«Нет людей, которые выступят в защиту прав своего народа»

Vybory_delegatov_SNM_J-Ola_00

В Йошкар-Оле с 9 по 11 апреля пройдет съезд марийского народа. Он проводится раз в четыре года и на нем обсуждаются вопросы сохранения культуры, языка и другие вопросы. Съезды мари считаются переговорной площадкой для выработки предложений. В них участвуют представители мари, избранные в том числе в регионах компактного проживания. В конце прошлой недели выборами делегатов от Йошкар-Олы завершилось избрание участников съезда из Марий Эл. В российских регионах этот процесс еще продолжается. О чем говорили на съездах марийского народа, какие решения принимали, как относились к главам региона и президентам? Как участие в съезде контролируют местные чиновники, кто стал делегатом в нынешнем году, а кого не допустили — все подробности в материале «Idel.Реалии».

О ГНИЛОМ БОЛОТЕ И КАДРОВОМ ВОПРОСЕ

За сто лет марийцы собирались на съезды десять раз. Первые два всемарийских форума прошли с разницей в год: в июле 1917 в Бирске (ныне часть Башкортостана) состоялся первый съезд, а в июне 1918 в Казани прошел второй. После них возникла 74-летняя пауза — в советский период, несмотря на административное обособление по национальному признаку, создание автономной области, а затем и республики марийцев, национальное движение находилось под запретом.

Третий съезд народа мари прошел в октябре 1992 года. Он был созван по инициативе демократического общественного объединения «Марий Ушем», незадолго до этого возобновившего свою деятельность тоже после более чем семидесятилетнего перерыва. На открытии съезда выступил госсекретарь республики Марий Эл Николай Рыбаков. Он назвал период 1930-х гнилым болотом, сказал, что в годы культа личности Сталина генофонд марийского народа был уничтожен в корне.

Рыбаков говорил об уменьшении числа марийцев, знающих родной язык (на 15 процентов за тридцать лет), необходимости заботиться об экологии, будущем марийских деревень.

Председатель правления «Марий Ушем» Василий Пектеев обратил внимание на кадровую политику советских времен, он сослался на мнение одного из вышестоящих партийных работников, что «среди марийцев нет способных к руководству людей».

В 1992 году была принята резолюция, учреждающая съезд мари, как орган общественного самоуправления народа. Он был наделен правом законодательной инициативы. Управляющим органом между всемарийскими съездами (28 лет назад их решили проводить раз в два года) стал «Мер Каҥаш» (тогда его название переводилось как «Большой совет», позже — «Всемарийский совет»).

Тогда же на съезде обсуждали декларацию о национальном возрождении народа мари. В ее тексте были положения о справедливом национальном представительстве в будущем высшем органе власти республики — профессиональном Парламенте, и в местных органах власти.

Главным условием этнокультурного возрождения марийцев должна была стать национальная школа. Съезд призвал воссоздать ликвидированную среднюю общеобразовательную национальную школу (в том числе в регионах проживания марийской диаспоры). Другое предложение касалось создания национальной академии.

Была принята резолюция о марийском (горном и луговом) языке — в качестве государственного в Марий Эл, наряду с государственным языком Российской Федерации. Она предполагала систему мер, стимулирующих знание марийского языка чиновниками. Съезд рекомендовал Верховному совету Марий Эл принять закон об образовании, предусматривающий обязательное изучение марийского языка, истории и культуры народа мари во всех государственных учебных заведениях республики. Предусматривался постепенный переход к системе марийской общеобразовательной школы с преподаванием всех предметов на родном языке.

В резолюции, посвященной концепции будущей Конституции Марий Эл (она была принята через три года, в июне 1995 года) участники съезда предложили дать развернутое и конкретизированное понимание государственного суверенитета, как «верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти республики на всей ее территории, исходя из неотъемлемого права марийского народа на самоопределение». В 1991 году по инициативе объединения «Марий Ушем» народ мари был принят в Организацию непредставленных народов (ОНН); съезд одобрил это решение и подтвердил членство марийского народа в этой организации.

«НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ В ИЗОЛЯЦИИ»

В октябре 1996 года на открытии четвертого съезда мари выступил президент республики Владислав Зотин. Он приводил примеры сотрудничества Марий Эл с соседними регионами (договор о дружбе и сотрудничестве с Татарстаном, договоры с Нижегородской и Кировской областями, Удмуртией).

«Есть у нас пока определенная натянутость отношений с Чувашией, связанная с проблемой Чебоксарской ГЭС», — признался на съезде Зотин. Но это, по его словам, не сказалось на «очень добросердечных отношениях между марийцами и чувашами».

Президент упомянул и о международных контактах Марий Эл: соглашениях с Финляндией, Эстонией, Венгрией, американским штатом Мэриленд («Земля Мери и Земля Мари подписывают соглашение — такой был шутливый разговор с губернатором штата»).

«Нельзя жить в изоляции. У нас раньше все слишком военизировано было. Даже Йошкар-Олу можно было найти не на всех картах», — сказал Зотин. Во время своей речи он упомянул о строительстве школ в районах компактного проживания мари в Татарстане, поблагодарил за это тогдашнего президента Минтимера Шаймиева. Обратился к президенту Башкортостана и кировскому губернатору с просьбой последовать примеру татарстанского коллеги и построить школы для марийских детей.

Резолюции четвертого съезда мари были посвящены политической, социально-экономической ситуации, вопросам культуры, государственной языковой, молодежной, информационной политике. Участники съезда признали «недопустимым навязывание идеи новому составу Государственного собрания об отмене положения о знании государственных языков Марий Эл (марийского лугового и горного) в законе о выборах президента республики. Съезд предложил создать государственную комиссию по развитию марийского языка, создать Марийское информационное агентство (МарИА), открыть его бюро в Москве и Таллинне, увеличить вещание на марийском языке.

ПРОТИВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОВОКАЦИИ

На прошедшем в июне 2000 года пятом съезде марийского народа действующий президент республики Вячеслав Кислицын сначала выступил на открытии, а затем стал объектом критики. Делегаты съезда и члены Центрального совета мари выпустили публичное обращение к недавно избранному президентом России Владимиру Путину.

Они попросили его «остановить готовящуюся под руководством президента республики политическую провокацию, которая нанесет серьезный ущерб межнациональным отношениям». Претензии к Кислицыну основывались на том, что он возможно «решил использовать съезд народа мари в своих целях, чтобы получить политическую поддержку для избрания президентом на второй срок».

Причины для подозрений у национального сообщества были, они названы в обращении. Во-первых, подготовкой съезда занимался не центральный совет мари, а впервые — правительство Марий Эл. Делегатов избирали по заранее заготовленным спискам, составленным республиканскими и районными чиновниками. Основным вопросом съезда стал вопрос о социально-экономическом положении Марий Эл.

Об остальных темах участники съезда ничего не знали. На съезде 2000 года был принят устав общественного движения «Марийский национальный конгресс». На прошедших в декабре 2000 выборах Вячеслав Кислицын занял второе место. Его опередил москвич, служивший в Марий Эл, Леонид Маркелов.

БЕЗГРАМОТНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

При Маркелове четырехлетний цикл возобновившихся всемарийских съездов был нарушен в первый и единственный за всю историю раз. Через год с небольшим после избрания нового президента республики, в апреле 2002 года состоялся шестой съезд народа мари. Во всех справочниках он обозначен как внеочередной чрезвычайный. Было принято постановление, основанное на докладе председателя Всемарийского совета Виктора Николаева.

В постановлении обращалось внимание на ухудшение социально-экономической ситуации в республике с приходом Маркелова. Нового президента обвинили в контроле над СМИ, выпускающими «дозированную правду». В постановлении шла речь о растущей волне банкротств предприятий, продаже госсобственности по заниженным ценам, сокращении посевных площадей и поголовья скота: «Президент Марий Эл вместо созидательной работы на благо избравших его граждан, занят поиском врагов, политических противников. Демонстрирует подчеркнутое неуважение к марийскому народу, пытается рассорить его лидеров».

На внеочередном съезде подчеркнули: «в республике нарастают антидемократические проявления власти, авторитаризм стремится подавить волю и энергию народов Марий Эл». Президент безграмотен в национальных вопросах, ему чужды принципы демократии, подчеркнули авторы постановления. Это ведет к межнациональной розни, подрыву авторитета России на международной арене.

Съезд признал политику Леонида Маркелова антинародной, выразил ему недоверие и предложил добровольно оставить пост президента.

Съезд также принял обращение по поводу предстоящей даты, 450-летия присоединения Марийского края к Русскому государству (15 октября 2002 года). По мнению делегатов, его недопустимо отмечать как славный юбилей — «это судьбоносное значение следует воспринимать как историческую данность; призываем марийский народ провести его как День памяти предков».

КОЗЛОВ И РЕЗОЛЮЦИЯ ЕВРОПАРЛАМЕНТА

Седьмой Всемарийский съезд в марте 2004 года проходил при содействии министерства культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл. Республиканские чиновники во второй раз приняли на себя роль соорганизаторов. В день открытия с речью о положении дел в национальной сфере выступил не глава региона, а министр культуры, Михаил Васютин.

Министр образования Марий Эл Галина Швецова отвечала на вопросы участников съезда, касающиеся изменений в изучении марийского языка. Она сказала, что родители, как правило, не заинтересованы в изучении марийского языка их детьми. И что «дискуссия вокруг преподавания марийского (в конце 1990-х — начале 2000-х марийский язык был обязательным предметом во всех школах республики) была инициирована русскоязычным населением». По словам Швецовой, отдел национальных школ в Минобразования был закрыт в связи с реструктуризацией (вместо него открыли сектор национальных вопросов образования).

Всемарийский съезд оценил кадровую политику правительства Марий Эл как не соответствующую духу и характеру национальной республики. Председателем Всемарийского совета (Оньыжа) был избран журналист и общественник Владимир Козлов. В период своего председательства Козлов много выступал на международных форумах. Он обращал внимание на правовую ситуацию в республике, критиковал национальную политику, проводимую чиновниками. В начале 2005 года на Козлова напали трое неизвестных. Они избили его металлическими прутьями. Лидер национального движения оказался в больнице с черепно-мозговой травмой.

Через несколько месяцев Европарламент принял резолюцию «О нарушении прав человека в Марий Эл». В ней говорилось о том, что образование на марийском языке затруднено, значительно сократился выпуск учебников на марийском языке. В Эстонии, Финляндии и Венгрии прошла кампания по сбору подписей в поддержку марийцев.

По мнению чиновников МИД России, «власти Марий Эл проводили разумную политику, направленную на поддержку и развитие марийской культуры, сотрудничество и взаимодействие различных этнических групп». Госудума выразила протест в связи с посвященной Марий Эл резолюцией Европарламента. Депутаты назвали оценку ситуации в республике бездоказательной.

ВЫБОР ОНЬЫЖА

Перед проведением восьмого съезда (он состоялся в апреле 2008 года) Владимир Козлов опубликовал заявление о многочисленных нарушениях, допущенных во время проведения Йошкар-Олинской конференции по выборам делегатов на съезд. Она началась в 17 часов 26 марта, а завершилась ночью 27 числа. Не был избран секретариат, а итоговый протокол не подписали несколько ключевых представителей оргкомитета. По словам Козлова, в выборы делегатов вмешивались чиновники.

Оньыжа призвал провести повторную конференцию. Через несколько дней такое решение принял и Всемарийский совет. Альтернативная конференция состоялась на берегу Малой Кокшаги, поскольку вход в здание горадминистрации Йошкар-Олы был заблокирован строительной и асфальтоукладочной техникой. В конференции приняли участие 70 человек. Они избрали на съезд 35 делегатов и семь наблюдателей. В окончательном списке делегатов от Йошкар-Олы, участвовавших в работе съезда, указаны фамилии 18 избранных на альтернативной конференции делегатов. Всего в съезде участвовали 35 делегатов от Йошкар-Олы.

Группа участников съезда, представляющих области и республики выступила со специальным заявлением. Они обратили внимание на то, что выборы делегатов решались зачастую вопреки мнению руководства «Мер Каҥаш» и «Марий Ушем» — организаторов и инициаторов всех Всемарийских съездов. По мнению этих делегатов, «отдельные члены оргкомитета, оформленные распоряжением президента Марий Эл, стали диктовать свою волю, фактически отстраняя от принятия решений действующих руководителей организаций-распорядителей».

В протоколе-стенограмме дня открытия съезда отмечается, что за его работой наблюдало очень небольшое число представителей СМИ, а пропуском вместо активистов «Марий Ушем» едва ли не впервые руководили представители Минкультуры.

В резолюциях восьмого съезда упоминаются «озабоченность высказываниями отдельных политиков о необходимости упразднения национально-территориальных образований в России», декларируется продолжающееся ухудшение социально-экономического положения сел и деревень республики.

Перед завершением съезда на нем избирают председателя Всемарийского совета на следующий четырехлетний срок. В 2008 году кандидатами на должность оньыжа были депутат Госуларственной думы от «Единой России» Лариса Яковлева и действующий председатель Владимир Козлов. Козлов демонстративно отказался представлять свою программу. Таким образом, он выразил протест против давления чиновников, «считая неуместным эту высокую должность, созданную народом, месить грязью, как это делается нынче». В итоге, «Мер каҥаш» возглавила Лариса Яковлева.

В 2012 году ее сменил на этой должности зампред марийского парламента Анатолий Иванов. В 2016 году оньыжой был избран исполнительный директор Марийского театра юного зрителя Эдуард Александров. В 2018 году Александров сменил место работы — сейчас он директор Общественно-политического центра республики Марий Эл. Он продолжает возглавлять Всемарийский совет.

2020 ГОД. КАК ЭТО БЫЛО

Одиннадцатый по счету Всемарийский съезд приходится на время руководства нового главы Марий Эл Александра Евстифеева. Его появление в республике, а скорее все же отставку его предшественника Леонида Маркелова национальные общественники встретили позитивно. Но довольно быстро этот период прошел.

При Евстифееве не улучшается ситуация с изучением марийского языка. Для многих стал шоком состав кабинета министров, обнародованный Евстифеевым после победы на выборах: в нем не только практически не осталось представителей мари, в меньшинстве и чиновники — уроженцы республики. Марийские общественные организации весной 2017 года попросили Евстифеева упразднить несогласованные с геральдическим советом герб и флаг образца 2011 года («c медведем») и вернуть легитимные символы предыдущего периода (они были актуализированы и законодательно утверждены также при Леониде Маркелове). Но этого пока не произошло.

В конце февраля выборами йошкар-олинских делегатов на Всемарийский съезд завершилось формирование участников из Марий Эл. Первый заместитель председателя «Мер Каҥаш» Валерий Мочаев рассказал корреспонденту «Idel.Реалии», как происходила организационная работа на это раз. По его словам, было принято решение отказаться от статуса наблюдателей — они присутствуют на съезде, но не имеют права голосовать. Такой статус на съезде 2016 года имел, к примеру, Владимир Козлов. Без наблюдателей появилась возможность изменить выборную квоту: раньше один делегат избирался от двух тысяч марийцев, а сейчас — от полутора тысяч. В Йошкар-Оле после этих изменений увеличилось число делегатов, 41 человек (а по итогам голосования на конференции, 41-й и 42-й кандидаты набрали равное число голосов, оргкомитет решил, что столицу республики представят на съезде 42 человека).

— У нас был предварительный список, сформированный по предложениям организаций, — сказал Мочаев. — В нем был 91 человек. На конференции мы обсудили его и приняли новые предложения. В результате, список увеличился до 105 кандидатов.

Столичная конференция проходит в большом зале городского собрания Йошкар-Олы. В президиуме находился мэр города Евгений Маслов. Он представил пятерых кандидатов в делегаты съезда от городской администрации. Кроме Маслова своих кандидатов назвали 26 организаций: театры, музей, Марийский госуниверситет, МарНИИЯЛИ, редакции марийских газет, Марийское книжное издательство, управление образования Йошкар-Олы, марийская епархия. Своих кандидатов представляли три районных землячества, общественные организации «Вий Ар», «Марий Ушем», «Саскавий», община «Марий Кумалтыш». Кандидаты могли выступить перед собравшимися. И некоторые воспользовались такой возможностью. Кандидат от ТЭЦ-1 сообщил, что не отказался бы стать со временем и главой Марий Эл.

Участников съезда определяли тайным голосованием. Каждый из пришедших на конференцию (присутствовало около 300 человек) должен был выбрать 41 фамилию из 105.

— Если в бюллетене будет отмечено 42 и больше фамилии, то он признается недействительным, — предупредил Валерий Мочаев. Итоги голосования подвели ближе к одиннадцати вечера (конференция началась в 17:30). Первые три места в рейтинговом голосовании заняли выдвиженцы Марийского национального театра имени М. Шкетана: художник Иван Ямбердов, директор театра Эрик Юзыкайн, главный режиссер Роман Алексеев. Замминистра культуры Галина Ширяева стала участницей Всемарийского съезда как представительница союза марийских женщин «Саскавий», председатель молодежной организации «У Вий» Николай Шабдаров прошел как выдвиженец по предложению художника Ямбердова. Председатель правления «Марий Ушем» Владимир Козлов стал единственным избранным делегатом от этой общественной организации.

Он прокомментировал по просьбе «Idel.Реалии» итоги йошкар-олинской конференции. Сказал, что изначально не намеревался участвовать и претендовать на присутствие на Всемарийском съезде. Тем не менее, прислушался к просьбам членов организации и пришел на конференцию. Козлов сказал, что для него при принятии решения важной оказалась информация о том, что многие общественники из районов не смогли стать делегатами съезда:

— На районных конференциях побеждают заведующие домами культуры, библиотекари — бюджетники. Общественников не избирают. Я точно могу сказать, что ни один такой человек не прошел в Куженерском, нет почти таких в Волжском районе. Мы обсуждали участие на правлении.

Козлов полагает, что избранные от Йошкар-Олы делегаты представляют из себя «вроде и неплохой состав: хорошие люди, знаменитые — начиная с Александра Абдулова (главного редактора газеты «Марий Эл»), театральных деятелей, певцов, известных в народе».

— Но получается так, что таких людей, которые могли бы выступить в защиту прав своего народа, сельского населения, почти не будет, — опасается председатель «Марий Ушем2. — Я не чувствую, что такие проблемные вопросы будут звучать на съезде на должном уровне.

Козлов сообщил, что намерен вновь заявить на съезде тему катастрофической ситуации в марийской деревне:

— По сравнению с прошлым съездом ничего не изменилось. Разве что только в худшую сторону. Инфраструктура уничтожается, клубы пустеют, библиотеки закрываются, не проводятся какие-то мероприятия для той же молодежи. При этом, деятели культуры умудряются приукрасить статистику. Но это они делают это в своих отчетах, а в реальной жизни все по-другому.

Председатель правления «Марий Ушем» ответил на вопрос о второй организации, использующей название «Союз Мари» зарегистрированной недавно Василием и Григорием Петровыми:

— Организации с таким названием две («исторический» «Марий Ушем», возглавляемый Козловым и зарегистрированная в феврале организация «Мари Ушем»), но новой мы не видели. (На конференции не было) ни одного их представителя. Может быть, они боятся выходить в народ, или им стыдно за то, что они внесли определенный раскол. Его можно было избежать, не пугать народ, что мы якобы не можем договариваться. Их сегодня ни кого не было. Возможно, что среди учредителей нет никого с йошкар-олинской пропиской. Но и их сторонников, о которых они рассказывали в госСМИ, не видно.

По словам Владимира Козлова, управление министерства юстиции по Марий Эл отказало в регистрации «Марий Ушем» вторично. Но учредители намерены продолжить попытки зарегистрировать организацию. При этом, она продолжает работать, ни о какой ликвидации речи нет. Необходимость регистрации, как ее определяет председатель, «это сейчас такой символический, сопернический жест, не более; связано с тем, что ситуация коснулась названия нашей организации».

ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ В РЕГИОНАХ

Активистка из деревни Мари-Суксы Актанышского района Татарстана Елена Ирдуганова рассказала в соцсетях, как проходят выборы делегатов на Всемарийский съезд в Закамье.

Она опубликовала пост о том, что марийские активисты из трех соседних районов Татарстана создали оргкомитет, провели сход по выбору делегата. Он прошел 27 февраля. Протокол отправили в оргкомитет съезда. Ирдуганова была среди избранных делегатов, но выяснилось, что зампредседателя «Мер Канаш», председатель национально-культурной автономии марийцев Татарстана Олег Третьяков лично определил, что участниками съезда будут другие люди.

На 11 марта назначен новый сход жителей. Ирдуганова уверена, что указанный Третьяковым кандидат победит. Она опасается, что при административной поддержке на сход соберут бюджетников, которые проголосуют за того, на кого им укажут. Активистка обратилась к жителям и попросила поддержать на сходе не административно назначенных кандидатов, а ее сторонников. Она напоминает, чего им удалось добиться за последнее время: отстояли местную школу, провели фестиваль дружбы, соревнования по нескольким видам спорта, выиграли грант, помогли местной больнице получить 3,5 миллиона рублей на благоустройство, заставили власти наладить уличное освещение.

Во Всемарийском съезде примут участие более 400 делегатов. 1 марта в Йошкар-Оле открылся штаб по проведению съезда. Организационный комитет съезда возглавляет глава Марий Эл Александр Евстифеев. В состав оргкомитета входят чиновники правительства республики и главы муниципальных образований. Съезд пройдет с 9 по 11 апреля.

Дмитрий Любимов

Источник: Idel.Реалии

66 комментариев

Filed under Статьи

66 responses to “«Нет людей, которые выступят в защиту прав своего народа»

  1. Аноним

    Общественников нет, снова одни проверенные и надежные люди , обслуживающие чиновников.

  2. аноним

    зачем вообще проводить очередной съезд, если не выполнены задачи предыдущего?

    • Аноним

      А зачем проводят голосование народа за поправки,хотя поправки уже приняты Госдумой и Президентом? — Да просто хотят крайним(ответственным) сделать народ, и отвести от себя обвинения. Когда спектакль будет сыгран и Конституцию окончательно утвердят-протесты и недовольства уже не посмотрят-мол,вы же сами проголосовали за изменения.Народ в очередной раз будет обманут и кинут-винить будет некого.

      Точно также и тут. Делегаты марийского съезда послушно проголосуют за предложенную «филькину грамоту»( резолюцию) и выберут подставного оньыжу (либо нынешнего Э.Александрова, либо нового — Е.Кузьмина). А далее на все обвинения в ничегонеделании Всемарйиского Совета и оньыжи — будет один ответ-«так ведь вы сами же утвердили резолюцию и выбрали такого бесхребетного оньыжу».

      То есть-во всем, как и в первом случае,будет виноват народ. Он сам выбрал свою судьбу. И винить будет некого.

      Жить или не жить марийскому народу — вопрос риторический. Его убивают руками васютиных, ширяевых, мочаевых, третьяковых, александровых, пушкиных и прочих.

      И винить-то вроде некого-свои же марийцы ведь убивают.

      • И винить-то вроде некого

        Потому что сейчас страна и общество тяжело больны, проблема в глубочайшем, торжествующем, всеобщем аморализме. В абсолютном абсурде, идиотизме, который ощутим на всех уровнях. В средневековье, куда мы падаем — не по чьей-то злой воле, а просто потому, что если нет движения вперед, то мир катится назад.
        К сожалению, не нормы определяют жизнь общества, а люди — управленцы.
        Если в стране нет своего механизма саморегуляции системы управления, механизмов сохранения преемственности курса да и самого курса нет, есть лишь нагромождение хитрых планов, за неимением инструментов преодоления субъективного фактора в политике, у власти нет интеллектуального ресурса, где система управления не имеет невидимого интеллектуального фундамента, то приход к власти тупиц имеет катастрофические последствия.
        Все очень жестко, всегда добиваются успеха проходимцы, хитрые аферисты, приспособленцы и хваткие пройдохи. И наверх они за собою выводят тех, кто может способствовать сохранению их успеха. Они знают народ, которым правят, знают как дурить. Они понимают специфику, фильтруют самих себя и сбрасывают вниз себе подобных, которые оказались не столь хитрыми или оторвались от реальности.
        Но что действительно хреново, так это очевидная тенденция на деградацию как низов, так и верхов.
        На формирование касты управляющих элита, далеко не чистая на руку, будет набирать выдающихся из низов или делегировать туда выдающихся из своих рядов. Эта каста нужна для выживания системы. Но ситуация такова, что даже в эту касту втаскивают себе подобных, либо идиотов с приспособленцами из низов — «лучших» из худших.

        • Аноним

          Имперская система хочет уничтожить инородцев. В данном случае «мер канаш», «марийский нац.конгресс» и их люди-это полицаи, служащие имперской системы. Получают за свою службу похлебку и прочие бонусы. Реальные патриоты марийского народа — это как партизан, гонимые имперской системой и ее прихвостнями-мочаевыми,васютиными и прочей шушерой…

          Прям как во времена Гитлера, правда? Фюрер, те же полицаи и предатели, те же партизаны и подпольщики. Говорят ведь,что история повторяется в разных вариациях.

        • Аноним

          У них уже ничего не получится. Всё, народ не потянет. Да и экономика страны уже не потянет. Это начало конца. Поэтому следует уже сейчас начинать думать ЧТО ДАЛЬШЕ? Что будем делать после Путина? И это не фантазии, это суровая действительность.
          Путин — как уж на сковородке. Конец близок.

          Как только трон под Путиным зашатается, через день Евстифеев сбежит к своей семье. И что тогда будет делать М.Васютин? Предполагаю, его Евстифеев с собой в Москву не заберёт. Ох отольются М.Васютину слёзы марийцев.

  3. Аноним

    Вообще какое отношение имеет Евстифеев к данному съезду народа мари? Это примерно тоже самое, если Путин будет организатором заседания украинской Рады. Самое большее, Евстифеева можно было бы пригласить в качестве гостя.

  4. Аноним

    Отчасти, мари сами ответственны за то, что интересы марий народа зачастую представляют немарийцы. Сначала идут на поводу, предавая свою национальную элиту (элита необязательно означает богатого или титулованного человека), можно сказать, лучших людей, а потом хотят, чтобы кто-то выступал в защиту их интересов. Также большой проблемой является и то, что, в действительности, настоящих мари осталось очень мало и их число сокращается с каждым годом. Поэтому мари, или их остаткам, надо ориентироваться прежде всего на давних союзников — татар и удмуртов, необходимо укреплять связи с соседними республиками.

    • Аноним

      А как по вашему должны поступать простые мари, когда национальная элита предаёт интересы народа. Разве не предательство элитой своего народа, предложение М.Васютина превратить традиционную веру в нечто фольклорное. И это по вашему выражению «лучшие люди»? Разве не предательство интересов народа мари, создание спойлера для старейшей общественной организации «Марий ушем» в виде организации под тем же названием? Вы с больной головы всё пытаетесь переложить на здоровую, или по другому, хотите поставить телегу впереди лошади. Элита, якобы марийская, является могильщиком настоящих мари. Вот поэтому настоящих мари становиться всё меньше. Как сметём эту «гнилую» коллаборционистскую элиту, так сразу увеличится количество настоящих мари. Вопрос надо ставить ребром, или элита за появление «настоящих мари», или она предатель интересов народа. По другому не выйдет. И вы это прекрасно понимаете.
      Что касается союзников из числа татар. Простые татары возможно и посочувствует где-то, но в целом придерживаются принципа «в чужие проблемы не встревать». Удмурты это конечно «единокровные братья», но в менталитете присутствует слабость характера, как впрочем и у большинства мари. Поэтому не следует ждать от кого-то помощи, никто не поможет. Нужно понять главное, именно народ мари способен помочь всем: удмуртам, башкирам, эрзя и т.д., в том числе и себе. Конечно это не говорит о том, что не следует укреплять связи с соседними народами, не с республиками, а с народами.

      • Аноним

        Васютин — не марийская фамилия.

        • Аноним

          Хватит тебе нести всякую чужь, у марийцы никогда не было фамили до 30 х годов 20 века, жили родами. Можно подумать что у тебя марийское фамилией, абсолютная без грамотность.

          • ЯгОдар

            Названия марийских родов и составляли основы марийский фамилий.

            • Аноним

              С вами согласен, в 30е годы проводили две фамильной реформы что бы каждая марийская семья имели свои фамили. Были целые марийские деревни носившие первоначальное родовое имя, во время рефоры многие марийцы брали свои фамилии от имени рода и до сих пор это сохранилось. Так же Васютин от древне марийского рода Васюта или Васют, верси может быть множесто. Один тут написал что Васюта это Украинское, уважаемые когда создавался род Васюта даже в природе не сушествовал такой этнос, народ Украинецы . Если вам интересно почитайте происхождение Барских черемис Виницкий области Украины., также черемисы Полтавшины и Черниговшины, в Курской области есть одноименной название Черемисовский район, стоило бы вам задуматся откуда там фамилией Васютин. Вообще очень интересно когда начинаешь рытся в старых исторических книгах. Войска Богдана Хмелницкого есть упоминание Барских черемисы или Липованских татар это и есть черемисы.

              • Васильсурск на месте Цепель

                Богдан Хмельницкий к Васюте никакого отношения не имеет.

              • Аноним

                Барские черемисы ассимилированы украинцами в конце XIX в.

              • Аноним

                «Горный» подобен троянскому коню для всех оставшихся мари (93% от общего числа).

                • Аноним

                  Аноним анониму, к сожалению ничего нового не открыл, думал что то дельное ответишь.

              • Аноним

                Но и вы согласитесь, если род Васюта, изначально черемисы, прижился в Виницкой области, но затем кто-то из представителей данного рода, предположим в третьем поколении, решил переехать на родину предков, это уже не настоящие черемисы. Во-первых они стали православными. Во-вторых, скорее всего они уже не говорят на марийском. Соответственно этому «эмигранту» не очень понятны проблемы местных черемис. Разве не так? И если языку можно достаточно быстро обучиться, то менталитет и веру поменять, достаточно длительный процесс. В таком случае, версия происхождения фамилии Васютин от «украинской»(барских черемисов) Васюта, становится достаточно убедительной.

                • Васильсурск на месте Цепель

                  У барских черемисов были не украинские имена. И потомков мигрировавших в Украину мари немного. Не стоит прицеплять данную ныне исчезнувшую отколовшуюся когда-то этническую группу к людям, никогда к ним не относящимся, использовать украинскую историю в своих целях.

                • Аноним

                  Мари в западном направлении должен ориентироваться на Прибалтику.

          • Қарт

            Жреческая фамилия. Ворон и жеребец на одном рисунке.

            • Хэрээ

              Жеребец вороной очень долго шёл и вернулся к началу. Сможете ли вы найти отличия в облике вороного жеребца до и после прохождения пути?
              (рис. 66a-1, 114d-3).
              Он постарел, этот жеребец, стал менее сообразительным. И его упрекают в этом.

      • Аноним

        У казахов все козыри в руках. Они, сами страдая, удружили многим народам в период репрессий: и немцам, и евреям, и чеченцам, и … «100 народов». И народы не забыли добро, в отличие от некоторых непомнящих.

      • Фамилия какая?

        Татары — достаточно многочисленный народ (треть населения страны, если не больше, в той или иной степени татары). Просто «промыты» мозги у многих. Но, здесь, правильнее сказать уже не татары, а тюркского происхождения люди.

  5. Аноним

    Тяжба за отстаивание интересов коренных народов везде, не только у марийцев

  6. Одним из резолюций съезда должно быть создание оргкомитета на 12 съезд. Куда включить обязательно членов общественных организаций.

    • Аноним

      Не прокатит. Что-то иное нужно. Нужно исходить из того, что делегаты будут голосовать только за то, что предложит оргкомитет съезда. Потому следует придумать иной подход.

  7. ошла сем

    НУ И СУКИ эти мочаевы васютины александровы петровы и им подобные полицаи

    • Аноним

      Такие во все времена были. Стоит только один раз дать слабину и оступиться, потом почти невозможно отмыться. И что им после этого остаётся? Вот они и продолжают ссучиваться.

      • Аноним

        И нехороших силовиков, и нехороших заключённых объединяет одно — все они не могут ослушаться, выйти за пределы системы, банально, трудоустроиться. На каждого есть компромат, инсценированное видео, смонтированная аудиозапись. В век развитой фармакологии и электроники масса средств человека загнать в рамки дозволенного.

    • Монголо-тюрко-финно-угр - далеко не главный

      Правда в том, что в существующей системе только «полицаи» и имеют шанс продолжить наследие марийского народа, а простые мари обречены на демариизацию дабы выжить, прокормить себя. Но вопрос в том, способны ли «полицаи» на развитие национального? Ответ на этот вопрос, кажется, очевиден. И любого можно сделать «сукой», если захотеть. Главное, что внутри у человека, за душой. Многих достойных мари и в 30-е опускали, не давали им свободы слова, действий. Многие ломались, уходили с трибун. Но кто от этого всего выигрывал?

      И в рядах «блатных» тоже были марийские люди: с ними «начальники» считались до поры — до времени, пока у вес имеющих среди заключённых было что-то национальное, но которое необходимо было перевоспитать. Их авторитет использовали в своих корыстных целях, чтобы переориентировать новоиспечённых, менее сильных духом представителей национальных меньшинств, но составляющих тогда большинство. Авторитетов тоже предавали, когда те начинали что-то понимать в этой системе.
      И соль в том, что в криминальном мире, что в обществе силовиков (наверное, в большей степени) реальная власть сосредоточена у представителей определённой группы национальностей, сложившейся исторически.

    • Аноним

      Это да, к сожалению у нас народ очень пассивный, многие просто не знают о всемарийское съезде, а знающие просто плевать хотели на это сборише.

  8. Аноним

    https://www.marpravda.ru/news/religiya/na-sezd-mari-zhdut-400-delegatov-iz-19-regionov/#news_comment
    комментарий:
    » на сегодня прошли два заседания оргкомитета, который возглавляет Глава Марий Эл Александр Евстифеев.»
    Не знал, что Евстифеев решил вдруг стать марийцем. Иначе трудно объяснить его руководство оргкомитетом съезда. Может тогда Евстифеев себя в качестве Оньыжы предложит, после Александрова? А что, это идея. И ведь выберут, ей богу. Делегаты съезда могут проголосовать даже за то, чтобы Евстифеев стал главным Картом. Тогда Евстифеев будет представлять марийскую традиционную веру, ну и народ мари. М.Васютину нужно над этим вопросом как следует подумать.

  9. Аноним

    Почему медведь останется на гербе Марий Эл
    https://7×7-journal.ru/posts/2020/03/11/—1583872876

    Вот какой вопрос следует вынести на обсуждение делегатам съезда народа мари. Подготовить обращение в адрес Путина, Госсобрания и главы региона. Обрисовать всю ситуацию с существующими символами. А ещё лучше подготовить данное обращение в адрес Путина до начала съезда от имени старейшей организации «Марий Ушем» и его отделений. Предложить провести опрос среди жителей республики на предмет оставить или вернуться к прежним символам республики, одновременно в день голосования по поправкам в Конституцию 22 апреля 2020 года. Такого рода опрос однозначно позволит привлечь больше людей на участки для голосования.

  10. как сметём эту "гнилую" коллаборционистскую элиту...

    2002 год, VI внеочередной съезд: «в республике НАРАСТАЮТ АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛАСТИ, авторитаризм стремится подавить волю и энергию народов Марий Эл», — не замечая (?), что антидемократические проявления нарастали в масштабах РФ и в 90-ые годы, чему подтверждением, в частности, было и мнение чиновников МИД России: «власти Марий Эл проводили разумную политику», т.е. это была Центральная политика, Маркелов же с Васютиным — лишь её исполнителями. В соответствии с Центральной политикой в дальнейшем идёт раскрутка: «В составе кабинета министров… не только практически не осталось представителей мари, в меньшинстве и чиновники — уроженцы республики…». Заклинания о «сохранении языка и культуры» зависали в воздухе уже давно, обессмысливаясь. «Сметем эту гнилую…», никакой не останется… — у власти.

    • Аноним

      Следует понимать, что «гниль» поражает любую «здоровую». Потому «гниль» следует полностью вычищать, после проводить санитарную обработку, и уже затем формировать «здоровую». Иначе хорошего «урожая»(результата) не дождаться. По поводу «никакой». Частично органы власти на местах уже сформированы. Потому ваши страхи ничем не обоснованы.
      «В составе кабинета министров… не только практически не осталось представителей мари, в меньшинстве и чиновники — уроженцы республики…».
      В составе кабинета министров не могут находиться представители мари. Чтобы они там появились, они должны пройти проверку на лояльность нынешним Центральным властям, то есть они должны полностью отказаться от защиты интересов своего народа. Только в этом случае они могут рассчитывать на кресло в кабинете министров. Пока только М.Васютин прошёл проверку на лояльность Центральным властям.

  11. аноним

    сдается мне, что, по всей видимости, XI съезд отменят из-за коронавируса!
    Город — количество заражений смертей
    Москва и Московская область 7 0
    Казань¹ 3 0
    Забайкальский край 1 0
    Тюменская область 1 0
    Санкт-Петербург 2 0
    Нижний Новгород 1 0
    Липецк и Липецкая область 3 0
    Калининградская область 1 0
    Белгородская область 1 0

  12. "Марий Эл ждет прекрасное будущее"

    Виталий Танаков: «Марий Эл ждет прекрасное будущее»

    Будущее марийского народа, марийского языка, экскурс в историю национального движения.
    Реформы в Марий Эл
    00:23 Как вы пришли в марийское национальное движение?
    02:38 О Съезде марийского народа
    04:41 Легитимность Съезда
    05:36 «Среди марийцев нет способных к руководству людей» Согласны с этим утверждением?
    07:57 Будущее марийского народа и марийского языка
    09:42 Стратегия развития Марий Эл
    13:23 Пенсионная система
    14:32 Реформа правоохранительной системы
    16:30 Реформа судебной системы
    17:42 Общественный контроль
    20:48 Обязательное владение марийским языком для чиновников и госслужащих

    • аноним

      да ничего вас не ждет! исчезнете как республика — и все! да и как нация -тоже!

      • Аноним

        ай молодец, ай красава. Не забудь зайди в секретариат Евстифеева, тебе выписали медальку.

    • Аноним

      Можно согласиться на 80%, с небольшими оговорками. Самая главная проблема, на современной этапе, это невозможность существования республики без наличия вооружённых сил. Нужна защита от внешних посягательств. Значит необходимо с кем-то договариваться. Предлагаемая система существования возможна только в обществе гармоничного развития, причём на уровне всей земли, или большей её части. Наверно это когда-то произойдёт, но сейчас необходимо существовать в современных реалиях, при этом пытаться повысить уровень самосознания всех народов населяющих Землю. И роль народа мари как раз в этом заключается. Как это делать, вот это вопрос обсуждения.

    • Аноним

      Пожалуй самый главный вопрос это вопрос финансовой системы.
      https://www.zaxodi-v-internet.ru/citata-ne-rotshilda.html
      «Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела, кто будет устанавливать там законы»
      По-немецки:
      «Lass mich das Geld einer Nation drucken und kontrollieren, und ich mache mir nichts draus, wer die Gesetze schreibt».
      Перевод с немецкого:
      «Позвольте мне печатать и контролировать деньги нации, и меня не волнует, кто пишет её законы».
      НЕ СОЗДАВ СОБСТВЕННУЮ ЭФФЕКТИВНУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ НЕВОЗМОЖНО ЧТО-ЛИБО ПРЕОБРАЗОВАТЬ. ВСЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СТРАН МИРА ПОДЧИНЯЮТСЯ ХОЗЯЕВАМ «ДЕНЕГ», В ТОМ ЧИСЛЕ И РОССИИ.

  13. Аноним

    С народом МАРИ всегда все наоборот.
    Вот Маркелыч грозился «Я этих марийцев в лес загоню-ю-ю!»
    Но Ош поро Кугу Юмо его покарал за это. Маркелыч сам себя загнал. Знаете куда.
    Много таких примеров. Не хочется глумиться. В нашу деревню приехал чужак. Прихватизировал землю. На замечание местных старожилов сказал, что чихать на вашего бога. Я другой веры и у меня свой бог..
    Но такого хамского отношения наша земля не потерпела.
    Этого хама мы уже не видим около десяти лет. А земля ничья. Она осталась. Да сама по себе.
    Никому не дано определить судьбу другого.
    «Ничего вас не ждет» может обернуться против того, кто это изрёк. Это спокойно. Чуть-чуть и неминуемо.

  14. Как вышло бы не так?

    Епископ Исраэл, обращаясь к новообращенным «хонам» – гуннам, произносил такие слова: «И вот согласитесь со мной: в этот великий день [праздник Пасхи] прежде всего должно быть сожжено громогласное кладбище, называемое Даркунанд, руками этих уверовавших старших жрецов. Они должны пойти туда с проклятиями и сжечь [кладбище-рощу], лишь после того они могут быть крещены и причащены» (Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. Г. Смбатяна. Ереван: Матенадаран, 1984).

  15. на Кладбище тишина и покой!

    Парламент Татарстана принял специальное обращение к президенту России в связи с изменением Конституции.
    В Госсовете напомнили, что до сих пор «не приняты анонсированные новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования», а «в имеющихся проектах указанных стандартов положения, касающиеся родных языков, остаются весьма размытыми». «Требования к предметным результатам разработаны ко всем учебным предметам, кроме родных языков и литературы, а также государственных языков республик.

    Более того, государственные языки в образовательных стандартах по статусу оказываются ниже иностранных, так как два иностранных языка являются обязательными к изучению, а государственные языки республик — нет», — заявили депутаты.
    Они подчеркнули, что «эти и ряд других проблемных вопросов не решаются длительное время».

    «Обращаемся к вам как гаранту Конституции РФ с просьбой взять эту работу под особый контроль», — сказано в документе.
    https://news.mail.ru/politics/40915759/

    • Аноним

      Никто не станет обращать внимания на такого рода обращения. На данный момент власть не этим озабочена. Практически на наших глазах происходит самоуничтожение власти в России.
      Аналитический обзор с Валерием Соловьем и Дмитрием Потапенко #17: про обнуление ВВП и обвал рынков

      с начала до 2 минуты, с 20 минуты по 30 минуту, с 37 минуты по 47 минуту,
      Потому призыв Танакова, в любой момент необходимо быть готовыми к выполнению управленческих функций, подменив существующие госорганы на местах, становится не таким уж бредовым. И к этому надо готовится уже сейчас, не дожидаясь надвигающегося паралича власти. О том что паралич власти может наступить, начинают осознавать всё больше и больше граждан.

      • Никто не станет обращать внимания на такого рода обращения

        На вас точно никто не обратит, да кому вы нужны кроме как
        Фсб-конторки, а власть в россейке закончится тогда когда вам
        ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯЮЩИМ СВОЮ РАБОТУ!
        работникам судов, ментам, омону и т.д. а также
        и всевозможным Еленам Ирдугановым и Ротшильдам-Собесам и др. перестанут платить зарплату из вашей Фсб-конторки!
        Вот тогда и будет ПАРАЛИЧ власти, а так есть только ваша болтовня
        никому не нужная. Госсовет Татарстана это не вы, это настоящий орган власти Республики Татарстан!
        «Гаранты» Конституции в кавычках обязаны знать и прислушиваться
        к мнению Республик или надо давно уже Парашку распускать!
        Вот только так! В России 21 Республика между прочим!
        Надо реальные дела делать а не болтовней заниматься!

  16. "положения ...весьма размыты"

    «размытость» — излюбленный приём манипулирования…

  17. "Марий Эл ждёт прекрасное будущее"

    С «магами» — вчерашними электриками, трактористами, пр. т.п. — во главе не создавалось, не создаётся прекрасное будущее, тем более в 21 веке.
    «Магия» необходима для «успокоения», отвлечения внимания, но не для обустройства жизни.
    Ещё один Зенкин, маг-успокоитель. Вдохновитель ленинских «полезных идиотов», полезных вершителям судеб во времена гибридной политики.

    • Аноним

      Вы до сих пор не ощущали влияния магии в повседневной жизни? Неужели вы предполагаете, что магия исчезла в 21 веке? Какой же вы всё таки «необразованный». Складывается впечатление, что вы и не мари по национальности, иначе высказывались бы более осторожно.
      Магическая защита власти разрушается

  18. Илья Бирский

    Как наказы делегатам предлагаю на съезде марийского народа рассмотреть следующие вопросы:
    — О круглосуточном спутниковом телеканале на марийском языке.
    — О радиовещании на марийском языке в восточномарийских регионах.
    — О реформе марийской грамматики.
    — О придании статуса «официального» марийскому языку в местах компактного проживания мари за пределами Марий Эл.
    — Об улучшении преподавания марийского языка и возрождении национальной школы.
    — О признании геноцидом уничтожение марийского народа при Иване Грозном и переносе памятника Оболенскому.
    — О строительстве марийского религиозно-культурного и общественного центра — храма марийской веры в Йошкар-Оле с финансированием из государственного бюджета и расположении в них штабов всеросийских организаций «Марий ушем» и МТР.
    Считаю единение Марий ушема республики Марий Эл и всех национально-культурных объединений за пределами Марий Эл делом ближайшего будущего.
    Это может быть одним из вопросов для обсуждения на юбилейной конференции Марий ушем 11 апреля.

  19. Лайд Козлов

    Поро, Илья!
    Ваши наказы мы учтём (с уточнениями, например, о реформе грамматики…).
    Уточняем время проведения — это будет 12 апреля. Начало в 10.00.
    Информацию можно нашйти на сайте «Марий ушем» по адресу — https://xn--80akiemey0a9b.xn--p1ai/

    • Илья Бирский

      Культурная автономия «Ший корно» марийцев Ленинградской области вступает в Союз с Марий ушемом Республики Марий Эл. То есть это налаживание горизонтальных связей, без юридического оформления, о чём я и раньше говорил. Председатель культурной автономии «Ший корно» Соловьёва Евдокия Евдокимовна лично прибудет на юбилейную конференцию Марий ушем. Предлагаю всем организациям, объединениям марийцев за пределами Марий Эл, культурным автономиям и т.д. вступить в Союз с Марий ушемом Марий Эл, возможно, с созданием Всероссийского Координационного Совета при Марий ушеме Марий Эл, где будут руководители или представители этих организаций. Вопрос, естественно, требует обсуждения, который возможен на конференции, на секциях марйского сьезда и публично в любом кругу, что я и делаю, ибо нету в этом ничьих личных интересов, это для всех, для кого интересы марийского народа превыше всего.

    • Елена

      Вл. Ник. уточните, пожалуйста! я так понимаю, что 12 апреля в г. Йошкар Ола состоится собрание роо «Марий ушем»? Нам—представителям регионов, можно будет участвовать? Татарстан, Башкирия и Киров?

  20. Вы до сих пор не ощущаете влияния магии...вы и не мари...

    Зрелый умом, образованный современный человек живёт не только ОЩУЩЕНИЯМИ, руководствуясь «магией повседневной жизни», а применяет операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция, др.
    Вы хотите загнать всех мари в «магию повседневной жизни», превратить их в стадо овец ?
    Предложенный вами ролик с размышлениями водителя, его «магическим прозрением» как раз является примером недостаточности магического мышления: всё же он мыслит и логически, замечая тотальную ложь, неправду в обращениях власти к народу.
    В словах водителя: «грамотные люди…в смысле профессионализма» — понимание того, что необходимым является способность рационально мыслить. Однако для власти характерно двоемыслие, двойная мораль: на простой люд, большинство напускает «магию», для себя любимых, для реализации своих шкурных интересов использует рацио, по крайней мере, пытается. «Магия» нужна для того, чтобы зависимое от воли власти большинство не мыслило рационально, критически, прослеживая причинно-следственные связи в решениях и действиях её, но лишь слепо верило — на уровне «духо-скрепной магии повседневной жизни» — в благость и незыблемость этой власти.
    «Постерегусь говорить об этом…» (слова водителя) — одно из подтверждений того, ЧТО именно является препятствием для возможности мыслить самостоятельно рационально и не быть слепым орудием, объектом власти.
    Не случайны завершающие слова водителя: «ПРОАНАЛИЗИРУЮ… уложится (осмыслю), тогда больше скажу», а сейчас пока — «сумбурно».
    МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ присуще, главным образом, первобытным племенам а также маленьким детям, которые не научились ещё разделять мир реальный от мира фантазии. Не пытайтесь в XXI веке загнать всех мари в первобытный мир. Это нереально.

    • Аноним

      Зачем столько замысловатых эпитетов? Зачем пытаетесь всё время педалировать на слово «водитель»? Разве водитель не может иметь склонность к мистическим практикам?
      Что касается вашего предположения: «Вы хотите загнать всех мари в «магию повседневной жизни», превратить их в стадо овец ?»
      Разве магические практики не присутствуют в повседневной жизни? Какие у вас странные ассоциации. Если человек пытается увидеть в повседневной жизни мистические проявления, а также следовать появляющимся подсказкам, то он по вашему является «овцой» из стада? Скорее наоборот. Человек получивший навыки различения, как правило действует самостоятельно, не следуя стадному чувству.
      «МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ присуще, главным образом, первобытным племенам а также маленьким детям, которые не научились ещё разделять мир реальный от мира фантазии».
      Как же вы далеко от истины. Вы даже не представляете, что вся власть «мировой элиты» построена на мистических практиках. И конечно же простым обывателям об этом не скажут. Зачем «овцам» знать о том, что им знать вовсе не обязательно.
      Вы допускаете, что человек с помощью определённых ритуалов может лечить, или наводить порчу на другого? А также надеюсь вы не будете спорить с утверждением, что человечество до сих пор не объяснило процесс мышления? Как это происходит? Но тем не менее предлагаете делить мир реальный и мир фантазий.
      «Не пытайтесь в XXI веке загнать всех мари в первобытный мир. Это нереально».
      Не пытаюсь. Лишь пытаюсь указать на связь мира проявленного и мира не проявленного. Всё имеет свою причину.
      ««Магия» нужна для того, чтобы зависимое от воли власти большинство не мыслило рационально, критически, прослеживая причинно-следственные связи в решениях и действиях её, но лишь слепо верило — на уровне «духо-скрепной магии повседневной жизни» — в благость и незыблемость этой власти».
      «Магия» нужна для того, чтобы человек понимал причинно-следственные связи возникших жизненных ситуаций, и каким образом обращаясь к мистическим практикам можно исправить ситуацию. Всё остальное ваши домыслы.
      Марийские бабушки сварили «дождевую кашу»
      https://mariuver.com/2016/06/page/2/

      Человек который стрелял ворон(маленькая история о карме)

  21. В Татарстане собирают письма в защиту преподавания татарского языка

    В Татарстане начат сбор писем, в которых призывают внести татарские учебники в федеральные списки, прекратить прокурорские проверки, вернуть возможность получать высшее образование и сдавать экзамены на татарском языке.
    https://www.idelreal.org/a/30488997.html

  22. Всё остальное - ваши домыслы

    Для того чтобы рассуждать на эти темы, прежде всего, надобно знать, что это: МАГИЯ, МИСТИКА, ЭПИТЕТЫ… причинно-следственные связи, навыки различения (различения чего?), склонность к магическим практикам (кому присуща эта склонность?) и т.д.
    Не владея понятийным аппаратом, рассматривающим духовную сферу человека, его мышление, человек не знает, о чём пытается рассуждать.
    «Процесс мышления», уважаемый, не человечество «объясняет», а рационально мыслящие его представители, исследователи, т.е. не всё человечество, в отношении всех это самообман. К примеру, Вы рационально не мыслите, а — магически и в силу этого являетесь благодатным объектом для использования мистических практик. Это когда «умом не понять.. чужим аршином не измерить..».
    Любопытно, Вы знаете, из каких источников позаимствовали представление о том, что «вся власть «мировой элиты» построена на
    мистических практиках» ? Надежные ли это источники? Дело в том, что, на самом деле, они являются примером противоположного, не стали бы элитой, пользуясь такими практиками. Такие практики требуются для тех, на ком обогащаются.

    • Аноним

      Попробуем с конца вашего комментария. «Такие практики требуются для тех, на ком обогащаются.» Можно добавить, достаточьно успешно эти практики применяют, те кто обогащается. А вот на ком обогащаются, как раз те и не владеют данными практиками. Потому считаю вы не совсем корректно выразили мысль данным предложением.
      «Процесс мышления», уважаемый, не человечество «объясняет», а рационально мыслящие его представители, исследователи, т.е.
      Надеюсь академика Наталью Бехтереву вы относите к рационально мыслящим исследователям?
      https://www.kazan.kp.ru/daily/23060/4613/
      МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
      Академик Наталья БЕХТЕРЕВА:Мы не знаем, как творим
      — Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь очень простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. Тысячи действий и поступков совершаются человеком под воздействием «матриц памяти» — простейших ячеек, касающихся лишь нашего обихода. А творческий процесс — это проявление нового качества, которое не содержится в этих «матрицах». Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом. Но как ученый, я еще не нашла этому доказательств.
      Нобелевский лауреат в области физиологии мозга Джон ЭККЛЗ:Человеком управляет нечто
      Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». По мнению ученых, «теория Дарвина имеет серьезные недостатки, потому что она совсем не рассматривает необычные проблемы, связанные с живыми организмами, обладающими мозговой деятельностью нематериального свойства». По предположениям ученых, человек — всего лишь биоробот с набором стандартных поведенческих программ. Им управляет Сознание через мозг, служащий приемником и вспомогательным сервисным компьютером, который всего лишь обрабатывает информацию. «Я могу экспериментально подтвердить, — пишет Экклз, — что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него и состоит из элементарных единиц «психонов», которые подают мозгу шифрованные сигналы. Извне».
      Итак, в начале ХХI века ученые пришли к парадоксальному выводу, что нынешние знания о мозге не позволяют объяснить ни работу сознания, ни механизм памяти.

      Теперь попробуйте понять своим умом и измерить своим аршином. Будет весьма любопытно прочитать, что в итоге намерили.
      Что касается склонности к магическим практикам (кому присуща эта склонность?). Эта склонность была присуща черемисам, и культивировалась с детства. Это навыки были необходимы для гармоничного существовании с ПРИРОДОЙ.

  23. Твари дрожащие!

    Ну проведут очередной никчемный и бестолковый съезд, якобы от марийского народа.
    Кому он нужен? Марийцам он не нужен,
    потому что ТАМ НИЧЕГО НЕ РЕШАЕТСЯ!!!!
    Нужен власти в лице Евстифеева и организаторам типа Чимари.
    Дескать работа проведена, съезд проведён!
    Организаторы получат похвалу от Евстифеева
    ВОН МАРИЙЦЫ ЕЩЁ ЖИВЫЕ ДАЖЕ ГОЛОС ПОДАЮТ!
    ДАЖЕ СЪЕЗД ПРОВЕЛИ?????
    Есть что показать иностранцам
    ДЕСКАТЬ РАБОТА и ЖИЗНЬ КИПИТ У МАРИЙЦЕВ?
    Толку от того что козлов расскажет о плохой жизни в деревне?
    А где она хороша? О плохих дорогах?
    А где они хорошие? в центре Йошкар-Олы они хорошие?
    Вот так! Даже на окраинах Йошкар-Олы уже невозможно проехать.
    Есть такая поговорка назвался груздем полезай в кузов.
    Нужно перестать быть тварью дрожащей!
    Ведь жизнь одна!
    Есть такие люди которые не то-что на съезде, а просто не могут сказать, выразится что есть называется как ГНАТЬ ПРАВДУ МАТКУ БЕЗ ПРИКРАС в никаком состоянии!!!
    Хоть в пьяном хоть, хоть в трезвом, хоть под анонимом
    ОН КАК ПАРТИЗАН ВСЁ РАВНО БУДЕТ МОЛЧАТЬ!
    ЧТОБЫ С НИМ НЕ ДЕЛАЛИ!!!
    Эх вы стыдно на вас смотреть со стороны!
    До какого вы состояния дошли твари дрожащие!!!

  24. Лайд Козлов

    Поро!
    Слово и понятие ТВАРЬ ты можешь спокойненько оставить себе. Мы, мариушемовцы, не принимаем! Пусть идёт адресату обратно.
    Если ты не дрожишь и, тем более, НЕТВАРЬ, открой забрало и вперед.
    А сейчас ждем от тебя не нытье и злорадства, а конкретных предложений от тебя и твоих единомышленников как Съезду мари, так и «Марий ушему». Но за спину прятаться не по-мужицки.
    «ГНАТЬ ПРАВДУ МАТКУ БЕЗ ПРИКРАС» — это единственное, что ты мог предложить? А в чем твоя правда-матка в отличие от нечеловеческой жизни и разрушенной инфраструктуры в сельской местности? Правда-матка в бла-бла не бывает. Она опирается на факты.
    Ты не стой в стороне и не будь простым наблюдателем с разинутым ртом, готовым что-то крикнуть, но не посмевшим это сделать публично.
    Если на кухне сидишь — сиди на кухне и не умничай через Интернет.
    Если боишься работу потерять — тоже. Или приходи к нам в «Марий ушем» и стань в ряды тех, кто рискует. Я не защищаю остальных организаций — они сами за себя ответят. Но на «Марий ушем» не трещи и не греши.
    Если коленки не трясутся, то с уважением приглашаю (имею честь это сделать лично) 12 марта к 10.00 часам на конференцию «Марий ушем» в Йошкар-Олу. Далеко?! Страшно?!.
    Будьте здоровы. Таза лийза. Здорова лида.
    Рушла серем, марий илышым гына огыда умыло огыл, тыгак марлажат огыда мошто. Ала йон*ылыш лиям?

  25. твари дрожащие...

    Гипотезы ученных не являются для них догмой. К догматизму склонны представители истово религиозного сознания. В Красной империи уничтожали веру и этническую, и христианскую с тем, чтобы заменить их марксизмом-ленинизмом, кот. со временем и стал религией большинства. Ныне в сознании значительной части мари — некий гибрид веры в Высшие силы и веры в коммунистическое «светлое будущее».
    А это — путь в никуда.
    Заклинания о «навыках, необходимых для гармонического существования с ПРИРОДОЙ» — как единственного достоинства малочисленных народов — к сожалению, недостаточны для их выживания. Тысячам и тысячам народов не помогли они в истории человечества — они исчезли: или были уничтожены, или растворились в других народах, не уповавших лишь на Высшие силы. Я именно на это хотел обратить внимание. «На бога надейся да сам не плошай» — об этом хотелось сказать. То есть, без права на самоуправление, без участия в управлении на своей территории мари превращаются в плясовых ромов (цыган)…
    Наряду с Бехтеревой («как учёный, я ещё не нашла доказательств…»), Эклзом, Пенфилдом… можно процитировать десятки, сотни исследователей, которые ПРЕДПОЛАГАЮТ (гипотеза не есть истина) не так, как наведённые вами ученые. А это отечественный нейрофизиолог Павел Симонов, зарубежные Ричард Докинз, Франс де Валь и мн. др..
    Может быть, что упование на Высшие силы обусловлены тем состоянием, о котором в самом начале 90-х годов прошлого века писал один из марийских поэтов:

    «Страх — наследственная это,
    видимо, болезнь,
    и ни зельем, ни декретом
    не прогнать из ген.
    Эх, раба в себе ущучив,
    Вышвырнуть бы вон!..»
    Или:
    «Глядим ошеломленно
    на прошлое своё;
    сказали будто «вольно» —
    боимся всё равно…».
    Или:
    «Не хочу занимавшему должность
    я поверить — пустые слова;
    благоденствия, знаю, возможность
    невозможной без рабства была.
    Не прощу себе липкую робость,
    осторожность, пускай в мелочах,
    что, щенком перепуганным злобясь,
    человек во мне гордый зачах…».

    К этому, добавив «факты — упрямая вещь», понятной становится причина исключительного упования на Высшие силы:
    среди россиян РФ у мари, удмуртов — самый низкий уровень образования (не удивительно, что религиозное — магическое — сознание превалирует).

  26. А в чем твоя правда-матка в отличие от нечеловеческой жизни...

    И где бы Вы думали ? — В деревне ! Это так смело — указать, разоблачить такой непорядок, тем более, он распространяется на все деревни необъятной Рассеи, не только марийской.
    Как же это так, в условиях благотворно-прорывного импортозамещения, и, нате Вам, — нечеловеческая жизнь в деревне ?..
    Надо ещё одну Депешу в Кремль от Марий ушем отправить

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.