РИА Новости пишет о марийских язычниках

«На кровь не смотреть!»

Репортаж из общины последних язычников Европы

1525623248Вместо церквей и мечетей — огромные деревья. Молитвы — только неведомым богам на непонятном языке. Главный обряд — кровавое жертвоприношение. В каких-то ста километрах от Казани живут «луговые мари», до сих пор исповедующие собственную древнюю религию. Корреспондент РИА Новости провел два дня с язычниками в марийском селе Шоруньжа и стал свидетелем уникальных обрядов, скрытых от посторонних глаз.

Тайное жертвоприношение

Пожилой человек в расшитой традиционными марийскими узорами рубахе на опушке леса быстро произносит несколько слов на непонятном языке и скрывается за деревьями. Это один из жрецов, пришедших сюда с рассветом, чтобы подготовится к главному празднику — Сӱрему. В этот день марийцы приносят жертвы Ош Кугу Юмо, «большому белому богу».

1525621586

Жители села Шоруньжа входят через ворота в священную рощу на праздник Сӱрем.

Вообще-то, с первого взгляда и не подумаешь, что здесь почти полторы тысячи лет проводили языческие обряды. Причем беспрерывно, даже в годы самой ожесточенной борьбы с религией.

Это делает веру марийцев уникальной, не зря ученые называют их последними язычиникам Европы.

Жрецы, которых здесь именуют картами, начинают готовиться к празднику с пяти утра. Только они имеют право находиться в священной роще до жертвоприношения. Но Иван Евсеев, глава Шоруньжинского сельского поселения, хоть и не проводит обрядов, приходит сюда раньше всех. Оказывается, жрецами у марийцев не становятся, ими рождаются.

1525761152

«В моем роду все были картами. Нельзя просто обучиться жречеству, это передается генетически», — уверяет местный мэр.

Как и когда проводить обряды, жрецы решают коллективно. Допустить ли в священное место иноверцев — тоже.

Корреспондентам РИА Новости повезло: нам в виде исключения позволили даже поснимать тайные обряды.

1525622602Главный обряд на Сӱрем — жертвоприношение. По правилам, в жертву приносят скот и птицу. На этот раз одна из местных жительниц подарила для этой цели своего гуся и барашка, поэтому о ней жрецы будут возносить специальную молитву.

Михаил Казанцев, самый старший из картов, молится у дерева, посвященного богу Тӱнямбалу Серлагышу, покровителю путешествующих. А помощник жреца, ӱссӧ, тщательно омывает водой все расставленные в роще скамьи и столы.

Затем начинается самая важная часть праздника — ритуальное убийство.

«В этот момент мы впадаем в транс. Разговариваем с богами», — поясняет карт Михаил и берет в руки еловую ветку. Его помощник держит таз с водой. Они подходят к животным, и жрец кропит их водой, речитативом произнося молитвы на марийском языке.

«Овечка должна начать дергаться — это означает, что она готова принести себя в жертву Ош Кугу Юмо, главному богу», — шепотом объясняет ӱссӧ (помощник).

А гусь должен замахать крыльями, пытаясь взлететь. Жрец обильно кропит овечку. А затем берет в руки ритуальный нож — и та начинает дрожать. Но ӱссӧ крепко держит ее: нельзя, чтобы кровь осквернила священное место, поэтому умерщвляют животное особым способом. Карт молится, а овца блеет — все громче и чаще.

Однако едва мы сделали несколько снимков этого тайного обряда, как нас попросили покинуть рощу. «Это священный момент, никто из посторонних не должен его видеть. К тому же там кровь. Не надо на это смотреть», — объяснил Иван Евсеев.

1525759129

Снаружи, естественно, разглядеть, что делается в густой роще, невозможно. Наверное, именно такая естественная «завеса» и помогла марийцам до сих пор сохранить свои обряды.

Пришедшие с небес

У бога Юмо была прекрасная дочь, но выдать ее замуж он не мог — на небе, кроме духов, никого не было. А еще Юмо держал скот, а дочь водила его пастись на землю. Однажды она встретила смертного мужчину по имени Мари. Влюбилась, да так сильно, что осталась на земле. От этого союза богини и человека и пошел марийский народ, гласит легенда.

По версии ученых, марийцы относятся к финно-угорским народам. Венгры, эстонцы и финны — их дальние родственники и часто бывают в Марий Эл. Больше всего гостей привлекают уникальные традиции «родни».

Анисия Абрамова достает из печи коман мелна — марийские блины. Они, в отличие от русских, трехслойные. Но смысл тот же, что и у славян: восславить солнце, главное божество.

1525625360«Я по-русски очень плохо… Если что, знаками объясню», — говорит Анисия. Пока она печет блины, ее муж, Андрей Петрович, растапливает баню — скоро приедут сыновья, а в священную рощу нужно заходить чистым, неважно, какую веру ты исповедуешь. Именно поэтому гости Шоруньжи остаются тут на ночь — человека «с дороги» в сакральное место не пустят.

После бани вся семья собирается за столом. Самый старший берет тарелку с блинами и подходит помолиться к «красному углу», в котором нет икон, только одна самодельная свеча — двоеверие у марийцев не в почете. «Либо в церкви молись, либо в роще, но не вместе», — строго вразумляет Андрей Петрович.

Когда молитва окончена, тарелку передают друг другу по часовой стрелке. Каждый надкусывает всю стопку блинов. После этого самая старшая в семье женщина берет горстку монет и обходит всех с молитвой о том, «чтобы бог принял его просьбу в роще», слово в слово повторяя эту просьбу.

1525762412

На этом подготовка закончена — можно идти на праздник. С собой в рощу семья берет блины, мед, свечи, ложки и контейнеры для мяса жертвенных животных. Все надевают белую одежду, расшитую марийскими узорами. Платья женщинам обычно достаются по наследству.

1525625214

«Раньше к празднику готовились гораздо дольше: еще за несколько недель мама заставляла нас с сестрами вышивать платья. А нам-то по пять-шесть лет было», — вспоминает Анисия.

«Петр — наш главный бог»

В центре села Шоруньжа стоит памятник… православному священнику. Отца Тихона Ефремова здесь очень чтут, ведь он занимался просвещением марийцев. Жили они в труднодоступных местах, со всех сторон окруженных болотами, поэтому цивилизация, в том числе и письменность, добралась до них лишь к концу XIX века.

В 1895 году в селе построили церковь. Правда, при советской власти ее переделали в сельский клуб, а сегодня никто даже не собирается возвращать зданию его изначальное предназначение.

«В царское время многие из марийцев вынужденно крестились: некрещеным ведь поднимали налоги втрое, а крещеных от них освобождали. Вот все и перешли в новую веру — но только на словах», — рассказывает Евсеев.

Отец Тихон, как утверждают сегодня жители Шоруньжи, прекрасно это понимал и разрешал марийцам тайком ходить в священную рощу. А при большевиках он и вовсе отказался от сана и даже вступил в партию, пытаясь приспособить марийцев к новым реалиям. Но в 1938 году его все равно расстреляли.

1525763425

Впрочем, христианство все же наложило отпечаток на местных язычников. Они, например, «адаптировали» свои праздники к православному календарю: Рождество у них — Рошто (Шорыкйол), его отмечают семь дней, начиная с первой пятницы января; Пасха — Кугече, Троица — Семык. А Сӱрем, который совпадает с Петровым днем, именуют просто: Петро. Так же некоторые жители Шоруньжи называют и своего главного бога Ош Кугу Юмо. А народное именование его родительницы — Шочын Ава, «божья матерь».

«Богу — только чистые монеты»

У марийцев нет ни икон, ни тотемов. Для молений они выбирают самые высокие деревья, потому что они «ближе к небу». «Наш бог везде, — говорит Иван Евсеев, очерчивая руками круг. — Поэтому мы природопоклонники».

Верующие собираются в роще у трех деревьев. Возле каждого — очередь. Люди по одному подходят к карту и произносят просьбы, каждому из божеств — свою. Тӱнямбал Серлагыш-у — о благополучной дороге в Йошкар-Олу или Казань, ведь он покровитель путешествующих. Богине Шочын Ава — о даровании любви и детей, очередь к ней самая длинная.

А Ош Кугу Юмо просят практически обо всем. Причем не только марийцы.

«Несколько лет назад была сильная засуха, к нам обратился глава соседнего района, относящегося к Татарстану. Он хоть сам мусульманин, но принес сюда бычка, чтобы мы попросили бога о дожде в его селах. На следующий день звонит мне и говорит: как только мы провели моление, в его районе тут же пошел дождь», — уверяет Иван Евсеев.

1525764349

Важно прийти в рощу не с пустыми руками. Обычно жрецы стоят с корзинками, куда верующие кладут деньги. Затем карт произносит молитву, слово в слово повторяя просьбу жертвователя, и несколько раз потряхивает корзиной с деньгами, как бы завершая моление.

«Перед молением монеты обязательно нужно промыть либо тщательно протереть салфеткой. Боги не примут нечистое», — настойчиво советует марийка Мария.

1525623182

Наконец все собравшиеся произнесли свои просьбы всем трем богам и начинается общее моление — у самого высокого дерева, посвященного Ош Кугу Юмо. А затем присутствующие делятся друг с другом едой, которую принесли сюда и тем самым «освятили». И помощники жрецов раздают всем мясо, которое после всех обрядов, как верят марийцы, обладает целебными свойствами.

В самом конце моления молодые жрецы вешают на дерево, посвященное главному богу, полотенца, которые принесли верующие.

Вообще, быть картом у марийцев весьма почетно, но и непросто.

«Когда-то я ходил сюда с отцом, он тоже был старшим картом. Все передается устно, поэтому надо запоминать. Услышишь какие-то слова молитвы и тут же про себя их повторяешь. Специального обучения у нас нет», — говорит Михаил Казанцев.

Сейчас в Шоруньже всего три карта, что по местным меркам очень мало. К ним ежедневно приходят люди со своими вопросами и проблемами. «Вот, например, в армию провожают и надо прочитать молитву. Или спрашивают, какое подношение сделать», — рассказывает карт.

Марийцы убеждены, что их вера не исчезнет под влиянием современности. Покуда в священной роще будут приносить жертвы, «большой белый бог» не оставит свой народ.

1525795265

Антон Скрипунов

Источник: РИА Новости

Фото: Валерий Мельников

6 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом

6 responses to “РИА Новости пишет о марийских язычниках

  1. Davud Badirov

    Супер!!!

  2. Аноним

    ВИТАЛИЙ МУТКО ВОЗГЛАВИЛ ОРГКОМИТЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНОВАНИЯ 100-ЛЕТИЯ МАРИЙ ЭЛ
    https://www.marpravda.ru/news/sociym/vitaliy-mutko-vozglavil-orgkomitet-po-podgotovke-i-provedeniyu-prazdnovaniya-100-letiya-mariy-el/
    Согласно официальному распоряжению премьер-министра в состав оргкомитета входят первые заместители министра финансов РФ Леонид Горнин и министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. Членами оргкомитета также являются заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова, директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Екатерина Ларина, представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, руководители федеральных органов исполнительной власти, российских банков, Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.
    Это когда такое было, такое внимание к марийскому народу. Тут тебе и РИА Новости, и создание оргкомитета по проведению юбилейных мероприятий на уровне российского правительства. Не кажется ли странным?
    Похоже вводят прямое оперативное управление республикой на период подготовки к торжествам. В таком случае следует готовить заявки на уровень правительства РФ для решения социально значимых задач в республике. Сюда входит ремонт и строительство дорог, здравоохранение, образование, культура и т.д. Кстати следует запросить выделение помещений для организации центров МТР в районов республики.

  3. Аноним

    https://7×7-journal.ru/post/110250
    9 августа отмечается день, который важен для нас, важен тем, что мы заявляем о необходимости принятия мер для защиты наших прав и требуем содействия сохранению своей культуры и образа жизни.
    «Тема 2018 года посвящена нынешнему положению территорий коренных народов, первопричинам миграции, трансграничному перемещению и перемещению населения, с уделением особого внимания коренным народам, проживающим в городских районах и перемещающимся через международные границы. Этот день посвящен изучению проблем и путей возрождения самобытности коренных народов и соблюдения их прав на традиционных территориях или за их пределами.»
    Говорите, заявляйте, требуйте, отстаивайте!
    Наша Земля нуждается в нашей помощи. Мы являемся носителями уникальной культуры и традиций, унаследованных от предков. Это также касается взаимоотношений человека с природой. Нам удается сохранять свою самобытность, социально-экономические и культурные особенности, отличные от тех, которые преобладают в общественной среде, в которой мы живем сейчас. Несмотря на все культурные различия, перед нами и народами планеты стоят общие проблемы, связанные с защитой собственных прав как самобытных народов.
    Защищайте себя и не молчите!

  4. Аноним

    В связи с вновь открывшимися обстоятельствами, то есть введением в регионе прямого правления федерального центра, считаю возможным вернуться к обсуждению возврата прежних символов республики.
    https://www.marpravda.ru/news/sociym/vitaliy-mutko-vozglavil-orgkomitet-po-podgotovke-i-provedeniyu-prazdnovaniya-100-letiya-mariy-el/
    В 2020 году республика будет отмечать памятную дату 100-летие Марий Эл. Думаю следует Измаил Варсонофьевич обратиться напрямую к вице-премьеру Виталию Мутко с просьбой вернуть прежний герб и флаг республики, предварительно подготовив коллективное письмо от лица марийской общественности.

  5. Китайцы могли бы это провести это мероприятие в 10 раз дешевле!

    И ГОРАЗДО ИНТЕРЕСНЕЕ и Зрелишнее!
    ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩЬ КАК ГОВОРИЛИ ДРЕВНИЕ РИМЛЯНЕ!
    ну от них что-то осталось в истории, что останется от марийцев,
    КАКИЕ-ТО ОБРЫВКИ ИЗ ИСТОРИИ
    , сочинённые КЕМ ТО!

    • Аноним

      Вы до сих пор не поняли роль марийцев(вожских финов) в истории государства российского? О роли марийцев можете прочесть у Пушкина. Ещё 200 лет назад А.С.Пушкин объяснил роль марийцев в истории. Пока всё сходится.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.