В Татарстане отметили марийский праздник Семык

2vPt4H2jveMСегодня в деревне Починок Кучук Кукморского района Татарстана прошел Республиканский праздник марийской национальной культуры «Семык».

На празднике приняли участие марийские фольклорные и вокальные коллективы из Татарстана, Казани, Набережных Челнов, Йошкар-Олы, республики Марий Эл, Кировской области.

Праздник по традиции открыл парад делегаций. На марийском языке всех гостей праздника поприветствовал глава района Сергей Димитриев. Также он отметил, что в нашем районе одинаково отмечаются праздники всех культур: Семык, Гырон Быдтон, Сабантуй, Петров день, Яблочный спас. Так мы сохраняем нашу культуру, традиции.

— Люди пяти национальностей дружно проживают на Кукморской земле,- сказал в своем выступлении заместитель Премьер-министра республики, министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов. – Сегодня, обходя палатки, мы слышали разную речь, но мы все понимали друг друга. Именно в этой красоте, многообразии культур — наша сила. Наши дети, глядя на нас, на нашу дружбу, растут такими же нравственными, любящими свой край и нашу великую страну. С праздником вас!

После официальной части мероприятия на главной площадке развернулась концертная программа. Также желающие могли посостязаться в конкурсах «Марийская красавица» и «Мари батыр». Работали национальные подворья, детские развлекательные площадки, выставки народных промыслов, торговые ряды, где можно было попробовать марийские национальные блюда и кухни других народов.

— Этот праздник на нашей земле проводится в третий раз, — рассказывает руководитель ансамбля «Кна Вел» Леонид Искаков. – В 1994 году проводился на уровне двух республик Татарстана и Удмуртии. Затем прошел в 2011 году. Как видите, праздник идет на славу. Вчера побоялись погоды, ведь шел дождь, и было холодно. А сегодня погода порадовала. Мы живем дружно и с татарами, и с удмуртами, и с русскими. Дай Бог и впредь так жить!

Источник: kukmor-rt.ru

Фотографии из группы МАРИЙЦЫ ТАТАРСТАНА в соцсети «Вконтакте»

20 комментариев

Filed under Новости, Фольклор и традиции, Фотоальбом

20 responses to “В Татарстане отметили марийский праздник Семык

  1. Елена

    Молодцы, кукморцы! Постарались на славу! Но!
    Праздник начался поздно заявленного времени.
    Был переизбыток кукморских номеров: ансамблей кряшен, русских. Много номеров показали гости из Йошкар- Олы, Менделеевска, Набережных Челнов.
    Одни и те же танцы, одни и те же люди уже набили оскомину!
    Это заняло слишком много времени и в итоге участники попали под дождь.
    Организаторы не продумали о состоянии приехавших издалека гостей! Подарков было мало!
    На малой сцене были проведены конкурсы: «Марий патыр» и «Марий чевер удыр». Участвовали всего лишь 5 человек. Наибольшее число баллов набрали: Анастасия Минеева(Набережные Челны) и Николай Поликарпов(Набережные Челны).

    Председатель национально-культурной автономии марийцев, верховный карт РТ Олег Третьяков молился Ош Поро Кугу Юмо, чтоб праздник прошел достойно. Но, Куго Юмо, видимо, не услышало его! Все замерзли и попали под дождь.
    Кстати, следующий Семык 2019 пройдет в деревне Мари – Булярово.

  2. отметили

    А ну-ка фольклорные и вокальные коллективы «стройсь»
    По порядку расчитайсь. Песню запевай, все как в воинской части.
    Можно подумать это какая-то виртуальная реальность, только в живую.
    Праздник БЕЗ самого НАРОДА.
    2 июня было довольно холодно довольно около 7-8 ℃
    Но работа она и есть работа, она влюбую погоду работа!
    http://kukmor-rt.ru/images/uploads/news/2018/6/2/be8120ab9f7161669c772bd11d494ff7.jpg
    Принимающие Праздник
    http://kukmor-rt.ru/images/uploads/news/2018/6/2/26d5459639ad78431cc46dd7797c4750.jpg
    Ну все равно молодцы!

  3. рафис

    Посмотреть картинки — праздник удался.
    Только Семык это не картинки. Когда карты вышли на сцену и начали читать молитву-господин Бурганов -министр образования и его сопровождающие покинули площадку. Это, что — так чиновники относятся к культуре марийцев? На весь мир говорят о сохранении татарского языка и молча закрывают среднюю марийскую школу , что в Агрызском районе.. Звучит кощунственно из уст министра — в многообразии культур — наша сила.

    • Илья Бирский

      Семык — традиционный, древнейший праздник народа мари. Радует, что восточные мари бережно сохраняют настоящие марийские традиции. Луговые, например, ложатся под кого угодно легко: то они с коммунистами, то с либерастами, но всегда — под русскими. Подменили Семык на «йошкар пеледыш пайрем» в 1920 г. Самих коммунистов теперь отстранили, все поменяли обратно в капитализм, но трубят вовсю, что «йошкар пеледыш пайрем» якобы «общемарийский национальный праздник». Не уверен, что в марийэловских болотах, лесах и нечерноземье так много цветов и такое великое процветание. Желаю восточным мари держаться крепко, сохранять свои традиционные праздники и обряды и не подменять их фальшивыми » праздниками цветов» в угоду кому бы то ни было.

      • Уважаемый, если вас задело слово «общемарийский» в моей новости то оно там не в значении общий для всех и свойственный всем мари праздник. Просто сначала Пеледыш пайремы проводят на местах: в деревнях, районах, а потом проводится общий для всех в Йошкар-Оле, т.е. в этом смысле «общемарийский». Пеледыш пайрем советской властью, коммунистами был выдуман как альтернатива традиционным марийским обрядовым праздникам конца весны, начала лета – это прежде всего Агвайрем и Семык. Со временем, Пеледыш пайрем, особенно в Марий Эл, действительно стал общемарийским и любимым праздником. Я тоже за традиционные праздники как Агавайрем и Семык. Только традиционно они не проводились как массовые светские праздники, как, например, этот Семык в Татарстане или же Агапайрем в Свердловской области. Насколько уместен формат массового праздника, шоу для традиционных праздников Агавайрем и Семык, когда проводились моления в священных рощах и поминовения умерших на кладбищах? Можно ли такие интимные сакральные вещи превращать в шоу? Формат массового праздника, шоу подходит для светского праздника Пеледыш пайрем.

        • Илья Бирский

          «Семицкая неделя» — отмечалась повсеместно на всей территории проживания древних мари («меря», «мурома») даже после их обрусения. Церковь, пытаясь искоренить Семик, навязала вместо Семика Троицу, но все равно люди продолжали отмечать и Семик. Естественно, праздник до наших дней лучше сохранился у не крещёных мари. Праздник длинный, обрядовый, каждый день посвящался чему-либо. Были и день молений, и день поминовения усопших, и в гости к родственникам ходили, вроде даже купальный сезон открывали, помолвки устраивали и т.д., и т.п. Заканчивался праздник массовыми гуляниями. Вот этот последний день воспроизводят восточные марийцы с сохранением названия праздника — Семык. Пусть день переносится на удобное время, это не важно. Где-то отмечается массово Агапайрем — это тоже хорошо, по-марийски. К сожалению, в Башкирии происходит слияние с татаро-башкирским Сабантуй, но можно и нужно принять все меры, чтобы организовать там же отдельный уголок празднования марийского Семык или Агапайрем с соответствующим музыкально-декоративным оформлением и организацией. А в Мишкино и Калтасах вообще районные праздники должны называться по-марийски, а не » сабантуй». Ничего не имею против общереспубликанского в Марий Эл шоу «пеледыш пайрем». Уместны и в райцентрах Марий Эл. Но в деревнях всё же желательно возвращаться к исконным корням. Если мы говорим о возврате нашей древней марийской веры, ничего затруднительного массовые деревеньские праздники посвящать окончанию Семицкой недели — Семык.

  4. Елена

    Товарищи! ради бога, давайте поменяем формат проведения праздника! Ну, не катит Семык. Ох как не катит! С каждым годом уменьшается желание в нем участвовать: тетки — культработники, бабки 18 лет + 60, мужички несвежего пошиба! Как-то не эстетично смотреть на пухлых теток, когда она грудь «ушла» в Сырдарью, другая — в Париж. На мужичков с обвисшим животом. Это и есть марийцы? Фу…..)))0
    В Булярово много активных и инициативной молодежи ( на волейбол приехали 3-мя командами), подключите молодежь, их ум, их умение и творческий потенциал. На сцене молодежи должно быть больше.

  5. Елена

    Можно же пригласить дизайнеров марийской молодежи! Выставку костюмов провести. Отметить активную молодежь, достигших значительных высот в той или иной сфере! Выставка новых книг и отметить новых авторов! и т.д. Что получается? Из года в год учителя-культработники- ученики танцуют одни и те же танцы, Одни и те же песни. Один и тот же сценарий. Не-ин-те-рес-но!

  6. рафис

    Семык проводится не один день. В канун массового праздника проводятся моления в священных рощах, до этого проводятся мероприятия в семьях. В целом надо признать что традиции народа сохраняются с трудом и могут кануть в лета. В условиях государственной поддержки христианства, мусульманства язычество сохраняется только благодаря таким как Третьяков О.А. и еще нескольких подвижников, коих в регионах всего то осталось полтора, два десятка.
    Поведение чиновников на Семык тому яркое подтверждение.
    Но мы еще поборемся — так сказали карты. Продолжаем идти в народ, только там правда жизни.

    • Аноним

      Насмешили «благодаря Третьякову О. А…. » Он свою школу и ту не сохранил… Титулов набрал, толку то от этого? . Народ то все видит. Он даже не может наладить отношения даже с главой поселения, кстати братом жены. Что уж говорить о других уровнях власти. И он выставляет себя представителем марийцев Агрызского района. Смех и только.

  7. Лайд

    Поро!
    Илья, ынде тый тыште «восточный фронтым» почнет?
    Тыгодым историйым кузе тылат кӱлеш (кузе чонетлан келша) туге пӱтыркалынет. Огеш кӱл тидым ышташ.
    «Ложились» марий йодышышто «тендан-влак» Марий калык погын годым мыняр гана?.. Эсогыл, тушеч шумеш толын, Маркелов йымаке? Да, да, саде Бикмурзинын вуйлатыме почешак. Но вет нуно чылан эрвелмарий лийыныт. А тый ужынат, колынат Марий Элыште марий йодыш верч пеҥгыдын шогалше иктаж землякетым? Нуно чыланат «айват улыт» Марий Элыште. Но, но…
    Йӱла пайремым йӱын-кочмо, куштен мурымо пайремыш савыраш ок кӱл, шонем. Мемнан велне, тиде нимогай Семык огыл, а Лышташ пайрем, т.е. вес тӱняш кайыше-влакым ушештарыме, пагалыме пайрем кече. Пайремым ыштет гын, тыште исерлан шотлат. Сандене ойыртемалтше кундемын ойыртемжым шотыш налман. А ойыртемым «фальш» манын игылташ тӧчаш (умылен налдегеч, политический могырым гына аклен) — тиде шке калыкетым мыскылыме дене иктак.
    Вот «восточный марий держатся» манат. А вет Суас кундемысе марий-влак, Вичетӱр (Киров) марий-влак, Урал марий-влак, Пермь кундем марий-влак шкеныштым нигунам «эрвел марий» улына манын огытыл. Да огытат ойло. Ала тидымат от пале?
    Тидым Маркелов жапыште Васютин ден Юзыкайн команде марий коклаште келшыдымашым лукташ виешлен тушкен пуэныт. Южо шонен моштыдымо мер пашаеҥже тидым «проглотил», но калык огыл.
    Ынде тыят нунын почеш каяш шонет мо?
    Ай-я-й-ай, неужели марийын ыҥгайлыкшым тыге вашке кумыкташ лиеш? Сандене весын ӱмбак парня ден ончыктымет годым шоналте, а тый тидым негызлен кертат мо? Кертат гын, поро лий. Но тый тыште нимогай негыз деч посна возенат.
    Да калыкнам пайлаш кумылет лекме годым шоналте: кӧ лийын да мом ыштен, мутлан, Н.А.Алексеев (коммунист-влак тудлан утыждене шуко заслугым приписать ыштеныт — Пашуков ден Исиметов — эсогыл пуйто МАО-м ышташ тудо мутым луктын… Но чын историйже келгырак да вес тӱрлӧ. Исторический моментшым ӱлык шындыде каласена — лач Николай Алексеев 1918 ийыште «Марий ушемым» петырен…). П.Бикмурзиным шотыш нал…
    Тыгай-влак кеч-куштат улыт. Сандене нунылан акцентым ышташ ок лий.
    Негыз, негызлаш кӱлеш.

  8. Пире

    Илья Бирский год назад ты был за красных сейчас ты их ругаешь. Ты сам преспособленец политическая проститутка. А за баз свой ответишь что луговые подстилаются. Ты всех необобщай. Я тебя поймаю как нибудь.

    • Илья Бирский

      Лайд, говоришь о единстве,а показываешь камень за пазухой на восточных мари. Наличие разных групп мари — объективная реальность, не зависящая от наших «хотелок». Бикмурзин — это ваш выбор. Его никто никогда делегатом от эрвел мари не выбирал. Мы вместе с ним приехали на съезд мари, меня вычеркнули из списка делегатов, а его посадили в президиум. Если вы ошиблись в выборе, то это ваши проблемы. Он приезжал в Й.О. не с вами дружить, а с Маркеловым. Как бы вам не нравилась моя критика, но вы, марийцы Марий Эл, составляя 40% населения республики, никак не можете (или не хотите?) избрать на руководящие посты марийских патриотов. Без ваших голосов никакие Евстифеевы и Маркеловы главами не стали бы. А что касается отношений, можно не углубляться в историю. Вот здесь » пире», и ваш термин » о восточном фронте » — наглядные примеры. Я бы не додумался до такого термина, ведь без вклада восточных мари Марий Эл была бы бледной поганкой. «Пире» из Марий Эл, ты останешься голодным — я не планирую к вам ехать. Да какой ты волк, ты просто шакал, иначе не стоял бы памятник вашему поработителю в Й.-О. Но ваши нравы хорошо известны и мне, и многим другим из восточных мари — лаять и кусаться на них. Поэтому умные не лезут в ваши внутриреспубликанские дела и политику. За исключением меня, потому что я к ним не отношусь. Прежде чем выставлять счет или оценки, заплатили бы гонорар » не восточному марийцу» Евдокимову, который он до сих пор не получил, за его гимн Марий Эл. Возомнивший «пире», ты напоминаешь того шакаленка из мультфильма » Маугли», который бегает вокруг старого, опытного волка и обзывает его всякими дрянными словами. Обидно, конечно, что такие шакалята имеют марийскую национальность, но что поделаешь — такова жизнь. Будем же оптимистами и останемся с надеждой, что слова кота Леопольда будут услышаны, и всё в жизни наладится и будет хорошо.

      • Аноним

        Ну вот опять сцепились горячие марийские мужики. Прекрасно понимаете, что марийцы очень обидчивы и ранимы. Спрашивается зачем нарываетесь, зачем обвиняете друг друга, вместо того чтобы попытаться корректно указать на ошибки друг друга. Отрицательная черта большинства марийцев это стремление немедленно ответить на нелицеприятные комментарии в свой адрес. Дайте себе время для подготовки аргументированного ответа, не отвечайте сгоряча. Самый лучший вариант ответа утром следующего дня. Такими действиями можно уменьшить количество конфликтов в среде марийцев. Понимаю, что это не просто, сам страдаю таким недостатком, но поверьте это действенный инструмент. Попробуйте и вы в этом убедитесь.

      • Эрвемарий

        Илья, тый чын отыл. Шоналте сайынрак, вуйыштет нумал кошт икмыняр жап чылажымат вискален, вара возгале Интернет лаштыкыш. А, можыч, тыге тупела возашат от ту:нал, сайынрак щоналтен моштет гын. Неужели от умыло ик кашак мировоззрений гыч вес кашакыш то:рштылметым? Ко: тый улат? Ко:н верч шогет? Ко:н вашатреш? Таче — тыге, эрла весту:кын. Ишкым ит кыре марий-влак коклаш. Тый шкеже провокатор улат. То ончыч эрвелмарий-влакым вурсаш толашет ыле, шке семынет, шке шонымет почеш чылаштым илаш туныктынет, а нимогай конструктивный позициет уке, паша лектышетым ниго: ок уж. Ынде марийэл-влакым вурсаш толашет (провоцируешь). Тидым ыштыме ок ку:л. Ушнаш негызым кычалаш ку:леш. Тушман-влакын вакшышкышт ву:дым йоктарет. Интернетышке ала-момат возгалаш лиеш, а тый кучо да шке примерет дене ончыкто, мом кузе ышташ. А тыге пазарыште ляпкен шинчыше вате гай улат.

        • Илья Бирский

          Эрвемарий, тыйынже пашат веле огыл, лу’метшат уке, а садикте шен’ат туныкташ да вурсаш. Ко’ тый улат? Ко’ ваштареш? Коеш, Бикмурзин тукым, критика ок келше. Так сулыза моктымашым, мокташ ту’налам. Теве В. Н. Лайдым эре моктем, потомушто тудо чынжымак марий калыкын геройжо. Мый тудын эгоцентризм позицийжым умылем. Но улыт моло авторвлак, кудышт вес информацийым пуат. Мутлан, уло Сепеевын «Восточные марийцы» книгаже да шуко молат, тугак семык нерген уло ятыр шымлымаш. И «пеледыш пайремын» историйже раш пале. Мыйже нине данныйлан эн’ертенам, так ончыктыза нунын ваштареш аргументдам. «Тый мылам от келше» манаш мылам арам — мотор у’дырым йо’ратыза. А шайтанвлак, чынжымак, эрвелнат да касвелнат темыныт. Мыйже Йошкар-Олаштат иленам. Лийыныт тугайвлак, кудышт шауленыт: «Те тышке толын, мемнан пашаверым налында, кайыза ыле Башкирийышкыда». Конешне, нуным Марий Элын тале марийышт темдалыныт, но садикте икмыняр йолташлан Марий Эл гыч каяш логалын. Ишкым ишке дене кырен луктыт — критикын пайдалыкше тыште. А МариУвер мыйын возымым печатла дык, векат, ку’лешанлан шотла, векат, мыйын возгалымым лудаш йо’ратыше уло.

  9. Эрвелмарий

    Чынак мотор удыр улат улмаш, йоратат гын. Шке мутет. А эше кушто тыйым печатлат?

  10. киров мари

    обращение к администрации сайта
    на сайте Дом Дружбы народов Ижевска Удмуртии есть публикация о празднике Семык в Удмуртии, разместите на своем сайте, пусть почитают и посмотрят неравнодушные

  11. Елена

    Интересно, почему СЕМЫК, а не СЕМИК??? Изучая историю слова «турачи», наткнулась на интересную статью , где пишется о праздновании весеннего праздника у «древних славян»: западные праздновали Турицу, Восточные— Семик. Место моления в Костромской области (на месте проживания марийцев в с. Турово существовала молельная гора Турово. В «Слове о полку Игореве» (1185 г) Всеволод величается эпитетами: «яр-тур», «буй-тур».

Добавить комментарий для отметилиОтменить ответ