Марийская деревня мечты Марс

В Нижегородской области

Derevnja_mechty_01Этот музей находится недалеко от Шаранги в деревне с необычным названием Черномуж. Вряд ли вы попадете туда случайно — дорога из Нижнего Новгорода занимает около 3,5 часа езды. Там мы узнали, чем марийские лапти отличаются от русских, что такое «деревня мечты» и почему она называется Марс.

Музей находится в местной школе. В роли нашего экскурсовода выступила учительница географии и биологии Татьяна Валерьевна Кузнецова. Она же — душа музея.

— Я родом из маленькой деревушки Марс. А основал ее мой дед, поэтому я, наверное, и заинтересовалась краеведением, — говорит педагог. — Первоначально семьи жили в Кочееве. Это была наполовину русская, наполовину марийская деревня. Марийцы здесь коренное население, русские приезжали из Яранского уезда. Деревня разрасталась. Это был советский период, 20-е годы. Жить стали лучше, люди работали, и каждый получал по труду.

Часть жителей решила отделиться в самостоятельную деревню.

— Это были семьи, в которых не ленились. Которые старались что-то сделать, что-то после себя оставить. Поэтому они решили создать деревню, в которой бы жили по-советски: работали от зари до зари и была бы деревня мечты. И вот они собрались, четыре брата: Андрей, Яков, Степан и Георгий — мой дедушка. Степан был тогда адвокатом в Вятке (Кирове). Он был очень хорошим специалистом, к нему ездили даже с Урала. А так как они были образованны, то зачитались — по одной из версий — книгой Толстого «Аэлита». И там говорилось про Марс…

Derevnja_mechty_08

Активизация мыслительной деятельности учащихся развивает самостоятельное мышление

Всего в Марс отселилось 15 самых работящих семей. Деревня считалась самой красивой.

— Там никогда не было традиционных заборов — из веточек сплетенных, — пояснила Татьяна Кузнецова. — Была штакетная изгородь по всей деревне. Дома все — в пять окон, самое малое — четыре окна. Дома большие, потому что и семьи были большие, и жили люди хорошо.

Все работы местные жители выполняли сообща.

— Когда я была маленькая, даже еще не ходила в школу, я помню, как начинали вести сельскохозяйственные работы весной и осенью, — вспоминает педагог. — В колхозе давали выходной на посадку картошки. Начинали с первого дома и по всей деревне до конца проходили. Посадили всю картошку, сели, пообедали. За один день управились. Точно так же собирали. Сейчас каждый живет своим хозяйством, а раньше жили дружно. И дома строили все вместе, и поля расчистили все вместе. Родители валили деревья — лошадями загибали деревья и обрубали корни. Дети собирали ветки.

Сейчас в Марсе живут всего три человека — внуки первых поселенцев. Но люди в деревню постепенно возвращаются — в качестве дачников. Рядом есть родник и священная для язычников-марийцев роща.

— Почему деревня, где мы находимся сейчас, называется Черномуж?

— Мы знаем, что основные войска Ивана Грозного на Казань шли по югу Нижегородской области. Но поскольку с питанием были проблемы, часть войска взяла севернее и прошла по нашей территории. Проходя по лесам, они прорубали просеку — ратная тропа проходит недалеко от Черномужа. И марийцы, которые жили здесь, услышали шум от этого войска, вышли к воинам. А в деревне жили два рода — Симаков и Яшманов, они были смуглые. И поэтому, когда они пришли к войскам Ивана Грозного, воевода удивился цвету кожи и спросил: «Откуда вы?» Но они не понимали друг друга, а деревню назвали Черномуж — там, где живет черный муж.

Когда-то школьный музей хранил молот, найденный на ратной тропе. Но после пожара в 1991 году, когда здание школы сгорело, судьба его неизвестна.

Вот эта летопись школы, которая ведется с 1899 года, во время пожара уцелела.

Derevnja_mechty_13

Практичные лапти для болотистой местности выглядят так

— Я тогда только пришла работать после института. Это было 11 апреля, солнечный день. Гореть начало после второго урока, с потолка — дети оставили на чердаке лупу, — рассказала учительница. — Что-то мы успели вытащить, что-то под окошко бросили…

К счастью, никто не пострадал, а новую школу отстроили очень быстро — всего за 2,5 года. Все это время занятия проводились в «приспособленных помещениях».

Вместе с учителями дети совершают этнографические походы по окрестным деревням — собирают экспонаты для музея. Так появился, например, ткацкий станок.

— Этот стан — на четыре педали, что не совсем характерно для этой местности, — отвечает педагог. — Нам смогли собрать его только на две педали, нет специалистов. Поэтому мы до сих пор не знаем, как называются некоторые его детали.

Есть у музее и несколько старинных рубах.

— Марийские женщины одевались в зависимости от природы, чтобы сохранить организм. Отсюда утолщенные на спине рубахи, чтобы не было остеохондроза, — демонстрирует Татьяна Кузнецова. — Также делали уплотнения на груди, плечах.

Одежду украшали вышивкой из красных и черных нитей. Традиционная марийская вышивка — с двух сторон, гладкая. Чтобы вышивать по льну, нужен острый глаз: вышивая, мастерицы отсчитывали количество ниток и делали стежок.

Также, по словам преподавателя, у марийцев находили мониста с ракушками каури, которые с древности использовались в качестве монет.

Марийские лапти отличаются от русских. Последние более глубокие, а лапти марийцев — более открытые: местность болотистая, промокшая обувь должна быстро высыхать.

Светлана Попова

Источник: сетевое издание «НН.ру»

25 комментариев

Filed under Статьи, Фольклор и традиции

25 responses to “Марийская деревня мечты Марс

  1. А что делается реально?

    Это, конечно, прекрасно что есть такие люди как Татьяна Валерьевна Кузнецова и такие музеи. Правда местные русские власти кроме как своего псевдовосхищений, как в этой статьи, ничего реального не делает дабы сохранить марийский язык у культуру в Нижегородской области. Ни в одной школе области не преподается марийский язык. Вся марийскость властями сводится к внешней показухе, как этот музей…

  2. Аноним

    Музеи,песни-пляски, красочные и не очень фестивали-это все бутафория,если нет реальных дел по сохранению и развитию языка, обучению истории народа.

  3. Алексей Ротшильд

    И только цыгане никого не ждут. А просто живут и сохраняются веками. В чём секрет. А наши люди ждут, когда их будут сохранять. Почему такая разница? Потому что… (Жду праведный гнев и возмущение от Анонимов) У цыган тоже 2 ноги, две руки и одна голова. В чём тогда разница? Напишите , пожалуйста. Вот могут они сохраняться веками. Ответьте так, чтоб я замолк. Такими важными аргументами, чтобы я понял какой неуч. Цыганский воз едет и едет. Давайте с цыганами соревнование устроим, кто дольше проживёт в веках. Ну, это всему миру понятно, что именно небесные марийцы спасут вселенную — 300 млрд. галактик по подсчётам американских астрономов. Ну и дело за малым, посоревноваться с цыганами тоже интересно.

    • Аноним

      Чтобы ты замолк нужно тебе по башке стукнуть. Надеюсь понимаешь, что такое шутка? Так вот, в каждой шутке есть доля шутки.

    • Имбецилу Алексею собесу

      К сажалению, патамушта ты не Бог Вселенной и не Бог Природы!
      Но, по мнимой крутизне, что впору надо отправить тебя на Марс 🚀 и без скафандра.👨

      • Алексей Ротшильд

        Итак, где ваши аргументы? Дорогой Анонимушка, ты не зли меня. Иначе я могу даже Мари Ушем прибрать к рукам. Там сейчас командует Чоткар батыр. Знаешь почему я не прибираю к рукам Ушем? — По идеологическим расхождениям. Марий ушем поддерживает Путина, а я Грудиниа. За Грудинина в России голосовали только важных 2 человека: я и Грудинин. Поэтому мы проиграли выборы в 2018 году. Ну в общем как говорят, индейцы: Хау!. Я всё сказал.

        • О генеральной цели Юзыкайна

          А ты бы хотел сам прибрать к рукам Марий ушем? А чего паришься или просто строишь дурочку Чоткар батыр такой же путинист как и ты… Так что будь спок. Марий ушем давно в ваших руках фсбшники…

        • Имбецилу Алексею собесу

          Попытайся объяснить,как мождет в одном человеке сочетаться столько ненависти и тупости? О тебе речь

          • Алексей Ротшильд

            Это я тебе лично объясню натурально, ты не против?

            • Это как?

              Натурально это как? Ты свою жопу подставишь, чтобы тебя отымели? Хотя тебе подбные предатали марийского народа давно привыкли подставлять свою ж***, дабы вас вами же любимые русские отымели. Вы без этого просто жить не умеете…

            • Это как?

              Просто у вас у горных мари такая натура натурально продавать свой свой народ, это как говорится уже вековая традиция и с этим ничего не поделать…
              Вы привыкли быть под русскими…

            • Это как?

              Так что наслаждайся пока любимые тобой русские над тобой и имеют тебя, жалкое существо…
              Я вот как нормальный мари не привык быть под кем-то!

    • Имбецилу Алексею собесу

      «У цыган тоже 2 ноги, две руки и одна голова.»
      В чём тогда разница?
      У тебя качан капусты, руки растут из ж**ы, ноги тож

    • Витя

      Пагалыме Алексей! «…Цыгане просто живут и сохраняются веками…» Знаешь почему? У цыган есть цыганский барон, который и следит за соблюдением цыганских законов в таборе. За любое нарушение цыганских законов — смерть! Обмануть чужого, ограбить, облапошить, убить чужого- это честь для цыгана, но если своего — смерть! Если цыганка вырастила детей, но не научила цыганскому языку, то страшно представить, что будет с нею и с ее детьми. Примерно так же сохраняют свои языки кавказские народы. Я учился в одном училище с одним парнем, который жил с матерью. Мать у него — украинка, а отцом у него был ингуш. Этот однокурсник рассказывал, что его отца убили ингуши за то, что он женился на украинке. Вот только такими методами и можно сохранять свои родные языки. Ты готов ради марийского языка пойти на преступление?

      • Имбецилу Алексею собесу

        Он на все готов ради марийского языка.
        Священник из Сумок обещал ему прямую дорогу в рай, т.к. пару его грехов несущественны. Вторая мечтоа до или после рая жениться на русской, марийки не симпатизируют, недавно так признался алексеюшко.

      • Аноним

        Да успокойтесь вы. Народ мари никогда небыли цыганами, и не будут. Никогда небыли ингушами, и не будут. И даже русскими не станут, если не потеряют голову(РУ-УШ-ШТАШ).

        • А по другому нельзя!

          Тебе подобные слуги русского государства хотят внушить марийцам, что не будьте такими настырными как цыгане или ингуши и не сохраняйте свой родной язык любимыми способами. Как это делают ингуши и цыгане, пусть радикальными способами. Но другими способами в это агрессивном русском государстве, свой народ просто не сохранить!!!

          • Аноним

            Ничего не хочу внушать. Просто мозги включи. У современных марийцев нет той «ингушской веры», нет той «цыганской общины», тогда откуда может быть агрессивность? Возможно на словах марийцы и агрессивны, но не на деле. Вы сперва измените вероисповедание, общественный уклад марийцев, возможно после этого сумеете повысить уровень агрессивности. Или не правильно рассуждаю? Думайте, думайте.

  4. ижевск мари

    мда…………. какие глубокомысленные товарищи на мариувер

    • таварищ

      А ты что ли такой правильный залетел сюда со 100-летнего юбилея комсомола?

  5. И только цыгане никого не ждут.

    «И только цыгане никого не ждут. А просто живут и сохраняются веками. В чём секрет. А наши люди ждут, когда их будут сохранять. Почему такая разница? Потому что…»

    Читая эти строки можно просто ахнуть, сейчас посмотришь в окно и бл… кругом одни цыгане.
    В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Цыгане
    Много ДА? ВСЕ СОХРАНИЛИ?
    Раньше их по моему в разы было больше, толпами ходили, а сейчас их только Алексей собес видит.
    В основном превратились русское быдло, да профессиональных русских воров.
    Сейчас они так выглядят, что с виду и не скажешь, что это русский цыган, слились с «обществом»
    Так сказать мимикрировали.

  6. А что делается реально?

    На самом-то деле марийцы отделились в отдельную деревню не для того, чтобы жить «по-советски», а по-марийски общиной трудясь, помогая друг-другу. Отделяющиеся марийцы прекрасно понимали что русская советская власть уничтожает марийский уклад жизни и марийцев в целом! Что в принципе и произошло советская власть фактически уничтожила мари Нижегородской области. А Путинская постсоветскя власть окончательно добивает этот народ!!!

  7. А что делается реально?

    Алексей Ротшильда, слугу русского государства, не интересует ни число цыган ни др. нерусских нацменьшинств России. Цыган он вспомнили, поскольку тут его оппоненты некогда писали, что вроде цыгане не смотря ни на что говорят со своими детьми, внуками на своем языке. В отличие от него самого.
    Что касается цыган, то их количество в РФ не уменьшается:
    http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2349619-skolko-po-statistike-cygan-prozhivaet-v-rossii-i-v-drugih-stranah-mira.html
    Так по переписи населения, которая у нас проводилась в 2010 году, цыганами себя считают почти 220 тысяч человек. В СССР, по перепись 1970 года, таковых было чуть больше 175 тысяч.
    Просто среди цыган нет таких предателей своего народа как Алексей Ротшильд, они таких уничтожают первыми и просто не допускают существование таких подлых существ как он, поэтому они живучи!

  8. А что делается реально?

    По цыганским традициям первыми бы убили таких предателей своего народа как Алексей Ротшильд!!!

  9. ижевск мари

    действительно интернет мусорная яма для бездельников, а Татьяне Валерьевне — слава

Добавить комментарий для А что делается реально?Отменить ответ