Нужна ли марийцам стратегия?

Отвечает политолог Георгий Пирогов

«Оставаясь верными патриотами родного края,
марийцам суждено тут жить и выживать»

Pirogov_Georgi

Георгий Пирогов

Заместитель премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев представил 22 марта в республиканском центре татарской культуры в Йошкар-Оле стратегию татарского народа. В соседней республике этот документ разрабатывается на государственном уровне. В Марий Эл стратегию развития и сохранения титульной национальности практически не обсуждают. Нужна ли марийцам такая стратегия, какую роль при её разработке могут сыграть региональные чиновники, что будет с народом и территорией, которую они населяют, в недалёком будущем? Эти вопросы корреспондент «Idel. Реалии» адресовал общественному деятелю, политологу Георгию Пирогову.

— Для чего нужна стратегия развития народа?

— Чтобы сохранить этнос, его язык, самобытную культуру, его неповторимое «я». Это её главная цель. Стратегия позволяет переходить от различных мероприятий разового или кратковременного характера к мерам долгосрочного развития этноса, что позволяло бы эффективно отвечать на долговременные системные вызовы. Прежде всего, на возрастание роли человеческого потенциала как основного фактора развития общества. Это системный вызов в целом социально-экономическому развитию России, отражающий как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

С одной стороны, этническая молодёжь должна ускоренно интегрироваться не только в российское, но и в мировое социокультурное пространство, быть конкурентоспособной на динамичном рынке труда. То есть должна знать тот язык, ту культуру, которые обеспечивают эту интеграцию и успешную выживаемость в жёсткой конкуренции. С другой — интересы сохранения и развития этноса требуют знания этнического языка и культуры. Поэтому надо выработать и внедрить такую модель развития этноса, которая позволит: а) интегрировать этническую молодёжь в современное мировое социокультурное пространство; б) сохранить её этническую идентичность. А это можно сделать только инструментами, механизмами, технологией стратегии.

Кто бы и как бы осторожно ни подбирался к сути поставленного вопроса, придётся признать сущностное: кратно возросшие (и продолжающие расти) скорости изменения окружающего мира (технологии – главные в том бенефициары) быстро подводят к граням безнадёжности всё большее количество слабеющих этносов. Одно дело — вялотекущий процесс, не столь болезненный в ощущениях, и совсем иное — когда угрозы явно чувствуются большинством того или иного народа. Марийцам, о которых мы говорим, и подобным им немногочисленным народам события последних тридцати лет «кулак поднесли к самому лицу». Потому и возникает судорожное стремление к путям спасения, точнее — к тому, чтобы вернуть процесс хотя бы к привычной медлительности. А это объективно невозможно. Выработка документа о стратегии развития народа — первое что приходит в голову, потому что в современном цивилизованном государстве с программ обычно начинается спасение практически всего на свете. Так как изменения в этносах носят долговременный характер, то стратегию развития лучше намечать на 25 — 30 лет, то есть на период активной жизни одного поколения.

Что касается заданного вопроса относительно в целом народов России, то ответы могут быть очень разными, вплоть до противоположных по сути. К примеру, немало тех, кому достаточно стратегии развития россиян как единого народа в рамках одного государства, что его-то, государство, устроило бы более всего. Тем не менее самые продвинутые представители наций, не относящихся к самой многочисленной, всё более озабочены состоянием сообщества своих сородичей. За точку отсчёта, как правило, берётся показатель знания родного языка. Тенденции всегда однозначны, местами – уже катастрофичны. И нет признаков, что основы государственной политики в данной области пронизаны озабоченностью происходящим. Спасение исчезающего становится, в первую голову, делом рук самого исчезающего.

Выходит, наличие стратегии развития в условиях России возможно только для того народа, решающее количество которого встревожено явным стиранием его признаков и не желает мириться с этим. Надеюсь, пока большинство марийцев стоит на том. Потому стратегия развития нашего народа нужна.

Озаботившись будущим — своим, детей, внуков, правнуков… — важно вначале определиться с перечнем главных проблем. Об угрозах, которыми они чреваты, говорить и писать языком, понятным большинству. Намечая задачи, учитывать те статьи действующего российского законодательства, на которые, отстаивая интересы народа, можно опереться (они есть, их не так мало). На этом строить долгосрочные программы – стратегии, концепции и прочие, с которыми выходить на уровни правительств – местного и российского. В остальном полагаться на свои силы — лидеров, актив, специалистов разных отраслей…

— Почему нужна стратегия развития народа мари, когда имеется официально принятая стратегия социально-экономического развития республики?

— Общемировые процессы, вызовы и угрозы постиндустриального мира принудят марийскую молодёжь (да и других этносов) выживать и развиваться в условиях, где движущей силой является экономика знаний. Стратегия социально-экономического развития региона — это иной формат документа, он — для достижения главной цели развития субъекта Российской Федерации, где могут проживать от нескольких до множества этносов. Стратегия же развития отдельного этноса — расселённого, как правило, по многим регионам — является стратегией межрегионального характера. Она распространяется на все регионы проживания конкретного этноса.

В России, по данным переписи населения 2010 года, марийцами назвались 547,6 тысячи человек. Из них в Марий Эл — 290,9 тысячи, то есть 53,2 процента всех марийцев. В сельских территориях проживало 314,4 тыс. марийцев (57,4 процента от общего числа), в Марий Эл доля марийцев-сельчан составила 60 процентов. По мнению специалистов, большинство нынешних марийцев ни по состоянию здоровья, ни по уровню образования и образованности не готово к нарастающим вызовам и угрозам современного мира.

Состояние здравоохранения в российских регионах, судя по оценкам тех же специалистов, доведено до состояния комы. «Дышит» она благодаря только тем врачам, медперсоналу, которые сохраняют верность принципам оказания качественной медицинской помощи нуждающимся. Безусловно, надо строить ФАПы, больницы, другие медицинские объекты, закупать современное оборудование. Но без новых подходов к здоровью населения — как главного капитала страны, без управленцев, мотивированных на это, без высококвалифицированных медицинских кадров с достойной оплатой их труда здорового человеческого потенциала, включая марийцев, в республике не будет.

Уровень образования марийцев (на 2010 год) ниже среднероссийских показателей. Лишь 9,9 процента марийцев имели высшее или послевузовское образование; в среднем по России этот показатель составляет 23,4 процента. Меж тем, в условиях доминирования экономики знаний главным стал не уровень образования (как совокупность знаний, получаемых в процессе обучения), а уровень образованности человека — то есть наличие у него, кроме знаний, тех навыков, которые позволили бы применить полученные знания на практике. Внимания на это пока обращается мало.

Человечество претерпевает столь быстрые изменения, что сейчас чьи бы то ни было прогнозы, даже на десять лет вперёд, ни у кого не вызывают доверия. Навлекая на себя маленькие и большие неприятности, прогнозировать тем не менее приходится, потому что на кону будущее всего народа. Темы социально-политического предвидения всегда огромны, сложны, но фактов для обоснования предварительных выводов по одной из них мне вполне хватает.

Судя по всему, у территории Марий Эл (не у одной её) может измениться статус. Утверждаться в этом я начал не со времён первых оголтелых призывов господина Жириновского. И даже не с заявления председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко от 24 апреля 2016 года (в интервью программе «Поздняков» на телеканале НТВ она заявила, что является сторонницей «перекройки карты регионального плана», поскольку есть субъекты Федерации, которые «точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин»). Всерьёз насторожился, слушая года два-три назад диалог не последних граждан России Сергея Собянина и Алексея Кудрина в эфире телеканала «Дождь», когда они озвучили идею городских агломераций. А более всего убедила недавно начатая пенсионная реформа, в сравнении с принятием которой предполагаемые мной решения об изменении административно-территориального деления Российской федерации уже не кажутся несбыточными. Потому вовсе не удивляюсь прозвучавшему в начале года предложению о создании экономических конгломераций регионов (названы они будут, конечно, не так, я говорю о сути).

Следствием — из-за объективно обусловленного ослабления внимания к региону — станут изменение финансирования (отнюдь не в сторону увеличения), обострение «глухоты» центральной власти к нашим голосам с мест, в том числе – из-за появления ещё одного передаточного механизма управления. Боюсь, глас вопиющего в пустыне – это станет высказыванием и о нас.

Марийцы, оставаясь большинством жителей села, пока пользуются названными природными ресурсами, кормятся с них. Те, кто обрабатывает землю, думают, наверное, что так будет ещё долго, всегда. И пострадают в первую очередь. Ни один из них на сегодня не так богат, чтобы стать не то что крупным землевладельцем, а хотя бы современным собственником средней руки.Предвидя, на мой взгляд, неизбежное, хорошо бы уже сейчас понять: пашни, луга, леса, водоёмы — главные богатства республики — большей частью окажутся в чьих руках? При том, что снижение статуса территории сильно ослабит защитные барьеры на пути к стремлению всё лучшее прибрать в частные руки. Замечу, в руки пришлых, обладающих на то финансовыми ресурсами. Тех, кому наплевать на наши святыни и привычный образ жизни, потому что и «гробы отеческие» не тут, и не тут им «дым отечества» — тот самый, что «сладок и приятен». В последнее время стараюсь при всякой возможности публично говорить об этом, обращаясь в целом к жителям Марий Эл, потому что потеря статуса республики — бедствие для всего населения. Вот нам один хотя бы «вопросик» в связи с данным прогнозом: а в новых обстоятельствах сумеем не позволить поднять уровень водохранилища Чебоксарской ГЭС до проектной отметки 68 метров?

Окончательно потерявший социальный статус житель села – он будет кем в его новом положении? У него найдутся силы и возможности для сохранения элементарного достоинства, будут стимулы и средства – для сохранения и развития языка, культуры, национального искусства, литературного и иного творчества? Или признанный марийским народом источник всего перечисленного быстро «заилится»?

Отразить в полной мере насущные интересы нынешнего малочисленного, очень слабого марийского народа не способны никакие государственные программы, хотя они и полны всегда благих намерений, потому в целом чем-то да полезны для социально-экономического развития республики. Потому вопросы развития марийского этноса в целом требуют отдельной стратегии. В то же время всё, что касается проблем марийского населения, проживающего в Марий Эл, может включать в себя и стратегия социально-экономического развития республики.

— В Татарстане к разработке стратегии развития народа допущены представители Всемирного конгресса татар, Милли Шуры и академии наук. Общественные слушания по результатам пройдут в семи федеральных округах России. Кто должен выработать стратегию развития народа мари, кто мог бы войти в состав рабочей группы?

— Вряд ли непосредственная выработка документа начнётся в ближайшее время. Для этого пока нет подготовленных кадров, базовой информации об этнокультурных процессах во всех местах компактного проживания марийцев по стране. Надо подготовить обстоятельный доклад об условиях их жизнедеятельности. В процессе его подготовки выявить все самые актуальные и менее актуальные проблемы.

Вопросами развития татар занимается давно и очень активно огромное количество высококлассных специалистов из разных институтов и организаций. Вначале при поддержке президента Минтимера Шаймиева, в последние годы — Рустама Минниханова. Копировать материалы из Татарстана, как это сделал некий автор из Марий Эл, опубликовавший на сайте интернет-журнала «Кидшер» некую «Концепцию сохранения этнической идентичности марийского народа», по меньшей мере бессмысленно. Причём документ рекомендован для принятия на XI съезде марийского народа в апреле 2020 года. Он списан с проекта «Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа», подготовленного Институтом истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук республики Татарстан. Лишь вместо татар вписаны марийцы, Татарстан изменили на Марий Эл.

Стратегия развития народа мари сейчас, когда радикальные изменения всего и вся только нарастают, должна быть написана, во-первых, с учётом долгосрочных прогнозов, а потому, во-вторых, в непривычно высоком градусе озабоченности, которая бы, в третьих, выражалась языком ясности и конкретики. Людей, обладающих для этого нужным сочетанием трезвости ума, достаточного интеллекта и знания сегодняшней практики, в республике очень немного — с десяток человек. Нашлись бы специалисты за её пределами. Говорю пока лишь о марийцах.

— Как долго, по-вашему, нам ждать начала подготовительной работы и сколько времени займёт непосредственно разработка стратегии развития?

— Трудный вопрос. Как уже отмечено, нет кадров, информационной и аналитической базы. Вопросы особенностей этнических процессов в постиндустриальную эпоху остаются вне внимания региональной науки. Наши «учёные» пишут о чём угодно, только не о современных процессах и тенденциях развития марийского этноса. Предпочитают писать о проблемах финно-угорских народов, ездить на всевозможные форумы. Рассматривать суффиксы, фонемы, много других локальных вопросов и частных вопросиков в формате «о проблемах», к вопросу», о подходах». Понятно, что нужны и эти занятия, но они имеют мало общего с тем, что влияло бы на этническое развитие марийцев сегодня. И что будет влиять завтра – в условиях принципиальных изменений в базовых характеристиках будущих поколений людей, что и станет определяющим в их этническом самоопределении.

Что надо предпринять в ближайшее время? Во-первых, из талантливой и креативной марийской молодёжи ускоренно подготовить недостающих специалистов. Затем серьёзно исследовать современное состояние марийского этноса во всех местах их компактного проживания: оценить состояние их здоровья, образования, этнокультурного потенциала и много-много другое. Подготовить обстоятельный доклад о положении марийцев в России. Думаю, процесс займёт несколько лет.

В конце концов, есть же у марийцев свой исследовательский институт. Там с недавних пор новый руководитель, который, насколько знаю, всерьёз озабочен состоянием дел и голов в МарНИИЯЛИ. Я бы посоветовал ему — никого не ломая, как говорится, через колено — сформировать новое направление фундаментальных исследований — этно-социальное. Взять, к примеру, темы «Социология современной марийской деревни», «Формирующийся менталитет городской марийской семьи второго и последующих поколений» и другие в этом роде. Республика наша компактна, уже через год мы бы имели много нужной информации. Кстати, недавнее заметное повышение заработной платы сотрудников института уже позволяет, в отличие от предыдущих лет, поддерживать интерес к работе и стимулы к успеху, приглашать к сотрудничеству перспективных, уже проявивших себя, специалистов.

Вопрос о готовности кадров республики к сложной интеллектуальной работе меня занимает всё больше. Чем настойчивей в разных формах пытаюсь вести просветительскую работу, в основе которой актуальные знания, тем больше и горше убеждаюсь: большинство местных учёных (судя по званиям и регалиям) не готовы предложить что-то существенное любознательному современнику, одержимому свежими знаниями. Тому молодому, прежде всего, человеку, кто в век небывалой технологической революции, глобальных изменений в общественно-политической жизни, в международном экономическом сотрудничестве хотел бы сориентироваться, найти себе применение. Вооружившись знаниями, избавляющими от неуверенности, чувства беспомощности из-за того, что понять происходящее становится всё невозможнее.

В помощь мне, к счастью, нашлось в Йошкар-Оле несколько подлинных, широко мыслящих специалистов, живущих, как и подобает учёному, по известному принципу (из высказываний Гегеля, Канта и других) — «знания ради знания», то есть — ежедневно учась, чтобы знать. Они тут — опора для просветительских проектов и источник веры в то, что всё не зря. Других единомышленников продолжаю искать.

— Судя по материалам Всероссийской переписи населения, марийцев в России становится всё меньше. Ещё быстрее сокращается количество носителей марийского языка. Пункты о языке и культуре мари должны стать основными в предполагаемой стратегии развития народа?

— Стратегия для того и разрабатывается, чтобы создать условия для сохранения языка и культуры марийцев. В понятии этнической идентичности это главные составляющие. Но у меня есть серьёзные основания (примеров собрано достаточно) утверждать: когда говорят о пренебрежении языком, не видят (не желают видеть) того и тех, что и кто на самом деле превращает в безнадёжную шумиху разговоры вокруг вопроса об исчезновении нашего языка. Не власти в первую голову. И не большинство народа. Но это отдельная тема для серьёзного освещения.

Мне-то важнее всего, чтобы в молодых марийцах сохранялось чувство национальной идентичности. Оно в современных условиях, в принятых представлениях о стандартах благополучия по-настоящему укоренится лишь в успешном человеке, уверенном в себе и в будущем своей семьи, близких. Проще говоря, у марийца должна быть возможность работать и хорошо зарабатывать, чтобы иметь в собственности то, что свидетельствовало бы о его приличном статусе и позволяло жить широкими интересами развивающейся личности.

Что на деле? Обратимся к фактам и примерам, которые приведены в ответе на вопрос о том, кому разрабатывать стратегию развития народа. С таким пренебрежением сородичей к своему образованию и образованности — а именно они определяют жизненные перспективы – мы народ не поднимем ни на дела, ни даже на осмысленное голосование в дни выборов (останется продолжать удивляться, что большинство пока голосует вопреки своим интересам).

— Кто должен инициировать выработку стратегии развития народа мари?

— В России проживает более 180 народов. Государство объективно не в силах заниматься вопросами развития каждого из этносов. Потому, полагаю, оно обязано – в основном и прежде всего — создавать условия для их самоопределения и саморазвития, не препятствовать процессу формирования этнической идентичности. Как идеальный вариант — оказывать финансовую или иную помощь при решении вопросов развития этносов.

У нас инициативу, вероятно, должны проявить организации, которые продекларировали в уставных документах своей задачей отстаивание интересов марийского народа: федеральная национально-культурная автономия марийцев России, Марийский национальный конгресс (МНК), «Марий ушем», другие объединения марийцев. Власть же, и не только в Марий Эл, обязана — в рамках действующего российского и региональных законодательств — создать условия, нужные для разработки и реализации стратегии развития марийского народа.

По большому счёту, сохранение и развитие этноса — это сфера ответственности национальной интеллигенции. Её представители через марийские общественные объединения в своих регионах должны инициировать выработку стратегии, подготовить предложения для включения в региональные программы, в сотрудничестве с депутатами законодательных собраний добиваться их внесения в государственные плановые документы.

Руководителям инициирующих организаций необходимо заключить соглашения с властями тех регионов, где проживают марийцы, чтобы заручиться поддержкой и гарантированным содействием для получения нужной информации, для реализации мероприятий стратегии и по другим вопросам. Пласт организационной работы этим не ограничивается, он огромен.

Небольшой, мне кажется, должна быть лишь группа по непосредственной выработке текста документа. Мы сегодня не располагаем множеством интеллектуалов. Разбавлять их людьми из не равных им по знаниям и опыту — значит, загубить дело. «Вавилоняне, говорящие на разных языках», перессорятся. При благоприятных обстоятельствах (если будет поддержка властей) сам я подтянул бы в республику нескольких марийцев, сумевших за пределами Марий Эл добиться заметных высот и признания. У подобных мне наверняка тоже есть знакомые профессионалы из первых рядов, живущие в иных, крупных городах России.

— Как вы думаете, нынешние власти республики готовы к содействию и сотрудничеству? Какие решения потребуются от них?

— Раз дело, в первую очередь, не правительства, то какой смысл отказывать в сотрудничестве? Единственное о чём можно попросить власть — помочь в сборе информации, поскольку это в руках правительства. А если главы регионов — хотя бы компактного проживания марийцев (Марий Эл, Башкирии, Татарстана, Кировской области, других) — выделят финансовые ресурсы, то будет совсем хорошо.

Наши «активисты» привыкли всё просить у местного правительства, туда адресовать резолюции форумов марийцев. То же – органам государственной власти республики. А почему бы не создать фонд (фонды)? Создал же Игорь Кудрявцев фонд «Чоткар патыр» ( (основатель «Фонда Чоткара», сопредседатель нового общественного движения «За перемены» — ред.) Почему не может быть фонда развития марийского народа, который наполнялся бы от разных благотворительных мероприятий? Есть и другие способы. Надо просто работать в этом направлении, а не ходить лишь с протянутой рукой в правительственное здание.

Пусть из марийцев не вышел столь крупный сельхозпредприниматель, как Иван Казанков, нет у нас и промышленников со значительными финансовыми оборотами, но далеко не всё население пребывает в нищете и в беспомощности. Есть вполне состоявшиеся производители, устойчивые бизнесы. Обо всех знают только налоговые органы. Иных открывают для себя те, кто, имея способности нравиться и убеждать, начиная поиски благотворителей, находят их во множестве и в самых неожиданных местах. Немало таких историй мне рассказали, особенно в последние два года. Богатых людей в республике, оказывается, довольно много. Самое интересное, чуть ли не большинство — женщины. Марийцы не превалируют, конечно, но их неожиданно больше, чем принято думать. Фонды, впрочем, могут наполняться чьими угодно деньгами. Ведь Марий Эл — родной или благоприобретённый дом для десятков народностей. Разруха в нём не нужна ни одной из них. Лишь бы человек, берущийся за создание любого фонда общественного развития, был талантлив, внушал доверие, имел репутацию не замаранного человека.

Что касается республиканского правительства. Со времени трагических событий в североосетинском городе Беслан (1 сентября 2004 года в школе № 1 террористы взяли в заложники 1128 человек, и через десять дней указом президента России всеобщие выборы глав регионов были отменены) специфика властей губернаторского уровня сильно изменилась. Там уже нет и быть не может аяцковых, лебедей, титовых, шаймиевых… Потому в ответ на какие бы то ни было серьёзные ожидания низов не стоит рассчитывать на немедленные волевые решения верхов. Добиваться своего можно грамотными последовательными действиями на основе досконального знания действующих законодательств. Тем более, что в самих структурах власти выдающейся грамотностью — во всех отношениях — не отличаются. Социальные сети позволяют пользоваться и тем, и другим, и третьим для придания вопросам публичности, общественного веса, информационного повода для вмешательства вышестоящих органов, в том числе — контроля и правопорядка.

— Можете поделиться своими ощущениями, наблюдениями: что происходит сейчас с народом мари?

— Сошлюсь на мнение одного кандидата наук, занятого изучением данного вопроса, с которым мы недавно долго беседовали (в том числе — об этом). Часть народа, говорил он, тихо и безропотно вымирает, молодёжь из сёл перемещается в города или уезжает за пределы региона. Основная часть так называемой марийской интеллигенции поглощена личными проблемами. Группка «активистов», особенно из научной среды, «оседлала» марийскую тематику как предмет работы и будет продолжать носиться по странам и форумам, докладывать о результатах «глубоких и всесторонних» исследований проблем марийского этноса, финно-угорских народов. Настоящую заботу о сохранении народа проявляют единицы. Поскольку они, проявляющие жертвенность и подлинную активность, слишком выделяются из общей массы «несравненно сильнее любящих» марийский народ, то обозначенное выше сообщество их отторгает…

Я, в свою очередь, поделился с ним одним давно выношенным мною наблюдением. Дело в том, что применяемые теперь критерии оценки образованности выпускника вуза позволяют довольно легко оценить также уровень знаний, способностей и профессиональной усидчивости обучавших его преподавателей. Пользуясь выработанной мною методикой, я в течение примерно десяти лет проверял уровень интеллекта некоторых старшекурсников и недавних выпускников Маргосуниверситета, школьных учителей марийского языка и литературы со стажем до 30 лет. Результаты всё более вводили меня в уныние. На откровенный разговор об этом пришёл к трём остепенённым вузовским учёным — тем, у которых эти люди учились. Возражать мне не осмелились (факты, как известно, вещь упрямая), но неприятие их я почувствовал. Одного из преподавателей уже нет в живых, а с двумя по-прежнему стараюсь сохранить дружеские или приятельские отношения, потому что сами они неглупы, образованны, когда-то ради общественного блага были способны на поступки с риском для собственного благополучия.

Почему же ученики-то у них знаниями не отличаются, спросите вы. Возможно, ответом, весьма правдоподобным, может служить высказывание моего недавнего собеседник.

— Марийский общественник, предприниматель, политик Игорь Кудрявцев считает, что у марийцев никогда «не будет единения, а вот согласие у них обязательно будет». Вы можете дать характеристику сегодняшней национальной общественной жизни?

— Игорь Михайлович — один из отторгаемых штатными «патриотами» марийского народа. Он, в отличие от них, не только публично говорит о проблемах сородичей, но и занят конкретными делами. Кстати, мог бы высказаться не столь мягко и корректно, а куда жёстче. Он оптимист. Тем более надо уважать и ценить его.

Кудрявцев результативно деятелен, принципиально прям в суждениях, не лжёт в оценках. Живёт по давно известному правилу не уронивших достоинства выдающихся отверженных: не верь, не бойся, не проси.

И всё же «никогда не говори «никогда». Говорю так не потому, что я ещё более законченный оптимист. Думаю, ближайшее будущее в два-три десятка лет всех — и тех самых «активистов» — настолько круто возьмёт за одно место, что мало не покажется. Выживать придётся вместе. И умные головы понадобятся. Не наши — так другие. Давайте растить их уже сейчас.

— Но призывы к объединению разных марийских организаций, «потому что эпоха Маркелова, разъединившая их, закончилась», тем не менее звучат. Если очевидно, что в ближайшее время этого не произойдёт, то в чём причина постоянного упования на это?

— В самой ментальности марийцев, в их истории, особенностях расселения и ведения достаточно замкнутой жизни небольшими сообществами. Население одной деревни или нескольких близлежащих населённых пунктов — вот весь круг общения. Здесь были старшие, уважаемые всем сообществом. Объединения же людей в границах обширных пространств не было. Отсутствовал опыт дружбы по поводу чего-либо. В натуральном хозяйстве каждый радел лишь о своём. Возникала проблема — на помощь приходили родственники и соседи. На днях слушал лекцию молодого марийского историка-археолога, обследовавшего могильники на территории марийского края. Выводы современных учёных подтверждают именно такое представление об особенностях древнего быта марийцев.

Что касается истории появления тут в качестве кандидата в президенты Леонида Маркелова, предвыборных перипетий 2000-го года, внутриполитических событий последующих шестнадцати лет — в этом я, смею надеяться, немало осведомлён. Что-то из того прошлого изложу в не дописанной пока книге с рабочим названием «Мальчик в песочнице». Давайте дождёмся окончания истории маркеловщины в текущей жизни марийцев (не надо думать, что она закончилась) — тогда и поговорим.

— Что будет на территории нынешней Марий Эл через 20-30 лет? Кто будет здесь жить?

— Несколько последних лет я часто задумываюсь над этим. В поиске ответов больше всего помогает, что и пожил уже немало, и что долго работал в районах (Новоторъяльском, Советском, Сернурском). Будучи журналистом, через день мотаясь по всем весям – полям, фермам, заброшенным поселениям, не мог упустить примету времени: массовое переселение русских в города началось раньше и шло быстро. Где, к примеру, сейчас деревни Мишата, Медвежата, Дубовляны, Бываенки, Долбачи, Мосино, Сухоречье, Чёрные Грязи и прочие? Умирают и марийские деревни, но не так скоро, а некоторые непостижимым образом вдруг начинают обновляться и расти (объяснение найдётся — стоит лишь присмотреться к развивающимся центрам внимательней). Если — в логике озвученной господами Кудриным и Собяниным идеи об агломерациях — дальнейшее «великое переселение народов» ускорится, то и тогда первыми эти места покинут не марийцы.

Потому у меня на будущее две новости. Как водится, одна плохая, другая – возможно, хорошая. Чем хуже будут обстоять дела со статусом региона, его экономическими возможностями, с перераспределением ресурсов и собственности, тем больнее это ударит в первую очередь по марийцам. Но жить и выживать на территории марийского края, остаться самыми верными его патриотами суждено тоже им. По той простой причине, что последними, кто покинет эту землю, могут стать только они. Осознав, что надеяться не на кого, кроме как на себя, можно ведь начать наконец действовать сообща — то есть сорганизоваться в самую многочисленную тут политическую силу и, побеждая на демократических выборах, формировать местную власть всех уровней.

Почему эта новость «возможно, хорошая»? Да потому, что она может не состояться. И дело не только в том, что прогнозы сбываются не всегда.

О Германе Пирогове
Георгию Пирогову 68 лет. Он уроженец Звениговского района Марий Эл. Журналист, поэт, бард, общественный деятель, политолог. Работал в районных изданиях Новоторъяльского, Советского и Сернурского районов республики, в конце 1980-х стал сотрудником Марийского обкома КПСС. В начале 1990-х занимал должность заместителя министра печати, в 1993 году возглавил региональную инспекцию по защите свободы печати. Был директором Марийского книжного издательства. В 2001-2003 годах возглавлял Союз журналистов Марий Эл. За тридцать последних лет издал восемь сборников стихов. Руководитель культурного проекта популяризации лучших образцов марийской поэзии. В 2018 году запустил свой новый проект «Публичные лекции в Национальной библиотеке им. Чавайна».

Дмитрий Любимов

Источник: Idel.Реалии

74 комментария

Filed under Статьи

74 responses to “Нужна ли марийцам стратегия?

  1. Чум Булат

    «…Так прошло много времени, и всякий раз Чумбылат выручал своих единоплеменников из беды. Однажды ребятишки подсмотрели, как старшие вызывают на помощь себе Чумбылату. Начали они играть в войну, подбежали к горе и давай звать Чумбылату, а сами попрятались. Треснула гора, выехал Чумбылат на своем коне в полном вооружении. Смотрит перед собой – нет неприятеля! Глянул направо – пусто, налево нет никого… Тихо поехал он к горе и исчез. Мальчишкам страсть это понравилось: они не замедлили повторить подобную игру. Опять выехал из горы Чумбылат и, не видя врага, с заметным неудовольствием покачал головой, сердито повернул коня к горе. Озорной детворе мало показалась и этого, она в третий раз побеспокоила богатыря. Затряслась земля, с грохотом треснула гора и выехал оттуда разгневанный Чумбылат, а неприятеля и в помине нет, только все окрестные марийцы сбежались на шум. Увидал их Чумбылат их и кричит: «Не цените вы моих трудов, марийцы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной издеваться начали! За это буду я теперь не защитником вашим, а лютым врагом: не оборонять вас, а сам буду всячески вредить вам. И всякая молитва, всякая жертва только на один раз спасет вас от моего гнева! Будете меня помнить!..» Повернул своего коня Чумбылат и пропал в горе… Плохо стало теперь черемисам, Чумбылат стал посылать одну беду за другой, то неурожай, то мор на людей, то болезнь на скотину. Начали марийцы молится Чумбылату как богу, приносить жертвы. Но Чумбылат избавляет черемис от беды только за хорошую жертву, а на плохую и не смотрит. Каются теперь марийцы, что сами виноваты, если Чумбылат из защитника обратился в злейшего врага их: не надо было ребятишкам давать волю…».

  2. Pingback: «Марий ушем» обсудит стратегию развития народа | MariUver

  3. Нужна ли марийцам стратегия?

    Главное это не стать русскими!
    А язык дело наживное (уже сейчас)
    Но это уже будет совершенно другой язык не советский (современный мариушемовский)
    И не язык наших далеких предков.
    Но это будет НАШ язык!

    • Аноним

      Очередное бла- бла! Все проблемы марийского народа всем известны! Статданные в открытом доступе! Вы об этом будете втирать перед выборами перед избирателями? Конкретно что предлагает автор? Ничего! Все обтекаемо, никакой конкретики.Все в литературном жанре.

      • бла-бла-бла!

        Ничего! Все обтекаемо-?, никакой конкретики!
        Быдло-люди мыслить не могут!

        • Аноним

          Очередное быдло в погоне за очередным местом под солнцем, за очередным куском, за очередной славой! Поразмышляли!? Дальше куда и кому? Какая аналитика? Где она? Стратегия- совокупность конкретных мер, конкретных дел.

      • Аноним

        В чем парадокс? Никто Кудрявцева не считает лидером среди марийцев, кроме Пирогова.Кудрявцев на этом сайте в захлеб облизывал новую власть через свои статьи- обращения . Что за идиотская привычка навязывать себя народу в качестве лидера. Ну не хотим мы читать , как писал Кудрявцев, статьи- размышления, Катаевой, мари- адвоката…..
        Даже до вступления в должность нового главы, большинство марийцев трезво оценивали ситуацию- изменений в лучшую сторону не будет! Только марийушемовцы скакали — » надо выстраивать диалог с властью». Время показало кто был прав.

    • Аноним

      Надо понимать, что та основа, на которой зиждиться «русский мир», это: Киевская (Московская) Русь, казачество, православие, царь, славяне, ну и «великий и могучий», на котором мы с вами пишем.

  4. бородин игорь

    Во многом согласен с автором . Знаю Пирогова давно но заочно , хотя лично и встретил только пару лет назад. Уважаю за аналитический склад ума и гражданскую смелость . Но не со всем согласен , не все выводы приемлю.
    Да насчет Кудрявцева в точку — весьма неудобная ЛИЧНОСТЬ внесистемный но конструктивный критик власти….Такие всегда и всюду не удобны любой власти и прочим трусливым анонимам.
    Насчет вливания этноса в мировой социум не согласен. Возможно не так понял -пишу как вижу.
    Подмена понятий об успешности . Что такое успешность каждый видит по своему . В эпоху навязываемого потреблядства ставить во главу угла наличие » большого кошелька » в виде материальных преференций как вида успешности суть есть дорога в никуда. Не думаю в долгосрочной перспективе погоня за английским языком и простое копирование навязанного саксами и иже с ними чуждого менталитета принесет большой успех нашего этноса.
    Не много об успешности . Успешен ли был мой отец ? Часто сам себе задавал вопрос до сих пор не знаю ответа но думаю да успешен.Когда за триста верст от дома в деревнях которых бывал встречали с хлебом солью лишь за то , что печник эрге \ печник вате…
    Если мой отец оставил о себе такую память что поколения спустя добром люди помнят знать успешен.
    Успешен ли тренер Серяков ? У него нет вилы на канарах и личного самолета и хором барских нет. Бентли тоже не имеет но любой его ученик почтет за честь подвезти его. И много таких успешных у нас в народе. Которые счастливы и самодостаточны без навязываемой погоне за якобы успешного вхождения в мировой социум……

    • Необщественник

      Да все работают на публику, занимаются популизмом, чтобы про них говорили и писали. Болтология и все, в депутаты метят. Все марийские псевдодеятели,кто больше всех себя проявит на экране или в газете, тот и за марийский народ. А наивные марийцы этому верят. А вы задайте вопрос каждому радетелю за марийский народ про их деятельность, и посмотрите что они делают и как, и за что..?..Потом поймете что лучше жить для себя и верить только самому себе.Потому что эти самые деятели, плевать хотели на вашу жизнь.Они все карьеристы и нарцисты

  5. РАДЫГИН А.И.

    Стратегия развития как основа основ необходима. главный опрос — кому это надо и кто должен ее разрабатывать.
    при ее разработке нельзя допускать и мысли. что марийцы. проживающие в Нижегородской. Кировской. Пермской. Свердловской областях. Татарстане. Башкирии. Удмуртии являются коренными жителями а не диаспорой.
    Правительство Марий Эл не состоянии охватить всех марийцев. проживающих на территории России. посему данным программным документом должна заняться федеральная структура. как впрочем и по другим народам. Проблема в том. что есть федеральные программы. однако во многом их реализация отнесена регионам. А ЧТО ДЕЛАТЬ регионам где проживает до ста и более национальностей.
    в одиночку не справиться. А выступить национальным территориям с единой программой сохранения и развития зыков коренных народов утопия.
    Надо искать пути и конечно же вместе с федеральными и региональными структурами. ВЕДЬ ВСЕ ПОНИМАЮТ. что Россия сильна единством народов в ней проживающих.
    Кстати. необходимо четкое понимание. прежде всего регионам. что добровольность изучения родного зыка имеет две составляющие стороны — 1. желание родителей и 2 — государство должно обеспечить возможность реализации изучения родного зыка — это программы. учебники и наличие преподавателей. сегодня не желая искать преподавателей марийского языка. удмуртского. татарского и т.д. а зачастую не получая должное финансирование, в качестве родного обзывают изучать русский
    Оптимизация — словно чума прошлась по России — сокращение клубных работников. библиотекарей. больниц привело к тому что село. где еще сохраняется национальный колорит. я зыки. а значит и Россия. поставлены на грань уничтожения. Земли скупаются и не селянами. а это для государства российского пострашнее оптимизации.
    АБСОЛЮТНО СОГЛАСН с автором. нельзя сидеть сиднем. надо забыть мелкие обиды. личные амбиции и садиться за стол. Еще есть время

  6. КРГОРИ

    Что вы мифы о ЧУМБЫЛАТЕ как попугаи заводные повторяете , Он был с нами и будет с нами,с его потомками.А эти истории недалекие люди ,враги народа придумали.

  7. бородин игорь

    анонимы === табаки
    Табаки — неизменный спутник тигра Шерхана.

    Один из наиболее пронырливых обитателей джунглей. Обычно он не очень дружелюбен, если не считать фальшивой любезности, которую он проявляет, чтобы к кому-нибудь подлизаться.

    Табаки питается объедками как после Шерхана, так и после волков слонийской стаи.

    Он не прочь сыграть с кем-нибудь злую шутку. Вечно собирает и разносит сплетни, и это одна из причин, почему остальные обитатели джунглей его не любят. Кроме того, они его боятся, потому что он чаще других болеет бешенством. В припадках бешенства бежит по джунглям, кусая всех на своём пути.

    Ближе к концу книги Серый Брат (волк, один из названых братьев Маугли) убивает Табаки, сломав ему хребет.

    Табаки является именем нарицательным. Людей, которых не хотят публично называть плохим словом, называют Табаки. Имеется в виду подхалим и подлец. Человек трусливый, способный, как шакал, только высунув нос издалека, говорить гадости или, наоборот, льстить кому-то, чтобы поживиться за его счёт.

  8. Аноним

    Очень правильное описание составил о своей стае, Бородин! Ты у нас в хвосте этой стаи плетешься. Так слово к слову вставляешь иногда в разговор. Что ты есть, что тебя нет, разницы никакой.Ни реальных общественных дел, ни авторитета!

    • бородин игорь

      о табаки завыл

    • бородин игорь

      Аноним
      01.04.2019 в 23:56
      Очень правильное описание составил о своей стае, Бородин! Ты у нас в хвосте этой стаи плетешься. Так слово к слову вставляешь иногда в разговор. Что ты есть, что тебя нет, разницы никакой.Ни реальных общественных дел, ни авторитета!

      Лучше быть в стае волков чем главою шакалов

  9. Обиженным молодым - навозным мухам

    Аноним
    01.04.2019 в 21:01
    ваша вина в том числе, Радыгин!

    Никогда не был особо-то большим сторонником Радыгина… Сам его не раз критиковал. Но уважаю его за то, что он открыто пишет от своего имени. Кто за тобой Аноним стоит догадываюсь, вам всем за 30, а вашему лидеру вообще за 40… И все в «молодых» обиженных себя держите… Во время Маркелова, в лучшем случае, сидели молчали, или же, как ваш лидер, грозили др. мари, чтобы они не шли против Маркелова. Были в команде ставленика Маркелова Яковлевой, проиграли выборы – крупно обиделись на др. мари, «Марий ушем» на этот сайт. И через своего придворного писаку Строкина на очень низменном, подлом, пошлом уровне мстите другим МАРИЙЦАМ! ЧЫН марий еҥ нигунам тыге вес марий шотышто ыштен огыл!
    Когда мне было 20 я не обвинял старших во всех бедах, я не соглашался со многими деятелями марийского нац. движения. Но я всегда уважал их! И с уважением не соглашался и вел дискуссии с ними открыто лицом к лицу или через марийские печатные издания, как и большинство мари. А вам подобные способны лишь подло анонимно обливать грязью других делающих мари… Или через своих продажных проституток-журналюг Строкиных опускаться до уровни навозных мух, копающихся в чужом говне…

    • копающихся в чужом говне…

      В том то и дело что от вас «ГЕРОЕВ» кроме как ликвидировать республику, ликвидировать анонимность в интернете, построить деревянную статую против Золотой орды, нет каких либо существенных предложений!
      Вот и остаётся только ваше говно вот и всё, потому что другого то нет!

      • Обиженным молодым — навозным мухам

        Так никто и не сомневается, что у вас «обиженных молодых мари» подняться выше навозной мухи, которая роется в говне реалньно действующих, делающих мари, ТЕПТЕРДА УКЕ!
        Так и проведете свою жалкую жизнь в виде навозных мух…
        Самое противное, что вся ваша «заслуга» в том, что вы давите других активных, делающих мари…

    • Аноним

      Лучше уж быть «мухой», чем «разлагающейся навозной кучей» .

  10. Белый Старец

    «По легенде, Саган Убугун родился уже столетним стариком с длинной белой бородой…».

  11. Эчан Придонович

    Стратегия — Конечно нужна ! Мы же хотим чтобы наше будущее поколение — наши дети уважали нас, знали и разговаривали на нашем языке, знали и уважали нашу историю, почитали нашу культуру и наших Великих предков — ЧЕРЕМИС !

    Пагалыме Мари-влак ончыко каяш кӱлеш, йоча-влакым марла туныкташ, тек нуно эртак мари шӱлышан лийын шогышт! Юмыден пырля чыла сай лийже!

  12. Аноним

    Необщественнник — страус.
    Пора тебе голову-то хот высунуть из песка. Или не обсыпать голову пеплом.
    Работаешь на себя? — молодец… Надо, Федя. Тогда не суйся в общественные дела. Ты же на себя только работаешь.
    В твоей оценке мы не нуждаемся.
    Живи в женских объятиях, там теплее и безопаснее. Если даже бить будут — жена защитит. Это твоя участь. Жалко выглядишь.
    А быть общественником — надо терпеть. Ты к этому не приспособлен.

    • Илья Бирский

      Основой основ концепции национального развития мари остаются решения первого съезда марийских националистов в Бирске 1917 г. и других марийских сьездов вплоть до 10 сьезда мари.Всё сводится лишь к разработке тактики действий применительно к изменяющимся условиям. Проведение в дальнейшем сьездов мари считаю нецелесообразным, но и запретить невозможно. Уже в 10 сьезде мари наблюдалось преобладание марийских национал-нигилистов над марийскими националистами. В дальнейшем эта тенденция будет нарастать. Национал-нигилисты будут заниматься ревизионизмом предыдущих решений сьездов мари, будут предлагать приспособленчество, т.е.постепенную русификацию мари и в лучшем случае будут превращать подобные сьезды в ничего не значащие тусовки типа культмассовых мероприятий. Марийским националистам надо отдельно провести свой сьезд и обьявлять ревизионистские решения тусовок в виде сьездов мари, мешающие или ошибочные концепции национального развития мари, недействительными. А тактику действий на основе решений предыдущих марийских сьездов надо рассматривать на совещаниях марийских националистов. Так, например, на республиканском собрании марийских активистов Башкортостана в августе 1989 г. в Уфе мною был предложен такой план. Товарищи поддержали, и к нашему времени 60% этой концепции претворено в жизнь. Стратегия башкортостанских мари на полную и реальную культурную автономию восточных мари остаётся прежней. Меняется лишь тактика. Необходимо содействовать смене политического строя, и «Марий ушем» Башкортостана вливается в движение «За новый социализм». Лишь при победе социализма сложатся благоприятные условия для национально-культурного развития мари. » Культурную автономию» мари Башкортостана ждёт реорганизация, которая начнётся после ухода П. Бикмурзина и его соратников-национал-нигилистов. Основной задачей мари Башкортостана останется сохранение идеологии национализма, приверженности идеям марийских националистов 20 века — 1 и др. съездов народа мари.

      • Аноним

        Всё это конечно замечательно. Но когда сперва Вы призываете организовать марийским «националистам» отдельно свой сьезд, а затем влиться в движение «За новый социализм», согласитесь это уже перебор. Возникает вопрос что за движение «За новый социализм»? Это марийское межрегиональное национальное движение? Предположу, что это общероссийское общественное движение. И в руководстве этого общественного движения находятся «русские» по национальности. Если не так, то извините. В связи с этим возникает вопрос, в России существует сотни общественных политических организаций, в чём особенность данного движения «За новый социализм»? Разве мало таких организаций где во главе «русские»? Тогда в чём Ваш «национализм» выражается, если вы готовы с теми же «русскими «объединиться». Уверен, там в руководстве не только «русские», имеются и «националисты» других национальностей, но направляющая роль по прежнему принадлежит не «националистам». Поймите правильно, ничего не могу сказать плохого про движение «За новый социализм». И ещё, не стремился задеть Ваше самолюбие. Но думаю предлагаемый Вами вариант следует более серьёзно разобрать. Понимаю, что без участия национал-нигилистов.
        Что касается республики. В республике кажется начинаются предвыборные «тёрки». Начинается дискредитация марийского национального движения, и в целом марийцев.
        «Ответы на вопросы к публикации «Против национального возрождения марийцев»» https://7×7-journal.ru/post/119323
        И вот это уже серьёзно. Выскажу прогноз. Такого рода материалы будут публиковаться регулярно.

    • Илья Бирский

      В своём изложении я всего лишь признаю реальность разложения марийцев на две части: на националистов и ниционал-нигилистов. Что уже произошло, надо признать. Пишу по-русски именно для национал-нигилистов. Для меня, марийского националиста, конечно, несыслимо общаться с марийцами не по-марийски. Национал-нигилисты — это пишущие по-русски, думающие по-русски, общающиеся по-русски, но признающие своё марийское происхождение. Примечательно, что уже 10 съезд мари проходил на русском языке. Совершенно ясно, что эти обрусевшие будут навязывать своё видение остальным, т.е.это путь к исчезновению мари как народа. Поэтому надо чётко представлять опасность проявления национал-нигилистов, надо соблюдать дистанцию от них и не допускать, чтобы они выступали от имени всего марийского народа.

      • Аноним

        Постараюсь всё же изложить несколько иную точку зрения. По каким критериям вы разделяете «националистов» и «национал-нигилистов»? Не должно разделение проводиться по критериям «пишущие по-русски, думающие по-русски, общающиеся по-русски, но признающие своё марийское происхождение». Если взять за основу Ваше утверждение, то получается подавляющее большинство марийцев, проживающих в соседних регионах, являются «национал-нигилистами». Впрочем не только в соседних регионах, но и в республике большинство марийцев можно отнести к «национал-нигилистам». А теперь ответьте каким образом Вы намерены изменить ситуацию? Вижу единственно действенный метод, это воспитать новое поколение «националистов» из числа детей ясельного возраста. При этом исключить контакт родителей-марийцев, как правило «национал-нигилистов», со своими детьми. Возможно у Вас имеются другие варианты?
        Нельзя так делить мари, на «белых» и «красных», на «националистов» и «национал-нигилистов». Так никогда не достигнуть взаимопонимания внутри народа. Следует вырабатывать иные критерии. Люди все разные. Иногда не представитель народа мари может дать фору многим марийцам по рождению, причём даже «националистам».

      • Аноним

        У обрусевших мари и у мари, живущих среди русских, есть комплекс: они стремятся выслужиться, доказать свою «русскость» перед русскими, зачастую предав своего сородича. Но «русские» сами по себе тоже неоднородны. Есть те, кто терпимо, толерантно относится к представителям национальным меньшинств. Возможно, на генетическом уровне у некоторых даже есть родство, например, с теми же мари. Но в большинстве своём «русы» считают себя главными, потому что их больше.

    • Аноним

      Анониму от02.04. 9.56. Это вы, такие общественники довели народ, что они зарылись в песок как страус, чтобы вас не слышать. Сколько вас еще осталось 5-6 человек, которые ко улам, болтаете в инете кричите и что? Что реально сделали для народа, делом доказывайте. Всех марийских предпринимателей подставляете ради своей личной выгоды. Где ваши обьединения-где?? Вы все считаете себя маленькими князьками и вам не достойно прислушиватся других, только вы -вы и вы. Каждый год кричите что марийский народ сокращается,книги не печатаются. Книги то кому читать? Об этом задумывались. За 20 лет вашей общественной политики до это дожили. Народ то хочет жить сегодня и правильно сделали, зарылись в песок.Вы думаете умнее народа?

  13. Аноним

    Кргори.
    А всяких Эшполдо в марийском мире достаточно.

  14. Аноним

  15. Аноним

    Ончалза,марий-влак. Вет шагал мер айдеме,да и тыгак тыглайжат, ойлат да темлат марий ешыште шочмо йылмым арален кодаш. Марий кумалтыштат шагал гана темлымаш лектеш калык деке-шочмо йылмым аралаш, йочалан туныкташ. Молан тыге?

  16. Аноним

    у марийцев в марий эл одна стратегия — как война, так сразу шмыг в тайга или овраг к башкирам или в йудвел, к хантам))

    • Аноним

      Мари как раз и был народом Поволжья, оказавшим отчаянное сопротивление баринам с Римской империи… Многие были вынуждены покинуть свои земли, а многие попросту были сосланы в далёкие края.

      • с Римской империи…

        Насчёт Римской империи и сопротивлении марийцев, как можно подробнее. Ваша братва без СКАЗОК обойтись НЕ МОЖЕТ!
        Бирский сочиняет что марийцев уничтожили в 13 веке, а вы о Римской империи вспомнили!
        ***

        • Аноним

          Шапка Мономаха откуда «пришла»?

          • Аноним

            Откуда пришла, там её уже нет.

          • Шапка Мономаха откуда «пришла»?

            Ша́пка Монома́ха — скорее эту штуку сшили сами ЗНАТНЫЕ РУССКИЕ. Сиё творение это реакция на окружающий мир, так сказать соответствовать «ТРЕБОВАНИЯМ ВРЕМЕНИ»
            Вообще сама РУССКОСТЬ это как-бы не нация, скорее СПОСОБ — приспособленчество .
            Это как ответ, человека на ту современную власть.
            Вот придёт «гордый» мариец (татарин) увидит шапку и всё «поймет» СВОИ?
            То есть шапка это ОЧЕРЕДНОЕ ОБОЛВАНИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ !
            Ввод в заблуждение!
            Есть ещё шлемы с РУССКИЕ ШЛЕМЫ с арабскими надписями, тоже очередной ввод в заблуждение! для «Неграмотных (тупых)»

  17. Аноним

    Аноним анониму.
    Ты нас с собой не сравнивай. Мы в Марий эл живем. Никуда бежать не собираемся.

    • Вот Он Лев!

      В злополучные времена как-раз остались те, кто смирился. А наиболее непримиримые и отважные ушли на восток!

      • Аноним

        Извиняюсь спросить, а вы из какого лагеря, кто остался, или кто отважный?

      • Ричард Львиное Сердце

        Они уже не те львы, что раньше, эти львы, ушедшие на восток. Они, наверное, полульвы, наподобие пумы. Да, собственно, в чём их храбрость, и тех, и других: остаться, смирившись, или бежать. Настоящие львы приняли бой. Но, те, что остались, сумели сохранить язык, донести марийскую культуру до наших дней. Но, это, возможно, благодаря тому, что на востоке в своё время слышалось рычание бежавших львов.

        • Современный мари

          Нет, не пума. Манул.

          • Аноним

            Нет, вот современные Мары.
            Патагонские мары (патагонские зайцы) https://www.youtube.com/watch?v=ItA0GPKXW5Q

            • Аноним

              Как корабль назовёшь — так он и поплывёт. Возможно не случайно обозвали народ Мары. Ведь кто-то додумался так назвать целый народ? Согласитесь, названия так просто не возникают сами по себе. Если ребёнку дать имя, то ребёнок будет носителем определённых черт характера конкретно для этого имени. Наверно многие сталкивались с объяснениями определённого имени(Александр-мужественный, Владимир-властолюбец, и т.д.)

              • Мари, меря, мурома, черемис, мещёра, мишари

                Marta (санскр.), mäрд (перс.), мәрд, мәрьэ (тат.), мари (мар.), мурт (удм.), мирде (эрз.-мокш., морд.), морт (коми), майра (вайнах.), – мужчина.
                Цёра (эрз., мокш.). Mees (эст.), mies (фин., карел.), mezʼ (вепс.) – мужчина.
                Mees, mies, mezʼ. Эр (бурят.-монг.), ир (тюрк.) – мужчина.

                • Аноним

                  Предположим. Кто, или что заставило черемисов взять самоназвание народа «Мары»(мари)? Примерно получилось как с «национальностью мордва». Тем более если верить комментарию Мардук, то «Maru», «mes» по-шумерски переводится как «сын», «молодой». Как может народ с многовековой историей быть «молодым»(сыном)? И сыном какого народа? Черемисов, или может финнов?

                  • Старый

                    Легенды гласят, что Саган Убугун родился уже столетним стариком с белой бородой.

              • Мардук

                «Maru», «mes» по-шумерски переводится как «сын», «молодой».

      • О появлении на Урале мари

        Из Истории Марий Эл:
        «…Протестуя против захватов общинных земель, усиления феодального гнета и злоупотреблений царских воевод, сотни марийских крестьян бежали на восток. В 20-60 гг. XVII в. многие устремились в Закамье, Приуралье и Башкирию. Марийцы переселялись в Уфимский (по Казанской, Осинской и Сибирской дорогам), Кунгурский и Верхотурский уезды…».

        • Аноним

          Эта История Марий Эл скорее всего козловско-сануковская трактовка в пользу марийцев, проживающих в Марий Эл. Уже не раз в башкирских или тюрских, уральских сайтах проскакивала информация, да от венгров — тоже, что марийцы как жили веками здесь,так и сегодня живут и никакие беглецы из Марий Эл. Это Иван Грозный прогнал из Волги их на Урал к своим предкам))

          • Тартар

            Не совсем верно, на Урале, в Сибири тысячелетиями жили родственные мари народы. Известно, например, что народы ханты и манси сформировались на Урале… Но, в целом, можно говорить о единой общности людей, проживающих на территории с древним историческим названием Тартария — именно так на старинных европейских картах обозначена земля, лежащая к востоку от «центральной» Европы (Римской империи). Так же, как выделяли земли, лежащие к северу и западу от Древнего Рима. «Тар-тар», «вар-вар», «бер-бер», возможно, как версия, могут обозначать население той местности, где люди разговаривали на различных (многообразных) языках. «…чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на своих языках…» [Повесть временных лет].

  18. Аноним

    Отважные на восток и запад не уходят.
    Отважные отстаивают и защищают Родину.
    Не оправдывайся.

    • Исаия Пророк

      «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: „отдай“; и югу: „не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил. Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши“.» (Ис. 43:5–8).
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B8%D1%8F#/media/File:Isaiah_(prorok).jpg

  19. О политике царизма по отношению к народам Поволжья и Приуралья

    Выдержка из книги «История Марий Эл»:
    «…Но царизм с самого начала проводил по отношению к марийцам политику национально-колониального гнета. Более того, само присоединение края сопровождалось жестокостями по отношению к местному населению. Это вызывало естественное возмущение, сопротивление завоевателям. «Черемисские войны» второй половины XVI века были национально-освободительным движением. В ходе этих событий, в результате жестокого подавления сопротивления, численность марийцев, особенно в центральной части Луговой стороны, значительно сократилась. Оставшихся в живых черемис было переписано всего 93075 человек. После присоединения марийского и других народов Поволжья и Приуралья к Российскому государству их земли стали объектом русской колонизации — в первую очередь по берегам крупных и средних рек. Появились города-крепости с русским населением, окруженные также сельскими поселениями русских крестьян. Единство этнической территории марийского народа было нарушено. Значительные группы марийцев бежали на восток, в закамские земли, положив начало формированию этнографической группы восточных марийцев. Но в целом русский колонизационный поток прошел сквозь этот многоэтничный и многоконфессиональный массив, растекаясь и устремляясь дальше в менее населенные места — по Волге в ее низовья или по Каме и ее притокам за Урал, в Сибирь. Марий Эл стал внутренней периферией России…».

    • О политике царизма по отношению к народам Поволжья и Приуралья

      Выдержка из книги «История Удмуртии. Конец XV – начало XX века»: «…Удмурты, как и большинство других присоединённых и присоединяемых народов, оказались в составе неполноправного, эксплуатируемого слоя развитого феодального общества, пополнив ряды крестьян, черносошных на севере и ясачных на юге. При этом заметно уменьшилась и общая численность удмуртов. Потери, понесённые во время похода ******* войск на Арскую землю и взятия Арской крепости в 1552 г., многочисленные карательные экспедиции в целях подавления восстаний 1552–1557, 1572–1574, 1582–1584 гг. привели к тому, что оставшиеся в живых «чёрные люди» – арские удмурты – передвинулись в северо-восточные районы Арской дороги, на территорию южных и центральных районов современной Удмуртии. Многие клановые объединения ещё долго сохраняли память об уходе из-под Арска и освоении современной территории их расселения. Часть арских удмуртов ушла в Закамье, часть передвинулась на территорию Пермского края…».

      • Аноним

        https://www.youtube.com/watch?v=vvMe3jvNlBo
        Удмуртия. Древнее наследие лесного края. Часть 1. Арская земля. Фильм НПТМ.

      • О политике советского имперализма к малым коренным народам

        “…В течение 38 лет коммунистической диктатуры черкесский народ и другие народы, населяющие СССР, подвергается неслыханному политическому и национальному гнету, беспримерному в истории колониальной политики великих держав. Некогда цветущая и свободолюбивая страна окончательно превращена в страну каторжного труда. Многовековая национальная культура объявлена «буржуазно-феодальной и реакционной», а большевизм во
        всех его чудовищных разновидностях признан последним словом «социалистической культуры», названной применительно к малым народам «культурой социалистической по содержанию, национальной по форме»…” [Рамазан Трахо, «Черкесы», Мюнхен, 1956].

    • Черкесы: история одного народа (XiX - XX вв)

      Выдержки из книги Р. Трахо “Черкесы” (1992).
      О политике царизма.
      “…Таким образом, Кавказская война, продолжавшаяся без малого 100 лет, завершена была грандиозным грабежом имущества и земель черкесов и их выселением. Иными словами, цель, которую преследовало *** правительство, выселяя коренное население Черкесии, заключалось, как сказано выше, в стратегическом обеспечении побережья Черного моря и в закреплении здесь позиции *** империализма. Совершая это злодеяние, *** империализм, уже в царские времена, убедительно и ярко выявлял свое истинное лицо истребителя народов.
      Необходимо указать также и на то, что, заручившись согласием Оттоманского правительства относительно предоставления переселенцам возможности компактного расселения в Анатолии, вели пропаганду о поголовном уходе в Турцию и некоторые черкесские вожди. Причем эту волну переселенцев подталкивали не только штыки, но и религиозная провокация, искусно поддержанная *** правительством, и под конец принявшая вид массового психоза, захватившего не только черкесов, но и других северокавказцев.
      Вот как передает это настроение эпохи Ed. Dulaurier: “Для черкесов турки были дружественным и священным народом. Они представляли себе султана, великого падишаха истинно верующих, как самого могущественного монарха в мире, могущего осыпать их щедрой рукой неисчислимыми богатствами. Они воображали государство султанов убежищем, в котором будут жить в довольствии и изобилии. Земли, которые они найдут там, будут широкой компенсацией за те, что *** опустошила огнем и мечом… На все советы оставаться на Кубани они отвечали… «Мы хотим жить и умереть среди наших братьев мусульман. Наше желание – дать покой нашим костям на священной земле…” (49).
      Положение переселенцев в Турции оказалось, однако, критическим. Здесь они вымирали наполовину от болезней и лишений. На берегу Черного моря, около Самсуна, Керасуна и т. д. еще и сегодня показывают кладбища умерших во время эмиграции черкесов. Оттоманское правительство относилось к черкесам с сожалением, но оно не могло обеспечить материально такое количество эмигрантов. Поэтому оно посылало их зачастую к границам арабских стран (Моизл, Багдад и т. д.) для охраны спокойствия на окраинах, и непривычный климат косил переселенцев массами. Известный турецкий писатель Сулейман Пазиф в рецензии на первый роман черкесской писательницы Хайре Мелек Хунже (Намиток) писал, что там, где на окраинах Турции поселялись черкесы, кладбища возникали раньше деревень…”.

      О политике большевиков по разобщению единого черкесского народа.
      “…Приход к власти большевиков и гражданская война на Юге России, присутствие Добровольческой Белой армии на Кубани, разорвали связь кубанских черкесов с восточными черкесами (кабардинцами), Тереком и Дагестаном. Поэтому кубанские “Черкесы вместе с казаками избрали Высший орган управления – Кубанскую законодательную раду… Сюда вошли от черкесов: Касполет Улагай, Кучук Натырбе, Шахим Султан Гирей, Айтек Намиток, Мурат Хатагогу, Сеферби Сиюхо и др. В Кубанское же правительство от черкесов был выбран Кучук Натырбе…”…”.
      “…Одним из самых заманчивых и лестных лозунгов большевиков, послужившим им рычагом при захвате власти, был лозунг по национальному вопросу, обещавший всем народам полную свободу. Это обещание выразилось в создании «союзных» и «автономных» республик и областей на Северном Кавказе. Тут большевики преследовали очень важную цель племенное разделение, так как воинственные народы Северного Кавказа могли причинить большевикам всевозможные неприятности. Такое разделение распространилось как на целые народы, так и на отдельные племена. Черкесы, например, территориально были разделены на одну «союзную республику», две «автономных области» и один «национальный район» (Кабардинскую АССР, Адыгейскую и Черкесскую автономные области и Шапсугский национальный район). Эти «автономии» остались от начала до конца на бумаге и не могли принести никакой пользы. Достаточно сказать, что руководители этих областей и республик должны были хранить глубокое молчание, не проявляя ни малейшего сомнения в правильности генеральной линии коммунистической партии и подчиняться ей целиком и полностью. Фактически власть была сосредоточена в руках всесильных партийных секретарей, присылаемых из Москвы и ответственных только перед ней…”.

      Большевизм в тридцатые года XX века.
      “…В 1933 же году был устроен искусственный голод, чтобы окончательно сломить сопротивление колхозников и заставить их опять-таки работать в колхозе. Голод был настолько силен, что были случаи каннибализма. Родственники совершенно не интересовались, кто и когда умирал от голода. Милиция и похоронное бюро бросали умерших в общие ямы без всякого учета. Не мало было таких анекдотических случаев, когда после голода, органы НКВД, разыскивая «саботажников», требовали от родственников покойников, умерших голодной смертью. Граждане «коммунистического рая», не раз смотревшие смерти в глаза, измученные тяжелым трудом и запуганные террором, десятки лет ожидали, таким образом, войну как начало освобождения и счастья, но, к сожалению, мечта не осуществилась…”.
      “…В течение 38 лет коммунистической диктатуры черкесский народ и другие народы, населяющие СССР, подвергается неслыханному политическому и национальному гнету, беспримерному в истории колониальной политики великих держав. Некогда цветущая и свободолюбивая страна окончательно превращена в страну каторжного труда. Многовековая национальная культура объявлена «буржуазно-феодальной и реакционной», а большевизм во
      всех его чудовищных разновидностях признан последним словом «социалистической культуры», названной применительно к малым народам «культурой социалистической по содержанию, национальной по форме»…”.

    • О политике царизма по отношению к народам Кавказа

      Выдержки из книги «Черкесы» (Рамазан Трахо, Мюнхен, 1956).
      “…Таким образом, Кавказская война, продолжавшаяся без малого 100 лет, завершена была грандиозным грабежом имущества и земель черкесов и их выселением. Иными словами, цель, которую преследовало *** правительство, выселяя коренное население Черкесии, заключалось, как сказано выше, в стратегическом обеспечении побережья Черного моря и в закреплении здесь позиции *** империализма. Совершая это злодеяние, *** империализм, уже в царские времена, убедительно и ярко выявлял свое истинное лицо истребителя народов…”.
      “…*** правящие круги считали, что Закубанский край не мог быть обращен в *** область иначе, как под видом казачьего войска…”.

  20. бородин игорь

    Действия
    Ска-а-азочка.
    «- Немедленно откройте! — раздалось за дверью, — Мы знаем, что вы там!
    — Там — подтвердила Яга, неохотно открывая дверь, — Чего надоть? Кто такие?
    — Недельщик я, — толстый краснощёкий человек оттолкнул Бабу-Ягу и прошёл в избу. За ним семенил маленький лысый человечек в очках и с кипой бумаг.
    Недельщик осмотрел избу и повернулся к Яге.
    — Почто налоги не платишь, старая?
    — А за что мне их платить? — удивилась она.
    — Закон такой, — ответил Недельщик, прохаживаясь, — Грибы и ягоды в лесу собираешь?
    — Собираю, — кивнула Яга.
    — А лес чей? Государственный. Сбором грибов ты наносишь лесу невосполнимый урон, который…
    — Как это невосполнимый? — перебила Яга, — Грибы-то обратно вырастут.
    Недельщик хмуро посмотрел на лысого человечка и тот протянул ему бумагу.
    — Действительно, — протянул он, пробежав взглядом по листу — А это вот что у тебя? Печка? Дровами топишь, верно?
    — Нет, — ответила Яга, — Волшебная она. Сама по себе горит.
    — Дым идёт?
    — Идёт.
    — Ну вот! — радостно воскликнул Недельщик, — Дым наносит урон окружающей среде. На решение этой проблемы нужно золото. Плати налог за использование спецустройства без Государственного разрешения.
    — Не буду, — фыркнула Яга, — Поколдую и не будет дыма. За что платить?
    Недельщик повернулся к лысому, тот пожал плечами.
    — Ладно, старая. А вот изба твоя. Налог за неё платишь?
    — За что? — изумилась Яга, — Я ж её сама наколдовала!
    — За обслуживание, конечно, — снисходительно улыбнулся Недельщик, — Крыша не течёт? Не течёт. Грызуны есть? Нет. А чья это заслуга? Государственная. Ибо Государство о тебе заботится и не забывает. А ты налоги не платишь! Стыдно!
    Баба-Яга захохотала.
    — Насмешили, — проговорила она, вытирая слезу, — Крыша не течёт, потому что мне её Леший каждый год перестилает. А грызунов Кот истребляет.
    Недельщик снова повернулся к лысому и тот с улыбкой выдал несколько бумаг.
    — Значит, говоришь, Леший незаконной трудовой деятельностью занимается? А налоги не платит. Разберёмся.
    Яга выругалась.
    — А что же насчёт коммунальных платежей, старая? — продолжил Недельщик, — Ни разу не оплачивала ни за свет, ни за воду.
    — Вода в ручье течёт, — возмутилась Яга, — А ручей тут без Государственного участия образовался!
    — Мы это проверим.
    — Да и свет, знаешь ли, тоже не Государственная заслуга! Солнце задолго до вас всех светить начало!
    — Глупости какие, — засмеялся Недельщик, — Раз не хочешь платить, ограничим доступ. Не будет тебе Солнце светить больше.
    Он просмотрел бумаги и протянул одну из них Яге.
    — Это за всё остальное. Плати, или мы имущество опишем в счёт Государства.
    Недельщик подошёл к Коту, спящему в кресле и поднял его за шкирку.
    — Вот это что? Кот? Вот его и опишем. Тем более, что у него нет разрешения на истребление грызунов.
    — Сволота! — закричал Баюн, — Пусти!
    — И нужно выяснить, — продолжал Недельщик, — Куда он шкурки девает? Почему не сдаёт Государству?
    Только он договорил, как превратился в мышь, а лысый человечек в крысу.
    — Надоел, — Яга отряхнула ладони, — Баюн. Баюн! Как поймаешь, целиком не жри. Шкурки оставь. Я их Государству сдам.»

  21. Лесник Яндулкин

    Несколько замечаний из марийского леса к интересному материалу Георгия Пирогова:
    1. «Копировать материалы из Татарстана, как это сделал некий автор из Марий Эл, опубликовавший на сайте интернет-журнала «Кидшер» некую «Концепцию сохранения этнической идентичности марийского народа», по меньшей мере бессмысленно.» — не согласен. Правовое поле для всех коренных народов РФ одно и то же. И проблемы общие. Что тут бессмысленного? Многие страны копируют Конституции в той или иной мере у развитых стран. Другое дело что не все им (собственным Конституциям) следуют…
    И еще! Давайте простим «некоему автору» его спешку с «принятием документа» — часто ведь молодые не хотят ждать))).
    2. «Группка «активистов», особенно из научной среды, «оседлала» марийскую тематику как предмет работы и будет продолжать носиться по странам и форумам, докладывать о результатах «глубоких и всесторонних» исследований проблем марийского этноса, финно-угорских народов.» — боюсь что ваш «остепененный собеседник» либо завидует, либо «засланный казачок», либо просто любитель поболтать. Никто ведь не мешал ему 20 лет назад, да и поздней тоже, самому стать таким активистом и «носиться по странам и форумам». Правда для этого нужно было действительно кропотливо трудиться и, что гораздо важней, не бояться доказывать очевидное властям Марий Эл и РФ. Чем это было чревато для особо принципиальных активистов здесь знают все…
    3. «Почему не может быть фонда развития марийского народа, который наполнялся бы от разных благотворительных мероприятий?» — хорошая идея. Однако возможность ее реализации сегодня, на мой взгляд, очень мала.
    Пожалуй на этом пока всё.

    • Аноним

      В таком случае не правильнее ли будет готовить Концепцию не отдельно взятого народа татар, башкир, или мари, а всех народов проживающих на территории России, и возможно бывшего СССР, «Концепцию сохранения этнической идентичности народов России». Вот какой необходим документ.
      Как сообщил Георгий Пирогов: «— Вряд ли непосредственная выработка документа начнётся в ближайшее время. Для этого пока нет подготовленных кадров, базовой информации об этнокультурных процессах во всех местах компактного проживания марийцев по стране. Надо подготовить обстоятельный доклад об условиях их жизнедеятельности. В процессе его подготовки выявить все самые актуальные и менее актуальные проблемы.»
      «— Трудный вопрос. Как уже отмечено, нет кадров, информационной и аналитической базы. Вопросы особенностей этнических процессов в постиндустриальную эпоху остаются вне внимания региональной науки. Наши «учёные» пишут о чём угодно, только не о современных процессах и тенденциях развития марийского этноса.»
      Задайтесь теперь вопросом, могут ли себе марийцы позволить ждать когда появятся «подготовленные кадры»?
      Ну и самый сложный вопрос. Кто марийцам позволит принять национально ориентированную Концепцию? Неужели вы предполагаете, что Мари Ушем единолично будет принимать данную Концепцию? Конечно же нет. Скорее всего такой документ будет приниматься и утверждаться на СЪЕЗДЕ НАРОДА МАРИ. Кто организует данный съезд — Мер Канаш. Кто является куратором деятельности большинства национальных марийских организаций — гос.Васютин. Теперь подумайте, какую концепцию Васютин будет предлагать, и скорее всего протащит через решение СЪЕЗДА? Какой напрашивается отсюда вывод. Никакой Концепции для марийского народа, близкой по содержанию к «Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа», к принятию не предполагается. Неужели не надоело наступать на те же «грабли». Команда Васютина просто не позволит Мари Ушему, и другим общественным деятелям принять национально выверенную Концепцию. Иначе зачем бы их содержал Евстифеев? Вот и думайте, можно в таких условиях разработать, и самое главное принять на республиканском уровне «Концепцию сохранения этнической идентичности марийского народа»?

      • Лесник Яндулкин

        «…не правильнее ли будет готовить Концепцию не отдельно взятого народа татар, башкир, или мари, а всех народов проживающих на территории России…» — и вы тоже правы. Так возможно будет и легче — объединившиеся лидеры двух сотен народов и народностей РФ, вероятно, смогли бы прорваться сквозь бюрократический заслон российских властей.
        Ах!… Мечты-мечты… Так приятно лелеять надежду в мечтах…
        Но, время меняется стремительно! Нурсултан, Зе-, Ингушетия… — что дальше?

    • Аноним

      Пирогов йолдаш критикует «Концепцию сохранения этнической идентичности марийского народа» потому, что не он автор этого документа. Пирогов — не очень приятная личность.

  22. Аноним

    Спасибо, Лесник Яндулкин.
    С тобой можно согласиться и спорить.
    Пусть каждый остается при своем. Лишь был бы результат.

  23. Аноним

    Что так сразу на личность.
    Я вот тебя, Аноним, терпеть не могу, но приходится здороваться при встрече.
    А та концепция нивелировка исчезновения марийского народа. За эти копейки не только идентичность, даже клубы сельские не сохранишь. Они дырявые, многие отапливаются дровами, печки дымят.
    А Костик отчет делает премудрый.

  24. Голубой вагон

    Всю свою историю русские (как барины, так и подневольные) улучшали своё положение за счёт финно-угорских, тюркских народов. Именно среди них находилось много отважных, решительных, бескорыстных людей, истинных борцов за свободу (…Мамич Бердей, Кузьма Минин, Стенька Разин, Емельян Пугачёв, Александр Радищев, Шамиль…). К настоящему времени тюркский и в особенности финно-угорский мир значительно поредели и изменилися (стали тоже в значительной степени русскими). Спасать русских от пороков, которые поглотили русское общество, по сути говоря, некому. А русский до сих пор это не понимает, всё мечется между царями и советскими тиранами. Видимо, менталитет такой: быть слугой и заставлять прислуживать других. Сначала тебя, а потом ты… Стоят в очереди друг за другом с поднявшимися вверх «дубинами» и *** друг друга (как опубликовали картинку в фармакаке в подслушивающей группе). Полное отсутствие любви к земле, на которой живут: посмотрите, сколько мусора кругом валяется! Полное отсутствие морали, нравственности. Но мнят себя великими, высокодуховными людьми! Словом, «…велика Русь, а деться некуда».

  25. Шкенжым гына йӧрата

    Пирогов — пеш ушан шотан марий, но лач шкенжым гына марий-влак коклаште эн ушанлан шотла… Моло марийым шотыш ок нал, вес марий дене пырля пашам ыштен ок мошто… Мый шкежат тыгаяк улам… Тиде мемнан марий калыкнан ик эн кугу ситыдымашыже… Мочаев шке видеоинтервьюштыжо пеш сай каласыш: мемнан кажне посна марий — министр… Лач тыгай койышланна кӧра марий калыкна пытен толеш…

  26. Pingback: Поможет ли стратегия марийцев сохранить суверенитет? | MariUver

  27. Pingback: Марийский национальный календарь за 2019 год | MariUver

Добавить комментарий для Мари, меря, мурома, черемис, мещёра, мишариОтменить ответ