнего Волочка опричным войском Ивана Грозного во времена его похода на Новгород и Псков в 1569-70-х годах. Тогда по данным иностранцев в Твери и окрестностях погибло до 90 тысяч жителей. Целью разгромов Клина, Твери, Новгорода, Пскова и других городов, уничтожения местной знати и десятков тысяч мирных жителей Иваном IV было уничтожение остатков самостоятельности, самоуправления этих земель, абсолютизация власти (по современным понятиям уничтожение федерализма на Руси и концентрация всей власти в руках царя).
Весьма актуально, не правда ли? Поэтому за эти «заслуги» царя у региональных чиновников стало модным ставить памятники Ивану IV. Таким образом за последние пять веков государство дважды разорило эти земли.

Процессы ассимиляции и социально-экономической деградации национальных районов, рассмотренные на примере карелов Тверской области, касаются или могут коснуться всех коренных народов Российской Федерации. Поэтому, рассчитываю, что этот материал был интересен и полезен представителям разных народов…

Tver_Karel_peizazhi
Рис 3. Пейзажи Тверской Карелии

Festival_karel_piroga_Kalitka
Рис 4. На фестивале карельского пирога

Основные источники данных:

1. Демоскоп Weekly. Приложения. Переписи населения… http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php

2. Википедия. Статьи: Тверские карелы. Карельский национальный округ. Карелия и другие

3. Некоторые проблемы реализации советской политики в отношении национальных меньшинств Московского региона в 1920-1930-е гг. Дмитриева И.В. Some problems of the Soviet policy implementation towards national minorities in the Moscow region in 1920-1930. I. Dmitrieva

4. Тверские карелы: народ, вымирающий из-за головотяпства властей. А.Бабушкин. блог Андрея Бабушкина. https://an-babushkin.livejournal.com/748384.html

Наил Гыйлман,
май 2020 г.

Оригинал статьи найдете в блоге автора

11 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

11 responses to “Ассимиляция коренных народов ведет к упадку и запустению их земель

  1. Аноним

    ага, тверские карелы))) а сколько мари исламизировали и отатарили? Если он не знает, могу сам скинуть данные, а ведь не только мари отатаривали, но и удмуртов и чувашей

    • Не гони пургу на татар!

      «а сколько мари исламизировали и отатарили?»
      десятки-сотни раз меньше русских! Татарстан — единственный регион, где количество мари не сокращается! Также Башкортостан, где много татар. В чисто русских регионах как Пермский край и Кировская область количество мари после 1989 г. сократилось где-то на треть. К тому же, в школах там марийский язык детям фактически не преподают. А в Татарстане и в Башкортостане многие марийцы изучают его как родной язык. Так что не гони пургу на татар!

      • Это всё коммунистические взбросы!

        У коммунистов тактика такая (практика)
        Когда разговор идет о Карелах, надо вдруг заговорить об марийцах, обвинить татар! Когда надо говорить о марийцах они вдруг об других народах вспоминают мол там ещё хуже.
        Когда идёт разговор про Россию они вдруг про Украину вспоминают или США «Вы посмотрите что там творится» СПЛОШНАЯ коммунистическая ОТВЛЕКАЛОВКА! Стиль у них такой!
        Когда заходит разговор об союзе с Гитлером в начале войны (ВОЙНА УЖЕ ЦЕЛЫЙ ГОД ШЛА, а они договоры подписывают) они опять говорят «А вы а посмотрите на другие страны» Будто бы это оправдание? И тд и тп они на каждом шагу это проделывают!

  2. Елена

    Во-первых, мне абсолютно не понятно, почему автора так волнует проблема карел, когда в своем отечестве слили все: язык! культуру! … в обмен на нефтедоллары!Когда обильно сыпались рубли в так называемые труды историков, литераторов, журналистов, слагающих оды «древнему народу татар и их истории» и на тебе—— полный капут! Колосс на глиняных ногах!
    Во-вторых, то, что в Татарстане и Башкирии сохранились марийцы как этнос, надобно благодарить Мари Ушем Поволжья. Именно они, и никто другой в 1990-94 годы,когда руководящий клан РТ, в целях прихватизации народного добра, вывел на сцену националистов типа Байрамовой, Кашапова, щедро оплачивая их услуги, мари ушемовцы заявили о марийских интересах : построили школы! садики! переоформили школы на национальные. Пока все марийское-это результат труда активистов 30-летней давности! Но! ярые деяния Третьяковых, Радыгиных, Мочаевых и иже подобных по благоопеспечению интересов собственного тщеславия фактически свели на нет язык! культуру! нематериальные богатства марийского народа!
    В -третьих, мы — марийцы, существуем в полной изоляции только благодаря своей упертости, патриотичности. После нас ничего этого уже не будет! Уходят активисты, ниша остается свободной!

  3. Аноним

    А Елена права!
    Отатарили к 1925 году более 120 марийских деревень.
    Это же факты.
    Может привести пример?
    Сами посчитайте. Это я видел где-то такую статистику. И это не с небес взято.
    Так что не все так просто. Только одно не понятно, зачем Гыйлман переписывает Вики и на старается преподнести как что-то заумное. Это уже нафталином пахнет. Кинштейн тоже всякого понаписал.

    • Сама себя не похвалишь...

      Сказала сама себе Еленушка. Да только против цифр то не поспоришь! Количество мари в Татарстане не сокращается, а во всех русских регионах сокращается да и так, что скоро марийцы останутся только в Татарстане!

    • Докажи на фактах!

      Ты конкретно на цифрах, фактах докажи, что сокращение, т.е. ассимиляция марийцев в татарских регионах в отличие от русских регионов выше! Че так эмоционально пустословить! Я знаю, что ты Еленушка, татарофобка и обрусела уже давно, никакая не марийка — своих детей в татарскую школу собираешься отдать!

  4. У тебе Еленушка забыли спросить

    «Во-первых, мне абсолютно не понятно, почему автора так волнует проблема карел»
    Мне лично также непонятно почему россиян так волнуют проблемы Украины, Сирии и др. стран. Как не посмотришь ваши российские СМИ, особенно ТВ — там только о них и говорят.
    Автор — представитель нерусского нац. меньшинства РФ. Он на примере карел хочет показать, что ждет нас, марийцев, его соплеменников, татар, если национальная политика РФ не изменится! Очень логично для меня мари, думающего о будущем своего народа. Но сотрудников госбезопасности РФ такие статьи раздражают и это видно по твоим комментариям. Но, дорогая, те времена, когда все должны были спрашивать о чем писать у ***, ПРОШЛИ!
    ***

    • Аноним

      Согласен. Зачем чужому татару проблемы каких то карел. Захотел показать свою умность . Мы тоже читаем Википедию но не вытаскиваем как свое творение.

  5. Аноним

    Не удивимся, если Гыйлман напишет о нганасанах и селькупах.
    Хотя он о них никакого представления ранне не знал.
    Сегодня полно компьютерных умников.
    А многие прост улыбаются. Умник-такой мол..
    И тут сотрудники даже ЦРУ ни причем.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ