Марийский язык государство превратило в ненужный

03_Shkola_Vara_07-02-2017_iziСозданный в Эстонии сайт актуальной информации о марийцах и Марий Эл «MariUver» существует около двадцати лет. Всё это время сайт продолжает оставаться одной из немногих независимых площадок для обсуждения ситуации в республике. Корреспондент «Idel.Реалии» пообщался с создателем «MariUver» Васли Николаевым, задал ему вопросы об истории проекта, о происходящих в республике событиях и об основных проблемах, которые мешают развитию марийской культуры, самосознания мари.

— Во-первых, расскажите немного о себе.

— Я родился в марийской деревне Васькино Суксунского района Пермского края. В 1991 году я окончил Марийское республиканское училище культуры. И в этом же году набирали группу ребят мари для отправки на обучение в вузе Эстонии. Мы были первыми, после уже сложилась система обучения в вузах Эстонии представителей финно-угорских народов. Поэтому я благодарен Римме Григорьевне Катаевой (консультант министерства образования России, первый заместитель, а затем и министр образования и воспитания Марий Эл), которая тогда занималась этими делами. И большое спасибо Ивановой Зое Константиновне (заслуженный работник культуры Марийской ССР, кандидат филологических наук, сотрудница института финно-угроведения МарГУ), которая нам помогала, поддерживала нас морально. В принципе, я с тех лет и живу в Эстонии. Закончил Тартуский университет. Я — гражданин Эстонии. Являюсь частным предпринимателем и основная деятельность — это проектная, а также переводческая.

— Когда появилась идея создания сайта «MariUver»? Кто был автором?

— Доменное имя mari.ee зарегистрировал Эрик Юзыкайн (сейчас является директором Марийского национального театра им. М. Шкетана), когда еще учился в Эстонии. Это где-то, наверное, в 1999-2000 годах. Оно принадлежало некоммерческой организации «Учреждение Фенно-Угриа», физически сайт находился на сервере Института эстонского языка (www.eki.ee). Как, впрочем, и сайт Информационного центра финно-угорских народов «Фенно-Угрии» (SURI). Эрик его задумывал как простой сайт, без всякого оформления, своего рода банк электронных текстов, связанных с мари. Что-то успел даже разместить. Но затем дело приостановилось. Из инфоцентра обратились ко мне, что вот сайт открыт, но не обновляется. Ну, я начал постепенно что-то туда добавлять, менять структуру сайта. Название «MariUver» появилось в 2004 году. Изначально я хотел сделать ленту новостей «MariNews», но появилась лента «МариNews» информационного агентства REGNUM. И мне пришлось слово News перевести на марийский. Так появилась сначала лента новостей на марийском «MariUver», позже это название получил весь сайт.

01_MariUver_mari_lenta

Вот так выглядела лента новостей MariUver на марийском в 2004 году

— Как удалось реализовать идею — получить финансирование и начать вести работу?

— Объем работы увеличивался. Ситуация в Республике Марий Эл обострялась, и необходимость в независимом источнике информации росла. Я не помню с какого года, но вывел сайт на проектный уровень. И благо, программа родственных народов Эстонии фактически всегда поддерживала мой проект.

— По каким причинам вы решили создать сайт о Марий Эл, находясь в Эстонии?

— Знаете, у меня в генах, наверное, уже была огромная любовь к своему народу, к исторической родине — Марий Эл. Я с детства, с юношеских лет в своей уральской деревне интересовался республикой. С упоением читал книгу Кима Васина «На земле Онара». Почти наверное единственным в деревне всегда выписывал марийские газеты и журналы, книги, грампластинки с марийской музыкой. В 1989-90-ых годах я активно участвовал в общественно-политической жизни республики, в возрождении национального движения. И разумеется, эта любовь никуда в родственной нам Эстонии не исчезла, а наоборот укрепилась. За год обучения по системе обмена в финском вузе Ювяскюля в 1996-97 годах я освоил компьютерное дело, основы HTML, научился делать сайты. У меня была своя домашняя страница на пяти языках: марийском, эстонском, финском, английском и русском. Я всегда интересовался жизнью республики. Видел, что тогда в Интернете очень мало было информации о марийцах, Марий Эл. Вот все это и привело к тому, что появился сайт о Марий Эл там, где я жил.

— Посещаете ли Вы Марий Эл?

— Нет, я и в России-то последний раз был почти 13 лет назад. Ездил на похороны матери.

— Расскажите о марийцах в Эстонии. Кто они, много ли их? Существуют ли какие-то объединения для сохранения марийских культуры, языка?

— В Эстонии живёт более двухсот марийцев, существуют две негосударственные организации: «Союз Тартуских марийцев» и «Таллиннское марийское общество». В обществах состоят бывшие и нынешние студенты эстонских вузов. Многие из них создали семьи, закончили основной курс, учились на бакалавра и докторанта. Остаются в стране, потому, что, наверное, уровень жизни выше. Мы стараемся общаться на родном языке, но проблема передачи марийского в семьях существует и здесь: нужно понимать, что речь идёт о смешанных семьях. Возможно, часто преобладает мнение, что ребёнку достаточно понимать марийский язык, а общаться на нём необязательно, поскольку как бы и не с кем…

— В середине 2000-х «MariUver» блокировали на территории Марий Эл. Что вам известно об этом? Обращались ли к чиновникам республики и что они вам на это ответили?

— Атаковали и не раз и не только mari.ee в середине 2000-х, но и позже частично блокировали сайты mariuver.info и mariuver.com. Атаки на mari.ee парализовали весь сервер и страдали сайты института и «Фенно-Угрии». Поэтому в 2008 году друзья помогли мне купить доменное имя mariuver.info и нашли другой хостинг, мы перенесли архив mari.ee туда. А я параллельно сделал блоги в wordpress.com.

К сожалению, «Фенно-Угриа» не предупредила, что отказывается от доменного имени mari.ee и мы потеряли это историческое для нас имя. Его купила фирма Mari Design OÜ, которая никакого отношения не имеет к «MariUver».

Обычно атаки всегда выходили на новостной уровень. В Ростелеком я несколько раз даже обращался, чаще всего это были формальные отписки.

— Как сейчас оцениваете ситуацию в Марий Эл — многое ли изменилось, и в какую сторону?

— Немного в лучшую сторону. Исчезло то нездоровое противостояние между администрацией главы региона и независимыми общественными организациями как «Марий ушем», отдельными неугодными маркеловской системе людьми. Рад, что у Василия Пектеева появилась возможность вернуться в Марий Эл и театр. Раисия Данилова и Владимир Козлов нашли себе рабочие места. В то же время кадровая политика Евстифеева ненамного отличается от маркеловской. Я думаю, что в республике достаточно умных, грамотных местных специалистов, в том числе и среди коренного населения, дабы им доверить высокие государственные посты. Такое ощущение, что Евстифеев не о республике и её народе думает, а о своем личном спокойствии и потому окружил себя близкими себе людьми… Положение марийского языка, мне кажется, немного ухудшилось.

— Как оценивали и оценивают работу «MariUver» марийские чиновники тогда и сейчас, интересуетесь этим?

— Я не знаю, как чиновники оценивали и оценивают. Но многие марийцы буквально до 2008 года относились с уважением. Помню, как в Эстонию на Всемирный конгресс финно-угорских народов в 2004 году приезжал целый большой автобус делегатов и наблюдателей и марийцы уважительно называли меня «Интернет-патыром», то есть «Интернет-богатырем». С переходом на систему блогов и появлением возможности комментирования, ситуация изменилась. Слишком много нелицеприятной критики комментаторы высказали в адрес друг друга или же каких-то известных персон в марийском мире и республике. Некоторые специально использовали комментарии, дабы создавать нездоровую атмосферу на сайте. Зачастую читатели, комментаторы все свои обиды переводят на меня и на сайт в целом.

— Политик и марийский общественник Игорь Кудрявцев предложил ввести авторизацию комментаторов на «MariUver». Ваш сайт всегда был площадкой для дискуссий на национальные темы, но в последнее время, как считает Кудрявцев, появилось много оскорбительных личностных выпадов — это задевает авторов и героев публикаций. Что вы думаете по этому поводу?

— Вряд ли большинство комментаторов будет проходить процесс регистрации. Да и зарегистрироваться можно под несколькими выдуманными именами. И не гарантия, что зарегистрировавшийся — друг этого сайта и марийцев. Я ужесточил правила модерирования, сейчас не пропускаю значительную часть комментариев. В любом случае ни в публикациях, ни в комментариях стараюсь не допустить оскорблений личностного характера, вмешательства в личную жизнь человека.

02_MariUver_blog_ru

Русскоязычный блог MariUver на wordpress. com

— Какими вам видятся проблемы Марий Эл сейчас? Что основное: вопрос преподавания марийского языка, дефицит национальных кадров, невозвращение в официальный оборот единственно легитимного герба Марий Эл (авторства Измаила Ефимова 2006 года, внесённого в государственный геральдический реестр Российской Федерации в 2009 году)?

— Основная проблема, что мы марийцы, даже в Марий Эл теряем свой язык, сокращаемся численно. Преподавание родных языков коренных народов в федеративном государстве не может быть добровольным. Марийцы по всей России в обязательном порядке, стопроцентно, должны изучать марийский как родной. Почему марийцы отказываются от своего языка? Да потому, что государство превратило его в ненужный язык. Даже в Марий Эл! Если бы ввели обязательное знание двух государственных языков республики всеми госчиновниками и доплачивали бы за знание марийского, вряд бы марийцы так тотально отказывались от марийского родного.

Кадровый вопрос должен решаться, прежде всего, с опорой на местные кадры, и с учетом национальной составляющей.

Последний герб республики был принят по инициативе Маркелова без учета мнения жителей республики Марий Эл и марийцев в целом. Но и герб уважаемого мной Измаила Ефимова 2006 года, по-моему, требует доработки.

— Многие представители мари сейчас говорят о том, что при Евстифееве стало свободнее, чем при Маркелове. Можно решить многие проблемы, даже в СМИ стали появляться ранее запретные темы, герои. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

— Я лично не сказал бы, что намного свободнее стало. Возможно, в некоторой степени. Но кто эти публикации из власть имущих читает и учитывает? Евстифеев показал себя как человек нетерпимый к критике. Это подтверждает случай с первым президентом Зотиным. Стоило ему чуть-чуть покритиковать команду нового главы Марий Эл, как его убрали. А ГТРК «Марий Эл», после того как Евстифеев продвинул туда своего человека, вообще стало его рупором. Почти каждый день и ГТРК «Марий Эл» и МЭТР ТВ в новостях показывают нам главу с его свитой: Евстифеев съездил туда, открыл то-то… Такая же ситуация была при Маркелове…

— Сложнее ли, чем раньше сайту «MariUver» стало находить контакт с аудиторией?

— Небольшой спад был, но в целом «MariUver» сохранил свою аудиторию и в среднем 500 уникальных IP с 1500-2000 просмотров в день остались. Иногда меньше, иногда больше.

— Я общался со многими представителями марийской общественности в последнее время. Самый критикуемый большинством чиновник — первый зампред правительства республики Михаил Васютин. Он едва ли не единственный высокопоставленный мари в органах власти региона. Как вам кажется, почему столько публичного негатива по отношению именно к Васютину?

— Возможно, потому, что Михаил Васютин так долго у власти. А во времена Леонида Маркелова курировал культуру и национальное движение. В последнем больше всего проблем было. Но я лично, близко не знаю Васютина: не работал с ним вместе, не общался лично. Поэтому мне сложно делать окончательные выводы о нём. Безусловно, этот человек обладает определёнными навыками и знаниями, если так долго сумел продержаться у власти.

— В республиках сейчас с разной степенью активности обсуждается тема стратегии развития и сохранения национальной идентичности. Вы могли бы предположить, кто должен принимать участие в разработке такой стратегии для марийского народа (персоналии, организации, должны ли участвовать власти республики — кто конкретно)?

— Прежде всего общественные организации: «Марий ушем», Всемарийский совет — Мер каҥаш, «ВийАр» и другие, с привлечением представителей марийских диаспор. Я бы обязательно пригласил наших активных московских мари: Михаила Долгова, Юрия Ерофеева и Елену Минилбаеву, Анатолия Радыгина из Удмуртии. Разумеется, должны участвовать и представители госучреждений: министерства культуры, образования и науки, союза писателей, национальных газет и театров.

— А в чём должна заключаться эта стратегия — предположите?

— Современное положение нашего народа вызывает тревогу за его будущее. Есть реальная угроза исчезновения народа мари. Основная проблема в том, что марийский язык превращён в Российской Федерации в ненужный язык, и поэтому даже родители-мари во многих семьях уже не говорят со своими детьми на родном языке. Понятно, что и в школах не требуют преподавания марийского в качестве родного. Поэтому, нам, марийцам, сообща надо подумать, как переломить эту ситуацию.

От хорошего владения родным марийским языком зависит будущее марийского народа, марийской литературы, журналистики, да и всего национального.

Вторая большая проблема — это то, что Марий Эл теряет свой статус национальной республики, марийцы отстранены от власти. Среди марийцев нет не то, что политиков всероссийского масштаба, но и даже республиканского. Я имею в виду сильных, независимых политиков с весом и влиянием.

Остро стоит проблема марийскоязычных СМИ. Лишь половина марийцев живет в республике, а другая половина разбросана по всей России, есть мари живущие за пределами России. Но у нас, у мари, нет ни кабельного телеканала, ни доступных во всем мире радиостанций на марийском.

Ежедневная газета «Марий Эл» превращена почти в еженедельную (она выходит всего лишь дважды в неделю). В бумажном виде она доступна только в Марий Эл.
Прекратились интернет-трансляции «Марий Эл Радио», марийского радио ГТРК «Марий Эл».

В плачевном состоянии марийская профессиональная музыка. Нужно возродить прежнюю схему подготовки профессиональных марийских композиторов: школа-интернат номер 1 — музыкальное училище — Казанская консерватория.

— Какой будет территория, где проживают мари (Марий Эл) через 50 лет? Что вы по этому поводу можете сказать?

— Сложно сказать. Не исключаю, что Марий Эл как национальная республика, может исчезнуть.

Дмитрий Любимов

Источник: Idel.Реалии

На фото: Васли Николаев и Анна Мишина рассказывают о марийцах в одной из эстонских школ, февраль 2017 г.

22 комментария

Filed under Дискуссионный клуб, интервью

22 responses to “Марийский язык государство превратило в ненужный

  1. Елена

    Нет пророка в своем отечестве!? Созерцать издали и обличать нравоучениями легче, чем изо дня в день работать и ощущать зачастую бессмысленность своей деятельности.

    • А где чекистская холодная голова?

      Так вроде МариУвер не «созерцает» уже более 20 лет РЕАЛЬНО ДЕЛАЕТ! Какая разница, где живет современный мари в современном инфомире, особенно занимаясь интернет-сайтами? Был бы он в России, тебе бы подобные агенты определенных служб давно сгноили бы его и уничтожили бы его сайт!
      Но ты так уж не психуй и не показывай свою ненависть к сайту МариУвер, Еленушка. Умные люди давно поняли где ты работаешь… Вроде ваш адепт говорил, что «У чекиста должна быть холодная голова…»

      • Елена

        За что я вас так люблю: так это за то, что кроме вас никто так не возвеличивает меня, воздвигая пьедесталы! Черт побери, приятно чувствовать себя Джеймс Бондом и, как ее там, египетскую царицу звали? Клеопатра?
        Слова ваши. что бальзам на мою израненную душу! ….ради всего , пишите! не останавливайтесь!

    • Аноним

      Извините, эти слова: «…ощущать зачастую бессмысленность своей деятельности», к кому обращены?

  2. Аноним

    «Слишком много нелицеприятной критики комментаторы высказали в адрес друг друга или же каких-то известных персон в марийском мире и республике. Некоторые специально использовали комментарии, дабы создавать нездоровую атмосферу на сайте. Зачастую читатели, комментаторы все свои обиды переводят на меня и на сайт в целом.»
    По моему мнению это издержки роста. Как не парадоксально прозвучит, но бурное обсуждение заявленных тем, порой переходящее в обвинение друг друга, привносят энергетику на данный ресурс.
    «Я ужесточил правила модерирования, сейчас не пропускаю значительную часть комментариев.»
    А вот это думаю зря. Опять же выскажу свою точку зрения. Вы таким образом лишите свой ресурс возможности представлять различные точки зрения, порой диаметрально противоположные. А разве не для этого создавался данный ресурс? Это действо по большому счёту снизит популярность ресурса, соответственно упадёт посещаемость. Думаю в этом вы вскорости сами убедитесь.
    «В любом случае ни в публикациях, ни в комментариях стараюсь не допустить оскорблений личностного характера, вмешательства в личную жизнь человека.»
    Полностью поддерживаю.

  3. Аноним

    А что делает Минкультуры по делам национальностей во главе Ширяевой, что бы развить марийский язык?

  4. бородин игорь

    Вопрос решаемый -но хотят ли мари калык его статус де факто возродить ? Мой ответ вряд ли ….Нету смелости и это факт не оспорим.
    А ведь начинать надо с малого. Приходишь в любую администрацию -начиная с сельской и и далее по возрастающей задаешь вопросы на гос языке республики. Если тебе не ответили на марийском 5 писем и более в начиная от местной прокуратуры и до ОШ КУГУ ЮМО….

  5. Аноним

    Баранов кушали шакалы. Но были рады те бараны.
    Не против были, что их жрут. И жрали их и там и тут.
    Покорно морды опуская. Судьбу порою проклиная.
    Что мало им дают травы. Что в стойле грязно, но увы.
    Стояли, блеяли покорно. Не нарушая тишины.

    И как-то раз под свет луны, и речки горной шум волны. Пробрался в стойло мудрый ёж.Ежа ведь страхом не проймешь. Он хоть и мал,но смел вполне. Имеет иглы на спине.
    И воли у ежа побольше не говоря уж об уме.

    И ёж в потемках так стоял. За «жизнью» стада наблюдал.
    Не мог понять ну как же так? Какой же дикий это мрак!
    В груди нещадно билось сердце. И он не выдержал — чудак. Вскочил на сена мягкий стог.

    И крикнул громко он как смог. Бараны!!! Что же вы творите? В глаза друг другу посмотрите!
    Ведь много вас и стойло ваше! Зачем живете вы в параше?
    И голод терпите зачем? Ведь сена много, хватит всем!

    Но стадо, блея,отвечало: «Мы за стабильность! Нас достало, что вы нас учите ежи! Нам лишь бы не было войны!»
    При этом, не вникая в суть, что без войны, у них не жизнь, а жуть!

    И стада шум в ночной глуши ежа до боли оглушил.
    Он понял, что потуги тщетны! Он не нарушит «тишины»! Проснулись сразу все шакалы. Ежа с проклятьями прогнали. Кричали — все ежы воры, лжецы, глупцы и подлецы.

    Ну, а баранам пели песни сладки: «Вы жуйте сено все в порядке! Живёте вы вполне в достатке! Вам лучшей жизни не видать! Жевать, жевать, жевать, жевать!
    И радостно они жевали. Ежа с упреком вспоминали.

    И если ты такой же ёж. Запомни! Стадо не проймешь!!! Обломишь лишь свои колючки. Ну, а бараны снова в кучке.
    Все будут радостно жевать, и лучшей доли не желать!
    Шакалам предано кивать, покорно шеи подставлять!

    • Еж

      А ты, автор, тогда козёл! Из того же стада!

      • Еж

        Болотный запах гнили! Вы не чувствуете?

        Реальность можно изменить только действиями, борьбой!
        Обломишь колючки? А у тебя их нет и не будет! Что от вас ждать!? По телику покажут ералаш с вашим участием, этого вам достаточно для счастья в полные штаны! Поэтому не учи когтястых !

      • Аноним

        Или когтистых!

        • Еж

          Ничего личного! Но директор Галкин Н.Ф. вызывает больше уважения, чем ты! Я не хочу и не буду обсуждать его личную жизнь, историю с его сыном.
          Но этот марий смог сохранить деревенскую школу как национальную! Это каждому руководителю не под силу. Видно, что он ещё хороший хозяйственник. Школа выглядит как новая, ни одного сломанного штакетника. Кругом цветы.

    • Аноним

      Никто тебя ни о чем не просит! Сложи полномочия руководителя районного отделения Марий ушема, если тебе так невыносимо тяжело! Заплачь ещё .

    • Сопрон

      В этом есть горькая жизненная правда. Пассионариев всего 5% от всего населения. Правда, именно они и меняют жизнь.Ценой своих колючек.

  6. Алексей Ротшильд

    Аноним анониму гневно кричит: не учи аноним жить. Вот и вся дискуссия. Точка. На улице шёл 2019 год. ВВП падает. Картина маслом одним словом.

    • Еж

      Это был всего лишь ответ!

      • Еж

        Я не знаю сути происходящего вашего конфликта с Галкиным.Может девок не поделили с его сыном.Но писать в передачу Андрея Малахова » Пусть говорят » об этом, извините, это перебор.
        Меня упрекают в том, что я выступила перед съездом. Значит, надо было промолчать? Ни о чем не жалею, всем довольна!

    • Аноним

      Предполагаю 2019 год станет переломным в судьбе республики, в целом страны, впрочем и мира тоже. Соответственно руководителей многих государств. Наступает момент истины.
      «Провал Назарбаева. Таёженный союз = нищий Казахстан»
      https://www.youtube.com/watch?v=d8EwVDJ5Tp4
      «МОЛНИЯ СКАНДАЛ ! ВСЯ ГОСДУМА ВСТАЛА НА УШИ ПОСЛЕ ЭТИХ СЛОВ»
      https://www.youtube.com/watch?v=2q_FCOiPMb0
      с 7 минуты касается региональный бюджет. И что теперь с этим делать? Что теперь будет вещать Евстифеев жителям республики? Ума не приложу.

      • Аноним

        Дубликат видео «МОЛНИЯ СКАНДАЛ ! ВСЯ ГОСДУМА ВСТАЛА НА УШИ ПОСЛЕ ЭТИХ СЛОВ» под названием «Депутат Шеин: Снижение уровня жизни россиян это реализация стратегии правительства!»
        https://www.youtube.com/watch?v=9Hshj4BJUHc
        с 7 минуты касается региональный бюджет. И что теперь с этим делать? Что теперь будет вещать Евстифеев жителям республики? Ума не приложу.

  7. Овдачи

    А старушка Ширяева что там сидит, не следит? Устала чтл-ли?!

  8. Усыплённый и инсценированный

    В Перми, например, к татарам и мари плохое отношение, даже к тем, кто родился в Перми.

  9. Pingback: Марийский национальный календарь за 2019 год | MariUver

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ