Предложения и рекомендации для активистов и организаций Марийской традиционной веры

Данный материал разрешен для использования марийскими священнослужителями, активистами и учеными во благо марийского народа. Попытки использовать данный материал во вред будут иметь соответствующие последствия.

Mari_kart-vlak

Представляем вашему вниманию материал, где рассматривается несколько направлений, на которые предлагается обратить внимание священнослужителям Марийской традиционной религии (веры) и всем неравнодушным, кому близка вера предков.

Рассмотрим следующие вопросы:
— создание религиозных центров МТР.
— традиционное имянаречение.
— похоронные обряды и кладбища по канонам МТР.
— необходимость взаимодействия священнослужителей МТР с силовыми структурами и учреждениями исполнения наказаний.

1. Создание религиозных центров МТР

Создание религиозных (духовных) центров Марийской традиционной веры являются реалиями современной жизни. Причем в данном случае речь идет об отдельных зданиях, принадлежащих религиозным организациям МТР.

Все согласятся, что верующим и священнослужителям необходимо собираться для проведения собраний, рабочих встреч и обсуждения насущных вопросов. Особенно это актуально в условиях города, а также в районных центрах – поселках городского типа, где хорошо поставлена работа общины приверженцев традиционной веры.

К примеру, в городе Йошкар-Ола живут, учатся и работают сотни и тысячи последователей традиционной марийской веры, а собираться им просто негде. Некуда обратиться за советом, духовной поддержкой или консультацией к священнослужителям МТР. По необходимости придется ехать куда-нибудь в район и искать по деревням картов. Хорошо, если есть возможности и личный автотранспорт. А что делать пожилым людям или неработающей молодежи?

В настоящее время по имеющимся данным только в п. Мари-Турек есть здание, находящееся в собственности религиозной организации МТР. Есть арендованные местными общинами Марийской веры помещения (комнаты) в п.Советский и п.Куженер. Также есть арендованный кабинет в Общественно-политическом центре г.Йошкар-Ола. В свою очередь статус аренды означает, что в любое время людей могут попросить на выход, не продлить аренду или не разрешить провести встречу, либо иное мероприятие. Причины найти несложно. Ведь кто владеет помещением, тот и диктует правила.

При любом раскладе, это все-равно жалкое зрелище. На земле предков, в своей национальной республике марийцы вынуждены искать/просить/арендовать угол, чтобы собраться по своим религиозным делам. А про престиж и солидность тут и говорить нечего.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA


2. Возрождение и пропаганда традиционного марийского имянаречения

Имя — носитель определенной судьбы и энергетики. Оно подчеркивает уникальность и индивидуальность человека. Также, имена являются одними из способов выражения своей национальной идентичности и этнического происхождения.

У всех народов есть традиционные национальные имена или имена, сложившиеся в силу принятых религиозных традиций. И марийский народ, сумевший сохранить свою древнюю традиционную веру, должен вернутся к традиционному имянаречению. Это было бы логично, правильно и в соответствии с марийским традиционным укладом.

В настоящее время большая часть марийских детей наречены по православной (христианской) традиции, даже если они православными не являются. Тем не менее, есть и обнадеживающая тенденция – современная марийская молодежь не массово, но все же осознанно и по своему желанию стала давать своим детям традиционные марийские имена.

Правда сейчас это происходит совсем не благодаря работе марийских картов, так как священнослужители марийской веры в этом вопросе пока что не проявляют должного участия.

Марийские священнослужители (карты, онаеҥ), как хранители народных традиций и обычаев, должны вести пропаганду национального имянаречения, обучения детей родному языку и поддерживать молодые семьи в этом намерении. Также, картам и активистам необходимо показывать это на своем личном примере.

Скорее всего, немногие взрослые люди (в том числе и священнослужители) могут так сразу написать заявление в ЗАГС о смене своего нынешнего имени на традиционное марийское. Тем не менее, к этому надо стремиться. А для начала можно выбрать и закрепить за собой духовное марийское имя, пусть пока что и недокументально.


3. Марийские кладбища и традиционные похоронные обряды

Рано или поздно каждый человек, независимо от его веры и мировозрения сталкивается со смертью и уходит в иной мир. И тогда соблюдение погребальных традиций и похоронных обрядов, в соответствии его религиозной принадлежностью, становится особо важным. Религиозные традиции складывались веками. А обряды погребения в разных конфессиях обладают особенностями.

А что же в настоящее происходит в марийской среде? Чтобы понять, приведем типичный пример. Вот жил человек, всю жизнь придерживался веры и традиций предков, ходил молиться в священную рощу, уважал свой род и окружающий мир. Пришло время, он умер и похоронили его в православном (либо общем) кладбище, и поставили православный крест на могиле. Даже не пригласили карта, чтобы проводил в последний путь в соответствии с марийскими традициями и похоронными молитвами. Как думаете, найдет после этого его душа покой? Не будет ли мучаться под чуждым для него религиозным знаменем (похоронным крестом)? А такие случаи, к сожалению, совсем нередки.

По имеющимся данным, на данный момент в Республике Марий Эл официально всего одно или два кладбища, где хоронят людей, придерживающихся традиционной марийской веры.

Исходя из этого, есть необходимость в создании официальных марийских кладбищ и решении вопроса с утверждением обязательного похоронного обряда по марийским традиционным обычаям. Для правильного соблюдения всех погребальных и поминальных обрядов участие картов в похоронах весьма желательно.

chimari_shage


4. Необходимость работы марийских картов с призывниками, военнослужащими и осужденными

Армия и силовые структуры

Когда юноши уходят в армию или когда сотрудники силовых структур уезжают в служебно-боевые командировки – их провожают и благословляют православные священники и мусульманские муллы. А придерживающиеся марийской веры военнослужащие остаются либо без благословения, либо вынуждены обращаться к православному священнику или же к мусульманскому имаму.

Многие призывники и военнослужащие при этом испытывают ощущение обделенности, ненужности или даже чувство неполноценности. Это в дальнейшем может вызвать психологическую травму, что в экстремальных условиях чревато тяжелыми последствиями.

Места лишения свободы

Никто не идеален. Каждый постигает мудрость и жизненный опыт через разные ситуации, в том числе и совершенные ошибки.

И приверженцы марийской веры также совершают ошибки и вместе с другими попадают в места лишения свободы. В местах заключения многие люди начинают задумываться о Боге, либо начинают глубже изучать традиции и учения той веры, которой придерживались ранее. Некоторые принимают чужую веру.

Так или иначе, в сфере отправления религиозных надобностей заключенные находятся в неравных условиях. К примеру, для заключенных мусульман и православных христиан (а в некоторых регионах и для буддистов) все условия созданы: есть молельные комнаты, есть священнослужители, которые навещают своих подопечных в СИЗО или других учреждениях системы исполнения наказаний. Приверженцы марийской веры обделены и тут. Они не имеют возможности покаяться перед священнослужителем своей веры или получить духовную поддержку.

Исходя из вышеизложенного, есть необходимость установить контакт с военными комиссариатами, органами правопорядка и учреждениями исполнения наказаний, чтобы при необходимости провести работу с военнослужащими и осужденными.

************

Мы будем надеяться, что данный обзор поднятых вопросов будет одинаково хорошо и продуктивно воспринят как марийским духовенством, так и активистам, неравнодушными к традициям и вере своего народа.

МАК (марийский аналитический клуб)

34 комментария

Filed under Статьи

34 responses to “Предложения и рекомендации для активистов и организаций Марийской традиционной веры

  1. Я считаю, чтобы возродить МТР, вначале чтобы его признали официальной верой в России. Без этого РПЦ будет продолжать борьбу за уничтожение МТР. А это вкрайне недопустимо. И еще священные места КУСОТО должны быть священными и неприкосновенными и наравне с церквями должны быть под охраной государства. И еще лучше кусото должны быть в собственности общины МТР.

    • Аноним

      Чтобы произошло признание марийской веры необходимо заявить себя не на уровне России, а на международном уровне. Чиновникам РФ по барабану, имеются общины марийской веры, или нет. Повторюсь, следует направить письмо в Казахстан.
      VII Съезд лидеров мировых религий
      https://ru.sputniknews.kz/trend/congress_world_religions/

      СЪЕЗД ЛИДЕРОВ МИРОВЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ
      https://www.akorda.kz/ru/national_projects/sezd-religii-2012_1338973130

      Секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям принял участие в заседании Рабочей группы Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане
      http://www.patriarchia.ru/db/text/5500771.html
      VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий решено провести 15-16 июня 2021 года в Нур-Султане, а следующее заседание Рабочей группы и XIX заседание Секретариата Съезда — 2-3 июня 2020 года.
      ВОТ К ЭТОЙ ДАТЕ 2-3 июня 2020 года НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ ПИСЬМО В АДРЕС РАБОЧЕЙ ГРУППЫ НА ПРЕДМЕТ ВКЛЮЧЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАРИЙСКОЙ ВЕРЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ НА СЪЕЗДЕ В КАЧЕСТВЕ ГОСТЕЙ. ЧТО МЕШАЕТ ОСУЩЕСТВИТЬ ТАКИЕ ДЕЙСТВИЯ? ПОВТОРЮСЬ, ТАКОГО РОДА ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЫЛО ОТПРАВЛЕНО В АДРЕС БЫВШЕГО ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛА КАЗАХСТАНА В ТАТАРСТАНЕ Тукумову Еркин Валитхановичу. В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ОН ОБЕЩАЛ ПОМОЧЬ. ДЕЙСТВУЙТЕ. ЧЕРЕЗ ЭТО МАРИЙСКАЯ ВЕРА ПОЛУЧИТ ПРИЗНАНИЕ НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ. СООТВЕТСТВЕННО ВСЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОВОДИМЫЕ ОБЩИНАМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (МАРИЙ ЭЛ), БУДУТ РЕШАТЬСЯ БОЛЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНО.

      • Аноним

        В дополнении к комментарию. В случае отказа представителей МТР по Республике Марий, подготовить такого рода письмо, предлагаю подготовить письма от имени общин марийской веры, территориально расположенных в других регионах России. Уверен, в любом случае последует приглашение на съезд.

  2. Александр

    100% поддерживаю !!!

  3. Я слышал и не раз одного самоназначенного карта и к тому же он сам себя называет Верховным картом РТ. Вы бы слышали какую чушь он несет, это вообще ни на что не похоже. Особенность его речи заключается в самовосхвалении и словосочетание высоких слов вкупе с непонятными для марийского народа словами иностранного или применяемые чиновниками для задуривания народа словами. Его можно понять, он везде подчеркивает, что он кандидат педагогических наук, только как так возможно с ярых коммунистов с должности партийного организатора в священнослужители. Возрождение МТР надо начинать с очистки рядов священнослужителей этих горе картов, которые быстро сменили окрас и подались в религию. Без этого возрождение МТР невозможно.

  4. Александр Зенкин

    Вот это перл мысли неких аналитиков! Ничего ещё более ничтожного, бредового здесь не читал, да ещё и написанного чуть ли не в форме инструкции! Кто такое сочинил? Два три зернышка истины среди даже не плевела, а дебрей оскорбительного невежества! Так, нашим верующим комнатки нужны в учреждениях исполнения наказаний?! Ну-ну! Необходимость взаимодействия с силовыми структурами? Кто это написал? Вы даже и не провокаторы! Вы… даже не знаю, как таких сочинителей и назвать. И этот материал ещё одобрили какие-то там наши карты? Чего они стоят спиной?! Хотя бы показали их в профиль, что ли! Иль стыдно перед ними же? Иль кто-то продуманно позаботился о таком именно фото? Что ж, в этом и вправду есть смысл! М-да! Придётся ещё раз вам написать, кто такой карт и в чём суть нашей прекрасной веры и религии! А то тут договоритесь! Позорники!

    • Аноним

      Зенкин, ты смешон.Уйди,не позорься.

      • Аноним

        Читать умеете: «Данный материал разрешен для использования марийскими священнослужителями, активистами и учеными во благо марийского народа». Предполагаю, раз разрешён для использования, то разрешён и для критики? Неужели вы себя считаете «последней инстанцией»?

    • Аноним

      Зенкин ты умного всеравно ничего не напишешь, не знаю кто читает твою бредятину кроме тебя самого и подобные тебе.

      • Аноним

        Интересно, как вы определили комментарий Зенкина никчемным, если не прочитали? Или всё же прочитали? Странно?

  5. Самут

    Оҥай шономаш. Пеш кӱлешан йодыш-влак, жаплан келшен толеш. Пырля каҥашен чыла раш ышташ лиеш. Карт кугузалан калык коклаште кумдарак рашемдыме пашам намийман, тунам лектышжат поро лиеш

  6. Аноним

    Все четко написано. Согласен с авторами статьи.

    • Аноним

      Если не сказать больше, подозрительно чётко. Текст надеюсь согласовали в Министерстве культуры?

      • Аноним

        Берите выше. Согласовано с самой небесной канцелярией. Ваше Минкультуры-просто сборище недоумков)

        • Аноним

          Хотите открою секрет. Небесная канцелярия не согласовывает письменные фантазии людей. И даже людей назвавшие себя МАГа МИ. Небесная канцелярия лишь чётко контролирует произнесённые вслух слова. Чтобы убедиться в правоте данного утверждения, вспомните каким образом Карт передаёт знания проведения кумалтыш. Всё письменные материалы, касаемо деятельности религиозных организаций, как правило, согласовывают в патриархате РПЦ.
          Вы пытаетесь выдать желаемое за действительное.

      • Аноним

        Иш как желчь то выпирает, смотри не захлебнись своей рвотине.

        • Аноним

          Не знаю по отношению к кому данная реплика, но лично сам не обнаружил, чтобы у кого-то наблюдались рвотные позывы.

  7. Илья Бирский

    В Бирском регионе Башкирии похороны совершаются только по древним марийским обычаям. Иных обрядов среди бирских мари нет — ни гражданских, ни христианских. В Мишкино, например, марийское кладбище находится отдельно. В 50-е годы Байдимиров Сайпуш, коренной бирянин, мой родственник, собирал подписи мари, проживающих в Бирске, чтобы открыть отдельное кладбище в Бирске для мари. Ему отказали на том основании, что якобы он собрал недостаточно подписей. Сейчас в Бирске отдельное кладбище только у мусульман. Все остальные хоронят своих умерших в общем кладбище вперемежку — марийские, христианские и захороненные «по-граждански» соседствуют. При желании марийцам могут марийцам выделить отдельный угол в этом кладбище хоть сейчас. Также могу заметить, что верующим марийской религии желательно избегать беспричинных вскрытий трупов умерших. Этого надо добиваться совместно с верующими других религий, так как это противоречит канонам большинства религий. Ведь что получается — похоронное дело ушлые бизнесмены во многих местах превратили просто в бизнес и наживаются на горе родственников умершего. Даже в моргах нахальная обираловка процветает. О морально-нравственном аспекте отношения к трупам умерших в этих заведениях говорить не приходится — работники этих «экспертиз». которые проводятся в большинстве случаев без всякой необходимости, просто беспардонные циники и любят поиздеваться над трупами. Видел случаи, когда эти работнички надменно хихикали над убитыми горем родственниками умерших, или были пьяны… В Бирске в 90-е умерших одиноких людей просто зарывали в землю без ничего, без гроба, а выделенные государством на похороны деньги присваивали. Так были похоронены в том числе несколько одиноких марийской национальности. Одного одинокого человека, члена Марий ушем Бирска, в последний момент успели добиться нормальных похорон в гробу. А была бы сильной община марийской традиционной веры, все члены общины были бы под опекой и могли бы рассчитывать на человеческое отношение, по марийским обычаям, даже после смерти.

  8. Илья Бирский

    О храмах марийской веры.
    Мои исторические изыскания привели к выводу, что у раннесредневековых марийцев были и храмы, где они молились. В крупных раннесредневековых городах были и каменные храмы, в поселениях поменьше были деревянные храмы. Как известно. средневековые марийские княжества входили в состав Волжской Булгарии как союзнические территории и провинции Булгарии. Само слово Булгария — не что иное, как «сторона, или страна аров — ариев». «Бул» — это западномарийское произношение марийского слова «вел» — «сторона, страна». Западномарийские земли, простиравшиеся до Смоленщины, входили в состав Вожской Булгарии («Марий-Вел»(«Арий-Вел»)). В булгарском городе, то есть фактически в марийском городе, названном после завоевания крестоносцами Владимиром, есть древние, ещё булгарской поры церкви. Эти здания раньше к христианству не имели никакого отношения, то есть это были древнемарийские храмы, построенные булгарскими мастерами. В них не было алтарей и прочих элементов. неоходимых в христианских храмах. В них элементы украшений чисто языческие. То есть эти здания были захвачены крестоносцами и приспособлены под христианские храмы, по-возможности были перестроены. Но основной архитектурный стиль сохранился с дохристианской. булгарской эпхи. Поэтому православный русский архитектурный стиль совершенно иной, не византийский, то есть это булгарский. древнемарийский стиль. Также и в древнемарийской республике, названной крестоносцами после колонизации сначала Великим Новгородом. затем Ярославлем, в древних храмах были чисто языческие. древнемарийские фрески. Они были изрублены христианами после того, как они их захватили и превратили в христианские церкви. В центральной части Булгарии, как гласит булгарская летопись, в строительстве каменных храмов также принимали участие марийцы. К сожалению, эти храмы в Биляре, Булгаре и в других частях центральной Булгарии не сохранились, они были полностью уничтожены крестоносцами, которых современные лжеисторики-фальсификаторы называют «монгол-татарами». Таким образом, у мари богатая древняя традиция строительства и использования храмов своей веры. Да, крестоносцы-русы отобрали древние храмы у мари, но ведь мы ещё есть, и память наша жива, и мы можем возродиться даже из пепла, стоит только захотеть.
    В 90-е годы в Бирске я поднимал вопрос о передаче марийцам пустующего здания инородческой церкви, превращённой в склад. Христиане тотчас подняли вой и отобрали здание себе, а восстановили свои церкви в Бирске в том числе за счёт бюджетных денег. Нынче так называемая «культурная автономия марийцев» Бирска, возглавляемая хирургом Ибашевым, совершенно не печётся о сохранении марийской веры. Они бездействуют по всем направлениям. Есть небольшая надежда на то, что в создаваемом в Мишкино марийском историко-культурном центре будет предусмотрено помещение для марийских обрядов и богослужений.

  9. Аноним

    Хорошая статья,все по полочкам. Заставляет задумываться.Приятно видеть,что среди марийцев есть мыслящие люди. Не все превратились в васютиных,мочаевых и прочих дармоедов и вредителей.

    • Аноним

      Как бы парадоксальным не выглядело, но вредители просто необходимы. В процессе борьбы с вредителями определяются наиболее эффективные методы, применение которых, в конечном итоге, позволяет получить хороший результат.

    • Аноним

      Статья замечательная, но тут А Зенкин раскритиковал, ну понятно не он написал его обошли, видимо Зенкин больше знает как карты должны стоять во время моления.

  10. Аноним

    ставлю плюс статье

  11. Зенкин прав

    Зенкин праа.

    • Аноним

      Ну да, сам себе Зенкин сказал, «я всеравно прав», флаг тебе в руки )))

  12. Аноним

    Извини, это не Зенкин сказал.
    Это сказал друг Зенкина.
    Но я с Зенкиным не согласен. Он не онаен, поэтому ему лучше обходить такие вопросы.
    В его школу любомудров мы не суемся. Просто принимаем камк информацию.

  13. Алевтина великая и прозорливая

    Зенкин прав, о мой друг и я с ним не согласен! Класс!

  14. Pingback: О картах и прекрасной марийской религии | MariUver

  15. Радыгин А.И.

    Еще раз перечитал этот материал, подготовленный неким марийским аналитическим клубом,, хотелось бы познакомиться поближе. Начало работы по формированию федеральной общины марийской традиционной религии требует максимальной консолидации сторонников и уважительного отношения к мнению каждого.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ