Мифы и реальность Всемарийского движения

«С уничтожением «националистов» в жизнь пришло совершенно новое поколение руководящих деятелей и «интеллигентов», не похожих на Ивана Петрова и Владимира Мухина, Сергея Чавайна и Тимофея Евсеева. Представители этой новой генерации — «интернационалисты», лишенные национального самосознания, за редким исключением утверждали себя в общественной жизни отречением от национальных интересов, пренебрежением к языку, культуре народа, из недр которого вышли, но принадлежности к которому стали стыдиться. Их усилиями в массовое сознание внедрен комплекс национальной неполноценности».
Ксенофонт Сануков

Анатолий Радыгин

Анатолий Радыгин

Перечитывая эти строки и анализируя свой почти тридцатилетний опыт работы в марийском общественном движении, работу Всемарийского Совета, членом которого я являюсь с 2000 года, я вновь и вновь убеждаюсь в правоте К.Санукова. Как же можно назвать национальной элитой людей, отрицающих традиционную религию народа мари, или же тех, кто без устали повторяют, что народ мари живет в постоянном страхе или же является народом, себя пожирающим (Mе, марий-влак, лӱдын илена; ме, марий-влак, шкенам шке кочшо калык улына — Мочаев В.А.).

Съезд народа словно бурный родник извергает из себя всю глубину и чистоту души марийцев, проживающих на необъятных просторах России. В выступлениях каждого делегата слышится боль за современное состояние языка, работы по сохранению наших замечательных традиций, традиционной культуры и религии. Мы каждый раз принимаем решения, избираем и наделяем правами и обязанностями свои руководящие органы и разъезжаемся в надежде на перемены, а их нет. И не будет. Наши псевдолидеры не нашли время, чтобы приехать к марийцам в Мишкинский район Башкортостана на открытие культурной столицы финно-угорского мира в январе этого года. Ну где же еще им следует быть?! Открытие культурной столицы народа мари! Однако им этого не надо, так же, как и исполнение принимаемых резолюций

Вот и удмуртские марийцы на своих съездах принимают решения. Только в отличие от Всемарийского совета мы с принятыми решениями идем к власти и отстаиваем свои интересы.

Власть реагирует только тогда, когда мы едины. Нам удалось сохранить школу в деревне Иж-Бобья в Граховском районе и старшие классы в Ныргындинской общеобразовательной школе, что в Каракулинском районе. Вся марийская общественность Удмуртии встала на защиту единственного марийского музея и приказ о сокращении сотрудника музея был отменен. Особенную боль и возмущение о сокращении ставки в этом музее вызывало то, что это решение властей было принято после подписания Соглашения о сотрудничестве между нашими республиками.

Вот уже десятки лет в деревне Шопкер, где больше 70 детей школьного и дошкольного возраста, нет ни садика и школы. Власть глуха. Наши просьбы организовать на базе существующих сельских домов культуры в марийских деревнях историко-культурные центры остаются без внимания. Более семи лет в бюджете республики не находят средств, чтобы оплатить услуги экспертов, изучивших собранные нами материалы о наших священных рощах. Они по настоящее время не внесены в реестр объектов культурного наследия народа мари. Не дождавшись выполнения государством своих обязанностей по защите объектов культурного наследия мы работаем по созданию своего фонда. Уверен, соберем с миру по нитке, нужные полмиллиона рублей.

Сторонники традиционной религии все более ощущают необходимость создания и регистрации своих организаций. Мы искренне, как дети, надеялись на помощь Всемарийского совета, нет не финансовую, организационную. Ждали, хотя бы писем поддержки в адрес главы республики, участия в решении наших проблем, которые как близнецы и браться похожи во многих регионах России. Не дождались. О каком-либо авторитете высокого звания Оньыжа и Всемарийского совета уже не приходится говорить. 17 февраля 2020 года на встречу широко разрекламированного визита Александрова Э.В. и Мочаева В.А. в Уфу пришло всего три марийца из 104 тысяч. После такого проявления доверия уважающий себя Оньыжа, члены президиума Всемарийского совета должны уйти с занимаемых постов с формулировкой — за утрату доверия народа.

Причины утраты доверия народа просты и очевидны, Всемарийский совет в его сегодняшнем состоянии бесплоден, он глух и слеп. За четыре года этот руководящий орган Всемарийского совета не родил ни одной, сколько-нибудь значимой инициативы. Ему остается, симулируя кипучую деятельность, исполнять отдельные поручения Васютина М.З., от случая к случаю вмешиваться в работу региональных общественных организаций. В прошлом году в Пермском крае Александров Э.В. унизил перед народом Попову Р.Ш., обвинив ее в том, что она не советуется с ним. Александров Э.В. при этом не обратил внимание, что из четырех тысяч марийцев Пермского края на празднике было около тысячи человек. По сути, каждый четвертый мариец приехал на встречу с Поповой Р.Ш. и принял участие на празднике, организованном ею. Суксунская школа сохранена благодаря крепкой организации марийцев Пермского края, однако и здесь Оньыжа не увидел вклада Поповой. А что происходило в период выборов делегатов в Татарстане и Удмуртии? Прямое вмешательство и попытка дискредитации актива наших организаций. Как постоянно повторяет Мочаев В.А. — наша задача вырастить оппозицию в регионах! Разделяй и властвуй, за пределами Республики Марий Эл. При этом никакой ответственности.

Пришло время решительного изменения структуры Всемарийского движения и его стиля работы. Всемарийское движение должно быть организационно оформлено и зарегистрировано. Всемарийский совет не есть мальчишка на побегушках правительства Марий Эл.

Первой и главной задачей Всемарийского движения, на мой взгляд, является работа по сохранению и развитию традиционной религии, духовного стержня народа мари. Внесение в реестр охраняемых законом объектов культурного наследия наших священных рощ. Что касается изучения родного языка, то мы обязаны заставить органы власти и местного самоуправления создать все условия для возможности обеспечения принципа добровольности. Если нет условий, то о каком соблюдении принципа добровольности изучения языка можно говорить.

И главное, марийский язык никогда не станет востребованным, если марийцы Марий Эл не встанут на путь единства с народами, проживающими в республике. Только вместе Вы сможете поднять уровень социально-экономического развития Марий Эл, а значит повысить привлекательность и востребованность марийского языка. Пора, давно пора, вести конструктивный диалог и впрягаться в работу и желательно быть коренником.

Правительству Республики Марий Эл надо снять узды с марийских организаций республики. Будучи свободными они быстро найдут свое место в общественной жизни во благо республики и народа мари.

Председатель общественного Совета марийских организаций Удмуртии
Радыгин А.И.

50 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

50 responses to “Мифы и реальность Всемарийского движения

  1. Всецело согласен с Радыгиным А.И. С момента первой встречи с ним, я заметил, что он трезвого ума, со светлой головой. На 9 съезде народа мари он еще тогда пытался говорить, что Всемарийский Совет не выполняет те функции, которые на них возложены. Но его никто не слушал и в итоге уже сколько лет продолжается идеология господина Мочаева, » разделяй и властвуй». Его соратник Третьяков в Татарстане проводит такую же политику. В его действиях одна показуха, приехал например в г. Нижнекамск, провел собрание, вынесли решение организовать НКА марийцев г. Нижнекамска. На этом все, галочку поставил и успокоился. А нижнекамцы варятся на своем соку. Если они будут проводить мероприятие, главный гость-Третьяков. А как вести работу, для нижнекамцев-ноль помощи. В Татарстане не было бы этих скандалов, если бы не подпольная работа НКА марийцев Татарстана. Казань проводит мероприятие, Третьяков там, неужели он не понимает, что его заслуги в проводимых мероприятиях нет. Если Третьяков сам себя назначил на разные посты в РТ, то в пример марийцев УР организуй совет общественных организаций РТ. А он нет, вдруг кто нибудь наступит на пятки и он полетит с высоких постов. Господин Третьяков, так нельзя работать!!! Вот Вы сколько лет являетесь, как Вы сами выражаетесь » я чувствую себя ответственным за весь марийский народ Татарстана», Вы подготовили хотя бы одного лидера марийца из молодого подрастающего поколения? Почему то я таких не знаю! А роль Всемарийского Совета Мер КаНаш? Что он дает этот Мер КаНаш для марийцев РТ. Опять же ничего. Они только помогают разжигать скандал среди марийцев региона. Господин Александров утвердил протоколы о проведении сходов в марийских деревнях и районах РТ, а были ли эти сходы.Какая речь может идти об авторитете Мер КаНаш в регионах. В местах компактного проживания марийцев о Мер КаНаш многие и не слышали, что это такое и с чем его едят. Очень редко это слово звучит, когда на СЕМЫКЕ представитель Мер КаНаш вручает грамоты и благодарственные письма. А тем ли эти грамоты вручаются? Неужели нельзя было вручить грамоты, тем людям кто внес значительный вклад в сохранение своей деревни, тем же пенсионерам, которые долгое время работали в колхозах и совхозах, которые вырастили и вывели в люди своих детей и о которых почти все забыли.
    Марийский праздник СЕМЫК в Татарстане проводят районные власти, а где роль марийцев , где роль НКА марийцев района, республики и РФ. А их нет и наверно не будет. Из каких средств будет проводить праздник НКА марийцев Татарстана? Кроме печатанных грамот из интернета у них ничего нет.
    О безобразиях и подпольной работе НКАМ РТ,марийцами Менделеевского района совместно с марийцами Закамья была отправлена информация в Дом Дружбы народов РТ. И опять получилась обратная реакция. Людей, которые подписали эту информацию, которые работают в бюджетной сфере, начали вызывать в управление культуры для дачи объяснений. Я официально заявляю, никакого криминала в их действиях нет, они подписали подтверждение о тех безобразиях, которые допускают руководители НКА марийцев Менделеевского района и НКА марийцев РТ.
    Иванов И.И.

  2. Cоветник Главы РСО-Алания по вопросам национально-культурного развития, заведующий кафедрой ЮНЕСКО в СОГПИ г. Владикавказ
    Фонд сохранения родных языков или похоронная команда?
    ОПУБЛИКОВАНО 29.01.2019 13:18 • ОБНОВЛЕНО 29.01.2019
    Стали известны составы попечительского совета и правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов России. Так, в состав попечительского совета вошли 15 человек. Возглавил его Николай Федоров, первый зампредседателя Совета Федерации, (бывший президент Чувашии, а также экс-федеральный министр юстиции и сельского хозяйства). Также в состав попечительского совета включены министр просвещения РФ Ольга Васильева, глава федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, а также его заместитель Григорий Ледков, возглавляющий Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
    Кроме того, от Федерального Собрания в совет фонда делегированы председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов и член комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Ольга Старостина. Миннауки будет представлено замминистра Мариной Боровской, а Минкультуры — замминистра Ольгой Яриловой. Еще одно место отдано Владимиру Григорьеву, замглавы Роспечати. Остальные места в попечительском совете распределены между научными организациями. Так, например, в составе числятся ректор РГПУ им. Герцена Сергей Богданов, президент Российской академии образования Юрий Зинченко, директор Института языкознания РАН Андрей Кибрик, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, а также Людмила Дудова, председатель ассоциации учителей русского языка и литературы.
    Председателем правления фонда назначена проректор МГУ им. Ломоносова, начальник управления университета по работе с талантливой молодежью Татьяна Кортава. Остальные 11 мест в правлении в основном распределены между сотрудниками научных организаций. Например, в состав включены Ольга Александрова, замзаведующего центра филологического образования Института стратегии развития образования Российской академии образования,Евгений Головко, директор Института лингвистический исследований РАН, Андрей Головнев, директор музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Владимир Грусман, директор Российского этнографического музея, Анна Дыбо, заведующая отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, Игорь Набок, директор института народов Севера РГПУ им. Герцена, и Елизавета Хамраева, заведующая кафедрой довузовского обучения русскому языку как иностранному Института филологии МПГУ. От чиновников в правление входят замруководителя ФАДН Михаил Мишин и замдиректора департамента госполитики в сфере общего образования минпросвещения Сергей Пилипенко. Кроме того, в состав включили президента федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генриха Мартенса и председателя совета Ассамблеи народов РоссииСветлану Смирнову.
    Вопросы. Какое отношение все эти люди (кроме двух-трех) имеют к родным языкам народов России ? Какие решения в защиту родных языков народов России могут принимать те же Никонов и Гильмутдинов, если они, как представляется, и были главными лоббистами поправок в “Закон об образовании”, введших право выбора родного языка и отменивших обязательность изучения государственных языков республик? Где в руководстве Фонда представители хотя бы национальных республик, которые могли бы там отстаивать напрямую интересы своих родных языков?
    Ответ. Создание Фонда сохранения и изучения родных языков – на мой взгляд, шовинистическая издевка в отношении нерусских народов Российской Федерации, неприкрытая форма отторжения народов страны от участия в решении жизненно важных вопросов своего национально-культурного развития, инструмент дальнейшей реализации унитаристской, ассимиляторской языковой и культурной политики. Кстати, уточним, что финансирование Фонда на 2019 г. составляет около 80-90 млн. рублей. Видимо, на содержание штата… Напомню, что объем финансирования мероприятий Программы “Русский язык” на 2016-2020 гг. составляет 6147,5232 млн. рублей, т.е. полтора миллиарда (!!!) рублей в год.
    Вывод. Идеологи современной российской национально-культурной политики, демонстрирующей полный отход от принципов федерализма и фактически стопорящей национально-культурное развитие народов страны, по моему убеждению, осознанно или неосознанно, ведут государство к развалу и должны будут понести ответственность за все негативные общественно-политические, социальные и культурно-образовательные последствия реализации своей доктрины.
    Тамерлан Камболти*, Facebook

    Такие похоронные команды созданы и в Республике Марий Эл. Они официально работают на общественных началах, но их работа приносит им статусное и материальное удовлетворение.

  3. Мне кажется, что делегатов на 11 Всемарийский съезд надо избирать снова. И сходы необходимо проводить в действительности, а не на бумаге. Инициаторами должны выступать общественные деятели и уважаемые люди. Чиновники должны присутствовать только в качестве приглашенных гостей. Им закон запрещает участвовать и вмешиваться в работу общественных организаций. Делегатами надо избирать настоящих марийцев, а не приспособленцев. Марийцам давно пора брать пример по организации национального движения в соседних республиках. Да поможет Нам ОШ Поро Кугу Юмо.

    • Плевать на вас!

      Мы будем делать национальность МАРИ с нуля!
      А вас приводить в качестве аргумента выступающего против национальности МАРИЙ, Вот так!
      Эх вы, Неужели вы хотите дожить свою жизнь полным Ничтожеством?

      • Марий удыр

        Очень большую ПРАВДУ описал Радыгин, назвал своим именем ПРЕДАТЕЛЕЙ марийского народа и как они засели в этих НКО, МОЛОДЕЦ! НЕ осталось у нас в республике истинно болеющих за свой НАРОД людей! Что же делать — нужно СРОЧНО принять какие-то меры! Марий калык помыжалтса, кынелза, ончалза — кузе мемна илена, жап эрта и йочана, уныкана тиде жапым мемналан огыт проститле.

        • Аноним

          Сколько же вам бестолковым объяснять, что никто за вас этот путь, который вы должны пройти, не пройдёт. Неужели вы думаете, что коронавирус случайно так властно заявил о себе. Природа заявила, если хотите продолжить жить на Земле(Мланде умбалне), то учитесь жить в согласии с окружающим миром, в том числе и с людьми. Наступает время испытаний. И кто выдержит и объединит усилия с другими, равными себе, тот выживет и станет сильнее. Обстоятельства складываются таким образом, что следует немедленно думать о выживании жителей республики. Необходимо объединять усилия, в первую очередь неравнодушных граждан. Поглядите, что на сегодняшний день в республике, да и в целом стране происходит? Всех отправили в вынужденные каникулы. Сейчас на неделю. Предполагаю, одной неделей это не ограничиться. Теперь подсчитайте какой убыток экономике республике принесёт этот вынужденный простой, не говоря в масштабах страны. Все эти обещания Путина, чтобы успокоить население. Поймите, это всё останется лишь обещаниями. ЗАПОМНИТЕ!
          Люди не освобождены от выплаты процентов по кредитам. И даже начав вновь трудовую деятельность, человек не сможет сразу выплачивать проценты. Как и предприниматели, не смогут сразу перечислять налоги. Конечно на первом этапе какие-то деньги появятся в республике, но они не покроют тех убытков которые понесёт экономика региона за этот период. Кроме этого, очень тяжело придётся возвращаться в привычный ритм остановившегося производства, наладить поставку материалов, комплектующих, восстановить сбыт. За этот период цены возрастут однозначно. Опять же по этой причине возникнут проблемы с реализацией готовой продукции.
          Не ждите скорых результатов. Большие дела быстро не делаются. Если действительно готовы что-то изменить в жизни республики, то предлагаем объединить наши усилия.
          ***

          • Аноним

            Предприниматели плачут на встрече с Путиным. Коронавирус в администрации президента. Навальный

            • Аноним

              Юрий Пронько: Миллионы будут выброшены на улицу без денег, но трагедию можно предотвратить

    • Аноним

      Чтобы это осуществить необходимо одно условие. Народ должен почувствовать свою силу и значимость. Без этого важного условия всё останется лишь пожеланиями. Чиновники не прекратят вмешиваться в работу общественных организаций. Они просто не имеют права не вмешиваться. В противном случае их уволят как не справившихся.

  4. Это Вы ничтожество! Народ мари не надо делать как Вы говорите с нуля. С нуля Вы можете создавать только ничтожество, а народ Мари имеет многовековую историю. А Вы показываете своим высказыванием свою ничтожность. Наверно в школе был двоечником! Немножко надо знать историю! И смотри, чтобы Ваш плевок не попал обратно к Вам в лицо, да вообще-то у вас наверно нет лица!

    • Арсентий

      Почему часто я слышу и вижу «народ Мари» Почему татары не говорят «народ татар», башкиры не говорят «народ башкир» Они говорят не счесняясь башкирский народ или «татарский народ»
      Почему многие даже счесняются причислить себя к марийскому народу. Марий калык она ул мо?

  5. надо снять узду с марийских организаций

    30 лет в общественном движении и такой наив…
    В условиях «полного отхода от принципов федерализма» Радыгин-общественник даёт указание снять узду… Не знает причины «оседлания» Правительством (с большой буквы…) «суверенной» РМЭ общественных организаций ? Да у него предназначение такое! оно для этого и поставлено, иное не предполагается в суверенной демократии. Что же здесь непонятного ? Или привычка в дурку играть, неизбывная ?
    А чего стоит призыв «Только вместе Вы можете поднять уровень социально-экономического развития Марий Эл»… — в ситуации, когда «денег нет, но Вы держитесь !». Вот они Титаны — пермские мари (Зенкин проглядел)! Дух захватывает! Берите дружно все лопаты — будем поднимать уровень…, а там уж и язык подтянем. к нёбу. Главное же — МОЛИТЬСЯ в роще. Вот и всех делов. Зенкин Нам в помощь! Ударим пантеизмом по бездорожью и всяческим несоветским врагам. Более того, весь мир спасём ! Слава Зенкину-Идеологу !
    Ильф с Петровым явно отдыхают.

  6. Убеждаюсь в правоте К. Санукова

    Похвально, однако, цитируя, так и не осмыслили то, что писал Ксенофонт Никанорович, — уповая на «идею, смысл которой оболгали и втоптали ради корысти» — «на просторах великого Советского Союза, империи…» (Зенкин).

  7. Согласен с Арсентием! Я давно в одном из своих комментариев писал, «почему марийцы с регионов называют себя одо марий, Татар марий, Башкир марий. У нас есть одно название нации — МАРИЙЦЫ! А где они живут, можно назвать чуть по другому, мариец из башкирии, мариец из Удмуртии. На первом месте должен стоять принадлежность к нации , т. е. МАРИЕЦ. И это должен звучать гордо. Мне однажды довелось в одной из ж/д станций на севере услышать у одного из пассажиров, он спорил с попутчиками. И когда его спросили, кто он по национальности, он гордо сказал » Я ЧУВАШИН» и с гордо поднятой головой покинул место спора. Если такими у нас станут МАРИЙЦЫ, которые не будут скрывать своей мнациональной принадлежности, вот тогда народ МАРИЙЦЫ не исчезнут как нация и не растворятся в общей массе обрусевших националов!

    • Savaşçı-süvari, чăваш-чăвăш

      Только не «марийцы» и «чувашины», а «мари» (мәргән) и «чăвăш», также, как: karjalaižet (карау elo), bepsä (бабай isä), эрзя (эре isä), мокша (мокай isä), коми (аққу mies), удмурт (ут мәрд), баш ҡорт, тадар…

    • Аноним

      Это всё конечно хорошо. Только следует говорить не МАРИЕЦ, а МАРИЙ. По-моему так. Что касается понятия ОДО МАРИЙ, это МАРИЙ придерживающиеся традиционной веры, с посещением ОТО(рощи).

      • Одо мари(й) — удмурты, суасла мари — чуваши, суас — татары.

        • Аноним

          Возможно ошибаюсь. Изначально в границах нынешнего проживания луговых марий(олок-марий) проживали именно одо(ото) марий — удмурты. В дальнейшем прибыли другие племена. Предположу, что это были булгары, которые прибыли с территории нынешнего Ирана. Чуваши и часть современных татар являются прямыми потомками булгар(персов). Одновременно возник субстрат пришлых персов и одо марий, который и явился основой возникновения современных МАРИЙ. Восток, юго-восток, и юг республики преобладают марий с тёмным цветом волос. Запад, Север, и Северо-восток преоблагают более светлые(рыжие) волосы, Головной убор у женщин проживающих в этих районах СОРОКА. Название народа МАРИЙ по всей видимости тоже принесли с собой персы. Область МАРЫ в Туркменистане. Осмелюсь предположить, что черемисы это обулгаренная часть одо марий. Этот вывод обоснован на том, что чуваши и татары более пробивные, более воинственны, в отличии от одо мари. Сравните чувашку и марийку.

  8. Елена

    Возникают встречные вопросы:
    1) «псевдолидеры не нашли время, чтобы приехать к марийцам в Мишкинский район Башкортостана на открытие культурной столицы финно-угорского мира в январе этого года.»
    Письмо на имя президента РФ, главы РМЭ о неисполнении своих обязанностей и оценки бездействия псевдолидеров Вами написано?Результаты?

    2) «Более семи лет в бюджете республики не находят средств, чтобы оплатить услуги экспертов, изучивших собранные нами материалы о наших священных рощах.»
    Сколько писем – жалоб-предложений Вами написано с просьбой выделить деньги? Что вами сделано для сбора денег?

    3) «Ждали, хотя бы писем поддержки в адрес главы республики, участия в решении наших проблем, которые как близнецы и браться похожи во многих регионах России».
    А что вам помешало собраться и зарегистрировать общество марийской веры?

    4) « А что происходило в период выборов делегатов в Татарстане и Удмуртии?»
    Мы написали жалобы в Ассамблею, Президенту РТ. Собираем факты о непроведении сходов по выбору делегатов на съезд! Будем судиться по «сходу» в с. Мари – Суксы! Конечный результат, надеюсь, к осени будет.

    5) «Правительству Республики Марий Эл надо снять узды с марийских организаций республики».
    Ага! Разбежались! Отстаньте от чужой республики! На мой взгляд, на территории республики остались пугливые, покорные роды, которые и вырастили поколение себе подобных. Смелые, непокорные ушли в поисках лучшей доли на современную территорию Башкирии, Удмуртии , Татарстана, Перьми и т.п. И Вы хотите от генетически слабых, сильных решений!?
    Ничто не мешает создать единую российскую общественную организацию марийцев! (что-то похожее было у Бирского). Надо связаться, соорганизоваться, собраться и принять решение . Особого труда это не составит: во всех республиках, крупных городах найдутся активные марийцы, которых можно связать не только в идейном плане, но, учитывая современные реалии, общими делами, приносящими финансовую выгоду всем сторонам! Упор сделать больше на молодежь—у них энергии больше.

    • РАДЫГИН А.И.

      Елена.
      Что мешает вам зарегистрировать хоть одну организацию у себя . Замахнулась на единую российскую — твоими методами только и остается что плодить жалобы и кусаться, на другое времени нет.

      • Елена

        (ржунемогу!) Вот вам и ответ на Ваше единение — сами и ответили!! Что и требовалось доказать!

  9. Придумай еще что-нибудь! Одо Марий-мариец посещающий священную рощу. Это неправда! Марийцы удмуртов называют ОДО а не ОТО. Это все ваши фантазии.

    • Одо-мари, олык мари

      Уд — росток, мурт — человек (удм.). Ут — трава (во втором значении), мәрд, мәрьэ — человек (татар.).
      Этноним «удмурт» почти совпадает по значению с «олык мари» (луговой человек), «черемис» (чара mies): чара — опушка (мар.), шәрә — открытый (о местности) (татар.). Удмурты, как и олык мари, тадары (taiɣa эр), жили в лесу, но на опушках, потому что в густой непролазной чащобе только на опушке (лугу) и является возможным расположиться. Здесь напрашивается вопрос: что заставляло людей селиться в столь непроходимой местности?

      • Елена

        а откуда название удмуртов вотяками? «Вотяки мы с тобой- вотяки; и никто не подаст нам руки»—не я! вспомнилась присказка!

    • Аноним

      Нуж — крапива, Кол — рыба, на выходе имеем НужГол. Может и это по вашему фантазии? Переход буквы «К» в «Г».
      Возьмите словарь, откройте раздел на букву «Д». Что мы видим? Кроме слова «диктор» и «дыр», и ещё десятка два русских слов, вы не найдёте марийских слов. Логику иногда включайте. Слов начинающихся на букву «Д» в марийско-русском словаре почти нет. Всё что имеется это русские слова. Вывод. Изначально в марийском языке отсутствовала буква «Д». Выходит, что ОТО марий это марий посещающие священную рощу ОТО. Вот как получается ПРАВДА. Современная система обучению марийскому языку имеет очень большие изъяны. Это и не мудрено. Система обучения марийского подстроена под стандарты обучения русскому языку. С самого детства вносят искажения в язык.

      • Алексей Ротшильд

        1.Всё, что ты выдумываешь — это НЕПРАВДА. С буквой Д в середине марийскихъ слов оччень много. Это ПОНДАШ например. Если не признаешь слова пондаш. То Бородин обидится. 2.Система обучения марийскому языку изъянов не имеет. Не думайте, что заграницей учат по-другому. Так же учат. Слова и предложения. Вы посмотрите хотя бы языковые уроки иностранцев английскому. Та же картина маслом.
        Почему ты считаешь, всё что ты выдумываешь, это правильно? Ты тоже ошибаешься. А если я всем словам буду выдумывать другие значения? Ну давай соревноваться тогда, кто больше выдумает новых значений. Ото — сокращённое от отоларинголог.

        • Аноним

          1.Почему считаете, что слово ПОНД(Т)АШ следует произносить и писать через букву «Д»? Попробуйте произнести ПОНТАШ. Что изменилось в произношении? Бородин поймёт.
          2. Не предлагал перенимать западный опыт обучения языку.
          Только через логику пытаюсь рассуждать. Слово ОТО в значении РОЩА, не принадлежит ни к русскому, ни к латинскому. Соревноваться нет желания. Что, скучно стало? Никто не реагирует на комментарии?

          • Алексей Ротшильд

            Очень весело стало. Иногда раздражает твоя творческая деятельность. Этот сайт я посещаю с 2013 года. Был такой год в истории. И вот с того времени после каждой любой статьи я читал твои бессменные комментарии — словам придумываются новые значения. В мире сотни миллионов слов . Ты обычно после любой статьи рассматриваешь от 5 до 10 слов. В этом случае конца твоему словотворчеству не будет никогда. Пока ты рассмотрел только 33 тысячи 500 слов на этом сайте. Ты бессмертный, я вечный.

            • Аноним

              За вас можно только порадоваться. Согласен, иногда действительно раздражает моя творческая деятельность. Но это является всего лишь попыткой объяснить, что принятые в обществе «вечные» постулаты, на поверку, как правило, являются всего лишь выдуманными правилами, применимые для данного времени. Вечно только мысль.

  10. Алексей Ротшильд

    Кусать надо регулярно министров и чиновников. А то у чиновников жизнь проходит весело играючи. Вкусная еда, телевизор, на работе мягкое кресло и ноутбук. Между ними езда на хорошей иномарке Toyota Camry. Министры ни за что не отвечают. Кругом разруха. Поля лесом зарастают. Работы нет. Население сокращается.

    • Елена

      Зришь в корень! благодаря кусанию мы и имеем, что имеем: 10 миллионов на центральное водоснабжение! асфальт! школа! как писал Александр Сергеевич » уважать себя заставили»! И самое главное: воспитание гордости, что мы -марийцы. народ, имеющий очень даже неблохую богатую историю! А то нигилист сверху недоволен методами нашей работы: одно старческое брюзжание!

      • Аноним

        Не следует обижаться на Радыгина, да и на большинство марий. Отомарий(марий) не «воины», в отличии от потомков булгар чуваш и татар. По всей видимости в вас присутствует кровь черемисов потомков булгар. Отомарий никогда не славились особой смелостью и предприимчивостью. Или как вариант, с течением времени потомки отомарий утратили все эти бойцовские черты характера. Потомки отомарий лучше всю жизнь будут терпеть унижения, чем предпримут решительные шаги для «насильственного» изменения ситуации. Недавний пример самосожжения учёного в Удмуртии. Историческое предназначение отомарий(часть народа марий), в умении что-то правильное подсказать, посоветовать, возможно чем-то помочь. Но сами же отомарий не очень смелые и решительные. Потому они испугаются любых радикальных решительных поступков. Это нехорошо и неплохо, это данность. Исходить необходимо из этого. Все ваши обращения к той части марий, которые являются потомками отомарий не будут поддержаны реальными поступками. Вот когда вы заявите себя силой, вот тогда вы получите поддержку отомарий. Потому мой вам совет, ищите потомком булгар из числа представителей народа марий.
        Выскажу своё предположение, почему так происходит. Отомарий всегда стремились жить в гармонии с окружающим миром, с Природой, с соседними народами. Наверно это древняя вера народа отомарий повлияла на мировоззренческие принципы существования. И совсем неслучайно, отомарий без серьёзных конфликтов с вновь прибывшими булгарами, оставили свои насиженные места и ушли в другие места.

  11. Я не понимаю, почему всегда среди комментаторов находится один или два человека, которые умело уводят других от обсуждения возникшей темы. Начали за здравие, кончили за упокой. Интересно! Молодцы засланцы, хорошо работаете! А тема-то осталась незаконченной. Вроде обсуждали тему марийских съездов и роль Мер КаНаш и Оньыжа! Для чего марийцам нужны все это: съезд, Мер КаНаш, Оньыжа, если они пустое место в РМЭ. Или просто некоторым марийцам, предателям своего народа нравится играть в эти игры, устраивать шоу на бюджетные деньги и дурить свой народ!
    Иван Иванов

    • Аноним

      «А тема-то осталась незаконченной». Или Вы намерены её закончить? Интересно узнать, каким образом? Если ни Вы, ни большинство комментаторов на сегодняшний день не видят возможности сформировать работоспособный Мер Канаш и выбрать достойного Оньыжу. Пока никто не отменил роль денег. От того что вы будете называть часть марий предателями интересов своего народа, уверяю вас, ничего не изменится. Или Вы думаете, что «переливая пустое в порожнее» можно решить проблемы? Согласитесь нет. И потому дискуссия первоначально заявленная, постепенно скатывается на обсуждение более приземлённых вопросов. Что-то в конце концов необходимо обсуждать.

    • аноним

      с вами согласятся все марийцы, Мер КаНаш и Оньыжа- пустые места! потому и выбраны на данные должности инертные люди. А нужно ли насильно удерживать язык, культуру? Нужны ли национальные республики? зачем? уже с детского сада все дети разговаривают на русском языке. Молодежь за слияние национальностей. На современном этапе развития общества национальности не нужны. Они мешают прогрессу.

  12. Действительно, нет ни одного, хотя были предложения. В связи с переносом съезда необходимо;
    1. Провести повторные сходы и выбрать достойных делегатов, а не тех, кого предлагают чиновники.
    2. Если существующий Мер КаНаш будет против, а он будет против, все ровно провести повторные сходы в марийских деревнях и выбрать делегатов. Для чего это нужно?
    3. Параллельно с чиновничьим съездом, народный съезд, за основу можно взять конференцию Марий Ушем.
    4. НА конференции (съезде) решить все вопросы в том числе и выборы народного ОНЬЫЖИ и обновленный состав Совет марийцев России.

  13. Витя

    Уважаемый Радугин! Ничего-то Вы не сможете, ничего-то Вы не сделаете. Тому пара десятков причин. Назову главные. Как Путин выстроил в России вертикальную систему управления, так МерКанаш так же эту систему вертикали повторил. Там же все чиновники, а они действуют так, как скажет начальник. И везде у них свои люди, зависимые бюджетники. Надо ли доказывать, что Путин всесильный царь, а этот состав МерКанаша, выстроивший тоже такую же вертикаль, будет вечен, и ни Вы, и никто другой ничего не сделаете. Это 1-я причина. Теперь о 2-ой. Этот Мерканаш – маркеловский. И Маркелов Мерканаш и все марийское нац. движение поставил под жесткий контроль силовиков и спецслужб. Т.е. все активные марийцы находятся под пристальным и неусыпным оком спецслужб. Кто-нибудь рыпнется, найдется более активный – тут же с ним что-нибудь случается. Это почерк спецслужб. 3-я причина. Слабый и вялый Мариушем. Почти бездействующий, т.к. под жестким колпаком спецслужб. Если нет организации, которые защищают интересы народа, интересы простых людей, то такой народ исчезает, гибнет. Хоть одного человека защитил Мариушем? Есть еще пара десятков причин, чтобы мы сидели у своих компьютеров и ничего не делали. Я вижу десятки причин, чтобы ничего не делать. Но вижу и возможности, которые помогут всем нам преодолеть и эту вертикаль власти и противостоять беспределу спецслужб и помочь Мариушему стать сильной и авторитетной организацией . Рассказать о возможностях и о том, что нужно делать, или будем сидеть и всех и все поливать грязью и помоями?

  14. хоть одного человека защитил Мариушем ?

    Не защитника искать бы себе — самим становиться сильнее — умом духом. Учиться у других. Мир большой, не только у мари аналогичные проблемы — и в прошлом, и в настоящем.
    Император — не помощь, местные бояре — тем более.
    Думать надо, с кем консолидироваться. Следить, что происходит в мире — не в зомбоящике. Не мыслить лишь «счастливым» прошлым. Назад дороги нет. Об этом бы подумать и общественным организациям. А сидение за компьютером не гарантия обучения, понимания и прошлого, и настоящего: непросто плавать в информационном океане фейков, мистической мути, дезинформации, кот. значительно больше, нежели объективной, достоверной. Вот в этом бы более продвинутым в возможностях познания, более способным в познании, ориентировании в вопросах «как нам жить» помочь остальным потребителям, сидящим у своих компьютеров, — не забывая, что любая власть не вечна…
    Общественников можно понять: у них нет времени учиться. Они пытаются, как бы вынуждены заниматься тем, чем должны бы заниматься госструктуры, но не занимаются, не считают нужным — по указке сверху или без указки, заботясь, прежде всего, о себе любимых.
    Проблема в том, что время убыстряется, происходят глобальные изменения, на которые без постоянного отслеживания, анализирования невозможно адекватно реагировать «на своих местах». Руководители обществ. организаций запаздывают, находясь в плену прошлый идей, схем, моделей («предатели коммунисты, но «свои» или «Путин нам поможет», т.п.) и не могут адекватно реагировать на вызовы времени.
    Не переосмыслив прошлого, невозможно адекватно реагировать на вызовы настоящего — с перспективой будущего.
    Очень распространённый среди россиян патернализм не дает перспектив развития, выживания в будущем.

  15. Морко марий

    Кунар лудам комментарий-влакым, тунар чот о:рам. Улыт шуко марий «палыше-влак», кудышт йо:ратат весын лоНылыш возымыжым то:рлаташ. Пашаште ик буквам йоНылыш шындымым тергаш огеш ку:л, айдеме воза тудым, мо чоныштыжо уло. Марий калык! Айда весын йоНылышыжым огына терге, а пырля погынен тыршена, кузе шкенам тиде лавыра гыч лукташ да уеш тушко пураш огыл. Юмо дене пырля!

    • Алексей Ротшильд

      Как она смогла? Лариса Яковлева вообще в грязь не попадала.Как так получилось? А мы как попали в грязь всем населением РФ? Вот в чём вопрос. Надо искать причины.

  16. Аноним

    Чем отмена крепостного права навредила России
    https://vz.ru/politics/2020/3/30/1031520.html

    • Ошейник раба всегда легче доспехов воина

      https://www.youtube.com/watch?v=-bNuaXoKgZY
      ООО «РОССИЯ»
      Владелец компании Путин В.В.
      ген.директор. Путин В.В.
      Соучредители вся государственная дума
      Число рабов около 140000000 млн.
      Россия уверенно приближается к идеологии Северной Кореи.
      «Страна двигается вперёд и динамично развивается!» В.В.Путин
      Вот так!

    • Утятин-Князь

      «Помещик наш: Утятин-князь!»
      «Чего же он куражится?
      Теперь порядки новые,
      А он дурит по-старому:
      Сенцо сухим-сухохонько —
      Велел пересушить!»

      «Не только над помещиком,
      Привычка над крестьянином
      Сильна, — сказал Пахом…

    • Аноним

      Русские крепостнические порядки (отношения хозяин — раб) к мари, как и к многим малым коренным народам, непосредственное отношения не имели. Существовала рекрутская повинность. Но, в целом, вплоть до 20 века мари жили с ограничением свобод и множеством запретов, но замкнуто, сами с собой.

  17. Алевтина великая и прозорливая

    Дедушка, вы поработали для себя, не лезьте, а покушайте кашки. Поспите, кто вы против и после зенкина, он вас ещё назвал, но ведь все общественное движение вместе с козловым сгубили именно вы. Я даже не знаю, как вас назвать, мочаев хоть прямо обманывает себя, научился, а вы?

  18. Бедный Радыгин

    А не ты ли помогал уничтожать относительно независимое марийское нац. движение в начале 2000-ых? Помнится именно ты бегал к Маркелову и стучал на других и предлагал себя. Именно ты в компании с Васютиным, Мочаевым, Юзыкайном помогал Маркелову убрать с должности Оньыжи Козлова в 2008 г. и протолкнуть ставленницу Маркелова Ларису Яковлеву в оныжихи.
    Потом у вас провластных=прорусских продажных псов между собой в Мер каҥаш возникли какие-то проблемы между собой, теперь ты тут выставляешь себя в качестве героя — борца за справедливость… Смешно… Именно ты и твои друзья из Мер каҥаш уничтожили даже малейшую независимость в марийском нац. движении…

  19. комплекс национальной неполноценности

    Эх Радыгин вы же сам такой!
    Почему так происходит ответ очевиден мы имеем дело уже не с марийцами, а то что называют после марийцами т.е. постмарийцы, большинство из них застряли в недалеком нашем советском прошлом ибо они ещё являются советскими людьми а не марийцами, никаких инициатив за вас кто-то думает, вам «низкопробному» человеку думать запрещено, вообще это проблема не только марийцев, а всего российского общества, РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК УЖЕ НЕ МОЖЕТ МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО У НЕГО НЕТ МЫСЛЕЙ, вот и называется приехали.
    Сколько у нас людей как Радыгин, Сануков в % от общества, вот так!
    На самом деле это государство уже никому не нужно в том числе и государственным работникам типа Евстифеева, работникам судов, ментам, ОМОНу и т.д. ведь они видят в государстве только свою зарплату и всё. Вот так! А простому населению тем более оно
    не нужно правда они ещё сами об этом не знают, но перестанут платить зарплату, в магазинах исчезнет последняя буханка, и вот тогда?
    Много выйдет на улицу?? грудью на защиту государства, вот так!
    Вы зайдите на любой форум почитайте комментарии например у того же Дмитрия Потапенко, 3000 комментариев за 2 дня и все они однотипные, примерно на 500 комментариев один стоящий, это об чем то говорит?
    Почитаем товарища зенкина цитата
    «Это не англосаксонская модель индивидуализма и накала эгоизмов в борьбе за материальные ресурсы-интересы, это и не иудейско-христианская доктрина, которая давно уже предала Христа и в союзе с преступными государствами в накоплении и наживе.»
    Вот поэтому у нас и всё так и происходит в нашем обществе потому-что в нём слишком много зенкиных!!!!!!!
    Всё что кругом вы видите ВСЁ ЭТО ПРИДУМАНО ИНДИВИДУАЛАМИ!!!!!!
    Разве не так?
    ВЕСЬ МИР ДЕРЖИТСЯ НА НЕБОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ ЛЮДЕЙ,
    которые что называется двигают человечество вперёд!
    Не будь их не было бы компьютеров, смартофонов, сотовых телефонов, гаджетов, и ещё можно назвать не один миллион вещей которые придуманы индивидуалами.
    Разве не так?
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Баффетт,_Уоррен
    Много у нас таких людей?
    Сможешь заработать пусть нечестным грабительским путём в нашем государстве?
    А потом перевести это в благотворительный фонд?
    Вот так! Свою семью прокорми болван! (не к Радыгину)
    Вы думаете он один такой? Да ни хрена в прессе частенько можно слышать, что такой-то хрен перевел n сумму в помощь борьбы с нищетой, хотя и там государство неплохо защищает человека от государства!
    https://lenta.ru/news/2020/03/19/doll/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.com%2Fnews
    Да государство у нас такое готово платить МЗ человеку лишь для поддержания жизненных функций, чтоб не сдох ненароком, в отличии от западных сообществ ИНДИВИДУЛОВ! где еще предусматривается «ЕМУ ЖЕ НУЖНО СХОДИТ В КИНО»
    «ДА НА МОРОЖКУ НАДО»
    Так что товарищ зенкин 1000 раз не прав, ругая западное сообщество ИДИВИДУАЛОВ, Их общество гораздо лучше человека защищает ИМЕННО КАК ЧЕЛОЕКА!
    Разве не так?
    Ферштейн?

    • Мәргән

      Причина может кроется в том, что разрушена самая младшая ячейка национального общества — род (казах. ру одақ), определяемый, в первую очередь, по отцу (мари — мужчина). Без родов (тейпов) не мыслим народ. А роды объединяет между собой национальный язык и общая история. Например, любой казах, как правило, знает о своём шежіре. А знает ли «марган» о «йы́жыҥ-урлык»?

Добавить комментарий для Алексей РотшильдОтменить ответ