Зачем марийцам переходить на мертвый язык

Rodnik_Kuzhenerski_rajon

На марийском языке разговаривают лесные роднички.

Перепись населения России 2010-го года показывает, что уже третья часть марийцев не знает своего родного марийского языка. Большинство из них родным считает русский язык. Почему же? Чем же не угодил этим людям, марийцам по национальности, марийский язык?

Ученые говорят о пользе билингвизма и доказывают, что тот, кто знает два и больше языков, тот умнее и успешнее в жизни, т.к. развивается интеллект ребенка. Несмотря на явную выгоду знания нескольких языков, у марийцев и у других финно-угорских народов присутствует стремление научить своего ребенка только русскому языку. Т.е. марийцы отказываются от своего языка в пользу русского языка? Есть ли серьезная причина для этого? И каков марийский язык на самом деле и чем отличается от русского, татарского и чувашского языков, на которые марийцы переходят в настоящее время или переходили в прошлом? Когда и где возникают языки, на которых говорят разные народы?

Вот для этого мы попытаемся заглянуть вглубь веков, в прошлое народов и стран. Завесу над тайной возникновения языков может приоткрыть эпоха Великих географических открытий, когда ученые Старого Света занялись изучением вновь открытых стран и континентов. Бесчисленное множество открытий были сделаны в это время учеными, хлынувшими во вновь открытые континенты и страны. Вот примерно, как это происходило.

Далекая и таинственная страна. Тут живут дикари. Кажется, ведь так называли европейцы туземцев на других континентах? Сегодня была удачная охота, и все жители деревни вечером отмечают такое событие. Горит большой костер, и туземцы пляшут вокруг костра. Тут же находятся европейские ученые: они изучают обычаи, верования и языки племен населяющих вновь открытые страны. Вдоволь набегались маленькие дети, натанцевались женщины, а ученые получили массу интересных сюжетов и кадров.

Но вот начинается кульминация (главное событие) вечера (появляются виновники торжества) — появляются охотники и они покажут сцену охоты. Начинается представление. Вот они идут гуськом к месту охоты и каждый из них в маскировочной форме. Надо подойти к жертве поближе, чтобы можно было поразить копьем или выстрелом из лука. Какая же маскировочная форма у охотников? Да, самая простая и самая верная: они надевали одежду такую, которая максимально похожа формой и цветом на жертву. Такой одеждой часто являлась высушенная шкура убитого подобного животного. Часть охотников напоминали таких животных и птиц, которые не опасны для жертвы, и они частенько вместе пасутся. К тому же еще охотники копируют движения и издают крики жертвы. Например, так охотились аборигены Австралии на страусов.

Ученые наблюдали такие сцены охоты вокруг костров на многих континентах и на далеких островах, и пришли к выводу, что танцы современных европейских народов – это отголоски танцев вокруг костра тех времен, когда эти европейские народы жили первобытнообщинным строем. И эти танцы напоминают движения и прыжки тех животных, среди которых они жили и на которых охотились.

А язык народа – это звуки и голоса тех животных и птиц, среди которых этот народ жил. Наглядный пример, и подтверждение такого вывода показывают арабы и арабский язык. Арабы – кочевники пустыни. Орнамент арабов и даже письменность – арабская вязь – это плавные движения барханов на ветру, или следы змей на песке. А язык гортанный, в нем явно слышится утробный рев верблюдов.

А каков марийский язык и где он появился? Звуки какой местности и каких животных нам напоминают звуки марийской разговорной речи? Орнамент крестиком явно указывает на форму иголочек наших елочек и сосенок и на следы лесных тетерок и куропаток, а народные пляски указывают на наших простых лесных зверей. Не увидишь там прыжков леопарда, тигра или кенгуру, обезьяньих выкрутасов и взмахов крокодильих хвостов. А в марийском языке мы слышим нежные голоса и веселые трели наших лесных пташек. На марийском языке поют кукушки и разговаривают лесные роднички.

Представители других народов отмечают мягкость языка, некоторым людям кажется, что марийцы не разговаривают, а поют колыбельную. А самый мягкий и самый нежный из всех марийских диалектов – это язык горных марийцев. Они не разговаривают, а поют. И если вы отправитесь от Нижнего Новгорода и до Казани по правой стороне Волги, вам в пути в районе Козьмодемьянска встретятся добрые люди в белых одеждах и с вами заговорят нежно так, как будто признаются в любви – это горные марийцы. У них очень нежный, красивый и певучий язык. Но их мало осталось, все они перешли на чужой язык.

Если вы еще дальше пойдете в направлении Казани, и в районе Чебоксар с вами заговорит человек тоже в белой одежде, с такой же наружностью, но говорит так, как будто с вами пытается заговорить верблюд, то это чуваш. У них тюркский язык, язык кочевников пустыни и степей. Какая страшная беда, ужасная трагедия заставила горных марийцев перейти на язык кочевников?!

Но сейчас перед марийцами другая беда. Уже процентов тридцать марийцев не знает своего родного языка – все они перешли на русский язык. И каков русский язык, и чем отличается от марийского? Где появился, языком какой местности разговаривают русские люди? Толком никто не знает, а ученые называют разные местности. Но все в один голос говорят, что очень далеко где-то на юге, вероятнее всего, в Передней Азии.

Т.е. в таком случае, во-первых, русский язык оторвался от своей родины и теперь скитается по миру как оторванный листок дерева, не получая никакой живительной поддержки от материнского дерева. Во-вторых, для средней лесной полосы России – это чуждый язык и природа лесной полосы рано или поздно отторгнет от себя этот чуждый язык. Пусть это будет через сто лет или через тысячу, но она избавится от этого чужеродного языка. Таков закон природы. Т.е. русский язык – умирающий, бесперспективный, почти мертвый язык? Еще носителей миллионы, как сухих листьев в осеннем лесу, но все они говорят на мертвом языке? У такого языка нет будущего. Зачем марийцам переходить на такой умирающий язык?

Наши леса и русский народ не понимают друг друга. Для наших лесов этот народ чуждый. Для нашей природы этот народ чуждый. Этот чуждый народ молится своим богам в своих домах. Марийцы молятся богам в своих Священных Рощах и для них любой участок леса священный, и любое дерево священно. Зачем переходить на язык народа, для которого священны чуждые нам деревья? Кто здесь слышал о ветках митры, которых они называют священными? Пусть возвращаются туда, откуда прибыли и поклоняются своей священной митре. Зачем марийцам переходить на язык народа, для которого священны чуждые незнакомые нам деревья?

Русский язык как сухой лист неведомого нам дерева без жизни, без цвета, без жизненной силы. Зачем марийцам переходить на этот безжизненный язык?

Есть русско-марийские словари. Но только словарь не точный и не может быть таким,т.к. марийские слова не переведешь. Нет соответствия марийским словам в русском языке. Попробуйте, переведите «Ошвичыжат-ошйӱксыжат». Нет таких слов и нет таких понятии, даже намеков подобных. Разве только А.С.Пушкин смог бы подобрать какие- то слова, написав поэму. Бедный язык! «Этот убогий и клоачный русский язык!» — так охарактеризовал русский язык профессор Московского университета доктор филологических наук Гасан Гусейнов. Зачем переходить на этот бедный, сухой, канцелярский язык, на котором самые лучшие слова – это матерные?

Можно ли перевести марийские слова на русский? Перевод марийских слов на русский – это попытка раскрасить яркую цветную радугу черным карандашом.

Марийский язык полон силы, жизни, энергии. Полон божественной энергии, таинственного волшебства, полон чарующей музыки. Каждый мариец — поэт, музыкант, волшебник.

Русские живут в двумерном мире, видят все в черно-белом цвете. А марийский мир многомерный – волшебный, и мир этот разноцветный – радужный. Зачем переходить на русский язык и жить в бедном двумерном и черно-белом мире?

Марийский бог – Ош Поро Кугу Юмо – Великий Белый Добрый Бог – живой и светлый бог. А, русский христианский бог умер две тыс. лет назад. Зачем переходить на язык народа, чей бог мертв?

В. Гакс

84 комментария

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

84 responses to “Зачем марийцам переходить на мертвый язык

  1. Юмо Эл

    Древние тюрки, монголы, угро-финны обращались в своих молитвах к одному доброму богу: Умай, Юмо, Jumala. Сравните солярный квадрат мари и древнетюркскую руну, обозначающую звук [м]:
    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Old_Turkic_letter_M.svg
    Да и колпак на голове марийский қарт, по всей видимости, носит неслучайно. Колпак — это гордость хакасов (тадар), казахов, кыргызов, узбеков. А язык марийский, как, между прочим, и все языки угрофинской группы, очень даже похож на языки тюркские и монгольские. Родство угро-финских и тюрко-монгольских языков отмечал и финский исследователь Кастрен М.А. ещё в 19 веке.

  2. Взявшему псевдоним - послушай

  3. Бесерман - житель опушки в лесу?

    Басурманин.
    Басу — поле. Үрү — плести, үрмә — плетёный, урман — лес.
    Мән — человек (тюрк.).

  4. У России есть будущее?

    Впасть в очередной в тоталитарный режим?
    Это как бесконечное хождению по аду!

    А язык лучше сохранить так на всякий случай, вдруг пригодится! (ещё не вечер) Для настоящего марийца это вообще не вопрос!
    Все равно что задать вопрос «а нужны ли марийцы вообще»
    И у кого такие мысли?

  5. Ненецкий бог Нум

    Существуют и арктические пустыни, тундра. Оленей разводят, говорят, там.
    Слово «тундра» заимств. из фин. tunturi «высокая безлесная гора» или саам. к. tundar, tuoddar «гора», саам. норв. duoddâr «широкая гора без леса»; зап.-тунг. dundrа «земля», эвен. dunrẹ «тайга»; манси tunrä, якутск. tūndara [Фасмер].

  6. Тоғай = ото

    Или тайга, кӱсото.
    Слово «тайга» заимств. из алт., тел., леб., шорск., саг. taiɣa «скалистые горы», ойр. taika. Он, Радлов, считает первоисточником монг. и родственным тур. dаɣ «гора», татар. tаu – то же [Фасмер].

  7. Фраки, траки, турки

    Деление на «горных людей» и луговых черемисов произошло в XVI веке. Также, как и деление на мокшу и эрзю, чувашей и татар, «вотяков» (северных удмуртов) и удмуртов (южных, арских, удмуртов). Очень много фальсификаций в среде историков, продвигающих булгарскую теорию, начиная с определения этнической принадлежности волжских булгар. К слову, современные болгарские исследователи относят себя к фракийцам (по-болгарски «фраки» есть «траки»).

  8. Аноним

    Замыкаться в «заповеднике» — это для мари не совсем верно, поскольку историческая родина мари не ограничена границами Марий Эл. Есть и те мари, которые целыми семьями переселялись на восток, к братским тюркским народам, к тем же татарам, башкортам. Наверное, неслучайно, многих неугодных мари в советское время стремились с родных мест выселить в Казахстан.

  9. Благородные рыцари всех времён. Бир Тэнгри

    С времён Римской империи (Византии) повелось стравливать народы между собой. «Divide et impera» — гласит известный афоризм. Гунны (варвары) разгромили Рим, а турки-сельджуки Византию с их рабовладельческими порядками. Монголы также были носителями свободы.

  10. Алевтина великая и прозорливая

    Очень интересно, хвалим марийский, еще и горный, на языке, который для вас мертвый? Кто вы, перевертыш?

    • Марган

      Кто говорит о горном марийском, хвалит его? Вопрос о тюрко-монгольских языках вообще, в том числе чувашского, и родственности тюркским и монгольским языкам финно-угорских, в том числе марийского. Да, многие из чувашей стали перевёртышами. Но помимо чувашей есть целая Арда других тюркских и монгольских народов. Чуваш не характеризует всю народную массу тюрко- и монголоязычных людей. Часть «нацменов» пишут на русском, потому что родных языков не было возможности изучить в детстве. Нужно разговаривать с кем-то, чтобы по-настоящему владеть языком. И не у всех людей есть способности к изучению языков, да и не только.

  11. "Чем же не угодил этим людям, марийцам по национальности, марийский язык ?"

    Бесконечное переведение стрелок на «сам виноватый» марийский народ, который отказывается, глупый, от «полного сил, жизни, божественной энергии, таинственного (как без божественного, без таинственного-то ?) ВОЛШЕБСТВА, чарующей музыки…» родного языка !

    С таким усыпительным прекраснодушием, восторженным идиотизмом языки не выживают, не выживают и народы, носители этих языков.
    В такой постановке вопроса «чем не угодил»- типичное проявление пост-колониального синдрома. Об этом свидетельствует история многих поколений многих народов, живущих, а ещё значительно больше — отошедших в вечность, исчезнувших с лица Земли.
    Прослезился, умиляясь «орнаментом крестиком (что) указывает на…следы лесных тетерок и куропаток, а народные пляски на наших ПРОСТЫХ (и конечно же, СКРОМНЫХ…) лесных зверей» (а куда же пропали волки, медведи мари чодра?), а не «прыжков леопардов, тигра … обезьяньих выкрутасов и взмахов крокодильих хвостов. А в марийском языке мы слышим НЕЖНЫЕ голоса и ВЕСЁЛЫЕ трели наших лесных ПТАШЕК… марийцы НЕ ГОВОРЯТ, А ПОЮТ КОЛЫБЕЛЬНУЮ… а самый МЯГКИЙ и самый НЕЖНЫЙ из всех марийских диалектов — язык ГОРНЫХ марийцев». Почему именно горных такой и нежный, и красивый, и певучий ? — спросите Вы. А потому что горных мари… «мало осталось, ВСЕ ОНИ перешли на чужой язык»… Следовательно их и надо пожалеть… Пожалеть марийцев-куропаток, тетерок. Ну не лесных же хищников! Хищник — Большой Брат… (кстати, вотяки себя сравнивали с куропатками). Ничего не изменилось, вчерашний советский народ мари остаётся по-прежнему, как и встарь —
    в «братской семье инородцев» — народом-куропаткой.
    Казалось бы причинно-следственные связи — на поверхности лежат:
    бесправный народ, лишенный возможности самоуправления на «своей» земле не может иметь сугубых языковых прав — только плясово-песенных (поэтому и марийский язык «такой нежный и певучий», но говорить на нём незачем…) и может быть соответственно только народом-тетеревом….
    Казалось бы — на поверхности: «каковы государственное устройство, государственная политика, такова и ситуация: правовая, социально-экономическая, образовательная, культурная, языковая…
    Не случайно с такой постановкой, «сам виноват», вот Вам и специфическая реакция — испражнения в этимологии языков, истории глубокой древности. Все тут языковеды, историки. Все специалисты.

    Вот Вам ещё один взывающий/призывающий маг-чародей В. Гакс (Зенкин пока отдыхает..)

    • Аноним

      Правильнее следует сказать не «народом-тетеревом», а «народом-глухарём». И что любопытно, эти пернатые перестают слушать других, когда упражняются в красноречии.

    • Историю пишут победители, взявший псевдоним

      Интересно, когда появилось словосочетание «горные марийцы»? Чем этот троянский конь, придуманный «заслуженными» историками, выделяется от остальных? какое они имеет особое, привилегированное право? И могут ли жители здешних мест быть горными, когда кругом одна равнина?

    • Ничего ты не понимаешь в плотничестве

      Ватка — всего лишь название одного из удмуртских племён. Уад — бобёр (удм.), а не куропатка, тетерев, глухарь.

  12. не "народ-тетерев", а "народ-глухарь"

    Но это следствие того, что определяется «постколониализмом», «постколониальным состоянием», «постколониальным/посттравматическим синдромом» с обращением к «постколониальному дискурсу» (наберите в гугле) — как междисциплинарному направлению исследований . Я только проиллюстрирую то, что известно, что определяется в отношении каких-угодно пост-колониальных народов.

    Обозначу этот сюжет «Белый Барс», вспоминая известного нам Акпарса. Что любопытно:
    под татарами (период Казанского ханства — Лена нервно покусывает губы…) возможны были имена, подобные имени горно-марийского князя (тат. заимствование: барс — мар. парс — лат. felis pardus).
    Под русскими — это уже невозможно. Мари («муж, мужчина») это уже представитель исключительно «пернатого» народа и язык его — «весёлые трели лесных пташек», в сопровождении «разговоров лесного ручейка»…
    Трогательно. Однако. Куда подевались в мари чодра: пире, маска (если парс «чужим» стал), не говоря уж о маскам вуден коштшо енг; маска сонарзе ? Они стали уже «русскими» — в мари чодра ?
    Горно-марийский «хищник», князь Акпарс поддался под руку Большого Царя, ставшего двуглавым пернатым хищником (явно, не куропаткой) и вот Вам, с тех пор мари превратились в один из подвидов… простых и скромных пернатых. Даже в словарях мар. яз-ка. нет этого тюрк. заимствования ПАРС…
    Выходит, что только мари вате (Лена, к примеру…) во гневе подобна акпарсу, но не мари? У мари — птичьи норов и язык? И Вы считаете это правдоподобным? Но это же противоестественно…
    Увлекаетесь идеологическим порицанием европейских геев (свои скромны и попрятались), а мари с птичьим норовом это ЧТО? —
    в прямом и переносном значении?..
    «Неправда», — подозревают в Кремле… А мари-пропагандисты уверяют «правда! правда! — пташки мы, певчие!».
    Сохранилось в марийском языке лишь тюрк. заимствование ПАТЫР (батыр) с памятью о князе Акпатыр. Но слово «богатырь», «силач» в марий. языке как бы уже скукожилось до «борца в состязаниях» (Этимолог. словарь мар. языка. В.Вершинина) и приобрело скромное значение силача для театральных представлений. Это уже не народный герой-защитник. А режиссёр марийского театра Алексей Ямаев и соответствующее мнение имеет: «Не могу сказать, что национальное самосознание — самое главное». И спектакль, режиссируемый им, «не даёт ответов» на вопросы. «Но вопрос-то можно задать?», позволить себе такое, — спрашивает режиссёр… Для марийского интеллигента, в первом поколении, какая разница, какое национальное сознание у народа мари?
    Казах Джанибек Сулеев размышляет о «теневой стороне казахов» в суверенном Казахстане, за что его не любят казахи, не утруждающие себя таким занятием, с лёгкостью провозглашающие «действовать надо!», правда не зная как.
    Отдельные представители казахской элиты раздумывают над тем. что в Казахстане «противоречий много и они продолжают усугубляться… И сейчас ГЛАВНЫЙ ВОПРОС — чем мы встретим все вызовы времени?».
    О чём думает марийская элита? — о «мягкости горно-марийского языка»? «нежных голосах и весёлых трелях…» да носителях этого языка, подобных «лесным ава кудыр, ирмузо?
    Джанибек, размышляя над тем, «каких идолов придётся «валить» казахской нации, чтобы обрести самое себя», обращает внимание на проблему — «казахское общественное мнение, формирует совковая, просто быстро перекрасившаяся в патриотические тона, этнокультурная интеллигенция», т.е. интеллигенция, не имеющая представления о путях формирования нации, управления современным государством…
    «Никто не призывает отказаться от наследия предков, — продолжает он, — но по многим позициям пора провести ревизию, а на основе полученных данных, и МОДЕРНИЗАЦИЮ. Необходимо КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ». Гуманитарная же интеллигенция, казахская, «попросту давно уже БРЕДИТ» прошлым, не имея ни малейшего представления о перспективах будущего. Поэтому «нужны новые люди, незашоренные, банально выражаясь,..» Надежда у казаха на «поколение не видевшее Союза, не жившее при Союзе». В Казахстане, свидетельствует Джанибек, оно подрастает. Ещё не вечер. А в Мари Эл?
    Ведь проблемы казахов общи проблемам всех коренных народов России… И дело ведь не только и не столько в том, что РМЭ — автономия, утрачивающая свою автономию, а Казахстан — государство СНГ.

    • Аноним

      Акпарс, как и Ермак, — взятый псевдоним. Настоящее имя «Акпарса» было другое.

    • Барыс, бару

      Слово «барс» заимств. из туркм., хивинск., др.-тюрк., уйг. bars «тигр, пантера, рысь» [Фасмер].

    • Бай гәүдә ир

      Слово «богатырь» заимств. из др.-тюрк. *baɣatur (откуда и венг. bátor «смелый»), дунайско-булг. bagatour, тур., чагат. batur «смелый, военачальник», шор. paɣattyr «герой», монг. bagatur, калм. bātr̥ [Фасмер].

    • Большой Тюрбан пал в 1552 году

      Ты как-то забыл упомянуть про героев трёх кровопролитных черемисских войн, продолжавшихся на протяжении 30 лет после падения ханской власти в Казани, в которой, по большей части, принимали участие остатки казанских татар, уцелевшие арские удмурты и луговые черемисы в ожесточённых боях против опричных войск… Там, на «горной стороне», тоже были несогласные, но про которых почему-то упорно не говорят… И, если смотреть историю в дальнейшем, то именно луговые черемисы (мари), большая часть марийского этноса, удосуживались высоких наград и званий во всех дальнейших русских и советских войнах.

      • в истории марийцев есть маленький грешок!

        Надо всегда быть личностью и всегда защищать свои интересы!
        Это просто закон!
        Ну у марийцев вот так!
        Стелились под татар вплоть до того!!!!!!!
        Что самим татарам это государство НЕ НАДО!
        А марийцам зачем то надо было татарское государство?
        Опять же гнобили своих, защищая «татар»
        Или опять очень современная история слетятся под коммунистов!!!!!????
        ГЛАВНЫМИ УНИЧТОЖИТЕЛЯМИ МАРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ !!!!
        Абсолютно ВСЕ народы отвернулись от этого мнимого «СЧАСТЬЯ»???
        Нет опять марийцы за своё давай мы будем до последней капли мар.народа защищать коммунизм-фашизм.
        Ни ума ни фантазии! (из детства)

        • Не тебе осуждать, "счастливый" при любой власти

          Грех стоять и смотреть на беспредел и предательство, наверное… И не ты ли гнал на фронт марийских «врагов народа» искупить свою якобы вину, когда отец, раскулаченный и репрессированный, нашёл свою смерть в лагерях («за шпионаж в пользу буржуазной Финляндии»), а сын, кавалер неоднократно, вернулся с войны калекой?

          • И не ты ли гнал на фронт марийских «врагов народа» искупить свою якобы вину,

            Откуда такие мысли?
            Вечно что-то вы сочиняете!

            • Репрессии в марийском крае в тридцатые

              • Они (палачи) ещё живы!


                Вот на этом дерьме и стоял вонючий совок!
                Позже когда пришел «гуманный совок» было тоже самое
                только завуалировано, коммунисты на это мастаки!

                • Аноним

                  Существовала целая система карательно-надзирательного, сексотного аппарата. Тех, кто делал карьеру на несчастье других в «амфитеатрах».

              • Казымское неповиновение шаманов

                Шаманов — бурятов, калмыков… — тоже, мягко говоря, не «жаловали» тогда.

  13. Голос Керемета!

    Объявляю Республику Марий Эл свободным государством!
    отныне она не в составе России!
    И наделяю её всеми правомочными силами в рамках государства
    Марий Эл !
    Марийцы вы свободны!
    подпись ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ БОГА внимание! КЕРЕМЕТ!
    Это не шутки товарищи!
    Вообще-то я много раз вам говорил! Керемет не шутит!
    Бог не играет с вами в карты, тем более если с вами разговаривает Бог!
    Эх, вы надо хоть чему то верить!
    И не быть какой-то скотиной!
    В стойло?
    Надо разумно мыслить! Вы такой человек способный мыслить?
    Нужно просто правильно начать, а там мысль разовьётся без вас!
    Керемет! (подпись)

    • Алексей Ротшильд

      Товарищ всех времён и народов. Сможешь ли ты в чём-нибудь убедить марийских НЕСОЗНАТЕЛЬНЫХ бюджетников? Кушать нечего, работы нет, кредитов тьма, а они голосовали 20 лет за единую Россию и их депутатов. Именно несознательных бюджетников. Сознательных бюджетников власть сама не любит. Из-за этого в республике катастрофа, бюджетники всё равно молчат и голосуют за чиновников, но ничего не требуют с чиновников. ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ТРЕБУЮТ! Вот и оказались по развитию позади всей АФРИКИ, с каждым днём идем назад и назад. Это они — несознательные бюджетники во всё виноваты, голосуют за кого-попало. А затем эти, кто-попало с большой скоростью тащат республику НАЗАД. Это большая армия несознательных бюджетников — что с ними делать? Даже Лайд Козлов не смог из-за бюджетников победить на выборах.

      • Голос Керемета!

        Мы (марийцы) не русские! И ЭТИМ ГОРДИМСЯ!
        Вот так!
        Делайте выводы!

    • Аноним

      В таком случае, если не возражаете, начнём с вас. Попытаемся, так сказать, проверить вашу способность разумно мыслить. Вы только не обижайтесь. Ничего лично против Кереметя не имею.
      Объясните пожалуйста о каком свободном государстве вы пытаетесь говорить, о России или Российской Федерации? Согласитесь, написание названия несколько разные. Поясняю, что имею ввиду. У меня на руках на данный момент Паспорт РФ, то есть Паспорт гражданина Российской Федерации. Буквально недавно оформлял зарплатную карту в Сбербанке. Как обычно при получении карты оформляется договор с указанием всех паспортных данных, номер, когда и кем выдан. В договоре указано, что предъявлен Паспорт гражданина Российской Федерации. Но, чуть выше имеются строчки где заполняются Ф.И.О., дата рождения, место рождения, указывается СНИЛС, ИНН, пол и наконец строка в которой указывается гражданство. И вот тут самое интересное. В строке, где указано гражданство записано РОССИЯ. Не гражданство Российская Федерация, а именно РОССИЯ. Сумеете пояснить? Тогда поверю, что вы настоящий Керемет.

  14. Pohjois-Pohojammaalainen

    Привет, я финн, и у меня есть идея, как помочь марийскому народу. Вы должны требовать, чтобы школьное обучение на всех уровнях осуществлялось на марийском языке. Там должны быть марийские университеты и детские сады. Там должны быть марийские учебники. В основном дают марийцам образовательное равенство с русскими. Может быть, вы могли бы лоббировать это в правительстве? А может быть, нам стоит создать в Марий Эл националистическую партию. Вас почти большинство, и с помощью Татар вы можете этого добиться.

    • юмис

      Совершенно верно сказано. В школах пренебрегают обучением марийского языка, даже разговорного.Слушок идет со стороны Минобра, что чуть-чуть надо учить, но администрация школ пренебрегают этим, как бы, указаниям. Для отчёта в школах проводят анкетирование родителей, анонимно, потом говорят, что большинство против. А родителе мягкотелые, со всеми соглашаются, думают «пусть учатся на русском, умнее будут и быстрее приспособятся в обществе». Раньше в деревнях разговаривали только на марийском, а сейчас пол деревни на русском. У марийцев нет национально-патриотического движения и контакты для борьбы в этом направлении с другими народностями финно-угров и тюркоязычных. Ведь такая же проблема надвигается и в других республиках. Случился разговор с татарами, живущими в Марий Эл. Они также жалуются, что дети начинают пренебрегать своим языком и дома разговаривают только на русском.

      • Аноним

        Ну, а теперь озвучьте пожалуйста, что необходимо сделать для того чтобы дети не забывали язык предков, и главное как всё это осуществить?
        Для того чтобы что-то поменять, необходимо изменить отношение властей к малым народам.Теперь задайте себе вопрос, заинтересована ли действующие власти что-либо менять? Потому единственно возможный вариант решения проблемы это смена всей вертикали власти. Вы готовы к этому? Если нет, то и нечего тут болтологией заниматься. Это касается всех кто пытается рассуждает про обучение родному языку.

  15. Аноним

    Без татар у нас лучше получалось.
    Это в стародавние времена.
    Сегодня и татары и националисты не помогут. Тут две разные разницы.
    Саратовские и московские не хря появились. Но как сказала одна мастар кува, дни их сочтены.
    Их прислали на «прикормление», но их оказалось слишком много. Не прокормить.

    • Тадар: шорцы, хакасы, кеты, кумандинцы...

      Кто кого кормит — очень большой вопрос. Ресурсы выкачиваются из Сибири (Сибирь — татарское слово). И сибирские татары — это всё-таки татары!

  16. Аноним

    Марийские татары не такие татары. Их почему-то не уважают..
    Сибирские татары. Интересно, но в 2002 году на одной конференции я встретился с сибирской татаркой, которая сказала, что они, сибирские татары, не признают казанских. Они — совсем другие татары. И языки у них отличаются как Енисей и Волга.
    Ну, если уж всё-таки…
    Один комментатор уже марийцев к татарам причисять не стесняется. Чо уж там говорить. Полно таких прикидочных.

    • Елга

      Сибирские и казанские татары говорят на татарском (тюркском) языке, но на разных диалектах. Вы ошибаетесь насчёт языков.
      Во́лга является преобразованием др.-мар. *Jylɣ, зап.-мар. Jǝ̂l, вост.-мар. Jul, но последнее название объясняется из тюрк. (ср. татар., башк. jylɣa «ручей, река», тат., казах. ǯylɣa, ногайск. ǯylɣa) [Фасмер].
      …Считается, что название реки Лена происходит от эвенкского языка тунгусо-маньчжурской группы. «Елю-Енэ» значит «Большая река».
      Ӧл — сырой, влажный (хакас., шор.). Голын (бурят.-монг.), олус (эвенк.) — река. Ел — древнетюркский корень, обозначающий реку.

    • Энесай, Инесса

      Енисей. Из нганас. Jentajea, энец. Jeddosi, селькуп. N’andesi «Енисей»[Фасмер].
      «Ионесси» — большая вода (эвенк.). Иң, эн — ширина. Су, суғ — вода (татар., тадар).

    • Сибирские татары в Казани

  17. Аноним

    ну вы и даёте. зачем многие представители мари отождествляют себя с татарами? татары — самая смешанная нация. а мари — чистокровные. если уж и переименовывать мари, то только в мерю

    • Аноним

      Никто мари переименовывать не собирается.

    • Аноним

      Не на исчезнувшую мерю, а на maarahvas свой нос держи.

      • Аноним

        в Йошке уже многие отождествляют себя с мерей, говорят мы не мари, а меря

        • Историю пишут победители

          Во всём всегда виноват, если не татарин, то монгол. Для кочевой монгольской цивилизации не свойственно было рабство, «заслуженные» историки!

  18. Аноним

    а если так, то да. Меря никуда не исчезла. Мари и Меря одно и тоже. Миграция мери была как раз таки на Марий Эл. Может всё таки правильней Меря Эл. Это просто как диалект горный и луговой. Одни и те же слова звучат немного по разному. Тогда всё сразу встает на свои места.

    • На языке меря никто не говорит

      Задача — превратить остатки мариговорящих мари в русскоязычную «мерю» (очередного меровича), чтобы мари не помнил свою национальную историю, забыл своих батыров, а, главное, язык. Ну, назовётся мари «мерей», истинному мари от этого лучше не станет.

    • Вот Он Лев!

      Называй Меряиль Владимирскую область, но никак не Марий Эл, где существует ещё народ мари.

      • Аноним

        почитайте Андрея малышева-мерянина. Очень познавательные статьи. что еще раз доказывает гипотезы меря. даже слова у мери и мари практически одни и те же. МЕРЯ -МАРИ не много ли совпадений?

        • Аноним

          Может оно когда-то давно и было так. Но сейчас всё по-другому. И те, самоназвавшиеся именем меря, зачастую, просто прихвостни-пропагандисты на пайке, только разрушают настоящую марийскую культуру. В истории всегда так было: холопы-рабы сначала бежали на север, восток, а затем предавали своих спасителей, когда приходил их бывший хозяин со свитой…
          «Республика» Марий Эл, Кировская область — одни из самых депрессивных регионов РФ. Марийская молодёжь оттуда старается выехать, теряет национальное лицо в регионах. А ты о каких-то меря всё рассуждаешь.
          Ты сначала во Владимирской области разберись кто есть кто, а потом что-то пытайся доказывать. Настоящий мари имеет казахскую внешность. Но дело не только во внешности, но и в культурах малых коренных народов. Ведь большой тюрбан и колпак когда-то были едины.

        • Взявшему псевдоним

          Есть смутные сомнения. Как бы под этой личиной русский нацизм не скрывался. Что может сказать меря в ответ? Его нет сейчас. А возможные потомки меря — безлики и немногочисленны. А maarahvas культурно очень близок к мари, но удалён территориально. Но в тех краях, расположенных не так далеко от исчезнувшей меря, карелы существуют и финны совсем рядом. А мордва ещё не потеряла своё лицо.

  19. Аноним

    Да не слушайте вы этих «диких кошек». Народ марий или меря жили на территории всей восточной Европы. Не случайно на флаге Белоруссии присутствует орнамент схожий с марийской вышивкой. Просто когда-то многочисленный народ марий(меря) имел деление по родам(племенам). Кто-то уже указывал, что в слове удмурт присутствует указание на животное Бобёр. Луговые марий символ Лось. По всей видимости на территории нынешней Москвы проживами марий(меря) рода Маска. И т.д.

    • У кыргызов есть предание об Олене

      Есть марийская легенда о том, что охотник Маска прогневал бога Юмо.

  20. Мари-Турек

    Кем курируется «русский» (имя прилагательное) нацизм? И почему, когда существующий малый коренной народ начинает заявлять о национальных правах, ему предлагают только русскую советскую альтернативу? Ведь заслуги Союза Советских Социалистических Республик были не в созданной системе, а в людях, большую часть которых составляли тюркоязычные и родственным им народы.

    • Вот он настоящий не ариец против ИМПЕРСКОГО советского зла!

      А его имя даже никто не помнит!
      Вот что значит народ_это _говно?
      Но имя выступивший первый против Советского Зла!!!!!
      Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО СОХРАНИТЬ !!!!
      БЕЗ ЭТОГО НИКАК ! ! ! ! ! ! !
      Вот он настоящий не ариец против ИМПЕРСКОГО советского зла!

      • Аноним

        Не тебе о батыре судить.

          • Эл Юш

            Батыр управлял ИЛ-2.

            • Батыр это конечно хорошо, но позволю напомнить!

              MariUver как сайт — mariuver.com Страница, посвященная марийцам, Республике Марий Эл, финно-угорским народам.
              https://www.google.ru/search?client=opera&q=mariuver.com&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8
              ..
              Тем более вести здесь скрытую коммунистическую пропаганду!
              Ой как не хорошо!

              • Не тебе рассуждать о настоящих мари-марган

                Дело не в скрытой коммунистической пропаганде, а в людях, марийских батырах, если не понял. Что он мог в свои семнадцать, а что ты?

                • Остынь товарищ "мариец"

                  Судя по всему он такой же мариец,
                  как ваш любимый Сталин,
                  не надо прикрывать
                  ЧУДОВИЩНУЮ СИСТЕМУ УНИЧТОЖЕНИЯ
                  только тем что воевал и награды есть
                  Многие были на фронте и воевали,
                  Не надо выпячивать себя!
                  это грех!
                  ВСЕ БЫЛИ в УЖАСНЫХ УСЛОВИЯХ!
                  На гражданке тоже было не сахар!

                  • Сарзе

                    Простой марийский парень, наиболее яркий представитель своего народа, из глухой марийской деревни, затерянной в вятских лесах, воевал не за Сталина и чудовищную систему, как вы говорите, а из чувства собственного долга перед родиной, земляками. И, если присмотреться, у него, не на выпяченной груди, звезда героя Союза, и это в столь молодые годы. О чём можно говорить тогда с вами, если «марийцы» перестали уважать батыров и қартов? Тау Ото значит человек в лесу благодарит лес, когда проводит моления.

                    • Простой марийский парень

                      Родится в марийской семье не означает быть марийцем по жизни!
                      По большому счету был слугой той системы, которая в конечном
                      итоге привела нас к этому состоянию мар.народа на сегодняшний день. Чем он отличается например от Евстифеева в плане служу
                      государству? https://ru.wikipedia.org/wiki/Зарецких,_Михаил_Александрович

                    • Настоящий мари

                      Анониму 27.04.2020 в 18:29
                      Воинственный марийский дедушка на фотографии, что ещё сказать. Не потерял упорства до скончания лет, этот гордый человек.

                • Что перебрал малёхо?

                  Я тоже раньше писал ХРЕНЬ после 2-х бутылок водки!
                  Даже психически больным обзывали!
                  Почему то Модер комментарии здесь сортирует по своему усмотрению, иной раз в комментарий минут 40 выкладываюсь, модер
                  не пропускает!
                  Далее смотрю на важность комментария, обычно он пропускает в усечённом виде!
                  Сейчас даже после двух бутылок водки, на утро читаю свой комментарий и вполне прилично!
                  Мозг человека это очень гибкий ко всему привыкает!

              • Позвольте-с

                Выражаешься не как мари, а как какой-то придворный или наученный ими холоп. Где-то твой царь был, когда Наполеон пришёл? Бежал твой император в Петербург, оставив людей. И в советское время тоже самое было. Сами же гнали на передовую марийских батыров, а после лихо переобувались. Вот такие лицемеры и продают марийский народ.

                • А вы похоже из тех?


                  Враги они везде кругом, нужно просто хорошо допросить?

                  • Нет способностей

                    Допросами никогда не занимался и после войны должности сексотные не занимал. На это нужны определённые «способности» обращаться с «противными» «перевёртышами» (выражаюсь вашим жаргоном, недогерои с бутылками).

                    • Недогерой с бутылками

                      Вы наверное лайд или из отряда лайдов, уж очень очень похоже
                      симптоматика, стиль ведения разговора, какие-то без конца перевертыши типичный слоган лайдовского набора слов когда он
                      хочет повалить противника (собеседника) «АРГУМЕНТАМИ»??????

                    • Аноним

                      Анониму 27.04.2020 в 18:01
                      Козлов — это ваш герой. Читал как-то одну из его книг. Не в восторге. Сплошная пропаганда. Писал бы лучше он стихи про природу.

                  • Враг народа

                    Этот вопрос к вам, сексотам-«воякам», лихо подбирающим нужную картинку, а не к опущенному в поезде и не только во всех смыслах этого слова. Невозможно самому себя допросить и опустить.
                    https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Common_Raven_Grand_Canyon_1.jpg?uselang=ru

                    • Картинка?

                      Вот вы товарищ видите только картинку, но товарищ на картинке ещё
                      есть какие-то циферки, которые тоже об чем-то говорят, так для общей информации анализа общества в котором мы жили тогда, но вам со сталиным в голове это невозможно понять, поэтому вы и видите только картинку!

                    • Голова Батыра

                      Анониму 27.04.2020 в 18:11
                      Сталин в голове у тебя когда-то был, когда не пришло время переобуваться. А у батыра ранение серьёзное в голову было… И осколки из тела до смерти вытаскивали. Он был богом войны, сыном раскулаченного и репрессированного марийского карта (умер в лагере), и себя не щадил, в отличие от некоторых.

              • Марий Батыр

                Даже фраза твоя «Ой как не хорошо!» как у отъявленного чекиста-полицая, задача которого стравить представителей коренных народов между собой. Благодаря этому и возможно, собственно, существование паразитов, прячущихся за спинами батыров.

  21. Аноним

    Историю пишут победители
    _____________
    А в чем выражается эта победа?
    Кого над кем?

  22. Аноним

    Ну, а потом приходят другие и переписывают историю.

  23. Елена

    кто-нибудь коротко может объяснить в чем суть статьи?

    • Аноним

      Статья, по всей видимости, о том, что «мари» нужно «изолироваться» от тюрко-монгольского мира и от всего того, что с ним связано, то есть, по сути, «мари» должны отвергнуть своих батыров.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.