В детсадах Йошкар-Олы не изучают марийский язык

F07CEEA5-872D-43B3-9E30-AB0E6A10637F_w650_r0_sЧто происходит в сфере национального образования и дошкольного воспитания в Марий Эл? Что думают по этому поводу родители, воспитатели и чиновники? Корреспондент «Idel.Реалии» побывал в единственном детском саду Йошкар-Олы, где родной марийский язык изучают как… иностранный.

«САЛАМ ЛИЙЖЕ»

Детский сад «Ший онгыр» («Серебряный колокольчик») расположен в зелёном дворе среди блочных пятиэтажек вдали от центра Йошкар-Олы. С виду это типовой детский сад: два этажа, несколько соединённых в виде «бабочки» корпусов. Садик посещают 320 детей, в нем 12 групп. 60 процентов из них — мари по национальности, говорит заведующая Лидия Ильина.

356F0B71-01D0-4DCC-B363-A27B93AF1D77_w650_r1_s

Лидия Ильина

По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в Йошкар-Оле живёт 58 тысяч марийцев — это примерно четверть населения столицы Марий Эл. По данным министерства образования и науки Марий Эл, в 2018-2019 учебном году марийский в качестве родного языка выбрало около 10% школьников республики.

— Марийский язык изучают только те ребята, кто по национальности мари, — рассказывает Ильина. — Группы сформированы так: две параллели; в одной — желающие изучать марийский язык, в другой — в основном русские.

В старшей группе начинается занятие по окружающему миру. Воспитатель собирает детей в круг, они хором приветствуют вошедшего в комнату директора:

— Салам лийже (здравствуйте)!

На утреннем занятии изучают фрукты и овощи: сначала воспитатель произносит название одного из них на русском, затем спрашивает детей, как это будет по-марийски. Весь процесс общения в основном происходит на русском: дети задают вопросы, общаются между собой, размышляют и предполагают. За полчаса произнесено полтора десятка названий, их повторяют во время игры при помощи интерактивной доски. В конце ребята лепят понравившийся овощ или фрукт из пластилина.

Обращает на себя внимание то, что по условиям игры каждый ребёнок должен сложить в одну из корзин хаотично разбросанные на интерактивной доске овощи и фрукты. На левой корзинке надпись по-русски «фрукты», на правой — «овощи». Дети по очереди подходят к доске, выбирают плод, произносят его название по-марийски и при помощи специальной указки перемещают в одну из корзин.

— Это учебное пособие — русскоязычное, универсальное, — рассказывает воспитатель Анна Васильева. — Мы адаптировали его к нашим занятиям, но все надписи оставили на русском. Никаких специальных пособий на марийском языке у нас нет.

Анна говорит, что не видит смысла писать названия в игровой программе на марийском языке (учебные пособия готовят сами воспитатели): изучение чтения на марийском не входит в программу детского сада, дети ещё не читают.

— Не все ребята понимают, но мы учим, повторяем, — говорит Васильева. — Сначала на русском, потом на марийском. Занимаемся с первых дней с момента их прихода в садик.

D09FA657-8F54-4B80-AA7E-E0E50F62B35F_w1023_r1_s

Воспитатель делится наблюдениями:

— Насколько я знаю, во многих марийских семьях разговаривают по-русски. Дети, которые пришли в группу и говорили по-марийски, через год стали разговаривать на русском языке в общении с русскими детьми. По-марийски нам отвечают, конечно, если мы спрашиваем.

Анна говорит, что при поступлении в школу многие родители отказываются от того, чтобы их дети изучали родной язык. При этом родители выбирают детский сад с изучением марийского языка вполне сознательно.

— В основном это выходцы из деревень. Им, наверное, проще отдать ребёнка в национальную группу. Мне кажется, это им ближе, но почему-то получается так, что в итоге они не хотят, чтобы дети разговаривали на марийском, — отмечает Анна Васильева.

Из её рассказа становится понятно, что родители понимают функцию марийского детского садика как средства адаптации к городской среде, где преобладает русский язык.

МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

В коридорах и помещениях детского сада много визуальных напоминаний о его национальном характере: марийские орнаменты на стенах и потолочных балках, фотографии известных мари — артистов, писателей в национальных костюмах, марийские куклы. Несколько шкафов с марийской национальной символикой находятся прямо в коридорах.

— Раньше у нас был музей марийской культуры, он занимал отдельное помещение. Но из-за общегородской проблемы — нехватки мест в детских садах — его отдали под новую группу, — говорит руководитель детсада Лидия Ильина. — Музей у нас официально зарегистрирован, но после этого пришлось его разместить по всем свободным углам.

УЧИТЕЛЯ МАРИЙСКОГО

— Садик работает с 1984 года, с 1988 года встал вопрос о том, что надо обучать детей марийскому языку. Видимо, и запрос был такой, — говорит Ильина. — Я тогда работала воспитателем в соседнем садике. А нашим заведовала Римма Ивановна Пермякова, назывался он тогда «Сказка». В Йошкар-Оле не было ни одной марийскоязычной группы. Мне предложили проводить одно занятие в неделю под руководством Зои Константиновны Ивановой, преподавателя пединститута. В штате детсада был учитель марийского языка. От воспитателя его отличает то, что он проводит занятия с детьми разных групп по расписанию, но не находится вместе с ними постоянно.

После двух лет эксперимента во всех городских садиках появились учителя марийского языка.

— Как воспринимали это родители в 1990-е? Знакомство с марийским языком было общим для всех детей, — рассказывает заведующая детсадом. — Обычно это был элемент образовательной программы, ребята учили слова народа, который дал имя нашей республике. Но был случай, когда родители отказались заниматься по нашей программе; мы помогли им устроиться в соседний детсад.

2F10E789-F0C5-4424-B900-014C2472717F_w650_r1_s

Лидия Ильина вспоминает, что система обучения марийскому языку в детских садах существовала в Йошкар-Оле примерно до 2010 года. Учителей после этого стали постепенно сокращать. В своём детском саду она перевела учителя марийского на должность воспитателя в 2014-м. Причиной сокращения преподавателей в детсадах называли нехватку средств на оплату их труда.

После всех этих изменений Ильина при поддержке республиканских министерств образования и культуры подготовила проект обучения марийскому языку методом погружения.

— Для наших детей знать родной язык — это нормально. Они понимают, что есть люди других национальностей, они говорят на других языках, не только на русском, — считает заведующая детсадом. — Русский язык государственный, все на нём разговаривают. А есть ещё и другие языки. Дети не стесняются своего марийского языка.

Она коротко описывает систему воспитания на марийском. С одной стороны специального занятия, посвящённого марийскому языку, нет; с другой — родной язык применяют при знакомстве с окружающим миром, на рисовании, музыкальных уроках. Каждый день бывает два-три занятия, на которых применяется марийский язык.

В течение года в марийских группах проходят праздники, связанные с культурой народа: в начале осени вспоминают марийские народные игры, песни, стихи. Проводят большой праздник на день республики, 4 ноября. 10 декабря отмечают день марийской письменности, потом — Новый год с песнями и стихами на марийском языке. В феврале отмечают Всемирный день родного языка. В начале марта — участвуют в конкурсе стихов на марийском среди детских садов и школ. Сейчас в нём участвуют 10 городских детсадов из 63. В апреле отмечают день национального героя: дети приходят в костюмах, участвуют в викторине.

ЛИЧНАЯ ИНИЦИАТИВА

Если появляются какие-то проблемы, они решаются внутри детского сада, говорит заведующая Лидия Ильина:

— Мне так всегда жалко, что наши дети потом теряются. Мы им столько знаний дали, а продолжить — не очень-то получается. Школ с изучением марийского практически нет, а в имеющиеся можно попасть только по прописке, а не по желанию. Многое зависит от родителей. Если у них есть возможность, они находят кружки, устраивают детей в президентскую школу для одарённых детей.

В детский сад с изучением марийского языка раньше можно было попасть по желанию родителей. Сейчас действует электронная система распределения путёвок в дошкольные учреждения. Только если родители проявят инициативу и разместят объявление об обмене путёвками, они получат шанс сюда попасть. Лидия Ильина отмечает, что какая-то часть такого обмена происходит через неё:

— Ко мне обращаются родители, которые хотели бы водить ребёнка в марийскую группу. Я записываю их контакты и звоню, когда освобождается место. Многих родителей я хорошо знаю, они приводят к нам и вторых, и третьих своих детей.

На вопрос, соответствует ли действительности представление, что марийский садик существует, потому что этого хочет Лидия Ильина, она отвечает утвердительно:

— Я люблю говорить по-марийски, марийскую культуру. Это зависит от руководителя дошкольного учреждения. Мне, конечно, не хватает коллег по общению на тему воспитания на марийском. Хочется, чтобы в каждом микрорайоне Йошкар-Олы был такой детский сад. Одного такого мало. Многие знакомые мне говорят, что хотели бы к нам попасть, но далеко ездить, и места все заняты.

Дмитрий Любимов

Источник: Idel.Реалии

31 комментарий

Filed under Статьи

31 responses to “В детсадах Йошкар-Олы не изучают марийский язык

  1. Аналитик

    Удивительно, но:
    1…. если бы не Idel.Реалии — об этом бы ни одно марийское СМИ не написало бы, никто бы не выяснял и не написал
    2. …ни одна марийская общественная организация вопрос об этом (марийских детских садах и обучения марийскому языку с детских лет) не поднимала — все заняты песнями,плясками, конкурсами кухни и красоты,фестивалями…А кто-то ушел с головой в ремонт музея и думает об умерших и прошлом больше,нежели о живых и будщем.
    3…. никто из родителей не написал письменного обращения по данному вопросу ни в какие инстанции и не выложил это в сети. (Это значит,что всех все устраивает?)
    4. …учитывая сложившуюся ситуацию, марийское будущее будет русскоязычным? А мы все продолжаем рассказывать сказки о своей продуктивной деятельности на мерканашевских и финно-угорских съездах. И все спорим и ругаемся,стараясь пролезть в списки делегатов и наблюдателей,чтобы потусоваться (выпить, закусить и поплясать) за казенный счет.

    Так ведь, господа так называемые общественники и активисты?

    • Илья Бирский

      Полностью согласен с аналитиком. Смирились с русификацией, с обрусением. 10 сьезд «народа мари» был съездом национал-нигилистов. Занимались бутафорией,создавали видимость — и всё. Одному члену «Марий ушем», отнюдь не хорошему оратору, дали слово, но его уже никто не слушал. Я уж не говорю об остальных последующих съездах и прочих подобных мероприятиях. Везде вокруг да около, » смотреть в корень» не хотят, просто отворачиваются. Марийские СМИ словно воды в рот набрали — никаких проблем не видят, пропаганду за национальное развитие не вели и не ведут. Марийское общество Башкирии, » культурную автономию мари», возглавляет ярый национал-нигилист. Яковлева развернула работу в Марий Эл «культурной автономии мари», что даст повод ликвидировать территориальную автономию Марий Эл. Просто скажут:» Вот есть же у вас культурная автономия во главе с марийским президентом Яковлевой. Зачем вам ещё территориальная автономия?» Действительно, для бутафории этого достаточно, если большинство мари не хотят национального развития, отказываясь от марийского языка и от образования на марийском языке.

      • Аноним

        Пошкыртышто могай мушем-влак улыт? Кушто нуным ужаш лиеш? Нимат огыт кой?

    • Аналитику

      1. А Вы сами выясняли, писали?
      2. А Вы сами в какой-то общественной организации этот вопрос поднимали?
      Музеи тоже нужны, Вы сами хоть один марийский музей создали?
      3. Если Вы сами родитель, Вы сами написали письменное обращение?
      4. Вы это написали о себе: Вы здесь ругаетесь и анонимно критикуете тех, кто хоть что-то делает!
      На большинство моих вопросов с Вашей стороны будет НЕТ! Так общественники ли виноваты или же Вам подобные большинство мари, которые сами НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ, а аномнимно постоянно обсирают, давят, уничтожают тех мари, которые хоть что-то делают.
      НАЧНИТЕ С СЕБЯ!
      Подключайтесь к общественникам, предлагайте, делайте так как вы считаете, лишь потом критикуйте!
      Марийский народ уничтожают не немногочисленные общественники, а такое большинство как Вы!!!

  2. Алексей Ротшильд

    Не, ну пусть общественники тоже работают. Вот у Лайда 210 мариушемовских орлов.-общественников. Они ведь могут 210 заявлений написать, 210 обращений написать. Назвались общественниками — пускай ворочат. Назвались орлами, пусть летают и строят демократию в ярких цветах, в самых лучших цветах. Я вот тоже взлетел бы, только крыльев у меня нет. Мы только с удивлением должны смотреть как общественники переворачивают мир и делают это мир с каждым днём всё лучше и лучше. Это же логика. У общественников пламенные сердца, горячие руки, а энергии как Солнца. Никто их не сможет остановить, так что зря ты ругаешься.

    • Аналитику

      Спасибо фсбшник Алексеюшко, что ты так шедро даже позволил нам работать. А чего не подключаешься в общественники и не пишешь обращения? Они это делают бесплатно! Ты против марийцев здесь работаешь очень даже за большие деньги!!!
      Общественникам в твоем путинском мире «мир переворотить» не дадут такие подставные продажные фсбшники как ты. Это тоже логика. Общественник тратит 100 раз больше тебя энергии на сохранение своей нации БЕСПЛАТНО, тебе подобные получают в месяц как минимум 50 тыс. рубликов, а то и больше.

  3. Аналитику

    Теперь включаем свою логику и думаем, почему против одного марийца, как MariUver или кого-то из комментаторов в защиту марийского народа выскакивают десятки предателей, современных Акпарсов, типа ***… Догадались? Да русская фашистская власть боится даже такого маргинального сайта как MariUver и вкладывает огромные деньги на вышеназванных предателей марийского народа!

    • Илья Бирский

      Чlла тидэ тlгэ. Калlкlн тазалlкшэ шукlрак у’жашlжlн тазалlкшэ дэчlн шога. Шукlракlшт национал-нигилизм дэнэ чэрлэ гlн, кок-кум геройlм нэлlтlшт дэнэ пlзlралlт. Айдэмэ тугай национальностян, могай йlлмэ дэнэ шона да ойла. Нинэ йочавлак, кудlшт марий йlлмlм иностранный сэмlн вэлэ тунэмlт, но шонат да кутlрат рушла, нигунамат марий огlт лий. Сандэнэ кажнlлан пэш раш лийшаш, могай кэлгэ вlнемlшкэ шун’галтlнна. Эшэ изишак, и мэ ужэ тушэч лэктlн огlна кэрт. Да чlлан тидlм умlлат, шонэм. Лач Зощенкон ойлlмаш гlч «вожlлшан» вор сэмlн толашат: «вожlлэш», умlла тидlн сай огlлlм, но умбакlжат шолlштэш.Тlгак марийвлакат пэш сай умlлат икшlвlштlн рушlш савlрнlмlм, но тидlм чартэн шогалташ тарванlмlшт огэш шу. Тидэ пэш шу’лlкан диагноз. Но чэржlм палэна дlк, каласаш вэлэ кодэш — кэч-могай чэр дэч парэмаш лиеш.

  4. Аноним

    Потрясающая тактика-как только высказал свое мнение по работе (или бездействию) общественников-так сразу налепили ярлык провокатора,фсбшника и т.д. А что, за свои общественные дела ответ держать не надо? Получается, общественный деятель(как и чиновник) работает во благо и в интересах народа,но перед народом за свои деяния ответ держать не намерен??? Как-то непонятно.

    Хотя,понятно-лучший способ защиты это нападение.Тем более что сказать-то в свое оправдание и нечего.

    Назвался груздем-работай во благо народа. А нечего тут сопли размазывать и плакаться что народ плохой!

    Сколько обращение написали тот же Марканаш,Мари нац.конкгресс и Марий Ушем по поводу родного языка? Это конкретный вопрос. Дайте конкретный ответ!

    А то ишь,музеи они строят и на фестивалях пляшут….

  5. Аноним

    Дана попытка объяснить причины нынешнего положения народа мари. 25 лет со дня смерти Льва Гумилева (в студии Игорь Шишкин)
    https://www.youtube.com/watch?v=Q13Gm4YLiGM
    с 7 минуты важно, 9 минута, 13 минута про Химеру в Марий Эл, 14 минута

    • Тояма Токанава

      Сделать из историка тюркиста Гумилева русского шовиниста не получится.
      Автор наверное сам того не замечая произносит слова ОБЫЧНОГО РУССКОГО ШОВИНИСТА «ИЗ ВЕЖЛИВЫХ людей» наверное и кстати про Марий Эл нет ни одного слова, речь целиком посвящена России, Москве.
      Автор мог бы прямо сказать по русски «ПО НАЕХАЛИ ТУТ» на русскую землю мешают нам по русски жить ЧЁ ВИЛЯТЬ то.
      Сейчас модно кратко говорить.
      Насчет целостности этносов полная ХРЕНЬ.
      Автор ГОНИТ ДУРУ говоря по русски, хочет доказать идею, что ЭТНОСЫ со временем не меняются, типа как были так и остались и останутся, сколько бы внешний мир не менялся.
      Даже взять к примеру последние 100 лет, ничего не изменилось да?
      Взять к примеру до революционного русского человека, и современного русского, один и тот же человек? ПОСЛЕ СОВЕТСКИХ МАСТУРБАЦИЙ то, до сих пор не восстановился,
      а превратился в основном «ГРЕМУЧЕГО» СОВКА в большинстве случаев.
      Так например Марийцы, пробил и их час, НА ГЛАЗАХ ИЗЧЕЗАЮЩИЙ народ,посмотрите заголовок статьи.
      Насчет того что «ПО НАЕХАЛИ ТУТ» исторически так сложилось что например Москва, всегда была центром «ПОНАЕХАВШИХ», чуть ли ни с момента возникновения города.
      Построенная на месте обитания финно-угорских народов, затем «заболевшая» тюркизмом, затем славянизмом, социализмом, и прочей хренью типа путинизма.
      Или вот например недавнее, до сих пор продолжающие события с Украиной. То же о чем то говорит, ОДИН ЭТНОС ДА?
      А действительно почему русские не хотят учить украинский язык? «ВЕЖЛИВОСТЬ» НЕ ПОЗВОЛЯЕТ?
      И вообще по моему Россия находится в полной жопе, это просто …..здец какой-то.
      https://www.youtube.com/watch?v=eh8AQkLTM7U

      • Вы правы

        Вы абсолютно правы. Просто подставные фсбшные утки заполонили все сайты и везде толкают свою путинскую пропаганду. В интернете это они делаю более хитро типа под альтернативным мнением типа этого Ютуб канала. А вся суть их публикаций сводится к тому, что Путин прав, что типа у России свой путь, она особенная, что типа западные принципы демократического, правового государства с настоящим сильным гражданским обществом и реально независимыми СМИ чужды России. А вы не подумали почему они это делают? Да потомучто, чтобы сохранить власть своего кормильца русского полуцаря-полугенсека Путина. Именно он их фсбшников кормит: их месячная зарплата 50 тыс. минимум. Эта система очень выгодна Путину, его приближенным типа Медведева, олигархам, которые грабят Россию, всем слугам Путина типа подставных троллей здесь. Это их хлеб.
        https://youtu.be/qrwlk7_GF9g
        При реальной западной демократии путины и их слуги просто физически невозможны, поэтому они здесь и жопу рвут, чтобы доказать что вроде это нам «чуждо». Т.е. власть народа и ее контроль над всякими путиными, фсбшниками в особенном российском сраче под названием РФ чужды!
        Потомучто претворение в жизнь реальных западных ценностей в России будет значить смерть Путину и всей его своре, грабящей и эксплуатирующей российский народ!

        • Тояма Токанава

          Все таки считаю Срального не нашим человеком НЕ МАРИЙСКИМ,
          далеким от марийских нужд, и считаю рекламировать этого чела,
          занятием не нужным и вредным, все таки сайт с марийской спецификой.
          Помню когда он восходил «РОЖАЛ СЛАВУ» себе на митингах кричал чуть ли «русский порядок на русской земле» любимый лозунг баркашовцев. И кстати он до сих пор в хороших отношениями с русскими фашистами «националистами»
          Считает их правильными людьми.
          Сейчас правда таких конкретных высказываний гораздо меньше на публике, но это не означает, что чел изменился. Он может хорош для «истинно» русского но никак для «нац.меньшинств»
          Разоблачитель куев, можно подумать что открытие сделал
          В РОССИИ ВОРУЮТ, когда и так всем ясно что в России воруют.
          «Воруют..», ещё Карамзин сказал 200 лет тому назад.
          http://iks2010.info/?attachment_id=34781

      • Мари калык

        Сравнить древний народ мари с придуманными хохлами, которым совки подарили отдельную республику, как и разным азиатским дикарям кочевникам — это надо сильно ненавидеть марийцев.

  6. Аналитику

    «Потрясающая тактика-как только высказал свое мнение по работе (или бездействию) общественников-так сразу налепили ярлык…»
    Да никто Вам ничего не налепил, просто я привык называть вещи своими именами, а вам подобное жалкое марийское большинство привыкло врать, жить во лжи, давить своих единичных активистов мари. Вас мари в Марий Эл более 40%! А что у вас есть, аҥыра-шамыч? Да ничего!!! Ползаете в ногах у русских господ, грызетесь между собой и давите своих креативных соплеменников! Жалкие вы и несчастные существа, предавшие наших предков, поскольку со своими детьми говорите по-русски и вам насрать на то, что в детсадах и школах ваших отпрысков не учат марийскому.
    Сопли жуете вы, жалкие рабы русских. Никто тебе здесь не должен отчитываться продавший свой народ фсбшник!!!
    Хочешь что-то узнать пиши, «герой», ОТ СВОЕГО ИМЕНИ, запросы в названные тобой организации, приходи на годовые отчетно-выборные собрания и от своего имени открыто предъявляй претензии и задавай вопросы!

  7. Аналитику

    А что касается преподавания марийского языка в детсадах и школах, то претензии надо предъявлять не общественникам, а министерству образования Марий Эл, правительству и главе республики, а также минобру РФ и президенту РФ. Они получают очень даже приличну зарплату за свою работу и непосредственно отвечают за данный вопрос! Только Вы этого не будете делать, поскольку служите этой системе и Вам надо оправдать эту систему, уничтожающую наш марийский народ!

  8. Илья Бирский

    Оньlжа Ивановlн докладшlм ончал лэктlм. Чlла мэр паша нэргэн. Ту’н’ проблема — национальный воспитаний да образований системlн лунчlргlмlжо. Тидlжэ кугlжанlш паша. Йодlш политический. Мэр Кан’аш дэн оньlжалан Марий Погlн полномочийlм пуэн. Нуно эскэрэн шогlшаш да кугlжанlш органвлак ончlлно ситlдlмашвлак нэргэн йодlшlм шlндlшаш улlт lле. Эрвэлмарий делегаций шотlшто. Вэт нуно осалрак да пэн’гlдlрак лийlшаш улlт lле. Молан нуно ман’гам сакэн шинчэнlт съездlштэ? Мlй тидэ сайтlштэ ужэ возэнам lле, кузэ П. Бикмурзин «марий националиствлакlм кlрэн шалатэн». Арамлан толашэн огlл улмаш. Тэвэ Уфасэ йолташвлакlн да Башкирийlн Калlк фронтшlн коррупций ваштарэш кучэдалмэ шотlшто увэр-ан’арlшт. Нунlн П. Бикмурзинlн да Марий Эл глава Маркеловlн коклаштэ коррупционный кlл лиймэ нэргэн подозренийlшт лийlн. Лачшlм тlгэ. Маркелов Башкирийlштэ Марий Элlн представительстволан средствам ойlрэн. Бикмурзин нинэ средствам шкэнжlн ку’лэшлlклан кучlлтlн. Олмэшlжэ Бикмурзин да тудlн вуйлатlмэ делегаций эрэ Маркеловlм поддерживатлэнlт.Маркеловlм арестоватлlмэкэ, следствий эртэн. Следовательвлак Бикмурзинlм допросlш у’жlнlт. Бикмурзин чоялlкшэ дэнэ утлэн кэртlн.

  9. Аноним

    Тому кто назвался «Аналитику»:

    хорошо тебе рассуждать,сидя далеко от Марий Эл. «Пиши от своего имени…» Попробуй,напиши.

    И вообще,приедь в Марий Эл и сам побудь в шкуре марийэльца-а там поговорим.

    И да, я никак не оправдываю тех общественников и активистов кто грызет своих и предают свой народ, воспитывая своих детей по-русски. Суки,они везде суки.

    • Аноним

      Достойное мнение. Только не мешает пояснить, чем отличается воспитание по-марийски от воспитания по-русски. Как понимаю, главное условие разделения суки — не суки это знание марийского языка? К этой категории вы по всей видимости причисляете и своих детей, если конечно они у вас имеются, и при этом они не владеют марийским? Если ваши не говорят на марийском, то ответьте себе, на каком этапе они вдруг стали воспитываться на русский манер, ну и соответственно стали суками. Если ваши дети, ваши племянники, и внуки действительно придерживаются воспитания по-марийски, то можно за вас порадоваться. Считаю, не верно называть суками общественников которые не сумели воспитать своих детей по-марийски. В остальном согласен.

  10. Аналитику

    «И вообще,приедь в Марий Эл и сам побудь в шкуре марийэльца-а там поговорим.»
    Вы знаете, я жил несколько лет в Марий Эл и почувствовал на себе, что значить быть марийцем в Марий Эл. Да согласен, нелегко, но меня удивило и то, что вы, марийцы, как-то свыклись с теми публичными унижениями нас, марийцев. Вас открыто обзывают, унижают, вы как дурачки стоите и смеетесь… Меня так не унижали, поскольку я это просто не позволял. Да на улицах Й-Олы компания здоровых молодых парней могла и меня со знакомыми публично обозвать «черепки», поскольку мои знакомые были слабые существа женского пола, а я один.
    Да и я сейчас постоянно общаюсь с гостями из Марий Эл, близкие мне люди постоянно ездят и рассказывают, как там дела. Так что я прекрасно знаю каково быть марийцем в Марий Эл.
    Живя там я активно участвовал в нац. движении, с уважением относился к лидерам и активистам нац. движения. Уважать – не значит соглашаться во всем с ними. И мы со многими были не согласны, но вели открытую дискуссию с ними от своего имени. Вы же подло анонимно в интернете пишете всякие гадости об активистах. Только ленивый не пинал Козлова и Марий ушем АНОНИМНО, реально от своего имени вы жалкие трусы боитесь.
    Хотите сильной нац. организации помогайте им. Я даже, живя вдалеке, всегда помогал и помогаю «Марий ушему». Всегда защищал независимую часть нашего марийское нац. движения!

    • Мари калык

      И как же поучаствовать в этом нацдвижении? Желание и историческое образование есть. Я пытался найти в интернете информацию о курсах марийского языка — не смог, где же это нацдвижение существует?

  11. Вы правы

    Это инстинкт самосохранения аморальных людей у которых нет ни национальности, ничего др. человеческого. Эти существа привыкли слепо служить своим хозяевам. Первым таким слугой был Акпарс. После этих акпарсиков развелось сотнями-тысячами. Эти жалкие существа марийского происхождения за деньги готовы и мать родную продать, не то что марийцев в целом. Русские фашисты после завоевания марийских земель упирались именно на таких уродов!

    • Илья Бирский

      В Мишкинском районе РБ партия нигилистов-русификаторов из мари сложилась в сороковые, после расстрела Яныша Ялкайна и гонений др.активных мари. В партийно-административном аппарате значительную долю составляли именно они. Верхом на коне, избивая плетью, они разгоняли собирающихся на мольбищах, опрокидывали котлы с жертвенною пищей. В школах Мишкинского района один день в неделю был «днём русского языка», когда категорически запрещалась в стенах школы марийская речь. В газете » Чолман» где-то год назад была напечатана хвалебная статья о бывшем главе Мишкинского района Аптулманове. Когда я и мои соратники из Мишкино Минилбаев А. и Шамшиев М. попытались в Мишкино создать отделение «Марий ушем» в 90-е, этот Аптулманов вызвал из Бирска сотрудников КГБ, чтобы воспрепятствовать этому. Один раз пришлось мне возвращаться из Йошкар-Олы с марийского сьезда вместе с Мишкинскими в одном автобусе. Всю дорогу ныл мне их пьяный «писатель»:» Тебя бы, Иванов, повесить надо». Никто не возражал. Администрация давила на желающих изменить марийскую жизнь к лучшему. Потом в Мишкино вижу — подаренные в Йошкар-Оле марийские книги лежат в мусорной урне. Большинство жителей Мишкинского района не любили эту партию нигилистов из с. Мишкино, это неприятие есть и сейчас, но этот нигилизм уже пустил очень глубокие корни. В с. Мишкино в 70-е было ликвидировано марийскоязычное обучение. Сейчас большинство жителей с. Мишкино, являясь марийцами, говорят только по-русски. П. Бикмурзин, руководитель «культурной автономии мари РБ», тоже ведь из Мишкинского района, из этой же партии национал-нигилистов. Марийские » националисты» — интер-националисты, т.е. «интеграционные» националисты. Само же понятие «интернационализм» подразумевает взаимодействие полноценных национальных культур, т.е. сотрудничество настоящих националистов разных народов. Эти понятия «национализм» и «интернационализм» нарочно искажены русскими шовинистами для достижения своих шовинистических целей. Так вот, марийские националисты — интер-националисты не научились отделять котлеты от мух. Если предоставить полноту действий мухам, они быстро превратят всё в нужник. Результаты подобных извращений от распространения национал-нигилизма в марийском обществе мы видим сейчас. На международный конгресс финно-угорских народов, на съезды народа мари и на другие подобные форумы должен быть жёсткий отбор делегатов, чтобы не полетели туда мухи и не испортили полезные мероприятия своими какашками.

      • Аноним

        То что не должны полететь, это мы догадываемся. Вот только как это представляется осуществить? Вот в чём проблема. Как вынудить организаторов конгресса установить этот жёсткий отбор? Возможно предложить организаторам критерии по которым могли бы провести отбор делегатов на столь представительный форум. Лишь только организаторы, на стадии приглашения делегатов, в состоянии будут провести такой отбор. На местах, в регионах это осуществить нереально.

    • Тояма Токанава

      Почему так происходит?
      Ну можно заглянуть в не далекую историю России.
      Посмотрев этот ролик.
      Касается марийцев тоже, у меня есть глубокие сомнения,
      что в «счастливые» монгольские годы политика марийских «ханов»
      к своему населению была лучше.
      https://www.youtube.com/watch?v=-bNuaXoKgZY

  12. Почему Россия в ж***

    Тут более развернуто об истинных бедах России:
    https://youtu.be/Fr-tkg1gyKU

    • Будем говорить, что Россия не в полной ж***, но очень скоро окажется в ней!

      Сравнивать Марийцев с Русскими это крайне не верно!
      ИСТИННО РУССКИЙ всегда был ХОТЕЛ быть больше похожим на Татарина, НЕКОГО ГОСПОДИНА,
      В ОТЛИЧИИ от Марийца, который ВСЕГДА ХОТЕЛ просто СВОБОДЫ!
      Русский как и татарин ХОЧЕТ найти себе ХОРОШЕГО Господина, который как бы его НЕ НАПРЯГАЛ.
      В меру ПОЖРАЛ, в меру ПОСПАЛ, в меру ПОРАБОТАЛ, чайку выпил между ПЕРЕКУРАМИ.
      ВОТ ОНО СЧАСТЬЕ РУССКОГО и ТАТАРИНА, жаль что на разных языках разговаривают.
      Мариец не такой, ОН ЕСЛИ НЕ ВЫПОЛНИТ свою ЗАДАЧУ не успокоится,
      ПО МНЕ ТАК КРУЧЕ ВСЯКОГО ЯПОНЦА, ну если помните нация такая есть на островах каких то.
      ЖАЛЬ что Россия так не увидала МАРИЙСКОГО ЧУДА!
      А то может И УВИДИМ?
      ЧЕМ БОГ НЕ ШУТИТ!

      • Аноним

        Только называться это чудо будет не марийским. Это чудо будет называться финским, при непосредственном участии народа мэре.

Добавить комментарий для АналитикОтменить ответ