Размышления о будущем марийского языка

«Печально прошлое этого народа, печально настоящее и еще печальнее – будущее», говорил о народе мари профессор Императорского Казанского университета М. Кандаратский. Можно согласиться, а может и не нет. Это на усмотрение каждого.

Mari_jazykЧеремисы (мари), как и многие другие малочисленные народности, прошли трудный путь своего исторического развития. В 9-10 веках они находились в зависимости от Хазарского каганата и Волжской Болгарии, а позже Золотой Орды и Казанского ханства. Эти государства ограничивались лишь взиманием дани, не вмешивались во внутренние дела, что позволило черемисам остаться в целости и сохранности, не потерять язык и культуру.

После присоединения Иваном Грозным Казанского ханства в состав русского государства произвол московских наместников и дьяков заставил черемисов взяться за оружие (Мамич-Бердей — 1554, сын Мамич-Бердея Качак – 1571, восстание горных мари — 1581/82). Этот период военных действий вошел в историю как «30-летняя Черемисская война». Война была подавлена. Казнены десятки тысяч черемисов, у них отобрали лучшие пахотные земли вдоль Волги и Вятки, им запретили заниматься кузнечным делом (чтобы не ковали себе оружия), жить и оставаться в городах в темное время суток. Вдобавок ко всему начался процесс насильственной христианизации. Все это привело к тому, что некогда гордый, воинственный и сильный духом народ стал таким, каким он есть в настоящее время, слабым, без исторической памяти, не помнящим родства, забывающим язык и стыдящимся своего марийского происхождения.

Прошли годы и века. И вот во второй половине 18-го века начала зарождаться марийская письменность и литература на основе кириллицы. Появились первые стихотворения на марийской языке. Во второй половине 19-го века марийская письменность и литература получили дальнейшее развитие и приобрели марийский облик. Было издано немало переводов церковных книг на марийском языке, издавались словари и буквари. Открывались церковно-приходские школы, обучение организовано по системе педагога-просветителя инородцев Казанского края Николая Ивановича Ильминского. Выработанный им подход к просвещению инородцев в 1870 году был утвержден самим императором Александром Вторым, что свидетельствует о стремлении государства дать своим подданным-инородцам образование. Система предусматривала начальное обучение в школах для детей нерусских народов на родном языке, введение двуязычного метода преподавания; перевод и издание учебных пособий на родных языках инородцев; подготовка национального учительства.

Становлению и развитию марийского языка и литературы способствовала и массовая периодическая печать на этом языке, издаваемая в Казани, Уфе, Бирске, Свердловске, Елабуге, Вятке, Йошкар-Оле, Москве.

Вопросы возрождения и развития марийского языка, кадровые вопросы в системе образования и просвещения, периодического издания на марийском языке решались и на первом съезде МАРИ, который состоялся в июле 1917 года в городе Бирске Уфимской губернии.

В октябре 1917 года в России произошла Великая Октябрьская Социалистическая Революция. В этот день была изменена не только Российская, но и мировая история. На карте мира появилось первое социалистическое государство, государство трудового народа. Мало кто задумался, что результатом этой революции стало появление независимых финно-угорских государств и формирование национально-территориальных автономий финно-угорских народов в составе РСФСР.

Декретом ВЦИК и СНК от 4 ноября 1920 года образована Марийская Автономная Область как территориальное образование луговых и горных мари. Впервые за свою историю марийский народ получил государственность в форме областной автономии.

Уже в 1923 году марийский язык Марийским облисполкомом объявлен официальным наряду с русским. Образование автономии создало благоприятные условия для ликвидации последствий многовековой зависимости и отсталости народа. В хозяйственной и административной сфере проводилась политика «коренизации», то есть подготовки и выдвижении кадров коренной национальности. Марийцы вошли в органы управления, марийский язык стал использоваться в делопроизводстве, в деловой переписке, на собраниях, чего до этого никогда не было. В условиях автономии продолжены положительные тенденции и традиции «системы ильминского» по формированию школы на родном языке. Открывались новые школы, налажено обучение детей на родном языке. Марийский язык введен как учебный предмет в средних и высших учебных заведениях.

Ускоренное развитие получили литература и искусство, печать на родном языке. Увеличился выпуск всевозможной печатной продукции на этом языке (книги, газеты, журналы и т.д.). Получило развитие и марийская драматургия. Свидетельством возросшего мастерства, художественного мышления Сергея Чавайна стала его драма «Акпатыр», которую принято считать вершиной марийской драматургии 1930-х годов. Лучшие свои драмы и комедии в эти годы создал Майоров Шкетан. В 1938 году Сергей Николаев написал свою знаменитую музыкальную комедию «Салика», которая и в настоящее время пользуется большим успехом у зрителей. Поэты и писатели воспевали и восхваляли свой родной край, его трудолюбивый народ. Слагали стихи и песни. Вот что написал о любви к родине в 40-х годах марийский поэт Василий Элмар, уроженц деревни Кожла-Сола Звениговского района:

Мый йӧратем родной элемым,
Пеледше мландым, вӱдшымат,
Мый йӧратем родной ялемым,
Саскаҥше садшым, нуржымат.

Марий ешеш илен мый кушкым,
Улам марий! Марла ойлем,
Кузе умлем изамым – рушым,
Тудат тугак умла мутем.

Старшее поколение еще помнит, как часто по радио и телевидению передавали концерты и спектакли, шла передача «Поро кас» на марийском языке. Артисты и коллективы художественной самодеятельности выступали в районах, народ массово читал газеты и книги, пел песни. Да все и не перечислишь, что делалось для развития и сохранения марийского языка.

Но все стало меняться в 80-х годах прошлого века, а с распадом Советского Союза положение народа мари и марийского языка еще больше усугубилось в худшую сторону. Несмотря на то, что марийский язык в республике Марий Эл является государственным наравне с русским, большинство из ныне проживающих в республике, а также и за его пределами, уже считает, что язык находится на грани вымирания в виду отсутствия достаточных условий для его развития и сохранения. Многие в этом винят бывшего главу республики Леонида Маркелова, в период правления которого не уделялось должного внимания развитию языка, культуры и традиции, закрывались сельские школы, сократилось число учителей и учебных часов марийского языка.

Полностью согласен, что марийский язык находится на опасной грани исчезновения, как и языки других малочисленных народов России. Ничуть не оправдывая проводимую политику Леонида Маркелова и его окружения в лице Михаила Васютина, Галины Ширяевой и других, все же хочу спросить, их ли только вина в том, что сейчас происходит с марийским языком? Или все же причина в самих марийцах? Ведь ходили же (или не ходили) на выборы, сами выбирали Леонида Маркелова, чтобы он и дальше со своей командой руководил республикой. Неужели народ перестал думать головой, разучился здраво мыслить и объективно оценивать происходящие события?

Думаю, никто не станет отрицать, что процесс исчезновения языков происходил во все времена по причине глобализации и вытеснения языка другим, более сильным языком. А в наше время важную роль в этом также играют образование, телевидение, интернет и другие средства массовой информации, социальные и экономические факторы.

Как известно, язык исчезнет, когда не остается его носителей или же, когда они начинают говорить на другом языке – на языке, имеющем первостепенное значение в более сильной и влиятельной группе.

Начну с того, что за годы советской власти количество марийцев в СССР росло и к 1989 году достигло своего пика – 670 277 человек (в МАССР – 323 999), после чего начался процесс его уменьшения, о чем свидетельствует сравнение результатов Всероссийской переписи населения. Так, если в 1989 году в России (не в СССР) проживало 642,9 тыс. мари, то к 2002 году их количество уменьшилось до 604,3 тыс., а к 2010 году еще на 56,7 тыс. В самой же республике Марий Эл за 1989-2010 годы число марийцев сократилось на 33,4 тыс. человек (10,3%). Страшно подумать, за каких-то 20 лет не стало около 100 тыс. человек.

В 2010 году в России уже насчитывалось 547,6 тыс. мари, из них 290,9 тыс. проживали в Марий Эл, а остальные в других регионах, наиболее компактно в республиках Башкортостан-103,6 тыс. и Татарстан-18,9 тыс.; Кировской и Свердловской областях-29,6 тыс. и 23,8 тыс. соответственно.

Помимо сокращения численности самих марийцев, сократилось и количество лиц, владеющим родным языком.

Согласно данным переписи 2010 года за 1989-2010 годы доля марийцев в России, считавших родным марийский язык, сократилась на 7,2%, в 2002-2010 годы на 20,7%. Как вам это, впечатляет? Только 408,8 тыс. человек (74,7%) назвали марийский язык родным. В самой же республике Марий Эл таковых 209,4 тыс. (72,1%), а 58,8 тыс. считает родным русский язык. И эта тенденция с каждым годом набирает ускоренные темпы и неизвестно, сколько еще на сегодняшний день отказались от родного языка.

Заметно снизилось численность сельских мари. В силу ряда исторических обстоятельств (до революции запрещалось жить в городах, в советские годы с 1935 по 1974 годы им не выдавали паспорта и не разрешали покидать свой колхоз) марийцы оставались жителями сел и деревень, являлись основными носителями марийского языка, культуры и традиции. Согласно переписи 2010 года в деревнях их проживало 314,4 тысяч.

Но с конца 80-х годов и распада Советского союза началась урбанизация марийцев из сельских мест, особенно быстро этот процесс пошел с 2000 года. И как результат в Кировской области их численность за 2002-2010 годы сократилась на 28,2%, в республиках Удмуртия и Марий Эл на 11,9% и 7,2% соответственно. Основными причинами стали безработица и миграционный отток трудоспособной части населения в города и регионы с более высоким уровнем жизни.

Приметной особенностью современной марийской деревни является и малочисленность детей. В советские годы люди верили в лучшее и поэтому рожали детей и воспитывали. В каждой семье было не менее 5-ти детей. А сейчас что? Самое большее 2-3 ребенка, а где-то вообще один. О какой уверенности в завтрашнем дне сегодня может идти речь? Многим ли захочется в наше время обзаводиться детьми и становиться многодетными семьями? Как говорят – зачем плодить нищету? Если в 2002 году в селах и деревнях страны насчитывалось 68,6 тысяч марийских детей и подростков в возрасте до 14 лет, то в 2010 году таковых было учтено меньше на 18,2 тыс. человек по причинам сокращения численности населения, супружеских пар, резкого падения рождаемости, ухудшения уровня жизни, безработицы, морально-нравственного разложения и т.д. Малочисленность детей привело к закрытию школ, сокращению числа учителей. Некому стало ходить в школу, некого учить. Такая ситуация не только в республике, но в целом и по стране. Согласно данным Росстата, только с 2000 года в России закрылось 25,5 тыс. школ, из них 20,1 тыс. в сельской местности.

Посмотрите, что сегодня происходит с семейными ценностями!? На наших глазах идеалы семьи, брака, супружеской верности осмеиваются. В публичных пространствах обсуждаются допустимость ранних половых связей, супружеских измен, абортов и гомосексуальных отношений. Живи, как хочешь, в браке и вне брака. Никто не смеет помешать и осудить. Свободное сожительство. Брак и развод перестали быть проблемой, хоть десять раз.

Тяжело осознавать, но когда-то многолюдная марийская глубинка, как и в целом по стране, год от года угасает. Причин много, это и демографическое старение населения, ускорение темпа вымирания, падение уровня жизни и медицинской помощи, закрытие школ, отсутствие инфраструктуры и безработица. Негде молодежи работать и проводить свой досуг, негде учиться детям. Колхозы и совхозы, дома культуры разрушены, поля заросли мелколесьем. Молодежь, уехавшая учиться и работать в город, уже не возвращается на малую родину. Деревня деградирует. И это свершившийся факт. В ней остались пенсионеры, доживающие свой век, и те, кто еще умеет зарабатывать деньги самостоятельно, бюджетники и те, для кого 5-10 тысяч рублей в месяц это норма. Все чаще можно увидеть и покинутые деревни, поражающие своими печальными пейзажами, они тихо вымирают. А ведь именно деревня всегда была главным символом марийского духа и языка. Именно она являлась колыбелью культуры и лучших традиций. Ведь там, в деревнях, всегда сохранялась совесть марийского народа, его исконные черты – доброта, честность, отзывчивость, чистота помыслов, нравственное чувство ответственности, чувство стыда перед неблаговидным намерением, чувство стыда от недостойного поступка, понимание чужой боли.

Печально и то, что многие потеряли историческую память, любовь и уважение к родному языку, родной язык им становится не нужным. Чтобы не быть голословным приведу один пример. Никому из жителей и представителей власти не пришло в голову, что деревне Себеусад Моркинского района (до революции волостной центр) в 2017 году исполнилось 150 лет со дня ее основания, а годом раньше-130 лет школе. Что тут можно сказать, да ничего?! Народ, забывший свою историю, не имеет и будущего. С таким народом, лишенным памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет в конце концов. И лишь немногие будут понимать, что же происходит на самом деле.

А происходит ужасное. Во многих марийских семьях не только не помнят историю, но и не разговаривают на родном языке, все общение только на русском, в том числе и с детьми, думают на русском, не хотят изучать язык предков и передавать его по наследству, а при поступлении в школу отказываются, чтобы их дети изучали марийский язык. А все почему? Да потому, что стыдятся, что они марийцы, мечтают стать русскими. При такой «любви» к родному языку никакая государственная программа не поможет, никакой Васютин и Ширяева. Даже в национальной президентской школе-интернате марийские дети, основная масса которых из сельских мест, больше общаются на русском языке, чем на языке матери.

Согласно данным переписи в столице республики Марий Эл Йошкар-Оле четвертая часть населения это марийцы. Немало в других городах и поселках городского типа. Они уже не носители марийского языка, у них сформировалось русское мышление, русский взгляд и детей воспитывают в этом же духе. Если старшее поколение еще более-менее владеет родным языком на бытовом уровне, поскольку сами выходцы из деревень, то их дети не только не разговаривают, но и не понимают марийскую речь. Тут уж никакое дошкольное учреждение, никакая школа не в силах привить им любовь и уважение к марийскому языку и культуре? Более того, большая часть и деревенской молодежи не говорит на родном языке.

Второе поколение детей и подростков в городах уже не понимает марийскую речь, не способно понять необходимость овладения родным языком и не стремится его выучить. Что же говорить о них, когда сами взрослые не гордятся своим родным языком, считая русский главным средством получения знаний для детей. В чем-то они здесь и правы, ведь все делопроизводство, деловая переписка, получение высшего и специального образования на русском языке. В старших классах все идет на русском, самые важные предметы физика, математика, химия и др. только на русском. Плюс ЕГЭ на русском дает понять, что марийский язык не нужен вовсе. Это Вам, дорогие друзья, не советское время, когда марийцы имели право изучать все предметы на родном языке с 1 по 10 класс и когда делопроизводство и деловая переписка велись на этом языке.

Отсутствие интереса к родному языку привело к тому, что марийцы в основной своей массе, особенно молодежь, перестали читать, многократно снизились тиражи печатного периодического издания на марийском языке. На сегодняшний день даже газета «Марий Эл» выходит тиражом чуть более 3 000 экземпляров и фактически превращена в еженедельник. Из-за скудности знания многие уже не отличаются богатством словарного запаса. Язык постепенно переходит в область пассивного применения и носитель марийского языка превращается в русскоговорящего.

Даже на 10-м съезде Марийского народа, который состоялся в апреле 2016 года в Йошкар-Оле, вопросы сохранения родного языка, культуры и традиций марийского народа делегаты обсуждали на русском языке. А ведь могли на марийском языке, а гостям обеспечить перевод.

Телевизионные репортажи и интервью с делегатами вообще обнажили плохое знание многими из них родного языка, скудность словарного запаса, не способность грамотно излагать свои мысли. И вот возникает вопрос, как они на местах будут развивать язык предков, культуру и традиции? Да никак.

Большинство понимает, что будущее марийского языка при сложившейся ситуации печальное. В городах, через несколько поколений, он вообще может исчезнуть, не станет носителей языка, они выберут в качестве родного русский. Жизнь заставляет.

Что касается сельской местности, то в условиях демографического старения населения и вымирания самих деревень вести разговор о сохранении и развитии марийского языка тоже бесполезно. Не слепые, сами все видите, что происходит кругом? Вот скажите мне, кто и каким образом будет возрождать деревни и села, решать вопросы инфраструктуры, занятости населения, безработицы, рождаемости? Кто и каким образом приостановить отток оставшегося в малом числе трудоспособного населения и молодежи в города и регионы в поисках работы и лучшей жизни, кто предотвратить процесс деградации населения, восстановить миллионы гектаров заброшенных сельхоз земель с мелколесьем? Да, никто, ибо такая ситуация не только в республике Марий Эл, но и по всей России.

Почему-то многие считают, что обучение детей родному языку это обязанность государства. Не могу согласиться с этим, ибо считаю, что именно семья должна прививать любовь и закладывать основы любви для постижения красоты и богатства марийского языка, литературного восприятия и только после этого дошкольное и школьное образование. Но вот вопрос, могут ли дошкольное и школьное образование способствовать сохранению марийского языка и культуры?

Сохранение и развитие марийского языка, культуры и традиций народа только от вас и зависит, вы за это ответственны и должны это осознавать. Поэтому большинство марийцев и пытаются сохранить его в первую очередь для самих марийцев, поскольку язык поставлен в такое положение, что обречен на исчезновение. Современные марийцы, в отличие от марийцев советских времен, не имеют возможности на получение высшего и специального образования на родном языке, нет делопроизводства на родном языке, а школьное образование урезано.

По вопросу образования много споров. Но вот вопрос, а поможет ли спасти положение марийского языка новый закон об изучении родных языков, который принят летом 2018 года? Согласно данному закону федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность образования на родных языках из числа языков народов России, изучения государственных языков республик нашей страны, родных языков из числа языков народов России, в том числе русского языка как родного, только на основании заявления родителей школьников.

И вот, давайте теперь посмотрим, что же происходит на самом деле? Не может быть русским тот, кто не любит, не ценит и не гордится русским языком. Точно так же нельзя считать марийцем того, кто завтра придет в школу с заявлением об отказе от своего языка.

По данным министерства образования и науки Марий Эл в 2018-2019 учебном году марийский в качестве родного языка выбрало лишь около 10% школьников республики, то есть из 74 085 только 7 775 учеников-мари будет изучать свой язык как родной. Кого теперь в этом винить, руководство республики? Да не хотят родители, чтобы их дети изучали марийский язык, не нужен он им. Это сейчас, а что будет лет через 10-20? Хоть кто-нибудь задумался об этом? Вот вам и ответ, кого можно считать марийцем, вся любовь к родному языку, вот так они им гордятся.

Конечно, опасно думать, что, если язык не нужен большинству, то на него можно махнуть рукой. Подумайте сами, что вы потеряете, если исчезнет родной язык? Ведь его нужно изучать не в обязаловку, а по велению сердца. Желающему изучать родной язык и любящему его не чинятся никакие препятствия. Истинный патриот своего народа, своего родного края никогда не откажется от языка своих предков и родителей.

Вот что написала по этому поводу славная дочь марийского народа из Ханты-Мансийского автономного округа-Югра Раисия Сунгурова.

Марла ойлаш ит вожыл, шерге лудшо,
Кумалтыш мутла шоктыжо ойет,
Марий чонетын эн куанле лукшо
Лийже тыйын марий йылман шочшет.

И в завершение строки из стихотворения другой дочери марийского народа из Финляндии Светланы Элембаевой:

Йот мландыште чон огеш кылме,
Ший кумыл от тодылт шырпешт,
Ила кӧргыштем шочмо йылме,
Ила йӱкланен да шытешт.

Марий мут мардеж гаяк писе,
Йот еҥым «йолташ» маныкта,
Авамын лай мурыжо – ош тисте,
Осал деч корнем волгалта.

Йылмем гаяк шерге поянлык,
Марий тӱвырам да йӱлам,
Айдеме ок лий шканже янлык,
Йылмем гыч куатым йӱам.

Йылмем – калыкемын серлагыш,
Огеш пу йомаш йот семеш,
Мылам эн ӱшанле аралтыш,
Йӧратыме шочмо йылмем.


С наилучшими пожеланиями

Михаил Калинин

52 комментария

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

52 responses to “Размышления о будущем марийского языка

  1. Печально прошлое этого народа, печально настоящее и еще печальнее – будущее

    Собрались тут Погыны и рассуждают !

    Автор сильно преувеличил влияние Советской власти на сохранение марийского языка!
    Единственно что в это время действительно было хорошего, так это была создана МАССР и всё !
    Как СЕЙЧАС говорят русские националисты в том числе и НАВЕРХУ,
    НАРОЖАЛИ и НАПЛОДИЛИ этих республик НАХРЕНА?
    Надо СТЕРЕТЬ их с лица земли, т.е. укрупнить.
    То есть не нужно строить иллюзий, в отношении этих “желающих добра” , хоть Советов, хоть нынешнюю власть.
    Все финноугорские историки пишут что именно при советской власти произошла руссификация финноугорских народов, эти твари даже в тундре нашли людей и руссифицировали сейчас даже современные Чукчи разговаривают по русски!

    Современный мариец это очень практичный человек т.е. изучает то что ему необходимо!
    Заставить то что ему не нужно НЕВОЗМОЖНО !

    Собрались тут Погыны и рассуждают !
    НЕ ПОНИМАНИЕ ГЛАВНЫХ ПРИЧИН И ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ СТУПОР МАРИЙСКОГО НАРОДА !

    Заставлять сейчас изучать марийский народ, это все равно что лить воду в лейку руссофилов,
    которые все время ХОТЯТ ПОКАЗАТЬ, ЧТО МАРИЙСКИЙ НАРОД ПРЕКРАСНО СУЩЕСТВУЕТ ?

    По ихнему по кремлёвскому времени, не наступило ещё время для разгона республик!
    Вот наступит время ТОГДА ВАМ ПОГАНАМ И СКАЖУТ ЧТО НУЖНО ТЕПЕРЬ АГИТИРОВАТЬ ПРЕКРАТИТЬ ИЗУЧАТЬ марийский язык, а пока живите и радуйтесь танцуйте пляшите сказки рассказывайте БИРСКИЕ.
    То есть задача Кремля сейчас усыпить с помощью рупоров кремля (поганов), бдительность марийского народа. Ведь у вас всё нормально?

  2. Витя

    Что это? Реквием, похороны марийского языка? Народ и язык уже в гробу, а автор идет за телегой с гробом и плачет? Почему все пишут о вымирании народа, но никто не пишет о спасении народа и спасении марийского языка? Есть же пути спасения, еще народ жив и марийский язык еще живет. И, значит, язык может жить и будет жить. Почему бы автору не высказать свое мнение по спасению языка? Нет своего мнения?

  3. Станислав 1960

    Ц-р-мис (Цармис, C-r-mis) — народ, который упоминает хазарский царь Иосиф в письме к Хасдаю Ибн-Шапруту в 961 году в перечне своих данников. Авраам Яковлевич Гаркави сопоставляет название «Ц-р-мис» с черемисами, как до 1918 года назывался финно-угорский народ марийцы (иногда, этим именем назывались и чуваши- курук- мари, горные люди или горные черемисы). Предположение было высказано исключительно на основании созвучия. Доказательств нет. Казанский летописец сообщает, что до нашествия татаро монгол, черемисы жили вместе с булгарами к востоку от Камы, по которой проходила граница Руси и Булгарии. Татары опустошили междуречье между Камой и Ветлугой и эту территорию, в начале 14го века, заселили черемисы. Это подтверждается данными археологов. Согласно летописцу – черемисы лесные ( кожла мари) землю не обрабатывают а охотой рыбной ловлей и войною живут. Они грабили суда на Волге, регулярно участвовали в набегах на русские земли. После присоединения Казанского ханства, черемисам была снижена подать, и предоставлена полная свобода самоуправления. Но были запрещены набеги и грабежи. Народу, жившему набеговой экономикой это не понравилось. Последовали черемисские войны. С ними было покончено после постройки городов с постоянными гарнизонами. Земледельческим народом лесные черемисы стали в 17м веке.

    • Витя

      Не знаешь ты историю марийцев. Во-первых, чуваш никогда не называли черемисами. Во-вторых, черемисы никогда не жили за счет грабежей и набегов. В-третьих, причина Черемисских войн не из-за запрета грабежей и набегов. Как раз от них требовались набеги и грабежи, когда их отправили на завоевание Ливонии в 1557 году.

    • ТАДАР КИЖИ

      Здесь не о «цармисах», здесь о будущем языка мари, не нервничай.

    • Аноним


      Те двое, что справа поразительно похожи на мари, являющихся коренным населением Поволжья.

  4. Елена

    объясните моей глупой голове, с какой целью написана данная статья и зачем? очередной виртуальный герой? Лучше, гражданин Калинин, напишите, ЧТО вами непосредственно сделано для сохранения языка, культуры народа?

    • Аноним

      Если это тот Калинин о котором подумал, то можно предположить, что просто пропиарился, пытается набрать очки перед предстоящими выборами в Госсобрание. Так что будьте внимательны, и не видитесь на всякую псевдо-национальную риторику. Читая статью, во-первых, складывается ощущение статья написана не самим автором, во-вторых текст напоминает выдержки из учебника истории народа мари. В общем компиляция из различных исторических источников. И если это действительно так, то наивно ожидать, что гражданин Калинин предложит что-то стоящее.

  5. Timur

    Что собственно не нравится комментаторам? Автор отмечает симптомы и пытается диагностировать болезнь. Предлагает обществу и государству незамедлительно принимать меры. Каким путем автор это делает!?, — не всем нравится когда «давят» на болезненные места, а уж когда вскрывает нарыв, то картина совсем неприглядная. Только помните, что рыба гниет с головы. И в чьих головах рождается нынешняя политика национального строительства и как с ее помощью добивается не востребованности языков коренных народов и нацменьшинств.

    • Елена

      предложите вашему автору выйти на одиночный пикет к зданию правительства! это будет намного эффективнее!

      • Timur

        Когда нет гражданского общества решить проблему одними пикетами не возможно. Это государственная политика тоталитарного режима. Но это не значит, что не надо выходить на пикеты. Нужны и «писатели» и пикетчики. Как только активность увеличится готовьтесь к репрессиям. У нас в Татарстане, например, количество пикетов исчисляется уже сотнями, десятки митингов. Все они для активистов национального движения заканчивались или уголовными, или административными делами, выплачены (за последние 3-4 года) несколько сотен тысяч штрафа. Были осуждены многие лидеры. Нужна массовость, а не одиночки тогда можно переломить ситуацию…

  6. Ошибка

    И в завершение строки из стихотворения другой дочери марийского народа из Финляндии Светланы Элембаевой:
    Автор ошибся: это строки из стихотворения Зои Дудиной «Шочмо йылме».

  7. Аноним

    Есть выход:
    — надо больше петь и плясать;
    — надо больше проводить фестивалей и конференций;
    — нужно больше отмечать юбилеев и обрядовых праздников;
    — нужно больше завлекать марийцев в церковь;
    — нужно больше позитивных видео и передач про марийцев в национальных одеждах;
    — нужно больше говорить позитивные вещи-что все хорошо, все просто замечательно.

    И тогда все будет на самом деле хорошо-дети сами захотят изучать марийский язык, а родители поймут что родной язык-это основа марийскости.

    И не надо сюда приплетать политику. Занимайтесь культурой!

    • — надо больше петь и плясать

      А ещё лучше принять закон при котором на работу примут,
      если только знаешь марийский язык, не знаешь пошел прочь!

      • Аноним

        Вы действительно верите в такую возможность, при существующем положении в республике? Даже в Татарстане такого себе не позволяют, не говоря уже про Марий Эл. Госсобрание РМЭ какой год не может принять решение о возврате прежних символов республики, а вы рассуждаете о законе о марийском языке.

        • — надо больше петь и плясать

          Надо побывать, пытаться ГОВОРИТЬ В СЛУХ О ПРОБЛЕМЕ!
          Даже если знаешь что это бесполезно !
          Пусть даже шепотом , у кого смелости не хватает.
          Как говорится капля воды камень долбит и когда нибудь этот камешек рано или поздно развалится !
          А не лежать на печи как русский ванька.

    • Аноним

      Замечательные слова. Можно было бы вам, только за одни эти призывы, памятник ставить. Осталось за малым. Как вы предлагаете заниматься культурой? Кто должен заниматься всеми этими мероприятиями? Кто должен оплачивать все эти позитивные мероприятия? Не считаете же вы в самом деле, что эти мероприятия должны проводиться за счёт личных средств марийцев? Вот как найдёте источник финансирования всех этих программ, так сразу вам памятник и поставим, ну, а пока пусть памятник в мастерской постоит.

      • Илья Бирский

        Решение национальных, экономических, политических проблем взаимосвязано. Некоторые мои рассуждения предлагаю посмотреть на моих страницах ВКонтакте: Илья Бирский СПБ.

        • Аноним

          Илья, сейчас это не к месту. Нам конечно интересны бирские сказки, но тут дело о другом более серьезном.

          • Илья Бирский

            «Марий мурым муралтем,
            Руш кутаным шуралтем,» —
            Это частушка бирских мари,
            Более серьёзнее не может быть.

  8. «Да потому, что стыдятся, что они марийцы, мечтают стать русскими»
    Правда автор забыл упомянуть, что именно русское государство создало марийцам и другим коренным нерусским народам России (после завоевания их земель) такие условия, что быть марийцем или др. представителем нерусского коренного народа — это СТЫДНО!

    • семон

      Не знаю, как насчет русского, но у пошкырт мари буквально в 60-х годах прошлого столетия, при советах, в деревнях было стыдно не знать марийцам татарский язык. По русски разговаривали только те марийцы, которые отслужили в армии, а 75 процентов в деревне не знали русского языка или стыдились разговаривать по русски в основном из-за не знания русского языка или акцента. Помню, снабженцами в колхозе или управляющим ставили марийцев, знающих только татарский язык т.к. запчасти или материалы для строительства были только в богатых татарских районах, а русский язык был непопулярен. Только в начале 70-х годах убедили марийцев, что выгодно быть русским и ходить в церковь, чем быть марийцем с татарским языком и мусульманским уклоном, типа резать барашку и говорить «эсам ме сез» и «бисмилла».

      • Елена

        СЕМОН! никто никого не убеждал! просто , кроме татарского языка, ни на каком другом и не говорили! русского языка никто и не знал, ибо его преподавали 4 -6 часов неделю — и все! Наши деды , в принципе, дома в марийскоязычной семье говорили только на русском!!! Появились первые телевизоры в 1976 годах— интенсивно русский язык начал проникать в деревенское общество! Помните, вся деревня собиралась вечерами смотреть » Семнадцать мгновений весны» в 1-2 дома у которых был телевизор? В нашем » чисто татарском районе» на современном этапе развития общества дети в не зависимости от национальности в детских садиках говорят в преобладающем большинстве на русском : благодаря «Маше и медведю», «Трактору Гоше» … Я была в шоке, когда татарский детский сад праздник провел на русском! А как иначе? дети разных национальностей! За 44 года такое орусичивание!…Что мы и представить лет 40 назад не могли!

      • ФСБэшные Тролли НЕ РУССКИЕ?

        нерусские народы России?

        • Аноним

          Да, угомонитесь вы наконец. Носитесь как угорелый со своим ФСБ, мозги всем засираете. Сами ничего дельного не предлагаете, других обзываете.

    • — надо больше петь и плясать

      Из марийцев сейчас рускими НИКТО не ХОЧЕТ !
      У вас устаревшая информация !

  9. Аноним

    На твоей странице кроме флуда ничего нет https://vk.com/id460291187

  10. Аноним

    Уважаемый Калинин.
    Кондаратский такой же ученый как Миша Швецов.
    Не надо его советь везде. Его свои же соратники-ученые в начале 20 века опровергали.
    Кондаратский — это заказ царского самодержавия и церкви.

  11. Ар

    К чести автора нужно отметить, что он привел и проанализировал определенный объем фактических данных, это практически статья-исследование. Видно, что автор искренне тревожится за состояние родного языка и подошел к делу толково и с самых основ — с научным инструментарием. Да, данные внушают пессимизм и уныние, но, как говорится, надо смотреть фактам в лицо.От того, что мы будем прятаться от правды, лучше не станет. Зато теперь каждый из вас вооружен цифрами для последующего исправления ситуации — если каждый сделает хоть одно действие в пользу сохранения языка, мы уже сможем изменить статистику. Это исследование поможет и тем, кто имеет круг влияния, вокруг кого собираются люди, сделает их работу более осмысленной и целенаправленной. Авторлан тауштена да умбакыжат тыгаяк келге да шуко шонымашан статья-влакым возаш темлена.

  12. Морко марий

    Комментарий-влакым лудам да ӧрам. Кушеч те тыгай ушан-влак погынен улыда? Ик айдеме шотан шомакым возем ыле. Уке, чылан пушкыланш тӧчат, шот уке гынат. Шкендам воштончышко ончалза — может даже марийат огыда ул. А ушан улыда гын шотан пашам темлыза.

  13. Морко марийлан

    Ушан ойжым тый сере!
    Чылан шот дене шке шонымашыштым возат.

  14. Печально прошлое этого народа, печально настоящее и еще печальнее – будущее

    По настоящему у марийцев НЕТ НАСТОЯЩИХ ГЕРОЕВ !

    • Аноним

      По настоящему марийцы созданы всевышним не для борьбы и героизма. Как не парадоксально прозвучит, миссия поволжских финнов(марийцев) — выстраивание мира между людьми различной национальности, и веры. Формирование других взаимоотношений внутри общества, формирование взаимоотношений человека и природы.

      • Аноним

        Звучит возвышенно. Но на самом деле, к мари, как и к татарам и другим малым народностям, в нашей стране «нехорошое» («хоЛошее») отношение. В лучшем случаем заснёшь в поезде или квартире и проснёшься как будто «нечеловеком» (инсценируют), «жуки» будут везде устанавливать (как срёшь, как моешься будут следить мундилы голубые), подписи, подлые низские люди, обманом «собирать». А раньше у них было проще (в 30-е). И ещё проще про царях. Но смысл не поменялся.

    • аноним

      зато пророков в избытке

      • Аноним

        Ну вот в нашем полку прибыло.

      • Аноним

        Так вот. Волжские финны пережили за свою долгую историю влияние различных вероучений: зороастризм, Тенгри, Ислам, Православие, традиционная вера. Теперь вопрос, кто лучше всех должен разбираться в менталитете народов исповедующих все эти различные вероучения? Лучше всех разбирается тот народ, который пропустил через себя, интегрировал все эти вероучения. Он способен понять и мусульман, и православных, и т.д. Согласитесь, на это неспособны ни православные «русские», ни мусульмане. На религиозном плане пока они остаются непримиримыми. Вот потомки поволжских финнов способны формировать гармоничные отношения между народами исповедующими столь различные религии. Спросите как? Не отвечу, думайте.

    • эрвел салам!

      Вот чын марий герой, а огыл йомак герой чумбылат да чоткар: «ИЗИБАЙ АКБАЕВ, И. Янбаев (1732; по др. данным, 1733―1800), участник Крестьянской войны 1773―75, пугачёвский полковник. Из марийцев д.Бургашево Осинской дороги (ныне д.Бирюбаш Мишкинского р-на). В дек. 1773 отряд И.А. занял Елдякскую крепость. В янв.―апр. 1774 формировал повстанч. отряды на терр. Осинской и Сибирской дорог. В мае―июне в составе объединённого отряда Бахтияра Канкаева участвовал в боях против правительств. войск под команд. О.И.Дуве, захвате Бирска, совм. с Абдуллой Токтаровым держал под контролем дорогу Уфа―Екатеринбург» http://башкирская-энциклопедия.рф/8-spisok/12279-izibaj-akbaev.html

      • Елена

        Я считаю и Дюмея Ишкеева, прибывшего в Москву с челобитной и повешенного, и предводителя восставших Каскын Тлякеева и Алдар Ясангильдина (Исекеев) черемисами, хотя они в конечном итоге предали! да и у так называемых «башкир» Мухаметрахима Юсупова бы прадед Айгильде, Юска и жили они в черемисской деревне. Да и во время осады Оренбурга к Пугачеву прибыли 500 воинов-марийцев во главе со старейшиной Мендеем (Мендей Тупеев?—записаны мещерами по причине прибытия из Мещерской (мордовской стороны) и т.п,

        • Илья Бирский

          А. Пыжиков тоже ссылался на архивные данные и говорил, что под Оренбургом был большой марийский отряд с каким-то марийским командиром, к сожалению, я не записал.

          • Елена

            Аскар Мусин -сотник команды Даута Сюлейманова—-согласно архивным документам, жил в Алдарово, потом перешел в Янышево. Алкей Муслюмов—начальник 500- ной мещерской команды, Абдулкарим Янбаев из (д. У)Е)леево Бирской округи, Юмагул Марзагутов из д. Кусъинды и многие другие «башкиры» в 3-4 поколении получается были из черемисов. Записаны мещеряками( мишарями) по причине прихода с Мещерской стороны для подавления башкирских волнений. И оказывается, эти мещеры были набраны из Марийской стороны : Санчурская, Церевококшайская и тд. волости. Вообще «башкирская» и «татарская» история в своей сути большую часть имеют черемисское происхождение. Жаль, что мало изданий.

  15. Олег М

    Приятно, что хоть какая-то за нами история, пусть она тяжелая. Увы, это прошлое в жизни нынешней нам не помощник. В своей республике ничего не закреплено за нами, коренными жителями и всем заведуют они. Берем такой показатель как наши леса, то, что для нас священно — всё продано и всё принадлежит не государству, а куче продажных и алчных людей. Нет никакого проявления национальной особенности в отношении к земле, к её ресурсам. Будучи обладая хоть какой-то властью наш человек никогда бы в жизни не отдал бы те же леса в частные руки. У нас ведь внутри сидит совсем другой взгляд на все эти вещи.
    Видимо, для этого мира то основополагающее начало что в наших генах — справедливость граничащая с наивностью, не интересно. Или мы попали не на то место земного шара — попали в болото, которым владеют жиды, а главными тварями являются пассивные русские. Дожили до того, что в этой стране быть честными и порядочными элементарно не выгодно, надо кого-то обдурить, кого-то убрать с пути, чтобы «подняться». А жили бы где-нибудь в Европе рядом с немцами, шведами, французами были бы благодаря этим же врожденным качествам совсем на другом уровне в обществе. Мы как-то в своём роде убоги что ли для мира, потому что часто не умеем быть другими — предприимчивыми и продажными, восприимчивыми к новому — слишком упертые достались нам гены. Как бы ни любили мы свой язык, но он не приспособлен для современного технократического мира, к сожалению, в нашем жизненном пути он не помощник ни в делах, ни познаниях мира, разве что, для нашей души друг. Потому, во времена выживания от обрушившей на нашу голову агрессии он стагнирует, от нынешней агрессии уже и в лес и в горы не спрячешься — если ты не вписался в этот жестокий мир тебя рано или поздно уничтожат. Что бы мы не сочиняли про прошлое, питали надежды, в реальной жизни каждый язык — это свой взгляд на мир, мир который разнообразен, наш язык хорош для узкого луча, взгляда. Каждый помнит тот эффект который испытал после овладения русским языком, насколько мир стал шире, сколько ньюансов жизни легче описать на этом сложном языке.
    Как же в современной жизни нам всем не только выжить, но и развиться, быть успешными? Собственно, если через призму нашего языка или национального удалось бы связать эту успешность в жизни, то проблем бы не было, а сейчас, увы, даже героизм мариушемовцев тут не поможет, наш язык будет стагнировать и дальше, потому что он не дает конкурентного преимущества жизни. Потому, видя такую картину детей учим на русском или даже английскому. Найдется ли тот гений, который приспособит его к этому нынешнему миру, когда не только наши души и гены будут тяготиться к этой основе — родному языку мари, но и практика жизни?

    • Илья Бирский

      Олег, несёшь пургу, наш язык стагнирует не потому, что он чем-то ущербен, ущербны вы, которые вроде бы должны быть носителями языка, но отказываетесь ими быть.

    • Елена

      да! действительность крайне печальна: каждый мало -мальский чинуша грабит по принципу Людовика «после меня хоть потоп»: в нашем районе фактически вырубили все деревья, представляющие ценность—эшелонами везут в фанерный завод, учрежденный власть держащими осыбями! Гадят наши реки, сливают ядовитые нефтяные отходы! Пасти скот негде—-все истоптано шаймиевскими конторами. Увеличилось число онкобольных! Страдающих головными болями и кишечными расстройствами.Народ мрет! Зато братья Шаймиевы вошли в десятку долларовых миллиардеров! На наши жалобы приходит ответ, что «состава преступления не имеется». Что касается языка—оно исчезнет с исчезновением сельских жителей, ибо основными носителями родного языка являются сельские жители. А деревни по всей России вымирают! На прошлой неделе ездили в Волгоградскую область через Ульяновскую, Саратовскую, Самарскую——НИЩЕТА! БЕЗДОРОЖЬЕ! БЕЗЛЮДЬЕ! и безнадежье!

  16. Аноним

    По большей части Елена права!
    В остальном спорить не осмеливаюсь — не знаю.
    «Болдрам» — тут не помощник.

    • Илья Бирский

      Илыш — тугай кугу наста, тудым сулаш ку’леш. Сай илышашлан верч тыршаш шотышт уке гын, ко’ титакан? Америка гы толын чу’чу’ ышта мо? Мо улымат саклаш шотышт лийын огыл дык. Илыш — кучедалмаш. Шкеныштын властьыштым пытараш эрыкым пуэныт. Шке верч шогаш кумыланым шукыжымак ом уж. Теве 23 мартыште Ленинградыште шола оппозицийын митинг лие. Мыят мийышым. Калык шукыжак огыл ыле. А молан огыт тарване кеч-куштат шке правам, шке интересым аралаш? Тугеже, нунылан нимо ок ку’л. Шке титакан улыт. Еленан да эше кок-кум активистын тыршымышт дене веле паша ок воране. Тугак марий йылмым аралыме шотыштат. Тысе нине комментатор шамыч шкештат марла ала палат, ала уке. Палат да марий йылмым виян’даш тыршат гын, марла серат да марла веле мутланат ыле. Лицемер да шояче улыт. Теве мый серем вет. Мо шот дене марлаже рушла деч уда? Да нимо дене уда огыл. Марий йылме нимыняр йорло огыл. Керек-могай наукым марий йылме дене умылтараш лиеш. Лач марий йылмым палымашышт уда, шке ан’ыра улыт, а йылмым титаклаш тоштыт.

  17. Хорошо работаете

    … и целенаправленно промываете мозги марийцам, типа что марийский язык совсем не предназначен для современного технологического мира… русский намного величественен и богаче поет один и два других так типа прикидываясь активисткой и даже марийским националистом это поддерживают… так и мы не дураки и не лыком шиты прекрасно понимаем в каких вонючих органах вы работаете…
    колонизаторы всегда завоёванным народам утверждали, что типа ваш язык примитивен и беден… это и финнам в царской россии внушали, но к счастью, финны отделились от вас русских. построили свое национальное государство. IT-технология, терминология у финнов развита на высшем уровне, даже лучше чем у русских в РФ. я начал осваивать компьютеры, IT-технологию, HTML-язык через финский. просто в восторге насколько у финнов все логично, четко, однозначно. молодцы! думаю любой бы ФУ народ, имеющий свою государственность жил бы на уровне финнов и Финляндии, к несчастью «великие русские» нас осчастливили своим завоеванием…
    если нет образования на марийском языке, не говоря о науке откуда появиться IT-терминам на марийском? проблемы не в языке, а в политике русского фашистского государства!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.