Пектеев рассказал о марийском театральном классе

PektejevВ Марий Эл в Национальной президентской школе-интернате 1 сентября открылся новый театральный класс. Там будут готовить артистов для национального театра. Инициатор открытия — известный марийский режиссёр и общественный деятель Василий Пектеев. О настоящем и будущем класса он рассказал «Idel. Реалии».

— В начале лета вы рассказали о том, что проводите набор в марийский театральный класс. Расскажите об этой идее.

— Она появилась у меня ещё в 1980-е годы. Идея была в том, чтобы…. Дети все талантливы от рождения, как говорят учёные. А после 12 лет — как ни странно, эти заложенные в детях таланты и способности начинают гаснуть. Если их вовремя не поддержать, не развить, то они со временем исчезнут.

Я изучил опыт императорских, ещё дореволюционных школ. В них набирали маленьких детей — музыкальных, с чувством ритма. Они с детства занимались танцами, пели, учились играть на разных инструментах. А затем — те, кто склонен к танцам, их вели как балетных артистов, у кого открывались хорошие вокальные данные — из них готовили оперных артистов. А те, у кого не было таких дарований, шли в драматические актёры. Что интересно, в то время выходившие из императорских театральных училищ артисты, драматические актёры — прекрасно пели и танцевали, становились известными.

Такая же практика сохранилась в Финляндии, я это узнал в 1970-е, когда общался со студентами Хельсинкской театральной академии.

— Насколько удалось реализовать эти планы?

— Курс сформирован. Мы набрали ребят в 5-й класс, они будут учиться до 9-го класса. Надеюсь, будут учиться у нас по этой системе. Преподавать им будут актёрское мастерство, сценическую речь, ритмику, танцы, сценическое движение. При этом, все они будут играть на различных музыкальных инструментах. У кого-то появятся за время учёбы актёрские способности, у кого-то — организаторские, литературные.

Потом, я надеюсь, при республиканском колледже культуры мы сможем создать двухлетние курсы для завершения подготовки актёров сцены марийских театров. Кто-то, возможно отправиться учиться после этого на режиссёра в Москве, Санкт-Петербурге, или продолжит образование в литинституте. Фактически, это подготовка кадров с детских лет. Эту идею новый министр культуры республики Константин Анатольевич Иванов сразу подхватил.

Pektejev1

— Что из себя представляет президентская школа-интернат сейчас?

— Традиционно в президентской школе готовили музыкантов, играющих на разных инструментах, художников, композиторов. Я думаю, что самым продуктивным оказался первый поток выпускников этой школы. Все они — мои сверстники, им уже под 60 лет сейчас. Талантливых детей выбирали комиссии, они ездили по деревням, проводили прослушивания. Сейчас эта практика пропала. Набирают городских и тех, кто сами чего-то захотели, приехали, попросились. В этом году новый министр ориентировал руководителей учреждений культуры на поиск одарённых детей. Чтобы они учились в президентской школе. Сейчас в ней больше половины учеников — горожане.

— Как проходил набор в ваш актёрский класс?

— У нас был очень короткий информационный период. Мы давали объявления на телевидении, радио. Обратились к помощи районных отделов культуры. Комиссия в районы выехать не смогла. В Йошкар-Олу приезжали дети с родителями. Проводили экзамены на наличие слуха, чувства ритма. Проверяли знание марийского языка — наш класс марийский. Просили читать стихи, басни, проверяли их фантазию, воображение.

— Сколько в классе учеников?

— Мы отобрали двадцать человек.

— Какой будет роль марийского языка в обучении?

— Мы набираем этот курс, имея ввиду будущее марийского театра. И столкнулись с тем, что дети, родители которых — мать и отец, мари по национальности, практически не говорят по-марийски. Мы таких учащихся просто не брали, потому, что у нас занятия на уроках актёрского мастерства и сценической речи будут проходить на марийском языке. Все остальные предметы — на русском, как это в школе-интернате и преподаётся.

Проблема с исчезновением родного языка — доля говорящих по-марийски марийцев становится всё меньше. В других республиках, как Калмыкия, Карелия — там ещё хуже. Или в Мордовии, где в национальном театре из-за нехватки, работают русские артисты. Они просто заучивают тексты. А многие спектакли просто на русском языке играются. У нас пока такого нет, чтобы артисты не знали своего родного языка. Но тенденция есть. Мы обеспокоены, конечно. Это не только проблема театра и набора детей в студию. Языковая политика в республике неудовлетворительная. Мой родной Моркинский район, всегда считался «родником». Многие писатели, артисты отсюда. И марийский литературный язык возник на основе наречия жителей Моркинского, Сернурского районов. Сейчас марийский язык изучается как государственный, один час в неделю. Если включается в программу как родной, то получается три часа в неделю — уже получше. А в Моркинском районе практически во всех школах ввели обучение марийскому языку как государственному. Не только в районном центре, но и в марийских деревнях. Это удивительно, когда приезжаешь: марийская деревня, марийская школа, где просто нет русского населения. А в школе все занятия на русском языке, марийского нет. И дети на переменах — все уже разговаривают на русском. Процесс ассимиляции, русификации идёт такими темпами, что это вызывает тревогу. Мне кажется, что если бы и на правительственном уровне, на уровне министерства образования этот вопрос привели бы как-то в соответствие — если уж родной язык, то хотя бы три часа в неделю сделайте… Сейчас везде идёт сокращение, денег нет. Можно одного педагога закрепить за всеми классами, а если три часа — то уже двух человек надо, зарплату им платить. «Давайте сэкономим» — мне кажется это недальновидная политика.

Pektejev2


Подарок судьбы

— Вы говорите о том, как быстро удалось согласовать с министром культуры ваше предложение, но получается, что и место в новом здании президентской школы — для того, чтобы разместить детей в интернате, чтобы начать занятия целого нового класса — это место нашлось…

— Во-первых, помогла очень активная поддержка нового министра культуры республики. Он этим сразу загорелся, он ведь так же, на пустом месте открыл здесь в республике балетную школу. Сегодняшняя балетная труппа театра имени Эрика Сапаева — это всё его ученики. Это один из редких случаев вообще в России. Он это прекрасно понимает и когда я ему эту идею рассказал — загорелся. Он очень мобильный, быстро думающий, деятельный. Начали изучать — какие возможности. Обычно в школе-интернате два класса: два пятых, два шестых и так далее. В пятый класс, так получилось год назад, не смогли набрать детей. В школе оставался один пятый класс, не было параллели. Поэтому директор этой школы Лидия Иксанова предложила такой вариант. Она согласовала этот вопрос с министерством образования, а затем — с министерством культуры. Соответственно, всё сложилось так удачно: поддержка руководителей министерств и активная заинтересованность руководства школы. Я рад, что так произошло, это подарок судьбы, мечта молодых лет.

— Каких результатов и когда теперь ожидаете?

— Мы позанимаемся в этом учебном году, а весной надеемся сделать открытый урок. После второго года или третьего рассчитываем сделать какое-то небольшое получасовое представление, спектакль. Если это будет музыкальная постановка, то в ней могут принять участие старшеклассники из музыкальных классов. В школе учатся будущие художники. Мы могли бы объявить конкурс на лучшую сценографию. Победители смогут рисовать декорации, эскизы костюмов, реквизита. К концу обучения это уже могут быть полноценные спектакли, и показывать их можно будет уже более широкой публике.

Василий Пектеев был художественным руководителем Марийского национального театра им. М. Шкетана в 1992 – 2002 годах. Поставил более 50 спектаклей. Один из организаторов Международных фестивалей театров финно-угорских народов, которые проводятся с 1992 года. Один из них, в 1997 году, прошёл в Йошкар-Оле. В 1983 и 1999 годах Пектеев выпустил две марийские актёрские группы в республиканском колледже культуры и искусства. В 2001-2005 годах возглавлял Марийскую студию в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. С 1992 по 2000 год был председателем Всемарийского совета (Оныжа). Он стал первым обладателем этого титула. Оныжу выбирают во время голосования на Всемарийском съезде. С 2002 по 2017 год Пектеев работал за пределами Марий Эл, был режиссёром-постановщиком спектаклей в драматических театрах Новогорода, Ульяновска, Сыктывкара, Элисты, Петрозаводска, Челябинска, Орла, Саранска. Он говорит, что при бывшем главе Марий Эл для него действовал запрет на профессию театрального режиссёра в марийских театрах. После отставки и ареста Маркелова Пектеев вернулся в республику. С февраля он работает режиссёром в Национальном театре им. М. Шкетана.

Дмитрий Любимов

Источник: Idel.Реалии

2 комментария

Filed under Статьи

2 responses to “Пектеев рассказал о марийском театральном классе

  1. Аналитик

    Из всей массы марийских НКА и общественных организаций, и кучи так называемых общественных лидеров — один Василий Пектеев поднимает вопрос о том что дети не знают родной язык, что мы теряем то, без чего народ мари уже не будет народом!

    Один Василий Пектеев стоит больше, чем пара десятков никчемных марийских псевдолидеров! Зато все имею звания, регалии и хлебные должности. Продают свой народ оптом и в розницу! За все ответите там, на небесах.

  2. Активист

    «И столкнулись с тем, что дети, родители которых — мать и отец, мари по национальности, практически не говорят по-марийски»
    «Сейчас марийский язык изучается как государственный, один час в неделю».

    Вот это основные причины, почему количество мари сокращается! Первая истекает из второй, потомучто национальная, образовательная политика в РФ, даже в Марий Эл, по отношению к мари такова, что марийский язык превратили в абсолютно ненужный язык…
    Аналитик, я с Вами абсолютно согласен и сам подумал же об этом. А почему кроме Пектеева и «Марий ушем» эти проблемы никто особо-то и не поднимает и публично не озвучивает? Ведь у нас же есть Всемарийский совет — Мер каҥаш, у него есть представительство в Моркинском районе. Даже два последних оньыжи были родом из Моркинского ртайона. Им что абсолютно наплевать на то, что сказал Василий Александрович?
    Я понимаю, при Маркелове это было опасно и грозило тем, что слишком рьяный защитник мари мог бы остаться и без работы. Но ведь сейчас-то, вроде, не натолько опасно и страшно…
    Что все свыклись с этим и такое положение считают нормальным?

Добавить комментарий для АктивистОтменить ответ