Владимиру Козлову исполняется 60 лет

«Марий Эл: время, события, люди»

Vladimir_Kozlov_v_molodosti

Владимир Козлов в молодости

1 января – 60 лет со дня рождения Владимира Никифоровича КОЗЛОВА (ЛАЙД ШЕМЙЭР, 1960), литератора, журналиста, общественного деятеля, Оньыжа, председателя региональной общественной организации «Марий ушем».
Предлагая публикацию кандидата исторических наук Василия Геннадьевича Вострикова, вышедшей в издании «Марий Эл: время, события, люди. Календарь знаменательных и памятных дат на 2020 год», мы бы хотели обострить внимание на то, что активную общественную деятельность, к тому же, в качестве руководителя общественной организации, Владимир Козлов начал 40 лет назад – осенью 1979 года. Тогда он был избран сопредседателем «Марийского землячества» города Москвы. Первым и опытным председателем был Владимир Гордеев, уроженец Параньгинского района, студент МИИСП (Московский институт инженеров сельского производства). В декабре этого года им удалось собрать 120 марийцев в кафе «Кронштадт» и провести незабываемый марийский вечер. С тех пор В.Козлов никогда не бросал общественную работу.

Владимир Козлов родился в семье колхозников в деревне Шемъер (др. название — У Тумер) Волжского района в первый день 1960 года. Окончил Сотнурскую среднюю школу в 1977 году и после её окончания поступил на марийское филологическое отделение историко-филологического факультета Марийского государственного университета. В 1979 году В.Козлов перевёлся на отделение переводчиков в Литературный институт имени А.М.Горького в Москве, который окончил в 1983 году. После института начал работать на Марийском радио, но вскоре — в мае 1984 года — его призвали в ряды Советской Армии, в которой он прослужил до декабря 1985 года. После армии демобилизованный солдат с января 1986 года трудился литературным редактором в журнале «Ончыко» («Вперёд»). В августе 1987 года В.Козлов вернулся на Марийское радио, где начинал свою трудовую биографию. В стране – перестройка, провозглашённая тогдашним Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С.Горбачёвым. Стало возможным поднимать в средствах массовой информации острые, наболевшие вопросы национальных отношений, социального развития и экологии. И Владимир Никифорович с головой окунулся в стихию общественной борьбы, протекавшей в жарких дискуссиях о судьбе народа мари и о том, какое общество следует строить, меняя лицо многонациональной страны.

Но на радио Козлову было непросто отстаивать свои взгляды, которые руководство сочло слишком радикальными – и с марта 1988 года по апрель 1994 года он уже трудился строи-тельным рабочим при Йошкар-Олинской ТЭЦ-2.

В 1980–90-е годы надо было кормить семью после начала «шоковой терапии», а условия жизни населения заметно ухудшились уже с конца 1989 года. Но и на рубеже 80-90-х В.Н.Козлов не оставлял любимое дело, которому учился – литературную деятельность. На любительских началах, опираясь на объединение Союз марийской молодежи «У вий» («Новая сила»), он сумел издать пять номеров марийского литературного альманаха «Саман» («Эпоха»), где выступал ещё и в качестве литератора под псевдонимом Лайд Шемйэр, памятуя о своей малой родине. Тогда же, в перестроечное время, родилось немало общественных организаций, одной из которых стало межрегиональное общественное объединение «Марий ушем» («Союз мари»), организованное в 1989-1990 годах. Членом новой организации стал и Козлов. В начале 90-х национальное движение мари было на подъёме. Появлялось немало организаций финно-угорского мира, объединявших интеллигенцию разных народов, в том числе и студенческую (по преимуществу финно-угорскую) молодёжь. В июле 1991 года вышел первый номер республиканской молодёжной газеты «Кугарня» («Пятница»), в организации которой В.Козлов с самого начала принимал непосредственное участие. Будучи строителем, он неразрывно сотрудничал с редакцией, работая безвозмездно в качестве литературного сотрудника и даже выполняя функции заместителя главного редактора.

Перестройка и вызванный ею подъём марийского национального движения сделали из марийского литератора Лайда Шемйэра общественного деятеля.

В апреле 1994 года он ушёл со стройки СУ ТЭЦ-2 и был принят на должность заместителя главного редактора газеты «Кугарня», которую возглавил в мае 1997 года. До 28 сентября 1998 года – главный редактор этой газеты. По воле президента РМЭ Вячеслава Кислицына в сентябре был смещен с должности главреда за допущенные «вольности» на страницах газеты и понижен до рядового корреспондента. В ноябре 1998 года Козлов выступил соучредителем негосударственного учреждения «Центр-музей имени Валентина Колумба». Журналист Лайд Шемйэр интересовался В.Колумбом уже давно, не без основания считая его самым ярким явлением в марийской поэзии 60-70-х годов XX века. Он активно изучает творчество Колумба, собирает воспоминания о поэте и всё написанное им. В 2003-2010 годах В.Козлов подготовил и издал пятитомник собрания сочинений Валентина Колумба.

Политическая и общественная деятельность В.Н.Козлова – продолжение его творческой биографии. Борясь за возрождение народа мари и подъём его национального достоинства, В.Козлов последовательно участвует в различных национальных общественных организациях: в 1989-1991 годах он стал сопредседателем Союза марийской молодёжи «У вий», членом «Марий ушем» (с 1990 года), активным участником создания Молодёжной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН, с 1990 года). В 1996 году он избирается членом Всемарийского Совета – Мер Каҥаш.

В июле 1999 года Владимир Никифорович создал и стал издателем и главным редактором финно-угорскую газеты «Kudo+Kodu» («Дом+Очаг»). На рубеже девяностых и нулевых она стала весьма острым изданием, вызвавшим гнев и недовольство тогдашнего руководства Республики Марий Эл во главе с Л.И.Маркеловым, открыто недолюбливавшим марийское национальное движение и пренебрежительно относившимся к местному населению. Газета распространялась в Марий Эл, в российских субъектах и регионах компактного проживания финно-угров, а также в Венгрии, Финляндии, Эстонии и в ряде европейских стран.

Козлова на посту редактора газеты заметили и оценили: в 2001 году он удостоился двух наград — республиканской премии имени Александра Смирнова (Смирнов — журналист «Молодёжного курьера», погибший 4 октября 1993 года у Белого Дома) «За журналистскую смелость, гражданское мужество и принципиальность», а другая – орден Эстонской Республики – Крест Маарьямаа V класса.

В мае 2000 года Козлов – делегат V Съезда народа мари, избран членом Всемарийского Совета. Это в период, когда в республике разворачивалась нешуточная борьба между тогдашним Президентом РМЭ В.А.Кислицыным и претендентом на пост Главы республики депутатом Государственной Думы РФ Л.И.Маркеловым.

В 2002 году Козлов – в составе руководства VI внеочередного чрезвычайного съезда народа мари. А уже на следующем VII съезде (2004), будучи делегатом от города Волжска, В.Н.Козлов избирается Оньыжа – председателем Всемарийского Совета, выиграв выборы у Е.А.Хлебникова (1939-2012), опытного партийного функционера КПСС 1970-1980-х годов.

В период 2004-2007 годы В.Козлов активно выступал против давления на демократию, против оптимизации школ и культурных объектов, против ущемления прав марийского народа. Он делал доклады на форумах в Таллинне, Бухаресте, Гааге, Хельсинки и в столицах финно-угорских и других республик: Сыктывкаре, Ижевске, Саранске, Казани, Чебоксарах…

Позиция Козлова, заявившего о себе как об оппоненте исполнительной власти республики, возглавляемой с января 2001 года Л.И.Маркеловым, вызвала резкое неприятие у последнего, и на очередном VIII Всемарийском съезде в апреле 2008 года разгорелась острая борьба за право возглавить Всемарийский Совет. Особую конфликтную ситуацию вызвали инспирированные властями выборы делегатов на Съезд мари от города Йошкар-Олы. В результате В.Н.Козлов провёл альтернативную (повторную) конференцию, на которой объявил результаты выборов на съезд не легитимными. Но ситуация на VIII съезде сложилась не в пользу В.Н.Козлова и его сторонников – и прежний Оньыжа выборы проиграл. (Т.е. публично объявив этот Съезд «балаганом», снял свою кандидатуру и покинул зал.) Председателем Всемарийского Совета была избрана депутат Государственной Думы РФ по списку партии «Единая Россия» (2007-2016 годы) Л.Н.Яковлева.

Miting_za_Markelova_15-09-2015

Митинг «Единой России» в поддержку Леонида Маркелова 15.09.2015 г.

В.Н.Козлов в 2009-2010 годах и с 2015 года сосредоточился на деятельности возглавленной им общественной организации «Марий ушем», отдавая приоритет культурным вопросам и налаживанию связей между марийскими землячествами в разных частях России, находясь при этом в тесном контакте с общественной организацией «Марийский мир — XXI век» (Москва).

Занимаясь изысканиями в области марийской литературы и истории марийской печати, Владимир Никифорович в 2007-2011 гг. работал научным сотрудником в отделе литературы МарНИИЯЛИ имени В.М.Васильева.

Его несомненной заслугой является переиздание ставших классическими исторических трудов о марийском народе, принадлежавших перу просветителей рубежа XIX-XX веков и пропаганда национального исторического наследия (более сорока книг, брошюр и альбомов). За два десятилетия опубликовано значительное число работ, на которых стоит нынешняя марийская наука и которые благодаря переизданию вновь стали доступны для преподавателей, студентов, краеведов и широкой общественности Республики Марий Эл и других регионов.

Василий Востриков,
кандидат исторический наук

Фото из архива В.Козлова (Лайда Шемйэра)

P.S. К сожалению, издание увидело свет всего тиражом 30 экземпляров (!), в связи с чем мы обратились к автору В.Вострикову на разрешение опубликовать этот текст в Интернете.
По договорённости с автором также в текст внесены некоторые коррективы.

Литература:
• Кто есть кто в Марий Эл : биогр. справ. — Йошкар-Ола, 2002. — С. 266.
• Марийская биографическая энциклопедия: 4 905 имён в истории Марийского края и марийского народа / рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар-Ола, 2017.* — С. 208.
***
• Белкова С. «.. .тудын пашажымат, шонымашыжымат йӧратыман» / Светлана Белкова // Марий Эл. — 2009. — 30 дек. — С. 7.
• Козлов В. Калыкын пурымашыж дене пырля: журналист, мер пашаен, литератор да шанчызе В.Козловлан 50 ий / В.Козлов ; Ю.Галютин мутланен //Ончыко.-2010.-№ 1.-С. 154-160.
• Козлов В. Марий калыкын VII Погынжо / В.Козлов; А.Тимиркаев мутланен // Ончыко. — 2008. — № 2. — С. 55-61.
• Козлов В. Музей не прошлое, а настоящее и будущее марийского народа. В.Н.Козлов ; [беседовал Кн. Агур] // Плёс- Агур. — 2009. — 30 дек. — С. 3, 4.
• Ойлымыж семынак ышта / Ирина Степанова ямд. // Кугарня. — 2009.-25 дек.-С. 5.
• Садовин Е. «Карманкурык — Элнет» / Е. Садовин // Марий Эл. — 2015. — 13 янв. — С. 15.

56 комментариев

Filed under Статьи

56 responses to “Владимиру Козлову исполняется 60 лет

  1. Аноним

    Хороший возраст для общественника !

  2. Аноним

    Мельком взглянул на одну из книг под его авторством. Однозначно, есть великошовинистская пропаганда! В частности, в одном из абзацов, говорится о неком Пашкане луговом (это только один из малозначительных примеров). Насколько известно из истории, олык мари всегда в дружбе жили с татАРами, помогали АРской стороне (то есть настоящим удмуртам) и Казани в борьбе с царскими опричниками (ведь почти полвека после падения Казани продолжались черемисские войны, и на протяжение дальнейших веков слышались отголоски тех решающих в истории мари событий в XVI веке). Скажи, как быть тогда с Полтышом и Шошмой? Или для них тоже уже уготована своя «правильная» история? Понятное дело, правильные книги никто не даст опубликовать. И, всё-таки, судьба марийского патыра с его супругой вас трогает?

    • анониму - "татАРу"

      какая глупость! сравнили многовековую историю черемис с историей «татар» ? Вы сначала определитесь с историей ваших (именно ваших ) «татар». Бывшие монголы?-нет!Бывшие булгары? -нет! Выдуманная история придуманных «татар»? Благодаря удмурту Марджани? Тот же Тукай—найдите мне хотя бы одного «татарина» с именем Тукай! Правильно, не найдете! Тукай-Тутай- Токай -это марийские имена! Писал на арабском? Мои прадеды тоже писали на арабском, но из-за этого не становились «татарами». Итог: не завидуй! Владимир Козлов так или иначе останется на века одной из славных страниц истории марийцев!

      • Аноним

        «Татырин» с марийского «древний», т.е. очень древний народ. Просто истоки надо искать от «тадар» сибирских (шорцы, хакасы, кумандинцы, …). Татары сибирские, волжские, астраханские, крымские, … — это, по сути, один народ, разговаривающий на кыпчакском языке. «Кыпчак (половец)» по-татарски «коман» — слово, созвучное этнониму «къуманды». А внешность татар с веками могла измениться, а народ постареть. И «монгольских» татар достаточно много встречается, даже среди волжской популяции.

      • Аноним

        Понятное дело, татары — второй по численности народ в РФ после русских. 5 млн человек (а может быть и больше) просто выдуманы, по-вашему, получается. Токуют тетеревы. А тюркский мир татар за тюрков признаёт. А самоназвание народа мари (мужчина) иранского происхождения (но могло ли проникнуть в персидский язык от монголов?). Только странно получается, что именно казанские татары имеют более персидскую внешность, чем тувинский мари.

      • Аноним

        Что уж говорить. Многовековая история марийцев связана с Великой Русью-Меровией 🙂 Древние мари говорили на великорусском языке, который, по всей видимости, подвергся значительной тюркоизации! А русы (речка Рось) — они вообще из Норвегии пришли, потому что мари — это и поволжские финны! Понятно, от скифов-саков-массогетов(готов)-аланов, сарматов (амазонка+скиф) ведут свой род русы!
        Но как быть со всеми ещё существующими тюрко-монгольскими народами?

      • Аноним

        Ты, горный мари, предлагаешь «похоронить» целый народ в Поволжье, говоря о том, что ТАТАРИНА не должно быть?

        • доморощенным этимологам

          Это про вас поговорка — В лесу надо бояться, когда там люди есть.
          Устраивайте флуд в другом месте!

  3. Елена

    Поздравляем с солидной датой порядочного мужчину! Отца большого семейства! Желаем здоровья, семейного уюта, благополучия и достатка! Желаем осуществлять свои мечты и оставаться таким активным, жизнерадостным и целеустремленным мужчиной!

    Поздравляем с солидной датой патриота своей родины и славного сына марийского народа!Пусть перечень ваших достижений пополняется, энтузиазм не гаснет, а любовь к жизни только растет. И чтобы дальше любовь к малой родине, марийскому народу ставили выше своих собственных! Продолжили делать все возможное для сохранения традиций и культуры народа! Защищали его интересы, уважительно и бережно относясь к истории марийского народа.

    Желаем, чтобы Вас никогда не покидало вдохновение, здоровье и удача. Пусть множество прекрасных событий происходят в жизни.

    Наше почтение и уважение.

  4. Бородин Игорь

    Не полная статья. А где упоминания о прецедентах физической расправы путем нанесения травм и физического избиения??
    Многие ли так называемые общественники типа костистрокина готовы к избиениям в темных переулках? Это вряд ли.
    Гораздо безопаснее спрятавшись за анонимностью поливать грязью достойных людей.
    Да есть вопросы с которыми я не согласен с Владимиром Никифоровичем , но это не умаляет его мужества!!!

    • Витя

      «Многие ли так называемые общественники типа костистрокина готовы к избиениям в темных переулках?…» — Публикации и выступления «костистрокина» говорят о том, что он в те времена « избиении в темных переулках» находился в первых рядах боевиков Маркела с железным прутком в руках. Согласен?

  5. Кудрявцев И.М.

    Уважаемый Владимир Никифорович! От имени многих жителей и общественников республики Марий Эл и нашего Волжского района, которые знают Вас, Вашу биографию и Ваше значение в новейшей истории, поздравляем Вас с юбилеем! Говорят, слово «ар» означает совесть, то есть совесть нашего марийского народа. Вы и есть Ар. Своим преданным, стойким, непоколебимым характером и любовью к своему народу Вы заслужили его уважение. Немногим оно достается. Бескорыстная и безденежная общественная деятельность — это Ваш подвиг. Ваши дела не всегда оцениваются властью, такова участь ортодоксальных, прямолинейных общественников. Но многие восхищаются Вашим мужеством и честностью. Мы не можем нравиться всем (не девки на выданье), однако любой порядочный человек сочтет за честь поздороваться с Вами. Сожалею, что к Вашему юбилею вместо наград Вас в неприличной форме увольняют с работы. Пусть это останется на совести тех, кто принимает такие решения. Терпения Вам, здоровья, выше держать голову, и достойного будущего Вам и нашему марийскому народу! С уважением Кудрявцев И.М.

  6. Кудрявцев И.М.

    Володя, извини, а теперь по-свойски. Обязательно волжане будем на твоем юбилее. Надеемся, рюмкой чая нас угостишь.

  7. Александр Зенкин

    Володя! От всей души тоже поздравляю с юбилеем. Желаю только здоровья и личного счастья, здоровья и счастья всей твоей семье, которая мужественно тебя поддерживает в твоем непреклонном стоянии за марийский народ и его правду! Дело наше трудное, многие посчитали его уже безнадежным, но это вовсе не так. И мы знаем это. Мало того, мы даже знаем больше, мы знаем о том, что именно наш народ и его вера в одухотворенность всего сущего — вера не на словах, а как суть каждого истинного марийца! — будет в основании великой Веры мира, которая и выведет человечества из тупика! Держись и действуй, преследуя каждодневно нашу главную цель — укрепление самосознания народа! Надеюсь, в ближайшее время увидимся. Крепко обнимаю! Александр Зенкин.

  8. ОТ ВСЕЙ ДУШИ!

    УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИМИР НИКИФОРОВИЧ!

    ПРИМИТЕ НАШИ ИСКРЕННИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ СО ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫМ ЮБИЛЕЕМ! ВЫ ДЕЛАЕТЕ БОЛЬШУЮ И ВАЖНУЮ РАБОТУ, РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОЙ ИМЕЮТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОГО НАРОДА! ОТ ВСЕЙ ДУШИ ЖЕЛАЕМ ВАМ В ЭТОМ БОЛЬШИХ УСПЕХОВ!

    ПОЗВОЛЬТЕ ПОЖЕЛАТЬ ВАМ И ВАШИМ БЛИЗКИМ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ, БОЛЬШОГО СЧАСТЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ И УДАЧИ ВО ВСЕМ!

    С ГЛУБОКИМ УВАЖЕНИЕМ,МАРИЙЦЫ г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ!

  9. Алексей Ротшильд

    А почему увольняют то? Не имеют никакого права увольнять. Надо в суд подать. И отстоять. Вот например, доктор Владимир Мухин, 69 лет — лидер партии Единая Россия цветёт и работает, никто его не увольняет. Яркий приспособленец к власти ещё в советском союзе приспособился и до сихъ пор приспособляется очень успешно. Сидит и пишет. Большую зарплату получает из бюджета. Доктор Смирнов Анатолий Васильевич, 73 года, председатель госсобрания на двух работах успешно вкалывает — как врач и как председатель. По хитрому пролез в госсобрание — вместо другого депутата. Никто его не увольняет. Зарплату огромную получает из бюджета. Минаков 73 года, почётный председатель госсобрания — никто его не увольняет. Сидит и слушает о чём депутаты болтают.

  10. Аноним

    Тем временем битва саратовских и подмосковных опг в Марий Эл продолжается. Вчера временный губернатор уволил(отрубил?) свою «правую руку». Сергей Сметанин возвращается в Москву. А несколькими днями раньше во главе марийских едросов поставили представителя саратовского опг Александра Гречиха. Саратовские взяли реванш (отомстили за Россошанского?). Каргальский, Гречихо, Данилов, Федорова, Шутов и др. против Дравниеце, Короткова, Уварова, Бризецкой, Севостьяновой, Пугачева и др.?

  11. Илья Бирский

    Присоединяюсь к поздравлениям. В.Н.Козлов — национальный герой марийского народа. Все его дела значимые. Т.к. всё познаётся в сравнении, глянем хотя бы на один его подвиг. Ему, например, удалось сохранить до нашего времени единственную марийскую организацию «Марий ушем», действительно отстаивающую национальные интересы марийского народа. В Башкирии, например, людей такого уровня героизма не нашлось, и «Марий ушем» Башкирии прекратил существование. Да, были сильные личности. До конца своей жизни руководили «Марий ушемом» Балтачевсого района И. Баймиев и «Марий ушемом» Мишкинского района А. Минильбаев и М. Шамшиев, но последователей не оставили, .Руководитель «Марий ушем» Краснокамского района О.Кунакбаев подвергся судебным преследованиям и был вынужден покинуть Башкортостан.После десяти лет руководства «Марий ушемом» Бирска я тоже вынужден был покинуть Бирск из-за безработицы. М. Ильтубаев, бывший руководитель «Марий ушем» Калтасинского района, предпочёл лавры почётного пенсионера. Руководитель «Марий ушем» Уфы В. Валиуллин ушёл в бизнес. Дольше всех сохранялся «Марий ушем» Шаранского района под руководством А. Асмаева. Всю жизнь посвятила общественной деятельности Л. Ярминкина, руководя Ассоциацией финно-угорских народов Башкортостана. Все эти люди, преданные интересам марийского народа,кроме меня, тоже герои, но герои региональные, их дела не столь масштабные и результативность не столь очевидна, хотя, конечно, героизм личности это ничуть не умаляет. Таким образом, В. Н. Козлов действительно герой общенационального масштаба. Ничтожества обычно не любят героев. Если русские не уважают нашего национального героя, то это выдаёт их враждебный настрой по отношению к марийскому народу. Будьте здоровы, Владимир Никифорович, и крепости духа и тела на долгие годы.

  12. киров мари

    Короля делает свита. ГДЕ свита короля — нет ее. Король голый -кругом одни анонимы и свистуны ВОТ и закрыли МАРИ УШЕМ

    • Елена

      не злорадствовать надобно, а задуматься! закрылся Мари Ушем- кто-то устал, кто-то махнул рукой от крушения надежд, кто-то приспособился под что-то другое— у каждого свои причины! рушатся не только ушемы-.рушится страна! полнейший беспредел, начавшийся с расстрела белого дома и уничтожения Советской власти: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора». Если перевести на простой лад «правительством РФ, депутатами Госдумы не будут исполняться предложения граждан РФ, политических партий и общественных организаций, товаропроизводителей без разрешения америки-европы» ……

  13. Лайд Козлов

    «Марий ушем» снят с регистрации.
    Это еще ни о чем не говорит…

    • .киров мари

      ГОВОРИТ О МНОГОМ. ГОВОРИТ О ТОМ. ЧТО НЕ ЧТИТЕ ЗАКОН ТОВАРИЩИ ИЗ МАРИ УШЕМ А ЭТО ОХ КАК ПЛОХО

  14. Илья Бирский

    Тактика действий может быть совершенно разной, исходя из ситуации. Конституционные свободы никто не собирается отменять. Свобода собраний сохраняется. Иногда бывает выгоднее не кормить чиновников из своего скромного бюджета. «Марий ушем» Бирска в последние годы под руководством сначала Мениевой Н. Н., потом Бухарова И. Б. существовал совершенно без регистрации как клуб марийской национальной культуры. Сейчас, когда таких активистов нет, неравнодушным, активным мари-башкортостанцам я бы порекомендовал активнее включиться в левое движение, поддерживая при этом горизонтальные связи между собой, т.к. общая демократизация нам очень выгодна, а приход ко власти левых после Путина ещё выгоднее. Также из истории мы знаем, как большевики, находясь в нелегальном положении, сумели взять власть в свои руки. В дальнейшем в Башкортостане после Бикмурзина возможна демократизация национально-культурной автономии мари Башкортостана, с вовлечением максимального количества мари, и однажды национально-культурная автономия мари Башкортостана может стать «Марий ушемом», если, конечно, работать в этом направлении. Это будет справедливо, т.к. культурная автономия и есть порождение «Марий ушема». Амбициозным, бестолковым трутням-бездельникам и предателям, присвоившим «культурные автономии», надо указать место среди рядовых членов. Культурная автономия должна быть гарантирована всем мари Башкортостана именно в том понимании, что подразумевается под культурной автономией, а не как карманная и формальная организация. В других регионах ситуация может быть иной, но объединяющую функцию «Марий ушема» в масштабах всей страны вполне можно сохранить неформально, без всякой бюрократии в форме регистраций.

  15. Лайд Козлов

    Поро!
    Мне такая свита не нужна, какая была у Маркелова.
    «Короля делает свита. ГДЕ свита короля…» Еороль со свитой окзался не только одетым, но и … Сами знаете. Вы не сторонник той команды?..
    Черемисы нигде не боятся ходить один, зная, что рядом люди. Это ты посмотри кто боится или ленится, и рвется на готовое.
    Эту крылатую фразу «а король то голый» наверняка Макиавелли сказал
    Был ли он прав? Не всегда.. Свита Маркелова подпортила. Да и море других приемов. Как бы эта свита не оказалась преступной группировкой.
    А комментатор копировал вслепую. Нельзя быть таким слепым. Даже в вопросе литературы. Да и сравнение хромает на левую ногу.
    Ну, с Новым насупившим годом!

  16. Игорь

    Кстати да, 2008 год горячим был. Общаясь с делегатами на счёт выбора оньыжи, все поддерживали Владимира Никифоровича, а тут бац-он проиграл…

    • Аноним

      Положа руку на сердце ответьте, чья заслуга, что Владимира Никифоровича не выбрали Оньыжой? И если вновь на съезде народа мари будет выдвинута кандидатура Владимира Никифоровича Оньыжой, то кто будет мешать его избранию? И ещё, кто добился в преддверии проведения съезда народа мари, исключения из реестра общественных организаций Мари Ушем в Марий Эл? То-то и оно. Нам чужих врагов не надо, у нас они среди марийцев. Марийцы при власти уничтожают свободолюбивых марийцев. С этим утверждением невозможно спорить.

      • Не в марийцах дело

        «Положа руку на сердце» скажу, что марийцам приказ не допустить в Оньыжи дал РУССКИЙ Маркелов, которого назначали русские Медведев и Путин. После завоевания Марийский земель русскими к власти марийцев фактически не допускали. Если допускали то очень лояльных к колонизаторам, иногда предателей своего народа. Незря же русская власть сделала предателя марийскогого народа Акпарса официальным героем. Чем меньше марийцев у власти, тем больше они зависимы от русской власти. Основаная власть в Марий Эл после Зотина была и остается русской шовинистической.
        К тому же этой русской власти служат тебе подобные обрусевшие холуи, которые ненавидят даже и тех единичных мари у власти.
        Тебе подобные ж**у будут рвать, чтобы не допустить мари к власти. А имеющих убрать. Натура у вас такая: вам холуям мил лишь русский господин, вы привыкли ползать в ногах у русских.

        • Аноним

          Вы так и не ответили на следующие вопросы.
          «И если вновь на съезде народа мари будет выдвинута кандидатура Владимира Никифоровича Оньыжой, то кто будет мешать его избранию? И ещё, кто добился в преддверии проведения съезда народа мари, исключения из реестра общественных организаций Мари Ушем в Марий Эл?»
          Не будете же вы утверждать, что это дело рук Маркелова?

          Разве не это наблюдаем на сегодня, «Если допускали то очень лояльных к колонизаторам, иногда предателей своего народа»?
          Вы кого считаете истинным мари? Ларису Яковлеву, Анатолия Иванова, Михаила Васютина? Что они сделали конкретно для своего народа на уровне республики? Не помощь оказанную родным, близким, знакомым, а для всего народа мари. Разве они не являются лояльными к колонизаторам, и далее по вашему тексту.
          Предполагаю, что вы вновь начнёте рассуждать, что все они вынуждены подчиняться Путину и Медведеву, а также Евстифееву, и действовать в русле «русской» шовинистической политики. Ладно, пусть будет так, пусть они были вынуждены так поступать. Но возникает вопрос, зачем они сейчас продолжают это делать? Маркелова нет. Что мешает заявить во весь голос о своём статусе, статусе суверенной Социалистической Республики в составе РСФСР, и не пресмыкаться перед нелигитимными органами власти РФ(России)?

          В Декларации о государственном суверенитете, принятой 22 октября 1990 г. Верховным Советом Марийской Советской Социалистической Республики говорится (даётся в сокращении, исходя из заданной темы):

          «1. Марийская Советская Социалистическая Республика – Республика Марий Эл есть суверенное Советское Социалистическое государство, созданное на основе осуществления марийской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение. Марийская ССР является субъектом РСФСР и входит в состав РСФСР на основе федерального договора.

          2. Граждане Марийской ССР всех национальностей составляют народ Марийской ССР.

          3. Носителем суверенитета и главным субъектом государственной власти республики является народ Марийской ССР.
          ———
          6. Территория Марийской ССР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путём референдума. Марийская ССР сохраняет за собой право на самоопределение и изменение своего государственно-правового статуса.

          7. В Марийской ССР устанавливается верховенство Конституции и законов Марийской ССР, за исключением тех, которые приняты в соответствии с полномочиями, добровольно переданными республикой в ведение РСФСР.

          8. На всей территории республики устанавливается гражданство Марийской ССР. За каждым гражданином Марийской ССР сохраняется гражданство РСФСР с соответствующими гарантиями.

          10. Настоящая декларация является основой для разработки конституции и развития законодательства Марийской ССР….. и т.д.»

          Чтобы вы не боялись читать столь откровенные слова, послушайте выступления действующих депутатов Госдумы РФ.
          Жириновский ответил: Существует ли СССР до сих пор?!
          Имеется ещё депутат Е.Федоров, который прямым текстом заявил, что на сегодня Советский Союз(РСФСР) существуют в международном правовом поле, в отличии от РФ(России), которое не оформлено.
          В числе членов Совета Безопасности ООН до сих пор числится СССР, а не РФ(Россия). И ещё много документальных подтверждений, что РФ(Россия) не является юридически признанным государственным образованием.

  17. Олег М

    Саламлена Владимира Никифоровичым тиде кугу кече дене! Тоже присоединяюсь самым лучшим пожеланиям достойнейшему гражданину , герою нашего времени! Человек живет будущим, хотелось от него лично услышать о планах, к сожалению, не удалось участвовать на праздничных мероприятиях юбиляра 2 января.

  18. ВО-ОТ! В Поздравлениях отметились ВСЕ те кто желает МЕДЛЕННОЙ и НЕЗАМЕТНОЙ СМЕРТИ МАРИЙСКОГО НАРОДА!!!!!

    Да и сам именинниц такой он и есть! да же гораздо больше чем можно подумать по уничтожению марийского народа, ну Естонцы точно знают раз вручили этому коммунисту орден народа!

    • Аноним

      Вы батенька дурак, или враг народа мари?

      • ВО-ОТ! В Поздравлениях отметились ВСЕ те кто желает МЕДЛЕННОЙ и НЕЗАМЕТНОЙ СМЕРТИ МАРИЙСКОГО НАРОДА!!!!!

        Я самый и есть лучший МАРИЕЦ! и ЕСТЕСТВЕННЫЙ!!!!!! ГЕРОЙ! из МАРИЙЦЕВ и есть НАРОД! Вопрос Кто вы?

        • вот загадка

          как тебе удается выходить в интернет, минуя санитаров?

        • Аноним

          Если себя считаешь лучшим Марийцем, то излагай свои мысли на марийском. Пока не видно что ты Мариец.

      • Я самый что ни несть Мариец, а не какой-то там Козлов (Позор марийского народа)

        Козлов- это позор всего марийского НАРОДА!

        • Алексей Ротшильд

          Ну и вывод. Приехали… занавес.

        • Аноним

          Ну, и где твои речи на марийском, кажется ты назвал себя «лучшим Марийцем»?
          Ты своими ответами больше похож на «плохого провокатора», нежели на марийца. Пиши на марийском и тебя будут читать. Пока только позоришь себя, со своим русским.

          • ВО-ОТ! В Поздравлениях отметились ВСЕ те кто желает МЕДЛЕННОЙ и НЕЗАМЕТНОЙ СМЕРТИ МАРИЙСКОГО НАРОДА!!!!!

            Брысь под лавку!
            Косточку вам сейчас скинут!
            Будете довольны!

  19. Козлов ЭТО КОММУНИСТ! а коммуняка не может быт защитником народа!

    Это как же 2 пальца обсосать — это простая ИСТИНА!
    О чём базар товарищи!

    • Аноним

      Базар лишь о том, что ты берешь на себя много, осуждая поступки других. Разве среди твоих родных старшего поколения не было коммунистов? Вы их тоже позорили, или может до сих пор позорите за это?

  20. Илья Бирский

    Цель этого постоянного провокатора — вносить раздор. Общинность, общность (т.е. по-европейски «коммуна») — в том числе и древнемарийская идея. Иначе говоря, мари, сохраняя такую идею, являясь коммунарами, или же коммунистами в новое время, ничем не были хуже тех же французов. А вот индивидуализм — это англо-саксонская идея. Она нам, марийцам, чужда. Как известно, это англо-саксы породили фашизм и широко практиковали геноцид по отношению к покорённым народам. Наиболее известная древнемарийская республика, известная как Великий Новгород, но находившаяся на месте нынешнего Ярославля, управлялась вече — сходом граждан. Эта идея общинности древних западных мари после обрусения («обрушения») в среде первокрещённых(староверов) сохранилась и привела к победе социализма после октябрьской революции (подробнее см. у А. Пыжикова). Наш курс — на новый социализм. Передовые люди не могут не быть социалистами. Несмотря на усиленное насаждение индивидуализма, среди мари идея общности, идея превалирования интересов общества над индивидуальным эгоизмом сохраняется. Среди восточных мари есть такая традиция взаимопомощи, называемая «ву»ма». Есть в этом что-то роднящее его с древним «вече». Это великолепно, если у нас есть национальный герой и он социалист-коммунист! Поклонники капитализма, живущие одной целью — урвать у соседа его честно заработанное, не могут вызвать даже простого уважения.

    • Аноним

      Великий Новгород — древнерусская республика, но.никак не «древнемарийская». Слово в звучании как «Новаград» (Новгород) — славянское, а не финно-угорское. Но, возможно, город древнерусский построен на месте мерянского «ола» (тюрк. «кала»), который, вероятнее всего, располагался южнее, но никак среди северных мёрзлых болот. Может быть, название Новаград (само название имеет значение «новый», то есть построенный на месте старого) просто приписали другому городу, расположенному севернее, чтобы «укрепить» позиции среди мигрировавшего в болотистую местность лугового населения. Наверное, неслучайны совпадения в названиях населённых пунктов Орша в Смоленщине и Марий Эл. И что скрывают древнерусские историки под «призванием» варягов для княжения в Киевской Руси? Прямо-таки они отдали бы власть, особенно, глядя на современных выходцев с тех краёв.

      • Илья Бирский

        Аноним, не по теме, но где вы видели древних русских? Какие есть доказательства? Во всяком случае, на территории России никакие следы «древних русских» не обнаружены. То, что пишут в своих книгах русские шовинисты, полный бред и выдумка. Так называемые «московиты», «меря», «мурома» были марийскоязычными. Пенза, Воронеж, Саранск и Рязань, включая часть Нижнего Новгорода — мордовские края. Древние Псков и нынешний Великий Новгород — земля людей латгальской археологической культуры, т. е. прибалтов. Оставьте песни шовинистов для других сайтов, которых предостаточно. На территории России русских как нации до Петра1 не было (см. кн. А.Бычков.Происхождение славян).
        Сейчас наука пошла далеко, в том числе историческая. Да ещё этот интернет вмешивается — неугодные факты почти невозможно скрыть. На поздняковских горшках, относимых к Х веку, написано по-марийски, но кириллицей: «карап лийн», что значит «погиб трагически», а на другом горшке — просто «горшок для каши», на северо-западном диалекте марийского языка, то есть у мари была письменность греко-латинскими буквами с Х века. Параллельно существовала и руническая письменность — знаками. А перешедшие в ислам марийцы в Озан-ола (в Казани) пользовались арабской вязью.
        В. Мирских из Кирова, обладая математическим складом ума, проводит сравнительный анализ ДНК разных групп людей, в том числе средневековых и древних, которые были исследованы учёными. Результаты его анализов, действительно, поражают. Оказывается, рюрики генетически являются выходцами из ростовских «меря», т.е. западных мари. Действительно, в тех краях есть и д. Варяги. Западные мари, мордва, вепсы были колонизированы славяно-тюрками, это тоже факт, как и то, что из мари были предатели-подхалимы и коллаброционисты, как и в наше время. А холопы и рабы национальность теряли. Чьими были холопы у рюриков? Правильно, «рурскими». Поэтому «рурские», или «русские», да хоть в каком произношении было прилагательным и до Петра1 как обозначение национальности не использовалось, то есть народа с этнонимом «русские» не было.

        • Аноним

          Если бы русских славян не было бы, то на нём бы сейчас не разговаривало большинство населения Российской страны. А у древней мери действительно был «коммунизм». Здесь Вы не ошиблись. «Путь из варяг в греки» требовал лояльность людей, с чьих земель вывозили богатства и чей людской ресурс использовали в своих корыстных целях.

        • Аноним

          Как можно жить в Башкортостане и выступать против тюрков? Ведь башкорт и казах — это один народ!

      • Аноним

        Рюрик мог быть и казахом-кыргызом-башкортом-тадаром.
        Ру — род. Рух — дух.
        Ру — род. Су — вода (тюрк.). Рядом с Балтийским морем.

      • Аноним

        Русы (ру су) могли когда-то быть небольшим тюркоязычным родом (ру), который ассимилировали (ославянили). И от имени которого предали другие роды. Сейчас «палочку» пытаются передать «марийцам», судя по всему. Но русские должны быть, и их сейчас тюрками назвать нельзя, потому что язык их по большей части греко-славянского наполнения.

        • язык их по большей части греко-славянского наполнения

          …и как результат — инверсия ментальности, тяжелая для понимания глубоко засевшая религиозная рабская склонность, пагубно повлиявшая на все эти народы восточной Европы, как закономерность — отсталость от других развитых стран.

      • следы «древних русских»

        Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид— посланные от Олега

      • Орша: ыраш шу, эрү су.

        А ведь оржа — это грива! Вот Он Лев!

      • Оржа, уршу

        С гривой, по праву, можно сравнить прорастающую весеннюю траву на земле (проталинах). Это зелёный, растительный лев.

    • Еҥ, йӓнг

      Англы и саксы — одни ли люди? В Ирландии, например, довольно-таки часто можно встретить рыжих с небольшими глазами.

  21. Елена

    админу «2» ! полный незачет за неумение контролировать базар неадекватных осыбей и опущение данного сайта до такого низкого уровня!

  22. Сергей Никитин

    Шочмо кечет дене, Лайдемыр!
    Кунам маныт — «марий мер толкын», мый эн ончылно ужам Козловым, а воктенже ятыр чолга марий меръеҥ-влакым.
    Кунам маныт — «марий меръеҥ», мый ужам Козловым. Тынар ий ышташ пашам мер толкынышто, литератур пасушто, аралаш, кычалаш да муаш, тергалташ да кыралтшаш, и ыҥгай чыташ, чыташ, чыташ! Вес тыгай марийым мый ом пале. Чын, тудо гына тыгай тыршыше огыл. Улыт весе-влакат. Тыге гынат, тынарак ыштен шуктен огытыл.
    Кунам маныт — «марий талешке», мый ужам Владимир Козловым. Лийыныт патыр-влак. А тудо — УЛЕШ мемнан воктенна. Таче! Ала йоҥылыш лийын, але чыланна ок келше южо пашаже — тудо вет ыштенак шога ту пашам, кудым ышташ лиеш. А мом шуктен огыл гын — тудо гына титакан мо? Ик айдеме шӱдӧ еҥын пашажым ок сеҥге! Кунам маныт — мари калыкым волгыдышко лукшо (просветитель) — мый ужам Владимир Николаевичым. Эртыше курымышто лийыныт чолга волгалтарыше-влак. Нунылан куштылгырак лийын: — марла Библийым шараш да тудым лудаш туныкташ ятыр, виян, кугыжан полыш лийын, да черке мелын шоген. Тиде кугыжан пашалан шотлалтын. Мардеж тупышкышт пуэн. Ты саманыште Козлов марий мутым марий-влакланак конден пуынеже. Налына мо? Полшена мо? — Марий улына мо? Тӱтан мардеж шӱргышкыжӧ пуа!
    Ятыр каласаш лиеш. Ятыр каласыман поро мутым Владимир Никифорович Козловлан. Вуеш ида нал, йолташ-влак, тендан коклаштат чолга еҥже уло, да таче ме Оньыжам саламлена. Ты лаштыкыште саламлыме мут, да поро сугынь лийже! Пагалыме Владимир Никифорович! Пашат ушныжо, таза да виян лий, ешыштет чыла сай лийже — ватет ден йочат-влак тыланет полшен илышт. Чыла ыштымет юмыланат да калыкланат келша, юмыжо ок пелеште гынат, калыкше ыҥылаш ок ярсе гынат — пашатлан йывыртен куане. Тау ача-аватлан, шочмо кундеметлан. Юмылан тау, тыгай МАРИЙ улмылан!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.