MariUver

Взгляд на отдельные проблемы финнов и в целом цивилизации сегодня

(Размышление второе)

В предыдущей статье говорилось кратко о наиболее интересных и крайне важных реформах, проводимых в Финляндии в образовательной и социальной сферах. Здесь в добавление к уже сказанному в той работе очень хотелось бы до финнов довести поглубже вот какую мысль, впрочем, уже вскользь высказанную, но чуть под другим ракурсом, пишет Александр Зенкин.

Светлой памяти Юрия Ивановича Ерофеева и Елены Ивановны Минилбаевой…
«Шужо тланда!» — в канун сорокового дня.
Вы были замечательные, ярчайшие люди, вы были Солью марийской земли и такими навечно остались! Побольше бы таких лучезарных личностей давал Мир нашему народу!

Счастливый ребенок среди прекрасной природы, посреди священной рощи — вот вам новый Символ Бога и суть новой Веры! Хватит умирающих на кресте, иначе точно бездетно умрете и погубите весь мир и всё свое потомство!

Тем, кто разрушает мир, природу ради выгоды и денег, надо знать, что спасение мира обойдется нам намного дороже, причем следует очень спешить, иначе гибель наших детей неизбежна. Поэтому каждый уже сегодня должен начать спасать мир, не щадя себя и совершенно безвозмездно. Думаю, что только с этого альтруизма и может начаться бросок к глобализации нравственности как всеобщему спасительному развитию.
Александр Зенкин

Прежде чем приступить к статье, ещё раз — и в последний! — поясню свою позицию по отношению к призыву, пусть и старому, Геннадия Николаевича Королева собраться народу. Я возмущен им, призывом, и только им! К сожалению, три года назад я его не видел и не читал, иначе бы еще тогда ответил так же жестко! Хочется понять вот что. Кто Вы, Геннадий Николаевич? Вы у себя в Нижнем Новгороде создали марийское землячество — а марийцев там много! — и проводите вместе интереснейшие мероприятия, как это делали в Москве прекрасные Юрий Иванович Ерофеев и Елена Ивановна Минилбаева? То есть за Вашей спиной пятьдесят-сто марийцев, а может, больше? Если это так, то участвуйте в общественной жизни республики, народа. Выдвигайтесь в депутаты! Как опытный юрист добивайтесь, чтобы Вас услышали и прислушались. Зачем призывать людей куда-то? Вы же как юрист лучше меня должны знать, чем попахивает это Ваше воззвание и как юридически оформляются подобного рода массовые мероприятия. И вообще не провокация ли это, а?.. Кто Вы всё-таки? Были заведующим кафедрой права, а таких людей очень серьезно проверяют?.. И вдруг такие призывы… Но оставим это, хватит! Перейдем к теме статьи.

В предыдущей статье говорилось кратко о наиболее интересных и крайне важных реформах, проводимых в Финляндии в образовательной и социальной сферах. Здесь в добавление к уже сказанному в той работе очень хотелось бы до финнов довести поглубже вот какую мысль, впрочем, уже вскользь высказанную, но чуть под другим ракурсом. Все свои реформы, и социальные, и образовательные, да и иные ни в коем случае сегодня не следует связывать с социалистическими преобразованиями и вообще с социализмом, поскольку, во-первых, это слово очень сильно после краха СССР ошельмовали, а во-вторых, они, эти реформы и эксперименты, действительно таковыми не совсем являются. Дело в том, что сутью социализма в первую очередь является вовсе не столько высокий материальный уровень жизни всех граждан общества, страны — он должен быть нормальным, разумным, даже, скажем так, научно определенным, — а их высочайшая внутренняя развитость, интеллектуальность и нравственность. То есть духовное развитие!

Социализм — это общество, когда между подобными Личностями самоформируются подлинно доброжелательные отношения, в кои вмешательства власти нужны в очень-очень узких пределах. Всем вполне понятно должно быть, что братства и равенства часто не бывает даже между двумя родными братьями-двойняшками… если хотя бы один из них духовно неразвит. Таковой никогда не поймет развитого, не оценит даже — особенно — его добро, и проблем будет только еще больше. Братство возможно только между высоконравственными людьми! При этом свобода от развитости духа будет огромная в каждом, причем другой этой твоей свободе своими деяниями во имя людей и для их пользы будет только споспешествовать. Свобода — это вообще чувство счастья-вдохновения от полета внутреннего развития! Только для свободных высокоразвитых людей все люди братья и равны, для таких людей даже муравей им равен и братик! Надеюсь, всё это всем вполне понятно?..

Теперь поговорим о рождаемости и смертности в Финляндии. (О молодых женщинах в правительстве этой страны и о том, что их больше мужчин, говорить пока не будем, хотя это тоже реформа-вызов!..) Почему рождаемость заметно отстает от смертности, почему статистика (ее мы тоже приводить не будем, это легко найти в Интернете) роста населения данной страны в основном связана с миграцией извне, то есть приезжает сюда жить людей больше, чем уезжает? Почему аж 15% финнов сегодня вообще не хотят иметь детей? Казалось бы, для такой хорошей жизни почему б не рожать детей побольше?..
Рождаемость — вообще бич современной высокоразвитой технократической цивилизации, и связано это явно с отставанием духовно-нравственного развития людей от материальных возможностей, предоставляемых жизнью, то есть однобоким развитием обществ и человека. Растет эгоцентризм, люди хотят все больше жить для только себя. И никакие материальные средства, стимулирующие рождаемость детей, не приносят серьезных эффектов. Здесь очевидно то, что дальнейшее материальное развитие и процветание будет только ухудшать всю ту же европейскую статистику по рождаемости, пусть люди и будут стараться жить как можно дольше (у мусульман, для начала заметим попутно, этого нет, ни бедность, ни богатство тут не являются серьезными корреляторами рождаемости в целом). Так что, сознательно вводить людей в нищету? — тут воскликнет кто-то. Но во время голода люди тоже не размножатся особенно, так было и в Финляндии, допустим, во время великого голода 1868 года! Да, все это так, и обеднение совсем не выход, к тому же его и трудно осуществлять сознательно, разве что жуткий катаклизм… Но оставим пока подобные суждения!

Да, весь вопрос вроде как состоит в том, как поднять духовную составляющую. А в этом ли вопрос? Что, все мусульмане те же очень духовно высокоразвиты? Ведь такого явно нет, но они ж хорошо размножаются!? Так, может, всё в религии, вере? Да, у мусульман — прежде всего в них и в традициях особого отношения к женщине, которые через историю арабов вошли в суть веры как незыблемость (при этом здесь есть большой элемент давления и даже насилия, который рано иль поздно, тем более на фоне растущих свобод женщин-христианок серьезно бумерангом возвернется!..). Так тогда что, может, все дело в протестантизме, который исповедует около 73% финнов и который, отстав сильно, стал совершенно неэффективен, формален? Аналогичная же ситуация и у католиков, такое же положение ныне и в России с ее православием. Надо, получается, усиливать эти институты и их обязательность? Но даст ли что принуждение сегодня и давало ль вообще когда-либо? А может, вся проблема в том, что большинство современных людей в мире стало слишком от образованности умными — но нет, не путайте образованность с умом и особенно с развитостью внутренней, это не одно и то же, хотя развитость в себя Ум с образованностью включает! — и все более, видя нынешнюю жизнь, перестают верить в возможность вообще человеческого существования в ближайшем будущем? Все люди всё лучше видят, что мы идем к явному краху с иллюзией жалкой благоустроенности? А вот на мусульман это чувство не столь давит, пусть эсхатологии и в их религии хватает? Что ж, и это явный очевидный факт.

Кстати, склонность и к алкоголизму, например, как раз именно отсюда. Данная склонность финно-угров вообще прежде всего оттого, что они внутренне никогда не принимали и сегодня особенно не приемлют доведенную до абсурдного, самоубийственного предела современную англосаксонскую модель развития мира! Они против выгоды всюду как цели! Они давно за то, что эту цель надо отбросить. (Этого стремления нет как раз у ортодоксальных приверженцев иудео-христианства и ислама, у них именно прибыль, капитал и власть сегодня, да и всегда были наипервейшей целью!)

Но, отбросив эту цель, какую взять иную? Не в этом ли и весь вопрос? И можно ли так сделать вообще ныне, можно ли вообще сменить Цель сознательно? Как? Ведь в реальности это возможно, лишь если вдруг по пути подлинно духовного развития пойдут сразу очень многие. И тогда весь вопрос: почему духовное развитие не растет автоматически вместе с материальным и почему оно не просто отстает, а часто как раз материальный успех потворствует отставанию сильнейшему в нравственности и искривленному развитию людей? Отсюда таких недочеловеков все больше и больше. В чем тут основание-причина всего? Надо ведь, получается, всего лишь сделать именно нравственность целью? Что, не умеем воспитывать нравственность? Нравственность вообще не воспитуема? Она возможна лишь как следствие очень высокого развития, на которое способны единицы, и то в силу особых своих причин? И зачем вообще она в таком нашем воинствующем мире рвачей?

Вот мой ребенок очень образован, он уже выбрал профессию, полезную людям, и потому он уже вполне замечательный человек!? Ведь он еще и читает порою Библию, разве этого недостаточно?.. Нет, я вам прямо скажу, он еще вовсе не замечательный человек, потому что он еще не Высокоразвитая Личность! Для Личности нужно умение понимать глубинно, сострадать, развивая громадное нравственное самостояние! Для личности сегодня уже нужно Планетарное мышление! Забота о мире! Ведь мы его стремительно губим! И весь вопрос именно в этом!

Так как прийти к нравственности? Как прийти к нравственности, именно созрев самому в необходимости ее тебе, и путем прежде всего личного саморазвития? Как прийти к нравственности особенно там, где идет все более жуткая, зверская борьба за материальные успехи жизни? Вот вопрос из вопросов! Как высокую образованность сделать и высоконравственной, то есть истинно умной? Коммунисты в СССР семьдесят лет добивались этого, но у них ничего как раз тут не вышло! Так неужели выхода нет иль он столь сложен? Нет, он есть, он даже вовсе не очень и труден, и его в СССР использовали, но как раз дико и совершенно навыворот, диаметрально противоположно!.. На самом деле нельзя заставлять детей только заучивать и особенно нельзя людей заставлять принудительно безвозмездно трудиться!..

Мы говорили в предыдущей статье о БД, что этот эксперимент финнам — и не только им! — надо бы продолжить, заключив договора со всеми теми, кто готов направить все свои усилия на свое саморазвитие и саморазвитие близких. Очевидно, нужно и понять, как это реально осуществить, ведь не читать же книжки всяких там моралистов! Конечно, одним чтением к свету не приблизишься, одними молениями в церквях и даже священных рощах тоже саморазвитие с места не сдвинется! Так что тогда и как? Ты получаешь от своего народа деньги (БД), так будь добр найти путь быть подлинно полезным народу, народам, миру! Найди его, этот путь, сам! То есть надо взять на себя мировую проблему всего лишь, исходя из своей внутренней предрасположенности! Надо взять на себя подлинную Миссию Служения Жизни! А проще говоря: надо заняться высокоидейным альтруизмом, надо, получая средства (БД) на достойную среднюю жизнь, выбрать проблему своего народа, человечества, которую ты готов срочно решать: спасать океан, спасать соседнюю речку, спасать ребенка в своей, чужой стране! Если в Финляндии все чисто, так полно, где очень грязно и нищета жутчайшая! Нельзя быть счастливым в богатой стране среди нищеты вокруг у других народов! Надо устанавливать справедливость всюду, где ты видишь, что она попрана! А несправедливостей в мире бесконечно много и их как раз становится только больше.

То есть надо придать своей жизни Смысл! Значительный смысл! И двигаться к нему! Только имея подлинный Смысл сегодня, у тебя появится уверенность, что мир еще может и должен прекрасно развиваться. Только имея Смысл и двигаясь реально к нему, можно убедиться, что детям можно будет и в будущем жить на нашей расчищенной Земле прекрасно! То есть обучать в школе тому, чтобы потом, даже занимаясь любимым делом, только зарабатывать, сегодня слишком мало, и это очень узкий подход. В школе надо учить и безвозмездному труду для великих целей во имя Жизни, в школе надо учить истинному героизму подвижничества! (Не зря ж у молодежи появилась такая тяга к волонтёрству! О, как всегда прекрасны молодость и молодежь!..) Не приспосабливаться только, а еще и стоять на своей спасительной Идее! Иногда даже жертвуя сознательно своими материальными выгодами! Если ты можешь ими жертвовать ради Идеи, для детей ты ими точно сможешь пожертвовать! Отбросишь выгоду, займешься хотя бы безвредной утилизацией собственных отходов, максимально сократив их!

И все эти Идеи истинного гуманизма ныне надо снова соединить в единую систему, дабы придать всем этим людям, решившимся спасать мир, уже вселенские масштабы усилий. То есть опять-таки (я уже говорил не раз!) нужно кардинальное преображение-возрождение, рисорджименто всех мировых религий в их единстве (о, тут потребуются колоссальные, даже героические усилия светской власти!) и на этой почве нужен рывок истинной и искренней Веры в каждом. И поклоняться надо не богу на кресте, — жертвенность насмерть во имя истины ныне не столь нужна, мы благодаря этому обрели очень серьезные истины и вооружились аж геологически! — а нужно поклоняться Красоте Природы и нашим детям. Детей и Природу надо сделать священными! Причем на деле и усилиями каждого! Ребенок, счастливый в Природе, — вот Символ новой Религии и Веры! Такую попытку с целью описать основы подобной Веры я и попробовал изложить в своем триптихе «Проклятие гениев», в заключительном томе о Льве Толстом…

То есть для развития сознательного нравственности нужно усилие в каждом на понимание для начала того, что не всегда надо выбирать более выгодное тебе; выбрать путь невыгодный чаще оказывается в итоге более правильным решением… Нравственность требует огромных сознательных усилий, нравственность требует истинных помыслов добра и деяний добра на основе этих помыслов, без всякого эгоизма. И нравственность возможна лишь тогда, когда после действий подобных и видя их заметные результаты, ты начинаешь понимать, что у тебя есть и будет точно именно прекрасная будущность, что твои дети могут и будут счастливы во все более истинно улучшаемом мире, продолжая твою Гармоничную Миссию на этой Земле. Нравственность начнется уже тогда, когда ты захочешь не просто ребенка, а много счастливых детей вокруг себя! Ведь вот же всё вокруг преображается! Как же для такого мира не оставить своих прекрасных детей!

ВЕДЬ ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ПРЯМО, ПУСТЬ И ПАРАДОКСАЛЬНО (ИСТИНА ВСЕГДА ТАКОВА!), ИМЕННО ГЛУБИННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ СЕГОДНЯ ЛЮДЕЙ НЕ РАЗМНОЖАТЬСЯ: ЗАЧЕМ ДЕТЕЙ ТАКОМУ НАШЕМУ МИРУ РВАЧЕЙ?.. ЗАЧЕМ СВОИХ ДЕТЕЙ ВВЕРГАТЬ В ТОБОЙ ЖЕ СОКРУШАЕМЫЙ МИР? ЗАЧЕМ УСУГУБЛЯТЬ СТРАДАНИЯ?..

Фанатичное служение Смыслу, наоборот, отобьет желание иметь детей! — какой-то умник сейчас же опять воскликнет. Нет, не все высоконравственные люди есть пророки, таковых единицы, это учителя, для которых все дети!.. В этом смысле, как я уже не раз писал, для меня фермер, возделывающий с любовью свои поля и растящий людям хлеб, находящий всегда время и для обучения этому своих любимых детей (у людей земли их обычно как раз много!), уже есть образец высоконравственного человека. Какая нравственность от офисного компьютерного служаки, занимающегося посредничеством аж пятой степени, таким, что он и смысла в этом уже не видит, да его и нет, и растет потому только внутренняя скрытая озлобленность! А если смысла у такого нет, то какой смысл заводить таким таких же детей и для такой же жизни? Ведь вот что технократию-то гложет, всё очень-очень просто!

Итак, только твое любимое дело для людей, дело, подлинно нужное для многих, и дело, спасающее, реанимирующее жизнь на Земле, и твои счастливые дети возле, помогающие тебе… Только так можно поднять уверенность в Жизнь и Человека! Неужели это так трудно понять и принять?..

Александр Зенкин
23.02.2020 г.

Exit mobile version