Традиционалисты провели моления в Горномарийском районе

Gornomari_MTRПервые за 200 лет марийские моления прошли в Горномарийском районе Республики Марий Эл 12 мая, утверждает сайт «Национальный акцент».

Моление состоялось в новом месте, так как традиционные для этого места, в которые марийцы приходили раньше, на сегодняшний день неизвестны. Об этом «НацАкценту» сообщил организатор мероприятия Юрий Петряев, он же горномарийский карт (жрец) Паулка.

На молениях присутствовали пять человек — Петреев объяснил небольшое количество участников занятостью на сельскохозяйственных работах. «Я самостоятельно принял решение возродить языческую традицию моления в святой роще, — отметил карт, — Администрация не препятствовала проведению языческого обряда и даже прислала представителя». По его словам, на моление грозились приехать представители православной конфессии, но так и не сделали этого.

В дальнейшем Петреев планирует зарегистрировать районную марийскую организацию и проводить моления официально каждый год, чтобы привлечь к возрождению народных традиций как можно больше людей.

Марийская традиционная религия – народная религия марийцев, основанная на марийской мифологии и вере в силу и почитание природы. Имеет ярко выраженные черты монотеизма. Впервые верование было официально закреплено в Республике Марий Эл в начале 2000-ых. В настоящее время зарегистрированы в Марий Эл зарегистрировано 12 районных общин, шесть — в Башкортостане и одна — в Нижегородской области.

Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, при этом всегда учитывается положение Луны и Солнца. Священные рощи, в которых проводятся моления, считаются природными ландшафтными памятниками Марий Эл.

Источник: Национальный акцент

63 комментария

Filed under Новости

63 responses to “Традиционалисты провели моления в Горномарийском районе

  1. Аноним

    200 лет это не правильное уточнение, до 30-х годов 20 века проводили крупные моления, во время войны власти разрешили проводить моления. В некоторые места до сих пор приходят горные марийцы и вирьяльские чуваши, приходят тайно.

  2. Аноним

    Молодцы!

    А церковники пусть будут против-они просто привыкли быть монополистами и смотреть на другие религии свысока.

  3. Аноним

    Открываются интересные факты в исторических документах описано, что при строительстве первого деревянного храма в городе Козьмодемьянске в 16 веке, схвачен горномарийский жрец, был распят и положен под фундамент храма и еще живьем его закопали а после достроили церковь.

    • Аноним

      А перед этим ему бензопилой отрезали яйца?

      • Алекс

        И это сказал кастрат.

      • Алекс

        Если ты мари, не осквернай память наших предков !

      • Аноним

        В таком случае с вас и начнём, готовьте свои яйца. Пришла ваша очередь жертвовать ценным. Это будет ваша плата духу политики, скоро выборы. Наверно после этого сразу вас изберут депутатом. Сами отрежете, или помочь? Вам совет, лучше бензопилу для этого не использовать, намотает на цепь, что не только яйца лишитесь.

      • Аноним

        Ты кастрат, тебе больше знать.

        • Аноним

          Откуда такая уверенность, вы разве яйцащуп? или может ветеринар?

      • Аноним

        Заткнись чмо !!!!

    • Елена

      Это было такое поверье—при строительстве храмов класть в фундамент ребенка или девушку, смотря кто первым подвернется под руку. Это называлось строительной жертвой—платой духу земли за взятую у нее территорию.

      • Аноним

        Интересный факт, можно узнать источник.

        • Елена

          понятий не имею про источник, но в истории (если не ошибаюсь) 6-7 класса это было. Сильное впечатление оставил рассказ о строительстве Псковского храма, куда живьем в фундамент закопали девушку, идущую с утра за водой! Первого встречного и ложили в фундамент.

  4. Аноним

    Первые часовни и церкви закладывал Иван Грозный. Он был строгий, но никого не хоронил под ними. Опять перевёртываете здесь всю историю мари. Вас самих нужно заживо похоронить за длинный язык

    • Учи историю, ***!

      При чем тут мари? Вряд ли насильно крещенные марийцы, ставшие православными, в 16-17 веках придерживались религии захватчиков! Примеры из истории:
      1)»В Горьковском кремле Нижнего Новгорода жертвою жестокого обычая оказалась Алена, молодая жена местного купца Григория Лопаты. Она в злополучный день как раз проспала утром, спешила принесть воды и возвращалась с ведрами воды на коромысле не кружною дорогою, огибая городскую стену, а более коротким путем — тропинкой по склонугоры. В стороне от тропинки, около городской стены, она увидела яму — «словно могила», и из любопытства подошла к этой яме. Строители тотчас же окружили ее здесь, попросив для вида напоить их водой. Молодицу крепко привязали к доске и спустили в вырытую яму. Вместе с нею зарыли коромысло и ведра: обычай требовал положитьс жертвою все то, что при ней имелось. Рабочие отказались зарывать несчастную, но главный мастер выполнил это сам, говоря нравоучительно:

      «Пусть погибнет она за весь город одна,
      Мы в молитвах ее не забудем;
      Лучше гибнуть одной, да за крепкой стеной
      От врагов безопасны мы будем!»
      2)Широкое распространение столь жестокого и бесчеловечного обычая у христианских народов Европы дало повод прежним европейским богословам объяснять его из христианской идеологии. Р. Андре в 1878 г. цитировал по этому поводу книгу богослова-этнографа Сеппа «Язычество»: «предвечный отец положил своего собственного сына краеугольным камнем всего создания, чтобы спасти мир от истления и через смерть невинного остановить яростный натиск адских сил». Таким образом, в смерти невинного человека при основании здания богословы видели аналогию Божьему сыну, послужившему краеугольным камнем всего мироздания.
      3) У этнографов новейшего времени мы встречаем такие же. точнообъяснения строительной жертвы. Вильгельм Ессе, автор новейшего труда «Строительная жертва и жертва мертвецам» 1930 г., пишет: «В основе распространенного почти по всей обитаемой земле обычая строительной жертвы лежит верование о том, что постройка дома,храма, города, крепости, моста, плотины и т. п. требует жертвы, чтобы обеспечить прочность постройки, чтобы охранить дом и его обитателей от всякого несчастия и от влияния со стороны злых духов.

  5. Аноним

    Хватит брать пример с бирских мари. И свистеть по поводу истории мари. В горномарийском районе ни один мари не пострадал при строительстве церквей. Дошло до того, что в Йошкар-Оле мари говорит, что он не мари, а меря))) Ладно одни не владеют языком, но считают себя мари. Зато другие уже идентичность свою теряют.

    • Аноним

      Все вы Поволжские Финны. Это уже позже стали относить себя к различным племенам, а первоначально были род финны.

      • Алексей Ротшильд

        как ТЫ нашёл слово финн, если в марийском нет слов на букву «Ф»? Вот арии были.

        • Аноним

          Так арии и сейчас есть, только они сейчас называются удмурты, или по другому отомари, или ары.
          По поводу Финнов. Так и народ мари тоже не называли своим названием, а звали черемиса. Названием Финны наделили другие народы, у которых в алфавите присутствует буква «Ф».

          • Аноним

            Мари — это наоборот чужеродное название. Имеет иранские корно. Раньше помогли иранцам, поэтому прозвали настоящими мужчинами. Настоящие название цармис, основатели Хазарии. Изучайте историю и жить сразу легче станет!

            • Мари

              Вообще-то сами марийцы всегда себя называли марийцами — мари. Чужеродное цармис-черемис навязали другие и это было оксорбительным для самих мари, поэтому Съезд народа мари принял решение вместо «черемис» использовать исконное «мари»…

              • Аноним

                Если обратится к горномарийским рунам. ТО первое упоминание как раз было цармис. Никакими мари раньше и не пахло.А вот по поводу происхождения слова цармис есть много гипотез

                • Аноним

                  Существует работа Лукашевича «Чарамут …». Не кажется ли странным, что цармис(чармис) имеет общий корень со словом чара мут.

                  • Аноним

                    Да заканали здесь уже своими цармисами и чаромутами.

                    • Аноним

                      Вы то что сами желаете обсуждать? Предстоящие выборы в Госсобрание? Кого выдвигать и поддерживать? Или может каким образом пропагандировать традиционную веру народа ….?
                      Давайте тему.

              • Аноним

                Меня убивает вообще весь бред этой полемики. Кто, кого, когда, зачем поимел. Вот ответьте на вопрос: что за появилась новая национальность МАРИ? Почему чуваши не называют себя ЧУВА, дагестанцы — ДАГИ, ингуши — ИНГИ, мордовци — МОРДА, удмурдцы — УДМУ и т. д.? А тут на тебе МАРИ!!! Ладно не хотим называться марийцами и иметь национальность МАРИЕЦ, назовемся ЧЕРЕМИСАМИ, как это было из покон веков и тогда гордо будет звучать новая национальность ЧЕРЕ!. Что ж мы стесняемся своей национальности МАРИЕЦ? Ведь это смешно — МАРИ. Давайте начнем с себя, а потом будем обсуждать более глобальные вопросы для марийского народа.

                • Аноним

                  Ваш бред ни чём не отличается от остальных комментариев. Объясняю. В некоторых районах, как правило, в словах пишут, и соответственно произносят вместо буквы «Ц» букву «Ч»(Пример Цыве — Чыве). В таком случае предлагаете произносить «мариеч»? Предлагаете начать с себя? Вы готовы называть себя мариеч? И вообще, про существование букву «Ц» в марийском имеются вопросы.

                  • Йываны родства не помнящие

                    Какие ещё имеются вопросы? Здесь большинство сидят — это Йываны родства не помнящие. Пора бы уже определится что ближе мари или черемисин? Или может поставить вопрос иначе? Девушка Мария или воинственный мужчина? Женская кровь или кровь воина-черемиса? Правильно — в кулак вас надо брать. И в бить в голову вам обратно вашу память генетическую. а то уже совсем от рук отбились!

                    • Елена

                      вряд ли поможет! слишком много времени прошло! Главное, неравнодушные к истории и судьбе своего народа инициативные мужчины напомнили о Вере черемисского-марийского народа.Респект и уважение к ним и моральная поддержка!

                    • Аноним

                      Что в таком случае мешает идентифицировать себя как Поволжские Финны, тем более с научной точки зрения это действительно так. В этом случае у вас не возникнет желания называться женским именем.

                    • Аноним

                      Куда уж! Русичем назовись черемися-марийця — заслужишь почтение у «финнов»-русичей. Да только язык русский никак не похож на финский.

                    • Марияцы

                      Ну и оставайтесь марияцыми. Умные люди себя давно черемисами кличат. Гордым и славным народом. А вы марияцы учитесь и дальше. Как говорят легче дышать будете))

          • Удмурт

            «Удмурт» есть самоназвание народа: уд — росток, мурт — мужчина (удм.); ут — свет, мәрд — мужчина (тат.).
            «Ото-мари» — «лесные мари» (мар.).
            «Арами» удмуртов называют татары: ар — удмурт; ара — круг (прим.: солнце, Ра); үр — подъём; ир — мужчина (тат.).
            Татары — те же «ары», но с основой «тат»: тате (болг.), тетя (эрз.), ата (тюрк.) — отец; то есть получается: Солнце-отец. Здесь вспоминается Фаравахар.
            К слову, может быть это просто совпадение, но «тат» в тюркских языках ещё имеет значение «перс, иранец».

    • Алекс

      А ты откуда знаешь что ни один горныймари не пострадал, у тебя нулевое знание, интересно какое у тебя образование. С такими людьми не интересно вести какой либо диалог, пустота .

  6. Елена

    что ни говори, прекрасное и, главное, нужное дело сделали ….

    • Кто бы сомневался

      Главное это «это нужное дело» под контроллем Ваших коллег 🙂

      • Елена

        спасибо! спасибо, что так цените наш ум! совесть! умения и стремления! короче, учись, студент, пока мы тут! хэ-хэ..

  7. Больной - ЧЕР, женщине - МИСске

    Марияцы
    30.05.2019 в 15:22
    Ну и оставайтесь марияцыми.

    Ну, марийцы всегда себя называли — марий и это слово значило мариец, муж и мужчина. Корень мVр (V -вокал, т.е. гласный) — общефинноугорский, он встречается в названии народов: МАРи, удМУРт, МОРдва, МЕРя.
    Исходя из логики одного очень гиперактивного комментатора на этом сайте, слово ЧЕРеМИСс можно истолковать как «ЧЕР» — больная, «МИСС» — незамужняя, ну т.е. незрелая, неопытная женщина…
    Так что слушай мужчину, мужа и человека — МАРИЙ, ***!!!

    • Аноним

      В таком случае, следуя вашей логике ЧЕРке — в церкви все больные. Правильнее будет переводить ЧЕР как «красный»(красивый)(примеры: Червонный, Червонец, ЧЕРЕшня). В своём комментарии вы указали, что марийцы всегда называли себя мари. ЧЕРемисами народ называли соседние народы. Вполне может черемисы были «краснокожими», смуглыми. По всей видимости были смуглыми потомками Булгар, которые и пришли с района Персии. Что касается МИСс в слове «ЧЕРЕ МИСс», то вовсе не обязательно переводить как «незамужняя». Можно произносить МИСтер — мужчина. В таком случае долбоёбом становитесь вы, «уважаемый». Возможно вы и мужчина, но не очень недалёкого ума. Наиболее правильным представляется называть всё же себя Поволжскими Финнами.

      • Suo Mies

        Самоназвание финнов — суоми.

        • Аноним

          Могу только предположить. Суоми произошло от названия народности Саамы. Что касается финнов-суоми, то выходит, что истинные Финны живут только на берегах Волги, и при этом почему-то они называют себя мари, другие черемисами. По всей видимости оба названия связаны с иранскими корнями. А как же тогда быть с прародиной Алтай? Язык то народа относится к алтайской группе языков. Неужели и персидские(иранские) языки принадлежат алтайской группе языков?

          • Аноним

            вообще нужно опредилится с изначальным названием. когда это появились загадочные мари- мамарийцы-марийцы-маорийцы? от кого пошло? в каких летописях упомянуты? если сперва были црмис — черемис — черами -чимари

          • Аноним

            «Су» с тюркских языков значит «вода». «Suo» с финского — болото. Финны (суоми) получаются по языку родственны тюркам. Иранцы — южный народ. По широте финнам ближе коми, ненцы, ханты, манси, нганасаны.

            • Аноним

              Другое название народа чуваши сувары. Выходит, если «Су»-вода, то перевод звучит «место у воды», или как вариант «водные люди».

          • Аноним

            А кто-нибудь сопоставлял бурят-монгольские слова санскриту? Например, калмыки, насколько известно, — буддисты.

    • Черкес и черемис

      Чирү (тат.), чериу (карач.-балк.), әскер (казах.) — войско. Сар — битва (мар.).
      Мешә — сосна, выросшая на болоте; мәшиән — пешком; мәшиәт — воля (тат.). Mies — человек (фин.).

  8. Аноним

    как раньше у нас говорили не горные мари, а горные черами. Соседние чуваши тоже черами считались. Возможно от них пошло черами, а потом и к луговикам перешло. В разных источниках поразному. В одном вообще црмис.

    • Баш ҡорт

      Слово «черемис» обозначает роль народа мари в Золотой Орде. Мари — строители (мешә) и воины (чирү). «Пчела» и «волк», если говорить по-башкирски: «ҡорт».

      • Илья Бирский

        По теме данной статьи: обращался на этом сайте «Мариувер» ко всем, кто сможет, написать универсальную книгу по марийской вере — типа марийской «Библии». Никаких откликов не было. Уверен, что если бы люди знали, что такое марийская вера, то все перешли бы на марийскую веру. Увы, разьяснительной литературы по марийской вере почти нет. Могу вспомнить лишь » Сандалык — Ош Поро Кугу Юмо» Новикова и «Жрец говорит» Танакова. Я здесь не имею в виду по мифологии и обрядам. По мифологии и обрядам книги есть — Н. Попов постарался. Но у современного человека восприятие другое. Ради восполнения пробела написал теологическую статью-эссе «Юмlн шу’лlш, марий корно» (подзаголовок «Юмlнйу’ла: ту’нян ышталтмlжэ да марийlн вэржэ»). Коротко, но вполне достаточно для понимания описываю, что такое бог Ош Поро Куго Юмо, что значит молиться, как бог создал землю, мироздание, жизнь, как всё это существует. Пишу о месте мари в этом мире, как жить, чем руководствоваться. Очень кратко касаюсь основных вопросов бытия. Надеюсь, через год эта статейка появится в печати и поможет тем, у кого накопились вопросы по марийской вере. Обращаюсь к » Юмынйу’ла ушем»: универсальную книгу типа «Библии» надо издать, где должны быть главы: 1/Мифология,2/Обряды,3/Молитвенник,4/Современная теология.

        • Аноним

          Есть такой человек. Он написал «Огненную Библию». В книге присутствуют и изыскания по марийской традиционной вере. Автор Ильин Владимир. Отпечатана была небольшим тиражом в типографии Республиканской библиотеки. Возможно экземпляр имеется в фондах библиотеки. Книга «Огненная библия» более серьёзная с точки зрения фактологии, и предназначена она не только народу мари. Повторюсь, в ней сделана попытка освятить вопросы мифологии с позиции марийской веры. Возможно Вы это имели ввиду.

      • башкорт не знаешь не лезь

        Опять башкиры мерянские пришли. Черемисы ещё были до золотой орды. Когда Волжская булгария была и никакими там татарами и башкирами ещё не пахло. Сопоставляй правильно даты и всё станет на свои места.

  9. Алексей Ротшильд

    Обращаюсь к » Юмынйу’ла ушем»: универсальную книгу типа «Библии» надо издать, где должны быть главы: 1/Мифология,2/Обряды,3/Молитвенник,4/Современная теология.
    — Но, знаете, здесь не хватает самого главного: Как должен себя вести человек в течение всей жизни на земле. То есть аналог 10 заповедей. Это есть в каждой религии. У монахов шаолинь тоже есть 10 заповедей. Тем более в марийской религии это должно быть. Поскольку Бог один и един. Ьог командует всеми народами живущими на Земле, командует всеми цивилизациями живущими на других планетах во Вселенной. Земля не единственная планета, на котором есть люди, есть много других планет, там тоже есть люди. Развитие у многих цивилизаций намного выше, чем у землян. Вот опишите мне христианину, законы поведения человека согласно марийской религии.

    • Илья Бирский

      Алексей, подразумевается, что ответы на твои вопросы будут в разделе «Теология».

  10. Единороссы, построившие храмы в Йошкар-Оле

    Теперь напишу про такую тему. В правлении Маркелова в Йошкар-Оле единороссы построили храмы. Но храмы так не строят. Храм имеет право построить только церковный приход во главе со старостой. Новый храм строится только в том случае, если не хватает места прихожанам в имеющемся храме. В этом случае образуется новый приход, выбирается староста. Приход строит храм в удобном месте. А в Йошкар-Оле храмы строили единороссы, которые не имеют никакого отношения к приходам… Леонид Маркелов не имел никакого права по своей инициативе строить храм. Он мог только помочь своими деньгами для строительства храма какого-либо прихода.
    Однако, Маркелов убедился, что строительство храмов не освобождает его от грехов. Если он совершил грехи, то может получить наказание. В общем, от тюрьмы и сумы не зарекайся, если даже строите храмы за счёт бюджета, за счёт народных денег. Вот конфискуют у Маркелова 1.5 миллиарда рублей, то он окажется с сумой.
    Надо объяснить Алтушкину, который хочет построить храм в Екатеринбурге на сквере вопреки воле народа, что если даже строить храм, грешить всё равно нельзя, если грешить то можно оказаться как Маркелов. Интересно, стал бы строить храмы Маркелов, если бы знал, что это его не спасёт. Интересно, куда ходит на литургию Минаков и другие депутаты, чиновники. Единороссы у нас самые верующие люди, наверное ходят на всенощные бдения в кафедральный собор. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву.

    • на счет греха и вообще

      Учёный социолог из Новосибирска решил по-научному «Какой самый страшный грех»
      1) аддикция (уход от мира путем алкоголизма, наркотиков и проч.);
      2) антисоциальное поведение (хулиганство и др.);
      3) суицид;
      4) конформизм (кстати, грех, культивируемый законодательством, которое запрещает демонстрации с митингами…);
      5) нарцисизм;
      6) фанатизм;
      7) аутизм (погружение в мир фантазий).

      Итак, вот 2 списка: религиозный и научный. Они правильны? Они дополняют друг друга или исключают?

      От себя скажу, что, — чем дольше наблюдаю за нашим миром и размышляю над увиденным, тем больше утверждаюсь в таком мнении. Жажда власти — основополагающий грех в смысле:
      1) генетическом (от желания Евы с Адамом стать как боги, вкусив от Древа добра и зла, и пошел «отсчет» человеческих грехов);
      2) содержательном (все остальные грехи — только подвиды жажды власти: ревность — стремление завладеть умом и (или) телом любимого и др., и проч., и т. д., и т. п.).

  11. Самый главный грех для верующего

    Самый главный грех для верующего — самостоятельное мышление. Когда верующий начинает думать, ему становится ясной лживость религиозных постулатов и он перестает быть верующим.

    • бородин игорь

      не путай веру и религию

      • это ваши перевертыши наивных и жаждущих чуда

        В этом главная ошибка большинства верующих – они начало принимают за конец, считают, будто сама по себе вера есть высшая ценность, будто сама по себе вера и есть конечная цель, будто достаточно верить и ты спасен.

  12. Алексей Ротшильд

    Сейчас объясню. Запоминайте 3 пункта. Первый самый важный пункт.
    1.На Бога надейся, а сам не плошай. Если человек даже очень верующий должен сам обеспечивать свою безопасность и здоровье на земле. Человек мало молится или много молится не должен плошать. Если даже каждый день молится, всё равно должен беречь себя и своё здоровье и вовремя лечиться.
    2.Нужно строго разделять постулаты и заповеди. Есть правила, которые придумали люди священники. Не все правила или постулаты у священников правильные. Поэтому я соблюдаю только логические и правильные постулаты, неправильные постулаты я не соблюдаю. Например,
    1) неправильный постулат. Целовать руку священнику. Я никогда не целую руку священнику. Никогда не нужно целовать руку священнику какого бы он сана не был. Потому что перед богом мы все одинаковы, мы все равны. Бог делит нас на грешных, безгрешных и мучеников.
    2) В православии много святых. Об этом я уже писал. Нужно обращать внимание только на тех святых, которые могут чем-то помочь людям на земле. На остальных святых я внимания не обращаю. Я не обращаю внимания например, на царя Николая второго. Наберут по объявлению в святые, затем простой человек начинает сомневаться в святости личностей.
    3. Главное в жизни твёрдо стараться соблюдать 10 заповедей. Не пить, не воровать, не убий… и т.д. Если мы не соблюдаем эти 10 правил, то становимся грешными, если соблюдаем, то у нас будет мало грехов. Надо ещё обязательно исповедоваться, чтобы не было непризнанных грехов. Душа соблюдающего заповеди совершенствуется и попадает в рай.

    • Все религии придуманы людьми

      Все религии придуманы людьми и простой человек не может осознать БОГа… Это я говорю как бывший убежденный марийский язычник, который потом крестился и пару лет был в лоне христианской церкви (не православной)…
      Очень хорошо знаю как марийское язычество и христианство. Путь к богу не через христианские церкви и не через МТР, не через мусульманство, буддизм и т.д. Повторюсь: все религии придуманы ЛЮДЬМИ! Путь к Богу лишь через непосредственное общение Человека-индивидума с Богом напрямую!

      • Илья Бирский

        Возможно, ты был «дремучим язычником». Под термин » язычники» подводят людей с разными воспрятиями о Боге. Понимания 70-летней старушки без образования и высокообразованного человека не могут быть идентичными. Обряд — не есть вера. Будущее марийской веры в том, что ты имеешь в виду. Под многоликостью Юмо подразумеваются не только Природа, Мироздание, но присущие только человеку Высший нравственный Идеал, а также Истина. Естественно, должно быть непосредственное общение с богом, такое общение с Ош Поро Куго Юмо в марийской вере. А от ритуала, обряда мы не можем отказаться как от традиции. Марийские жрецы совершают обряд и не являются посредниками между Ош Поро Куго Юмо и верующими. А отсутствие веры в Истину и Идеал, согласитесь, лишает смысла жизни вообще всё человечество. В том я и вижу правду, что будущее за марийской верой.

Добавить комментарий для Илья БирскийОтменить ответ