Взгляд на версию марийской истории

К моему читателю!

Автор статьи Александр ЗенкинЭтой работой я начинаю свой третий цикл статей в Интернете. Два первых цикла я опубликовал в печатном виде полностью как приложение к моему роману «Потомки Эсмена», который также еще был представлен в открытом доступе на данном сайте, так что теперь всякий желающий может быстро найти и прочитать любую ранее вышедшую мою статью. Надеюсь, это чтение не будет для земляков и вообще финно-угров бесполезным.

Третий цикл будет достаточно разнообразным, причем автор планирует часто даже выходить за пределы финно-угорской темы и говорить в целом о мире. К сожалению, сейчас писать я буду реже, так как имеются еще планы и задумки больших работ, кроме того, приходиться много редактировать чужих рукописей. Сейчас я подолгу уже живу в родной Йошкар-Оле и получаю их в электронном виде, обычно из Москвы. Одновременно я с интересом наблюдаю, что происходит в республике, но об этих наблюдениях еще очень рано говорить, поскольку — в силу загруженности — на улице и среди людей пока приходиться бывать крайне редко, а судить о жизни родного народа исходя из телевизора, наверное, будет слишком однобоко, а потому опрометчиво…

ВЗГЛЯД НА ВЕРСИЮ МАРИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Я верю и даже знаю, что марийский народ был очень могущественным, я уверен в этом даже потому, что и сейчас вижу в каждом марийце огромную силу молчаливого, ожидающего самостояния, силу такую, что лучше погибнуть, чем, переделавшись, сдастся. Могущественность марийцев заключается даже в том, что ныне они в своей всеобщей одухотворенности природы чуть ли не в одиночестве стоят против всего хищнического мира.
Александр Зенкин

Все стали, начитавшись всякого в Интернете, поистине знатоками истории мари, специалистами по археологическим культурам и ДНК, и каких только версий не услышишь, читая подобных знатоков. Конечно, любую гипотезу можно априорно считать вполне правдоподобной версией истории — почему бы и нет? — тут важно не это, а то, каким безапелляционным тоном преподносится тот или иной выкопанный неизвестно откуда факт, главное, хотя бы наличие косвенной связи в виде схожести названий, допустим, корней слов и так далее. И всё, истина становится непреложной и произносится с твердостью незыблемой и даже почти заносчивой.

Вот этот-то апломб и пугает, поскольку специалисты подлинные всегда стараются при отсутствии прямых доказательств говорить более осторожно и сдержанно, каждую версию-гипотезу непременно оговаривая с уточнением степеней ее возможности. С апломбом всегда говорят люди, не слишком сведущие и скачущие верхушками, которые именно с помощью тона пытаются придать вес своим высказываниям и уровню их правдивости.

Да, допустим, есть и было государство Мари со столицей Мари, находящейся в месте слияния Евфрата и его притока Хабура, да, название такое же, значит, и отсюда произошли древние марийцы. Еще бы, разве не лестно плавить бронзу раньше на тысячу лет, чем Египет и Китай! Кто же не хочет такого родства? Ведь это так тешит самолюбие. Откровенно сказать, и автору данных строк такая гипотеза очень приятна, даже захотелось написать роман иль пьесу на данную тему. А почему бы и нет, пожалуй, стоит попробовать, может, кто-нибудь решится хотя бы для начала драму поставить? В художественной форме можно поддерживать любую версию истории. А если когда-то вдруг выяснится, что и вправду связь, родство точно было, есть?

В свое время автор, сейчас выступающий пред вами, написал три тома гигантского литературного полотна «Проклятие гениев» о Н. Гоголе, Ф. Достоевском и Л. Толстом с четвертым предваряющим томом к данному триптиху с этюдами о самовольной гибели выдающихся людей этого мира, царей, общественных деятелей и поэтов, тиранов и прочих. Так вот, помнится, во время писания этой крайне сложной работы во сне являлись и Федор Достоевский, самый любимый писатель, и Лев Толстой, не приходил почему-то никогда только самый таинственный писатель России Николай Гоголь. Почему? Неизвестно. Да, конечно, тему снов навевали мысли, будоражившие автора во время бодрствования, но не это удивляет — сказанное тривиально, — а то, что, разговаривая во сне с тем же титаном Федором Достоевским, я, как сейчас помню, нисколько этому не удивлялся. Для мозга словно бы эти беседы-обсуждения вполне были нормальными и не выходили за рамки реальности. То есть что это значит? Мозг знает что-то, нечто большее, чем мы осознаем, мозг знает о том, что умершие — а я во сне ловил себя на мысли, что тот же Федор Достоевский давно уже в могиле, — вполне могут быть, приходить и с ними нормально общаться. То есть для мозга наше воображение и действительность — суть одно и то же, это для человека, действительно, на самом деле так, точнее почти так. Все, что мы видим рукотворное вокруг, сначала было в чьем-то воображении, ничего вокруг нас нет из того, чего бы некто в своем сознании первоначально не представил и не развил. То есть подлинно глубинные и сильные результаты воображений непременно претворяются, свершаются в реальности. Они ею становятся…

Это немного о тайне творчества и его последствиях, но вернемся к древней истории мари и ее интернетных адептах, вещающих очень безапелляционно. Конечно, вещайте, Интернет, как и бумага, вытерпит все. Пусть индоиранское происхождение, пусть семитское, пусть норвежский субстрат, пусть прародина запад и восток Европы, пусть Мамич Бердей татарин, пусть меря это не мари или, наоборот, мари, пусть марийцы прогнали со средней Волги своих соплеменников одо-мари, пусть в библиотеках Ватикана иль там где-то еще есть 20 тысяч марийских глиняных табличек — а они действительно есть! — вывезенных из дворца последнего царя Мари Зимрилима, и так далее. Что ж, в этом мире все возможно, только учитесь оговаривать, что это пока именно гипотетические версии. Допустим, в государстве Мари проживало много народностей, самопроизношение их языка «еме гир», то есть это самоназвание их языка, и в нем уже угадывается слово «йылме» — язык. Но каково было точное самопроизношение самого государства и его народа, вот вопрос, ведь «мари» это явная европейская лингвистическая конструкция.

Да, марийский язык явно сохранил большой процент слов древнего протоязыка, ставшего основой многих языков и диалектов мира, это тоже уже несомненно. Марийцы очень консервативны, что видно четко и сейчас, они очень держатся за свое прошлое, и это очевидная истина. Как и очевидная истина то, что финно-угры, те же меря, мари (множество топонимов и гидронимов России, переводимых только с марийского, тому прямое доказательство, и их надо уже давно безоговорочно принять!) являются родоначальниками, отцами русского народа через взаимоотношения с пришедшими сюда намного позже славянскими племенами. Очевидно отсюда и то, что именно великая культура мери легла в основу созидания нового русского народа, а отсюда логично и то, что именно русские на этой своей основе сумели создать невиданный Союз народов, объединивши их на Идее о Социальной Справедливости! Впервые в истории попытались осуществить вековечную мечту человечества! Кстати, в этом претворении мечты (а претворить Социальную Идею — Учение — наиболее в этом мире сложно!) особенно видна молодость, даже юность осуществлявшего такое деяние народа, теперь эту попытку переняла намного более древняя нация и пошла в данном направлении уже более методично и хладнокровно. Что ж, к своей мечте человечеству еще придется вернуться, если оно хочет жить…

Но тогда весь вопрос: почему же сами марийцы при таких талантах единить столь разобщенные? Чем это объяснить как исторически, так и психологически? Это как раз объясняется достаточно просто. Марийцы сегодня особенно разобщены и особенно словно бы замкнулись, оградились в себе потому, что Идея оказалась преданной… а это в свою очередь значит, что все их предали, а это еще значит, что они тут особенно виноваты, что ее не донесли… и предатель-оборотень каждый вокруг! В такой ситуации взаимной неприязни — причем в большей степени скрытой, неосознанной и основанной лишь на коллективном бессознательном, — сплочение совершенно мало возможно, появиться Лидеру также крайне сложно, но и именно в такой ситуации они и рождаются, являются, так что следует лишь внимательно слушать и смотреть зорко, выискивая его.

В конце II тысячелетия до нашей эры государство Мари было захвачено войсками Хаммурапи, дворец последнего царя разграблен, но таблички во дворце как-то остались невредимыми, их после раскопали французские археологи. Конечно, мародерствующей солдатне они были не нужны. Но вся вавилонская культура восприняла многое от государства Мари, даже их колонны. У Вавилона колонн в архитектуре в это время еще не было. Так, когда тогда мог произойти исход марийцев отсюда на север, в Поволжье и, возможно, на Урал (кстати, культура Синташты, Аркаима, сразу становится тогда понятной — никакие местные племена такого создать не могли и такими технологиями вообще тогда даже во сне не владели, не забудем и европеоидность черепов и индоиранскую генетическую схожесть!..)? Если мы будем придерживаться версии своего происхождения отсюда, данный вопрос неминуем. И, тогда как мы потеряли письменность? Почему на севере явно деградировали? Во дворце царя Мари была единственная писцовая школа и все писцы были уничтожены? Это вряд ли, Хаммурапи сам был большой книгочей. И вообще возможна ли утеря цивилизованным очень народом письменности впоследствии, есть ли такому факту исторические аналоги? О бронзовом литье мы пока молчим, поскольку у древних мери и марийцев оно явно было, только с какого времени? А гончарный круг, который у людей в государстве Мари точно был? Когда он появился у нас? И каким веком датируется бронза в могильниках все той же Дьяковской культуры? Археологи говорят о VII — V вв. до нашей эры раннего железного века. Ананьинская культура — IX — III вв. до н. э. Городецкая культура — VII век до н.э. — II век н.э. Пьяноборская культура еще моложе, это II — IV вв. нашей эры! Слишком поздно! Тогда поздний бронзовый век Приказанской культуры Волго-Камья конца второй четверти II тысячелетия до н.э., открытой А. Халиковым, о которой до сих пор много споров? Так, речь с государством Мари и его расцветом идет о III — II тысячелетии до нашей эры, то есть мы уже близко, не достает около пятисот лет, к тому же у Приказанской культуры очень богатая орнаментация горшков! Так, когда мог произойти явно вынужденный гипотетический исход? Еще во время расцвета Мари, но, когда уже были все признаки надвигающейся огромной опасности? Ведь исход такого уровня мог, скорее всего, происходить только планомерно и на государственном уровне. Кто-то скажет, что исход марийцев с Евфрата происходил спонтанно, после уже крушения государства Мари, под игом вавилонцев. Уходили, мол, простые люди в виде как бы переселенцев на север, ведь бежали же гордые крестьяне русские за Урал и в степи Дикого поля? Вот и гордые мари так все сделали, это были простые люди, в основном скотоводы (как они переправили стада или хотя бы молодняк для развода через Каспий?), среди них не было писцов и книжников… А значит, с ними не было и глиняных табличек. И что, уже в течение пятисот лет клинопись выродилась сначала в богатство узоров горшков Приказанской культуры, после в ямочно-шнуровые узоры лепки на горшках той же Ананьинской культуры?.. Что, в Поволжье, на Урале мало глины? Руны на бересте вместо нее?.. А главное, куда делся гончарный круг? Он в Восточной Европе известен только со II века до н.э. в Пшеворской культуре, правда, поразительное заключается в том, что даже и гончарный круг вдруг с приходом славян Пражской культуры тут забывается и позже появляется уже только в VIII веке нашей эры! Невероятно! Забывается у народов даже такое простое устройство и, главное, технология! Так что уж говорить о языке и письменности?.. Воистину в истории все возможно. Ибо истории создается у людей не разумом, а амбициями прежде всего, отсюда и невозможность ее рационального объяснения часто.

Истина заключается явно в том, что за пятитысячную цивилизованную историю народов Европы и Передней Азии, все они смешались и стали родственными, а отсюда значит, что экспертиза по ДНК, на которую некоторые рьяные адепты истории особенно уповают, будет очень многофакторной и сложной, крайне запутанной, а потому и неоднозначной. В этом смысле лингвистическая экспертиза и поиск по имеющимся языкам основы протоязыка или двух-трех протоязыков — способ и путь узнать историю более, возможно, верный, но и тут об однозначности говорить не приходиться. Языки у некоторых народов и особенно произношение меняются до неузнаваемости почти за какие-то сотни лет порою! Посмотрите, что ныне происходит с русским языком, а что уж говорить о марийском!

Так каким путем идти? Есть ли у марийцев какие-либо признаки утери когда-то очень развитой письменности? Почему клинопись на глине исчезла? Тем более, на обожженной глине, которая выдержит тысячелетия сохранности в земле! Забыли обжиг? Ладно, в государстве Мари дерева было мало, и оно стоило крайне дорого, а потому все дома и даже царский дворец строились или из сырца, или из глины, высушенной на солнце, обожженным кирпичом во дворце были выложены лишь полы. Но, а здесь, у нас, где леса полно?..

Письменность в государстве Мари явно была уделом очень узкого круга лиц и отсюда потеря при исходе? С народом не ушел ни один грамотный вельможа? А если и ушел, то передать не смог, письменность была очень сложной, а новые условия жизни гораздо более тяжелыми и не было время на учение, надо было хотя бы спасти жизнь и как-то прокормиться! Зачем скотоводу иль охотнику какая-то письменность, достаточно знака собственности?.. Вон с каким трудом, помнится, Лев Толстой у своих крестьян выпрашивал отправить их детишек к нему в школу на обучение. И что отвечали ему крестьяне его, почесывая головы и поглядывая с усмешкой на своего барина-графа, мол, я еще «не напитал своего сыночка своим духом»… Этот… этот необразованный, жалкий человечек — такому мыслителю и такое! Какая дикая самоуверенность! (Я вот тоже хочу открыть школу или курсы при школе для марийских будущих гениев, но чувствую, не столкнусь ли с таким же явлением, многие ли даже поймут мою цель: попробовать вместить в юные дарования Мир?..) Что это? Чувство в каждом его уникальности?.. Самообман духа?..

Хорошо, последний царь Мари был Зимрилим, опять окончание знакомое: илим, илем — живу, илем — селение древних марийцев… но опять-таки надо разбирать подлинное произношение слов в государстве Мари. Так как тогда идти? Через культуру? В государстве Мари был тотемизм с культом быка, в нем был весь свод богов, который присущ в целом всему Междуречью: Уту — Шамаш (это имена одного и того же Бога, но видите, какое разное их написание и тем более произношение у разных народов Междуречья!), Инанна — Иштар, Ану, Энлиль, здесь все знали о Гильгамеше (Бильгамесе) и Энкиду, человеке. Огромный свод всяких богов природы с трехярусным миром… который в Европе сохранили на сегодня только мы, марийцы… Что ж, некое косвенное доказательство. Не смогли сохранить письменность, так хотя бы удержим веру и будем ей преданы, иначе измучаемся от своего легкомыслия и бессмысленности? Так, может, в структуре шумерских мифов и в их содержании что-то можно найти? Вот Гильгамеш и Агга, народы которого он хочет заставить работать на себя, вот Гильгамеш и охраняющий некие священные кедры Хумбаба (Хувава)… Священные кедры. Что ж, и у нас в основе веры деревья священные, но таких вер в язычестве много, там вся природа священна. Другое дело у марийцев все священно до сих пор. И современный мариец XXI века нашей эры не желает отступать от этой позиции. Откуда такая сила самостояния, причем она присуща нередко лицам с весьма слабым образованием и очень скромным интеллектом. То есть она на уровне именно коллективного бессознательного. Она закреплена чуть ли не в генах! А сколько времени на такое вписывание надо? Пять тысячелетий или хватит двух? Но остальные же под натиском религий единовластия — христианства и ислама — отбросили веру отцов, значит, у нас она вбивалась долее всех?.. В нас вбивалась!

Исходы народов были всегда, были и великие переселения народов, их мы наблюдаем даже сейчас, вот из французских некогда Алжира и Марокко жители Африки бегут в Европу, в ту же Францию… То есть все мы сюда откуда-то пришли и, возможно, еще куда-то пойдем — это совсем неудивительно — в этом мире все бывает, хотя мир сейчас и очень перенаселен. То, что колыбелью человечества были Африка и Передний Восток, Междуречье, это несомненно, а еще Индия и Китай… монголоидные лица в наших древних могильниках явно соседствуют с европеоидными, так что все очень и очень непросто.

История вообще, как наука у человека очень сложное и противоречивое явление. Главная проблема ее в том, что каждый историк, претендуя на фундаментальность и глобальность своих трудов, суждений в них и даже, получается, своего мышления, помимо истории часто излагает и свою интерпретацию ее, что, в сущности, историей уже не является, а является или философией, или культурологией, или даже просто прямым политиканством. История, еще раз повторюсь, больше делается не умом, а амбициями людей, причем очень обычно мощными, а такие амбиции у человека всегда застилают или, по крайней мере, искажают разум. История человечества отсюда сплошной трагизм и торжество несправедливости, поскольку зло всегда в силу своего более широкого инструментария и натиска оказывается сильнее. Конечно, человечество вроде как чуть умнеет, отменяя рабство и преследуя массовых преступников-убийц и так далее, но в начале этого века опять наметились явные тенденции к усилению именно этих вроде как изжитых явлений, которые на самом деле у людей были всегда, просто ныне они уже принимают какие-то ужасающие формы, близкие к самому жуткому средневековому варварству, что однозначно указывает на то, что человечество, несмотря на ракеты и марсоходы, прямо деградирует… Какой выход отсюда? Только один, но вы уже знаете о нем, ибо я неоднократно его утверждал, именно говоря о своих любимых и прекрасных марийцах и в связи с их верой и историей. Надеюсь, вы те мои слова вспомните сразу сейчас, а кто не вспомнит, пусть удосужится полистать мою книгу и ее приложение…

Александр ЗЕНКИН

100 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

100 responses to “Взгляд на версию марийской истории

  1. Елена

    господи! ничего не поняла, что хотел сказать автор! когда пишут белиберду, пропускаю не читая! а тут написали целый трактат! Каждый мнит себя ученым умом и истиной в последней инстанции…

    • Аноним

      Чтобы вы в таком случае ожидали услышать от автора данной статьи? Он, как и большинство неравнодушных мари, пытается нащупать «корень», о котором вы упомянули в одном из своих комментариев.

    • Анна

      Уважаемый Александр, кто же Вам доверяет редактировать свои рукописи? Может быть, они дают Вам свои рукописи для того, чтобы Вы сделали их нечитабельными? Обращаю внимание на Ваши … опусы, но читать их невозможно, достаточно пытаться прочитать данные Вами вступительные слова. И каждый раз удивляюсь тому, как Вы неуважительно относитесь к своему читателю, совершенно безграмотно пользуясь русским языком. Если Вы пишете для широкого круга грамотных читателей, проштудируйте учебник русского языка для 5-8 классов для ознакомления с грамматикой. В составе сложного сказуемого глагол «приходится» пишется без Ь знака. Вам неплохо бы научиться правильно строить предложения. Лучше отдавайте свои работы сначала корректору, а потом редактору, але марла возыза, марлаже сайын паледа вет.

      • Аноним

        Всё то же самое, но с другим посылом, другими словами, разве нельзя сказать? Вы себя считаете настолько продвинутой, что готовы остальных обучать грамматике? Согласен, построение предложений не идеально, но отношение к недостаткам должно быть более терпимым. Моё мнение.

  2. Елена

    Пишите, господин Зенкин! Поддерживаю полностью мысль о происхождении марийцев из Мари на Ефрате! А что? Вон Шаймиев выкопал несуществующих «татар» в сибирской глуши и аж презентовал Путину. А мы что? Лыком шиты? Все! ждем трактат о происхождении мари из Мари. Что там говорят артефакты Лувра о мари?

    • Елена, чын улат!

      Зенкиным умлаш да колышташ вуйдорыкышт вишкыде, извилине олмеш кандра, садлан аргашен гына палат да иктышт-весыштым пурын.

      • Елена, чын улат# шондо!

        Шондовщина! Не тявкай анонимно!

      • Елена, чын улат# шондо!

        » Елена, чын улат»лан!
        Вот так по- марийски пишет главный редактор марийского журнала! Тфу! Сколько ошибок в двух предложениях!

    • Владимир

      Елена,Шаймиев тысячу раз ПРАВ.Народность татар была еще в до
      Чингисхановское время.Тогда же были монголы,меркиты,кереиты,
      ойроты,найманы и др.народности.Чингисхан покорил и обьединил их
      Так начиналась эпоха Чингисхана.Если не знаете историю,не
      пишите.

      • Аноним

        Он не покорял никого, а победил в честном поединке. И в рабство людей не обращал.

  3. о Н. Гоголе, Ф. Достоевском и Л. Толстом или о Марийцах?

    Трудно комментировать очередной БРЕД, почти свихнувшегося человека!!!!
    Зенкин даже не знает, что МАРИЙЦЫ ЖИВУТ В РОССИИ, а не в МИРЕ!!!!
    Для нас мир это как ФАНТАСТИКА из России ведь же НЕ УБЕЖИШЬ!!!!
    Это русские без роду и племени стараются смотаться из России,
    а куда деваться марийцам ВСЕ КОРНИ ТУТ!!!!!

    • Аноним

      Вы намекаете на то, что марийцы не стремятся смотаться из России?

    • Елена

      ээээ…вы так не говорите! сколько марийских девушек после комсомольских соцстроек уехали в штаты Джерси! Германию! Югославию! Сирию! Из нашей только глухой деревни наберется родственников и иных штук десяток! и почему-то из этого загнивающегося капитализма никак не хотят возвращаться!

      • о Н. Гоголе, Ф. Достоевском и Л. Толстом или о Марийцах?

        Бред не несите товарищ «Елена» из комсомольских соцстроек хрен куда уедешь, разве что только в Татарстан по заданию ФСБ, или в какой нибудь Урюпинск ловить сбежавших беглецов мечтающих покинуть ЗАПОВЕДНИК под названием ссср!
        В ссср было так–что из него больно-то НЕ УЕДЕШЬ!!!!!
        Например вот эти попытались и что из этого вышло.
        http://www.aif.ru/society/history/byl_o_semi_simeonah_slava_i_prestuplenie_semi_ovechkinyh
        Но как говорил товарищ Берия «Попытка не пытка»
        Не думаю что среди этих уехавших было тоже МНОГО марийцев.

        • Аноним

          Повторяю вопрос. Вы намекаете на то, что марийцы не стремятся смотаться из России?

        • Елена

          уехали…одна как раз в штат Джерси, другая в Германию. Ни за что не хотят возвращаться. Да и возраст уже не тот! Нынешним летом только вон слетали в Англию к одной из дочерей, в Киев, побывали в башкирских соляных пещерах, погуляли по Москве и укатили. не то что мы—кроме своей деревни ничего не видя и помрем!

          • о Н. Гоголе, Ф. Достоевском и Л. Толстом или о Марийцах?

            Ну и повезло же вашим товарищам уехать прямо со стройки одна в США, а другая ФРГ , да потом по всяким Англиям шатались.

            • Аноним

              Не только им не повезло, всем нам не повезло.
              Банки доигрались с кодами валют 810 и 643! Конец афере.

              • Есть и альтернативное мнение:
                https://youtu.be/YpVpEKylcaI
                А как это относится к заданной теме — происхождение народа мари?

                • Аноним

                  Ну, не знаю. Думаю это касается не только народ мари. Это касается вообще всех граждан России. А возможно существования всей банковской системы России, системы власти России.
                  Конец афере с Кодами валют 810 и 643 БИБАРИКУ КОНЕЦ!

                  • Ну, так будьте добры, пишите по заданной теме, иначе я буду вынужден Вас заблокировать…

    • эше ик вишкыде вуйдорыг

      Эше ик вишкыде вуйдорыг. Марий-влак космосышто Ош кугу Юмо дене иленыт да тушычын толыныт. Марий кая гын, тушко гына кая.

  4. Аноним

    Меня не покидают смутные подозрения, что первоначально народ мари были Зороастрийцами, и не приносили в жертву животных. Традиция приносить в жертву животных возможно заимствовали от хазар-тюрков.
    Ведь известно, что одомари(отомари) не приносят в жертву животных во время кумалтыш.

    • Елена

      креститься не пробовали? чтоб подозрений никаких не было для ясности ума и помыслов!? не знаю, как на счет животных!, но человеческие жертвоприношения у хазар точно были! хазары вроде были иудеями, при чем тут тюрки?

      • Аноним

        Чтобы креститься вообще-то не мешало бы знать для чего. История тёмная с этими хазарами. Сами посудите, жили, грабили, города строили, и вдруг все, и сразу исчезли. И больше никаких сведений, ни какой информации, будь-то их и не было. Так не бывает. Моё предположение, хазары стали тюрками: азербайджанцы, турки и т.д.

        • Аноним

          Как ныне сбирается вещий Олег
          Отмстить неразумным хозарам,
          Их селы и нивы за буйный набег
          Обрек он мечам и пожарам.
          Пусть покоятся с миром.

    • Станислав 1960

      7 мая 1892 года, в Вятской губернии началось расследование смерти Конона Матюнина, которого, как решило следствие, принесли в жертву языческим богам. Вполне обычная, как утверждали знатоки вопроса, для того времени и тех мест история. В отечественную историю оно вошло как «Черемисское дело».

  5. Елена

    предлагаю провести сбор краеведов Закамья! в г. Нефтекамске! кто за—пишите в личку!

    • Аноним

      Морко шур .Понятно

      • Елена, чын улат# шондо!

        Не оттащишь от этого сайта Еленушек, анонимно пикающих Мочаевых…
        У Елены какой стаж работы на интернет ресурсе по формированию » правильного общественного мнения» ? Каждый день до 100 комментов выдаёт на этом сайте! Неплохо оплачивается , видать, её работа!

        • Елена

          НЕ жалуюсь! оплачивается прекрасно! Если у тебя имеется желание заработать- пожалуйста, напиши заявление,отправь контактные данные- тебе тоже найдут поле для деятельности!

    • Аноним

      Молан тунам марий-ел кулеш?

  6. Саню

    Мар ,Мари .С Этрусского значит ,Вольный свободный .Народ Мари это куча людей проживающая в те времена в этом Царстве..И не надо думать что Хамураппи всех прямо вырезал и забирал в рабство.Тем более Царь Мари и Царь Ур были братьями.А переселение народов происходит или и за голода или войны.В те времена были активны другие народы ,такие как касситы итд..Это как если из Москвы выйдет пару миллионов людей в каком нибудь направление .Мало вероятно что это будут только русские .Это будет множество национальностей .И скорей всего они будут себя называть москвичами.Московским народом.Думаю что это так .Так что ни какого удивления в том что народ Мари мог выйти с рек Евфрата. И автор претендует на истину .Что бы знать истину надо знать все все. Происходит все настолько просто в Истории ,что нет смысла накручивать разные свои субъективные суждения и представления.А на счет происхождения Мари от народа Меря .От меньшего не происходить большего.

    • Аноним

      Да пошла ты с русским языком .

    • Аноним

      Марийцы сформировались только в 9 веке

      • Аноним

        А до 9 века кто были, как назывались? И как сформировался тогда народ мари в 9 веке? Из кого, из каких этносов?

    • Аноним

      Как один из возможных вариантов. После очередного оледенения наступило потепление. Северная часть евразии стала освобождаться от льда. В это время некогда благодатные земли Персии, в связи с всеобщим потеплением, становились засушливыми. Площади плодородных земель катастрофически сокращались. Дикие животные уходили на север, на освободившиеся от ледников земли. Вслед за животными на север двинулись и люди. Кстати, возможно причина исхода евреев под предводительством Моисея тоже заключалась в этом. Они двинулись на север, в Европу.

    • Игорь Бородин

      От меньшего не происходить большего.—— нда однако
      но мало семя а древо большое как быть с этим ?

    • Елена

      мы тут люди темные да нас тут мало! напишите диссертацию! защитите! пусть мир узнает мари из Ефрата…

      • Аноним

        Зенкин — Иван не знающий родства.

        • Аноним

          Ну, предположим Зенкин — Иван не знающий родства. Что вам тогда мешает написать диссертацию о происхождении народа мари? Как можно понять из вашего комментария, вы то точно знаете свою родословную, и знаете откуда вышел ваш род, возможно и народ мари. Изложите свою версию.

          • Аноним

            Уже до этого славного Зенкина все было изложена в научных трудах. А кто такой Зенкин? Ученый? Историк? Генетик? Если честно. я только сегодня в первые о нем узнал

            • Аноним

              Поэтому предлагаю не горячиться, и не делать скоропалительных выводов. Для начала познакомьтесь с его статьями, они имеются на этом сайте. Логично?

              • Аноним

                Нет уж сударь, извольте! Мне этой статьи вполне достаточно! Насчёт происхождение мари — он приводит догадки. Зато исчезнувшее племя мерю — он отождествляет с русскими (якобы они смешались). То есть своего рода он не знает, лишь приводит догадки, Зато родственное племя растворилось не знай где, это он с уверенностью пишет. Вот молодец!

                • Аноним

                  Он пишет — все начитались и стали специалистами в области археологии и днк. Так что нам товарищ Зенкин нельзя развиваться? Или только ваши труды читать?. Наоборот для народа Мари это очень хорошо. когда он знает свою родословную( по трудам Днк) , а также различные культуры.

                  • Аноним

                    «Так что нам товарищ Зенкин нельзя развиваться? Или только ваши труды читать?»
                    Извините, возможно пропустил призыв А.Зенкина не развиваться, и читать только его труды. Не сочтите за труд, дайте ссылку где он таким образом рассуждает. Заранее благодарю.

                    • Аноним

                      Это я спрашиваю Зенкина, про того чтобы мне его труды только читать. Вдумайтесь в его текст. Все стали знатоками, начитавшись интернета. По мне так кажется, в интернете я найду гораздо больше аргументов и фактов по поводу мари, чем привел Зенкин.Если и Зенкин и дальше в таком духе будет сочинять, то скоро мы переместимся в каменный век. Я не из тех людей, которые всему верят на слово и переводят каждое слово с марийского — только факты!

                • Аноним

                  » он отождествляет с русскими (якобы они смешались).» А вы считаете что жители Марий Эл, мари по национальности, на данный момент не смешались с русскими, тюрками, и другими народностями? Конечно он рассуждает догадками, как впрочем и вы, и большинство комментирующих на данном сайте. Надеюсь вы понимаете, что среди нас нет специалиста такого уровня чтобы мог рассуждать с неопровержимыми доказательствами о той или иной теории появления народа мари на данной территории. Ну нет. Или всё таки ошибаюсь?

                  • Аноним

                    Почему догадками? Уже выкладывался днк анализ Мари. Да соседство с татарами, чувашами и славянами сделали свое дело. Да даже без днк тестов я знаю очень много смешанных браков мари со своими соседями. А что касается племени Меря, то днк анализ у них никто не брал, Это могли быть и финноугорские племена, и тюркские, и балтийские. Некоторые даже пишут, что меря были самые первые славянские племена, которые пришли на территории современной России. а затем слились с другими племенами славян, поэтому в современных русских не находят финской крови. Догадок очень много, но сейчас век информационных технологий, и я думаю, что нужно полагаться в первую очередь как раз на науку-генетику, а не на предположения. Поправьте меня если я в чем то не прав.

                    • Аноним

                      Как вы предлагаете поправить вас? Разве большинство комментаторов занимаются наукой-генетикой? Думаю не ошибусь, если предположу, что большинство читали в интернете о результатах исследований, так сказать верят на слово. В связи с этим выскажу крамольную мысль. Финские, они же кельтские племена проживали на обширной территории от Англии до Алтая. И их с чьей-то подачи позже стали называть славянами. Что касается русских. Это те народы которых подвергли христинизации. Был славянином (вепсы, чудь, эрзя и т.д.) -стал крещённым русским, соответственно происходило имянаречение, было славяское имя(по рождению) — стало греческое. Вот так создавался русский народ. Вот почему национальность «Русский» отвечает на вопрос Какой. Русский это не национальность, это характеристика человека, в данном случае крещенный(Какой?). Раньше уже давал ссылку, как превращали в русских представителей народов эрзя и мокша.

  7. Финноугровед

    Зенкин, как раз в своей этой статье опирается на официальную науку и спрашивает насколько правы всякие популисты-псевдоученые, выдумывающие всякий абсурд по поводу происхождения марийского народа.
    Никаких противоречий нет, согласно официальной науке, марийцы — это смесь финно-угорских и индоиранских племен. Поэтому в марийцах так сильно выражен индо-иранский компонент. Но марийцы не появились в районе города Мары Туркмении. Индо-иранские племена, видимо из тех регионов, переселились севернее, смешались с финно-угорскими племенами, и появился марийский народ!
    Но марийцы, это прежде всего финно-угорский лесной, близкий к природе, народ с индо-иранскими компонентами. Если вы посмотрите традиционную туркменскую нац. одежду и реставрацию нац. одежды мари до завоевания марийских земель русскими, то увидите очень даже многие схожие черты. Туркменам не запретили металообработку — они продолжили создавать свои нац. украшения в традиционных рамках. Марийцам русские завоеватели запретили, поэтому металлические украшения заменили серебряными монетами.

  8. Станислав 1960

    Вера нужна при изучении «Закона божьего». История это наука ,она изучает факты, а они таковы:Первые упоминания о предках современных финно угорских народов России появляются в русских летописях в начале 12го века. Они однотипны — пришёл ранее не ведомый народ, напал на приграничные города и селения, получил отпор. Теперь сидит в лесу и дань платит. Городов нет, сельским хозяйством не занимается. Живёт в маленьких хижинах в лесу, охотится, ловит рыбу и разбойничает. А.С. Пушкин не просто так писал про «приют убогого чухонца». Этнографы 19го века отмечали, что финно угры земледельцы плохие, но хорошие охотники. Живут в хижинах, на подобие тех которые до сих пор строят ханты и манси, сохранившие внешний облик и образ жизни древних финно угров. В середине первого века новой эры, большое количество славянского населения ,с севера Русской равнины, двинулась на юг и стала хорошо известна Византийским авторам. На освободившиеся земли, из за Урала, стали переселятся предки современных финно угров. К 12му веку они подошли к границам Руси и попали на страницы русских летописей. Для современных финно угров характерна монголоиднось. У восточных (мари) она хорошо заметна, у западных(финны, эстонцы) едва видна. Европеоидные черты финно угорские народы приобрели в результате смешения с русскими и другими народами Европы.

    • Сказки не сочиняй!

      Русские это не народ (не национальность), это язык сообщество разговаривающих на русском языке!
      и посмотрите когда он появился.
      Взято из http://генофонд.рф
      http://генофонд.рф/wp-content/uploads/Fig-51.jpg
      А финноугоры это сообщество общей культуры!

      • Аноним

        тут не про русских обсуждения, а про мари.Про русских можете почитать в другом месте.

        • Сказки не сочиняй!

          У финноугоров общие слова в языках и общая культура создавалась в течении ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ!
          НИКТО ИМ НЕ НАВЯЗЫВАЛ ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ!
          https://indo-european.eu/wp-content/uploads/2018/05/indo-european-uralic-bronze-age.jpg

          • Аноним

            Финноугры — сами по себе очень разные. Даже венгры не считают себя финноуграми. Финноугры это прежде всего языки.Это не означает что все финноугры родственники. То есть финоугры это не этнос это прежде всего культура. А культура мари очень похожа с соседями-тюрками. Так как от своих родственником (мордвы и удмуртов) мари давно ушли и живут рядом с татарами и чувашами.

            • Аноним

              В таком случае вы не отрицаете такую возможность, что жертвоприношение животных во время кумалтыш мари заимствовали от тюркских народов? В отличии от мари, у одомари отсутствует жертвоприношение во время кумалтыш.

              • В отличии от мари

                Ты забыл еще про горномарийцев.
                Теперь вспомни, когда удмурт и мордву крестили в иудейское мракобесие!

                • В отличии от мари

                  Эти тоже отъехали! Куда их несет, что с ним происходит?
                  Сколько им денег заплатили?
                  Может кто-то прояснит?!

                • Аноним

                  Кстати, у иудеев присутствует жертвоприношение, как и у тюрков.

                  • В отличии от мари

                    у тебя поразительная последовательность, правда, немного туповатая)

    • Аноним

      Вы когда ссылаетесь на летописи, якобы 12 века, понимайте, что это писали греческие или византийские монахи, но никак не «русские». Соответственно у этих византийских монахов было предвзятое представление о народах населявших древнюю русь.
      Вот вы указываете на характерные отличия внутри самого народа мари, у восточных мари выражены монголоидные черты лица. Да потому-что монголоидные черты были характерны древним Булгарам, которые по всей видимости и в своё время вышли из Персии. После того, как хан Батый полностью уничтожил Булгарское государство, часть уцелевших булгар бежало в леса. По всей видимости так формировались восточные мари, чуваши, татары. Что характерно татары-мишари отличаются от казанских татар. У татар-мишар преобладают светлые и рыжие волосы. У казанских тёмные волосы и более смуглая кожа.

  9. Вен

    Как я понял, Александр Зенкин плотно занялся частью марийской истории, связанной с древним государством Мари. Быть может, тогда его заинтересуют сведения о связях мари с Древней Персией? Кое-что можно узнать, наверное, в работах Гумилева, который сравнил историю марийцев с историей гуннов и аваров. Гумилев – специалист по персидской истории и там, скорее всего, нарыл что-то интересное и важное о черемисах, что и позволило дать такую лестную характеристику об истории мари. Также русские летописи сообщают о перехватах персидских караванов, которые отправлялись к черемисам. Что везли персы к черемисам? Известно, что русские выбрасывали «черемисские товары», т.к. эти товары для них были непонятны. Неужели это были глиняные клинописи или какие-нибудь религиозные вещи? Да и само самоназвание марийцев тоже о многом говорит. Нужно ли говорить, о чем?

  10. Аноним

    Привожу выдержку из википедии о происхождение фииноугорских народов:
    Можно также отметить, что в националистических кругах финно-угорских народов популярны и еще более экстравагантные теории, утверждающие происхождение финно-угров от различных «престижных» цивилизаций, в том числе «арийцев» (о реальных контактах финно-угров с индоиранцами речь пойдет ниже), или же от создателей древних цивилизаций, говоривших на языках неясного происхождения (в частности, шумеров и этрусков). Подобные утверждения оцениваются научным сообществом как не выдерживающие критики.
    Наверно Зенкин такой же мечтатель)))

  11. эрвел салам!

    Вот еще одна версия о бывших марийцах: «Башкиры народность первоначально финского происхождения, но совершенно отатарившаяся. Живут в губерниях Уфимской, Оренбургской, Пермской, Вятской…» . Большая энциклопедия» под редакцией С.Н. Южанова. т.16, Спб, 1904, с. 461. Ларчик просто открывается. Просто по материалам раскопок получается, что здесь жили раньше финские племена. А потом стали жить башкиры. Если рассмотреть, что одни ушли в более теплые места, а пустующие земли, особенно горные и степные заняли другие-всё становится на свои места. А позже, после колониальной политики Ивана IV и сдачи татарами Казани, часть вернулась обратно на эти земли.

    • Аноним

      Выскажу очередной раз предположение, что башкиры — это древние булгары, по крайней мере часть башкир. Булгары в свою очередь пришли из Персии. Но после уничтожения Булгарского государства Ханом Батыем, уцелевшие булгары разбежались по лесам, в том числе и в леса башкирии. Потом они смешались с финскими племенами.

      • Аноним

        Исторически башкирский народ состоял из более 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей), члены каждого из которых, по легенде, восходили к единому предку. Русский лексикограф Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…». Одним из крупнейших был род Канглы, давший название Канлинской волости. Она целиком охватывала территорию современного Буздякского района, а также отдельные части Белебеевского, Благоварского, Бирского, Дюртюлинского, Кушнаренковского, Мишкинского и Туймазинского районов Республик Башкортостан.
        Источник : https://realnoevremya.ru/articles/99941-istoriya-bashkir-roda-kangly?fbclid=IwAR0MLWzmhFIJcV1vagcApO3TEWa7aFE5iOAXSQ2uJwrMhepxAJJmHY6NXjI

        • Аноним

          Из вашего комментария: «…розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…». Выходит, что башкиры были тюрками.

  12. Аноним

    Финны и кельты — это разные народы. Кельты европейцы. Финны — переходная группа между европейцами и азиатами. Не путайте!

    • Аноним

      Хорошо. Предположим что вы правы. Но чтобы действительно утвердиться в правоте ваших слов, не сочтите за труд, дайте ссылк
      У меня всегда возникал вопрос, почему в нашем краеведческом музее экспонируются кельтские топоры, неужели финны это и есть кельты?

      • Аноним

        Мари играют на русских гуслях. Отсюда вывод — марийцы — это русские!

        • Вен

          Это русские играют на марийских гуслях! Даже название ГУСЛИ происходит от марийского Кӱс ле — священные струны.

          • Аноним

            Гу́сли[1] (др.-рус. гѫсли, ст.‑слав. * gǫslъ < gǫdslъ, мн. * gǫsli, связанное с гудеть)[2] — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры[3]. Название, которое встречается с XI века, исторически могло относиться к различным музыкальным инструментам[4]. Ныне гуслями чаще всего называют струнный щипковый инструмент трапециевидной формы, наподобие цитры (так называемые крыловидные гусли). Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
            Гусли в описанном выше виде в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ('скрипка') y чехов.

            • Финноугровед

              Дело в том, что финно-угрские племена еще до XI века занимали фактически большую часть России. И фактически у всех ФУ народов есть струнные инструменты, похожие на гусли. Возможно марийцы и заимствовали название инструмента из русского, поскольку адаптация иноязычных слов типа «гусли» под финно-угорские языки совпадает. В ФУ языках начальной гласной не могла быть звонкая согласная, как «г» она преврщалась в глухую «к», ну и последующая за ней др. адаптация. Но финнов и эстонцев они называются «кантеле», у хантов «тор-юх», т.е. сложно понять как изначально назывался ФУ струнный инструмент, похожий на гусли. Но он был и учитывая, что ФУгры более древние жители России, можно согласиться и с тем, что славяне, русские заимствовали у ФУгров этот инструмент. Или же этот инструмент у славян был изначально, как у и ФУгров, но в другом виде.
              В любом случае, финно-угры — это древнейшие племена современной России, которые занимали большую часть этой страны. А славяне-русские появились лишь позже, ассимилировали древних мерья и мурому, а теперь продолжают уничтожать и оставшиеся древние коренные ФУ народы РФ!!!

              • Аноним

                При этом славяне-русские не считают, что уничтожают оставшиеся коренные народы РФ. У них присутствует внутреннее убеждение, что так и должно происходить, коренные народы должны ассимилироваться и исчезнуть. На данный момент им невозможно объяснить пагубность последствий данного подхода. Чтобы изменить их отношение к коренным народам, необходимо изменить их внутреннее миропонимание.

              • Финноугровед

                А что Урал за пределами России? Родина ФУгров изначально была от Сибири до Урала, затем они пошли западнее дойдя Финляндии.
                А что плохого в монголоиднсоти, русский фашист? Ну этногенез многих народ — это большая смесь всех наций. И среди русских очень много монголидности. Исторические реалии таковы, что большую часть современной России до появления русских занимали финн-угорски племена. Большая часть России — это земли древних ФУгров, которых вы русские ассимилировали и продолжаете уничтожать нас и др. коренные народы по сей день!

              • Аноним

                Чтобы убедиться в ошибочности утверждения, что родина финноугров только Урал, посмотри на государственный флаг Беларусь.

            • Аноним

              И что? Гусли из wiki.
              Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских (черемисских) гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Струны их гуслей были кишечные. Число их не всегда было одинаково.
              Шлемовидные или гусли-псалтирь. Долгое время в отечественной историографии доминировало мнение о древнерусском происхождении этого инструмента[4][7]. Позднее появились предположения о заимствовании инструмента этого типа у народов Поволжья[8][9]. На данном этапе изучения этого вопроса исследователи придерживаются более осторожных взглядов, при этом указывая на возможную взаимосвязь гуслей-псалтиря с западноевропейским псалтериумом[10].
              Будем продолжать доказывать кому принадлежит первенство в изготовлении и использовании Кӱс ле — Гус лей?

      • Аноним

        Вы что ленитесь сами почитать википедию или другие официальные энциклопедии? Вот вам ещё одна выдержка с этой статьи.
        Антропологические типы современных финно-угорских народов исключительно разнообразны, но в целом предполагается, что предковая прафинноугорская популяция относилась к древнеуральской расе, не до конца дифференцированной относительно «европеоидных» или «монголоидных» признаков, и на данный момент наиболее полно сохранившейся в антропологическом типе манси. К этому типу близок лапоноидный тип, являющийся основным у саамов. Смягченные варианты этих типов (субуралоидный и сублапоноидный) встречаются у финно-угорских народов Поволжья — марийцев, удмуртов и мордвы-мокши.
        Несколько первоначально неродственных племен объединились — вот и получились марийцы.Не нужно что то выдумывать как Зенкин.

  13. Аноним

    Все правильно написано. И если иметь достаточнй уровень образованности читателю, то все понятно. Если кто-то не понимает смысла то ищите причину в себе.

    • Аноним

      Как только возникает ответственный период времени перед выборами или другими важными событиями в марийском мире, так сразу возникает этот философ Зенкин с его отвлекающей публикацией.
      Это было неоднократно!

      • Аноним

        За полгода до выборов в Госсобрание, это вы считаете перед выборами? Предлагаете за год до важных событий публиковать работы, но не позже?

  14. не зигзагер

    Кудрявцев И.М., Катаева Р.Г, Козлов В.Н обиделись на костятина за то, что он написал в основном про долговых, николаевых и прочих мамаевых, а не про му козлов?

  15. Кргори

    В конце восьмидесятых я был в Самарканде.Там работал брат,после развала СССР он хотел переехать в Россию,но власти Самарканда убедили его остаться.Туда я привез несколько номеров » МАРИЙ КОММУНА».Местные попросили прочесть меня нашу газету и сделали заключение,что марийский язык похож на таджикский,который родственен иранскому.Так что мысль Александра Зенкина содержит рациональное зерно.

  16. Аноним

    https://mariuver.com/2010/03/08/bairamova-ne-vinovna/#comment-96924
    юра
    13.02.2015 в 12:44
    БОЛГАРЫ ИЛИ ТАТАРЫ ? !!!

    Булгары тюркского происхождения! Прежде были язычниками! Ареал проживания был в Волжска — Камском регионе и пред Уралье! Жили в небольших селениях! И вели полукочевой образ жизни! Ловили, рыбу занимались земледелием и скотоводством! Воевали с хазарами, варягами, уграми, ушкуйниками! Язык Булгарский сохранился у Чувашей! Так как они единый народ! И остались носителями Булгарского языка Чуваши до сих пор!
    В 922г приняли ислам от Багдадского халифата!
    Были вынуждены принять ислам, который проник уже на Волгу! Чтобы предотвратить шатание и разброд, и отток в другие религии! В иудаизм и хрестьянство! Исламский дух был не устойчивый до конца «Меркантильный» аморфный! В Биляре и Булгаре рядом с мечетью стояли церьквии православные и практиковали языческие обряды! Были так же армянские церьквии и еврейские синагоги! Досих пор в поселении Булгар на сооружении красовалась шестиконечная звезда Давида! Теперь старательно стыдливо замазанная в наше время Булгаристами! Тем самым унижая евреев! Поселение Булгар было небольшое обнесенное деревянной изгородью! Не заботились, о безопасности были беспечны! А Русские города все имели крепостные стены!
    На востоке было древнее государство «Тартария!, которая пришла в упадок и распалась! На севере Китая и Азии кочевали разные племена в томчисле многочисленные разрозниные Татарские племена! Которые воевали враждовали между собой! Тогда еще не было Монголии! Враждующие племена обьеденил Чингисхан! Он был выдающийся Татарин! Был блондин и синеглазый! В войске было подавляющее большинство Татар! Которые стали впоследствии доминировать после смерти Чингисхана! Язык стал официальным «Татарским» не «Монгольским»! Завоевав Китай стали брать в жены императорских дочерей, наложниц, как трофей! Пошли даже узкоглазые дети! Тенгризм стал вытесняться постепенно «исламом» и Татарами! После завоевания средней Азии! Стали погибших своих воинов хоронить, а не сжигать, как при Тенгре! Затем двинулись войска Батыя на запад в 13 веке! Предварительно вытеснив, загнав монгол на их территорию! И стал Баты самостоятельным ханом Золотой орды! На пути, которых была Волжская Булгария! Небольшие отряды разведывательные вторглись в булгарию и потерпели поражение! После этого началась война жестокая полномасштабная! Пленных не брали, убивали всех ни щадя, ни кого! За отказ здаться! И мстили за погибших Татар! Город Биляр был полностью уничтожен с жителями и стал пустыней! Булгария обезлюдила и исчезла как государство на Волге на всегда! В те времена по закону войны не покорные города уничтожались полностью! Жители Булгарии были уничтожены, рассеяны, остатки пополнили, Чувашский этнос добровольно крестившись! И многие Булгар в панике бежали в Болгарию к братьям христианам! Аристократия с челядью и слугами бежали в Киев и спешно с “остервенением” добровольно крестились разбивая лбы в кровь на паперти! То же самое добровольно крестились муллы продажные в Болгарии! И молились на памятник «Аспаруха», вырубленного в скале! И в дальнейшем были ассимилированы, христианизированы и утратили язык! В православной епархии есть икона святой БУЛГАР!!! Который ездил с казаками и стрельцами по Казанской губернии и силой крестил Татар и отбирал детей в монастыри! В стычке был убит и причислен в клику Святых мучеников православной церьквии! Усердие было оценено! Не поленитесь Булгаристы проверти! Теперь фуфловые Булгаристы не будьте предателями! На мечеть Булгар в Казани! Надо повесить икону святого Булгара! И проводить службу на Булгарочувашском языке, а не Татарском! И все ансамбли Булгар в Татарстане должны проводиться на Чувашском языке! И это будет справедливо, не будет дискриминация Булгарочувашского народа! Ведь вы с «остервенением»
    пропагандируете Булгаризм анти Татарский и анти Российский! Подрываете «Бирлик» Татарского народа! И это будет справедливо! Завоевав, Булгарию двинулись, на Русь! Бату хан, с Татарами захватив городок Булгар перебил всех жителей! То же самое проделал шлеп нога Тимур! И сделал столицей «Золотой орды»! Татары захватили Киев, и осевшие Булгары снова бежали в Болгарию! Попутно Татары основали г. Харьков! Затем продажная Болгария была завоевана Турками!

    «ТОЛК БУДЕТ У ТАТАР А БЕСТОЛОЧ ОСТАНИТСЯ»!!!
    Берлек. Я помню!!!

    • Аноним

      Чуваши — это такие же финноугры, которые приняли тюрский язык вот и все! И где то я уже это видел. Выддержка с инета — Все верно, чуваши — обулгаренные марийцы, а марийцы — недообулгаренные чуваши. Если бы Булгария не была разгромлена монголами, никаких марийцев не осталось бы. Были бы только чуваши.

      • Аноним

        Моё предположение, что древние чуваши вышли из района Средней Азии, Персии, подкрепляется наблюдением. Обратите внимание на головной убор девушки чувашки. Головной убор девушки туркменки идентичен головному убору чувашским девушкам. Такого характерного головного убора в форме шлема больше нет ни у одного народа проживающего в районе Урала и Поволжья. Имеются похожие головные уборы у марийских девушек, но это по всей видимости указывает на взаимопроникновение двух культур древне-булгарской и древне-финской. Схожие с чувашскими головными уборами носили мари проживающие в нынешних границах Моркинского, Звениговского, Волжского районов, районы граничащие с Чувашией. Надо понимать, что женщины перенимали знания об изготовлении украшений от своих матерей, бабушек, тётушек. Они всегда были хранителями традиций своего народа, наиболее консервативны, в отличии от мужчин.
        Головной убор мариек проживающих в других районах Марий Эл, и за территорией республики, кардинально отличается. У меня даже возникло подозрение, что традиция украшать монетами женский костюм, было привнесено древними булгарами. Да и с самоназванием «черемисы», части древнего этноса народа мари не всё ясно. Так как были и среди чувашей «черемисы». А если принять в расчёт, что древние булгары были достаточно воинственный народ, то не исключено, что «черемисы» это и есть потомки булгар.

        • Аноним

          так же это объясняет проникновение тюркизмов (около 20 процентов) в марийский язык. Если бы Булгария осталась, то марийский язык был бы другой.

          • Татмарин

            А вы не задавались вопросом над изменением марийского языка под влиянием славянизмов и интернациональных слов латинского происхождения? Это по поводу того, что изначально, язык мари был скорее более тюркским, а, возможно, даже монгольским. И вообще, какой «заслуженный» лингвист разделил тюрко-монгольские и иранские языки? Например, многие персидские и татарские слова достаточно созвучны и близки по значению (и даже в большей степени, чем марийские слова). Неслучайно, наверное, «тат» в тюркских языках имеет значение «иранец, перс». Но, тем не менее, язык татар тюркский, но, оказывается, ещё и иранский.

  17. кргори

    Чувашей я называю кукмарий,удмуртов- одомарий,татар — суяс.

  18. Алексей Ротшильд

    Все темы включил Зенкин в свою статью). А помните, что в мифах утверждается что марийцы пришли с небес. Этот вопрос также надо рассмотреть. Это правда или вымысел. Скорее всего правда, то значит надо выяснять подробности. Кстати, инопланетяне существуют и живут на своих планетах. Инопланетяне запретили американцам поселяться на Луне. Американцы быстро потеряли интерес к Луне.

  19. Провой

    Читая Зенкина, окунаешься в свежий поток мысли человека умнейшего, светлейшего и до мозга костей любящего родной народ. Радостно, что среди нас есть такие люди! В пользу версии Зенкина говорит не только обилие индоиранизмов и черты зороастризма в религии, но и использование в нагрудных украшениях раковин каури с берегов Индийского океана. Возможно,действительно многие знания были утеряны в ходе суровой борьбы за выживание (пирамида Маслоу).

    • Илья Бирский

      Такия — истинно марийский обрядовый головной убор — только на свадьбу, перенят от мари чувашами. При чём тут Средняя Азия и туркмены? Болгары жили в Предкавказье. Черемис — со славянск(старорусск.) ВЫ БОЛЬШИЕ СКАЗОЧНИКИ, анонимные комментаторы. Какую только ерунду не напишут. И ведь верят , наверно, тому, что пишут. А кто «википедию» писал, думаете? Такие же, как и эти комментаторы.

      • Аноним

        а что именно вам не нравится, уважаемый? А что Азия не наша прародина? А что ты написал про черемиса — я так и не понял. Что он со славянского?

      • Аноним

        О каком головном уборе вы пишите? Если о головном уборе в виде шлема, то почему тогда у марийцев данный вид головного убора сохранился лишь в моркинском, возможно в звениговском. Могу только с большей долей утверждать, что в оршанском районе, а также на границе кировской области проживали светлые и рыжие. Название реки Ошла косвенно указывает на этот факт. Думаю, на сегодня сказочниками являются не только анонимы.

        • Илья Бирский

          Значит, про восточных мари, которые составляют более 1/5 мар. народа, ничего не знаете. Мари как этнос со свойственными этносу особенностями сложились на землях Волжского бассейна. Это земля от верховьев Волги до Урала. А когда их предки могли жить в Азии, тогда они ещё не могли быть марийцами. Может быть, скажете ещё, что они когда по Африканским саваннам бегали, уже марийцами были? Протофинская общность занимала территорию от Пиренеев до Урала, протоугорская общность жила в Сибири. Затем они «скрестились» в общую финно-угорскую общность. Древние люди, оставившие рисунки в Каповой пещере, могли быть протомарийцами.Древние речные племена неолита Волжского бассейна уже точно были предками марийцев и говорили на древнемарийском языке.

          • Бирский ты не прав!!!

            Финны не скрещивались с уграми. Финно-угры — это прежде всего язык, а не этнос, как многие считают. В финноугорскую группу входят народы, которые друг другу вообще не родствены

        • Илья Бирский

          Т.о., с большой долей вероятности троглодиты Пиренеев могут быть предками прибалтийских финнов, троглодиты Урала могут быть предками марийцев. Троглодиты Алтая, вероятнее всего, предки тюрков. Угры жили, наверное, между тюрками и волжскими финнами(мари). Когда переняли мари лапаноидность, сказать сложно. У мордвы лапаноидность почти не заметна.

          • Аноним

            То что мари переняли лапаноидность — это только одна из версий. Было смешение племен с монголами.По другой версии мари уже родились лапаноидными. А вот ещё статья про любимую Норвегию.
            Норландия. В Северной Норвегии, Северной Финляндии, на Кольском полуострове сформировался своеобразный антропологический тип, который принято называть лапаноидным. Носителями этого типа являются саамы (лопари) и, какой-то мере, коми-пермяки, мордва-мокша. По данным И.И. Гохмана [17, с. 41], антропологически саамы ха рактеризуются следующими особенностями. Коробка черепа корот кая и широкая, высота средняя. Лоб средней ширины и наклона, уме ренно выпуклый. Лицо низкое, довольно широкое, ортогнатное, однако на некоторых черепах заметен альвеолярный прогнатизм при довольно широком носе (признак австралоидной расы). Нос слабо выступающий, спинка вогнутая, кончик носа и основание приподняты. Волосы прямые, но мягкие, пониженная растительность на лице и теле. Пигментация умеренно темная.
            Таким образом, у лапаноидов имеются признаки всех трех больших рас: европеоидной (ортогнатное лицо), южной (прогнатизм, широкий нос; признаки не всегда наблюдаемые) и монголоидной (плоское лицо, выступающие скулы, иногда эпикантус, наклонное положение осей глаз).

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ