Марийцы отмечают Кугече

Kugeche_03

Марийский праздник Кугече (Великий День) был главным в весеннем календарном цикле и проходил в пятницу, через семь недель после Ӱярня (Масленицы) по лунному календарю. Кугече отмечался как праздник весны, момент наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Особую роль у марийцев играли ритуалы поминовения предков.

Во время пасхальной недели (Кугече арня, Сорта арня) предсказывали будущую погоду по ряду примет: «На Пасху облачно – погода не поправится до Семика (Троицы)», «Какова пасхальная среда – таково и лето», «Снег в пасхальную среду – будут ягоды и плоды», «Звёздная ночь на Пасху – будут грибы» и др. Вся неделя считалась праздничной и сопровождалась многочисленными обрядами и поверьями.

Начинали готовиться к Кугече дня за четыре, а то и раньше: мыли все стены дома, потолок, стирали бельё, наводили порядок в доме и на дворе, варили пиво.

Пелкон кече

Во вторник пасхальной недели (Пелкон кече) готовили ритуальные блюда для поминовения умерших в предстоящий четверг. В этот день стряпали пироги. Расстелив скатерть, поставив полное блюдо ритуальных «шÿраш когыльо» (пироги с крупой) произносили молитвы богам. Просили нескончаемую прибыль в хозяйстве: много хлеба, скота, денег, хорошей теплой погоды для озимых.

В Буйском, Шурминском районах Кировской области, в Куженерском районе Марийской Республики над пасхальными пирогами произносили отдельные молитвы Мланде Ава (Матери земли). Ей сулили богатые жертвы во время грядущего моления на Празднике Пашни Агавайрем и просили, чтобы озимые росли крепкими, чтобы она ниспослала теплую погоду, теплые ветры. Затем «вучыктымо когыльо» (посул-пироги Матери земли) в Агавайрем сжигались в пламени костра и через огонь возносились богине. В Пелкон кече повсеместно ели ритуальные пироги.

По бытующим среди марийцев Сернурского района верованиям в пасхальные дни усиливается злость злых духов, ночью ведьмы и колдуны превращаются в разных животных, занимаются порчей. В целях ограждения людей, жилищ, скота, посевов от возможного вреда, совершали ряд магических обрядов. Это верование зафиксировал еще В.М. Васильев: по ночам «колдуны и колдуньи рыщут в виде животных и птиц, обрезывают ножницами края всякой одежды и обуви, оставляемой на дворе», чтобы наслать порчу. Деревенские жители на ночь убирали в избу и запирали вещи, обувь, над дверями вешали ветки рябины и шиповника.

Вечером во вторник скотине давали побольше корму, а в среду по обычаю не работали.

Kugeche_01

Колшо кон кече

Среда называлась Колшо кон кече (День золы мертвых), Тошто марий кон кече (День золы старых марийцев), Кугече кон кече (День пасхальной золы). В конце XIX – в начале XX века в этот день до обеда соблюдали пост – не ели, не разжигали в доме огонь, не кормили скота, чтобы не уменьшился приплод. Вплоть до 1950-х годов в большинстве крестьянских семей соблюдались магические обряды и запреты, направленные на обеспечение благосостояния в хозяйстве, здоровья членов семьи и скота, прибыли и урожая, включая ритуальное очищение. В этот день старались встать до восхода солнца. Бытовало поверье, что от этого «человек становится легким, будет успевать во всех сельскохозяйственных делах». Все готовились к предстоящему поминовению предков. На Колышо кон кече окуривали можжевельником членов семьи и приусадебный участок, в лесу завязывали верхушку молодой ели и произносили заговор: «Завязываю крылья и ноги хищных птиц, чтобы не нападали на моих цыплят, гусят…». По свидетельству В.М. Васильева, можжевельником окуривали всех членов семьи, дом, подворья. К этому дню завершали прядение и прятали подальше веретено, чтобы случайно не коснуться его, иначе во время летних работ могли укусить змеи.

У бирских марийцев бытовали такие поверья: «Если затопить в этот день печь, может быть пожар. Если мести двор, комнату или расчесывать волосы, будет буря. Если доить корову, то могут изветриться и растрескаться у ней соски. Перебирать яйца – значит предвещать град. Шить – значит рисковать получить опухоль руки». Нельзя было топить печь, трогать головёшки, открывать сундук.

В Новоторъяльском районе Марийской Республики зафиксированы сведения, что во всех домах особое внимание обращали на первого гостя, так как его приход мог повлиять на плодовитость скота и птиц. По предположению Н.С. Попова, это связано «с верой в сверхъестественную связь посетителя с предками» ибо все, что гость говорил, воспринималось как желание «воли предков». Доброжелательные посетители говорили только о прибыли, изобилии и богатстве, а недруги – наоборот, о недостатках. В страстную среду также воспрещалось курить.

Сорта чӱктыш

Главным в древнем языческом празднике был обряд поминовения предков. Поминовение усопших происходило в четверг в каждом доме. Этот день называют Сорта чӱктыш (Зажигание свечей), Изарня сорта (Четверговая свеча), Тошто марий изарня сорта (Четверговая свеча старых марийцев), Марий сорта (Марийская свеча), Кугече сорта кече (День пасхальной свечи). Проведение марийского обряда поминовения в начале XX в. описал исследователь А. Горбунов. Один из членов семьи отправлялся на кладбище, обходил могилы умерших родственников и приглашал их в гости. Ко времени возвращения посланного в избе накрывали стол, расставляли угощение и перед каждым прибором зажигали самодельные свечи из кудели и воска.

В честь каждого умершего, а также владыки подземного мира и его помощников зажигали по маленькой восковой свече. Отдельная свеча предназначалась умершим, которые не имели родственников. Отламывая приготовленный хлеб и отливая пиво в специальный сосуд для умерших, участники поминок просили предков помочь им жить в мире и согласии, оказывать посильное содействие в хозяйственной деятельности, оберегать семью от несчастий, а урожаи – от болезней. Горные марийцы такие поминки проводили тайно в поле или в лесу, иногда в оврагах.

Если свеча горела хорошо и ярко, это значило, что покойный остался доволен угощением и приемом родных и радовался, а если плохо – выражал неудовольствие и чувствовал себя обиженным.

Верили, что души умерших сородичей покровительствуют живых, оказывают влияние на состояние их хозяйства и на семейную жизнь. До 1970-х годов в Параньгинском районе в каждой марийской семье устраивались семейные и общественные поминки как по умершим близким, так и по далеким предкам. Для них готовились ритуальные блюда, также приносились жертвы богам. Хозяева вступали в диалог с пришедшими на праздник душами предков и просили благополучия в жизни, защиты от злых сил.

Kugeche_04

Кугече — Великий день в пятницу

Праздник продолжался в пятницу – Кугу кон кече (Большой щелоков день). Молодые люди, собираясь группами, качались на качелях, играли на улице. А.Ф. Риттих во время путешествия в 1870 году отмечал: «На Пасхе, известной у черемис под названием Великий день, совершается моление и угощение из разных блюд и пива… выстраиваются во всех околодках, то на деревьях качели вокруг которых устраивается гулянье и устанавливаются шалаши, для продажи разного угощения». Такие места имели свои названия Кугече курык, Когечӹ нер (Гора Великого дня), так как место для качелей выбирали на оттаявших от снега холмах.

В Кугече (Великий день) луговые марийцы рано утром парились в бане, надевали чистые рубашки, около полудня, когда были готовы ритуалъные кушания (блины, пироги, сырцы, творожники, крашеные яйца), проводили подворные моления когыльо вуртак: «собирались из одного рода в один дом, решать кому с кем вместе молиться. Ставят восковую свечу пред святыми иконами и одну свечу на край кадки с пивом… Прежде всего выбирали картов и начинали молиться». Моление завершалось бескровной жертвой, в качестве которой использовались частицы праздничной пищи и пиво. Жертва сжигалась в огне очага. Жрецы во время моления вели переговоры с богами, а после давали благословение хозяевам:

«Великий добрый бог Поро кугу юмо, великий бог пасхи Кугече кугу юмо, великий предопределитель судьбы Кугу пÿрышӧ юмо да даст вам прибыль семейства, здоровья, мира, прибыль скота и всякую прибыль да он даст; мать прибыли Перке ава, мать урожая Кинде шочын ава да приведет вам прибыль из-за моря; со всех стран земли да будет в руках ваших прибыль, будьте богаты, будьте имеющими девять сыновей, и семь дочерей, скот ваш умножится, дом ваш да будет богат, строений у вас да будет много, да обрадует вас бог всякою прибылью».
Марийцы считали, что человек «крепок своим родством», и ценили добрые отношения с близкими и дальними родственниками, равно как и с соседями. После моления желали друг другу счастья, добра и веселились до позднего вечера. В качестве ритуального напитка использовалось пиво. В день Кугече существовал обряд угощения женщин пивом из «ковша деторождения». Перед угощением произносили благоположение: «Выпьешь пиво из ковша – будешь иметь ребенка». Особенное внимание уделялось при этом молодушкам. В этот день танцевали парный танец, который супружеским парам запрещалось танцевать вместе. В содержании театрализованного танца отчетливо прослеживается культ плодородия и деторождения.

Аяр кон кече

В Страстную субботу – Аяр кон кече (злой щелоков день), Юмын аяр кон кече (Божий страстной щелоков день) – марийцы воздерживались от трудоемкой работы, остерегались расчесывать волосы. Только после обеда разрешалось выполнять некоторые хозяйственные работы, варить пиво. Луговые марийцы считали, что в ночь с субботы на воскресенье к людям с небес спускается Кугече юмо (божество Пасхи, Великого Дня). Накануне этого события марийцы, стремясь очистить землю от злых сил, стреляли из ружей, шумели трещотками. Аналогичные представления существовали и у мордвы.

В рамках марийской пасхальной обрядности магические свойства приписывались крашеным яйцам. Яйца были также предметом пасхальных игр, их ставили в один ряд и катали друг на друга по земле: выигравшие забирали все сбитые яйца. Считалось, что тот кто набирал побольше яиц – самый счастливый. Яйцами угощали родственников, соседей, раздаривали нищим. Верили, что пасхальное яйцо способно отвести пожар: «горящее строение обходили с яйцом и иконой, а затем бросали в огонь, после данного обряда пожар затихал». О похожем обряде упоминает И. Винокурова: у вепсов пасхальное «яйцо бросали в сторону леса прочь от деревни, чтобы туда ушел огонь».

Kugeche_02

Кугече в наши дни

В настоящее время Кугече (Пасха) празднуется по-разному: часть марийцев Медведевского, Оршанского, Козьмодемьянского районов Марий Эл ходит в церковь, придерживается христианских обрядов, а часть марийцев Куженерского, Новоторъяльского, Параньгинского, Сернурского, Мари-Турекского районов соблюдает языческие обряды. Материалы экспедиций показывают, что отношение молодежи к традициям положительное.

В страстную среду магических обрядов уже не придерживаются, но в деревнях все топят баню и моются, приглашая предков. Пожилые люди воспроизводят магические обряды, которые некогда (при жизни тех, кого теперь поминают) бытовали в их семье: «А сейчас уж молодые другие, они ведь этому не верят, но я, что могу, всегда стараюсь соблюдать так, как делали обряды мои родители. Это ведь их праздник, поэтому нужно соблюдать по-ихнему».

Обряды, проводимые в Великий четверг – Сорта чӱктыш кече, удалось зафиксировать в деревне Нур-Сола Куженерского района. В деревне живут чимарий (чистые марийцы) и двоеверы (полуязычники-полухристиане). Марийцы-двоеверы в четверг поминки не справляют, а предков поминают в радинча (в радуницу). Чимарий соблюдают традиционные обряды: зажигая свечи, приглашают всех близких родственников, и по очереди в каждом доме поминают умерших предков и символически угощают их ритуальными блюдами. Старший в доме или жрец-карт произносит молитву, благословляет присутствующих. затем начинается праздник. Люди ходят друг к другу в гости и, поминая предков, поют любимые песни умерших родственников.

Kugeche_05

Судя по зафиксированным во время полевой экспедиции 1993-1994-х годов в Новоторъяльском и 1994 году в Куженерском районе, в день празднования Кугече, поминая предков, зажигают свечи всем умершим близким родственникам и одну общую свечу посвящают безродным. Готовят ритуальные традиционные блюда и читают молитвы.

В настоящее время пасхальные игры в деревнях уже не проводятся. Современная молодежь знает о празднике лишь по опубликованным материалам, или «слышали от родственников, что раньше так проводили». Наблюдения показывают, что молодежь чаще посещает христианские церкви. Во время Пасхи по радио, по телевидению идут передачи, которые пробуждают большой интерес к православной обрядности.

Хранителями языческого праздника Кугече в марийских деревнях являются пожилые женщины, жрецы-карты. Но в то же время наблюдается празднование христианской Пасхи. В воскресенье уже не поминают предков, а читают молитвы главным божествам. Вместе с языческими богами обращаются и к Кристос юмо (Иисусу Христу) и Микол юмо (Николаю Угоднику). Некоторые женщины идут в церковь, ставят свечи перед распятием и иконами Микол юмо (Николая Чудотворца), Шочын ава (Богородицы), молясь о ниспослании благополучия. И христианские, и языческие обряды глубоко проникли в народные традиции. Несмотря на протесты со стороны чимарий, праздник православной Пасхи и ее обряды значительное число марийцев воспринимают в качестве национальных.

Источники:
Марийская мифология. Тойдыбекова Л.С. – Йошкар-Ола, 2007.
Марийская языческая вера и этническое самосознание. – Joensuu, 1997.
Марийские народные приметы. Китиков А.Е. – Йошкар-Ола, 1989.
Марийский край, земля Онара. – М.,1989.
Марийцы. Историко-этнографические очерки/Коллективная монография – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005.
Муртазина Т. Праздник весны // Газета «Дружба». № 40-41. 9.04.2008.
Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. – М., 2005.
Почему марийцы дёргают овец за ноги // Финно-угорская газета. № 1. 16.01.2008

Таня Тумна-Иге
в соцсети «ВКонтакте»

Текст публикуется с небольшими изменениями

О празднике Кугече в соцсети Facebook пишет и Ираида Степанова

 

5 комментариев

Filed under Новости, Фольклор и традиции

5 responses to “Марийцы отмечают Кугече

  1. Эл Ӓякӓ

    Поклонение сломленному духом, со склонённой, поникшей головой богочеловеку… Очень сомнительно, что древние свободолюбивые мари совершали сей ритуал. Мари, maarahvas — народ земли. «Земля» по-марийски «Эл». «Эль» по-удмуртски «мир», сотворённый из яйца Великой птицей. Алэл — дух-покровитель рода в кетской мифологии.

  2. Кузе Кугече сортам пӱтыраш

  3. Юмылукым уэмдыме йӱла

  4. Кугу когыльо кече

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.