В Марий Эл определили лучшую песню 2018 года

Idalykyse_muro-2018Коллектив телерадиокомпании «МЭТР» готовит теле- и радиоверсии фестиваля популярной национальной музыки «Идалыкысе муро», который прошел 26 января в Йошкар-Оле. Услышать сразу все хиты года можно будет в эфире «Марий Эл Радио», а увидеть – на телеканале «МЭТР». О развитии современной национальной популярной музыки как культурного явления — в специальном репортаже ТВ МЭТР.

Источник: ТВ МЭТР

84 комментария

Filed under Новости, Песни, видео, музыка

84 responses to “В Марий Эл определили лучшую песню 2018 года

  1. А как большинству мари, живущему за пределами Марий Эл, напрямую увидеть МЭТР, ведь нет спутникового вещания этого ТВ. Также МЭТР недавно прекратил он-лайн Интернет трансляцию Марий Эл Радио… Денег, видимо, на марийцев не хватает…

  2. Аноним

    И не будет. Потому как не планировалось создание Телекомпании «Мэтр», соответственно и не закладывались деньги в бюджете.

  3. йудвел семон

    Одна из причин, почему не показывают, наверно, сами работники марий эл радио не хотят показывать марийцам свою халтуру. Достали они уже там всех со своими кароки звездами и перепеванием дуруг у друга одних и тех же песен на разный лад. Опустили марийскую эстраду до клубного уровня и выступают там одни завклубы со своими гармошками да еще марий эл радио караок звезда шамыч. По моему не было ни одного исполнителя в сопровождении оркестра или музыкальной группы? Думаю, пока будет в марий эл радио эта команда, марийская эстрада до соответствующего уровня не поднимется никогда, а, наоборот, будет скатываться все ниже и ниже, до уровня пьяных клубных дискотек. Да еще там, кажется, царит кумовство, клановство да лизоблюдство — настоящих мастеров эстрады туда не пускают?

  4. йудвел семон

    Было бы престижно и солидно для марийской эстрады, если в «идалыкысе муро» концерте все песни звучали в живую и только в сопровождении эстрадного оркестра или группы музыкантов? Интересно, есть такие марий эл радио караоке звезды, которые могут петь в сопровождении живой музыки?

    • Алексей Ротшильд

      Отвечаю, как человек немного разбирающийся в музыке. Нет совершенно никакой разницы как петь под фонограмму минус или в сопровождении оркестра в каждом случае надо попадать под музыку. То есть если человек нормально поёт под караоке, то также хорошо споёт под сопровождение оркестра. Всё равно прежде чем выйти перед народом , певец много раз репетирует поёт песню, и понимает получается песня на 100 % или нет, так что певец перед людьми никак не будет фальшивить. Я сам спою знакомую песню чисто хоть с оркестром, хоть с караоке.

  5. Алексей Ротшильд

    Если бы вертолётчики России выдали бы мне 40 миллионов рублей, я тоже спел бы не хуже Пугачёвой. В очередь надо встать за деньгами после Пугачёвой. Когда деньги выдадут мне, я сразу закажу 5 песен Дитеру Болену. Вот это было бы шоу. Вот Алла тоже поет под фонограмму. Никаких проблем. http://www.starhit.ru/novosti/sergey-sosedov-tratit-40-millionov-na-bezdarnyiy-fanernyiy-kontsert-pugachevoy-eto-styidno-163706/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

  6. шырган

    артистам которые открывают рот под фонограмму надо плитить деньгами напечатанными на ксероксо,это будет справедливо

    • Аноним

      А тебя нужно кормить игрушечной едой вместо настоящей. Постоянно здесь найдутся люди, которым все не нравится. Может уже покинете этот сайт фиинобашкиротуземцы?

      • Слюшай я тебе скажу... только ты не обижайся

        финнотуземцы, очыни, те улыда, а ме — угропошкыртмариаборигены)

        • Аноним

          Не знаю ху а ю, но Мари не могут быть аборигенами. Во первых мари раньше жили на территории Нижегородской области, а на территории нынешней Марий Эл жили удмурты. Просто под натиском славян Мари сместились на территорию нынешней Марий Эл. Сместив при этом удмуртов. Во вторых заглянув ещё дальше — можно увидеть. что нынешние Мари это смешение нескольких племен. Два самых главных субстрата — финноугорский основной и норвежский (кто то считает иранский, не будем спорить). Соответственно прародина это Запад и Восток Европы. Не даром Мари относят к субуральской группе. Это промежуточное между европейцами и азиатами.

  7. эрвел салам!

  8. Слюшай я тебе скажу... только ты не обижайся

    Первыми здесь поселились племена, родственные мордве, марийцам, финно-уграм. Ранняя городецкая керамика, найденная здесь, такая же, как на Оке и средней Волге, где обитали предки этих народов. Более позднее население городища «Уфа-II» условно называют бахмутинцами, турбаслинцами, караякуповцами. https://enekrasova.livejournal.com/58791.html?fbclid=IwAR3-6k1HgPVb56FNxEMBDL3THf7EP8dbBpfN4L50Pwn2nCTJk0yYutPWk34

    • Аноним

      Товарищ ты отстал от жизни. Это раньше по находкам определяли кто есть кто. Сейчас в игру вступает Днк анализы. Так вот не лезь в нашу историю. Керамикой могли торговать спокойно племена. Если тебя выкопают через 1000 лет и у тебя будет с собой китайский телефон. Значит ты был китайцем. Поздние племена мари пришли с Нижег. области там до сих пор поселения остались.

      • Аноним

        подкинут тебе говно мамонта и скажут по днк, что ты от мамонта произошел, когда другие от обезьяны)).

        • Аноним

          Ты думаешь съехидничал? Ну думай дальше.Если ты произошёл от обезьяны, то поздравляю. У нас же у людей был с обезьянами только общий предок, который не был обезьяной.

      • Слюшай я тебе скажу... только ты не обижайся

        Скажи еще, что ты еще из княжеского рода и по днк у тебя голубая кровь, как у татарина Мамич Бердея и он ваших будущих жен уводил на три ночи, чтобы обновить вашу аристократическую кровь? Нам, думаю, ближе угры, башкиры, ханты, манси. Есть пошкырт мари, которые похожи даже на хантов, что иногда на стройках, например, нас в ХМАО путали с хантами, особенно казахи. От финно-угорского у меня даже не ёкнет нигде, а от башкирского курая, например, всегда слезы наворачивают. Даже песни наши застольные башкирские. Раньше мне приходилось часто летать на самолетах башкирских авиалиний и обязательно перед прибытием в самолете включали башкирскую музыку и звуки курая всегда казались близкими и родными, как и сама Башкирия. А от всякого финно-угорского даже никогда нигде не ёкало и сейчас тоже самое происходит. Это Йошкар-Ола ола пропаганда нам всегда навязывала эту мифическую финно-угорскую идею, что иногда даже упрекают или злятся на нас, что мы тюрки какие-то и не хотим быть финно-уграми — ну пряме шовинисты финно-угорские какие-то?))

        • Аноним

          Ваш комментарий лишний раз подтверждает предположение, что народ мари это всё-же смесь бугларо-тюрки и финно-кельты-отомари. Всё больше и больше склоняюсь к этому.

        • Аноним

          Иди ещё башкирам в ноги упади. Они татар не любят, а уж тебя точно за своего примут)))

          • Слюшай я тебе скажу... только ты не обижайся

            Изибай Акбаев, Изабий Янбаев (1732; по др. данным, 1733—1800), участник Крестьянской войны 1773—75, пугачёвский полковник. Из марийцев д.Бургашево Осинской дороги (ныне д.Бирюбаш Мишкинского р-на). В дек. 1773 отряд И.А. занял Елдякскую крепость. В янв. — апр. 1774 формировал повстанч. отряды на терр. Осинской и Сибирской дорог. В мае —июне в составе объединённого отряда Бахтияра Канкаева участвовал в боях против правительств. войск под команд. О.И.Дуве, захвате Бирска, совм. с Абдуллой Токтаровым держал под контролем дорогу Уфа —Екатеринбург. http://wiki02.ru/encyclopedia/Izibay_Akbaev/t/5600

            • Илья Бирский

              В Бирске наконец восстановили мемориальную доску в память о Пугачевском восстании. Теперь марийцам больше повода, чтобы в день национального героя мари подойти к мемориальной доске и положииь цветы своему национальному герою, полковнику Пугачёва Изибаю Акбаеву.

      • Аноним

        Можно в чём-то согласится. Но с другой стороны рассуди, если тебя выкопают, и у тебя обнаружится китайский телефон, а в соседней могиле обнаружится корейский, то наверно никто не будет утверждать, что когда-то здесь жили только китайцы. Так и этом случае, если обнаружится подавляющееся большинство керамики определённой культуры, то можно утверждать, что здесь проживала единая общность, народность. И ещё, почему утверждаете, что мари пришли с Нижегор. обл.? Может случится так, что мари в Нижегородскую обл. шли из-за Вятки через территорию республики.

        • Аноним

          Определять по археологическим находкам это ошибочно. Сейчас днк тесты уже много опровергли заключений археологов. В древнем Риме нашли китайские шелка, но там китайцы не жили. Был торговый шёлковый путь. При чем Китай находится от Рима на большом расстояние. Так же и тут если выкопали племя балтов, которое пользуется финноугорской посудой — это не значит, что они были финноуграми.Первые поселения Мари были в Нижег. области, а первоначально пришли с Урала. Про башкир. Башкиры оказывают влияние, но не луговых и горных мари, а на восточных (соседский этногенез). Также как у нас с татарами и чувашами.

          • Финноугр

            Археологически с учетом др. факторов и др. отраслей наук — это единственно правильный метод. Чисто генетически по ДНК судить очень сложно, все народы мира веками между собой контактировали, сотрудничали или же воевали (завоеватели насильно имели представителей завоеванных народов). Т.е. гены народов давно уже настолько переплелись, что чисто генетически по ДНК судить о народах НЕВОЗМОЖНО!
            Никто в современной фенноугристике не говорит о генетическом родстве финно-угров, это больше языковое, культурное родство. Оно есть, я как мариец, финно-угр чувствую!
            Понятно, что современная идеологическая война в мире и в России принимает очень острый характер. Идеологи великой единой русской России сейчас всячески пытаются нас превратить в русских. Международное финно-угорское движение давно как кость в горле русским шовинистам Кремля, поскольку оно мешает быстрому превращению ФУгров РФ в русских. Вот сейчас и начали очень тонкую игру по уничтожению финно-угорского единства!

    • Аноним

      Скорее всего именно так и было. Только небольшое уточнение. Не мордва, а эрзя, не марийцы, а отомари, и не финно-угры, а финны(кельты).

  9. Финноугр

    Генетика — лишь часть науки. Как я уже писал выше судить о родстве народов лишь по ДНК в современно мире невозможно!

  10. А как быть с проблемой которую я озвучил выше?
    А как большинству мари, живущему за пределами Марий Эл, напрямую увидеть МЭТР, ведь нет спутникового вещания этого ТВ. Также МЭТР недавно прекратил он-лайн Интернет трансляцию Марий Эл Радио… Денег, видимо, на марийцев не хватает…
    Или это никого не интересует? Или же некоторые специально внедренные личности определенных служб нас во всех темах будут «охмуривать» днк-темой, ну и всякой околонаучной этимологией?

    • Аноним

      Понимаете ли, дело в том, что большинству марийцев действительно нет дела вещает ли МЭТР через Интернет или нет. Конечно вот после моего данного комментария уверен сразу вдруг появятся «заинтересованные» данной проблемой, и даже начнут выражать возмущение по поводу моих выводов. Но пока это так. Конечно это моё субъективное мнение, но всё-же. Причина в том, что большинство не представляют как эту проблему возможно разрешить. Кто наделён властью, или не хотят, или не могут, ну а кто не имеет ни власти, ни денег, те даже не пытаются начинать обсуждать данную тему. По поводу «охмуривают» марийцев днк-темой, ну и всякой околонаучной этимологией. Вы что бы желали обсуждать в таком случае, какие темы? Мне видится у некоторых реально какое-то искажённое понятие о деятельности «определённых служб». В моём понимание так эти «определённые службы» не видя «опасности» в комментариях обсуждаемых тем, не будут заниматься уводом темы. Конечно эти самые, как вы выразились «определённые службы» просматривают тематику обсуждения на данном ресурсе. Но это думаю делается только в целях зондирования настроения среди марийцев, не более. Более ценными для «определённых служб» представляют материалы размещённые на семёрке. Ну, а данный сайт постольку-поскольку. И ещё, неужели вы думаете, что в этих «определённых службах» такие «недалёкие», чтобы направлять «охмуривать» марийцев человека не владеющего марийским? Более чем уверен такие среди марийцев имеются, старые пердуны, которые начинали свою деятельность ещё при СССР.

      • Финноугр

        Ну может МариУвер, действительно недопонимает такую проблему, что Вы и большинство мари абсолютно обрусели и вам всем наплевать «что большинству марийцев действительно нет дела вещает ли МЭТР через Интернет или нет». И что он должен согласиться с вами? Или все же надо нам всем попытаться изменить ситуацию в лучшую сторону? Т.е. добиться того, чтобы у марийцев было свое кабельное ТВ, доступное во всем мире, Интернетет он-лайн трансляции существующих телеканалов, радио во время их марийского вещания?

    • эрвел салам!

      Уважаемый, а кто вам мешает удалить комменты не по теме? Если не ошибаюсь, это вы сами увели от темы комментаторов, допустив одному анониму высказаться не по теме, который начал обзывать комментаторов — назвал их башкиротуземцами?

  11. Да и вообще заданная тема — это современная марийская песня! Будьте добры пишите об этом!

    • Аноним

      Делайте темы, которые интересно будет обсуждать, а то какой то канал, который и на марийском то не показывал, а то и пирожок какой то придумали. И как он вообще этот пирожок стал национальным?

      • Уважаемый, если темы моего сайта Вам не интересны, будьте добры, оставьте мой сайт в покое! Откройте свой собственный блог в WordPress — это абсолютно бесплатно и «делайте темы, которые интересно будет обсуждать».
        Я 100% обещаю, что по отношению к Вашему блогу не буду «назойлив, как муха», как Вы…

        • Аноним

          Нам современным мари больше важна история нашего рода. А не выдуманный на прошлой недели бабушкин пирожок!!!

          • А кто тебе дал право говорить от имени всех «современных мари»? Говори от своего единственного лица «современного мари»! Еще раз повторюсь «откройте свой собственный блог» и пишите об «истории нашего рода. А не выдуманных на прошлой неделе бабушкином пирожоке!!!» Я обещаю, что не буду вмешиваться в инфополитику твоего блога и не буду указывать, о чем тебе там писать! Будь добр, НЕ УКАЗЫВАЙ МНЕ!!!

            • Аноним

              Спроси любого кто хочет знать своих предков? да почти все хотят. А всякие лайды и кудрявцевы у же в прошлом — они не интересны

              • Финноугр

                Странные предьявы у вас «современных мари» ***… МариУвер прав есть, что сказать сделайте свой сайт и вещайте, чего вы к нему-то пристали? Лайд в марийском национальном движении был и остается, не смотря на все его достоинства и недостатки. Кудрявцев для меня выскочка, который появился после того как убрали Маркелова. А вы все жалкие «современные мари» при Маркелове молчали или же ползали у него в ногах…

                • Аноним

                  Кто был при Маркелове? Скорее всего это твое поколение и молчал как раз ты? Мы современные мари докопаемся до всего современными методами уже установили кто нам и в какой степени родственник. И это нам решать на каком языке мы хотим разговаривать на русском или на марийском. А не с вашей идеалогией. Что касается данного сайта — если он и так будет вещать в таком же формате. то скоро погаснет. Мы сюда наоборот привносим острые темы для обсуждения. А этих пенсионеров Кудрявцевых оставьте в покое. Ваше поколение нам уже сделало пенсионный возраст, Спасибо на этом.

                • Аноним

                  Данный комментарий пишу не с целью продолжать «спор», а с целью показать неправильность проведения диалога. Называете марийцев: «…вы все жалкие «современные мари…» Даже если предположить что это так, вы чего хотите добиться таким обращением? Надеетесь подтолкнуть «современные мари» к более активным поступкам? Как мне представляется, таким образом вы ничего не добьётесь, и уж точно не сумеете вдохновить мари на совместную попытку изменить ситуацию, о чём вы призывали выше. Уже довольно давно пытаюсь объяснить, что если людей наделять нелицеприятными эпитетами, вы никогда не найдёте в лице этих людей поддержки. Неужели это не понятно? Только обоснованная критика на фактах способна заставить человека задуматься, не вызывая у него ответной агрессии. Конечно бывают и клинические случаи, но это отдельная тема. Разобщённость народа мари возникла не сегодня, и даже не вчера. До сих пор никто, по крайней мере не встречал, грамотного объяснения причин такого положения. Считаю, причины всех остальных бед марийского народа проистекают именно отсюда. Как можно устранить разобщённость среди народа мари не понимая причины этой разобщённости? Ведь должны же быть какие-то логические объяснения такого положения.

                  • Финноугр

                    Слушай фсбшник PORO, твои времена, когда в советское время тебе подобные кгбшники могли нам диктовать свои правила ПРОШЛИ, к счастью! Марийский народ уничтожают, прежде всего, тебе подобные обрусевшие мари и «современные мари»! Тебе насрать на наш марийский язык, ты не владел им и не хочешь овладеть, также как и твоим «современным мари». Но марийцы численно сокращаются, потомучто ТЫ и и «современные мари» НЕ ГОВОРЯТ по-марийски, не учат своих детей марийскому языку! Так что, рот свой вонючий закрой, русская подстилка, продающая и ПРЕДАЮЩАЯ нас мари за свою фсбшную зарплату!!!

                    • Аноним

                      Чтобы так писать — ответь на вопрос, что ты сделал для народа мари? И не тебе мне указывать на каком языке мне говорить. Какой язык мне нравится на том и буду общаться. Возьми марийский язык и посмотри в нем 25 процентов тюркизмов и 15 процентов русизмов. и много слов под вопросом — а действительно ли они исконно марийские!

  12. Слюшай я тебе скажу... только ты не обижайся

    Всяким интернет голосованием серьезные люди не занимаются — это наверно уровень «мариэлрадио». Интернет голосование надо вообще не применять, как незаконное или некорректное. В таких случаях надо использовать проверенный способ определения лучшего исполнителя или лучшей песни — любовь марийского народа, а не желания даниловых или матвеевых и прочих васютиных. Думаю, Смирнова сделали победителем искусственно. Есть много современных исполнителей, которые намного популярнее его и поют лучше, которые просто не имеют доступа в эфир. Смирнов всего лишь типа свадебного генерала на этом итоговом концерте или придворного соловья. Странно, что Данилова не стала лучшей исполнительницей — у них у обоих койыш и блат в марийэлрадио одинаковый)). Есть много программ, установив которых можно проводить фейковые голосование, чтобы определить песню года, результат которого зависит только от воли администрации радио. Вот, например, ссылки на программ, установив которых можно голосовать столько раз, сколько надо, чтобы достичь нужного результата: http://cameleo.xyz/?fbclid=IwAR2ZgFniUFI0kA6tsSvz5oUt6B2-IQ1z2GQGsLGj-c3TjyoBNXl_7g-RL2c
    или вот это: https://hidemyna.me/ru/vpn/?fbclid=IwAR2k5-2QH3Jc3kXmuROeQOW2DP64uB8iiY5j-KyCP20YJFj6ERB4V-PCBBc

  13. Майя

    Что удивило , наши артисты перестают выступать в национальных одеждах, очень жаль.

    • вас удивляет, Майя?

      Под фанеру рот открывать на сцене в платьях с марийскими оберегами??? Для чего этот балаган, сами подумайте, раз уж им наплевать на своё происхождение и предали традиции. Если все они христианской веры, за исключением одной певицы с прекрасным голосом и репертуаром песен и она одна придерживается веры своих Предков. Да, ей к лицу национальная одежда, марийский наряд с оберегами.

    • Аноним

      Да даже, которые одевают одежду — это уже не национальная одежда. Обереги-узоры сменяются цветочками (заимствование у русских) и платки многие русские павловопосадские одевают. Какая это национальная одежда?

  14. Аноним

    Поймите, все эти караоки, все эти наряды с цветочками, никуда не исчезнут, пока в марийском обществе не возникнет внутренняя потребность носить аутентичную одежду, петь аутентичные песни на марийский манер. Это же касается марийского языка. У мари должна сформироваться внутренняя потребность говорить на своём языке, петь свои народные песни, носить свой национальный костюм. Никакими административными мерами невозможно заставить петь народные песни, и носить национальный марийский костюм. Вернее, заставить наверно можно, но от этого ещё хуже будет.
    Необходимо очень грамотно проводить презентацию марийскости в широком смысле, но не среди марийцев, как некоторые считают, а среди народов мира. Необходимо повышать узнаваемость народа мари в мировой культурной среде. Только через «бренд марийскость» можно добиться внутренних успехов в изучении языка, возрождении подлинной марийской песни и танца. Кстати, бренд мясной пирог кравец мне тоже не очень. Считаю этот бренд вообще никак не ассоциируется с «марийскостью», в отличии от команмелна.

  15. Алексей Ротшильд

    Интересно, если бы на выборах победил коммунист Мамаев, был бы он сейчас главой. Светлана Талова служила бы Мамаеву. Мамаев ругал бы Единую Россию. Талова во всём соглашалась бы или отказалась бы от работы? Интересная профессия у журналистов. Ну в отрывке показано как у нас НДС 20% забирают.

    • Аноним

      Сейчас тебе сделают замечание. Опять людей от обсуждения песни отвлекаешь!

      • Алексей Ротшильд

        Я просто обратил внимание на сладкую речь Таловой. С момента 8:11 А когда-то она хвалила Маркелова.

    • Аноним

      Возникает сразу несколько моментов. Если бы на выборах победил Мамаев, то вероятнее всего прошедшие выборы посчитали с нарушениями, и соответственно результаты бы отменили. Примерно как в Приморском крае. Зюганов, так же как и в Приморском крае, не решился бы поддержать С.Мамаева.
      Мамаев никогда не пригласил бы Талову на работу. Соответственно Талова не смогла бы ни соглашаться, ни отказываться ругать Единую Россию. Всё остальное верно.
      Смена режима в России должна произойти максимально мирно – политолог
      https://proufu.ru/news/novosti/smena_rezhima_v_rossii_dolzhna_proizoyti_maksimalno_mirno_politolog/
      Из заявленных в теме дискуссии трех стратегий она отдает предпочтение участию с целью изменить систему. По мнению Шульман, нынешняя политическая система в России не описывается в терминах примитивной диктатуры, поэтому есть шанс трансформировать ее мирно. В то же время в российском обществе есть риск радикализации, говорит политолог.
      «Радикализация – это процесс, который возникает в отсутствие легальных способов участия и влияния. Чем больше вы асфальтируете поверхность, тем больше под слоем этого асфальта будет расти не зеленая трава, как обычно говорят, а совсем другая флора и фауна. – считает Екатерина Шульман. –
      Почему на смену диктатурам и жестким автократиям приходят хаос и насилие? Потому что все легальные и мирные формы самоорганизации и политического участия были заблаговременно уничтожены автократом.
      А кто остался? Остались люди, которые готовы жить в подполье, готовы радикализироваться».
      По мнению эксперта, именно этим объясняется распространенный в мире сценарий, когда на смену свергнутым тиранам приходят развал государства и тотальное насилие. Такое произошло, например, в ряде стран после «Арабской весны».
      Екатерина Шульман считает, что именно возможность участия гражданского общества в политической жизни гарантирует мирное изменение системы. Тем более что любая система рано или поздно меняется.

      • Аноним

        Ну чем эта политическая тема лучше темы днк? Политики они метаются туда сюда. Иной раз за ними уже не уследишь кто в какой партии состоит и кто за кем ходит. А днк есть наша история. Раз вам интересно обсуждать политических …. , обсуждайте. Наверно они вам много хорошего сделали.

        • Аноним

          Нам всё важно.
          https://vk.com/club70886101?w=wall-70886101_165%2Fall
          В Уфе, при раскопках в «Городище Уфа-II», было обнаружено берестяное письмо, написанное рунописью мальчиком-марийцем, обучающимся грамоте и переводу на территории древней Уфы. «Расшифровка обнаружила, что знаки на бересте являются сибирскими рунами. Письмо было написано на марийском языке. До мусульманской эпохи руны являлись способом передачи определенной информации. Соответственно возник вопрос — неужели в IX-X веке на территории Уфы, между Уралом и Волгой, на Каме было принято общение через рунопись? Но, с другой стороны, еще сегодня под Бирском, а также в Нуримановском районе есть скалы, на которых выбиты надписи, которые ученые пока не могут расшифровать. Пришла идея — не показать ли эту тему народу, актуализировать ее? Ведь не только один народ применял рунопись — в Башкортостане проживает большое количество наций, следовательно, все они пользовались ею», — рассказал Георгий Калитов.

          Фотохудожник Вадим Мадияров рассказал о сакральных знаках марийцев, изображенных на его фотографиях, в частности, о «серебряном поясе», «белом коне» — главном божестве марийцев, о быте и национальной одежде марийцев, прокомментировал фотографии.

          «Создать этнографический музей в будущем — моя идея, — сказал фотограф. — У нас уже имеется целая коллекция экспонатов: одежда, инструменты быта, которые оставила моя бабушка. На ткацком станке мы сами ткем национальные пояса. Большое желание — найти мастера калфачных дел. Узоры калфака у нас уже есть, но хотелось бы самим возродить этот вид мастерства».

          https://vk.com/club70886101?w=wall-70886101_162%2Fall
          «Чемерисский Бар»

          https://vk.com/club70886101?w=wall-70886101_153%2Fall
          «Эх-ма, Кострома — черемисская страна»

          200 лет назад не было железных дорог. Не было и шоссе. Чтобы попасть из одного города в другой приходилось ездить на лошадях. Людей, управляющих лошадьми, называли ямщиками. Ямщики из одного города довозили пассажиров до другого и передавали следующему ямщику, который вез их дальше. Из Москвы ямщики везли пассажиров в Нижний Новгород, Кострому, Владимир, Ярославль.
          Московские ямщики в основном были русские, костромские — черемисами. Встречая друг друга, ямщики шутили: «Эх-ма, Кострома! Черемисская страна!»

          Действительно, на территории Костромской области находятся две столицы черемисских княжеств: Шанга (село Старо-Шангское) и Якшан (село Кажирово). Рядом ещё одна столица — Юр (город Ветлуга) — это древняя столица черемисского Ветлужского княжества. У костромичей даже деревенский говор, в котором они, будучи обрусевшими, ставят в словах марийские окончания. Местное самоназвание мари — мӓрӹ, что русские на письме передали как МЕРЯ. В летописи «История о казанском царстве» черемисы упоминаются как коренные жители Ростова, которые ушли, не пожелавши креститься. И всю «мерянскую» топонимику учёные и в XIX в. (Кузнецов), и в XX в. (Матвеев) расшифровывают на базе марийского языка, т.к. другие финно-угорские языки для этого не подходят. Не говоря уже о марийских частях Нижегородской и Кировской областей, которые до просто не успели включить в состав республики.

          https://vk.com/club70886101?w=wall-70886101_144%2Fall
          Предание об Акпарсе

          В Казанском ханстве, основанном на порабощении Волжской Булгарии, постоянно шла борьба за власть. За событиями, происходящими в ханстве, пристально наблюдали и марийцы горной стороны. При очередной борьбе за власть, на марийской стороне собрались уважаемые карты и приняли решение о присоединении края к Московской стороне. Они хорошо понимали, что война не обойдет стороной их селения и что их жилища будут сожжены, имущество разграблено, посевы вытоптаны, население захвачено в плен или перебито. Марийские карты решили помочь Москвитянам в завоевании Казанского ханства. Они инициировали подкоп под Казанский Кремль.
          . Инициаторами подкопов выступают марийцы Акпарс, Йыланда, Акпатыр, Тотар, мордовская девушка-воительница Саманька, чуваши Толбай и Урга. Мысль о подкопе понравилась Ивану Грозному. Однако для проведения работ необходимо было узнать точное расстояние до крепостных стен. Решить эту задачу вызвался Акпарс. Исполняя на гуслях грустную мелодию, он, считая шаги, медленно пошел к городу. В одном из преданий говорится, что он будто бы пел песню о падении булгарского города Биляра. Зачарованные чудесной музыкой, воины прекратили стрельбу и позволили хитрому гусляру по дойти к самой стене, высчитать расстояние и затем вернуться невредимым в свой лагерь. Когда подкоп был уже готов, туда вкатили бочки с порохом и поставили на них свечу. Однако произошла заминка. В шатре Ивана Грозного успела прогореть контрольная свеча, а взрыва не последовало. Вспыльчивый царь заподозрил измену и стал грозить Акпарсу казнью.
          Царю объясняли, что под землей свеча горит медленно, тем не менее тот продолжал грозить казнью до тех пор, пока чудовищный взрыв не унич-тожил часть крепостной стены. После взрыва марийские воины участвовали в заключительном штурме Казани. Завершаются предания триумфом победителей, описанием роскошного пира, во время которого Иван Грозный награждает своих верных помощников из числа горных марийцев, чуваш и мордвы. Вожди поволжских народов как равные сидят среди русских воевод. Сам царь приказывает слугам поднести иноземного вина в золотой чаше Акпарсу и дарит затем ее марийскому вождю. Кроме того, были пожалованы сабля и превосходный жеребец с дорогим седлом. Мурзе Камаю царь подарил «бахрому с золотыми кистями для украшения горницы и серебряную вызолоченную чашу». Серебряные чаши получили все остальные участники пира. Основной же формой награждения стало земельное пожалованье. Получили земли марийский вождь Акпарс, чуваши Пидуш, Байдеряк Барзаев, Урга, Улите, Акат, Пайдул, Ишутка и многие другие. Пользуясь случаем, марийцы просили Ивана Грозного не притеснять народ, не отдавать их под гнет помещиков, не облагать большими налогами и разрешить им свободно курить вино для домашнего употребления. На это царем была выдана жалованная грамота, которая затем будто бы очень долго хранилась у марийцев.

          https://vk.com/club70886101?w=wall-70886101_143%2Fall
          Патриарх всея Руси Никон.

          В истории Руси великую роль сыграл патриарх Московский и Всея Руси Никон. Его патриаршество длилось шесть лет. За короткий срок правления Никон успел сделать многое: основать знаменитые монастыри Валдайский и Воскресенский Новоиерусалимский. Основал библиотеку древних рукописей. По его поручению были осбраны и описаны старинные книги 39 монастырей. Да и личная библиотека патриарха состоял из 156 книг. По свидетельству протопопа Аввакума (1620-1682) Никон родился в марийской деревне между Мурашкино и Лысково. Происходил из крестьянского рода. Отец Никона был марийцем. Он не собирался стать священнослужителем. В молодости женился. Вел хозяйство. Его постигает страшное горе- умирают трое его детей. И Никон уговаривает жену принять монашество, а сам уходит на Белое море , где и принял монашество. Но своеобразный характер Никона мешает ужиться с братьями и тогда он покидает монастырь, добирается до Кожеозерской пустыни и в 1643 году становится игуменом монастыря. Через три года он знакомится с борцами за «благочестие церкви» и сближается с царем. При помощи царя Никон возводится в сан новгородского митрополита и в 1652 был уже избран патриархом.
          «Благодаря» строптивому характеру Никон в 1666 году лишается патриаршества и ссылается простым монахом в Кирилло- Белозерский монастырь.

          https://vk.com/club70886101?w=wall-70886101_139%2Fall
          Мамич-Бердей

          Мамич-Бердей был владельцем нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Родился в семье горного марийца и чувашки. Считался ярым противником присоединения Казанского ханства к Московии. В 1552-1554 руководил группой повстанцев, на реке Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. Своим местом пребывания он избрал Чалымскую крепость, что на 15 верст ниже Козмодемьянска, в 160 верстах от Казани, на правом берегу Волги.
          В марте 1556 вождь луговых марийцев Мамич-Бердей был захвачен в плен горными черемисами, которых он тщетно пытался поднять к бунту, и отвезен в Москву. После того усмирение мятежа пошло успешно, в особенности благодаря энергичным распоряжениям казанского наместника князя Петра Шуйского. Отряды подвергли Луговую сторону страшному опустошению, брали в плен только женщин и детей, истребляли мужчин, разгромив это беспокойное племя.
          В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея.
          Комментарий:
          В истории марийского народа наряду с героями, оставившими неизгладимый след, имеются и имена, ставшие нарицательными. К ним относится и имя сотника – предателя Алтыша. Мамич Берды родился в семье горного марийца и чувашки близ Ядрино. И во время войны за свободу марийского народа пришел просить помощи к своим сородичам. В марте 1556 попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, Алтыш –сотный князь чувашей. Он пригласил к себе Мамич Бердея с охранниками и вероломно убил их во время сна, а самого Мамич Бердея продал за 30 серебренников. В нашей деревне старожилы-суксинцы в речи часто использовали слово «алтышка» в значении предатель, лгун. Со временем от слова Алтышка образовались и фамилия Алтышкин, обозначающего скупого человека, торговца монетами.

          • Аноним

            мамич бердей был казанским ханом. Он не только мари руководил,, но в его распоряжении были татары, чуваши и удмурты. По национальности он татар

          • Аноним

            В Уфе, при раскопках в «Городище Уфа-II», было обнаружено берестяное письмо, написанное рунописью мальчиком-марийцем, обучающимся грамоте и переводу на территории древней Уфы. «Расшифровка обнаружила, что знаки на бересте являются сибирскими рунами. Письмо было написано на марийском языке. До мусульманской эпохи руны являлись способом передачи определенной информации.
            Ответ Русского Учёного Патриарху РПЦ Кириллу

  16. Кргори

    Аноним 04.02.2019 20-44
    КЭЛШЭМ 100 %.ТАУ !

  17. Аноним

    Считаю данная песня одна из лучших «народных» песен. И очень хорошо что её исполняют непрофессиональные артисты.
    Народный ВИА «Лӱҥгалтыш». «Рекрут муро».

  18. пошкыртмари гимн

    застольная пошкырмарийская — пошкыртмари гимн https://www.youtube.com/watch?v=5bw_cVfQeng

    • эрвел салам!

      По смыслу, строению и лирике почти-что «Какшан сер умбалне ломбо»?))

    • Аноним

      пошкырт-бошкырт-башкырт??? ваш кырт?

    • Илья Бирский

      У восточных(башкортостанских) мари лучшим гармонистом считался лишь тот, кто мог хорошо сыграть «Са’рма’н». Так, чтобы слёзы наворачивались в глазу. Восточномарийская народная культура такая же сентиментальная и богатая, как и татарская. Она обогащена и татарской, и башкирской культурами. У татар, восточных мари и башкир есть целый ряд общих песен. Конечно, сейчас молодёжь отходит от народной культуры. В этом нет ничего хорошего. Русская культура тоже богатая, но и вульгарности тоже много. А замещение ведь часто происходит именно вульгарностью. Лучше всего,когда наша марийская национальная культура сохраняет свои корни, свою основу, обогащаясь при этом всем лучшим, что есть в мире.

      • эрвел салам!

        Кужнур мари (Бирский район) композитор Анатолий Кукубаев, заслуженный деятель искусств Башкирии, родной дядя народного артиста РМЭ, заслуженного артиста РБ Станислава Шакирова. https://www.youtube.com/watch?v=GznUZIRuNlg

        • Кужнур мари, композитор Анатолий Кукубаев

          КУКУБАЕВ Анатолий Кукубаевич (1.7.1937, д.Бахтыбаево Бирского р‑на БАССР — 1.8.2002, Уфа), композитор, педагог. Засл. деят. иск‑в БАССР (1987). Член Союза композиторов РБ (1998). Окончил Уфим. уч‑ще иск‑в (1961; класс И.П.Фоменкова), Муз.-пед. ин‑т им. Гнесиных (Москва, 1966; класс баяна А.А.Лубенникова, класс дирижирования С.П.Горчакова). С 1964 преподаватель Уфим. уч‑ща иск‑в, одновр. до 1971 муз. рук. и дирижёр оркестра ансамбля нар. танца ДК “Салават Юлаев”

      • Кужнур мари, композитор Анатолий Кукубаев

        Кужнур мари, композитор Анатолий Кукубаев https://www.youtube.com/watch?v=JBoUH7pVkkI

  19. Финноугр

    Аноним
    06.02.2019 в 07:00
    Чтобы так писать — ответь на вопрос, что ты сделал для народа мари?

    Мый шке марий калыклемлан пеш шуко мом ыштенам да ыштем. Шочмо марий йылмем шымленам да шымлем да сайрак кутыраш да возаш тыршем!

    Тебе подобные обрусевшие мари мари, которые сами не говорят на марийском и детей, внуков своих не учат марийскому УНИЧТОЖАЮТ НАШ НАРОД МАРИ!!!

    • НА ДАННОМ ЭТАПЕ ЭТО МОЖНО ПРОПУСТИТЬ!

      Маннергейм СОЗДАТЕЛЬ ФИНЛЯНДИИ ВООБЩЕ НЕ ЗНАЛ ФИНСКОГО ЯЗЫКА!!!!!
      ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОН СДЕЛАЛ ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В СОЗДАНИИ
      СОВРЕМЕННОЙ ФИНЛЯНДИИ!!!!!
      ***

      • Аноним

        У некоторых марийцев эту мысль надо на лбу написать.

      • Аноним

        Финноугр не понимает. Он думает дело в языке. Но помимо языка есть культура, обычаи, традиции. Он думает, что русские виноваты. Кто запрещает ему разговаривать на марийском языке? Никто! Пусть в школе не преподают, но ведь детей можно учить самому. Использовать язык на рынке в магазинах да где угодно. Если мариец захочет разговаривать на своем языке — он будет на нем разговаривать. Наверное все таки финноугру кто то запрещает им пользоваться. Дело не в русских — дело в самих мари. Не нужно испытывать к кому то злобу. Здесь мы все гости. Нужно жить в мире и согласие. Русский язык сейчас стал языком не только родным для русских, но и языком межнационального общения. Представьте себе на каком языке будет разговаривать финноугр с чувашами, с татарами, с ближайшеми соседями? Они знают марийский? Конечно он будет общаться на русском! Поэтому не нужно тебе финноугр(обращаюсь к никнейму, а не ко всем) испытывать к кому то вражду.

        • Ким Эн Чын

          Непоколебимое стремление рационального овоща как ты, твердо придерживаться образа себя — это способ надежно застраховать свое дремучее невежество.

          • Аноним

            У тебя комментарии ущербные — раз ты начинаешь оскорблять. Хотя сам пишешь на русском! И в чём заключается моё невежество? И от чего я его хочу застраховать? У тебя пустой набор слов!

            • Ким Эн Чын

              Твое право на собственное мнение еще не обязывает слушать этот бред!

  20. Учитесь у Маннергейма

    Маршал Финляндии Маннергейм
    https://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=mannerg&lang=ru
    Он знал восемь языков, говорил на шведском, русском, финском, английском, немецком, польском, французском, китайском.

    А те пелторта аракма марий-влак шке шочмо йымыдамат тунемын огыда керт…

    • Аноним

      Маннергейм свободно владел русским, английским, французским и немецким языками. Всего он знал восемь языков. Парадоксально, но его родной шведский и финский были далеки от идеала.

      В отношении Маннергейма интересен так называемый «национальный вопрос». Президент Финляндии был шведом по рождению, 30 лет он посвятил русской армии и именно в Российской империи состоялось его взросление и развитие. Адьютантом Маннергейма, даже во время Второй мировой войны, был русский гусар Игнат Карпачев. Показательно, что Маннергейм обращался к нему строго по имени-отчеству. Русских Маннергейм уважал и своего пиетета не скрывал даже при общении с Гитлером.

      Источник: https://fishki.net/1985811-7-interesnyh-faktov-o-karle-mannergejme.html © Fishki.net
      Ну, что вам говорили пелторта. Не финн он, не финн по рождению.

      • Ким Эн Чын

        Система ценностей, а не что-либо другое, является причиной несчастий такого анонима — пелторты!!!

  21. Учитесь у Маннергейма

    «Аноним
    07.02.2019 в 22:25
    Он думает дело в языке. Но помимо языка есть культура, обычаи, традиции»

    Без языка марийцы (да и любые нац. меньшинства) в России во втором поколении становятся русскими… Пример тому семья Эшпая, отец Яков — мариец и говорил по-марийски, но детей не научил. Хоть наш прославившийся Андрей Эшпай (композитор) и подчеркивал свое марийское происхождение, то его сын Андрей (режиссер) уже русский.
    А история с Маннергеймом доказывает, что в Финляндии даже швед может занять высокий пост, даже говоря на финском гос. языке с акцентом. Да и сейчас, там где живут шведы (Аланские острова и др. места) на первом месте шведский государственный язык. Швед в Финляндии ходит в шведоязычный детсад, учится в школе на родном языке, может получить высшее образование на шведском.
    Теперь возьмем современную Россию, татар тоже как и шведов в Финляндии примерно 6%. Сможет татарин получить высшее образование на татарском в РФ? Сделать такую карьеру, как Маннегейм?..

    • Аноним

      Это личное дело каждого человека на каком языке он будет разговаривать.Не нужно говорить за всех. Я знаю очень много мари, которые знают марийский, но предпочитают говорить на русском. Но они себя считают марийцами! Конечно если ты сделаешь марийский язык — языком межнационального общения. то все будут говорить на марийском. Но этого сделать ты не сможешь! И дело вовсе не в тебе. Русских большинство — 80 процентов России. Поэтому русский язык доминирует над остальными. Просто смирись с этим. На марийском языке будут разговаривать в основном только коренное население. Поэтому продвигать нужно только коренному населению, а не всему миру, как кто то написал. Татары, чуваши марийский язык добровольно учить не будут.

      • Учитесь у Маннергейма

        Ну так говори на своем любимом русском, а какое отношение ты имеешь к марийцам? Ты обрусел уже давно…

        • Аноним

          А ты не обрусел? 100 процентов даю, что в повседневной жизни ты используешь русский язык. И твой комментарий даже на русском.

          • Учитесь у Маннергейма

            Мый ӱмырем мучко марий-влак дене марла ойленам да ойлем. Марий-влаклан марла серем, кеч нуно рушла вашештат гынат.

  22. Ямаков Н.И.

    Сай, мари муро-влакын нотыштым палыше-влак. Ме пеш кычалына «Ужаргынат, ужаргын» мурын нотыжым. Муро пеш келша, шке ансамбль дене тунемнена. ко полшен кертеш, серыза. Ямаков Н.И.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.