В финно-угорской столице отметили Ӱярня

Ujarnja_Uncho-2019_02Марийский праздник «Ӱярня» («Масленица») отметили в деревне Шоруньжа, которая получила титул Культурной столицы финно-угорского мира-2019.

Праздник начался с обряда «Киндым авызлымаш» («Угощение хлебом») под руководством Верховного карта Марий Эл Александра Таныгина, сообщили «НацАкценту» в Инфоцентре «Финноугория».

На главной сцене праздника выступили коллективы со всей республики и ансамбль «Северная птица» из Коми, была представлена театрализованная программа со скоморохами. Гостей праздника угощали чаем и блинами.

Все желающие прокатились с Масленичной горки — согласно народным поверьям, нужно прокатиться по горке, чтобы все невзгоды остались позади. Завершился праздник вечером отдыха «Марий кас» («Марийские посиделки»),где прошел конкурс блинов. По решению жюри, лучшие масленичные угощения испекли в Звениговском районе.

Источник: Национальный акцент

35 комментариев

Filed under Новости, Фольклор и традиции, Фотоальбом, видео

35 responses to “В финно-угорской столице отметили Ӱярня

  1. Елена

    бедные культработники и учителя! одинаковые казенные платки! одни и те же лица! зачем и для кого создавать видимость праздника? где народ? где игры? где зрелища? где молодежь? У меня создалось впечатление, что нужно показать проведение праздника—показали! и все! У нас проходят намного лучше: для народа и самим народом! мдэ…. культурная столица! это как царство без государства!

    • Эльвира

      Елена, ты права на все 100%!
      Нет у нас таких ярких, умных, талантливых, достойных, с хорошим опытом, организаторскими способностями марийцев, как Вы! Спорим иногда с Вами, не обижайтесь на меня!

      • Эльвира

        Кто у нас в руководстве района?
        Зам. по соц.вопросам- школьный психолог,зам.
        по эконом.развитию- бухгалтер РОНО, ни дня не проработавшая ни в одном предприятии хотя бы в должности главного экономиста, зам.по сельским поселениям, ни разу не выехавшая ни в одно сельское поселение, ни на один деревенский сход. Работают не хуже предыдущего главы, одним словом — топчемся на том же месте!

      • Эльвира

        Морко Тувыра полкан ик пашаенжат шинчаш ыш парне. Теле марий вургемым шкаланда ургаш оксам йодаш умшам почаш лудыда мо? Финно- угор тунямбал кукшыт да чарамас тувыра пашаен- влак!Ниным ончен, ала шорташ, ала воштылаш???

  2. Светлана

    Девчушка как картинка, очень трогательное фото.

  3. Аноним

    Если бы не титул Культурной столицы финно-угорского мира-2019, то в деревне Шоруньжа отмечали бы праздник «Ӱярня» («Масленица») примерно как в п.Сернур под звуки Кадрили. https://www.marpravda.ru/news/religiya/sozhzhem-chuchelo-kotoroe-zimu-muchilo-v-raytsentre-mariy-el-zimu-vygonyali-v-dvukh-mestakh/
    В большинстве населённых пунктов Марий Эл думаю отмечали точно также, с хороводов и русские частушками. Вот вам и позитивная программа. Вот на такие культурные мероприятия и тратятся бюджетные средства министерства культуры. А вы рассуждаете, как сохранить самобытную культуру марийцев. Как тут её сохранишь, если власти намеренно, и методично уничтожают всё марийское. Где работа первого заместителя главы региона? Где работа заместителя министра культуры? Или у них полномочий не хватает распорядиться организовать на уровне Марийский праздник «Ӱярня» («Масленица»)? Может эти чиновники вовсе и не марийцы по национальности? Вот что они сделали, чтобы в большинстве райцентрах отметили этот праздник в марийских традициях? А может тогда «Ӱярня» («Масленица») вовсе и не марийский праздник?

    • Евгеньева Эльвира

      Добрый день! Я родилась в Варангуже, это деревня в Моркинском районе. Мою бабушку звали Ямбика, её сестрёнку Шембика, племянника Эчан, деда звали Пайгелде, прадеда Эшпай, моих тёть зовут Райся, Праски и т.д.. И имена всех людей этой деревни во времена моего детства, были такие же, непохожие на другие имена, напрмер, Изиу:дыр, Кугуу:дыр и др. А в Шоруньже моих бабушку и деда звали Лиза и Василий, прабабушку и прадедушку Анна и Пётр. Судя по именам, можно сделать вывод, что именно в Варангуже более длительное время люди жили в своей религии Чимари (мой папа всегда говорил: «Я чимари») . Я помню, как бабушка меня водила в Ото (святую рощу) и там была очень вкусная каша. А ещё варили кашу в деревне, ели её всей деревней, затем обливали друг друга водой — созывали дождь.
      Люди родом из этой деревни, теперь уже в преклонном возрасте, помнят ещё, как праздновали У:арня. Из рассказа моей 82-летней тёти Райся (Райся кокай): «У:арня праздновали у нас в Варангуже. И не в каждой деревне его праздновали. В эти дни гости приезжали из далека, а также, из соседних деревень и оставались ночевать. Ходили по домам с песнями и плясками, ели блины, по:ро:меч, пили квас, самогон, но никто не был пьяным. В доме сидели за столом, разговаривали, пели, плясали. Ну и, мимоходом, катались на жердях. Гости, приезжая домой, хвастались: «Два дня нас принимали в гостях и ещё могли остаться. Вот такие они гостеприимные! Вот так нас уважают!» В Шоруньже по тем временам У:арня не праздновали, а праздновали зимний праздник Крещение. В этот день мы к ним ездили. Они нас приглашали и принимали, как дорогих гостей, ходили в гости по домам. На улице не собирались, концерты не показывали, чучел никаких не было».
      Получается, сегодняшняя У:арня, это Масленица.

      • Аноним

        Интересно. Вот вы сообщаете, что кашу вкусную варили, а при этом жертвоприношения животных совершали, или нет?

        • Евгеньева Эльвира

          Если из моих воспоминаний, то были ли жертвоприношения животных в Варангуже в Ото (святой роще), я не знаю, не помню. То, что касается каши, которую готовили в деревне, то там готовилась только каша, без жертвоприношений. А мы, дети, радостные бегали рядом с готовностью в любой миг помочь взрослым в этом процессе: что-то подавали, что-то подносили. И помню, кашу варили женщины и бабушки. Мне тогда было примерно 8-10 лет.

          • Аноним

            Вы уже второй человек сообщающий, что не помнит чтобы в Ото (священной роще) делали жертвоприношения животных. Тоже самое говорится и в этом материале.
            «Марийские бабушки сварили «дождевую кашу»
            https://mariuver.com/2016/06/21/dozhd-kashu/#comments
            По всей видимости изначально, после общего моления, трапеза ограничивалась «вкусной» кашей. Сдаётся мне, что жертвоприношение поволжские финны переняли уже позднее, от тюрков. Пока конечно это только гипотеза. Традиция приготовления каши вместо жертвоприношения, во время моления в Ото (священной роще), существует и у народа отомари(удмуртов). Обратимся к истории. Знаем, что на части территории проживания марийцев, первоначально жили представители отомари(удмурты). Выходит что не так уж безосновательно предположение, что древние поволжские финны не занимались жертвоприношениями в Ото (священной роще). По крайней мере, пока древние финны не смешались с булгарами и тюрками.

          • Аноним

            Ну а как быть с тем, что бирские мари стали отмечать масленицу и сжигать чучело до прихода славян?

          • Аноним

            Евсеева один раз убрали с должности, когда поймали с поличным.
            Место руководителя сельского поселения медом намазано?
            Говорят: теперь в Шоруньже работает семейный подряд Евсеева , в том числе и в усадьбе все штатные единицы заняты его родней.
            Жуликам и воришкам всегда почет!

  4. — надо больше петь и плясать

    «А вы рассуждаете, как сохранить самобытную культуру марийцев»

    Сказки не сочиняй !
    Таким образом можно сохранить только русскую культуру!
    , а не марийскую !
    И есть что по телику показать !
    О том как прекрасно? живут марийцы в РУССКОЙ стране.

  5. Эльвира

    Правительство республики выделило квоту на бесплатное распространение районной газеты. Вместо того, чтобы поощрять наших активистов, раздают бездельникам.Каково возмущение земляков.Каждая активная семья выкладывала по три и более тысяч на благоустройство деревни в год!
    Поэтому я сама приду в поссовет на следующей неделе и заберу экземпляры и раздам газеты по составленному жителями списку! Хоть дерьмовую бумагу ввиде грамоты пора раздать активистам района!

    • Эльвира

      Л.Орлован видеоматериалжым » Унчо корныш ужеш» ютубышто ончышым.Тавысе тошто , шолдырген пытыше пайданжымат вашталташ кунда ок сите мо? Таве менгыжат шорын каен пытыше.
      Кукше марий тувыра тиде кундемыште манын каласаш йылме ок тошт! Паша тич! Онарлан куйым пыштыме.Молан лач куй?Шот дене мемориальный доскам пуртен шындаш ок лий тиде яра куйын покшекше.Воктенже чара пасу, ик кушкыл уке.

    • Эльвира

      Вот по телевизору выступают всякие околоадминистративные людишки: » Муси- пуси, ню- ня- ня. Мы это сделали тогда- то так- то…».
      Все знают : все делалось благодаря стараниям и упорству Г.С.Григорьева! Всю свою сознательную жизнь, будучи депутатом Госсобрания, будучи председателем колхоза , он вкладывал финансы, своё время для развития инфраструктуры, исторического наследия, культуры Шоруньжи! Поэтому будьте так добры предоставить ему самое почетное место в ваших мероприятиях! Пусть он, как крестный отец, начинает любое ваше мероприятие. К аксакалами нельзя так неуважительно относиться !

      • Аноним

        В финно- угорскую столицу на данное мероприятие приезжали гости только из одного региона- Коми.
        Это похоже на негромкий байкот.

        • Аноним

          Просто представители финно-угорских народов прекрасно осознают, что праздник Масленица, или на марийский манер Ӱярня, не является финно-угорским праздником, и никогда не отмечался ранее в этих числа. Поэтому организаторам мероприятий проводимых в Шоруньже следует задуматься, какие в следующий раз следует проводить мероприятия, чтобы представителей финно-угорских народов согласились их посетить.

          • Аноним

            А на открытии финно- угорской столицы представители скольких регионов присутствовали? Трёх, кроме Эстонии , конечно же.

          • Аноним

            А это что? https://mariuver.com/2019/03/05/ujarnja-2019/#comments Тут с пеной изо рта доказывают, что масленица марийский праздник

            • Аноним

              А как же быть тогда с этнографическими трудами С.К.Кузнецова, и других авторов о самобытной культуре народа мари?

              • Аноним

                Я читал про Кузнецова. Ему верить не особо можно. Что попадало к нему в руки — он все отожествлял с марийцами.Даже русские деревни (одна из них Уварово — если не ошибаюсь), которые совсем недавно основали русские — он писал про них, что марийские.

  6. Аноним

    Одна показуха-что при Маркелове,что при Евстифееве

    • Аноним

      А лапти для чего напялили? На помойку надо выбросить русскую обувь.Да и холодно на улице в таком виде.

      • Лапти - подарок русских

        Лапти — это часть великой русской культуры, которую они нам марийцам подарили… Мы, дикие марийцы, до великих русских летом ходили в кожнной обуви с металическими украшениями, зимой в валенках.
        https://mariuver.com/2009/03/27/lapti-nac-obuv/
        Но вот жалкие обрусевшие мари не представляют себя без лаптей…

        • Алексей Ротшильд

          Было время, носили люди лапти. Тогда не было китайских кроссовок, китайских джинсов и китайских курток. Вся одежда в котором я живу — китайская.

  7. Евгеньева Эльвира

    До недавних пор, этот весенний праздник или народное гулянье называлось «Проводы зимы» (Теле ужатымаш). Впервые данное празднование в Моркинском районе состоялось примерно в 1976 году в п.Морки. В те же годы этот праздник был введён в Шоруньже и с тех пор праздновали ежегодно. С 2011 года в Шоруньже начали праздновать под названием «Встреча весны» (Шошо вашлиймаш), а в качестве «У:арня» здесь празднуется в 3-й раз. Но суть одна и та же: блины, горячий чай, концерт, затем идут, кто в гости, кто домой.
    Жизнь идёт своим чередом, каждый раз под влиянием современного мира, изменяя, в той или иной степени, уклад, быт, религию, культуру, традиции, одежду, праздники. И от этого никуда не уйти. В этом мире всё меняется, несмотря на то, что мы стараемся всеми силами сохранить что-то в первозданном виде. И то, что сегодня У:арня не в ТОМ виде, думаю, ничего страшного в этом нет. Только плюсы: люди поют и говорят на своём языке, танцуют и пляшут свои национальные танцы, носят национальные наряды, используя свои местные традиции, обряды, блюда. И это очень хорошо для нас самих, для наших детей и внуков. Мы проводим праздник, как умеем. Делаем, что помним. Носим, что носили наши бабушки. Мы учимся, вспоминаем, расспрашивая старшее поколение, а те ведают то, что помнят, что видели, что и как делали их родители и прародители (кстати, отсюда и лапти – это то, что помним, а сапоги – это хорошо и гордо, но они ещё в книгах).
    И конечно, в Шоруньже не идеально (много разных отрицательных факторов), и это не самое лучшее поселение в Республике, таких много, где сохранились религия, традиции, культура и т.д., где и праздники проводятся лучше, и организаторы профессиональнее. Просто мы решили заявиться, заявились и выиграли звание Культурной столицы финно-угорского мира 2019. Мы к этому шли много лет, строили родники, создавали и открывали творческие мастерские и усадьбу под открытым небом, подымали колхоз. Победа в конкурсе была для нас очень важной и нужной для того, чтобы улучшить нашу инфраструктуру – дорогу, школу, дом культуры и т.д. И это дело не одного человека, а многих: Петрова Николай Дмитриевича, Григорьева Геннадия Савельевича, Иванова Александра Альбертовича, Фёдорова Евгения Порфирьевича, Ивановой Алёны Александровны, Игнатьева Юрия Арсентьевича и, думаю, есть и мой вклад, чем и горжусь.

    • Аноним

      Мероприятий запланировано всего лишь 12! И одно из них тратить на русскую масленицу в русских лаптях
      слишком расточительно и глупо!
      Все запланированные мероприятия каждый год проводятся республике, мы это видели 10 раз, ничего нового. Все идёт в повторе- Кугече, марийская свадьба, слёт молодёжи и т.д

      • Аноним

        А кто в республике курирует проведение всех этих мероприятий? Разве не представители народа мари? Так что все претензии к «марийцам». Хотя какие они марийцы, они скорее внедрённые агенты Маркелова. Самого фюрера уже нет, а агентурная сеть из числа наиболее преданных режиму Маркелова продолжает уничтожать самобытную культуру народа мари. Разве ещё нужны какие-то вам доказательства? Разве вы не видите, что за почти 20 лет деятельности М.Васютина народ мари медленно, но неуклонно только терял, ничего не приобретая. Иногда доходило до того, что от русского было больше пользы народу мари, нежели от марийца во власти. Сейчас говорю про деятельность С.Мамаева.

    • Аноним

      Так какой в таком случае вы отмечали праздник: «Проводы зимы» (Теле ужатымаш), «Встреча весны» (Шошо вашлиймаш), или Масленицу «У:арня»? Или может все одновременно, в один день.
      Молодцы, что заявили и выиграли звание Культурной столицы финно-угорского мира 2019. В таком случае думаю нужно и соответствовать данному статусу. Организовывая праздничные мероприятия наверно следует традициям которые присущи именно народу мари, а не русским традициям. Ладно бы вы не помнили какие и когда праздновать, так ведь знаете, и всё равно следуете навязанным штампам. https://mariuver.com/2019/03/05/ujarnja-2019/#comments

      • Женя

        В Шоруньже, много лет из года в год действительно традиционно проводятся: Шорыкйол (по домам ходят настоящие ряженные взрослые и дети), Ӱярня (в стиле Шошо вашлиймаш), 1 Мая (с эстафетой и футболом), 9 мая (принимают 1-классников в Чёткаровцы), Пеледыш пайрем (с марийсими народными и современными играми), Сӱрем, День пожилых людей (артисты СДК выступают с концертом, колхоз обеспечивает праздничным обедом), Осенний бал, Бал маскарад. Всё это проводится по-своему, по-домашнему уютно.
        А то, что сейчас происходит, Вы правы, НАВЯЗАНО и чужеродно, не ПО-ШОРУНЬЖИНСКИ. Всё расписывается «Сверху», а местному главе Евсееву всё одно, главное самому не работать, поэтому пусть приезжают, организуют и проводят по своим правилам и законам.

  8. Женя

    В Шоруньже, много лет из года в год, действительно, традиционно проводятся: Шорыкйол (по домам ходят настоящие ряженные взрослые и дети), Ӱярня (в стиле Шошо вашлиймаш), 1 Мая (с эстафетой и футболом), 9 мая (принимают 1-классников в Чёткаровцы), Пеледыш пайрем (с марийсими народными и современными играми), Сӱрем, День пожилых людей (артисты СДК выступают с концертом, колхоз обеспечивает праздничным обедом), Осенний бал, Бал маскарад. Всё это проводится по-своему, по-домашнему уютно, с местным колоритом.
    А то, что сейчас происходит, Вы правы, НАВЯЗАНО и чужеродно, не ПО-ШОРУНЬЖИНСКИ. Даже местные жители не довольны — им не нравится то, что происходит у них в селе. Вся программа расписывается и направляется «С верху», а местному главе Евсееву всё одно, главное самому не работать, поэтому пусть приезжают, организуют и проводят по своим правилам и законам.

  9. Алла

    В апреле 2018 года был сформирован оргсостав по подготовке Шоруньжи к Культурной столице финно-угорского мира, а также для совместного обсуждения, решения, подготовки программы проведения мероприятий в 2019 году в селе Шоруньжа. В итоге, из этого состава исключили именно тех, кто инициировал идею об участии в данном конкурсе, готовил заявку и материал к конкурсу, готовился к этому много лет, добивался и доказывал о необходимости многих «вещей» для достойного проведения этой миссии. Исключили профессионалов своего дела, понимающих суть вещей: Иванова Александра Альбертовича, Евгеньеву Эльвиру Демьяновну, Иванову Алёну Александровну. Я знаю этих людей и уверена, что при их участи было бы именно так, как все мы ожидали это увидеть, услышать, ощутить. Будем надеяться, что сегодняшние организаторы учтут наши замечания, критику, пожелания. А мы желаем встретить НАСТОЯЩЕЕ.

    • Эльвира

      Иванова Алена Александровна- кто это?
      Встретить настоящее без знания прошлого никак нельзя!
      Эти финно- угорские мероприятия нужны для того чтобы знать истоки своей культуры, традиций , обычий.
      Ваша клубная система работает неплохо. Но ваша деревня — сегодня центр финно- угорской культуры , поэтому такие мероприятия как осенний бал, праздник Крещения, проводы зимы, пеледыш пайрем не должны даже звучать на устах!
      Проводы зимы- это придуманное в советские годы культурно- развлекательное мероприятие в противовес марийскому обрядовому Уйарня. Пеледыш пайрем начали отмечать после появления колхозов как праздник по завершению посевных работ.На самом деле чтобы искоренить религиозный праздник Ага Пайрем( Агавайрем).
      Я бы посоветовала провести День национального героя рядом с памятным камнем Онару, с обязательным участием всех школ республики.

  10. Аноним

    Ну вот наконец дождались, Кугу Ош Кече Юмылан пайрем.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ